отец солдата история фильма
На Каннском фестивале фильм был показан под эгидой классического кино. В том, что «Отец солдата» имел оглушительный успех и широкое признание, велика заслуга режиссера Резо Чхеидзе, автора сценария Сулико Жгенти и, конечно же, исполнителя роли главного героя, актера Серго Закариадзе. Резо Чхеидзе и Сулико Жгенти познакомились еще в годы учебы во ВГИК.
Вокруг фильма многое было сказано, но многие факты остались неизвестными. Думается, молодому поколению, которое знакомо уже с цветной версией фильма, изготовленной американской компанией, эти факты будут интересны. Кстати, заказ на цветную версию американская компания получила от работавшей в Москве бельгийской фирмы, и режиссер лично отслеживал этот процесс.
В фильме использована реальная история из жизни сценариста Сулико Жгенти. Ему было 18, когда, не спрашивая у семьи, он ушел на фронт добровольцем. Тяжело раненный в одном из боев, попал в госпиталь. И его отцу, чтобы отыскать сына, пришлось пройти длинный и опасный путь. Незадолго до смерти Резо Чхеидзе его студентка Русудан Шаишмелашвили сняла о великом маэстро документальный фильм «Жизнь в кадрах». В него вошли рассказы режиссера о событиях до и после съемок фильма.
История фильма началась в один прекрасный день – во дворе киностудии, где в тот период проходили съемки киноленты «Морская тропинка», в которой снимался Серго Закариадзе. Идея снять «Отца солдата» как раз тогда, оказывается, и зародилась. Пришедший в киностудию Сулико Жгенти передал Резо Чхеидзе для ознакомления сценарий фильма. Восхищенный маэстро на следующий же день пришел в киностудию к Серго Закариадзе.
Этот эпизод сам Резо Чхеидзе вспоминал в фильме «Жизнь в кадрах»: «Доброе утро, господин Серго! — сказал я ему. Он даже не взглянул в мою сторону. – Я вам сценарий принес, тут образ кахетинца-виноградаря. Дело в том, что в начале сценария написано, что сын этого старика был на фронте, что он танкист, что сейчас он ранен». Тут Серго с интересом на меня посмотрел, но ничего не сказал и снова приступил к гриму. Я продолжил – едет этот Махарашвили на фронт, находит тот госпиталь, где лежал его сын. Тут Серго оживился: «И что?». Получилось, что он зря туда приехал — сына, оказывается, уже выписали и снова отправили танкистом на фронт. «И что потом?— спросил Серго. — Что стал делать твой Махарашвили?». Он пошел тем путем, где предполагал, что проходил танк его сына. Идет он, идет, но никак не может найти сына. «Потом? Потом что он сделал?» — Серго встал и подошел ко мне. Я сказал ему, что Махарашвили, наконец, добрался до сына в Берлине, когда тот был ранен… В том месте, когда старик говорит погибшему сыну «Что мне сказать твоей матери?», у Серго на глазах навернулись слезы, и, как у маленького ребенка, задрожали все мышцы на лице… Серго плакал… Я спросил, понравилось ли ему. Очень – последовал ответ. Я хочу снять фильм, в котором вы будете играть Георгия Махарашвили. «Я должен играть эту роль? Я буду настолько счастлив, что буду ее играть?!» — воскликнул он. Будете, господин Серго! Осознав до конца ситуацию, Серго вдруг отложил грим, и мы оба заплакали».
В тот период, в советскую эпоху, каждый новый фильм сдавался во Всесоюзный комитет кинематографистов, и одно из тогдашних ведомств, оказывается, отказало в выпуске киноленты на экраны. А в качестве причины сказали: почему, мол, этот грузинский дед ударил нашего офицера… От окончательной отправки «на полку» фильм спас самый строгий в то время советский генерал — Востоков.
Русудан Шаишмелашвили, автор фильма «Жизнь в кадрах»: «Я была студенткой Резо Чхеидзе, и поэтому никого не удивило, что снять о нем фильм поручили мне. На съемки мы поехали в Кахети, в Гурджаани, где с нами был наш друг, замечательный оператор Важа Топурия. Всем этим руководил митрополит Чкондидский, владыка Петрэ, который оказал нам столько помощи во время съемок, что мне не хватает слов… Резо Чхеидзе мне сказал, что после стольких лет, прошедших после съемок «Отца солдата», он впервые едет в Гурджаани… Оказывается, в свое время, первыми фильм «Отец солдата» посмотрели именно гурджаанцы, и с тех пор, увидев Серго Закариадзе в своем районе, они говорили: «Наш дедушка приехал!» Я счастлива, что мне выпала честь быть автором фильма о моем любимом педагоге. К сожалению, господин Резо уже не смог его посмотреть…».
zihuatanexo
zihuatanexo
Знал режиссер и актера, который очень вдохновенно может исполнить роль отца солдата.
— Придя на следующий день на киностудию, я поспешил в гримерку к Серго Закариадзе, — продолжает рассказывать хозяин. — Маститый актер сидел перед зеркалом и накладывал бакенбарды. Все в павильоне знали: когда Серго готовится к съемкам, к нему лучше не подходить, может и обругать ненароком… И вот я сажусь рядом и начинаю рассказывать о старике — отце солдата, образ которого достаточно колоритно описал Сулико Жгенти. Смотрю, Серго перестал гримироваться и весь обратился в слух. А вскоре я заметил в его глазах слезы. Я понял, что он будет сниматься у нас в картине!
Бюджет фильма составлял 360 тысяч рублей. Батальные сцены требовали больших расходов, денег не хватало. Съемочная группа могла и вовсе вылететь в трубу, если бы на помощь не пришел “Мосфильм”.
— Нам помогли с реквизитом, и мы стали основательно “вооружаться”, — продолжает рассказывать Резо Чхеидзе.
Московский военный округ безвозмездно предоставил армейские подразделения для массовки и военную технику для съемок.
В съемочной группе знали: Закариадзе хотел, чтобы его герой как можно больше находился на экране. В сцене, где он с другими солдатами ползет по-пластунски, актер пропахал землю на животе с такой скоростью, что оказался первым у камеры, и закричал “ура!” прямо в объектив. А ведь вместе с ним ползли молодые тренированные спецназовцы, а актеру было уже за пятьдесят.
“Немецкую натуру” снимали в окрестностях Риги и Калининграда — бывшего Кенигсберга.
— В северных краях для сцены, когда танки разворачиваются и идут прямо по кустам виноградника, мы никак не могли найти лозы винограда.
И вот кто–то из биологов посоветовал нам обратиться к одному селекционеру, который у себя в загородном доме выращивает специальный морозостойкий сорт винограда. Приехали мы к ученому, он категорически заявил: “Не дам лозы”. Только когда Серго рассказали сюжет фильма, из уважения к главному герою — Георгию Махарашвили — он решил “провести внеплановую обрезку виноградника”.
Прототипом же послужила надпись на ж/д мосте у Южного вокзала г. Кёнигсберга, гласившая: Здесь гвардейцы полковника Толстикова прошли первыми.
Во второй половине дня 7 апреля гвардейцы дивизии полковника Толстикова первыми в 11-й гвардейской армии начали переправу на правый берег реки Прегель (мосты были взорваны, приходилось форсировать Прегель на чём придется, лишь бы не ослаблять стремительность атаки. )
Правда, предполагалось, что действие происходит в поверженном Берлине, но почему бы не заменить его поверженным Кёнигсбергом?
При сдаче фильма в прокат вдруг возникли сложности. Министр кинематографии Романов вынес вердикт: “Эту картину Советская Армия смотреть не будет”.
— Спор разгорелся из–за эпизода, где солдат Георгий Махарашвили бьет офицера, который танком переезжает виноградные лозы, — объясняет режиссер. — Романов усмотрел в этом нарушение армейского устава. Через несколько дней мы показывали фильм в Министерстве обороны. Военные очень эмоционально реагировали на кадры картины: громко хлопали, смахивая слезы. В фойе после просмотра они цитировали Георгия Махарашвили: “Никто не может научить меня воевать. Мой отец — воевал, его отец — воевал, его, его, его отец — воевал. ”
Начальник политуправления армии генерал Востоков подошел ко мне после просмотра: “Ваш министр ничего не понял. Это не солдат наказывает офицера, а отец воспитывает танкиста, годящегося ему в сыновья, беречь все живое, в том числе виноград!”
parashutov
parashutov
О ФИЛЬМЕ «ОТЕЦ СОЛДАТА». ПАМЯТИ РЕЗО ЧХЕИДЗЕ.
Этот фильм сняли в год моего рождения, значит, больше полвека назад. Сюжет его, на первый взгляд неказист: грузинский колхозник Георгий Махарашвили едет навестить раненого сына. Не застав сына в госпитале, старик отправляется на его поиски. Став очевидцем военных событий, Георгий добивается, чтобы его приняли в действующую армию. Старый грузин доходит с боевыми товарищами до самого Берлина. Судьба сводит отца и сына в одном из боев, но встретить и обнять сына Георгию не довелось – в этом же бою сын погибает от осколка снаряда…
Фильм «Отец солдата» киноведы называют культовым, он входит в десятку самых лучших советских фильмов, снятых о войне. Не так давно фильм сделали цветным. Писали, что работа колоризаторов была выполнена не только при согласии режиссера фильма Резо Чхеидзе, но и при его непосредственном участии.
Сегодня знаменитого батоно Резо не стало… Светлая память!
Резо (Реваз) Давидович Чхеидзе
8 декабря 1926, Кутаиси – 4 мая 2015, Тбилиси
Режиссер: Резо Чхеидзе
Сценарий: Сулико Жгенти
В ролях: Серго Закариадзе, Владимир Привальцев, Александр Назаров, Александр Лебедев, Кето Бочоришвили, Иван Косых, Петр Любешкин, Гия Кобахидзе, Виктор Уральский, Владимир Пицек, Петр Любешкин, Елена Максимова, Виктор Косых
Операторы: Лев Сухов, Арчил Филипашвили
Композитор: Сулхан Цинцадзе
Производство: Грузия-фильм, 1964
Резо Чхеидзе и Серго Закариадзе на съемках фильма.
Серго Закариадзе был единственным кандидатом на главную роль. Режиссер Резо Чхеидзе рассказывал: «Когда я прочитал повесть Сулико Жгенти, то на следующее утро пошел к Закариадзе, потому что сразу понял: роль Махарашвили – его и больше никого. Застал артиста в гримерке. Серго Александрович нехотя разрешил мне прочитать повесть, хотя терпеть не мог, когда ему мешали погружаться в образ. Когда я дочитал до места, где Георгий доходит до Берлина и встречается там со своим сыном, который погибает, Закариадзе стал плакать навзрыд. Весь его грим потек, и я не знал, что сказать в утешение. Никогда не забуду слова Серго: «Неужели я буду таким счастливым человеком, что смогу играть эту великую роль?»»
Серго Александрович Закариадзе
18 июня (1 июля) 1909, Баку – 12 апреля 1971, Тбилиси
После выхода фильма на Серго Закариадзе обрушилась всесоюзная слава. Но через шесть лет, в 1971 году, актера не стало. Панихида проходила в его родном Театре Руставели, похоронили актера в Тбилиси, на горе Мтацминда, в Пантеоне.
Могила Серго Закариадзе
В Кахетии, в родном городе Георгия Махарашвили, Гурджаани, поставили четырнадцатиметровый памятник Отцу солдата. В руках у старика-воина шлем и плащ погибшего сына.
Сегодня не стало и Резо Давидовича Чхеидзе, который подарил нескольким поколениям фильм «Отец солдата».
LiveInternetLiveInternet
—Метки
—Рубрики
Женский образ в живописи 18-20 веков часть 1
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
✨ В Кахетии до сих пор стоит огромнейший памятник отцу солдата
«Отец солдата» — художественный фильм, снятый в 1964 году режиссёром Резо Чхеидзе по сценарию Сулико Жгенти. Фильм ДОБРЫЙ, просто добрый. Очень много мудрости и человечности в нем.
«Отец солдата» — это история одного старого грузина, который отправляется в дальний госпиталь, чтобы навестить раненного на фронте сына. Этот человек всю жизнь провел на земле и никогда не выезжал дальше собственной деревни, а теперь ему предстоит ехать навстречу линии фронта.
Но он не боится. он как ребенок с открытым сердцем, наивным добрым взглядом. но видом больше напоминающий медведя из сказок. Он спрашивает каждого встречного, не видел ли и не знает ли он его сына. И очень удивляется и обижается, когда солдаты от него отмахиваются и отправляют домой, чтобы не мешался под ногами. война ведь.
Ну и что, что война. слушай, дорогой, он сына ищет. «сын мой, такой красивый, высокий. Фамилия Махарашвили».
Образ немного чудаковатого, доброго, сильного, отзывчивого, способного выручить в любую минуту человека создал гениальный актер Серго Закариадзе. Солдаты так его и звали — «Отец!» И на самом деле, на войне он заменял каждому солдату своего отца, своим примером, характером сильной личности, верой в успех!
Георгий не солдат, но война исключений не делает и увлекает за собой этого трогательного пожилого человека. Он проходит всю войну, разыскивая следы своего сына. Многое приходится увидеть и перенести Георгию, он сам становится солдатом и только в последние дни войны находит сына. Увы, встреча эта была последней.
Автор сценария Сулико Жгенти во время Великой Отечественной войны добровольцем ушел на фронт, служил в морских десантных частях, был тяжело ранен.
Прототип главного героя фильма «Отец солдата» служил вместе с Сулико. «Ночной поход, тащишь пулемет, а он помогает, подхватывает», — вспоминал сценарист. Даже такой эпизод в фильме, когда Махарашвили берет землю и говорит, что «пора пахать, сеять», был на войне. «Весна, проснулся и вижу — берет наш старик штык и ковыряет им землю, а после сажает зерно», — рассказывал Жгенти.
Жалея молоденьких солдат, он забирал у них пулемет и нес его несколько километров на плечах. В дивизии он был всеобщим любимцем. Солдатам старик заменил отца, случалось, заслонял вчерашних мальчишек от пуль. Автор сценария сохранил главному герою его подлинное имя — Георгий Махарашвили.
Вспоминал автор сценария, как весной 42-го у Новороссийска спавших в блиндаже бойцов разбудили звуки грузинской мелодии: пел Георгий Махарашвили. Взрыхляя штыком землю, он сеял пшеницу.
Солдаты с удивлением смотрели на своего однополчанина. «Весна идет, весна. » — пел старик, никого не замечая.
Опекал Георгий и самого Сулико Жгенти, который в 16 лет ушел на фронт добровольцем. Получив весточку о том, что сын находится в госпитале, отец Сулико отправился навестить его, но не застал его в лазарете. Эта реальная история и легла в основу сценария фильма.
Режиссер фильма Резо Чхеидзе рассказывал: «Серго Закариадзе был единственным кандидатом на главную роль. На момент встречи с режиссером он уже был очень известным в Грузии актером. Играл большие трагические роли — короля Лира, царя Эдипа. Смотреть его приезжали со всего Советского Союза».
«Когда я прочитал повесть Сулико Жгенти, по которой поставлен фильм «Отец солдата», то на следующее утро пошел к Закариадзе, потому что сразу понял: роль Махарашвили — его и больше никого, — рассказывает Резо Чхеидзе. — Застал артиста в гримерке. Серго Александрович нехотя разрешил мне прочитать повесть, хотя терпеть не мог, когда ему мешали погружаться в образ.
Когда я дочитал до места, где Георгий доходит до Берлина и встречается там со своим сыном, который погибает, Закариадзе стал плакать навзрыд. Весь его грим потек, и я не знал, что сказать в утешение. Никогда не забуду слова Серго: «Неужели я буду таким счастливым человеком, что смогу играть эту великую роль?»
Серго Закариадзе и Резо Чхеидзе
«Серго был необыкновенно ответственным. Раньше всех вставал утром и первый гримировался. В костюме Махарашвили спал, чтобы раньше всех отправиться на съемки. Военные баталии снимались далеко от гостиницы, где жили актеры. Но уже в шесть утра он сидел на первом сиденье возле шофера в автобусе и ждал остальных участников съемочной группы».
По признанию Резо Чхеидзе, лучшей рецензией на фильм «Отец солдата» стало письмо, которое режиссер получил из Севастополя. В нем рассказывался реальный случай, когда молодой человек пришел в милицию, чтобы признаться в совершении кражи. Когда у него спросили, почему он пошел на этот шаг, тот ответил: «Я только что посмотрел фильм „Отец солдата“ и решил, что буду честно жить на белом свете».
Премьера фильма состоялась во Дворце пионеров в Тбилиси.
Увидев, как сопереживают зрители героям, съемочная группа поняла: картина удалась. На широком экране фильм впервые показали 9 мая 1965 года. В финале, когда Георгий держит на руках смертельно раненного Годердзи и говорит: «Как ты вырос, сынок мой! Какой стал большой! Матери твоей что сказать?» — весь зал плакал навзрыд. Картина имела успех не только в Советском Союзе, но и за рубежом, получила несколько наград, в том числе и премию «Капитолийский Юпитер».
Резо Чхеидзе: «Немногим героям фильмов у нас поставлены монументы. А в Кахетии до сих пор стоит огромнейший памятник отцу солдата Махарашвили, нашему главному герою. Это памятник всем тем мужчинам, женщинам, старикам, детям, которые победили в страшной войне XX века. В той деревне, где поставили скульптуру, 300 человек не вернулись с войны».
Простой кахетинский виноградарь, мудрый старик, отлитый в меди, возвратился навсегда на родную землю. Плащ и шлем погибшего сына держит он в руках. У ног 15-метрового великана стоят четыре бастиона — по количеству лет войны, по обеим сторонам — Стена Памяти и Стена Вечности, на которых высечены имена всех кахетинцев, погибших в годы Великой Отечественной войны, а в центре — Вечный огонь».
Внизу на барельефе выбили имена всех жителей сел района, которые не вернулись с войны. В списке погибших большая часть носит фамилию Махарашвили.
Киноводитель по Калининграду. Как было и как стало. Фильм «Отец солдата».
Если вы решаете, чем заняться в Калининграде, куда сходить отдохнуть, то я предлагаю вам маршрут по местам съёмок гениальной советской киноленты «Отец солдата». На своеобразной «машине времени» мы можем перенестись в 1964 год, почти на 60 лет назад. Погрузиться в атмосферу того времени и познакомиться с городами Калининград и Советск.
Надеюсь, что местные старожилы узнают знакомые места, а туристы и гости города по новому посмотрят на #достопримечательности калининграда и известные #туристические маршруты региона.
Напоминаю, что полный список фильмов снятых в Калининградской области тут.
Фильм, как и другая замечательная лента «Судьба человека», снимался в разных уголках Советского союза. Калининград и Советск выступили натурой для финальных сцен.
По сюжету пожилой грузинский крестьянин Георгий Махарашвили узнает, что его сын танкист был ранен и попал в госпиталь. Георгий собирается проведать сына и отправляется к нему. Пока он добирался, сын выздоровел и уехал на фронт. Георгий решает остаться в действующей армии и добивается зачисления в мотострелковую воинскую часть. Сына он находит только в конце войны в ходе боёв за немецкий город, роль которого сыграл #Кёнигсберг
В тексте к каждой новой сцене я оставляю ссылку на фрагмент ролика с Ютуба. Так что можно выйти непосредственно на искомую локацию, нажать на ссылку и посмотреть на город 60 лет назад.
Первые кадры на Калининградской земле сняты в городе Советске. И кажется, что #мост королевы Луизы стал первой точкой съемки. Однако, вот парадокс, сам мост, который мы видим в кадре, совсем не похож на современный.
Слева в кадре арка моста королевы Луизы, но справа это не он. Или у моста в Советске есть двойник? Знаю что мост был капитально перестроен в 1967 году, так что возможно в кадре версия моста до реконструкции. Но скорее всего, это два разных моста с похожими арками и умелый монтаж. Пишите и поправляйте в комментариях.
Сегодня на этом месте стоят фуры и легковушки на въезде в Россию.
Снова на секунду вернёмся к фильму. В кадр попадает #набережная советска которую мы уже могли видеть в фильме 1949 года «Встреча на Эльбе».
Аутентичный ракурс в наши дни снять может только пеший путешественник из Литвы в Россию или водитель фуры. Будем ждать, может кто то и сфотографирует и выложит в комментариях.
В 2020 году реконструкция набережной Советска была завершена. Под аркой моста мы видим проезд, который вел к спасательной станции Советска и жилому дому, оказавшемуся в плену. Но об этом ниже.
Кстати, заметили иронию судьбы? В фильме советские войска по мосту едут с родного, правого берега Немана на чужой, вражеский. Сегодня же наоборот, левый берег наш, а вот за речкой уже нет.
С дальнейшей идентификацией места съемки вопросов не возникает. В кадре мы видим центральную площадь Советска, впоследствии получившую имя маршала Жукова и мост королевы Луизы. Теперь сомнений нет, это он. Кадр не очень четкий, но через арку моста просматриваются какие то элементы, которых в наши дни нет. Так что, все может быть, и на предыдущих кадрах фильма все же мост из Советска.
Справа в кадре расположен тот самый жилой дом, о котором я упоминал выше.
После распада СССР он оказался окружен территорией международного автомобильного пункта пропуска «Советский». Жители имели возможность проходить к дому только через территорию МАПП или делая крюк по дороге под пролётом моста. Расселили дом пару лет назад, сейчас планируют снести. Вопрос спорный. Всё на мой взгляд, зависит от дальнейшей судьбы самого пункта пропуска, так как в 2021 году должен заработать новый погранпереход в паре километрах от города Советска («Советск-2» или «Дубки»). Когда транзитные транспортные потоки уйдут из города, можно будет рассуждать о судьбе старого КПП, обустройстве площади Жукова и судьбе несчастного дома.
Пока же площадь выглядит вот так:
Как видим, в наши дни большая и красивая площадь наполовину заставлена модулями и терминалами пограничников и таможенников. Насладиться шикарным видом на мост и реку Неман пока можно только с высоты расположенных на южной стороне площади двенадцатиэтажек.
Следуя за движением по площади ИС-2 камера показывает нам руины Орденской (Немецкой) кирхи г. Тильзита. Да, в 1964 году её коробка еще стояла и была позже снесена, так как средств на её восстановление и даже консервацию в бюджете города не было.
Сейчас на месте кирхи обустроен фонтан, а слева от него простая советская пятиэтажка.
Далее нам показывают начало ул. Гагарина и Победы. Сейчас в этом месте, по адресу ул. Победы, д. 51 стоит большая пятиэтажка, построенная для работников советского речного порта.
И немного панорамы Советска от Яндекса.
Далее фильм переносит нас из Советска в Багратионовский район.
В кадре аутентичные Т-44. Особой пикантности придаёт сюжет в котором Георгий Махарашвили общается с механиком танка, а тот ковыряется в люке, расположенном сверху корпуса. Танкисты поймут ))
До наших дней кирха не сохранилась. Журналист «Комсомольской правды» в Калининграде Владислав Ржевский нашел её руины.
Финал фильма снимался уже в Калининграде. После событий с виноградом мы сразу переносимся в ночной бой, снятый на руинах здания биржи Кёнигсберга.
В войну оно сильно не пострадало, но даже спустя 20 лет после войны в 1964 году еще не было восстановлено и вполне подходило для съёмок боевых действий.
Сегодня сфотографировать здание современного Музея искусств Калининграда с того же ракурса, что и в фильме мешает эстакадный мост. Но думаю, что и по той фотографии мы сможем восстановить картину того ночного боя из фильма.
Драматичная развязка фильма, когда отец встречается с сыном снималась на руинах Королевского замка. Мы можем частично увидеть внутреннее убранство замка, ступеньки на балкон. Прощание с сыном (прошу прощения, если для кого то я заспойлерил сюжет) происходит на балконе восточного флигеля в северо-восточной части замка, с которого открывается вид на внутренний двор, юго-восточное крыло замка, называемое крылом или флигелем Унфрида, остров Канта и руины Кафедрального собора.
Сегодня на этом месте Центральная площадь Калининграда. Пустоту площади занимает только громада недостроенного Дома Советов.
Для более полного понимания и привязки к местности добавлю соответствующий скрин из 2гис.
Завершается фильм сценой прохода подразделения Махарашвили по ул. Октябрьской и деревянному мосту. В кадре мелькают очертания руин Кафедрального собора, а непосредственно за мостом снова видны руины замка, в первую очередь #флигель Унфрида
Сегодня вид сильно изменился. Узнать его помогает только сам мост.
На этом наше краткое путешествие на «киномашине времени» в 1964 год завершено. Спасибо что дочитали.
Подписывайтесь на канал, делитесь с друзьями. Оставляйте комментарии, пишите, как вам #киноводитель
Тем кто не смотрел фильм настоятельно советую это сделать. Он замечательный.
Материалы данной статьи защищены авторским правом и принадлежат каналу #снято в калининграде Любое их копирование разрешено только с указанием гиперссылки на источник.