открытый урок счет лет в истории
Конспект урока по истории «Счет лет в истории»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
План урока «Счет лет в истории»
Кто такие ремесленники? как люди научились изготавливать орудия труда из металла?
Почему стало возможно и выгодно вести хозяйство силами одной семьи?
Почему вожди племен и вся знать были заинтересованы в военных походах?
Изучение новой темы
В истории очень важно знать, когда произошло то или иное событие, какое событие произошло раньше и какое позже. Сегодня на уроке мы с вами поговорим о единицах измерения времени, которыми пользовались наши предки и которыми пользуемся мы, узнаем, как разные народы считали время, что такое лента времени. И так тема нашего сегодняшнего урока « Счет лет в истории ».
Обращаясь к изучению прошлого, легко заметить, что нас всегда интересует, когда жил тот или иной исторический деятель, когда был основан город или когда началась и закончилась война. Без дат нет истории. Историки выстраивают прошлое, исторические события в определенной последовательности во времени. Эта последовательность образует хронологию. Само слово » хронология » в переводе с древнегреческого языка означает «наука о времени».
Вы знаете, что есть разные отрезки времени. Сейчас я загадаю вам загадки, а вы определите о каком отрезке времени идет речь.
Поутру оживает. (День)
Протянулся мост на семь верст,
А в конце моста золотая верста. (Неделя)
Двенадцать братьев друг за другом бродят,
Друг друга не обходят. (Месяцы)
А вы знаете, откуда пошли названия месяцев, которыми мы пользуемся? Они появились в Древнем Риме. Например, январь получил свое название в честь бога Януса, март – в честь бога войны Марса, июль – в честь римского императора Юлия Цезаря. Сентябрь в переводе с латинского языка означает семь, т.к. это первоначально он был седьмым месяцем, а сейчас это какой по чету месяц? (9)
Кроме месяца, недели, дня существуют и большие единицы времени. Назовите их. (Год, век, тысячелетие).
Тысячелетие – 1000 лет (10 веков).
Первыми в истории определили длину года (365 дней) древние египтяне. Главное занятие египтян – земледелие, поэтому им нужно было знать, когда сеять и когда убирать урожай.
Давайте попробуем определить к какому веку относится та или иная дата.
Если сейчас 2012 год, то какой сейчас век? (21 век).
988 год. Это какой век? (10 век).
Если числа и года мы обозначаем арабскими цифрами, то века принято обозначать римскими.
X =10, его половина V=5
Итог: мы узнали, что для измерения времени люди используют дни, недели, месяцы, года, века, тысячелетия, но перед нашими предками встал вопрос от какой точки начинать отсчет лет.
Точка отсчета времени.
Точки отсчета лет в разных странах были разные. Например. В Древнем Египте каждый раз, когда начинал править новый фараон, счет лет начинался заново. Первый год его правления считался первым, второй – вторым и так далее. Когда этот фараон умирал, к власти приходил новый, и вновь наступал первый год. Римляне первым считали год основания своего города. У народов, исповедующих ислам, летоисчисление ведется от даты переселения Мухаммеда – основателя ислама – из Мекки в Медину. Древние славяне переняли традицию византийцев, и отчет времени вели «от сотворения мира».
Итог: в разные периоды истории люди для удобства выбирали разные точки отсчета лет. Это было связано со значимыми историческими событиями.
Счет лет, которым мы пользуемся. Лента времени.
Сейчас в тетрадях мы нарисуем ленту времени и будем отмечать на ней исторические даты.
Конспект урока на тему «Счёт лет в истории»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Конспект урока для 5 класса по курсу
«Всеобщая история. История Древнего мира»
Тема урока: Счет лет в истории
Тип урока: изучение нового материала
Цели урока : 1.Сформировать у учащихся представление о хронологических датах как части исторических знаний; продолжить формирование умений счета лет в истории. 2.Развитие умения соотносить год, век, тысячелетие; устанавливать длительность и последовательность событий; умения решать задачи на прямой и обратный счет лет в истории. 3.Поддерживать интерес к важнейшим событиям прошлого, сформировать представление у учащихся о ценности времени.
Оборудование: Учебник, «лента времени»
Основные понятия: Год, век (столетие), тысячелетие, «до н.э.», «н.э.», хронология, календарь.
3.Наша эра и лента времени.
Счет времени нужен не только для историков. В повседневной жизни мы ведем счет дням, неделям, месяцам, годам по календарю. Кроме месяца, недели, дня существуют и большие единицы времени. Назовите их. (Год, век, тысячелетие). Год – 365 дней. Век – 100 лет Тысячелетие – 1000 лет (10 веков). Первыми в истории определили длину года (365 дней) древние египтяне. Главное занятие египтян – земледелие, поэтому им нужно было знать, когда сеять и когда убирать урожай. Давайте попробуем определить к какому веку относится та или иная дата.
Задание. 1. 1240 год. Это какой век? Чтобы определить какой это век, нужно закрыть две последние цифры. Остается цифра – 12, значит прошло 12 полных веков, а идет 13-й, значит 1240 г. – это 3 век.
2. Если сейчас 2013 год, то какой сейчас век? (21 век).
Конспект урока истории в 5 кл на тему: Счет лет в истории
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Цели: сформировать у учащихся представления о хронологических датах как части исторических знаний; продолжить формирование умений счета лет в истории.
Оборудование: лента времени на доске, карточки с названием изученных событий.
Информация для учителя
Вопрос об измерении времени годами, веками, тысячелетиями уже знаком учащимся 5-го класса из ранее изученного материала (пропедевтического курса истории и математики 3-го класса). Кроме того, учащиеся дома уже прочитали текст изучаемого на этом уроке параграфа. Поэтому целесообразно опираться на имеющиеся у них знания по теме.
I. Организационный момент
II. Изучение новой темы
Задача для учащихся: научиться вести счет лет в истории.
1) Годы, века, тысячелетия.
2) Как считали время в древности?
3) Современное летоисчисление.
На доске: тема урока, изображена лента времени.
1. Беседа по вопросам.
— Сколько дней в году?
— Век — это сколько лет?
— Тысячелетие — это сколько веков?
— В каком веке мы живем?
— Какой год был последним в XX в.?
— К какому веку относятся:
— Какой век будет следующим?
— В каком году начался XXI век?
2. Работа в тетрадях.
Задание: в хронологической последовательности разместите на ленте времени даты, которые мы уже изучили:
а) появление человека на Земле — 2 млн лет тому назад;
б) появление «человека разумного» — 40 тыс. лет назад;
в) появление скотоводства и земледелия — 10 тыс. лет назад;
г) обработка меди — 9 тыс. лет назад;
д) появление ледника — 100 тыс. лет назад.
3. Сообщение по теме «Как считали время в древности».
Счет лет, которым пользуются современные люди, связан с верой в Иисуса Христа. Первым в нашем летоисчислении считается год рождения Христа. Но так было не всегда. Древние египтяне, например, начинали отсчет лет заново каждый раз с правления нового фараона (так назывались цари Египта). Древние римляне вели отсчет времени от основания Рима (753 г. до. н. э.). В жизни древних греков очень важное место занимали Олимпийские игры, поэтому они вели свое летоисчисление по олимпиадам. Допетровская Русь считала годы «от сотворения мира». Можно представить, как трудно было установить, когда происходило то или иное событие. Например, чтобы перевести счет по олимпиадам на современный, надо умножить число прошедших олимпиад на 4, прибавить уменьшенное на единицу число лет текущей олимпиады и полученную сумму вычесть из 776, если событие произошло осенью или зимой, и из 775, если весной или летом. Трудно даже прочитать это, не говоря уже о самих расчетах.
Вот и предложила христианская церковь создать единую систему отсчета лет: «Пусть год рождения Христа будет первым, следующий — вторым и т. д.». Постепенно такой счет лет приняли в большинстве стран мира (в России он принят с 1700 г.). Время от рождения Христа до наших дней мы называем нашей эрой, а если какое-то событие произошло раньше рождения Христа — мы говорим «до нашей эры». Древний грек говорил: «Это было в первом году 75-й олимпиады». Римлянин мог ему возразить: «Нет, это было в 273 г. от основания Рима». А мы с вами сказали бы им обоим: «Не спорьте, вы оба правы. И было это событие, о котором вы говорите, в 480 году до нашей эры».
Так была создана общая система летоисчисления, удобная для всех.
Громов А.В., Чудакова Н.В. Я познаю мир. История. М., 1996. С. 31-32.
Вы уже поняли, что счет лет велся в разных странах по-разному. Естественно, это было неудобно. Один из верующих предложил вести счет лет от рождения Иисуса, т. к. христианская религия стала распространяться по многим странам мира. Время, исчисляемое от Рождества Христова, называется нашей эрой (сокращенно н. э.). Продолжается она более 2000 лет.
III. Закрепление изученного материала (задания на выбор учителя)
— Сколько прошло лет с первого года нашей эры до сегодняшнего дня? Сколько это составляет полных веков? Какой сейчас идет век? (2003 года, 20 веков, XXI век.)
— Когда было первое упоминание о Москве (в каком году, веке, тысячелетии)? (В 1147 году, XII веке, во II тысячелетии.)
— Какой год был раньше и на сколько раньше — 65 г. до н. э. или 40 г. н. э. Объясните, как вы сосчитали. (65 г. до н. э. был раньше на 105 лет.)
— В 1985 году были найдены останки двух захоронений, которые пролежали в земле 784 года — первое и 920 лет — второе. Какое из них было сделано раньше и на сколько раньше? (Второе захоронение было сделано раньше на 136 лет.)
История. 5 класс
Конспект урока
Урок 2. Счёт лет в истории
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке
Хронология – это вспомогательная историческая дисциплина, устанавливающая даты исторических событий и документов, а также последовательность исторических событий во времени.
Календарь – это список дней года с разделением их на месяцы.
Летоисчисление – это система исчисления больших промежутков времени.
«Новая эра» – это современная система летоисчисления, за начальный момент отсчёта которой взята дата рождения Иисуса Христа.
Основная и дополнительная литература по теме урока
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Хронология – вспомогательная историческая дисциплина, устанавливающая даты событий и их последовательность – это наука о времени. Она получила свое название в честь греческого бога Хроноса, имя которого переводится как «время». Согласно древнегреческому мифу время появилось во Вселенной первым, а уж потом появились огонь, воздух, вода.
Людям в древности было важно представлять, когда наступит зима или лето, когда готовиться к посеву или сбору урожая. Так возникла необходимость измерить время. Но как? Ответ подсказала сама природа. Люди заметили, что ход времени связан с Солнцем и Луной. Первой естественной единицей счёта времени для древних людей были сутки, разделённые на день и ночь. Это время от восхода до восхода Солнца. При наблюдении за Луной стали выделять месяц (от полнолуния до полнолуния) Впоследствии было замечено, что через некоторое количество времени повторяются явления природы. Так появился год. Годом считали промежуток времени между сборами урожая.
Календарь был необходим по многим причинам. Так в Египте календарь, предсказывал время разлива Нила, происходившее через один и тот же период времени, приблизительно равный году. Ведь если не собрать вовремя урожай, стремительные воды Нила погубят его и обрекут на голодную гибель людей.
А в Древнем Риме календарь сообщал о необходимости выплаты долгов. По традиции римские жрецы оглашали первый день каждого месяца и люди знали, что именно в этот день они должны платить долги или проценты. Этот день записывался в долговых книгах, которые назывались calendarium. Так собственно и возникло слово «календарь».
Календари в древности использовали в основном в хозяйственной деятельности, поэтому время в таких календарях, движется по кругу, от лета до лета, от одного разлива Нила до следующего, от полнолуния до полнолуния.
В каждой культуре возникла своя точка отсчёта времени. Например, египтяне боготворили фараонов и поэтому счёт лет вели от начала их правления. Но с каждым новым правителем счёт лет начинался заново.
В древней Греции крупнейшим событием были Олимпийские игры, именно они являлись точкой отсчёта времени. В Древнем Риме годы считали от легендарной даты основания Рима, со всеми этими событиями вы познакомитесь в дальнейшем на наших занятиях. Счёт по какому-либо памятному событию или правлению царей был неудобен.
А вот календарь, введённый в Риме Гаем Юлием Цезарем, названный впоследствии Юлианским, показался бы нам вполне знакомым. Именно он лёг в основу современного календаря. В нём год начинался 1 января и составлял 365 дней 3 года, а 4 год насчитывал 366 дней. Год делился на 12 месяцев. Однако даже юлианский календарь не совсем являлся точным. И с течением времени понадобились уточнения.
Поэтому в 1582 римским папой Григорием XIII был введён новый календарь. Этот календарь сейчас мы используем, он является общепринятым во всём мире.
Наши предки также использовали различные календари. Названия древнеславянских месяцев были приурочены к явлениям природы и полевым работам. Например, январь назывался «сечень» от слова сечь, рубить. Славяне рубили лес зимой, чтобы подготовить площадь для посевов. А июнь именовался «червень» – от слова червь. В этом месяце собирали в садах и огородах вредных гусениц.
С принятием христианства в 988 году славяне перешли на юлианский календарь, но точкой отсчёта была дата сотворения мира. По указу Петра 1 с 1700 страна перешла к отсчету времени от рождества Христова, а на современный григорианский календарь россияне перешли лишь в 1918 году, к этому году разница во времени составляла уже 13 суток.
В Израиле годы исчисляются от Сотворения мира, которое согласно иудейской религии произошло 5779 лет назад. В Пакистане летоисчисление ведется от времени переселения пророка Мухаммеда в Медину, которое произошло 1440 лет назад. А вот мы привыкли, как и весь христианский мир, привыкли считать время от рождения Иисуса Христа, которое по подсчетам историков произошло гораздо позже сотворения вселенной, всего 2019 лет назад.
Вся история поделилась на два больших периода или эры – до рождения Христа и после. Время после рождения Христа называется нашей эрой, а время с глубокой древности до Р.Х называется временем до нашей эры. Для того чтобы было удобнее представить очерёдность событий, произошедших в разное время, мы используем «ленту времени».
Время на этой линии движется вперед слева направо.
Поперечной разделительной линией отмечено начало нашей эры. Исторические события, которые произошли до нашей эры, находятся на ленте времени слева от разделительной линии. События, расположенные справа от этой линии, относятся к нашей эре. Внимание! Не перепутайте – счёт лет до нашей эры ведётся в обратном порядке, а время движения всегда направлено по направлению к нашим дням.
Давайте разберём на примерах.
Нам известно, что Рим был основан за 753 до Р.Х., т.е. в 753 г. до н.э., а первые Олимпийские игры в Греции прошли ещё раньше, за 776 лет до Р.Х., т.е. в 776 г. до н.э. Мы видим, что годы до н.э. нумеруются как бы в обратном порядке, т.е. сначала был 776 г. до н.э., а позже наступил 753 г. до н.э., еще позже 1 г. до н.э. Нулевого года не существует и после 1 г. до н.э. идет 1 г. н.э.
С помощью ленты времени можно посчитать количество лет, прошедших от одного события до другого. Даты, которые находятся в одной эре вычитают, а в разных – складывают. Так, со времени образования Рима в 753 г. до н.э. прошло (2019+753) 2772 лет, а вот с крещения Руси прошло «всего лишь» (2019–988) 1031 год.
Мы уже познакомились с такими временными единицами как сутки, месяц и год, но историки измеряют время в гораздо более крупных единицах. Так 100 лет составляют столетие или 1 век, а 10 веков = 1 тысячелетию. Века принято обозначать римскими цифрами, в то время как мы привыкли пользоваться арабскими.
Первые 100 лет новой эры – I век. Начало 101 года – это II век. Для того чтобы определить к какому веку относится тот или иной год нужно, отбросить последние 2 цифры года, а к оставшимся прибавить 1. Например: 1147 год – отбрасываем 47 и получаем 11+1 – XII век.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Задание 1. Установите соответствие.
I век I тысячелетие
Ответ: Правильный вариант/варианты
2237 год XXIII век
10 век I тысячелетие
Пояснение: Необходимо обратиться к тексту урока и вспомнить, что первые 100 лет новой эры – I век. Начало 101 года – это II век. Для того чтобы определить к какому веку относится тот или иной год нужно, отбросить последние 2 цифры года, а к оставшимся прибавить 1. Например: 1653 год – отбрасываем 53 и получаем 16+1 – XVII век.
Задание 2. Заполните пропуски в тексте. Могут быть лишние варианты ответов.
_______календарь — система исчисления времени, основанная на циклическом обращении Земли вокруг _______; продолжительность года принята примерно _______ суток. Каждый четвёртый год является_________. Год делится на _______месяцев. Впервые _______ календарь был введён папой римским _____в католических странах в ______ году взамен прежнего _______.
Ответ: Григорианский календарь — система исчисления времени, основанная на циклическом обращении Земли вокруг Солнца; продолжительность года принята примерно 365 суток. Каждый четвёртый год является високосным. Год делится на двенадцать месяцев.
Впервые григорианский календарь был введён папой римским Григорием XIII в католических странах в 1582 году взамен прежнего юлианского.
Пояснение: В задании даны слова для заполнения пропусков, необходимо подобрать нужные по смыслу слова и восстановить текст. Достаточно внимательно изучить эти слова и правильно выполнить задание.
Мы знаем Григорианский и Юлианский календари. Григорианский календарь связан с циклическим обращения Земли вокруг Солнца. Продолжительность года по месяцам и дням известна всем.
План-конспект урока по истории «Счет лет в истории»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
История Древнего мира
Тема: «Счет лет в истории».
с формировать представление об историческом времени,
ввести понятия: век, тысячелетие, эра,
развитие умения соотносить год, век, тысячелетие; устанавливать длительность и последовательность событий;
развитие умения работать со схемами,
развитие умения пользоваться римскими цифрами,
развитие умения решать задачи на прямой и обратный счет лет в истории,
поддерживать интерес к важнейшим событиям прошлого,
сформировать представление учащихся о ценности времени.
І. Организационный момент. Сообщение темы урока
В истории очень важно знать, когда произошло то или иное событие, какое событие произошло раньше и какое позже. Сегодня на уроке мы с вами поговорим о единицах измерения времени, которыми пользовались наши предки и которыми пользуемся мы, узнаем, как разные народы считали время, что такое лента времени, поговорим о прямом и обратном счете лет и поучимся решать задачи. И так тема нашего сегодняшнего урока « Счет лет в истории ».
ІІ. Изучение нового материала
Учитель раскрывает причину возникновения летосчисления.
1)Самостоятельное изучение п.2. абзац 1
2)Раскрыть смысл понятий «наша эра», до нашей эры» (учитель)
ІІІ. Практическая работа
Карфаген был основан на 72 года раньше, чем Рим. В каком году был основан этот город? (825 год до н.э.) (Основание Рима – 753 г. до н.э.)
Карфаген просуществовал 971 год. В каком году его разрушили римляне? (146 год н.э.)
Через 1900 лет после основания Рима был основан другой город. В каком году и что это за город? (в 1147 году, Москва)
Через сколько лет после падания Карфагена была основана Кострома. (Кострома основана в 1152 году, через 1006 лет после разрушения Карфагена)
Лондон был основан в 43 году н.э. Сколько лет уже существовал Рим? (796 лет)
Вашингтон моложе Москвы на 644 года. В каком году был основан этот город? (1791 год)
Какой город отмеченный на ленте времени просуществовал дольше всех? (Рим, 2770 лет)
В каком году жители Рима отметят свое 3000-летие? (в 2247 году)
А теперь давайте попробуем составить дату из пропущенных в пословицах цифр. Выполним эту совместно. (1067)
1. ….. в поле не воин. (1)
2. … без палочки. (0)
3. … чувство. (6)
4. У ….. нянек дитя без глазу. (7)
— Какая получилась дата? (1147)
— Что эта дата означает? (Основание Минска)
— К какому веку она относится? (XI в.)
П. 2, вопросы, с.9 зад. 6.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе
Курс профессиональной переподготовки
История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации
Номер материала: ДБ-154409
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
СК предложил обучать педагогов выявлять деструктивное поведение учащихся
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России
Время чтения: 1 минута
В Воронежской области ввели масочный режим в школах
Время чтения: 2 минуты
Пензенские родители смогут попасть в школы и детсады только по QR-коду
Время чтения: 1 минута
В Москве запустили онлайн-проект по борьбе со школьным буллингом
Время чтения: 2 минуты
Путин попросил привлекать родителей к капремонту школ на всех этапах
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.