откуда был родом отец истории
Геродот
Содержание
Биография
Родина Геродота, малоазийский Галикарнас, был основан дорийцами, рядом с городком представителей местного племени карийцев. В молодости Геродот принадлежал к партии, боровшейся против тирана Лигдамида, подвергался изгнанию, жил на Самосе, а затем отправился в длительные путешествия. Он объездил Вавилон, Ассирию, Египет, Малую Азию, Геллеспонт, Северное Причерноморье, Балканский полуостров от Пелопоннеса до Македонии и Фракии. Около 446 года до н. э. он поселился в Афинах, где сблизился с кругом Перикла; к этому времени значительная часть «Истории» уже была написана, поскольку известно, что Геродот читал отрывки из неё афинянам. В 444 году до н. э. Геродот принял участие в основании общеэллинской колонии Фурии в Великой Греции на месте разрушенного кротонцами Сибариса. Скончался в 425 году до н. э.
«История»
Сочинение Геродота — не историческое исследование в современном смысле слова, это — мастерское, бесхитростное повествование человека богато одарённого, необыкновенно любознательного, общительного, много читавшего, видевшего и ещё больше слышавшего; к этим свойствам присоединялась скромность верующего в богов эллина, хотя тронутого скептицизмом, но недостаточно разборчивого в полученных сведениях. С другой стороны, Геродот не только историк; некоторые части его сочинения — настоящая энциклопедия того времени: тут и географические сведения, и этнографические, и естественно-исторические, и литературные. Тем не менее Геродот по всей справедливости именуется отцом истории. Из девяти книг, на которые в настоящее время делится его сочинение, вся вторая половина представляет собой последовательный исторический рассказ о греко-персидских войнах, заканчивающийся на известии о занятии эллинами Сеста в 479 году до н. э.
Первая половина содержит в себе рассказы о возвышении Персидского царства, о Вавилонии, Ассирии, Египте, Скифии, Ливии и других странах. Единство изложения достигается в известной мере и тем, что с первых слов и до конца историк имеет в виду проследить борьбу между варварами и эллинами. Но не покидающая историка мысль о главной задаче не мешает ему вводить в широкие рамки повествования все, что казалось ему интересным или поучительным. Геродоту присуща в значительной мере историческая критика, во многих случаях чисто субъективная, нередко наивно-рационалистическая, но тем не менее решительно вводящая в историографию новое начало.
Литература
Тексты и переводы
Кроме того, до революции в России выходило множество «школьных изданий» отдельных книг «Истории».
Исследования
Скифский рассказ Геродота:
Откуда был родом отец истории
Геродот считается основателем науки истории. Его большая работа, названная «История» была создана на воспоминаниях очевидцев. Это запись истории войн между греками и персами, где кроме описанных воин давалась богатая географическая и этнографическая информация.
Жизнь Геродота
Будущий «отец истории» родился в греческой колонии в Галикарнасе, находившейся на территории Малой Азии (ныне Бодрум, Турция). Он происходил из богатой и благополучной семьи и воспитывался в обстановке уважения к Гомеру и старым легендам.
В молодом возрасте Геродот, занимаясь политикой, участвовал в неудавшемся заговоре против тирана, что привело в 467 году до н.э. к его изгнанию, вместе с семьей на остров Самос. В 455 году до нашей эры, тиран был всё-таки свергнут и семья Геродота вновь вернулась в родной город.
Вскоре Геродот опять покинул свою родину и стал путешествовать (455-443 гг. до нашей эры). Он с интересом изучал различные части тогдашнего известного мира, в том числе Колхиду, Скифию, внутреннюю часть Малой Азии и Понта до Крыма, Кипр, Сирию, Вавилон, Египет, который он называет «даром Нила», Кирению и, конечно же, Грецию.
Из материковой Греции он перемещается в центральную часть и достигает Темпи, затем на Пелопоннес, он посетил Закинф, Корфу, Додони, Амбракию, Сицилию, города южной Италии и Кротон.
Путешествуя, Геродот ведёт наблюдения и делает записи о жизни народов этих стран, описывает их обычаи, особенности.
Геродот дает много информации о климатических условиях и формах управления народами, с которыми он сталкивается. Он особенно очарован климатом и культурой египтян, описывает персидскую и вавилонскую цивилизацию как низшую, но интересную, перечисляет царей Вавилона в качестве хронологической системы в своей истории. Геродот первым отделил Европу от Азии, он считает, что кампании персов против жителей этих районов были оскорбительными.
Древние Афины в V веке до н.э. были интеллектуальным и духовным центром Греции. Геродот прибывает в Афины в сорокалетнем возрасте, где он знакомится с выдающимися личностями того времени Периклом, Софоклом, Протагором и читает им отрывки из своих работ.
В 444 г. до н.э., в соответствии с пан-эллинской политикой Перикла, на юге Италии был основан город Фурий рядом с древним греческим городом Сибарисом. Геродот, наряду с другими хорошо образованными людьми, такими как софист Протагор, архитектор Гипподам и Эмпедоклом, принял участие в колонизации города. По одной из версий, Геродот похоронен на фурийской агоре.
Геродот не успел дать название своей работе, сам он использовал обозначение «История». Труд историка высоко был оценен в научных кругах. Ученые из Александрии разделили труд отца истории на девять книг и дали каждой книге имя греческой музы.
Геродот: легенда об Арионе
Известный прекрасной музыкой всему Средиземноморью, Арион часто ездил в другие страны, куда его приглашали на музыкальные фестивали и мероприятия знати. Его музыка завораживала слушателей, за это музыканта одаривали золотом и деньгами.
Однажды, по возвращении в Коринф на корабле после прибыльной поездки в Италию, Ариона решила ограбить команда корабля. Они знали, что Арион возвращается домой с золотыми монетами и деньгами. Моряки решили завладеть его богатством и выбросить музыканта за борт.
В качестве последнего желания, Арион попросил спеть и сыграть на лире. После этого, он сам выбросился в море.
Жизнь Ариону спасла стая дельфинов, которые были очарованы его музыкой. Дельфины подхватили музыканта и унесли его к родным берегам.
2.6.3. Отец истории Геродот
2.6.3. Отец истории Геродот
Отцом истории считается Геродот. Он родился около 484 г. до н. э. в городе Галикарнас на юго-западном побережье Малой Азии. Галикарнас был основан греческими колонистами в VIII в. до н. э. и являлся центром области Кария. Галикарнас стал известен после сооружения в нем склепа в честь царя Мавсола (IV в. до н. э.), который не сохранился. На руинах Галикарнаса сегодня расположился турецкий город-курорт Бодрум.
Геродот принял участие в борьбе против Лигдамида, тирана Галикарнаса. Его дядя погиб, а Геродот покинул родину. Он поехал на остров Самос, затем в Финикию, а потом более десяти лет провел в путешествиях. Он объездил огромную территорию: посетил Ливию, Египет, Финикию, Сирию, Ассирию, Македонию, многие греческие города-государства. В Афинах, которые стали второй родиной историка, он сблизился с Периклом, Анаксагором, Сократом, Аспазией. Геродот быстро проявил себя в качестве любознательного, общительного человека и великолепного рассказчика. Афинские друзья высоко оценили его рассказы о дальних странах и вдохновили его на создание обобщающего труда. Так появилась «История», книга, посвященная греко-персидским войнам (493–449 гг. до н. э). «Геродот не только обобщил огромный материал хроник, легенд, устных преданий и личных впечатлений, но впервые создал целостную, пронизанную критическим подходом картину всего средиземноморского мира, попытался выявить причинно-следственные связи, лежавшие в основе происходивших событий.
Геродот считал, что греки, значительно уступая персам по численности, победили потому, что „они храбры, а храбры, потому что свободны и подчинены только закону“»[35]. Геродот не только выступал в качестве историка, но и фактически был первым этнографом, одним из выдающихся философов и писателей античной эпохи.
Отцом истории его назвал не менее знаменитый римлянин Цицерон. Ученые Александрии разделили труд Геродота на девять книг, каждую из которых назвали именем одной из греческих муз, покровительниц искусств. Сохранилось несколько списков труда Геродота: в Париже, Флоренции, Риме. «История» Геродота была впервые напечатана в 1502 г. в Италии, в России — в 1763 г. Этот труд стал первым памятником исторической мысли, где история человечества представлена как развертывающийся во времени и пространстве процесс, в ходе которого меняются судьбы народов.
Трудом Геродота было положено начало историографии, дисциплины, которая изучает процесс накопления исторических знаний, методы и приемы исторического исследования, деятельность исторических учреждений и общества, публикации исторической периодики, истолковывает и оценивает исторические источники и т. д. Историографию чаще всего характеризуют как историю исторической науки, историю исторической мысли. Отец истории Геродот умер около 425 г. до н. э.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Геродот (484–406 гг. до н. э.)
Геродот (484–406 гг. до н. э.) Когда на играх Олимпийских, В надежде радостных похвал, Отец истории читал, Как грек разил вождей азийских И силы гордых сокрушал, — Народ, любитель шумной славы, Забыв ристанья и забавы, Стоял и весь вниманья был. В. Жуковский. Творцу «Истории
ГЕРОДОТ (484–425 до н. э.)
ГЕРОДОТ (484–425 до н. э.) Человек с древнейших времен стремился познать окружающий мир — не только по необходимости, но и из любознательности. Однако подобные сведения оставались разрозненными, не приведенными в определенную систему. Первым это сделал греческий
Российский Геродот
Российский Геродот Среди интереснейших людей аннинского времени выделялся Василий Никитич Татищев. Его шестидесятипятилетняя жизнь была переполнена событиями и происшествиями, которых вполне бы хватило на двух-трех человек. Участник взятия Нарвы и Полтавского
О ЧЕМ ПИШЕТ ГЕРОДОТ
О ЧЕМ ПИШЕТ ГЕРОДОТ Кто придумал земледелие? Охота и собирательство диких плодов, при всех своих минусах, повсеместно были более продуктивны, чем возделывание почв. Они давали пищу сейчас же, сразу, без ожидания между возделыванием почв, посевом, сбором урожая. Плюсы
Глава 3 Геродот и его преемники
Глава 3 Геродот и его преемники Во второй половине XX в., когда Ганс Моргентау работал преподавателем кафедры политологии в Чикагском университете, два других профессора делали успешные шаги на академическом поприще кафедры истории того же учебного заведения — Уильям
12. Затем Геродот еще раз возвращается к истории Есфири = Елены Волошанки
12. Затем Геродот еще раз возвращается к истории Есфири = Елены Волошанки Как мы понимаем, история Есфири была знаменита в кругах реформаторов эпохи XVI–XVIII веков. Именно дворцовый переворот в столице Руси-Орды, организованный с помощью еретички Есфири = Елены Волошанки,
1. Геродот возвращается к истории убиенного русско — ордынского царевича Дмитрия «Античный» Лжесмердис — это Дмитрий, сын Елены Волошанки, или Дмитрий Самозванец
1. Геродот возвращается к истории убиенного русско — ордынского царевича Дмитрия «Античный» Лжесмердис — это Дмитрий, сын Елены Волошанки, или Дмитрий Самозванец Геродот все никак не может уйти от событий конца XVI — начала XVII века. Как мы уже говорили, теперь это стало
ГЕРОДОТ И АРХЕОЛОГИЯ
ГЕРОДОТ И АРХЕОЛОГИЯ Наши представления о происхождении скифов, об их выходе на историческую арену, об их жизни и политическом могуществе, о влиянии на соседей стали намного яснее в результате современного размаха археологических исследований в Советском Союзе. Ян
«Отец истории» в Афинах
«Отец истории» в Афинах В тот же год (445 до н. э.) в Афинах появился Геродот. Его изначальное «Кругосветное путешествие» превратилось в полную историю великой войны, в которой европейские греки успешно сражались с персидскими захватчиками. После его путешествия по
Вадим Эрлихман. Отец английской истории
Вадим Эрлихман. Отец английской истории I. Жизнь и труды магистра Беды.Заканчивая в 731 г. от Рождества Христова свою «Церковную историю народа англов», монах Беда[1] из североанглийского монастыря Ярроу мог рассчитывать на благодарную память потомков. В отличие
«Арабский Геродот»
«Арабский Геродот» Уроженец Багдада, историк, географ и путешественник Абу аль-Хасан Али аль-Масуди провел в дальних странствиях большую часть своей жизни. Еще в юношеском возрасте (ок. 915 г.), он, влекомый любознательностью и страстью к приключениям, предпринял ряд
4. ГЕРОДОТ О СКИФАХ
4. ГЕРОДОТ О СКИФАХ Геродот — греческий историк и географ V в. до н. э. Описание Скифии вошло в 4-ю книгу его «Истории греко-персидских войн». Отрывки из книги Геродота взяты здесь в переводе Ф. Г. Мищенко: Геродот, История в 9 книгах, перев. с греческого Ф. Г. Мищенко, с его
13. Юного Тита Манлия отец отправил в деревню Юного Давида отец отправил на отдаленное пастбище
13. Юного Тита Манлия отец отправил в деревню Юного Давида отец отправил на отдаленное пастбище Секст Аврелий Виктор говорит, что отец отправил Тита Манлия В ДЕРЕВНЮ [96], с. 194. По-видимому, это произошло в то время, когда Тит Манлий был ещё мальчиком или юношей, поскольку
Почему Геродот — отец истории
Точные даты жизни Геродота неизвестны, но удалось установить, что родился он между 490 и 480 г. до н.э., а умер примерно в 425 г. до н.э. Его родиной является город Галикарнас, расположенный в юго-западной части Малой Азии. Геродот имел активную гражданскую позицию. В его городе установилась тираническая власть, и в ходе борьбы с ней он навлек на себя гнев властей, его стали преследовать, поэтому будущий историк был вынужден покинуть родные места.
После этого Геродот поселился на Самосе, но не остался жить там в спокойствии, а стал много путешествовать. Им обследована значительная часть Греции, множество островов Эгейского моря, Египет и Ливия, Финикия и Вавилон, Сицилия и Италия. Ученые предполагают, что «отец истории» посетил также и побережье Черного моря.
После основной части своих странствий Геродот стал жить в Афинах, где его разносторонние знания вызвали интерес у таких людей, как Перикл и его последователи. В то время в столице Греции сложилась среда, состоявшая из ученых и культурных людей, в нее вошел и Геродот. Этот человек, имея за плечами обширный опыт путешествий, общался с умнейшими людьми своего времени, и все это помогло ему написать труд, который можно считать первым серьезным историческим свидетельством. «История», написанная им, является и сегодня очень популярным научным документом. Она состоит из девяти частей, каждая из которых посвящена одной из муз и названа ее именем.
Труд Геродота в разное время оценивали очень по-разному. Еще в древние времена, в период до нашей эры, он подвергался критике со стороны таких людей, как Аристотель и Плутарх. Они считали, что Геродот недостаточно точен. Позднее, во времена Средневековья, в Европе очень ценился труд Геродота, а сведения, описанные в нем. Считались неоспоримыми. Но с XVIII века люди снова стали сомневаться в том, что изложенные Геродотом факты соответствовали истине. Однако современные исследования их подтверждают. Оказалось, что Геродот был гораздо более точен и беспристрастен, чем другие историки его времени и те, кто жил и писал после него.
Сам он, начиная свой труд, пишет, что с равным вниманием будет описывать и большие, и малые города, так как видел, как великие города становились малыми или вовсе исчезали, а совсем ничтожные поселения развивались и превращались в большие. Геродот, заключая, что человеческое счастье изменчиво, счел, что нужно отнестись с равным вниманием ко всему, что он встретил на своем пути и что было ему известно.
Именно за эту беспристрастность и точность изложенных сведений Геродота и называют отцом истории.
Геродот ― биография древнегреческого иторика
Геродот (484 г. до н. э. ‒ 426 г. до н. э.) ― первый историк в Греции и во всем западном мире. Полностью до нас дошло одно его произведение ― «Истории», сочинение в девяти книгах, где Геродот подробно рассказал о войне Греции против всемогущей Персидской империи, которая закончилась победой греков над Дарием Великим и его сыном Ксерксом. Геродотом зачастую движут нравственные и религиозные чувства в описании им истории, она часто перемежается описательными и этнографическими экскурсами в обычаи варварских народов, однако уже в древние времена работы историка были ценны своей новизной и новой информацией. Недаром Геродота назвали «отцом истории».
Геродот родился в Галикарнасе (ныне Бодрум, небольшой турецкий городок Азии). Дата его рождения неизвестна, но предполагается, что это 484 год до нашей эры. К тому времени дорийская колония Галикарнаса находилась под персидским владычеством и управлялась тираном Лигдамисом. Следовательно, родители Геродота были гражданами Персидской империи, но в их жилах текла греческая кровь, и вполне вероятно, что семья принадлежала аристократии Галикарнаса.
Когда Геродот был еще ребенком, его семья вынуждена была покинуть родину и переехать на остров Самос, так как в стране началось восстание против Лигдамиса, в котором умер Панаис, дядя или двоюродный брат будущего историка. Здесь Геродот погружается в мир ионийской культуры. По мнению ученых, именно на Самосе он изучил ионийский диалект, где написал свою работу. Однако современные исследователи доказали, что этот диалект также широко использовался в Галикарнасе.
Почти наверняка известно, что незадолго до 454 года до н. э. Геродот вернулся в Галикарнас, чтобы принять участие в свержении Лигдамиса (454 г. до н. э.), сына Артемисии, представителя тирании в Карии, которая в то время доминировала в политической жизни колонии.
Следующая известная дата из биографии Геродота ― основание в 444-443 до н. э. на месте разрушенного Сибариса колонии, которую назвали Фурии. Неизвестно, принимал ли Геродот участие в первой экспедиции, которой руководил Перикл, но он получил гражданство этой колонии.
Некоторые из его биографов сообщают, что в эти десять лет между падением Лигдамиса и прибытием в Фурию (444-454) Геродота приглашали в несколько греческих городов с предложением декламировать его произведения. Говорят даже, что он получил десять талантов за выступление в Афинах, что сейчас кажется маловероятным, хотя эта легенда свидетельствует о том, насколько добрый прием был оказан ему там.
Одним из сильнейших впечатлений политической и культурной жизни Афин для Геродота было пребывание в Афинах Перикла. Там же Геродот мог встретить Протагора, основателя софистики, и Софокла, великого поэта-трагика, который мог оказать влияние на исторические работы Геродота. Также еще до основания Фурий Геродот посетил города и страны, о которых он упоминает в своем труде: мы знаем, что четыре месяца он пробыл в Египте, а позже отправился в Месопотамию и Финикию. Еще одно путешествие привело его в страну скифов.
Все эти поездки были вдохновлены желанием Геродота расширять кругозор и насыщать свою тягу к знаниям, что характеризует его как человека любопытного, наблюдательного и всегда готового слушать. И все эти качества сочетаются с большими энциклопедическими знаниями. Паломничество Геродота окончилось в Фуриях, где он прожил, по меньшей мере, несколько лет, хотя очень мало известно об этом последнем этапе его жизни.
Аристофан написал пародию на труд Геродота, насколько это известно, около 425 г. до н. э. Последние события, упомянутые в истории Геродота о Греции, относятся к 430 г. до н. э. Считается, что историк умер в Фуриях между 426-м и 421-м годами до н. э.
«Истории» Геродота
Работа, благодаря которой Геродот Галикарнасский получил прозвище «отец истории», первоначально не имела заголовка и не была разделена на главы. На девять книг, каждая из которых озаглавлена именем одной из муз, ее поделили александрийские ученые. В первых пяти книгах описываются подробности военного дела. Остальные четыре книги ― это описание войны, кульминацией которой является вторжение в Грецию персидского царя Ксеркса и великие греческие победы на острове Саламине, у города Платеи и на мысе Микале.
Если попробовать упрощенно описать, какова основная тема «Историй», можно сказать, что это войны, а также отступления, рассказывающие об отдельных реалиях древнего мира. Но конечно же, хроника Геродота сложна, и трудно однозначно определить, о чем она: автор преследует не одну цель повествования, использует самые разнообразные ходы для их достижения, части очень отличаются друг от друга, поэтому вначале трудно увидеть принцип, объединяющий их все.
В поисках историй Геродот много путешествовал по всему миру. Именно благодаря путешествиям он получил столько информации: в одних историях он описывает то, что увидел своими глазами; другие услышал от людей, которых встречал; многие истории ― его собственные исследования, а какие-то в результате его работы оказались противопоставленными устным традициям. Геродот находил археологические останки и памятники, прибегал к помощи местных жрецов и ученых. Так, например, исследование мифа о Геркулесе привело его к финикийскому источнику. Обратите внимание, как Геродот сопоставляет разные элементы и как пользуется источниками информации, даже когда, по его мнению, они ненадежны: «Мой долг ― сообщить обо всем, что сказано, но я не обязан верить всему этому в равной степени» (lib. 7, 152).
Собственно, с самого начала Геродот заявляет, что его задача состоит в том, чтобы рассказать о событиях и достижениях людей и, более конкретно, о войне между греками и варварами. Ядро истории ― это, конечно же, история военного столкновения Востока с Западом, но это приводит к тому, что Геродот вставляет многочисленные отступления на протяжении всей своей работы. Это позволяет читателю приблизиться к тем странным и далеким землям, которые так или иначе связаны с персами. Таким образом, его повествование не является целостным, оно движется вслед за мыслью автора, часто ассоциативной: различные страны и регионы появляются в тот момент, когда они каким-то образом связаны с персами.
Надо заметить, что эти отступления чаще встречаются в первых книгах «Историй», а вот уже к середине труда их гораздо меньше, что свидетельствует о конфронтации между Грецией и Персией. Затем начинается рассказ, гораздо более сжатый и объективный, с анализом и гораздо более тщательным исследованием данных. Таким образом, в работе Геродота обнаруживается множество стилей, выбор которых зависит от источника, откуда взяты материалы: для описания экзотических стран взяты записи о его путешествиях и информация, полученная из вторых рук, как устная, так и записанная, например, логографами ― сочинителями-прозаиками. А вот рассказывая о войне, занимающей центральное место в истории, Геродот обращался к документам более доступным и надежным. Таким образом, Геродот сочетает в себе навыки великого рассказчика и историка, проясняющего реальную картину событий, пробираясь сквозь путаницу многочисленных источников.
Этнографические отсылки
Эта неоднородность материалов позволила выдвинуть гипотезы о происхождении сведений, отраженных в труде: внутренние и внешние характеристики исследований различных народов были посвящены главным образом персам, и этим можно объяснить, почему изначально автор сосредоточился на историческом и этнографическом описании Персидской империи. Но по ходу работы над повествованием Геродот увлекся захватывающими событиями военного конфликта с Грецией, которые имели значение для него и для его читателей.
После того, как все отрывки были соединены, их последовательность оказалась нелогичной: одни встали в нужное место, согласуясь с хроникой персидских завоеваний (например, рассказы афинян о Египте, к которому проявился большой интерес); повествования о других народах, например, о лидийцах, переместились туда, где они соответствовали теме; а третья группа рассказов, в конце концов, (например, случай с одним из ассирийцев), вообще никак не связана с хронологией. Таким образом, повествование сохранилось как собрание независимых пассажей, представляющих собой логосы или вступления, которые были предназначенные для чтения перед аудиторией.
Предшественники Геродота, именуемые логографами, просто интересовались исследованиями, систематизировали мифические истории о божественном и человеческом происхождении в генеалогии и хрониках, собирали новости о географических открытиях.
Естественно, Геродот по-прежнему очень близок к стилю и методам логографов ― легкое плавное повествование, присущее ионическому диалекту. В действительности, он отходит от мифологии, что дает ему больше возможностей для географических и этнографических описаний многочисленных путешествий. Прежде всего, он интересуется всем тем, что показалось ему странным и необычным, и его описания, по существу, являются собранием случаев, которые произошли непосредственно с ним, или рассказов о народах и странах, услышанных им от других людей. И поскольку Геродот приводит подробные конкретные и живописные примеры, не делая упора на важности каких-либо фактов, его работа местами приобретает очарование сказки.
Несомненно, Геродот периодически допускает ошибки, довольно грубые и даже невежественные; но неоднократные попытки историков доказать его недобросовестность как автора, потерпели неудачу. Такое изложение событий характерно для обычного человека, которого не особо интересуют великие политические, социальные и экономические явления. События в государстве часто описываются как анекдотическая ситуация из биографии правителя или других важных героев. Но Геродот, без сомнения, не игнорирует первопричины крупных событий, просто они отодвигаются на второй план, давая место личным переживаниям. Также самые важные события, такие как битвы при Саламине и Платеях, переполнены подробностями об отдельных приключениях, о героизме, советах и памятных фразах, и практически перекрывают собой сами исторические события.
Религиозная и этическая основа
Корни философии «Историй» Геродота ― в моральных и религиозных идеях старого ионического мира. Экспансия персов заканчивается катастрофой: он сравнивает персов с богами, завидующими процветанию и могуществу. Никакая сила в мире, никакое событие не спасут людей от зависти богов; таков их удел, подобный тем, что описаны в трагедиях Эсхила.
В изложении Геродота очевидна политическая линия: он осуждает тиранию и недвусмысленно поддерживает идеи свободы. Именно самодисциплина каждого отдельного человека дала возможность грекам устоять против восточного деспотизма. Конечно, Геродот пристрастен, он часто выражает теплое сочувствие грекам в целом и афинянам в частности, вероятно, такое его отношение возникло в тот период, когда он виделся в Афинах с Периклом. Геродот подчеркивает этическое превосходство греческих гражданских свобод и героизм, в совершенстве проявленный его гражданами. Также часто Геродот восхищается культурой народов, которые он называет варварами, к ним же он причисляет Персию, великих ее царей или замечательные факты из жизни солдат.
Хроника Геродота заканчивается похвалой персам, которые предпочли остаться бедными, отказавшись от доминирования, ― им достаточно того, что они живут в комфорте и служат другим. Геродот хвалит в них то качество, которым обладают герои Марафона. Таковы детали, вполне уместные для финала истории описания греков и персов, написанной греком. Все произведение проникнуто сочувствием Геродота, который умел достучаться до своего читателя.
Влияние Геродота
Несмотря на огромные успехи, достигнутые Геродотом, его труд подвергся критике более поздних историков. Они обвиняли его в том, что он искажает данные. Одним из его первых критиков был Фукидид, который считает, что его метод эфемерен и действует только одно мгновение, то есть пригоден только для чтения и наслаждения.
На самом же деле, сочинение Геродота стало важным источником для всех историков древнего мира, которые постепенно вносили изменения в знания о других странах, далеких и экзотических. В период эллинизма работа Геродота приобрела большую актуальность благодаря новому прочтению некоторых его рассказов, пришедшихся по вкусу современникам. Знаменитый ученый Аристарх провел обзор работ и доказал, что истории Геродота могут считаться точкой отсчета для модели познания мира.
Также ценили Геродота и римляне. Именно римский философ и оратор Цицерон назвал его «отцом истории». Многие римские историки использовали его в качестве источника, брали цитаты из историй. В средние века, в период, когда греческий язык получил новый статус, Геродота продолжали читать, благодаря латинским историкам, которые включали в свои истории некоторые из его анекдотов. Его звезда снова воссияла благодаря достижениям гуманизма: первым, кто решился перевести работу на латинский язык уже в начале XVI века (в 1520 году), был Альд Мануций.