откуда появились армяне история
От кого произошли армяне
Самый многочисленный народ Кавказа, живущий на всех континентах и почти во всех странах мира, имеет удивительную историю происхождения.
Типичные, в понимании обывателя, представители Кавказа, вовсе таковыми и не являлись и происходят совсем из других мест!
Что пишут древние историки об армянах?
Бой армян и греков
Немало экзотических версий существует и сегодня:
Научные данные о происхождении армян
Расселение индоевропейцев-катакомбников (тохары, армяно-греки, кельто-италики)
Еще в 19 веке стало очевидно, что армянский язык происходит от индоевропейских языков, он сильно искажен, смешан с кавказскими, но база его явно индоевропейская.
Возникла гипотеза о миграции индоевропейцев в Армении, смешиванию с аборигенным населением и затем растворение их в субстрате.
В 30-е годы ХХ века, были обнаружены хеттские надписи о некоем царстве «Хайаса» у озера Ван, которое отождествляется с первым армянским царством, найдены монеты этого царства, что позволило некоторым ученым отрицать концепцию миграции индоевропейцев, язык объяснять банальным сопадением с индоевропейскими и сделать армян древним и автохтонным населением региона.
Несмотря на ликование, с которым эти находки были встречены с среде армянских патриотов, оказалось, что монеты датированы поздним средневековьем, а надписи умышленно читали неправильно.
Явные несостыковки и твердые выводы лингвистов об индоевропейской природе армянских языков, положили конец этим инсинуациям и миграционная гипотеза стала основной.
Первые сведения об Армении есть у Ассирии, Персии и даже в Шумере!
Данные лингвистики
Армянская семья начала ХХ века
Фригийцы и армяне говорят на одном языке. Евдокс Книдский
Мнение антропологов
Антропологические типы армян
Данные генетики
Гаплотипы армянского народа
От кого же произошли армяне?
Армяне в народных костюмах Получается, что на рубеже бронзового и железного века, вместе с «народами моря» на Ближний Восток хлынула волна индоевропейских завоевателей, среди которых была и восточная ветвь катакомбной культуры.
Эти родичи греков и фригийцев поселились на Армянском нагорье, постоянно смешиваясь с местными племенами.
Они пришли с Балкан, с запада, вместе с фригийцами и длительно входили в орбиту влияния государства Урарту.
Столетия за столетиями, они все менее отличались от кавказских популяций и постепенно стали типичными представителями Кавказа.
И лишь язык и гаплотипы показывают, что праотцами армян были все те же скотоводы Русской равнины времен бронзового века!
Откуда взялись армяне?
Впервые теория о связи современных армян с жителями древнего государства Урарту появились в XIX веке, когда историки обнаружили на Армянском нагорье следы древней цивилизации. Полемика по этому вопросу ведется в научных и околонаучных кругах по сей день.
Однако Урарту как государство пришло к закату уже в VI веке до нашей эры, в это время этногенез армян только находился в завершающей стадии развития. Ещё в V веке до нашей эры население Армянского нагорья было неоднородным и состояло из остатков урартов, протоармян, хурритов, семитов, хеттов и лувийцев.
Современные ученые признают, что генетический компонент урартов присутствует в генетическом коде армян, но не больше, чем генетический компонент тех же хурритов и лувийцев, не говоря о протоармянах. О связи армян с урартами могут свидетельстовать заимствования, взятые армянским языком из урартских и хурритских диалектов.
Также можно признать, что испытали армяне и культурное влияние некогда могущественного древнего государства.
«Греческая версия» этногенеза армян возводит этот народ к Арменосу Фессальскому, одному из участников экспедиции аргонавтов. Свое имя этот легендарный прародитель получил по названию греческого города Арменинона. После путешествия с Ясоном он обосновался на территории будущей Армении. Эта легенда известна нам благодаря греческому историку Страбону, который писал, в свою очередь, что узнал её из записей военачальников Александра Македонского.
По всей видимости, учитывая отсутствие более ранних источников, именно в годы походов «царя мира» это предание и возникло. В принципе, это не удивительно. В то время была даже распространена версия о греческом происхождении персов и мидийцев.
Основной версией происхождения армян вплоть до XIX века считалось предание, оставленное «отцом армянской историографии» и автором труда «История Армении» Мовсесом Хоренаци.
Основная до этого времени миграционная теория была признана «буржуазной».
Изложение хайасской теории стали печатать в советских энциклопедиях. Однако уже в 60-е годы XX века она подверглась критике. В первую очередь, со стороны заслуженного востоковеда Игоря Дьяконова, издавшего в 1968 книгу «Происхождение армянского народа». В ней он настаивает на миграционно-смешанной гипотезе армянского этногенеза, а «хайасские теории» называет ненаучными, поскольку по ним слишком мало источников и доказательной базы.
Армяне: тайна происхождения этого народа
Впервые теория о связи современных армян с жителями древнего государства Урарту появились в XIX веке, когда историки обнаружили на Армянском нагорье следы древней цивилизации. Полемика по этому вопросу ведется в научных и околонаучных кругах по сей день.
Однако Урарту как государство пришло к закату уже в VI веке до нашей эры, в это время этногенез армян только находился в завершающей стадии развития. Ещё в V веке до нашей эры население Армянского нагорья было неоднородным и состояло из остатков урартов, протоармян, хурритов, семитов, хеттов и лувийцев. Современные ученые признают, что генетический компонент урартов присутствует в генетическом коде армян, но не больше, чем генетический компонент тех же хурритов и лувийцев, не говоря о протоармянах. О связи армян с урартами могут свидетельстовать заимствования, взятые армянским языком из урартских и хурритских диалектов. Также можно признать, что испытали армяне и культурное влияние некогда могущественного древнего государства.
«Греческая версия» этногенеза армян возводит этот народ к Арменосу Фессальскому, одному из участников экспедиции аргонавтов. Свое имя этот легендарный прародитель получил по названию греческого города Арменинона. После путешествия с Ясоном он обосновался на территории будущей Армении. Эта легенда известна нам благодаря греческому историку Страбону, который писал, в свою очередь, что узнал её из записей военачальников Александра Македонского.
По всей видимости, учитывая отсутствие более ранних источников, именно в годы походов «царя мира» это предание и возникло. В принципе, это не удивительно. В то время была даже распространена версия о греческом происхождении персов и мидийцев.
Основной версией происхождения армян вплоть до XIX века считалось предание, оставленное «отцом армянской историографии» и автором труда «История Армении» Мовсесом Хоренаци.
Основная до этого времени миграционная теория была признана «буржуазной».
Изложение хайасской теории стали печатать в советских энциклопедиях. Однако уже в 60-е годы XX века она подверглась критике. В первую очередь, со стороны заслуженного востоковеда Игоря Дьяконова, издавшего в 1968 книгу «Происхождение армянского народа». В ней он настаивает на миграционно-смешанной гипотезе армянского этногенеза, а «хайасские теории» называет ненаучными, поскольку по ним слишком мало источников и доказательной базы.
Древний народ — армяне
Одним из «первородных» народов можно по праву назвать армян, поскольку история Армении по древним источникам насчитывает почти 3700 лет. Первые упоминания о ней датируются 2107 г. до н. э.
Сами представители этой нации называют себя «гай» (или «хай»). По библейским преданиям один из многочисленных правнуков Ноя – Форгом, разделив принадлежавшие ему владения между сыновьями, отдал Гайку Армению. Гайк стал первым царем в династии Гайкидов и родоначальником гаев (армян).
По легенде Гай принимал по предложению Бела (Немврода) участие в возведении Вавилонской башни, так как являлся еще и одним из вавилонских родоначальников. Но главный халдейский родоначальник Бел стремился к единоличному правлению. Поэтому Гайк, забрав сыновей, ушел в свои, полученные по праву наследования, земли. Бел все-таки попытался подчинить себе Гайка, предложив ему, на выбор, любые самые лучшие земли Вавилона, но тот отказался. И тогда Белом была объявлена война Гайку.
Напомним, что это – библейское сказание. Процесс же формирования любого народа происходит гораздо сложнее, чем его описывают предания. Огромное множество малочисленных племен растворяются в «большом» народе, ассимилируясь, сохраняя при этом какие-то элементы своей культуры.
По таким же законам формировался и армянский народ. Мелкие племена в разных частях армянской земли были ассимилированы армянами – албаны, утийцы, джанарийцы, каркарийцы и другие.
Были ассимилированы и китайские переселенцы, которые получили во владение земли на границе с Грузией, так же им был дан титул князей — Орбелианов и Мамиконянов, и на протяжении многих и многих лет их потомки служили Армении верой и правдой.
Формирование армянского народа, как и любого другого, шло постепенно, но замечательно то, что закончился данный процесс в древние времена. Поэтому самосознание армян как народа единого определилось в самый ранний период государственности, и не претерпело практически каких-либо серьезных изменений и до нашего времени.
Армянские национальные костюмы
Это тоже интересно: 
✔ Византийский император Иоанн Цимисхий, разбивший войско князя Святослава, был по национальности армянином.
✔ Армения была первым государством, официально признавшим христианскую веру.
✔ В 582 г. в Византии пришел к власти император Маврикий, предположительно, армянин по национальности.
✔ В Арабском Халифате широкую известность приобрела династия врачей-армян Ибн-Бахтишу, чей родоначальник Джабраил сумел вылечить в 765 г. халифа аль-Мансура от болезни, перед которой оказались бессильны все другие именитые врачи державы. А его внук и тезка по инициативе халифа Харуна ар-Рашида основал в Багдаде первую больницу.
История Армении (с фильмом)
А рмения, являясь одной из колыбелей цивилизации, с древних времен находилась в центре контактов и взаимодействия между европейскими и восточными цивилизациями. Армянский народ, контактируя с соседними цивилизациями, сохранил и развил свою уникальную культуру, национальную самобытность и сущность. Благодаря этому армяне сквозь тысячелетия достигли нынешнего этапа истории человечества.
История армянского народа охватывает пять тысяч лет. Содержательным стержнем армянской истории являлась история армянской государственности, которая тесно связана с теми же цивилизационными проблемами.
В хронологическом аспекте история Армении делится на несколько эпох:
Древнейший период — с древних времен до падения Ванского царства (до VI века до нашей эры)
Древний период — от создания царства Ервандидов до провозглашения христианства государственной религией (VI до н.э. — IV вв. н.э.)
Средневековье – от провозглашения христианства государственной религии до подъема армянского национально-освободительного движения (с IV века до XVII века). Согласно армянской историографии, средневековье делится на три этапа: раннее средневековье (IV — IX вв.), развитое средневековье (с середины IX в. до конца XIV в.). позднее средневековье (XVв. — середина XVII веков).
Новый период начинается с армянского освободительного движения и длится до провозглашения Республики Армении (с XVII века до 1918 года)
Новейший период включает историю республики в Армении, а также историю НКР (с 1918 года до наших дней).
Дальнейшее развитие земледельческой культуры, падение родоплеменного строя, укрепление власти военных старейшин, формирование городской жизни в III тысячелетии до н.э. приводят к образованию первых государственных образований на Армянском нагорье. На основе единого индоевропейского пранарода возникают новые этнические группы, говорящие на армянском языке и ставшие базой для формирования государственных образований, которые, объединившись под внешними угрозами, привели к формированию первого общеармянского государства на Армянском нагорье — Ванского или Араратского царства (Урарту). Весь этот процесс подтверждается археологическими, лингвистическими, этнографическими, фольклорными, клинописными, антропологическими и другими источниками. За время существования Урартского царства (IX-VII вв. до н.э.) в Армении формируется одна из важнейших цивилизаций Древнего мира государственного уровня, ставшая впоследствии основой последующих древних армянских царств Айказун-Ервандидов, Арташесидов и Аршакидов.
Мужественно защищая родину в древние времена и средневековые, сохраняя национальные ценности и создавая новые, армянский народ продолжил цивилизационный путь становления под руководством и покровительством царских и княжеских домов, а также Армянской апостольской церкви.
На протяжении веков армянский народ противостоял внешним угрозам не только военной силой, но также духовными и культурными ценностям, первым приняв христианство государственной религией (301г.) и созданием Маштоцкого алфавита (405г.). После падения династии Аршакуни в Великой Армении (428г.) носителем государственности стала система нахарарств (княжеские дома).
В течение нескольких столетий армянский народ вел неравную борьбу против иностранных захватчиков. Эта борьба увенчалась восстановлением государственности в 885 году под властью династии Багратидов. Однако целостность армянского государства длилось недолго, и оно, распавшись на несколько крупных феодальных владений, постепенно было завоёвано Византией. После 20-летней борьбы династия Багратуни в 1045 году пала.
Армянскому народу удалось восстановить свою государственность за пределами Армянского нагорья, в Киликии (1080-1375). Коронацией великого князя из рода Рубенянов Левона II в 1198 году Киликийская Армения стала царством. Между Киликийской Арменией и странами Западной Европы установились военно-экономические связи, благодаря которым Киликия приняла институт рыцарства, познакомился с новыми стилями одежды, французскими словами и титулами. В то же время в общественной системе укоренились феодальные отношения. В свою очередь крестоносцы также переняли многое от армян, в частности — строительство башен и некоторые элементы церковного зодчества. У Киликийской Армении была сильная экономика, о чем свидетельствует один из величайших портов того времени — Аяс, через который совершал свое путешествие Марко Поло.
Начиная с XI века, Армения подвергается продолжительным нашествиям и разрушениям различных кочевых племен (сельджуков, монголов, туркмен). Для страны стало судьбоносной борьба между Османской и Сефевидской империями в XVI-XVII веках.
Новая эра истории привела армянский народ с середины XVII века к усилению освободительной борьбы против иностранного ига, во главе которого встала Армянская Апостольская Церковь. Новый этап освободительного движения начинается в начале XVIII века, когда национальный деятель Исраэль Ори связал идею восстановления армянской государственности с Россией.
Центрами борьбы против иностранного господства являются меликства и сгнахи Сюника и Арцаха, несущие в себе многие черты армянской государственности. Их последующее укрепление в 1720-1740-х гг. приводит к восстановлению армянской государственности и международному признанию на определенный период в этой части Армении.
В конце XVIII века армянские общественные деятели продолжили развивать идею по восстановлению армянской государственности с помощью России. Программа представителя армянского просвещения и освободительной. идеологии Шаамира Шаамиряна, проживающего в Индии, предлагала прогрессивное для своего времени устройство Армении после восстановления государственности – республику с конституцией.
В начале XIX века Россия начала осуществлять свою экспансионистскую политику в Закавказье. Армянский народ связывает освобождение от турецко-персидского ига с Россией, оказывая всестороннюю поддержку российским войскам в войне в Османской империей и Ираном. Однако после присоединения Восточной Армении к России, царский двор отказывается от программ по освобождению Армении.
В отличие от восточных армян, которые получают определенные гарантии для жизни в условиях российского господства, западные армяне продолжают подвергаться в Османской империи национальному, религиозному и социальному преследованию. В последней четверти XIX века центральной осью армянской общественно-политической жизни становится поднятый в 1878 году на дипломатических площадках Сан-Стефано и Берлина и подписанных договорах вопрос проведения реформ в областях Османской империи с преимущественно армянским населением, который в международной дипломатии получает название «Армянский вопрос».
Армянская общественность, воспринимая «Армянский вопрос» как основу для освобождения Западной Армении из-под османского ига, постепенно направляет весь свой потенциал на его реализацию. Формируются освободительные объединения и национальные партии, расцветает армянское освободительное движение. Интернационализация «Армянского вопроса» оказывает свое благотворное влияние на разносторонний и беспрецедентный подъем армянской культуры в конце XIX века.
Однако власти Османской империи предпочитают собственное и уникальное решение «Армянского вопроса» — геноцид армянского населения. Программу по уничтожению всех армян империи, начатую султаном Абдулом Гамидом II, в 1908 году продолжает пришедшая к власти партия «Единение и прогресс» младотурков. Во годы Первой мировой войны, установив в стране националистический экстремистский режим, они проводят чудовищную политику уничтожения и депортации армян. Только в течение нескольких месяцев 1915 года было уничтожено основное коренное население Западной Армении – порядка 1,5 млн. человек, уничтожено все культурно-историческое наследие армянского народа.
Во время ужасных годов Геноцида армянский народ продолжает свою упорную борьбу против турецкого ига. Армянские мужчины героически сражаются против османских армий в добровольческих отрядах, спасая женщин и детей от произвола турецких властей и натравливаемых ими курдских банд, освобождая группы депортируемых. Благодаря самообороне, организованной в ряде районов Западной Армении (Ван, Сасан-Муш, Шапин, Карахисар, Урфа) и Киликии (Сутия, Хаген и в других местах), многие армяне были спасены от резни.
В возникших после революции в России сложных геополитических условиях в 1918 году перед лицом уничтожения оказалось также население Восточной Армении. Воспользовавшись исходом русских войск с Кавказского фронта, турецкая армия начинает широкомасштабное вторжение в Закавказье, которое сопровождается массовым уничтожением армянского населения. Благодаря нечеловеческим усилиям и общенационального единения армянскому народу удалось избежать последних аккордов продолжающегося геноцида и, организовав серьезное сопротивление движению превосходящих многократно турецких войск, остановить их в мае и разбить.
Сражения у селений Сардарапат и Баш-Апаран стали не только эпизодами героической обороны и пресечения геноцида, но и восстановления армянская государственности формированием Республики Армения.
В новейшую эпоху армянский народ вступает с восстановленной государственностью. Первая страница новейшего периода истории Армении была открыта в мае 1918 года славными победами армянского народа против турецких войск в Восточной Армении. На базе провозглашенной в 1918 году республики, в 1920-1921 годах сформировалась Советская Социалистическая Республика Армения.
В первые годы его существования, особенно до вступления в 1922 года в состав Закавказской Советской Федеративной Социалистической Республики (ЗСФСР), а затем — Союз Советских Социалистических Республик, Армения сохраняет свой суверенитет и некоторые функции суверенного государства. Независимо от того, насколько политическая система Советской Армении отличалась от республики 1918-1920-го года, (отсутствие возможности осуществлять независимую политику, реализации демократических ценностей), она являлась проявлением государственности и обеспечивала гарантии национальной идентичности армянского народа, его безопасности, экономического и культурного развития.
В 1920-х и 30-х годах как во всем Советском Союзе, в Армении также создалась однопартийный, диктаторский режим. Многочисленные невинные армяне становятся жертвами репрессий сталинского периода. Они особенно усилились в 1930-х годах, когда руководство СССР отказалось от новой экономической политики, в значительной степени способствовавшей оживлению экономики, и перешла к индустриализации и насильственной коллективизации сельского хозяйства.
Тем не менее, в составе Советском Союзе Армения добилась серьезных достижений: создаются десятки крупных промышленных предприятий, сделав страну из аграрной в промышленную, определенный прорыв переживает культурная жизнь, в 1920-х годах репатриировали тысячи армян из диаспоры. В 1936 после роспуска ЗСФСР, Армянская ССР непосредственно вступает в состав СССР.
Армянский народ принимает активное участие во Второй мировой войне. Более полумиллиона армян борются с фашизмом на разных фронтах, и более ста армян были удостоены звания Героя Советского Союза. Из шести армянских национальных войск, проходя славный путь, столицы Германии Берлина достигает 89-я Таманская дивизия.
В ночь на 14 июня 1949 года в Закавказье одновременно арестовали десятки тысяч армян, причем брали не отдельных «врагов народа», а семьями, включая детей и стариков. Большая их часть (3837 семей или более 15700 человек) была переселена в Алтайский край и другие регионы Восточной Сибири.
После смерти Сталина и «разоблачения культа личности» общественно-политическая жизнь в Армении активизируется. По случаю 50-летия Геноцида армян в 1965 году начинается армянское пробуждение, укрепляются связи между Арменией и диаспорой, новые стимулы обретает экономическая и культурная жизнь страны. Однако этот процесс не только остановился в 1980-х годах, но и погрузился в глубокий застой. В Армении формируется национальное диссидентское движение, целью которого является признание Советским Союзом Геноцида армян, реализация в Армении европейских конвенций по правам человека, а в месте с тем и восстановление независимости.
В ночь на 14 июня 1949 года в Закавказье одновременно арестовали десятки тысяч армян, причем брали не отдельных «врагов народа», а семьями, включая детей и стариков. Большая их часть (3837 семей или более 15700 человек) была переселена в Алтайский край и другие регионы Восточной Сибири.
После смерти Сталина и «разоблачения культа личности» общественно-политическая жизнь в Армении активизируется. По случаю 50-летия Геноцида армян в 1965 году начинается армянское пробуждение, укрепляются связи между Арменией и диаспорой, новые стимулы обретает экономическая и культурная жизнь страны. Однако этот процесс не только остановился в 1980-х годах, но и погрузился в глубокий застой. В Армении формируется национальное диссидентское движение, целью которого является признание Советским Союзом Геноцида армян, реализация в Армении европейских конвенций по правам человека, а в месте с тем и восстановление независимости.
В условиях открытости и гласности объявленной в 1985 году политики «Перестройки», в Советском Союзе поднимают голову десятилетиями скрытие национальные вопросы, которые становятся одним из ключевых причин распада СССР.
Начавшееся в 1988 году мощное движение в Нагорном Карабахе (Арцах) за выход из состава Азербайджанской ССР и вхождения в состав Армянской ССР проводит к погромам армянского населения в Сумгаите, что дает толчок для начала межэтнического противостояния, нерешенного по сей день. На почве борьбы за право обеспечения безопасности армянского населения в Армении новые обороты обретает движение за независимость. 23 августа парламент Армянской ССР декларирует о независимости, а референдум 21 сентября 1991 года официально закрепляет статус независимого государства.
2 сентября 1991 года формируется Нагорно-Карабахская Республика, независимость которой закрепляется референдумом 10 декабря 1991 года, где 99,89% высказались за полную независимость от Азербайджана. Инициированные Азербайджаном вслед за этим широкомасштабные боевые действия привели к потере контроля не только над самим Нагорным Карабахом, но и прилегающими к нему семью районами. С 12 мая 1994 года после вступления в силу трехстороннего соглашения о перемирии в зоне конфликта прекращены военные действия, в результате которых с обеих сторон погибло примерно 25-30 тысяч человек, и около 1 миллиона были вынуждены покинуть свои дома. Соглашение об установлении режима прекращения огня соблюдается до сих пор. С 1992 года по сей день ведутся переговоры по мирному урегулированию конфликта в рамках Минской группы ОБСЕ, сопредседателями которой являются США, Россия и Франция.