откуда появились бояре на руси
Кто такие бояре: определение, история. Чем отличается боярин от дворянина
При слове «боярин» в голове сразу возникает образ довольно дородного мужчины в яркой парчовой шубе в пол и высокой шапке, отороченной мехом. И это понятно, ведь именно такое представление нам дает художественная литература, телевидение, кино, театр…
Однако даже само значение слова «бояре» остается загадкой, и споры среди историков и лингвистов на эту тему продолжаются до сих пор. Может быть правильней ставить вопрос, не кто, а что такое бояре?
Значение слова «боярин»
Откуда произошло слово «боярин», до сих пор остается вопросом дискуссионным как среди лингвистов, так и среди историков.
Одна из версий предполагает, что основой для словообразования могут служить такие славянские корни, как «бой» (битва) или же «болий» (большой). По другой считается, что этот термин произошел из тюрского языка и означает знатный, богатый муж.
Есть и еще одно предположение, пожалуй, более соответствующее истине, согласно которому это слово было позаимствовано у болгар. Дело в том, что в Болгарском государстве (681-1018 гг.) так называли военную аристократию, составляющую совет при царе и при этом пользующуюся привилегиями недоступными для других. Правда, это слово в оригинале звучало несколько иначе: боляре.
В любом случае ясно одно – вопрос «что такое бояре?» звучит некорректно, потому что боярами называли не какой-то предмет, а людей, причем занимающих особое, привилегированное положение в обществе.
Бояре на Руси
По упоминаниям в исторических документах стало известно, что первые бояре на Руси появились еще в Х веке, а боярство, как полноценное сословие, было сформировано уже к началу XI века. Так кто такие бояре?
По определению, бояре – это феодалы, принадлежащие к высшим слоям общества, аристократы. То есть люди, особо приближенные к князю (царю). Но прежде всего это потомки родоплеменной знати, владеющей значительными земельными территориями, а зачастую даже содержащие собственную воинскую дружину, что во времена феодальной раздробленности придавало им дополнительный вес в глазах князя.
Вплоть до конца XII века звание «боярин» было жалованным (наградным) и являлось высшим чином при дворе, позже его стали передавать по наследству.
Важные советники князя
Самые богатые, а соответственно и влиятельные русские бояре принимали активное участие в княжеской думе как советники князя. Зачастую их мнение было решающим при рассмотрении важных государственных вопросов, судебных тяжб или урегулировании междоусобиц. Кроме того, из бояр формировалась старшая дружина, управлявшая княжеским войском, при этом им позволялось распоряжаться землями, полученными во время военных захватов.
При первых князьях между боярами существовало различие. Они делились на княжеских и земских. Кто такие бояре земские, будет рассказано ниже. Что же касается княжеских бояр, то они составляли верхний иерархический слой княжеской дружины, правда, позже к ним примкнули бояре введенные и путные.
Бояре введенные и путные
Так называемые введенные бояре относились к категории феодалов, которые не могли похвастаться своей родовитостью и богатством, но тем не менее принятые (введенные) в круг избранных. Находились они при дворе для постоянной помощи князю в управлении отдельными ведомствами, составляющими дворцовую администрацию. Этот чин относился к думным, то есть его владельцы получали право принимать участие в закрытых собраниях, устраиваемых Боярской думой.
Путные бояре (дворцовые чиновники) по своему социальному статусу находились ниже бояр, которым позволялось участвовать в думских заседаниях. При княжеском дворе они занимали административные или же хозяйственные должности (постельного, конюшего, сокольничего и так далее). За исправную службу им жаловались вотчины, которые в дальнейшем могли передаваться по наследству.
На весь период, пока боярин занимал какую-либо должность, а иногда и пожизненно, ему полагалось кормление (полное содержание за счет населения).
Земские бояре
Кто такие бояре земские, отчасти понятно из их названия. То есть это были потомки той родоплеменной знати, в собственности которых находились земельные участки, доставшиеся им, как и сам титул, по наследству. В своих землях этот вид бояр имел практически неограниченную власть и влияние, что придавало им дополнительную значимость и авторитет, так как во время ведения междоусобных войн именно земское боярство со своими людьми служило серьезной опорой и поддержкой для князя.
Вдобавок к боярству в XII веке начало зарождаться новое сословие – дворянство, которому было суждено играть важную роль в жизни России вплоть до 1917 года. Но если кто такие бояре, уже понятно, то откуда взялись и кто такие дворяне, – не совсем. И в этом стоит разобраться.
Кто такие бояре и дворяне
В XII веке дворянами стали называть вольных слуг, состоящих в услужении князей или же крупных бояр, из которых и состоял их двор. Дворян за свою службу поощряли помимо денежных вознаграждений еще и земельными наделами, но без передачи их в полную собственность, то есть земля продолжала оставаться во владении князя. И лишь с XV века дворянам было предоставлено право передавать жалованные участки по наследству либо отдавать их в качестве приданного, что существенно подняло их общее положение в обществе.
Таким образом, если в XII веке бояре и дворяне могли быть связаны между собой, как хозяин и слуга соответственно, то уже к XV веку по своему социальному статусу они практически сравнялись.
С XVI века звание «боярин», которое с конца XII могло только передаваться по наследству, вновь становится чином для «служилых людей», автоматически дававшим право его владельцу посещать заседания Боярской думы.
Боярские чины
Вытеснение боярства
К концу VII века какая-либо грань между двумя сословиями вообще стала незаметной. Так как к этому времени большинство знатных родов, представлявших боярство, попросту вымерло, оставшиеся же экономически ослабли, а соответственно и утратили свою значимость, при этом нетитулованные бояре наряду с дворянами, наоборот, укрепляли свои позиции.
Окончательный крах боярства случился при Петре I. Царь и бояре находились в постоянном противоречии, которые в итоге привели к упразднению Боярской думы. По сути, боярство, как сословие, прекратило свое существование.
Но до той поры потомственные бояре и дворяне сосуществовали параллельно. И те и другие служили при дворе и выполняли практически одни и те же функции, поэтому на том, чем отличается боярин от дворянина, следует остановиться подробнее. Ведь в некоторых моментах разница была существенной.
Чем отличается боярин от дворянина
Последние бояре на Руси
Несмотря на то, что при Петре I боярства не стало, само звание боярин формально еще существовало, и уже c начала XVIII его удостоились еще четыре человека: граф Апраксин, Ю. Ф. Шаховской, П. И. Бутурлин и С. П. Нелединский-Мелецкий.
История боярства закончилась в 1750 году, со смертью последнего русского боярина – князя И. Ю. Трубецкого.
БОЯ́РЕ
Том 4. Москва, 2006, стр. 112-113
Скопировать библиографическую ссылку:
БОЯ́РЕ, представители высшего слоя общества в Др.-рус. государстве, рус. княжествах и землях, Рус. государстве, России в 10 – нач. 18 вв.; высший чин в Боярской думе с 15 в. Этимология слова «Б.» и история Б. периода 10 – нач. 13 вв. остаются спорными, преобладает мнение о заимствовании слова «Б.» из тюркского дунайско-болг. яз. через старослав. яз. в форме «болярин» со значением «знатный, богатый человек». В нарративах 11–12 вв., по преимуществу переводных (в т. ч. в текстах по библейской и визант. истории), доминирует форма «болярин» с дополнит. значением – «властель», представитель власти. Эти Б. составляли окружение носителей верховной власти – «старозаветных» царей и визант. императоров. Такое понимание слова «Б.» закрепилось в др.-рус. обществе и внедрилось в систему понятий, обозначавших его социальную иерархию. С рубежа 11–12 вв. в летописных памятниках Б. упоминаются как в синхронных сообщениях, так и в известиях о более ранних событиях на Руси, относившихся к кон. 10 в. Со 2-й четв. 12 в. и особенно в 13 в. слово «болярин» довольно широко использовалось в летописях и др. нарративах, светских и церковных законодат. текстах, в документах (актах) при описании норм права и событий в Др.-рус. государстве. С 13 в. в источниках преобладает форма «боярин».
Боярин
Русские бояре (два слева) XVII в.
Боярин (прарус. «бо яр » — ибо ярый) — одно из древних властных высших сословий знати (вначале жалованное, позднее наследственное) на территории феодальной Руси (до XVII века ), которые принимали непосредственное участие в выборях князей на царство; потомки родоплеменной знати, старшие дружинники — вассалы и члены княжеской думы, крепостные землевладельцы.
Сословное обращение: барин, барыня. [1]
Содержание
Этимология [ ]
По сообщению словарно-энциклопедических источников — этимология слов, определяющих древнее русское сословие «бояр» не определено. Некоторые из них утверждают, что слово тюркского происхождения… однако, это натянутое пояснение можно было бы принять, если бы славяне и русские были турками (а не наоборот).
[[[File:Ruusian_posol_1576.jpg|thumb|450px|center|Русское посольство в Регенсбург в 1576 (бояре, окольничие, дьяки, подъячие). Немецкая гравюра. XVI в.]]
Пересечения [ ]
Известное из истории Русского государства [ ]
История [ ]
Из быта русских бояр XVII века. Константин Маковский. 1868 год.
Боярские чины [ ]
Боярыня у окна. С картины Маковского 1885 г.
Численность бояр [ ]
Сидение царя Михаила Федоровича с боярами в его государевой комнате. С картины Андрея Рябушкина. 1893 г.
Царствование | Количество бояр, человек |
---|---|
Иван III | от 5 до 21 |
Василий III | до 38 |
Иван Грозный | до 48 |
Фёдор I Иоаннович | до 25 |
Борис Годунов | до 26 |
Лжедмитрий I | до 41 |
Василий Шуйский | до 36 |
Семибоярщина | до 30 |
Михаил Фёдорович | до 28 |
Алексей Михайлович | до 33 |
Фёдор III Алексеевич | до 24 в 1676 году |
Пётр I | до 51 в 1686 году до 26 в 1691 году |
Народные сказания [ ]
О боярах существует несколько сказаний народных, примет и поговорок:
Пословицы и поговорки [ ]
В иных названиях [ ]
Вариации слова «барин» часто используются во многих названия русского языка:
Литература [ ]
Ссылки [ ]
Боярыня Морозова. С картины Сурикова.
Примечания [ ]
Данная статья была составлена по научным изысканиям и пояснениям русского учёного, поэта и писателя XX—XXI вв., публикуемого под псевдонимом — А. Н. Погребной-Александров (Pogrebnoj-Alexandroff), на основе этимологических размышлений и лингвистических вариаций народов, миграции населения и словарно-звуковых заимствований в русской и иностранной словесности, а также по историческим архивным и литературным источникам связанным с вопросами образования Руси, государства Российского и самого «русского народа»: использованы материалы с историческими упоминаниями от современности до далёкого прошлого — много ранее XV (IX—XIII) стилетия. Статья выделена в авторское пространство в виду нестыковок во мнении автора с мнением некоторых представителей административного состава словарно-энциклопедического проекта по причине не владения ими исторической и правдивой информацией в данном вопросе и с пристрастием относящихся к коммунистическому влиянию с «апрично-чикистскими зачисткам» прошлого, что привело к постоянному «вандализму» статьи Боярин.
Боярство: блеск и нищета древней русской знати
Боярская дума пятисотлетней давности чем-то походила на нынешнюю Государственную.
Представителей родовой знати в южнославянских землях стали называть боярами или балярами ещё в середине первого тысячелетия. Учёные до сих пор спорят о происхождении этого слова. Одни считают, что термин имеет славянские корни и восходит к «бой» или «большой». Другие настаивают, что слово тюркского происхождения. Третьи — что оно пришло к славянам из Скандинавии. Как бы то ни было, но во времена Киевской Руси боярами называли тех, кто командовал княжеской дружиной. Войны тогда велись почти непрерывно, и даже в редкие мирные передышки княжеские бояре, как величали этих воевод, являлись ближайшими советчиками князя.
Существовали и так называемые земские бояре — самые знатные люди княжества. Однако значение этого сословия почти во всех русских землях, за исключением Новгорода и Пскова, быстро сошло на нет, и боярами стали называть только ближайшее окружение князя.
Бояре на Руси
Бояре были почти полным древнерусским аналогом западноевропейских феодалов. Они служили князю, как французские маркизы своим королям. Бояре имели собственные владения, где были полновластными хозяевами, и вассалов, которые служили им, как немецкие бароны — графу. Когда Киевская Русь стала дробиться на мелкие княжества, у бояр появилось право отъезда: если им чем-то не нравился собственный князь, они могли поехать служить соседнему правителю, при этом их прежние земли сохранялись в полной собственности.
В период феодальной раздробленности значение княжеских бояр резко возросло. Там, где князья были сильнее, они держали своих вассалов в узде, поощряя верных людей щедрыми подачками. В других княжествах бояре брали верх, правили и обогащались без посторонней помощи.
В этот период усилилась роль и боярских дум. Теперь эти коллегиальные органы уже не только давали князю советы, но и принимали важные решения по военным, экономическим и политическим вопросам, которые монарх лишь визировал, иногда под явным принуждением. А куда ему было деваться? Общая площадь владений всех членов думы часто превышала владения самого князя, а это значило, что и вассалов у них больше, и войско в случае конфликта они смогут выставить такое, что княжеская дружина с ним просто не совладает. В таких княжествах (примерами могут служить Минское, Черниговское или Муромо-Рязанское) бояре держали своих князей в чёрном теле, контролируя каждый их шаг.
Особая роль была у бояр в Новгороде и Пскове. Формальной власти они не имели — все важные решения принимало вече. Однако то, какие вопросы выносить на эти собрания горожан, решал совет бояр, куда входили знатнейшие и богатейшие граждане. Интересно, что большинство бояр сколотило состояние за счёт ростовщичества — они ссужали купцам капиталы под солидный процент. В случае военных конфликтов бояре командовали войсковыми подразделениями и чаще всего вели себя в сражениях очень храбро.
В пору монгольского нашествия и последовавшего за ним ига роль русских бояр изменилась не сильно. Во время нападения на города они отважно сражались с захватчиками. Множество бояр полегло в сражениях.
На северо-востоке Руси отношения князей и бояр ещё с домонгольских времен складывались несколько иначе, чем на юге и западе. В этих краях князь считался хозяином всех земель. Уделы своим дружинникам и советникам он давал во временное пользование в качестве награды за верную службу. Бояре фактически работали на своего господина. Он поручал им различные сферы жизни княжества и своего двора. Эти занятия назывались «путями», а бояре, на которых возлагалась ответственность за них, — «путными». Такие бояре занимали должности конюшенных (фактически министр транспорта и путей сообщения в одном лице), постельничих (первыми информировали князя обо всех событиях), чашников, сокольничих при княжеском дворе. Самые приближённые путные бояре входили в думу.
С ростом влияния Московского княжества бояр в нём становилось всё больше — на службу к богатому и всё более могущественному правителю отъезжали бояре из ближних и дальних регионов. Хозяева Москвы приветствовали этот процесс, так как он ослаблял их конкурентов. К концу правления Дмитрия Донского бояр при его дворе развелось столько, что в их среде началось расслоение. Те, кто не мог доказать свою значимость с помощью ума, храбрости или других важных качеств, смешивались с обычными дворянами. Думу составляли лишь самые родовитые мужи и те, кто мог быть действительно полезен в управлении государством. При этом шанс стать членом думы появлялся у людей не знатных. Известны случаи, когда боярами за особые заслуги становились даже купцы, что было немыслимо в прежние века.
Василий III и московские бояре принимают крымского посла. Источник: wikimedia.org
Когда Москва поглотила большинство русских княжеств, её правители начали ограничивать права боярства. Теперь старинное право на отъезд уже не отвечало княжеским интересам, и Иван III его попросту отменил. Одновременно с этим исчезла возможность укрыться от княжеского гнева в своих владениях — власть великого князя распространилась и на них.
Закат древних чинов
Влияние и экономическая мощь боярских родов сильно ослабли во время правления Ивана Грозного.
Сидение Михаила Фёдоровича с боярами. А. П. Рябушкин, 1893. Источник: Третьяковская галерея
В Смутное время Боярская дума пыталась обезопасить через ограничение власти монарха. Царь Василий Шуйский в 1606 году даже крест целовал, что будет во всех делах советоваться с думой. Неудивительно, ведь он сам был представителем одной из древнейших боярских фамилий. Впрочем, его правление продолжалось всего четыре года, после чего к власти уже официально пришли бояре. Эпоха так называемой Семибоярщины длилась менее двух лет. Люди, кичившиеся тем, что они самые знатные в России, оказались неважными правителями государства.
При первых Романовых родовитое боярство становилось всё менее заметным в руководстве страной. Всё больше мест в думе занимали люди, попавшие туда не по знатности, а из-за того, что они были родственниками очередной царицы. Так, фактически через постель стали боярами Стрешневы, Нарышкины, Милославские. Гораздо более важное место в думе занимали люди, получившие боярский чин за реальные заслуги в деле государственного управления. При царе Алексее Михайловиче боярские чины получили такие худородные, но заметные в истории России люди, как Афанасий Ордин-Нащокин и Артамон Матвеев. Большинство же потомков древних фамилий беднели и становились трудноотличимыми от обычных дворян.
Окончательно подорвала древние устои боярства отмена в 1682 году местничества — системы, когда на высшие государственные должности назначались не самые достойные, а самые знатные претенденты. В начале правления Петра I одряхлевшее боярство уже было явным анахронизмом. Пётр Алексеевич формально не отменил этот титул и даже пожаловал его троим придворным. Однако это было скорее данью традициям, а не признанием заслуг. Руководили государством при Петре люди, которых он сам примечал и выдвигал, обращая мало внимания на их происхождение.
Последний раз в истории боярским чином наградила дворянина Степана Нелединского-Мелецкого Екатерина I, а когда в 1750 году умер князь Иван Трубецкой, носивший боярский чин более 60 лет, слово «боярин» окончательно исчезло из российской истории. В русском языке оно, однако, осталось, трансформировавшись в слово «барин».
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
Слово «боляре» пришло к нам, скорее всего, из болгарского языка. Так называли представителей военной аристократии, составлявших совет при царе. Позднее таких людей на Руси и стали называть боярами. Потребность в появлении подобного слоя соратников монарха возникла с образованием Древнерусского государства, т.е. в связи с тем, что понадобился мощный административный аппарат. На первых же этапах создания государства перед князем встали задачи управления княжеским хозяйством и командования войском. Эти функции управленцев и военачальников исполняли бояре. Под «боярами» в это время понимали ближайших сподвижников князя, его «старшую дружину».
В 1750 году умер Иван Юрьевич Трубецкой. С его смертью завершилась эпоха русского боярства, история родов, веками служивших на государственной службе. Интересно сегодня вспомнить их историю…
Трубецкие
Князья Трубецкие относятся к династии Гедиминовичей, потомкам великих князей литовских. Представители этого рода перешли на службу к московским великим князьям в начале XV века.
К концу XVII века России служило уже девятое поколение этого рода, представители которого занимали высшие посты в государстве: назначались воеводами, начальниками приказов, в посольства к иностранным государям.
В «Истории родов русского дворянства» Ивана Юрьевича называют последним русским боярином, в этом качестве он находился еще в окружении молодого Петра I. Иван Юрьевич был долгожителем, скончался на 83 году жизни.
Иван Юрьевич Трубецкой
18 лет своей долгой жизни Иван Юрьевич пробыл в шведском плену. Попал он туда в самом начале Северной войны. Отец двух дочерей, имел в зятьях молдавского господаря Дмитрия Кантемира и принца Людвига-Вильгельма Гессен-Гомбургского, генерал-фельдмаршала.
В плену Иван Юрьевич от баронессы Вреде прижил сына, которого назвали Иваном. Иван Иванович Бецкой стал известным просветителем и педагогом времен Екатерины II, учредителем и первым президентом Академии художеств.
Вельяминовы
Род ведет свое происхождение от Шимона (Симона), сына варяжского князя Африкана. В 1027 году он прибыл в войско Ярослава Великого и принял православие.
Знаменит Шимон Африканович тем, что участвовал в сражении с половцами на Алте и сделал самое большое пожертвование на строительство печерского храма в честь Успения пресвятой Богородицы: драгоценный пояс и наследие своего отца — золотой венец.
Но Вельяминовы были известны не только своей храбростью и щедростью: потомок рода, Иван Вельяминов, бежал в Орду в 1375 году, но позже был схвачен и казнен на Кучковом поле.
Несмотря на измену Ивана Вельяминова, род не потерял своего значения: последний сын Димитрия Донского был крещен Марией, вдовой Василия Вельяминова — московского тысяцкого.
Из рода Вельяминовых выделились следующие роды: Аксаковы, Воронцовы, Воронцовы-Вельяминовы.
Деталь: О знатнейшей московской фамилии Воронцовых-Вельяминовых москвичам до сих пор напоминает название улицы “Воронцово поле”.
Морозовы
Род бояр Морозовых — пример феодального семейства из числа старомосковской нетитулованной знати. Основателем фамилии считается некий Михаил, который приехал из Пруссии на службу в Новгород. Он был в числе “шести храбрых мужей”, проявивших особый героизм во время Невской битвы 1240 г.
Морозовы верой и правдой служили Москве еще при Иване Калите и Дмитрии Донском, занимая видные позиции при великокняжеском дворе. Однако их род изрядно пострадал от исторических бурь, настигших Россию в XVI столетии. Многие представители знатной фамилии бесследно сгинули во время кровавого опричного террора Ивана Грозного.
Фрагмент картины В.И. Сурикова “Боярыня Морозова”
XVII столетие стало последней страницей в многовековой истории рода. Борис Морозов не имел детей, а единственным наследником его брата, Глеба Морозова, был сын Иван. Кстати, он был рожден в браке с Феодосьей Прокофьевной Урусовой — героиней картины В.И. Сурикова “Боярыня Морозова”.
Иван Морозов не оставил мужского потомства и оказался последним представителем знатной боярской фамилии, прекратившей свое существование в начале 80-х годов XVII века.
Деталь: Геральдика российских династий оформилась при Петре I, возможно поэтому герба бояр Морозовых не сохранилось.
Батурлины
Согласно родословным книгам, род Бутурлиных происходит от выехавшего в конце XII века из Семиградской земли (Венгрия) к великому князю Александру Невскому “мужа честного” под именем Радша.
Герб рода Бутурлиных
«Мой прадед Рача мышцей бранной Святому Невскому служил», — писал А.С. Пушкин в стихотворении “Моя родословная”. Радша стал в царской Москве родоначальником полусотни русских дворянских фамилий, среди них значатся и Пушкины, и Бутурлины, и Мятлевы…
Но вернемся к роду Бутурлиных: его представители верно служили сначала великим князьям, потом государям Московским и Российским. Их род дал России много видных, честных, благородных людей, имена которых известны до сих пор. Назовем лишь некоторых из них.
Иван Михайлович Бутурлин служил окольничим при Борисе Годунове, воевал на Северном Кавказе и Закавказье, завоевал почти весь Дагестан. Погиб в бою в 1605 году в результате предательства и обмана турок и горских инородцев.
Его сын Василий Иванович Бутурлин являлся новгородским воеводой, активным сподвижником князя Дмитрия Пожарского в его борьбе с польскими захватчиками.
Иван Иванович Бутурлин
Иван Иванович Бутурлин за ратные и мирные дела удостоен звания Андреевского кавалера, генерал-аншефа, правителя Малороссии. В 1721 году активно участвовал в подписании Ништадтского мира, положившего конец долгой войне со шведами, за что Пётр I присвоил ему генеральское звание.
Василий Васильевич Бутурлин был дворецким при царе Алексее Михайловиче, многое сделав для воссоединения Украины и России.
Шереметевы
Род Шереметевых ведет свое происхождение от Андрея Кобылы. Пятым коленом (праправнуком) Андрея Кобылы был Андрей Константинович Беззубцев по прозвищу Шеремет, от которого и пошли Шереметевы.
По некоторым версиям, в основе фамилии лежит тюркско-булгарское «шеремет» («бедняга») и тюркско-персидское «шир-мухаммад» («благочестивый, храбрый Мухаммад»).
Герб Шереметевых. Фрагмент ворот решетки дворца Шереметева.
Из рода Шереметевых вышло много бояр, воевод, наместников, не только в силу личных заслуг, но и благодаря родству с царствующей династией.
Так, правнучка Андрея Шеремета была выдана замуж за сына Ивана Грозного, царевича Ивана, убитого отцом в порыве гнева. А пятеро внуков А. Шеремета стали членами Боярской думы.
Шереметевы принимали участие в войнах с Литвой и крымским ханом, в Ливонской войне и казанских походах. За службу им жаловались вотчины в Московском, Ярославском, Рязанском, Нижегородском уездах.
Лопухины
По преданию происходят от касожского (черкесского) князя Редеди — правителя Тмутаракани, который был убит в 1022 г. в единоборстве с Князем Мстиславом Владимировичем (сыном князя Владимира Святославовича, крестителя Руси). Однако этот факт не помешал сыну князя Редеди, Роману, жениться на дочери князя Мстислава Владимировича.
Достоверно известно, что к началу XV в. потомки Касожского князя Редеди уже носят фамилию Лопухины, служат в разных чинах в Новгородском княжестве и в Московском государстве и владеют землями. А с конца XV в. они становятся московскими дворянами и жильцами при Государевом Дворе, сохраняя за собой новгородские и тверские вотчины и поместья.
Выдающийся род Лопухиных дал Отечеству 11 воевод, 9 генерал-губернаторов и губернаторов, управлявших 15 губерниями, 13 генералов, 2 адмиралов. Лопухины служили министрами и сенаторами, возглавляли Кабинет министров и Государственный Совет.
Аксаковы
Происходят от знатного варяга Шимона (в крещении Симона) Африкановича или Офриковича — племянника норвежского короля Гакона Слепого. Симон Африканович прибыл в Киев в 1027 году с трёхтысячной дружиной и построил на свои средства церковь Успения Божией матери в Киево-Печерской лавре, где он и погребён.
Герб Аксаковых был внесен в четвертую часть «Общего гербовника»49, утвержденную императором Павлом 7 декабря 1799 года.
Фамилия Оксаковы (в старину), а ныне Аксаковы пошла от одного из его потомков Ивана Хромого.
Слово «оксак» означает «хромой» в тюркских языках.
Члены этой фамилии в допетровское время служили воеводами, стряпчими, стольниками и были жалованы за свою хорошую службу поместьями от московских государей.