откуда появились истории про вампиров
Историк попытался объяснить с чего пошли легенды о вампирах
Первые упоминания о живых мертвецах появились в культуре юго-восточных славян в раннем Средневековье. К XVIII веку они настолько распространились, что, например, в Польше вера в вампиров приравнивалась к ереси.
Еще больше подогрели увлечение общества этими мифическими существами рассказы того времени об эпидемии вампиризма по всей Восточной Европе.
Историк Дэвид Кейуорт (David Keyworth) пытается объяснить происхождение веры в вампиров в статье, опубликованной в журнале Folklore.
Рассказы о живых мертвецах вдохновили многих ученых на исследование этой темы. Наиболее известным был труд аббата-бенедиктинца Огюстена Кальме, опубликованный в 1746 году.
По его наблюдениям, концепция вампиризма не была известна в Западной Европе до конца XVII века — до этого восставшие из мертвых кровососы оставались исключительно славянским феноменом. Но так ли это на самом деле?
Зомби отца Гамлета
Согласно хронике XII века Historia Rerum Anglicarum, составленной Вильямом Ньюбургским, его соотечественники охотно верили в живых мертвецов. Так, например, он рассказывал о неком ходячем трупе, появлявшемся в окрестностях замка Анантис, дыхание которого заражало местных жителей смертельной болезнью.
Два брата, отец которых умер от этой инфекции, решили избавиться от чудовища. Они раскопали его могилу на кладбище и обнаружили тело, наполненное кровью, «будто это была сытая пиявка». Братья вынесли труп за пределы деревни и сожгли на костре, предварительно вырезав и уничтожив его якобы все еще бившееся сердце. После этого зараза отступила от селения, и больше ходячего мертвеца никто не видел.
Впрочем, несмотря на красочное описание, Вильям Ньюбургский не упоминает, что живой труп питался человеческой кровью. Напротив, все несчастья он причинял косвенно: люди умирали из-за вредоносного дыхания ходячего мертвеца, а не из-за его действий.
Американский историк Джеффри Бартон Рассел (Jeffrey Burton Russell) также упоминает в своей агиографии подобный случай. Два крестьянина убежали из Бертонского аббатства в село, которым владел рыцарь, враждующий с местными монахами. Монахи вознесли молитвы одному из святых, после чего смерды умерли.
Впоследствии их видели на дорогах несущими свои гробы. Поступали и сообщения от местных жителей, которые говорили, что мертвые в образе диких животных бьются по ночам в двери их домов и зовут крестьян к себе. Вскоре в селении началась эпидемия чумы.
Селяне, получив разрешение духовенства, вскрыли могилы беспокойных мертвецов и нашли их тела чистыми и свежими, при этом лица и одежда усопших были покрыты кровью. Им отрубили головы и вырвали сердца, которые впоследствии сожгли. Несмотря на то что после этого вспышка чумы закончилась, деревня еще долгое время пустовала.
Английские живые мертвецы сильно напоминают драугров — ходячие трупы из средневековой скандинавской мифологии. Так, например, в сагах упоминается Трольф Вывернутая Нога, который после смерти причинил немало хлопот соплеменникам.
Через некоторое время они эксгумировали его останки и обнаружили тело черным и распухшим, после чего придали его огню. Это похоже на истории об английских ходячих мертвецах, однако нигде нет даже намека на то, что драугры пили человеческую кровь.
Несмотря на то что некоторые историки утверждают, что к концу XII века англичане перестали верить в живые трупы, их упоминания встречаются в источниках вплоть до XVII века. Например, в «Гамлете» Шекспира есть строки, показывающие, что «призрак» отца принца Датского был отнюдь не бесплотен:
. Зачем твои схороненные кости
Раздрали саван свой; зачем гробница,
В которой был ты мирно упокоен,
Разъяв свой тяжкий мраморный оскал,
Тебя извергла вновь? Что это значит,
Что ты, бездушный труп, во всем железе
Вступаешь вновь в мерцание луны...
Неупокоенные ревнивцы
Можно утверждать, что в Англии XVII века во многих рассказах о встречах с неупокоенными речь шла именно о ходячих мертвецах, а не о духах.
В книге известного пуританского богослова Ричарда Бакстера «О несомненном существовании мира духов» содержится история о том, как одна женщина из Гламоргана однажды проснулась и обнаружила у своей кровати мертвого супруга, который намеревался лечь рядом с ней.
По словам Бакстера, после того, как вдова отказала своему бывшему мужу в близости, тот возвратился через три ночи и жестоко избил всех домочадцев (что, согласно скандинавским сагам, делали драугры). Мертвеца сопровождала нестерпимая вонь разлагающегося тела.
Ричард Бертон в своей книге «Королевство тьмы» описывал похожий инцидент: жена знатного господина, который изменял ей, вернулась из могилы, когда он сделал предложение своей любовнице всего через несколько дней после смерти супруги. Тот не внял этому знаку и не отменил свадьбу. Тогда мертвая вновь явилась ему и сказала «Почему ты не идешь ко мне?». После этого мужчина заболел и умер. Его похоронили в той же могиле, что и жену.
В английских источниках XVII века есть множество других свидетельств о живых мертвецах. Часто в этих описаниях они имеют черный цвет кожи и впалые глаза, иногда превращаются в животных.
В Англии довольно долго верили в их существование. То же самое можно сказать и о драуграх: свидетельства о встречах с ними встречаются в исландских источниках до конца XVII века.
Силезия и Греция
Городские власти эксгумировали тело башмачника через восемь месяцев после его смерти и выставили на всеобщее обозрение: он якобы выглядел как живой и не источал неприятного запаха. Однако граждане продолжали сообщать о ночных визитах мертвеца. Через шесть дней его захоронили под виселицей, но и это не помогло — вскоре тело вновь пришлось выкопать. Очевидцы отмечали, что он «существенно прибавил в весе» — вероятно, распух.
Чтобы навсегда избавить себя от назойливого живого трупа, его подвергли уже упоминавшейся процедуре: отрубили голову, ноги и руки, вскрыли грудную клетку и вынули сердце, которое было «таким же свежим и нетронутым гниением, как у только что забитого теленка», а потом сожгли останки.
В Греции существует множество рассказов о так называемых вриколакас — ходячих трупах. Например, Жозеф Питтон де Турнефор, французский ботаник, рассказывал о том, как присутствовал при эксгумации такого мертвеца на острове Миконос. По словам местных крестьян, это тело некогда принадлежало их односельчанину. После смерти он шатался по ночам и задирал местных, поэтому его труп решили расчленить и прекратить бесчинства.
Питтон писал, что вначале трупу вскрыли живот, а не грудную клетку, а потом, пробив диафрагму, наконец дошли до его сердца, что вызвало в толпе одобрительные возгласы. Сердце сожгли, а останки вновь захоронили, но через несколько дней оказалось, что это не остановило мертвеца. Его тело вновь выкопали и теперь уже сожгли полностью.
Век вампиров
Все эти случаи, однако, не описывают вампиров в том образе, в котором они закрепились в популярной культуре, — как кровососущих тварей. Истории о них появляются только в конце XVII — XVIII веках.
В 1745 году увидела свет книга «Путешествие трех английских джентльменов», в которой содержалось описание восточноевропейских вампиров:
«Вампиры, покидающие свои могилы в ночное время, нападают на спящих людей, высасывают всю кровь и уничтожают их. Они атакуют мужчин, женщин и детей, не разбирая пола и возраста. Люди, пережившие нападения, жалуются на проблемы с дыханием и упадок духа и вскоре умирают…
После смерти они также становятся вампирами, так что во избежание распространения зла необходимо проткнуть такой труп, в жилах которого тем не менее продолжает течь кровь, словно он живой, деревянным колом. Иногда тело вампира выкапывают из могилы и сжигают, после чего бесчинства его прекращаются».
Детальное описание вампиров дано в журнале Mercure Galent за 1693 год. Согласно ему, эти существа обитают в Польше и России, ими владеет непреодолимая жажда чужой крови. В публикации отмечается, что они бывают настолько полны кровью своих жертв, что та «течет из всех отверстий их тела».
Наиболее известным в XVIII веке вампиром был некий Арнод Паоле, который восстал из могилы и породил множество других вампиров, терроризировавших сербскую деревушку Медвегию с 1727-го по 1732 год.
Этот случай расследовали местные власти. Впоследствии был опубликован отчет об этом расследовании под названием «Замечены и обнаружены».
Когда деревенские жители эксгумировали тело Паоле, они обнаружили его тело неразложившимся, при этом из глаз, рта и ушей мертвеца текла свежая кровь. Его старые ногти на руках и ногах отпали, и на месте их выросли новые. Сердце вампира пронзили деревянным колом, после чего он издал «отчетливый стон», а потом останки сожгли и захоронили прах.
В описаниях подобных существ в XVIII веке практически всегда отмечалось нетленность тела, гнущиеся конечности и внешний вид, неотличимый от состояния живого человека. Кроме того, упоминалось, что вампирами движет непреодолимая тяга к людской крови, не упоминающаяся в средневековых источниках.
Подобные кровососы есть и во многих источниках XIX века. Таким образом можно заключить, что вампир как фольклорный персонаж действительно закрепился в популярной культуре именно в XVIII веке.
Вампиры в преданиях разных народов далеко не всегда питались только кровью. Сербские цыгане выставляли блюдца с молоком, хлебом и сыром, чтобы отвадить от скота и своих семей существ, которых они называли мулло. Украинские упыри были всегда голодны и охочи до любой пищи.
Болгарские обуры питались падалью и пили кровь только тогда, когда у них заканчивалась своя. Синтез культур и поверий разных народов породил современный образ вампира, в котором объединились все черты различных верований в живых мертвецов и ходячие трупы.
Откуда появились истории про вампиров
Зверь – часть любого вампира. Животная натура сородича зовётся Зверем. Считается, что Зверь всегда побеждает. Любой вампир со временем всё проще и проще начинает относиться к ужасам, которые ему порой приходится творить. Голод – одна из составных частей Зверя. Единственный способ бороться с безумием – регулярное кормление.
Если ваша воля сильна и вы хорошо себя контролируете, вы можете держаться десятилетиями, веками. Мне даже приходилось общаться с сородичем, которому было больше двух тысячелетий. Но вы никогда, никогда не освободитесь от страха, что Зверь однажды восторжествует, страха, что Зверь вас загонит.
Кормление. Любому вампиру для поддержания здорового состояния требуется питаться кровью. Это может быть кровь человека или животного. Но второе нежелательно, так как отрицательно влияет на самочувствие вампира. Тех сородичей, которые питаются исключительно кровью животных, презрительно нарекают Вегетарианцами.
Если же вампиру долго не удаётся выпить крови, он начинает хуже контролировать себя и Зверя внутри. Результатом голодания может быть полное лишение рассудка, влекущее за собой порой страшные последствия, когда нарушая все правила и традиции, сородич кидается на первую попавшуюся жертву. Итогом такого поведения часто является уничтожение вампира.
Охота. Для большинства сородичей процесс кормления представляет собой целый ритуал. Некоторые прокрадываются к спящим, другие ищут жертв в ночных клубах, соблазняя жертву и скрывая свою натуру за сексуальной игрой. Кто-то совершает нападения в тёмных переулках, обездвиживая свою жертву или даже убивая её.
Естественно, обращать просто так нельзя. Таким правом обладает лишь Князь (глава и судья некоторого города или территории). Обычный же сородич обязан объявить о своих намерениях князю и получить разрешение, которое те дают довольно неохотно, потому что перенаселение территории вампирами всегда ведёт к проблемам.
Если вампир сильно провинился перед князем, тот в праве объявить Кровавую Охоту. Это означает, что любой, кто встретит этого вампира, должен уничтожить его. Иногда этим термином называют охоту на представителей Шабаша или даже оборотней.
Каитиф. Это такой вампир, который не знает своего сира и клана и скорее всего был обращён без какой-либо цели. Как правило, смешиваются с грязью другими вампирами.
Джихад. Со времён первых потомков Каина, отца и прародителя всех вампиров, сородичи вели борьбу за влияние, не желая делить власть. Когда-то безоговорочной властью обладали могучие Цимисхи. Но эти времена прошли тысячелетия назад, теперь многие вампиры для видимости мирного сосуществования находятся под крышей Камарильи.
Существует секта Инконню, состоящая в основном из старых вампиров, которые не принимают правило Джихада и не принимают участия в священной войне.
Камарилья. Данная организация была создана в далёком XV веке в попытке объединить вампиров против Инквизиции. В последнее время основной её проблемой стал Шабаш, который отвергает любые правила и соблюдение осторожности при взаимодействии с людьми. Камарилья позиционирует себя, как защитника любого сородича (независимо от его желания). На деле же это означает, что любой сородич будет вовлечён в большую игру, хочет он того или нет. В основном Камарилья лишь ищет и наказывает виновных, а не поощряет. Её лидеры – старые вампиры, поглощённые интригами и собственной паранойей, что часто не позволяет им здраво глядеть на ситуацию. Результатом их неадекватной деятельности могут быть совершенно неожиданные смерти блестящих сородичей, которые по некоторым причинам могли показаться главам Камарильи опасными.
Маскарад. Никто не должен проявлять свою истинную природу перед теми, кто не принадлежит к сородичам. Нарушив это правило, вампир будет серьёзно наказан или даже убит. Когда-то давно соблюдение Маскарада было не столь строгим, но после бушующей инквизиции и появления Камарильи свод правил стал очень строгим.
_В следующей статье вы узнаете историю Мира Тьмы от самых его истоков (Каина), о третьем поколении сородичей, основных кланах и их положении в структуре общества. _
10 Жутких вампиров из истории, о которых вы не слышали
Когда люди слышат слово «вампир», они чаще всего представляют себе известных вымышленных персонажей, таких как Дракула, или того, кто послужил вдохновением для создания Дракулы – Влада Цепеша. Возможно, более молодые люди вспомнят сериал «Настоящая кровь», фильм «Пропащие ребят»а или сверкающих вампиров из «Сумерек». Однако, существуют и другие вампирские истории, вдохновлённые настоящими событиями или людьми, например…
10. Петар Благожевич (Peter Plogojowitz)
Петар Благожевич был мужчиной, жившим в 1700-х годах в Сербии, который умер (как и все остальные). Однако, согласно некоторым рассказам, он не остался мёртвым. Через десять недель после его смерти, девять человек внезапно скончались от таинственной болезни, а до их смерти все они говорили, что Петар Благожевич преследовал их во сне. Сын Петара рассказывал, что он видел отца на кухне через три дня после смерти и требовал еду – после чего, сын умер при загадочных обстоятельствах. Жена Петара сбежала из города после того, как ей явился ночью её покойный муж и потребовал пару туфлей.
Была вызвана армия, и тело Петара эксгумировали. Как рассказывали очевидцы, он дышал и его открытые глаза двигались. В его сердце воткнули кол, после чего из него брызнула кровь, как в фильмах Тарантино, а тело загорелось. Смерти и сны сразу прекратились.
9. Вампир замка Алник (Alnwick Castle Vampire)
Вампир замка Алник на самом деле существовал раньше, чем появилось понятие «вампир». События были записаны английским летописцем по имени Вильям Ньюбургский (William of Newburgh). Он записал историю о человеке, который вернулся из загробного мира, куда он попал, шпионя за своей женой-изменщицей – он сидел на крыше и упал. Затем он вернулся к жизни в форме призрака – бродящего разлагающегося трупа, приносящего с собой чуму.
Со временем, священник собрал своих прихожан и нашёл могилу вампира. Они раскопали труп и вонзили в него лопату. Тёплая кровь полилась из тела, что подтвердило их подозрения, что труп пил кровь живых людей (помните, что это было за 800 лет до Дракулы Брэма Стокера). Они сожгли труп и атаки прекратились.
8. Вампир из Хайгейта (Highgate Vampire)
В 1969 году на Хайгейтском кладбище в Лондоне стали появляться полностью обескровленные трупы животных, на шее которых присутствовали характерные раны. Затем очевидцы рассказывали о высоком, тёмном образе человека, от которого исходила злая аура, и который обладал гипнотическим взглядом. Один из очевидцев рассказал, что после встречи с существом он растерялся и заблудился, пытаясь покинуть кладбище. Вдруг, перед ним оказался вампир из Хайгета, который парализовал его… А затем вампир исчез.
Рассказы об этом в прессе привели к тому, что на кладбище повалили толпы самопровозглашённых охотников на вампиров. Они раскопали несколько могил, из-за чего вскоре было принято решение закрывать кладбище на ночь. Со временем рассказы о вампире были забыты, и всё вернулось на круги своя.
7. Сава Саванович (Sava Savanovic)
Единственными, кто может посоревноваться с вампирами, по своей ужасности являются призраки. Однако представьте себе что-то ещё более жуткое – вампир-призрак. Познакомьтесь с Савой Савановичем. Сава был вампиром из Сербии, который жил на старой мельнице и закусывал неосторожными путешественниками, которые приближались к строению после наступления темноты.
Саванович не был убит или изгнан, как другие кровопийцы из этого списка. Согласно местным легендам, он просто перестал нападать на людей. Между тем, мельница, на которой он жил, передавалась из поколения в поколение, и каждый новый её владелец слишком боялся вампира, чтобы починить здание, и со временем оно полностью разрушилось. Теперь местное население считает, что Сава был пробуждён от своего долгого сна и бродит по всей Сербии в поисках нового дома. Такие утверждения делают не только суеверные местные жители. Сам местный совет вынес это предупреждение. Конечно же, это, скорее всего рекламный трюк местного туристического управления… по крайней мере, хочется на это надеяться.
6. Вампир из Кроглин-Гранж (Vampire Of Croglin Grange)
Эта история началась в 1800-х годах, когда семья Кронуэлл (Cranwell) переселилась в дом в Кроглин-Гранже в Кумбрие (Cumbria). Леди Кронуэлл заметила странное свечение в саду, но не обратила на это особого внимания, пока не проснулась посреди ночи из-за того, что у её окна висели какие-то огоньки. Однако это были не простые огоньки, за окном она увидела чьи-то глаза.
Леди Кронуэлл оцепенела от страха, в то время как существо постепенно открывало окно, а затем протянуло свою гниющую руку внутрь. Её братья услышали её крики и побежали на помощь, прибыв как раз в тот момент, когда что-то подобное кошке скрылось в темноте, а из ран на шее их сестры струилась кровь.
5. Юре Грандо (Jure Grando)
Юре Грандо – крестьянин из Истрии (Istria), Хорватия, скончавшийся в 1656 году. По легенде, он терроризировал местное население на протяжении 16 лет после своей смерти. Официальные документы того времени называют его «стригоном», местным названием вампира.
Случай Юре Грандо примечателен в вампирском фольклоре по той причине, что это первый случай в истории, когда термин «вампир» был официально применён к человеку. Согласно жителями деревушки, он бродил рядом с их домами ночью и стучался в двери. Человек, в чью дверь он стучался, вскоре погибал. Когда Юре не был занят этим действием, он упрашивал свою вдову заняться с ним сексом. Со временем, люди устали от жизни в страхе, поэтому местный священник решил взять дело в свои руки и вышел на тропу войны с нечистью. Грандо не смог победить священника, который достал из загашника свой крест. Священник и несколько сельчан гнались за ним до его могилы, выкопали Юре и обезглавили его труп.
История вампира из аббатства Мелроуз начинается примерно в 1138 году. В жизни Хундерпрест был не очень хорошим человеком, поэтому после его смерти он вернулся в виде призрака. Ему приходилось пить кровь невинных людей и превращаться в летучую мышь. Считается, что монахи аббатства проявляли впечатляющую способность подставлять другую щёку и не обращали внимания на то, что он разгуливал в форме нежити и всё такое – до тех пор, пока он не начал требовать секса от своей бывшей любовницы.
Через некоторое время напуганные монахи и священники объединились в целях убийства Хундерпреста. Они пришли к его могиле и ожидали, когда он восстанет из неё. Монахи проявили достаточно нехарактерную для них способность надирать задницы и убили Хундерперста точным ударом топора по голове. Они сожгли труп вампира и рассеяли его пепел, покончив тем самым с эпохой его террора. Впрочем, согласно некоторым легендам, он всё ещё расхаживает по этой местности.
3. Вампиры из Нью-Ингленд (Vampires Of New England)
Историй о вампирах в Америке было немного – пока в 1990 году не было совершено ужасное открытие могилы в Грисвольде (Griswold), штат Коннектикут. В могиле были похоронены тела фермеров из 1700 годов. Все тела были обычными, кроме одного. Труп был обезглавлен, а скелет расположен в форме Весёлого Роджера.
Было решено, что это не было обычным разграблением могилы, так как обезглавили труп через десять лет после смерти человека, и все ценные вещи остались в могиле. Этот случай был похож на происшествие в соседнем городе Джуэтт-Сити (Jewett City), в котором примерно в то же время 29 трупов было эксгумировано и сожжено. Видимо, это было какой-то вампирской эпидемией. Самым известным случаем вампиризма в те времена была Мерси Браун (Mercy Brown), девочка скончавшаяся от туберкулёза. Через некоторое время после её смерти, её родственники начали заболевать и умирать один за другим, пока труп Мерси не был выкопан – тогда обнаружилось, что труп подозрительно хорошо сохранился, и люди решили его сжечь.
2. Горбальский вампир (Gorbals Vampire)
Эта история началась со слухов о том, что на кладбище Горбальс в Глазго, Шотландия появился вампир с железными зубами. Этот вампир, по-видимому, забрал двоих детей. За несколько часов кладбище наполнилось детьми, вооружёнными самодельными оружиями, такими как палки и ножи, которые решили вести охоту на вампира.
Власти объяснили происшествие всеобщей истерией и влиянием американских комиксов, таких как «Байки из склепа» (Tales From The Crypt). Но с тех пор было отмечено, что в этот период не выходило комиксов, в которых было написано о вампирах с железными зубами. Была ли хоть толика правды в рассказах о вампире с железными зубами, разгуливавшем на кладбище по ночам и питавшимся детьми? Был ли вампир выдуманным? Или же он просто сбежал при виде десятков вооружённых жителей Глазго, радовавшихся шансу избить и заколоть его, отправив назад в ад?
В реальном мире есть куча предполагаемых «вампиров».
Слухи о том, что Елизавета Батори была вампиршей, начали распространяться после того, как кто-то рассказал о том, что она предположительно купалась в крови молодых девушек. Очевидно, она начала эти процедуры омовения кровью в надежде приостановить эффекты старения, хотя некоторые историки отвергают это предположение, утверждая, что эта история была приписана для большего эффекта. В конечном итоге её живьём замуровали в её же замке, оставив лишь маленькое отверстие для передачи ей пищи и доступа воздуха. Там она и умерла спустя много лет.
Поддержи Бугага.ру и поделись этим постом с друзьями! Спасибо! 🙂