откуда взялись татары на руси
Откуда происходят татары?
Предки татар – это гунны и булгары.
Часто гуннами считают каких-то мифических кочевников, пришедших из Монголии. Это не так. Гунны – это религиозно-военное образование, возникшее как ответ на разложение античного мира в монастырях Сарматии на средней Волге и Каме. Идеология гуннов базировалась на возвращении к исконным традициям ведийской философии древнего мира и кодексе чести. Именно они стали основой кодекса рыцарской чести в Европе. По расовым признакам это были белокурые и рыжие великаны с голубыми глазами, потомки древних ариев, которые испокон веков жили на пространстве от Днепра до Урала. Собственно «тата – ары» с санскрита, языка наших предков, и переводится как «отцы ариев». После ухода армии гуннов из Южной Руси в Западную Европу оставшееся сарматско-скифское население нижнего Дона и Днепра стало именовать себя булгарами.
Византийские дипломаты незамедлительно используют авар для борьбы против булгар. Новым союзникам предлагаются деньги и земли для поселений. Хотя аварская армия всего около 20 тыс. всадников, она несет все тот же непобедимый дух ведийских монастырей и, естественно, оказывается сильнее многочисленных булгар. Тому способствует и то, что вслед за ними движется еще одна орда, теперь тюрков. Первыми подвергаются нападению утигуры, затем авары пересекают Дон и вторгаются в земли кутригуров. Хан Заберган становится вассалом кагана Баяна. Дальнейшая судьба кутригуров тесно связана с аварами.
В 566 г. передовые отряды тюрков достигают берегов Черного моря в районе устья Кубани. Утигуры признают над собой власть тюркского кагана Истеми.
Объединив войско, они захватывают самую древнюю столицу античного мира Боспор на берегу Керченского пролива, а в 581 г. появляются под стенами Херсонеса.
Возникновение Болгарии и расселение булгар по миру
Большая группа булгар вернулась на свою историческую родину – в Поволжье и Прикамье, откуда их предков в свое время унес вихрь пассионарного порыва гуннов. Впрочем, население, которое они здесь встретили, мало чем отличалось от них самих.
В конце VIII в. булгарские племена на Средней Волге создали государство Волжская Болгария. На основе этих племен в этих местах в последствии возникло Казанское ханство.
В 922 г. правитель волжских булгар Альмас принял ислам. К тому времени жизнь в ведийских монастырях, когда-то расположенных в этих местах, практически угасла. Потомками волжских булгар, в формировании которых приняли участие ряд других тюркских и угро-финнских племен, являются чуваши и казанские татары. Ислам с самого начала укрепился только в городах. Сын царя Алмуса отправился в паломничество в Мекку и заехал в Багдад. После этого возник союз между Булгарией с Багдатом. Подданные Булгарии платили царю подать лошадьми, кожами и др. Существовала таможня. В царскую казну поступала и пошлина (десятая часть товаров) с купеческих судов. Из царей Булгарии арабские писатели упоминают только Силка и Алмуса; на монетах Френу удалось прочесть еще три имени: Ахмед, Талеб и Мумен. Самая древняя из них, с именем царя Талеба, относится к 338 г.
Кроме того, византийско-русские договоры XX в. упоминают орду черных болгар, живших около Крыма.
Грамотность среди населения была повсеместной. В Булгарии живут юристы, богословы, медики, историки, астрономы. Поэтом Кул-Гали была создана поэма «Кысса и Йусуф», широко известная в тюркской литературе своего времени. После принятия ислама в 986 г. некоторые булгарские проповедники посетили Киев и Ладогу, предлагали великому русскому князю Владимиру I Святославичу принять ислам. Русские летописи с Х века различают булгар волжских, серебряных или нукратских (по Каме), тимтюзей, черемшанских и хвалисских.
Естественно, велась непрерывная борьба за лидерство на Руси. Столкновения с князьями из Белой Руси и Киева было обычным делом. В 969 г. они подверглись нападению русского князя Святослава, который разорил их земли, по сказанию араба Ибн Хаукаля, в отмщение за то, что они в 913 году помогли хазарам уничтожить дружину русских, предпринявших поход на южные берега Каспийского моря. В 985 г. князь Владимир тоже совершил поход на Булгарию. В XII веке с возвышением Владимиро-Суздальского княжества, стремившегося распространить свое влияние в Поволжье, борьба между двумя частями Руси обострилась. Военная угроза вынудила булгар перенести свою столицу в глубь страны — в город Биляр (ныне с. Билярск Татарии). Но и булгарские князья не оставались в долгу. Булгарам удалось в 1219 г. захватить и разграбить город Устюг на Северной Двине. Это была принципиальная победа, так как здесь с самых первобытных времен находились древние библиотеки ведийских книг и древние монастыри покровительствуе
мые, как считали древние, богом Гермесом. Именно в этих монастырях были скрыты знания о древнейшей истории мира. Вероятнее всего, именно в них возникло военно-религиозное сословие гуннов и был выработан свод законов рыцарской чести. Однако князья Белой Руси вскоре отомстили за поражение. В 1220 г. русскими дружинами были взяты Ошель и др. камские города. Лишь богатый откуп предотвратил разорение столицы. После этого установился мир, подтвержденный в 1229 г. обменом военнопленных. Военные столкновения между белыми русами и булгарами случались в 985, 1088, 1120, 1164, 1172, 1184, 1186, 1218, 1220, 1229 и 1236 годах. Булгары во время вторжений доходили до Мурома (1088 и 1184) и Устюга (1218). При этом во всех трех частях Руси проживал единый народ, зачастую говорящий на наречьях одного языка и происходящий от общих предков. Это не могло не накладывать отпечаток на характер отношений между братскими народами. Так, русский летописец сохранил под 1024 годом известие о том, что в э
том году в Суздале свирепствовал голод и что булгары снабдили русских большим количеством хлеба.
В 1223 г. ордынцы Чингисхана, пришедшие из глубины Евразии, разгромили на юге рать Красной Руси (киевско-половецкое войско) в битве на Калке, но на обратном пути были сильно потрепаны булгарами. Известно, что Чингисхан, когда еще был обычным пастухом, повстречался с булгарским буяном, бродячим философом из Синей Руси, который предрек ему великую судьбу. Похоже, что он передал Чингисхану те же самые философию и религию, которые в свое время породили гуннов. Теперь возникла новая Орда. Это явление возникает в Евразии с завидной регулярностью как ответ на деградацию общественного уклада. И всякий раз через разрушение оно порождает новую жизнь Руси и Европы.
В 1229 и 1232 годах булгарам удается вновь отразить набеги ордынцев. В 1236 г. внук Чингисхана Батый начинает новый поход на Запад. Весною 1236 г. ордынский хан Субутай взял столицу Булгар. Осенью того же года Биляр и другие города Синей Руси были разорены. Булгария была вынуждена покориться; но едва ордынское войско ушло, булгары вышли из союза. Тогда хан Субутай в 1240 году вынужден был вторично вторгаться, сопровождая поход кровопролитием и разорением.
В 1243 году Батый основал в Поволжье государство Золотая Орда, одной из провинций которого стала Булгария. Она пользовалась некоторой автономией, ее князья стали вассалами золотоордынского хана, платили ему дань и поставляли воинов в ордынское войско. Высокая культура Булгарии стала важнейшей составной частью культуры Золотой Орды.
Прекращение войны помогло возродить экономику. Наивысшего расцвета в этом регионе Руси она достигла в первой половине XIV в. К этому времени ислам утвердился в качестве государственной религии Золотой Орды. Город Булгар становится резиденцией хана. Город привлекал множеством дворцов, мечетей, караван-сараев. В нем были общественные бани, мощеные улицы, подземный водопровод. Здесь первыми в Европе освоили плавку чугуна. Украшения, керамика из этих мест продавались в средневековых Европе и Азии.
Гибель Волжской Булгарии и рождение народа Татарстана
Расшифровка Откуда взялись татары
Где ищут предков татар, что на самом деле связывает татар с монголами и какую роль в татарской истории играла Золотая Орда
Кто такие татары? Те, кто живут в Татарстане? Или те, кто говорят на татарском? Те, кто исповедует ислам? Или те, кто собирали дань с Руси во времена Золотой Орды? Те, кому близки слова вроде «Тукай», «губадия», «мунаджет», «Кол Гали», «эчпочмак» или, например, «чекмень»? Это всё — правда, но правда лишь отчасти.
Так кто же такие татары и откуда они взялись? В принципе откуда берется народ, так просто и не скажешь. Он складывается веками, смешивается со своими завоевателями и покоренными, переходит с одной территории на другую и так далее. Но мы попробуем все же описать этот сложный исторический процесс — для самого первого знакомства.
Начнем с древних времен. В V–VI веках нашей эры в Великой степи, недалеко от китайских границ, там, где сейчас Монголия, кочуют тюркские племена, то есть племена, которые говорят на языках тюркской группы. В том числе на кыпчакском, который считают предком современного татарского.
Возможно, одно из этих племен китайцы называют «дада» — видимо, так для китайского уха звучало слово «татар». Слово «татар» можно найти в древнетюркских письменных памятниках. Кстати, первыми эти памятники обнаружили в XVIII веке немецкий ученый и пленный швед — и решили, что это скандинавские руны, потому что буквы были похожи.
Тюркские племена создали огромную кочевую империю, которую позднее историки стали называть Тюркским каганатом. Когда Тюркский каганат пал, часть племен, а именно кыпчакские тюрки, отправилась дальше на Запад. Там они дошли до Балкан и до Поволжья. Тут кыпчаки встретились с булгарами, местным тюркским населением, и создали Волжскую Булгарию. Теперь по ее адресу вы найдете Татарстан, Ульяновскую область и Чувашию. Волжская Булгария была мощным средневековым государством — всё как любят учебники истории: развитая культура, товарно-денежные отношения, города и ремесла. Вскоре после образования новое государство приняло ислам.
Об этой исчезнувшей стране стоит помнить хотя бы потому, что именно с Волжской Булгарией связана главная книга татарской культуры — если не считать Корана. Это «Сказание о Юсуфе» булгарского поэта Кол Гали, созданная в начале XIII века. Поэма рассказывает о пророке Юсуфе, который в Библии выведен под именем Иосиф Прекрасный. Юсуфа-Иосифа продали в рабство в Египет, и там в него влюбилась жена хозяина. И Библия, и Коран рассказывают, как она пыталась безуспешно его соблазнить, но он ее отверг и в результате оказался в темнице. В поэме Кол Гали эту безымянную героиню зовут Зулейха, и история ее любви к Юсуфу оказывается центральной. Сорок лет Зулейха ждет взаимности, и в конце концов Юсуф на ней женится. C XIII века и до середины XIX, когда поэма впервые была напечатана, ее пересказывали, переписывали и передавали друг другу. Именно от Кол Гали отсчитывают свою национальную литературу татары, а вместе с ними многие другие тюркские народы бывшего СССР.
Волжскую Булгарию, государство, созданное бывшими кочевниками, родину поэта Кол Гали, в XIII веке захватили потомки Чингисхана. На ее месте возникла знаменитая Золотая Орда. А чтобы разобраться в том, откуда взялась Золотая Орда и что там произошло с татарами, нужно снова перенестись в Великую степь на границе с Китаем. Только теперь уже в конец XII столетия.
Как и в VI веке, здесь по-прежнему хозяйничают разнообразные тюркские племена. Все они вынуждены выяснять отношения с новым противником — мощной армией монголов, пришедших с востока. Уже совсем скоро монголы покорят почти весь мир, который они знали, — от Хорватии до Кореи. И даже Японию спасет лишь ураган, который потопит монгольский флот. Но пока монголы еще не создали империю, а их будущего великого правителя Чингисхана еще зовут Темучжин.
Покорив множество земель, Темучжин принимает имя Чингисхан. Имя обычно переводят как «Великий хан», но это, скорее всего, метафора: оно произошло от тюркского «тенгиз», что значит «море». То есть это хан, великий, как море. Великий, как море, хан быстро понимает, что империей нужно как-то управлять. Как сказал его китайский советник: «Сидя на коне, можно завоевывать страны, но нельзя ими управлять».
В 1227 году Чингисхан умирает. Его потомки, чингизиды, делят империю на части, которые называют улусы. Верховным правителем Великой степи — это то, что потом станет Монголией, — стал третий сын Чингисхана Угедэй. Следующий по важности улус — его монголы называли Улуг-улус, Великое государство, — достался старшему сыну Чингисхана Джучи.
Постепенно улусы становились все сильнее, все независимее, а завоевания продолжались. У правителей улусов появлялись собственная знать, собственные дворы и собственные дела. В конце концов куски великой Монгольской империи превратились в отдельные государства. Улус Джучи стал тем, что сегодня нам известно под названием Золотая Орда.
Под властью Золотой Орды оказалось много разных народов, в том числе русские. Но больше всего — разнообразных тюрков. Из них со временем получилось много разных народов, в том числе современные татары.
Для всех завоеванных народов у монголов было два варианта развития событий. Первый — полное покорение и истребление местной элиты. Именно это, например, произошло с той самой Волжской Булгарией, а еще с половцами. По второму пути монголы пошли в отношениях с Русью. Покоренные территории платили дань. Кроме того, монголы устанавливали контроль над всеми торговыми путями. При этом завоеванным народом продолжали управлять местные князья. Монголы особо не вмешивались в их внутренние дела и защищали от других завоевателей. Но само разрешение на княжение давал монгольский хан.
Правителями Орды оставались монголы-чингизиды, но вокруг них образовывалась тюркская знать, преимущественно татарская. Со временем она стала играть важную политическую роль. В том числе потому, что ее представители могли вступать в браки с чингизидами, а их потомки — претендовать на ханство.
Построенное монголами таким образом государство было огромным, разнородным и разноязыким. Чтобы управлять им, нужно было решить несколько вопросов: как контролировать исполнение распоряжений, как узнавать, что происходит на подвластной территории. Ну и, конечно, как собирать дань. Для этого монголы создают систему ямов. Ям — своего рода почтовая станция, где гонец мог сменить лошадь. С помощью таких гонцов сведения распространялись по всей Орде — так родилось русское слово «ямщик». Кроме того, во всех завоеванных княжествах появляются численники — чиновники, которые пересчитывают население, чтобы было понятно, сколько брать дани. Еще были баскаки с вооруженными отрядами — они могли разбираться с проблемами на местах, а если не справлялись — сообщали в столицу Орды, Сарай.
Но самое главное: для эффективного управления был необходим единый государственный язык. И вот улус Джучи постепенно переходит на тюрки — литературный язык, получившийся из диалекта Золотой Орды. Этот тюрки постепенно преобразовался в старотатарский.
Религией этого государства стал ислам — его принял в первой половине XIV века правитель Орды Узбек-хан. Вместе с религией сменилась и письменность: прежде монголы пользовались вертикальным уйгурским письмом, а после принятия ислама писать стали арабскими буквами.
В результате, когда в XV веке Золотая Орда распалась на несколько ханств, языком всех этих ханств остался тот или иной вид тюркского языка, который записывали арабской письменностью.
Какой вывод мы можем сделать из всего этого? Что бы ни происходило с предками татар до Золотой Орды, именно это государство стало отправной точкой для формирования татарского народа со своим языком, культурой и самосознанием. И начиная с Золотой Орды история этого народа будет тесно связана с историей России.
Татары: тюркская скрепа России. Часть 1: как они получились
Я татарин на лицо,
Да с фамилией хохлятской…
Ю. Шевчук, музыкант, лидер группы ДДТ
5,5 миллионов человек (около 4% населения современной России), тысячелетняя история, богатые традиции, уникальный социокультурный код… Татары уже много веков играют значимую роль в истории России. Сегодня мы начинаем рассказ о сложном историческом пути и богатых традициях этого народа.
Ствол один, а корней много
У татарского этноса нет единого корня. В татарах течёт кровь гуннов, поволжских булгар, кипчаков, ногайцев и многих других народов. Предки татар никогда не жили в изоляции: они активно передвигались, смешиваясь с различными тюркскими и нетюркскими племенами. На их этногенез оказали влияние финно-угры, населявшие Поволжье до прихода туда тюркских племен, и славяне.
Действительно, не всё так просто с происхождением татарского народа, собственно, как и со многими другими этносами. В современной научной литературе преобладают три теории этногенеза татар. Согласно первой, булгаро-татарской версии, ключевым моментом этногенеза современных татар был период Волжской Булгарии, когда и были заложены основные этнокультурные особенности татарского народа. По этой версии, татары и чуваши (часть 1, часть 2) имеют практически идентичные корни.
Сторонники второй, татаро-монгольской версии считают, что формирование этноса произошло в период Золотой Орды, когда кочевые племена переселились в Восточную Европу, где смешались с половцами и приняли ислам. Причём к татарам тут относят всё население всех государств Чингизидов. В итоге получается причудливая картина: чуваши произошли от булгар, а татары – от монголо-татар. Видимо, родство чувашей нравилось не всем историкам и особенно духовным и политическим деятелям.
Наконец, адепты третьей теории, тюрко-татарской, отмечают комплексный и протяжённый во времени процесс формирования татарского народа. Сегодня именно эта концепция является наиболее распространённой.
Скорее всего, татарский этнос не сформировался в одночасье и имел множество корней.
От гуннов к булгарам
Историки выделяют три стадии формирования татарской идентичности. На первой стадии образовались основные компоненты, которые затем сложились в татарский народ: тюркский компонент в виде булгар, язык половцев (кипчаков) и ислам, благодаря принятию которого тюркские племена получили богатую культурную традицию и письменность на основе арабской графики. Именно религия и письмо стали в последующим тем «клеем», который из разных этнических групп склеил татар.
Второй этап связывается с Золотой Ордой. Считается, впрочем, что он не оказал значительного влияния на культуру и язык татарского народа. Третий этап связывается с укреплением и кристализацией заложенных ранее этнокультурных особенностей в рамках Казанского Ханства и российского государства.
Несмотря на то, что тюркские племена формировались на огромной площади – от Маньчжурии до Боспора Киммерийского, – именно Поволжье стало в итоге родиной современных казанских татар. Волго-Уральское междуречье занимает особое место в средневековой истории Евразии. Эта территория, по мнению казанского историка М.К. Закиева, стала «связующим звеном между двумя континентами, находясь в центре великого и древнего пути многосторонних культурных связей и… грандиозных переселений».
Гуннское нашествие открыло дорогу на Запад тюркским народам, которые в середине I тыс. н.э. проникают в регион Волго-Урала. После распада гуннской империи на её перифериях возникают первые этнополитические образования прототюрков. К середине VI в. тюрки завершили покорение Поволжья и Приуралья, а Тюркский каганат стал включать огромную территорию от Маньчжурии до Боспора Киммерийского (Керченского пролива).
После распада Тюркского каганата часть племен (булгары и сувары) двинулись на Запад и образовали сначала Великую Булгарию. Позже, уже в VII в. их потомки (т.н. «серебряные» булгары) переместились на Дон, а оттуда в Среднее Поволжье, где и создали новое государство – Волжскую Булгарию. Другая часть племён была подчинена хазарами и включилась в Хазарский каганат.
Процесс возвышения государства шёл практически одновременно с укреплением мусульманской религии в Волжской Булгарии. На самом деле с исламом булгары познакомились еще в VIII в., когда арабы начали свои вторжения в Хазарию, а багдадское посольство 921-922 гг. лишь означало формальное признание нового мусульманского государства не севере ойкумены.
В это же время в Волжской Булгарии начинается активное градостроительство и развитие транзитной торговли. Именно поэтому иноземные купцы и путешественники называли Булгарию «страной городов», наиболее крупными из которых были Биляр-Булгар, Сувар, Ошель и другие. Ну а к XIII в. складывается один из основных корней современных казанских татар – булгарская народность, вобравшая в себя тюркские, финно-угорские и даже славянские компоненты.
Именно в Волжской Булгарии формируется этническая основа современных татар, которая дополнилась важнейшей культурной составляющей – исламом в конце I-начале II тысячелетия н.э.
Татары – не монголы
Как известно, огромная Великая Монгольская империя Чингисхана в XIII в. распадается на четыре новых государства: удел Великого хана и улусы Джучи, Чагатая и Хулагу. Именно Золотая Орда подчинила себе Волжскую Булгарию, северо-восточные княжества Руси, огромные степные просторы современного Казахстана и Западную Сибирь. Новых хозяев стали называть монголо-татарами.
Итак, татарами в различные времена звали то отдельные тюркские племена, истреблённые Чингисханом, то все монгольские народы «из-за их чрезвычайного величия и почётного положения». Посол венгерского короля Белы IV Юлиан во время своего путешествия к половцам в XIII в. этноним «татары» связывал с греческим «Tartaros» – «ад», преисподняя. Для некоторых европейских историков «татары» были синонимом слова «варвар». Именно поэтому на некоторых средневековых картах можно встретить обозначение Московии как «Московская Тартария». Этот факт весьма красноречиво характеризует стереотипы общественного сознания как средневекового Запада, которые современные медиа воспроизводят в отношении России и населяющих её народов даже в ХХI в.
В любом случае монголы и татары имеют разные корни, но по иронии судьбы, покорённые монголами более многочисленные тюркские племена, среди которых, возможно, было и племя татары, стали частью общего названия завоевателей. Поэтому после распада Золотой Орды татарами называли правящую мусульманскую верхушку, а вслед за ней всё остальное многонациональное население ханств, исповедующее ислам.
Так появились казанские татары в Казанскам ханстве, астраханские татары в Ногайской орде и сибирские татары в Сибирском ханстве. Отсюда и столь ощутимые различия во внешности современных татар.
Поглощённые Ордой
Волжская Булгария впервые испытала на себе силу монголов осенью 1223 г., когда после битвы на Калке Субедей повернул в степи Поволжья. Однако первый раунд остался за булгарами. Заманив монголов в заранее приготовленные засады, булгары напали на них с тыла и перебили наступавших.
Затем, вплоть до печально известного похода Бату (Батыя) на Русь, Волжская Булгария вместе с присоединившимися к ней кыпчаками, аланами и мадьярами выступала главным форпостом на пути движения монголов на северо-запад. В 1229 г. центром сопротивления стал город Саксин, в 1232 г. эстафету принял Биляр. Но как в первом, так и во втором случае «…Приидоша Татарове и зимоваша, не дошедшее Великого города Булгарьскаго…»
Биляр был сожжён и полностью разрушен. Его участь разделили остальные города Волжской Булгарии. Думается, что после падения центра обороны Булгарии организованное сопротивление прекратилось. Более того, часть булгарской знати и народов, населявших Волжскую Булгарию, перешла на сторону монголов. Так, сообщалось, что «один князь со всем народом и семьёй покорился владыке Татарии, но другой с немногими людьми направился в весьма укреплённые места, чтобы защищаться, если хватит сил».
Народы Волжской Булгарии, оказавшись на пути монгольского войска, вынуждены были выбирать между сопротивлением монголам и непременной гибелью и покорностью, которая предполагала дальнейшее участие в походах империи.
Монголы не ограничились одним походом в Булгарию. Уже в 1238 г. монгольские тумены вновь вторглись на территорию Волжской Булгарии, а также подавили оставшиеся очаги сопротивления, прежде всего кыпчаков и их союзников. В итоге, к весне 1239 г. в состав Улуса Джучи вошли Волжская Булгария, территория совремемнной Башкирии, западный Дешт-и-Кыпчак и частично Северный Кавказ.
Золотая Орда уничтожила лишь государственность Волжской Булгарии, однако в конечном счёте малочисленные монголы сами оказались покорены (ассимилированы) более многочисленными тюрками.
Ак-Орда
Вернувшись из европейского похода, Бату как младший сын Джучи был вынужден искать себе другое место для ставки, т.к. отцовская была занята старшим братом – Орду. Центром батыевой части Улуса (Ак-Орды) стал г. Булгар, но сам хан, будучи кочевником, вёл соответствующий образ жизни. Только в 1250-х гг. недалеко от современной Астрахани был основан стольный город Сарай. Так и кочевал Бату с наследники между этими двумя городами.
С 60-х годов XIII в. историки датируют юридическое оформление Улуса Джучи, или привычной всем Золотой Орды. Несмотря на подчинённость власти великого хана, авторитет и влиятельность Бату были исключительными. Так, для вступления ханского приказа в силу на западе империи требовалось его подтверждение от Бату.
Большая часть бывшей Волжской Булгарии составила Булгарский улус Золотой Орды. Причем, по мере расширения усобиц в Орде, зависимость Булгарского улуса снижалась. Историки отмечают, что эта провинция была одной из самых развитых областей
Орды. Самым крупным городом становится Булгар. Выгодное географическое положение на пересечении речных и сухопутных путей делали его важным пунктом мировой торговли. Во второй половине XIII – начале XIV в. Булгар переживает расцвет. Новое дыхание получает бывший булгарский город Казань, который превращается из приграничной крепости в один из заметных экономических и политических центров Среднего Поволжья, а после усобицы 60-х годов именно Казань становится новым центром бывшей Восточной Булгарии.
Достаточное количество ресурсов для ведения многоотраслевого хозяйства, традиции осёдлости, которые существовали здесь с VIII-IX вв., а также укоренившаяся городская культура способствовали экономическому возвышению Булгарского улуса Ак-Орды. Огромное значение имели проходящие здесь торговые пути, прежде всего Волжский торговый путь.
Города Поволжья стали также крупнейшими культурными центрами. Причём основным языком общения в золотоордынских городах и степных районах Улуса Джучи становятся различные диалекты кыпчакского языка. Таким образом, немногочисленные монголы, выступившие завоевателями Волжской Булгарии, Древней Руси и других средневековых государств в целом, не навязали своего языка и религии покоренным народам, а фактически растворились в «тюркском море». Кроме того, популярным в Золотой Орде были персидский и арабский языки.
Золотая Орда с самого начала была многонациональным государством с неизменным преобладанием тюркского компонента. Свидетельством тому является то, что монголы в тюркской и мусульманской среде, а также в Китае упорно именовались татарами, хотя по сути таковыми не являлись. Кстати, именно это тюркское обозначение монголов укоренилось на Руси, в Западной Европе, в Средней Азии и на Ближнем Востоке. Всё указанное подтверждает указание ал-Омари, что «они (монголы) смешались и породнились с ними (кыпчаками), и земля одержала верх над природными и расовыми качествами их и все они стали точно кыпчаки…»
Побеждённые в военном отношении тюрки стали победителями в этническом, а главное, в культурном плане. Тем не менее, победой монголов стало название многонациональных тюркских жителей Золотой Орды, которых стали именовать не иначе как «татары». Дальнейшая история теперь уже почти единого народа – татар – была почти целиком связана с Казанским ханством и Русью.
Литература:
История татар. В 7 т. Т. 1-3. Казань, 2002-2009.
Закиев М.З. Происхождение тюрков и татар. М., 2002.