отношение к юродивым на руси
За что русские цари любили юродивых
«Московский чудотворец Блаженный Василий», 2006. Художник Графов Виталий Юрьевич
Кто мог нахамить царю и уйти невредимым? Только юродивый, или блаженный. Это и был один из них, Никола Псковский или Салос (салос по-гречески и означает «юродивый»). По преданию, он тогда спас Псков от кары – царь устыдился своей жестокости и покинул город.
Блаженные на Руси
«Александр Македонский перед Диогеном», Иван Тупылев, 1787
Блаженные были известны и в Древней Греции (самый знаменитый из них – Диоген Синопский, живший в бочке), и в мусульманских странах (суфии), Индии (бхакти), буддистских регионах (ньонпа) – в каждом случае со своими особенностями. В православной традиции они назывались юродивыми, блаженными и даже «похабами». Не случайно созвучие слов «юродивый» и «урод». Правильно называть таких людей «юродивый Христа ради» – это подчеркивает, что поведение блаженного – не результат психического заболевания, а религиозная одержимость.
Этим и отличаются юродивые от шутов – последние ведут себя комично и провокационно только в формате праздника. Для юродивого экстатическое безумие – вся его жизнь.
На Русь понятие юродства попало из православной Византии. Самый ранний из известных нам русских юродивых, Блаженный Исидор, жил в Ростове во второй половине 15 века. Его прозвище было «Твердислов» – видимо потому, что он постоянно повторял одно и то же слово или фразу. Исидор жил на болоте, вместо одежды использовал хворост. Рассказывали, что он обличал княжескую власть. В 16 веке он был посмертно причислен к лику святых.
Блаженный Исидор Твердислов
Именно в 16 веке юродство стало по-настоящему популярным на Руси. Юродивый Аркадий из Вязьмы, по преданию, наделен был способностью видеть змей, прячущихся в кувшинах и горшках, и неоднократно «изгонял» их, разбивая эти горшки. В Ростове появился Иоанн Власатый, а в Москве в 1547 году был канонизирован живший веком ранее Максим Московский, по преданию, ходивший нагим. Хотя о его жизни было почти ничего не известно, он тоже почитался как юродивый.
Точно так же, как Максим, нагим ходил и самый знаменитый московский юродивый, Василий Блаженный – в честь него назван храм на Красной площади. В его жизнеописании слились все классические предания о юродивых: ходил нагим, буйствовал среди лавок в торговых рядах и бил посуду, и, конечно, упрекал царя за его жестокость. Можно сказать, что своим поведением юродивые стремились походить на Христа, ходившего в рубище, проповедовавшего и гонимого властями.
Рака Василия Блаженного внутри собора
Юродство и юродивых пропагандировал сам царь Иван. Известно, что он нес гроб Василия Блаженного, именно при нем к лику святых причислили Прокопия и Иоанна Устюжских и Максима Московского. Будучи первым московским царем, он стремился показать свою истовую религиозность и даже набожность – согласно греческой православной традиции, именно юродивые были самыми истинными, бескорыстными верующими. Так что для Ивана эти действия были элементом его религиозной и социальной политики.
Святые или мошенники?
Максим Блаженный. Икона, XVIII век, ГТГ
При сыне Ивана Грозного Федоре Иоанновиче (1557-1598), набожном и тихом царе, русское юродство пережило расцвет. Сразу после воцарения Федора чудеса начали происходить на могиле Василия Блаженного, а в 1588 году он был канонизирован и захоронен на погосте собора Покрова на Рву, который стал с этого времени зваться храмом Василия Блаженного. Примечательно, что это торжество было приурочено к визиту в Москву патриарха Константинопольского Иеремии – канонизацией юродивого московский царь и церковные власти хотели показать высокому гостю свое благочестие.
Но со святыми всегда соседствуют грешники. Уже к 1630-м годам церковные власти поняли, что феномен юродства часто используется мошенниками. Патриарх Иоасаф в 1636-м писал: «Иные притворяются малоумными, а потом их видят целоумных», а в 1646-м он запретил пускать юродивых в храмы, поскольку «от их крику и писку православным христианам божественного пения не слыхать». В этот же период «истинно» юродивые смешиваются в представлениях народа с просто слабоумными и душевнобольными, которым безумие придавало ореол святости. Таких людей стали называть «благоюродивыми».
Собор Покрова на Рву, также известный как собор Василия Блаженного
Отрицание и возрождение
«Василий Блаженный (Моление)». Художник С. Кириллов
Sergei Kirillov (CC BY-SA 3.0)
Удивление архидиакона было не случайно: греческая православная церковь в это время уже считала почти всех юродивых мошенниками. В 1666 году Макарий III и его сын Павел снова приехали в Москву, чтобы участвовать в Большом Московском соборе, который осудил лжеюродство в специальном каноне. Постепенно почитание юродивых сокращалось: с 1659-го Василия Блаженного перестали поминать в Успенском соборе Кремля, а уже в 1682-м его поминали только в храме Покрова на Рву, где стоит рака с его мощами.
В ходе постсоветской реабилитации православной веры и православной церкви феномен юродства снова ожил. В 1988-м на Поместном соборе Русской православной церкви была канонизирована блаженная Ксения Петербургская, жившая в XVIII веке. И это не последний случай в новейшей российской истории.
Юродивые на Руси и в других культурах: Святые маргиналы или безумцы
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Слово «юродство» происходит от старославянского «дурак, безумец». Однако смысл «юродства Христа ради» заключается в осознанном отказе от собственных добродетелей и нарушении законов человеческого мира. Это считается очень тяжелым служением. Целью такого мнимого безумия является обличение мирских заблуждений. Если говорить именно о целях и средствах и не искать глубинных различий, то примеры подобного поведения можно найти в истории, начиная с древнейших времен.
Например, законодатель Солон, один из «семи мудрецов» Древней Греции, еще за шесть веков до рождения Христа, сумел, прикинувшись душевнобольным, разрешить сложную ситуацию, связанную с завоеванием острова Саломин:
«После многих поражений афиняне установили смертную казнь для того, кто внесет закон о завоевании этого острова. Солон, боясь, что молчание его повредит государству, а выступление погубит его самого, притворился внезапно впавшим в безумие и решился, под предлогом невменяемости, не только говорить о том, что было запрещено, но и действовать. В растерзанном виде, какой имеют обычно лишившиеся ума, он побежал туда, где бывало много народа. Когда сбежалась толпа, он, чтобы лучше скрыть своё намерение, начал говорить стихами, что было в то время необычно, и подстрекать народ к нарушению запрета. Он до такой степени увлек всех, что тотчас же было постановлено начать войну, и после победы над врагами остров Саламин перешел во владение афинян.» (Юстин «Эпитома сочинения Помпея Трога «История Филиппа»»)
Многие пророки Ветхого Завета Библии вели себя подобно юродивым: ходили босыми и нагими, ели то, к чему обычно человеку даже неприятно притрагиваться, и даже спали с блудницами. Чего только не сделаешь, чтобы привлечь внимание обывателей к наболевшим проблемам! Надо сказать, что чаще всего подобное эпатирование было очень действенным средством и приносило свои плоды. События, описанные в Новом Завете, и подавно можно считать безумным изменением устоявшихся канонов и законов:
Затем, когда христианство уже стало нормой и превратилось в государственную религию, новые юродивые начали обличать общество и обвинять его в отступничестве от Христа. По мнению историков, первые подвижники, которых можно с полным правом назвать юродивыми, появились только в VI веке.
Юродивые – это «люди дела». Они появляются тогда, когда слова уже бессильны и пользу обществу могут принести лишь необычные поступки, выбивающие людей из «территории комфорта», если говорить современным языком. Блаженный Симеон ( VI век) прикидывался хромым, подставлял спешащим мимо горожанам подножки и валил их на землю; святой Василий Блаженный ( XVI век) бросался камнями в чудотворную икону и спорил с грозным царем; Прокопий Устюжский ( XIII век) под видом нищего калеки спал на куче мусора и ходил по Устюгу в рубище, несмотря на то, что был богатым купцом. Платой за подобное, на первый взгляд, асоциальное поведение были не только холод, голод и лишения. Часто люди, не понимая причин их действий, подвергали юродивых поношению, а то и хуже. Василия Блаженного, например, за раскиданные по земле на ярмарке калачи народ сначала побил, а уж потом выяснилось, что плут-торговец подмешивал в муку мел. За сломанную икону, творившую чудеса, ему, вероятно, досталось бы и того хуже, если бы из-под святых ликов не показался нижний слой краски – иконописец, якобы, намалевал там дьявола, чтобы подшутить над православными. Кстати, этот пример является одним из первых упоминаний адописных икон, в существовании которых ученые до сих пор не уверены.
В XII веке в Центральной Азии расцвела секта пашупата. Ее адепты вели себя тоже очень похожим образом. Вот, например, какие наставления даются в одном из трактатов пашупата:
«Мудрец должен искать бесчестья, надо навлекать его на себя. Пусть о нем говорят: «Он изгой, он безумец, он лунатик, он дурак». Пусть он имеет вид безумца, будет похож на нищего, пусть его тело будет покрыто калом, пусть у него будут не остриженные борода, ногти и волосы, пусть он не заботится о теле. »
Исследователи считают, что практически каждое общество рано или поздно порождало элементы, разрушающие правила, установленные им самим. Клоуны и шуты – фигуры, известные почти во всех культурах. Где-то их почитают, где-то соплеменники глумятся над ними большую часть времени, но на время религиозных церемоний эти персонажи вдруг превращаются в могущественных жрецов.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Безумство или святость: почему на Руси к убогим относились с особым почтением
Когда на Руси встречали немощного человека, то сразу же вспоминали фразу из священного писания: «блаженны нищие духом, ибо их есть царство небесное». Так уж повелось, что на странные выходки юродивых жители России смотрели «сквозь пальцы». Издревле на Руси бедных и немощных людей называли убогими. Часто люди задаются вопросом о том, почему к юродивым относились с особым почетом и уважением?
Кто такой юродивый
Юродивого человека также называли «Божьим человеком». Он не признавал мирских благ и авторитета властей. Такие люди не имели жилья, иногда и одежды, многие носили вериги — железные цепи для смирения плоти, и питались подаяниями. Также юродивые говорили странные вещи. В современном мире юродивый — это чудаковатый человек, малоимущий или немощный, у этого термина много определений.
Представители духовенства считают, что за показным безумством, которым славились юродивые, скрывалась божественная сущность. Такие люди невероятно мудры, они будто были отмечены Господом, который даровал им христианское смирение. Отметим, что в христианстве юродивыми называли нищих безумцев. На Руси в качестве синонима слова «юродивый» иногда использовали слово «блаженный», которое не имело оскорбительного значения.
Почему на Руси к убогим относились с особым почтением
Издревле на Руси говорили, что убогие и юродивые люди — это дети Господа. Само собой, к таким людям относились с уважением. В Европе в те же времена, все было ровно наоборот, считалось, что юродивые были детьми дьявола, соответственно, никакого почета к ним не было, их сжигали на кострах.
Русские православные видели в юродивых людях отражение Мессии. Апостол Павел посвятил несколько строк юродивым в священном писании. Павел писал, что юродивых гонят прочь, но они всегда терпят и смотрят на все безумным взглядом, однако души их обращены к Спасителю.
Мирская совесть России
Юродивые люди на Руси пользовались особым уважением в XIV-XVI веках. Российский историк Василий Ключевский говорил, что именно в это время блаженный становится своеобразной мирской совестью, живым образом порицания людских пороков.
Юродивые часто шокировали людей своим поведением и внешним видом. Они напоминали опустившихся безумцев. Эти люди могли оставить семью и дом, отказаться от денег и стать странниками, путешествуя по городам и деревням в рваном одеянии.
Этих людей называли «мирской совестью России ». Люди считали, что они не только посланники Мессии, но и его верные товарищи, а значит, к ним нужно относиться с уважением. Василий Блаженный постоянно был окружен вниманием со стороны известных личностей.
7 главных русских юродивых
Юродивые: Святые дураки
«Любят на Руси юродивых» — расхожая поговорка, но в устах соотечественников все чаще она звучит как «Любят на Руси дураков». Церковь молится этим «дуракам», то есть юродивым. Почему? Кто такой юродивый и в чем заключается его подвиг?
Блаженный блаженному рознь!
Икона — Прокопий Устюжский, предстоящий Богоматери
Святой Василий Блаженный ( XVI век) бросался камнями в чудотворные иконы и спорил с грозным царем; блаженный Симеон ( VI век) прикидывался хромым, подставлял спешащим мимо горожанам подножки и валил их на землю. Прокопий Устюжский ( XIII век) никого не валил, не кусал и не ругал. Но под видом нищего калеки спал на куче мусора и ходил по Устюгу в рубище, несмотря на то, что был богатым немецким купцом. В подобном рубище Ксения Петербуржская многими веками позже скиталась по державному Петербургу. Зачем они все это делали?
«Юродивый — это человек, который добровольно избирает путь сокрытия своих способностей, притворяется лишенным добродетелей и обличает мир в отсутствии этих самых добродетелей, — такое определение предлагает Андрей Виноградов, кандидат исторических наук, доцент Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. — Иногда их называли блаженными. В современном употреблении некоторых терминов, связанных с этим ликом святости, существует неясность. Часто мы именуем “блаженными” подвижников, не имевших опыта обличения мира. Почему? Во многом это результат католического влияния. Для Католической Церкви блаженный — это низший ранг святости. С этим и связано то, что в нашей Церкви блаженными иногда называются подвижники, чей подвиг принадлежит к нетипичному, “периферийному” типу. На Востоке термин “блаженный”, то есть “макариос”, традиционно употреблялся как полный синоним слова “святой”. Но в первые века большинство святых были или мучениками, или апостолами. Со временем количество “типов” выросло: с четвертого века появились святые (блаженные) монахи — “преподобные”, святые епископы — “святители”. И в это время термин “блаженный” начинает прилагаться к каким-то необычным типам святости, как, например, юродство. Блаженными называются и “Божии люди”, которые ведут похожую с юродивыми жизнь, но чей подвиг не вполне равен подвигу юродивого».
Подвиг юродивого, в отличие от «Божьего человека», имеет яркую социальную направленность. «Он не просто скрывает от мира свои дарования (как Алексий Человек Божий, чье византийское житие широко известно), но притворяется безумным, “буйным” — отсюда и греческий термин “салос”, которым называют юродивых (по древнеславянски — уродивый или урод). Этот термин происходит от глагола “салеуо” — “колебаться, качаться”. “Салос” — человек помешанный, человек, который ведет себя неадекватно, — продолжает Андрей Виноградов. — По средствам мнимого безумия юродивый обличает мир в его грехах, пытается его наставить на путь исправления. Юродство внутренне связанно с подвигом “человека Божия”, типологически это близкие лики святых, и отличает их только элемент обличения, направленность подвига юродивого вовне».
Экстремальная аскетика
Когда впервые появляется этот тип аскетического подвига, сказать сложно. «Появление юродства было связано с расцветом духовной жизни, — считает игумен Дамаскин (Орловский), член Синодальной комиссии по канонизации святых, руководитель фонда “Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви”, клирик храма Покрова Божией Матери на Лыщиковой горе (Москва). — Мы не знаем юродства в самые первые времена христианства, тогда само христианство воспринималось миром как юродство. Когда апостол Павел призывал своих обвинителей к вере в воскресение Христово, они ему говорили: безумствуешь ты Павел. Но в традиционном понимании юродство появляется, когда пустынникам и подвижникам было мало и поста и молитвы и они обращались к крайним средствам стяжания смирения – поношения от мира за самый образ жизни. И, побеждая свою гордость, достигали совершенного смирения». «Духовные основания для юродства заложены были еще в Новом Завете, это знаменитые слова о безумии ради Христа (см. 1 Кор. 4: 10). Уже раннехристианские общины ставят себя в определенный конфликт с миром и, как поздние юродивые, обличают мир в его грехах. — Андрей Виноградов видит преемственность подвига первых апостольских учеников и поздних подвижников. — В то же время феномен юродства в прямом смысле мог появиться только уже в христианском обществе. Юродивый обличает общество в неследовании христианским нормам, но эта апелляция возможна только в том случае, если христианство является для общества общепризнанной нормой. А как государственная религия христианство утверждается только в Византии в конце IV века».
В нашем привычном понимании феномен юродства появляется только к шестому веку в Сирии, где подвизается знаменитый Симеон Юродивый. «Сирия вообще была своеобразным регионом с точки зрения аскетической традиции, которая там сложилась. Христианство там воспринималось очень горячо, и поэтому возникали такие “экстремальные” виды подвижничества, как, например, столпничество (это тоже порождение Сирии), и юродство», — замечает Андрей Виноградов.
Юродивые. Язык дела
«Обличение словами — это язык мира, который со временем притупляется, — объясняет А.Виноградов — Юродивый обличает делом, он, демонстрируя обществу общественные пороки, как бы сам принимает за эти пороки страдание, подвергается поношению и этим переворачивает ситуацию. Подвергая атаке устоявшиеся формы общественного поведения или благочестия, юродивый обращает внимание на внутреннюю сущность, актуализирует забытое внутреннее содержание этих форм».
Сложный диагноз
В жизни отличить юродивого от сумасшедшего бывает очень сложно. «Нам просто в древнем юродивом увидеть его святость, потому что мы смотрим на него через призму агиографии, церковного осмысления его подвига», — говорит Андрей Виноградов.
«Всякое дело проверяется временем. Как сказал в синедрионе Гамалиил, учитель апостола Павла, когда туда привели апостолов, пытаясь запретить им говорить о Христе, “если это предприятие и это дело — от человеков, то оно разрушится, а если от Бога, то вы не можете разрушить его, берегитесь, чтобы вам не оказаться и богопротивниками” (Деян. 5: 38-39). Как есть старцы, а есть младостарцы, лжестарцы, так бывают и юродивые истинные, а бывают кликуши. Внутренняя жизнь человека — тайна. Поэтому часто при канонизации возникают вопросы, связанные с тем, что внутреннее ведомо только одному Богу, — считает духовник московской епархии, настоятель Покровского храма села Акулово протоиерей Валериан Кречетов. С ним согласен и отец Дамаскин (Орловский): «Поскольку этот подвиг крайности, очень трудно определить, в точности оценить юродство Христа ради. Это, пожалуй, единственная форма подвига, которая духовно настолько сложно различима».
Сложно говорить о типологии русского юродства, потому это настолько специфическое явление, что выделить его «национальные черты» очень сложно, разводят руками исследователи, каждый юродивый по-своему уникален. Кто-то, как Симеон Юродивый, бросался камнями во время богослужения, кто-то просто стоял на камне, молился и обличал словом, как Прокопий Устюжский. Кроме того, все агиографы пользовались как образцом одним и тем же византийским житием Симеона Юродивого и, объясняя духовный смысл подвига юродства, во многом повторяли друг друга.
Назад в будущее?
Русское юродство сконцентрировано в очень небольшом временном промежутке с XVI по XVII век. Подвиги современных юродивых все-таки ближе к житию «человека Божия», чем к классическому «буйству»: это и Ксения Петербуржская, и Матрона Анемнясевская, и Матрона Московская. «В их подвиге нет такой атаки, обличения, характерного для юродства, — отмечает Андрей Виноградов, — так как юродивый в классическом понимании может жить только в том обществе, ценности которого он призывает соблюдать».
Андрей Виноградов размышляет об актуальности подвига юродства в современной России: «Известно, что многие старцы XX века — святитель Иоанн Шанхайский, протоиерей Николай Залитский — в некоторых ситуациях принимали модели поведения, свойственные юродивым, но, чтобы такой подвиг был постоянным, требуется определенное состояние общества. Возможно ли возрождение этого подвига в будущем? Судя по тем процессам, которые сейчас происходят, когда общество внешне воцерковляется, часто именно внешне, и в перспективе может быть создано новое традиционное общество, основанное на христианских ценностях, — появится и необходимость в новых юродивых, которые будут обличать общество, актуализировать для обывателей внутреннее содержание принятых норм поведения и христианских ценностей».
Читайте также:
Кто такие юродивые. Юродство и блаженные на Руси
На Руси в качестве синонима слова «юродивый» использовали слово «блаженный».
«Юродивый». Картина П.А. Сведомского
Василий Блаженный
На Руси юродивые пользовались особым почитанием в XIV-XVI веках. В это время блаженный становится «ходячей мирской совестью, живым образом обличения людских пороков», считал историк Василий Ключевский. Русская православная церковь причислила к лику святых более тридцати юродивых.
Сообщали, что у гроба Василия происходят чудеса. При патриархе Иове чудотворца причислили к лику святых, а царь Федор Иоаннович повелел устроить в Покровском соборе придел во имя Василия Блаженного.
Василий Блаженный. Икона
Никола Салос
Никола Салос на картине А.П. Рябушкина «Иоанн Грозный с приближенными»
Никола Салос погребен под псковским собором Святой Троицы.
Юродивый в трагедии и опере «Борис Годунов»
Иван Козловский в роли Юродивого в опере «Борис Годунов»
Пушкин признавался, что «никак не мог упрятать всех моих ушей под колпак Юродивого».
В опере Модеста Мусоргского «Борис Годунов» Юродивый почти дословно воспроизводит пушкинский текст. Однако затем Николка появляется еще раз и пророчествует о наступлении “смутного времени: «Скоро враг придет, и настанет ночь. Горе, горе Руси тогда. » Плачем блаженного опера и заканчивается.
Лейтесь, слезы, лейтесь,
Слезы горькие.
Плачь, плачь, душа
Православная,
Скоро враг придет,
И настанет тьма,
Темень темная,
Непроглядная.
Плачь, плачь, русский люд,
Голодный люд.