отождествление истории страны с историей государства характерно для
Теория государства и права. Шпаргалка
Настоящее издание поможет систематизировать полученные ранее знания, а также подготовиться к экзамену или зачету и успешно их сдать. Пособие предназначено для студентов высших и средних образовательных учреждений.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Теория государства и права. Шпаргалка предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
8 ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА
Теории происхождения государства:
1) теологическая теория — теория Божественного происхождения государства, согласно которой государство было создано и существует по воле Бога, а право — это Божественная воля. Согласно этой теории церковная власть имела преимущественное положение над светской властью, а монарх при вступлении на престол освящался церковью и считался представителем Бога на земле. Представители — Ф. Аквинский, Ф. Лебюфф, Д. Эйве;
2) патриархальная теория — теория происхождения государства в результате исторического развития семьи, когда разросшаяся семья становится государством. Согласно данной теории монарх — отец (патриарх) своих подданных, которые должны слушать его неукоснительно и относиться к нему с почтением. В ответ монарх должен был заботиться о своих подданных и управлять ими. Представители — Аристотель, Конфуций, Р. Фил—мер, Н. К. Михайловский;
3) договорная теория, согласно которой государство — продукт человеческого разума, а не проявление Божественной воли. Представители этой теории считали, что государство возникло в результате заключения между людьми общественного договора с целью обеспечения их общей пользы и интересов. В случае нарушения или невыполнения условий общественного договора люди были вправе расторгнуть его, причем даже с помощью революции. Представители — Б. Спиноза, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж. Ж. Руссо, А. Н. Радищев;
4) психологическая теория, сторонники которой связывают возникновение государства с особыми свойствами человеческой психики: потребность во власти одних над другими и стремление одних подчиняться другим. Представители — Л. И. Петражицкий, Д. Фрезер, З. Фрейд, Н. М. Коркунов;
5) теория насилия, согласно которой государство возникло как результат насилия, путем завоевания слабых и беззащитных племен более сильными, выносливыми и организованными племенами. Представители — Е. Дюринг, Л. Гумплович, К. Каутский;
6) материалистическая теория, согласно которой образование государства является результатом изменения общества вследствие социально—экономических причин. Представители — К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин, Г. В. Плеханов;
7) патримониальная. Государство произошло от права собственности на землю и связанного с ним права владения теми лицами, кто на этой земле проживает. Представитель — А. Галлер;
8) органическая. Государство возникло и развивалось как биологический организм. Представители — Г. Спенсер, А. Э. Вормс, П. И. Прейс;
9) ирригационная. Государство возникло в связи с широкомасштабной организацией строительства ирригационных сооружений. Представитель — К. А. Виттфогель.
Помогите пожалуйста с вопросами по тесту по истории
Отметьте, какие из перечисленных признаков относятся к формационному подходу в историческом познании (в отличие от цивили- зационного подхода):
а) представление об истории как многолинейном, многовариантном процессе;
б) жесткая привязка исторических явлений к способу производства, системе экономических отношений;
в) ориентация на познание истории общества с учетом специфики стран и регионов;
г) однолинейных характер исторического разви- тия;
д) история страны, народа рассматривается в сравнении с историей других стран, народов, цивилизаций;
е) человечество в своем развитии проходит пять основных стадий через социальные революции.
Какая территория по археологическим данным считается прародиной славян:
а) р-н Новгорода; б) р-н Москвы; в) р-н Нижнего Дона; г) Кавказ; д) Прикарпатье.
.Выходцами из какой страны были «историки-норманисты»:
а) Англии; б) Германии; в) Польши; г) России; д) Франции.
Назовите первый на Руси историо-графический источник:
а) Русская правда; б) Правда Ярослава; в) Устав Владимира Мономаха;
г) Повесть о законе и благодати; д) Повесть временных лет.
Что такое «удел» в период феодальной раздробленности (XII-XV вв.) :
а) владение поместного дворянина; б) земли великого князя;
в) наследственное владение князя, подчинявшегося Великому князю.
Какое из крупных русских княжеств в удельный период имело признание феодальной республики:
а) Ростово-Суздальское; б) Галицко-Волынское;
в) Владимиро-Суздальское; г) Новгородское.
Отметьте, какие из перечисленных признаков относятся к формационному подходу в историческом познании (в отличие от цивили- зационного подхода):
б) жесткая привязка исторических явлений к способу производства, системе экономических отношений;
г) однолинейных характер исторического разви- тия;
е) человечество в своем развитии проходит пять основных стадий через социальные революции.
Какая территория по археологическим данным считается прародиной славян:
.Выходцами из какой страны были «историки-норманисты»:
Назовите первый на Руси историо-графический источник:
д) Повесть временных лет.
Что такое «удел» в период феодальной раздробленности (XII-XV вв.) :
в) наследственное владение князя, подчинявшегося Великому князю.
Какое из крупных русских княжеств в удельный период имело признание феодальной республики:
Материализм или идеализм? Два подхода к изучению истории. (Конспект 1).
Это первая статья из цикла история. Как говорилось ранее, изучать историю России нужно системно и последовательно. Либо так, либо лучше вообще не изучать. В данном блоге я планирую изложить события русской истории от древних времён до наших дней.
1. Подходы к изучению истории;
2. Общая характкристика и особенности истории России.
Согласно данному подходу, исторический процесс рассматривается как постоянно сменяющие друг друга цивилизации. Под цивилизацией понимается «сообщество людей, объединённых основополагающими духовными и материальными ценностями, имеющие устойчивые особенные черты в социально-политической организации, культуре, экономике и психологическое чувство принадлежности к этому сообществу». (доктор исторических наук МГУ им. М. В. Ломоносова Л. И Семенниковой).
Представители цивилизационного подхода: Н. Данилевский, П. Сорокин, А. Тойнби, Р. Оуэн, О. Шпенглер и другие.
Н. Данилевский говорил о культурно-исторических типах, в которых собраны и обобщены особенности религиозного и национального самосознания. («Россия и Европа», 1869).
Типы цивилизаций по Данилевскому:
Египетская, древнесемитская (ассирийско-вавилоно-финикийская), китайская, индийская, иранская, еврейская, греческая, римская, новосемитская (аравийская), германо-романская (европейская). Не каждый народ способен создать цивилизацию. Важнейшей предпосылкой возникновения цивилизации является политическая независимость. Славянская цивилизация, по Данилевскому, является молодым развивающимся культурно-историческим типом, имеющим перспективы в будущем.
А. Тойнби вывел теорию «локальных цивилизаций», замкнутых обществ. Он считал, что цивилизации возникают как ответ на внешние и внутренние угрозы, вызовы. Здесь важен принцип «золотой середины». На территориях, на которых условия слишком благоприятны, цивилизация не возникает, так же как и на территориях с чрезмерно суровыми условиями. Развитие цивилизаций циклично, каждая проходит зарождение, рост, расцвет, надлом и разложение. Однако закат цивилизации не неизбежен. Консерватизм большинства и эгоизм и леность элит приводит к упадку цивилизаций.
В рамках данного подхода обычно выделяют три типа цивилизаций:
С непрогрессивным развитием (например, аборигены Австралии);
С прогрессивным развитием (западноевропейская цивилизация, которая всегда стремится преобразовать природу с целью ее подчинения и т.д.).
При цивилизационном подходе определяющим фактором оказывается духовная составляющая (религия, национальное самосознание и прочее), то есть он идеалистический.
Связан прежде всего с именами К.Маркс и Ф.Энгельс.
«Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание».К. Маркс. «К критике политической экономии». Предисловие
Ход истории обусловлен не только субъективной ролью личности (короля, вождя и т.д.), а подчиняется определенным социальным законам.
По мере развития производительных сил все государства проходят через определённые ступени, которые авторы данной теории называют общественно-экономическими формациями (ОЭФ), являющиеся типами государства. Выделяют пять общественно-экономических формаций: первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая.
— экономический базис, который определяется способ производства материальных благ, производственными отношениями, прежде всего отношениями собственности (какому класс принадлежат средства производства);
Так при первобытно-общинном строе используются примитивные орудия труда, общество не производит прибавочный продукт, как следствие, классы отсутствуют. Средства производства остаются в общественной собственности.
При рабовладельческом способе производства уже есть частная собственность, класс рабовладельцев организует производство путём внеэкономического (насильственного) принуждения к труду класса несвободных людей. Рабовладелец присваивает себе результаты труда рабов.
В эпоху феодализма класс феодалов, собственников земли (средств производства), организует сельскохозяйственное производство путём эксплуатации зависимых от него крестьян. Барщина была сродни рабскому труду, в то же время оброк предоставлял крестьянам намного больше личной свободы по сравнению с рабами. Наравне с насильственными появляются экономические методы принуждения.
История представляет собой естественный процесс смены одной ОЭФ другой.
Развитие происходит эволюционно (количественно), однако по мере развития производительных сил и накопления противоречий между классами революционные (качественные) изменения оказываются неизбежными. В результате скачкообразного революционного преобразования устанавливаются новые производственные отношения.
Так частная собственность на средства производства в капиталистическом обществе порождает антагонизм, который по мере развития производительных сил должен разрешиться путём классовой борьбы и привести к смене частной собственности на средства производства на общественную. Классы будут уничтожены, а распределение общественного продукта станет более справедливым. Наступит коммунизм.
Какой подход правильный, цивилизационный или формационный? У каждого есть свои преимущества и недостатки.
Основное преимущество формационного подхода в том, что акцент делается на экономическом факторе, предпочтение отдаётся материалистической, а не духовной составляющей, что делает этот подход более предметным и наукообразным.
При описании русской истории особое внимание я планирую уделять социально-экономической составляющей. В своих записях я буду ориентироваться на школу академика Л.В. Милова.
Источники:
1/ История 1- я часть. 1. 2. Формационный и цивилизационный подходы к изучению истории. studfiles.net
2/ Исторический материализм. Википедия
Следующая статья по плану:
Общая характеристика русской истории. Почему Россия не Запад?
Подходы в изучении истории
ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКИ
Функции истории
функция | содержание |
Воспитательная | формирование гражданских, нравственных ценностей и качеств |
Познавательная | выявление закономерностей исторического развития |
Практически-рекомендательная | выработка научно обоснованного политического курса |
Прогностическая | предвидение будущего |
Социальной памяти | способ идентификации и ориентации общества, личности |
Методы изучения истории
метод | суть |
Типологический | классификация исторических явлений, событий, объектов |
Хронологический | состоит в том, что явления истории изучаются строго во временном (хронологическом) порядке. Применяется при составлении хроник событий, биографий) |
Проблемно-хронологический | изучение последовательности исторических событий во времени; применяется при изучении какой-либо одной стороны деятельности государства, общества, политического деятеля в ее последовательном развитии. Такой подход позволяет полнее проследить логику развития проблемы, а также наиболее эффективно извлечь практический опыт |
Хронологически-проблемный | предусматривает изучение истории России по периодам, а внутри них — по проблемам. Применяется во всех общих исследованиях, в том числе и в различных курсах лекций по истории |
Ретроспективный | последовательное проникновение в прошлое с целью выявления причины |
Сравнительный | сопоставление исторических объектов в пространстве и времени |
Историко-сравнительный | историческое исследование, позволяющие выявить сходство или различие между историческими объектами, сопоставляя их в пространстве и во времени |
Системный | раскрытие внутренних механизмов функционирования и развития |
Идеографический метод | описание исторических событий и явлений |
Генетический | заключается в последовательном раскрытии свойств, функций и изменений изучаемой реальности в процессе ее исторического движения. |
Историко-генетический | историческое исследование, показывающие, как изучаемое явление зародилось, какие этапы в движении прошли и каковы итоги его развития |
Историко-системный | историческое исследование, устанавливающие взаимосвязь и взаимодействие объектов в их историческом развитии |
Историко-типологический | историческое исследование, позволяющие осуществлять классификацию исторических явлений, событий, объектов |
Периодизации | основан на том, что и общество в целом, и любая составная его часть проходят различные стадии развития, отделяемые друг от друга качественными рубежами. Главным в периодизации является установление четких критериев, строгое и последовательное их применение при изучении и исследовании |
Статистический | состоит в исследовании важных сторон жизни и деятельности государства, количественного анализа множества однородных фактов, каждый из которых в отдельности не имеет большого значения, в то время как в совокупности они обусловливают переход количественных изменений в качественные; социологических исследований применяется при изучении современности. Он дает возможность изучать явления в основном политической истории. Среди приемов этого метода можно назвать анкетирование, опрос, интервью и др. |
Синхронологический | заключается в изучении различных исторических событий, происходивших в одно и то же время. |
Методология истории
Методология | совокупность познавательных средств, методов, приемов, используемых в науке, а также учение о способах исследования, освещения исторических фактов, научного познания. |
Субъективистская методология(субъективизм) | объясняла исторический процесс действием великих людей: предводителей, князей, царей, императоров и других крупных политических деятелей. |
Объективно-идеалистическая методология (объективизм) | решающую роль в историческом процессе отводила действию объективных надчеловеческих сил: Божественной воле, провидению, Абсолютной идее, Мировой Воле и т.д. Исторические деятели выступали лишь в качестве средств, орудия в руках этих надчеловеческих, безличных сил. |
Провиденциализм | история общества истолковывалась как осуществление божественного замысла, воздаяние за добродетель и наказание за грехи. |
Материалистическая методология (марксизм) | базируется на формационном подходе, согласно которому исторический процесс – это смена общественно-экономических формаций, осуществляемая на основе социальной революции. Насчитывается пять стадий в истории человеческого общества: доклассовая (первобытная), затем три классовые, или антагонистические (рабовладельческая, феодальная и капиталистическая), и, наконец, имеющая наступить коммунистическая формация, начальным этапом которой является социализм. |
Методология цивилизационного подхода | получила развитие в конце XIX – XX вв. в работах А. Тойнби, О. Шпенглера, К.Н. Леонтьева, Н.Я. Данилевского. Основной структурной единицей исторического процесса признается цивилизация как целостная общественная система, которая определяется наличием общих черт объективного порядка, таких как язык, история, религия, обычаи, институты, а также субъективной самоидентификацией людей. |
Подходы в изучении истории
Историография
Основоположниками смежных исторических наук были:
историческое краеведение | В.В. Крестинин, П.И. Рычков |
археология и эпиграфика | А.Н. Оленин, И.А. Стемпковский |
этнография | С.П. Крашенинников, Н.И. Надеждин, В.И. Даль |
славяноведение | О.М. Бодянский |
медиевистика | Т.Н. Грановский |
источниковедение | И.Н. Болтин |
историография | К.Н. Бестужев-Рюмин |
Историография (от греч. historia – рассказ о прошедшем, об узнанном; и от греч. gráphō – пишу) – это история исторической науки, ее становления и развития; специальная историческая дисциплина.
Тест по истории с древнейших времен до средневековья
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Контрольная работа по разделам 1, 2, 3
1. Конфуцианство возникло как философское учение в: (1 балл)
2. Первые орудия труда, которыми пользовался древнейший человек: (1 балл)
3.Вдоль берегов р. Нил в древности образовалось государство: (1 балл)
А) Древняя Индия; В) Египет;
4. Соотнесите государства и категории населения: (2 балла)
Б) Спарта 2. патриции;
5. Соотнесите Египетское царство и период его существования: (2балла)
А) Раннее царство 1. 1580 – 1085 гг. до н.э.;
6. Запишите термин, о котором идёт речь (1 балл)
Наука о происхождении и эволюции человека – это _____________
7. Соотнесите страну и характерные для её религиозных верований черты (2 балла)
1) существование во всех религиозно-философских и этических учениях понятия кармы
2) широкое распространение и этическое обоснование культа предков — как умерших, так и живых
3) вера в загробное существование человека, применение бальзамирования для сохранения тела умершего
4) вера в пришествие Спасителя, который должен избавить избранный народ от страданий
8. Соотнесите термин и его определение (3 балла)
1) форма государственной власти, установленной насильственным путём и основанной наединоличном правлении
2) форма государственного устройства, основанного на признании народа в качестве источника власти, его права принимать участие в решении общественных, государственных вопросов, на признании принципов свободы, равенства и других прав граждан
3)политический режим, при котором власть принадлежит узкой группе лиц
4)форма самодержавной неограниченной власти, основанной на произволе властных структур, бесправии подданных
5)форма правления, при котором государственная власть находится в руках представителей родовой знати
9. Используя карту «Великое переселение народов» на цветной вклейке в учебнике, напишите названия германских племён, расселившихся на территории Западной Римской империи (5 баллов)
Области Западной Римской империи
10. Прочитайте отрывок из работы историка Г. Кёнигсбергера и, используя также материал учебника, выполните задания (3 балла)
. Столь обширным государством, как империя Каролингов, можно было управлять, лишь опираясь на систему личных отношений между сувереном и наиболее влиятельными людьми королевства: только они обеспечивали поддержку короля и выполнение его приказов.
Эти отношения Каролинги создавали двумя путями. Во-первых, используя старую систему «наместников» (лат. comes, фр. comte, англ. count, нем. Graf — граф): от имени короля они управляли графствами, на которые было поделено королевство. Графы назначались на время: во власти короля было сместить их или перевести в другое место. В правление Карла Великого постоянно насчитывалось от 200 до ЗОО графов, в большинстве своём представителей франкской знати. Во-вторых, суверен связывал людей отношениями личной верности «вассалитетом» — с помощью клятвы или присяги. Взамен он был обязан кормить вассалов за своим столом (этот обычай долго сохранялся, особенно в практике воспитания юношей из знатных семей при королевском дворе) и во всё больших размерах одаривать их бенефициями, т. е. почестями, привилегиями, и в первую очередь землями. Эти земли стали называться фьефами (или феодами) — ленными владениями. В свою очередь, вассал обязывался служить своему господину прежде всего во время войн.
В VIll и lX вв. отношения вассалитета не только между королями и могущественными представителями власти, но и в среде землевладельцев различного ранга обрели законченную форму и распространились почти по всей Европе. В отличие от отношений земельного сеньора и крестьянина, вассалитет всегда устанавливался только между свободными людьми. Жизнь, полная превратностей, побуждала людей невысокого положения искать покровительства более сильных, а честолюбие побуждало этих последних приумножать своё могущество.
Сочетание бенефициев и вассалитета — та система отношений, которая стала называться феодализмом, — оказалось весьма эффективным инструментом социальной и политической организации; именно ей ранние Каролинги были в значительной мере обязаны своими успехами. Разумеется, эта система не отличалась абсолютной стабильностью. Графы и другие вассалы по вполне понятным причинам стремились слить фьефы со своими личными владениями, превратить их в наследственную собственность».
1) Какие обязанности должен был выполнять вассал по отношению к сеньору?
2) Какие повинности обязаны были выполнять крестьяне в пользу феодалов?
3) На чём основывалась независимость крупных феодалов по отношению к королю?