отработка навыков табличного умножения и деления

Формирование навыков беглого табличного умножения и деления

Класс: 2

Формирование прочных вычислительных навыков табличного умножения и деления одна из основных и сложных тем математики в начальной школе. Без быстрого и правильного воспроизведения табличных результатов невозможно дальнейшее обучение устному и письменному умножению и делению многозначных чисел.

Современная методика требует, чтобы дети не только знали таблицу, но и поняли принципы её составления, дающие возможность находить любое произведение. Ученик должен не только выучить и запомнить табличные результаты, но и уметь при необходимости вычислить самым кротчайшим путём. Всем известно, что навык приобретается в результате многократных повторений одних и тех же операций. Обычная мотивировка заданий на уроке – посчитаем устно, я дам примеры, а вы решите, я проверю – надоедает учащимся, вызывает скуку. Поэтому, чтобы избежать однообразия в отработке табличных случаев умножения и деления, провожу упражнения в игровой, занимательной форме. Загадочные названия игр помогают мобилизовать внимание детей, меньше утомляют. Создание положительных эмоций на уроке способствует более прочному усвоению знаний по данной теме. Дидактические игры – одна из форм учебной деятельности. Из всего существующего многообразия различных видов игр именно дидактические игры самым тесным образом связаны с учебно-воспитательным процессом. В.А.Сухомлинский писал: «Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребенка… Для него игра – это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без них нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». (2.) Д.Б.Эльконин даёт такое определение игры: «Человеческая игра – это такая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности». (3.) Также игра – одно из важнейших средств умственного и нравственного воспитания детей; это средство, снимающее неприятные или запретные для личности школьника переживания.

На игру отводится 5–10 минут урока. Игровой момент может быть использован в начале, в середине или даже в конце урока.

Игра «Составь слово»

На доске сверху вниз записаны примеры. К доске выходят две команды. По сигналу, каждый из вызванных игроков решает один из примеров и выбирает среди подготовленных карточек карточку с числом, соответствующим ответу примера (на обороте карточки написана буква). Команда, первая составившая слова, побеждает. В данной игре осуществляется межпредметная связь, т.к. могут быть составлены словарные слова.

Игра «День и ночь»

Когда учитель произносит слово «ночь», учащиеся кладут голову на парту и закрывают глаза. В это время учитель читает пример на деление или умножение. После небольшой паузы учитель говорит «день». Дети садятся прямо, и те, кто сосчитал, поднимают руку и говорят ответ. Игра ценна тем, что дает возможность сосредоточиться при счете более рассеянным детям, приучает их воспринимать примеры на слух.

Игра «Звёздопад»

В настоящее время в продаже есть наглядные тренажёры (деление, умножение, сложение, вычитание), которые я использую в своей работе.

Каждому ученику класса выдаётся «Наглядный тренажёр. Деление» (Приложение. Рис.1). Даётся задание: поставить звёздочку только в то окошечко, где в результате деления получится ответ 5(6,7…). Первый ученик, справившийся с заданием, получает отметку. Затем этот ребёнок диктует примеры, в окнах которых поставлены звёзды. Остальные ребята проверяют.

Игра «Знатоки»

Для игры используется «Говорящая таблица умножения» (Приложение. Рис.2). С помощью её мы проводим математический диктант (на плакате задаётся нужная программа). На предложенный ряд примеров «говорящей таблицы», ученики записывают результат в тетрадь и, услышав правильный ответ, сравнивают со своим (ставят «+» или «–»). В ходе этой игры каждый ученик имеет возможность сразу оценить свои знания таблицы умножения. Ребята с удовольствием играют в эту игру на переменах. Каждый может побывать в роли учителя и ученика.

Игра «Живая математика»

Учащимся выдается карточка с цифрами от 0 до 9. Учитель читает пример (3·2). Ученик, у которого карточка с цифрой 6, выходит (встает или поднимает руку). Лучше давать примеры на деление. Проводить эту игру желательно в конце урока, т.к. она требует двигательной активности.

Игра «Шустрики»

Учитель раздаёт на каждый ряд парт по комплекту цифр от 0 до 9 так, что одному ученику в ряду достаётся 0, другому 1 и т. д. Учитель читает примеры ( 4·5; 9·2; 40:4…), учащиеся должны быстро сообразить сколько получится, и те, у кого окажутся эти цифры, выйти к доске и составить нужное число. За каждый пример, решённый правильно, ряд получает очко. Подводятся итоги.

Игра «Проверь себя»

Учитель заготавливает карточки, на которых записаны результаты умножения любых чисел, например 24. Он показывает карточку, а учащиеся записывают или называют пример на умножение с таким ответом.

Игра «Гонка за лидером»

На доске записаны примеры на умножение и деление. По команде учителя дети записывают в тетрадь (в строчку) только ответы. Побеждает тот, кто быстро и правильно решит все примеры и поднимет руку. Он лидер.

Использование таких игр на уроке помогает воспитывать у детей интерес к изучению табличных случаев умножения и деления, активизирует внимание учащихся и способствует прочному усвоению материала. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлёкшись, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагают все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.

Список литературы

1. Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. Методика преподавания в начальных классах. – М.: Просвещение, 1984. – 335c.

2. Сухомлинский В.А. О воспитании. – М.: Политиздат, 1982. – 270с.

3. Эльконин Д.Б. Психология игры, 2-е изд. – М.: ВЛАДОС, 1999. – 360с.

Источник

Обучающие игры «Таблица умножения и деления»

Тема: Таблица умножения и деления

Основным требованием к уровню подготовки учащихся оканчивающих начальную школу является знание и понимание таблицы умножения и деления однозначных чисел. Табличные случаи представляют собой систему знаний, усвоение которых должно быть доведено до уровня навыка. Однако, как показывает практика, учащиеся на уроках математики демонстрируют частичное или полное незнание таблицы умножения. Поэтому главной целью на уроках является качественное освоение таблицы умножения. Без нее ребенок не сможет в дальнейшем овладеть устным и письменным умножением и делением многозначных чисел. Да и в повседневной жизни таблица тоже нужна. Для этого используются различные методы запоминания таблицы. Это заучивание стихов, запоминание выражений с одинаковые множители, рифмующиеся выражения, выражения с одинаковыми ответами, изучение таблицы на 6, 7, 8, 9 на пальцах. На уроках закрепления используется комплект дидактических карточек.

Карточки составлены в соответствии с изучением учебной дисциплины в начальной школе «Математика», для учащихся 2-3 классов. Карточки можно использовать на этапе закрепления или повторения таблицы умножения и деления при индивидуальной, парной и групповой работе. На работу отводится от 2 до 5 минут, в зависимости от объема работы.

Цель: усвоение таблицы умножения и деления на уровне автоматизированного навыка;

— решать выражения со скобками и без скобок;

— решать задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько раз;

— решать задачи с величинами: цена, количество, стоимость;

— решать задачи на разностное и кратное сравнение;

— находить площадь прямоугольника и квадрата.

Формирование знаний случаев табличного умножения и деления;

— о связи между компонентами и результатом умножения;

— о четных и нечетных числах;

— о квадратном сантиметре, дециметре, метре;

— о том, как образуются и записываются доли.

Цель: развитие прочных вычислительных навыков.

— умение наблюдать, рассуждать, анализировать, сравнивать, обобщать;

— умение решать задачи.

Цель: воспитание интереса к предмету.

— способность к преодолению трудностей;

— трудолюбие, настойчивость для достижения конечных результатов.

Требуемые умения и навыки:

учащиеся должны знать понятия умножение и деление;

связь между компонентами и результатами действий;

знать наизусть таблицу умножения и соответствующие случаи деления;

решать задачи в одно действие, раскрывающие конкретный смысл умножения и деления;

вычислять значения числовых выражений, содержащих 2-3действия (со скобками и без них);

решать задачи в 1-3 действия;

находить площадь прямоугольника и квадрата.

в результате изучения раздела «Табличное умножение и деление» ученик должен знать (понимать) таблицу умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления на уровне автоматизированного навыка;

решать примеры, задачи используя табличные случаи.

Инструкция по использованию карточек

Прочитать внимательно задание.

Спросить у учителя, если что-то непонятно.

Проверить (самопроверка, работая в паре, проверяют друг у друга, проверяет учитель и т.д.)

Примеры, которые ребенок не знает, выписывает и учит

Источник

«Приемы работы по овладению табличными случаями умножения и деления с детьми, испытывающими трудности в обучении»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Приемы работы по овладению табличными случаями умножения и деления с детьми, испытывающими трудности в обучении

Бгуашева С.Ж. ГКОУ РА «Школа – интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

Рассмотреть необходимость коррекционной работы по усвоению таблицы умножения, особенности этой работы с учащимися, испытывающими трудности в обучении.

Рассмотреть приемы фронтальной, групповой и индивидуальной работы по освоению и закреплению знаний табличных случаев умножения и деления.

Главная общеобразовательная задача обучения математике: добиться овладения учащимися системой доступных математических знаний, умений и навыков, необходимых в повседневной жизни и будущей профессии, как можно прочно. Кроме того, математика решает одну из важных специфических задач обучения детей с недостатками в развитии- преодоление недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств.

Изучение таблицы умножения охватывает2-3 классы. Наблюдения показывают, что узость, нецеленаправленность и слабая активность восприятия детей создают трудности в усвоении данного материала, а несовершенство анализа и синтеза не позволяют использовать имеющие знания о взаимосвязи действий сложения и умножения для осознанного овладения таблицей. Чаще всего дети просто выучивают набор равенств бессистемно и фрагментарно. Кроме того, учащимся свойственны некритичность в выполнении действий, слабость самоконтроля. Они редко сомневаются в правильности своих действий, не замечая даже абсурдных ошибок. Педагоги же, уделяя внимание изучению более сложных разделов программы, не всегда проводят необходимое постоянное закрепление этих навыков. Современная методика требует, чтобы дети не просто твердо усвоили таблицу умножения, а усвоили ее сознательно. То есть учащиеся должны знать не только результаты, но и уметь найти эти результаты разным путем и объяснить их. Незнание табличных случаев умножения и деления очень осложняет развитие навыков счета в среднем звене, например, учащимся трудно дается деление на двузначное число методом подбора частного, сокращение дробей и др., что ставит перед учителем задачу поиска приемов работы по коррекции навыков табличного умножения и деления.

В коррекционной школе особое внимание должно быть уделено этапу подготовки к ознакомлению с действием умножения. Ученикам предлагаются упражнения с индивидуальным раздаточным материалом: счет равными группами предметов, счет по 2, 3, 4, 5. Желательно объединять предметы, которые встречаются группами в жизненных условиях, например, соединять варежки, носки в пары, колеса автомобиля – по 4 и т.п. Например, на стол выставляется несколько игрушечных машин, нужно сосчитать, сколько у них колес. Чтобы быстро ответить на этот вопрос, предлагается считать по 4: 4, 8, 12 и т.д. Затем определяется, сколько раз по 4 взяли. Для того, чтобы ученики лучше запоминали ряды чисел, получающиеся при таком счете, Л.Г. Петерсон [46] предлагает уже с 1-го класса проводить ритмические игры. Это счет через 1, через 2 и т.д. с одновременным выполнением движений. Например, при счете через один первое из чисел (1) называется про себя и одновременно выполняется какое-то движение (например, хлопок в ладоши), а следующее число (2) – вслух, с выполнением другого движения (например, ладонями ученик касается ладоней соседа по парте) и т.д. Таким образом, вслух называются кратные числа 2: 2, 4, 6, 8 и т.д. Темп выполнения упражнения постепенно ускоряется. Ученикам нужно показать приемы запоминания: чтение (краткое вслух и про себя); воспроизведение таблицы, когда закрыты результаты или, наоборот, закрыты выражения; воспроизведение табличных случаев подряд или вразбивку и т.п. На уроке закрепления особое внимание следует уделить разным способам вычисления табличных результатов в случае их забывания. Это не только выполнение иллюстраций и замена умножения сложением, но и использование других случаев из таблицы, которые хорошо известны:
2 · 4 можно вычислить так: 2 · 4 = 2 + 2 + 2 + 2; 2 · 4 = 4 · 2; 2 · 4 = 2 · 3 + 2;
2 · 4 = 2 · 5 – 2.

При этом нужно помнить, что для решения задач коррекции математических знаний необходимо развивать воспроизводящую деятельность учащихся, их инициативу, творческую деятельность, учить использовать полученные знания в новых условиях, ведь процесс формирования знаний не ограничивается их сообщением учащимся, их необходимо закреплять, привести в систему, научить использовать для решения практических задач.

Для выбора тренировочных упражнений и содержания дидактических игр, необходимо помнить ряд условий. Неоднородность состава учащихся, разные возможности усвоения математических знаний в зависимости от тяжести и степени дефекта требуют дифференцированного, индивидуального подхода. Персональные упражнения должны быть индивидуализированы вследствие разнообразных способностей детей, в них должен использоваться конкретный материал, который знаком и интересен учащимся. Материал используется в определенной системе, с нарастающей степенью трудности, с учетом продвижения по программе. Система упражнений должна быть подобрана так, чтобы новые знания связывались с уже имеющимися, способствовали их расширению, углублению. Например, подбирая упражнение на закрепление действий с десятичными дробями, учитель включает и действия с целыми числами, подчеркивая общность приемов выполнения действий над этими числами и общность законов. Так же полезно включать в тренировочные упражнения задания на выполнение разных действий при вычислении одного и того же значения произведения, так как понимание конкретного смысла умножения играет большую роль в усвоении таблицы.

Рассмотрим примеры упражнений для различных форм работы с учащимися на этапе устного счета урока математики, имеющие цель формирования навыков табличного умножения и деления.

Дарит бабушка- лисица трем внучатам рукавицы:

«Это вам на зиму, внуки, рукавички по две штуки».

Сколько теплых рукавичек связала бабушка- лисичка?

Хомячок по полю шел, девять зерен он нашел.

Посмотрел- к нему спешат трое маленьких мышат.

Возле них остановился и находкой поделился-

Источник

Мастер-класс на тему «Приемы запоминания и отработки навыка таблицы умножения

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Мастер-класс «Приёмы запоминания и отработки навыка таблицы умножения и деления».

Учитель Голубева Н. Б.

— Добрый день, уважаемые коллеги! Приятно видеть вас у нас в гостях. Очень надеюсь, что сегодня у нас с вами получится интересный и полезный разговор.

— О разном и о прочем.

— А что-то мне известно.

— Поговорим. Вдруг будет интересно…..

— Хочу начать нашу встречу с цитаты из сочинения В. И. Даля «Солдатские досуги. Таблица умножения».

— « Мало ль диковин в Божьем мире: трижды восемь двадцать четыре».

Думаю вы согласитесь, что твердое знание таблицы умножения и деления – одна из основ формирования прочных вычислительных навыков.

— Но испытывают ли Ваши ученики трудности при изучении и запоминании табличных случаев умножения и деления, или у всех всё получается легко?

3. Создание проблемы.

— Можно ли процесс изучения таблицы умножения сделать интересным и легким для запоминания?

Мы хотим предложить вам только некоторые приёмы, которые помогут решить эту задачу.

1. Способы заучивания таблицы умножения.

— Мы знаем, что при работе с детьми необходимо учитывать особенности восприятия информации. «Визуалы» помнят то, что видели, запоминают картинами («посмотрел», «вообразил»). «Аудиалы» запоминают, то что слушают, обсуждают(«проговорил шепотом», «искал рифму»). «Кинестетик» помнит общее впечатление, запоминает, двигаясь. Поэтому применяем различные приемы.

* «Округление числа» (легкий способ запоминания таблицы на 9)

Число, которое умножаем на 9 «превращаем» в десятки и его же вычитаем.

Для заучивания ученику предлагается «порция», состоящая из двух – трёх случаев. Например, «порция» состоит из трёх случаев: 9х5; 9х6; 9х7. Первым для заучивания предлагается случай 9х6, а от него, используя приём прибавления слагаемого к предыдущему результату, вычитания из предыдущего результата, он переходит к случаям 9х5 и 9х7. В следующий раз «порция» снова содержит три случая: 9х4; 9х3; 9х2. Здесь опорным случаем является случай 9х3. Такие карточки- таблицы развешивают в местах, где дети их часто видят. ( показать карточки)

*Таблица в упрощенном виде. (слайд)

2.Дидактические игры на отработку навыка табличного умножения и деления.(проводится тренинг в группах).

— Навык, как известно, приобретается в результате многократных повторений одних и тех же операций. Использование игр помогает запомнить таблицу без зубрежки, сделать процесс запоминания таблицы ненавязчивым и интересным. Используем на этапе актуализации, закрепления знаний.

* Игры для фронтальной работы.

В классе за 1 партой остается 1 свободное место. Учитель показывает пример. Ученик, решивший его, пересаживается на свободное место.

«Шифровальщик» (может использоваться как парная )

а) учитель называет код, например, а3, а дети говорят (или записывают ответ);

б) ученики сами по очереди называют код, а остальные дают ответ;

в) учитель или ученик называет ответ, а дети называют к нему код отработка навыков табличного умножения и деления. Смотреть фото отработка навыков табличного умножения и деления. Смотреть картинку отработка навыков табличного умножения и деления. Картинка про отработка навыков табличного умножения и деления. Фото отработка навыков табличного умножения и деленияотработка навыков табличного умножения и деления. Смотреть фото отработка навыков табличного умножения и деления. Смотреть картинку отработка навыков табличного умножения и деления. Картинка про отработка навыков табличного умножения и деления. Фото отработка навыков табличного умножения и деления

*Игры для работы в группе.

Учитель вывешивает на доске заранее приготовленный плакат (слайд), на котором разными цветами, крупным и мелким (но различимым издали) шрифтом «вдоль» и «поперек» написано пятнадцать-двадцать примеров на таблицу умножения и деления. По истечении заранее оговоренного времени (минуты или двух) плакат снимается (или закрывается), а группы записывают все запомнившиеся примеры. Затем группы обмениваются своими записями для проверки, договорившись вносить исправления в чужих записях ручкой другого цвета. Проверяющие исправляют ошибки, описки и вписывают «не увиденные» другой группой примеры.. Исправления сверяются с плакатом (слайдом), вывешенным уже для проверки и выяснений возможных недоразумений.

Игра для пар сменного состава «Карусель»

1. Класс делится на две равные части. Группы образуют два круга, внешний и внутренний, так, чтобы участники стояли лицом друг к другу попарно (ученик из внешнего круга напротив ученика из внутреннего). Если детей нечетное количество, то либо один из них выполняет задание по просьбе учителя, либо учитель встает в круг.

2. По сигналу учителя дети начинают игру.

3. Пары «карусели» приветствуют друг друга, выполняют задание, меняясь ролями.

1-й ученик: найди значение выражения 2х8.

2-й ученик: шестнадцать (если ошибка- попросить объяснить.)

1-й ученик: правильно.

2-й учение: теперь посмотри на мою карточку. (на карточке 2х9.)

1-й ученик: восемнадцать.

4. По сигналу учителя ребята из внешнего круга делают шаг вправо. Внутренний круг остается на месте. Далее дети выполняют задание с новым партнером и вновь передвигаются по сигналу.

Игра для пар сменного состава «Пересадки».

1. Дети получают карточку с примером.

2. По сигналу учителя ребята начинают двигаться по классу в поисках партнера с другим примером..

3. Встретившись со свободным партнером и поприветствовав его, садятся рядом с ним за парту на незанятое место.

4. Первый ученик предлагает второму решить пример.

5. Второй ученик предлагает первому свою карточку (т.е. происходит обмен заданиями).

6. По сигналу учителя партнеры прощаются и расходятся в поисках новой встречи.

7. Игра заканчивается, когда дети сменят четвертого, пятого партнера (меняя партнеров, учащиеся пересаживаются «по горизонтали» или «вертикали», отсюда название игры «Пересадки»).

3. Использование интерактивных тренажёров. («Отличник»).

-Мастер – класс подошел к концу. Просим Вас высказать свои впечатления.

Что бы Вам хотелось попробовать в своей практике?

Источник

Методический семинар «Формирование навыков табличного умножения нетрадиционными способами и приёмами обучения»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Номинация «Учитель года»

Конкурное задание «Методический семинар»

«Формирование навыков табличного умножения нетрадиционными способами и приёмами обучения»

Автор: Лисовец Евгения Михайловна,

учитель начальных классов

МАОУ Абатская СОШ № 1,

первая квалификационная категория

« Таблица умножения достойна уважения»

Цель семинара: рассмотреть нетрадиционные способы изучения и запоминания таблицы умножения.

дать представление о нетрадиционных способах изучения и запоминания табличных случаев умножения;

мотивировать педагогов на внедрение и использование на занятиях нетрадиционных способов изучения и запоминания табличных случаев умножения.

Оборудование: ноутбук, проектор.

— Добрый день, уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию опыт работы по теме «Формирование навыков табличного умножения нетрадиционными с пособам и и приёмами обучения»

2.Обоснование выбора темы : ( слайд 2 )

Всем нам известно, что главная цель федеральных государственных образовательных стандартов (начального, основного, среднего) общего образования заключается в создании условий обеспечивающих

Некоторые учащиеся к концу четвёртого года обучения математике усваивают таблицу недостаточно прочно, что в свою очередь отрицательно сказывается не только на формирование вычислительных знаний, умений и навыков, но и на развитии мышления школьников, а это в значительной мере снижает их развивающие и дидактические возможности.

Передо мной встала проблема: (слайд 3 ) как интересными и доступными для обучающихся способами и приёмами работы добиться качественного освоения таблицы умножения.

Цель моего семинара: раскрыть нетрадиционные способы изучения и запоминания таблицы умножения.

Новизна опыта заключается в поиске и систематизации нестандартных способов изучения и запоминания таблицы умножения, приемлемых в работе с обучающимися младшего школьного возраста

(слайд 4 ) Я считаю, что процесс формирования навыков табличного умножения

и деления будет эффективен, при условии:

— соблюдения индивидуальных и психологических особенностей учащихся;

— применения индивидуального и дифференцированного подхода;

— более широкого применения наглядности;

( слайд 5 ) Практическая значимость состоит в том, что подобранные и разработанные в ходе обобщения опыта материалы могут быть использованы в процессе обучения математике в урочной и внеурочной деятельности в начальной школе по любой программе, том числе с детьми, испытывающими затруднения в обучении и детьми ОВЗ.

Методические подходы к изучению табличного умножения и соответствующих случаев деления разных авторов учебников по математике

( слайд 6 ) В.Н. Рудницкой, Н.Б. Истоминой, М.И. Моро позволяют сделать

По требованиям любой программы табличные случаи умножения и соответствующие им случаи деления обучающиеся должны усвоить на уровне навыка.

Составлению таблиц умножения предшествует изучение теоретических вопросов, являющихся основой тех вычислительных приемов, которыми обучающиеся будут пользоваться при составлении этих таблиц:

– переместительное свойство умножения,

– взаимосвязь между компонентами и результатом умножения (между множителем и произведением).

При формировании навыков табличного умножения учитель может использовать разнообразные методические подходы существующих УМК, т.к.каждый из них имеет много общего:

– использование наглядного материала,

– использование различных интересных и содержательных упражнений и заданий,

– выполнение воспроизводимой операции по образцу,

– систематичное использование игровых заданий.

Выбор нетрадиционных приёмов по изучению таблицы умножения я определяла согласно логики учебного материала, в соответствие с методическими подходами к изучению темы и психологическими закономерностями усвоения знаний детьми.

Также при выборе приёмов обучения, я, конечно, опиралась на педагогический опыт коллег, в том числе из своей школы. Считаю, что именно изучение чужого опыта и сопоставление его со своим является движущей силой профессионального развития, как отдельного учителя, так и педагогического коллектива в целом.

Всю работу по изучению таблицы умножения я разделила на 3 этапа

Затем по той же методике мы присчитываем уже по четыре (зная, что 2 + 2 = 4): 4, 8, 12, 16, 20, 16, 12, 8,4. То же самое происходит и со счётом по три: 3, 6, 9, 12, 15, 18, 21, 24, 27, 30, 27, 24, 21, 18, 15, 12, 9, 6, 3. Когда начнётся изучение чисел в пределах 100, учащиеся считают легко и свободно по 2 до 20, по 3 до 30, по 4 до 40 и обратно.

ЧЕМ ДАЛЬШЕ, ТЕМ БОЛЬШЕ

В 1 классе я знакомлю детей с действиями умножения и деления, но только на наглядном уровне и с применением практических заданий….

Считаем учеников в парах, когда идём в столовую или на экскурсию, раздаём карандаши по 2, тетради по 3, конфеты по 4 и так далее. Таким образом, когда во 2 классе начинаем изучать таблицу умножения, обучающиеся практически уже понимают принцип умножения и деления.

Основной этап ( слайд 8)

(использование нетрадиционных приёмов в процессе изучения таблицы умножения и деления – 2 класс)

Таблицу умножения на 5 учащиеся усваивают очень быстро и легко. Во-первых, у них большой опыт и навык устного счёта. Во-вторых, часто в обучении помогает занимательный материал, потому что хорошо запоминается только то, что вызывает интерес. Предлагаю детям игру: «ПОСЧИТАЙ ЛАДОШКИ!» Встаём в круг и, выставляя по очереди вперёд ладошку (5 пальцев), считаем по пять: 5, 10, 15, 20, 25, 30, 35, 40, 45, 50, 45, 40, 35, 30, 25, 20, 15, 10, 5. Детям нравится эта игра.

При изучении таблицы умножения, раскрываю маленькие «хитрости». Например, что при умножении 5 на чётные числа 2,4,6,8,10, получаются чётные числа, оканчивающиеся на 0.

(5Х 2,4,6,8,10 = …0) А при умножении 5 на нечётные числа 1,3,5,7,9, получаются нечётные числа, причём, всегда оканчивающиеся на 5! (5 х 1,3,5,7,9 = …5)

Таблица умножения запоминается без особых сложностей в песне: рифма всплывает сама собой, когда вдруг забыл правильный ответ.

Прочность запоминания материала основывается на эмоциональной памяти. Непроизвольное запоминание в песне ключевых образовательных моментов делает процесс обучения доступнее каждому.

Так контрольным моментом для таблицы умножения как раз является известная песенка «Дважды два-четыре»: «Дважды два- четыре, дважды два- четыре, это всем известно в целом мире», «Пятью пять – двадцать пять – совершенно верно!», «Шестью шесть – прошу учесть – непременно тридцать шесть» и так далее. Совсем недавно в интернете я познакомилась с методикой учителя начальных классов из Костромской области Карповой С.Н. Обрадовалась, увидев, что и она использует методы музыкального запоминания. Причём, она сочинила свои песенки, при помощи которых изучает не только таблицу умножения, но и правила русского языка.

Особый случай – умножение на 9. На уроке я использовала приём умножения на пальцах, и шуточный приём сказка про Ваню.

ПЕРВЫЙ ПРИЁМ. Рассказываю ученикам сказку. Ваня сдавал зачёт по таблице умножения на 9, которую не выучил. Пришёл, сел, написал столбиком число 9 и стал приписывать к ним числа от 1 до 9 (1):

1) 9 х 1= 2) 9 х 1= 9 3) 9 х 1=9

9 х 2= 9 х 2= 1 9 х 2=18

9 х 3= 9 х 3= 2 9 х 3=27

9 х 4= 9 х 4= 3 9 х 4=36

9 х 5= 9 х 5= 4 9 х 5=45

9 х 6= 9 х 6= 5 9 х 6=54

9 х 7= 9 х 7= 6 9 х 7=63

9 х 8= 9 х 8= 7 9 х 8=72

9 х 9= 9 х 9= 8 9 х 9=81

А если серьёзно, то есть ещё один ПРИЁМ. Основан он на десятичном счислении, которым люди массово пользуются. Что такое 9?

27 – это 30 без 3, 9 х 3 = 30 – 3 = 27

36 – это 40 без 4, 9 х 4 = 40 – 4 = 36

45 – это 50 без 5, 9 х 5 = 50 – 5 = 45

54 – это 60 без 6, 9 х 6 = 60 – 6 = 54

63 – это 70 без 7, 9 х 7 = 70 – 7 = 63

72 – это 80 без 8, 9 х 8 = 80 – 8 = 72

81 – это 90 без 9, 9 х 9 = 90 – 9 = 81

УМНОЖЕНИЕ НА ПАЛЬЦАХ ( слайд 9)

Существует несколько приемов счёта при помощи пальцев, так например

Для этого нужно повернуть руки ладонями от себя. Мысленно присваивается пальцам последовательно числа от 1 до 10, начиная с мизинца левой руки и заканчивая мизинцем правой руки.

отработка навыков табличного умножения и деления. Смотреть фото отработка навыков табличного умножения и деления. Смотреть картинку отработка навыков табличного умножения и деления. Картинка про отработка навыков табличного умножения и деления. Фото отработка навыков табличного умножения и деления

Допустим, нам надо умножить 3 на 9. Чтобы вычислить ответ, надо найти палец под номером 3 и загнуть его. Количество пальцев слева от загнутого пальца – это десятки, количество пальцев справа – это единицы. У нас слева – 2 пальца, это 2 десятка, а справа 7 пальцев. Значит, 3·9=27.

отработка навыков табличного умножения и деления. Смотреть фото отработка навыков табличного умножения и деления. Смотреть картинку отработка навыков табличного умножения и деления. Картинка про отработка навыков табличного умножения и деления. Фото отработка навыков табличного умножения и деления

Счет по пальцам широко применялся в старину. Этим способом успешно пользовались на протяжении многих столетий российские купцы. Они научились умножать на пальцах однозначные числа от 6 до 9. Этот способ описал в своей «Арифметике» выдающийся математик 18 века Леонтий Филиппович Магницкий.

Вот, например, как умножали древние римляне на пальцах числа от 6 до 10.

1. Мысленно пронумеруем свои пальцы от 6 до 10 на каждой руке, начиная с мизинца. Пусть требуется умножить 7 на 8.

2. Кончик пальца 7 левой руки касается кончика пальца 8 правой руки. Соприкасающиеся пальцы и все пальцы ниже считают десятками. У нас это 50.

3. Теперь верхние пальцы левой и правой руки перемножаются друг с другом. Слева у нас 3, а справа 2. 3·2=6

4. Теперь складываем оба числа: 50=6+56. Правильно?

отработка навыков табличного умножения и деления. Смотреть фото отработка навыков табличного умножения и деления. Смотреть картинку отработка навыков табличного умножения и деления. Картинка про отработка навыков табличного умножения и деления. Фото отработка навыков табличного умножения и деления

Еще один нестандартный способ рассчитан на детей, у которых слабо развита механическая память, зато нет проблем с образным мышлением. В школе такие дети, как правило, лучше всех пишут сочинения, хорошо рисуют или обладают хорошим музыкальным слухом.

Детям предлагается пофантазировать и представить, с чем у них ассоциируются цифры от 1 до 9. Используйте фломастеры, карандаши.

Одна девочка придумала рассказ: «Гулял как-то лебедь (2), встретил сердечко (3) и влюбился в него. Стал он ухаживать за сердечком. Увидел это клоун (6) и стал дразнить их: «Тили-тили-тесто, жених и невеста».

Подобные истории помогают тем, у кого богатое воображение, поэтому процесс запоминания достаточно быстрый.

Этот способ подойдет детям, склонным к запоминанию стихов. Им можно предложить изучить таблицу умножения в стихотворной форме.

Таким образом, при решении примера, у ребенка будет возникать ассоциация с рифмованной строчкой.

( слайд 10) Обобщающий этап.

Повторяем все случаи умножения и деления используя игры, тренажёры. А так как

Хотела бы обратить внимание на игровое упражнение, которое я использую в рамках внеурочной деятельности «Тренажёр таблицы умножения» ( слайд 11)

Детям раздаётся такая таблица и предлагаются задания

найди и подчеркни все примеры на 2, на 5 и так по очереди,

найди и подчеркни все примеры на 7 в 3 столбике справа, во 2 столбике слева и т.п.,

найди и подчеркни все примеры на 6 в 10 строке сверху, снизу и т.п.

работаем с первым столбиком:

закрываем листом бумаги ответы в таблице и на листе ребенок пишет напротив каждого примера ответы, затем открывает и проверяет.Так прорабатываем с каждым столбиком.

Примеры, в которых были допущены ошибки, прорабатываем несколько дней подряд.

дня, и снова возвращаемся.

На родительском собрании раздаю родителям памятки, содержащие ссылки на интернет-ресурсы, которые помогут детям проверить свои знания таблицы умножения, пройти тест, поиграть, потренироваться. Родителям нравится такая форма контроля обучения.

( слайд 12) Результативность.

Показателем результативности для меня, могут являться следующие результаты:

Результаты школьной олимпиады 2017-2018 уч. года по математике – 1, 2 место.

Анализ олимпиадных работ показал, что в заданиях, требующих навыка табличного умножения мои обучающиеся показали высокий уровень выполнения.

Считаю, что разумное и целесообразное использование выбранных мною способов в урочной и внеурочной деятельности будет способствовать не только качественному усвоению таблицы умножения, но и развитию мотивации, интереса к предмету, формированию метапредметных результатов освоения программы ФГОС НОО.

ДЛЯ КАЖДОГО ОБУЧАЮЩЕГОСЯ НАЙДЕТСЯ СВОЙ СПОСОБ ЗАПОМИНАНИЯ ТАБЛИЦЫ УМНОЖЕНИЯ, А МОЖЕТ БЫТЬ ДАЖЕ И НЕСКОЛЬКО, КОТОРЫЕ ПОЗВОЛЯТ В НЕПРИНУЖДЕННОЙ ФОРМЕ, ВЕСЕЛО И ИНТЕРЕСНО, БЕЗ ЗУБРЕЖКИ, ЗАПОМНИТЬ ЕЁ РЕЗУЛЬТАТЫ.

4. Перельман Я. И. Занимательная арифметика: Загадки и диковинки в мире чисел. – М.: Издательство Русанова, 1994. – С. 142-144.

5. Энциклопедия для детей. Т. 11. Математика /Глав. ред. М. Д. Аксенов

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *