отроки во вселенной персонажи
«Москва-Кассиопея» и «Отроки во Вселенной» (36 фото + 2 видео)
Тринадцати-четырнадцати летних подростков, снимавшихся в фильме поставили в жесткие рамки. На все время съемок их никто не освобождал от учебы. Когда выезжали сниматься в Крым, то они должны были ходить в местную школу за несколько километров от базы;
По воспоминаниям Ричарда Викторова, однажды ночью он пошел к морю и совершенно случайно застал там вовсю отрывающихся на ласковой морской волне юных «космонавтов». Эти заплывы едва не стоили им ролей. Лишь под серьезным давлением директора фильма, упиравшего на финансовые трудности замены основных актеров, режиссер сменил гнев на милость и позволил провинившимся деткам продолжить работу.
Зарплата актеров-подростков составляла 100 руб. в месяц
Внимательные зрители заметили в Исполняющем Особые Обязанности, которого играл замечательный актер Иннокентий Смоктуновский, намек на работника спецслужб. И.О.О., в отличие от множества современных фильмов, где зрителю навязывается образ работника службы безопасности исключительно в негативном свете, персонаж позитивный и необыкновенно полезный.
Смоктуновского пришлось очень долго уговаривать, прежде чем он дал свое согласие на участие в съемках, а Дуров относился к «Кассиопее» весьма скептически и не верил в ее успех.
Именно из-за костюмов «Москва-Кассиопея» и «Отроки во Вселенной» часто путают с фильмом по сценарию Сергея Михалкова «Большое космическое путешествие» (та лента, где героев вместо космоса отправляют под землю и в конце концов они вылезают на свет Божий из водопроводного люка). Кинолента «Большое космическое путешествие» была отснята спустя год после выхода на экраны дилогии. В ней использовались те же самые костюмы и декорации. Неприятную историю удалось замять лишь благодаря Ричарду Викторову, который, питая известное уважение к Сергею Михалкову, спустил скандал на тормозах.
Ленинградские фантасты, для которых был устроен специальный показ фильма после завершения работы кинематографистов приняли его в штыки.Они говорили, что это издевательство над научной фантастикой, что в фильмах масса совершенно абсурдных вещей, то есть подходили к этому с точки зрения ученых. Только Борис Стругацкий был наиболее лоялен, он-то ведь понимал, что такое юмористическая фантастика. Конечно, в фильме многое противоречит науке, даже с фантастическими допущениями. Например, роботы, падающие в обморок от задачи «А и Б сидели на трубе…». Это была ирония по отношению к настоящей фантастике
Несколько эпизодов с участвовавшим в фильме Львом Дуровым были пересняты заново, потому что он оказался в них слишком похож на Владимира Ленина
Сценаристы Авенир Зак и Исай Кузнецов очень дружно работали с режиссером, принимая или отвергая какие-либо его предложения по фильму. Была только одна сцена, против которой они очень воевали с Ричардом Викторовым, но в итоге режиссер своего добился. В фильме есть такой эпизод, когда ребята перед полетом приходят на Красную площадь. Сценаристы считали, что этот эпизод какой-то фальшивый и не укладывается в стилистику фильма. Но, возможно именно этот эпизод и помог фильму пройти идеологические кордоны
Сцены будущего, когда звездолёт «ЗАРЯ» после 27-летнего молчания вышел на связь, снимались в Зеленограде, возле зданий Южной промзоны и Московского института электронной техники (МИЭТ);
Фильмы «Москва-Кассиопея» и «Отроки во Вселенной» пользовались настолько большим успехом у юного зрителя, что и режиссер и сценаристы получали продолжения написанные самими ребятами;
Фильм снимали на студии Горького в самом большом павильоне, а для работы на натуре ездили в Ялту. Что же касается знаменитых инопланетных пейзажей, то их снимали под Керчью на территории находящегося там закрытого военного полигона. Вся земля там была изрыта воронками от снарядов, а чудовищная концентрация соли на почве создавала совершенно фантастический эффект.
Интересное о костюмах
Актеры, игравшие роботов-вершителей, испытывали неудобство, нося на лице очки с множеством линз, потому что если для зрителя на экране множились только глаза роботов, то для самих актеров множилась вся окружающая обстановка. Еще сложнее приходилось тем, кто играл роботов-исполнителей. Их черные кожаные костюмы не имели никаких молний или застежек, из-за чего для каждой съемки актеры должны были вшиваться в них и снять с себя без посторонней помощи во время перерыва не могли.
Почему Агапит лысый? Чтобы отличаться от земных детей. Надо было, чтобы он очень отличался. Вот и все. Во всяком случае, таково было объяснение Ричарда Викторова. И никакой идеи с отращиванием волос изначально не было! Этой сцены вообще не было в сценарии. Вадиму Ледогорову, исполнителю роли Агапита, приходилось терпеть насмешки в школе, косые взгляды на улице и носить дурацкую кепку даже летом, потому что лысая мальчишеская голова в то время выглядела несколько странно (вспомните мужские прически тех лет)
Другие интересности
В дилогии снимались четыре актерские династии:
Наталья Фатеева и ее сын, Владимир Басов-младший.
«Москва-Кассиопея», «Отроки во Вселенной», Интересные факты о кинодилогии.
Тринадцати-четырнадцати летних подростков, снимавшихся в фильме поставили в жесткие рамки. На все время съемок их никто не освобождал от учебы. Когда выезжали сниматься в Крым, то они должны были ходить в местную школу за несколько километров от базы;
По воспоминаниям Ричарда Викторова, однажды ночью он пошел к морю и совершенно случайно застал там вовсю отрывающихся на ласковой морской волне юных «космонавтов». Эти заплывы едва не стоили им ролей. Лишь под серьезным давлением директора фильма, упиравшего на финансовые трудности замены основных актеров, режиссер сменил гнев на милость и позволил провинившимся деткам продолжить работу.
Зарплата актеров-подростков составляла 100 руб. в месяц
На съемки фильма Ричарду Викторову выделили полтора миллиона рублей, что по тем временам составляло истинно космическую сумму. Правды ради нужно сказать, что в результате социалистической экономии бюджет дилогии был урезан более чем на 600 тысяч рублей
Внимательные зрители заметили в Исполняющем Особые Обязанности, которого играл замечательный актер Иннокентий Смоктуновский, намек на работника спецслужб. И.О.О., в отличие от множества современных фильмов, где зрителю навязывается образ работника службы безопасности исключительно в негативном свете, персонаж позитивный и необыкновенно полезный.
Смоктуновского пришлось очень долго уговаривать, прежде чем он дал свое согласие на участие в съемках, а Дуров относился к «Кассиопее» весьма скептически и не верил в ее успех.
Именно из-за костюмов «Москва-Кассиопея» и «Отроки во Вселенной» часто путают с фильмом по сценарию Сергея Михалкова «Большое космическое путешествие» (та лента, где героев вместо космоса отправляют под землю и в конце концов они вылезают на свет Божий из водопроводного люка). Кинолента «Большое космическое путешествие» была отснята спустя год после выхода на экраны дилогии. В ней использовались те же самые костюмы и декорации. Неприятную историю удалось замять лишь благодаря Ричарду Викторову, который, питая известное уважение к Сергею Михалкову, спустил скандал на тормозах.
Ленинградские фантасты, для которых был устроен специальный показ фильма после завершения работы кинематографистов приняли его в штыки.Они говорили, что это издевательство над научной фантастикой, что в фильмах масса совершенно абсурдных вещей, то есть подходили к этому с точки зрения ученых. Только Борис Стругацкий был наиболее лоялен, он-то ведь понимал, что такое юмористическая фантастика. Конечно, в фильме многое противоречит науке, даже с фантастическими допущениями. Например, роботы, падающие в обморок от задачи «А и Б сидели на трубе…». Это была ирония по отношению к настоящей фантастике
Несколько эпизодов с участвовавшим в фильме Львом Дуровым были пересняты заново, потому что он оказался в них слишком похож на Владимира Ленина
Сценаристы Авенир Зак и Исай Кузнецов очень дружно работали с режиссером, принимая или отвергая какие-либо его предложения по фильму. Была только одна сцена, против которой они очень воевали с Ричардом Викторовым, но в итоге режиссер своего добился. В фильме есть такой эпизод, когда ребята перед полетом приходят на Красную площадь. Сценаристы считали, что этот эпизод какой-то фальшивый и не укладывается в стилистику фильма. Но, возможно именно этот эпизод и помог фильму пройти идеологические кордоны
Сцены будущего, когда звездолёт «ЗАРЯ» после 27-летнего молчания вышел на связь, снимались в Зеленограде, возле зданий Южной промзоны и Московского института электронной техники (МИЭТ);
Фильмы «Москва-Кассиопея» и «Отроки во Вселенной» пользовались настолько большим успехом у юного зрителя, что и режиссер и сценаристы получали продолжения написанные самими ребятами;
Фильм снимали на студии Горького в самом большом павильоне, а для работы на натуре ездили в Ялту. Что же касается знаменитых инопланетных пейзажей, то их снимали под Керчью на территории находящегося там закрытого военного полигона. Вся земля там была изрыта воронками от снарядов, а чудовищная концентрация соли на почве создавала совершенно фантастический эффект.
Впоследствии шведы оборвали все студийные телефоны с просьбами предоставить им раскадровки и планы суперконструкции в которой снималась невесомость.
Весь антураж межпланетного корабля был составлен из устаревших или вышедших из строя приборов. Использованные в фильме тренажеры позаимствовали из запасников конструкторского бюро имени Королева и Звездного городка.
Все трюки выполнялись без дублеров самими ребятами. Однажды из-за очередного прокола техников сыгравшему капитана корабля Мише Ершову пришлось провисеть привязанным к пластине вниз головой целых 20 минут.
Для съемки сцены, где первая разведкапсула «приземлялась» на поверхность на специальный железный противень насыпали какой-то горючей гадости и подожгли. Взвился огонь и, движимый ветром, бросился на камеру и режиссера, стоявшего рядом. У Викторова даже рукав куртки оплавился.
На съемках сцены «Лоб в пакете» Басова действительно запихнули в пакет, и комбинаторы на фоне черного бархата, на специальной подставке, таскали его туда-сюда. Володе было весьма тяжело и достаточно душно. А ну-ка, посидите в скрюченном состоянии не один час! Да еще под светом, от которого и так нечем дышать. Да еще и в пластиковом пакете.
Актеры, игравшие роботов-вершителей, испытывали неудобство, нося на лице очки с множеством линз, потому что если для зрителя на экране множились только глаза роботов, то для самих актеров множилась вся окружающая обстановка. Еще сложнее приходилось тем, кто играл роботов-исполнителей. Их черные кожаные костюмы не имели никаких молний или застежек, из-за чего для каждой съемки актеры должны были вшиваться в них и снять с себя без посторонней помощи во время перерыва не могли.
Володя Басов был черноволосый и пришлось перекрашиваться в рыжий цвет.
Костюмеры не предусмотрели одного малопримечательного, на первый взгляд, обстоятельства. Съемки продолжались не один год, и, естественно, детки росли. Директор фильма пришел в ужас, когда спустя некоторое время обнаружил, что ребята не могут влезть ни в один из положенных им костюмов и придется раскошелиться на новую экипировку.
Мало кто знает, что щеголяющие на протяжении всей картины в великолепных серебряных костюмах юные покорители Вселенной были не в восторге от этого чуда отечественного портняжного искусства. Костюмчики были сшиты из какой-то экспериментальной ткани. Серебро, которым она была покрыта, постоянно стиралось и оставалось на пальцах несчастных актеров. Когда они умывались, то с рук текла вода серо-коричневого цвета.
Почему Агапит лысый? Чтобы отличаться от земных детей. Надо было, чтобы он очень отличался. Вот и все. Во всяком случае, таково было объяснение Ричарда Викторова. И никакой идеи с отращиванием волос изначально не было! Этой сцены вообще не было в сценарии. Вадиму Ледогорову, исполнителю роли Агапита, приходилось терпеть насмешки в школе, косые взгляды на улице и носить дурацкую кепку даже летом, потому что лысая мальчишеская голова в то время выглядела несколько странно (вспомните мужские прически тех лет)
В дилогии снимались четыре актерские династии:
Фартук варианского робота-няньки сделан из импортной клеенки с изображением кукол, лошадок и пр. игрушек.
Такая клеенка в 70-е годы прошлого века была очень популярна у домохозяек.
профессор кафедры математической статистики и случайных процессов мехмата МГУ
Робота-механика озвучивал сам режиссер Ричард Викторов
(«Машина в полном порядке! Нажмите кнопку! Влезайте. «)
С уроков сбегали на эти фильмы. И даже всем классом. Четвертый «В».
А вот интересно, почему сцена с приездом пионеров на Красную площадь, для сценаристов казалась фальшивой? По мне так как раз очень символично смотрится.
Отличная была дилогия! Кстати, первый «скайп» был показан именно там:
Агапит, ты становишься совсем большим. У тебя начинают расти волосы!
У роботов была прикольная походка.
Теперь понятно, откуда Кристофер Нолан взял свою идею )
В детстве мама мне записала на кассету эти фильмы, я пересматривал их, наверное, раз в месяц.
Хороший фильм. При том, что я никогда не был любителем Советского кино (в детстве), эти фильмы мне нравились из-за роботов.
Фильмы моего детства, такие же, как приключения Петрова и Васечкина, Гардемарины.
Вот хороший момент
Фильм для своего времени был великолепен!
Смартфон со скайпом уже в те годы был)
оставлю пару ссылок, мож кому зайдет
А есть некая «полная версия» Отроков. Там добавлено звуковое оформление. Вообще шикарно смотрится. https://www.youtube.com/watch?v=spszStVkzao
Я за зачёт по физике,учителю записывал на VHS два фильма.Она потом показывала как наглядный материал по астрономии.Два дня сидел,чтоб рекламу не прошляпить.
а некоторые всё на голивуд молятся.
вы ещё расскажите как они без зазрения совести наши фильмы за свои выдавали.
и ничего, не краснеют.
Сколько раз сам демонстрировал эти фильмы, столько с удовольствием смотрел каждый раз. Жаль что в хорошем качестве сегодня невозможно найти. Хотелось бы детям показать,фантастику снятую именно для того чтобы дети её с удовольствием смотрели, а не для зарабатывания бабла.
Эх. Такие классные воспоминания об этих всех фильмах. Боже мой. Щас бы вернуться в детство,сбежать со школы в кино и смотреть,а не вот это вот все.
эпизод, когда роботы меняются головами
Самый эпичный фильм детства. Врезался в память надолго 🙂 Хорошо поработали с архетипами.
Ох уж эти фильмы про подростков из 70-х, где все хмурые, как бегемоты и никто не улыбается.
Как же я не любил советские фильмы и мультики из-за постоянного супер дизайна штанов. Штаны наверно такие были потому что помню в 80е какая то мода на шаровары была и естественно нужно было это на экранах показать. В кин-дза-дза вообще штаны смысл жизни был. 😀
Роботы тоже все какие то не приятные глазу. Особенно в каком то фильме был робот с гаечными ключами вместо рук и его пол фильма мочили в какой то пустыне с громким скрежетом.
Кинолента «Большое космическое путешествие»
Нищастные актёры, которым приходилось носить грим и неудобные костюмы. Нищастный режиссёр, которому пришлось вставить фальшивую сцену с Красной площадью, иначе цензура не пропустила бы. Нищастный оператор, которому приходилось придумывать, как снять невесомость, вместо того, чтобы тупо запустить детей в космос.
Опять эта набившая оскомину мысль, что при Советах все делалось вопреки, превозмогая всё, что можно и что нельзя из говна и палок.
Странно, что ни одного кгбешника кровавого не приплели для пущей жалости.
Lo siento pero esta película es una mierda. Me gusta Babylon 5, Battlestar Galactica o The Expanse.
Да вот это зелье, как же их дико гребло такое придумать.
так, моя больная фантазия требует подробностей про «отрыв» юных актеров на ночном побережье!
Предоставьте себе.
В сапсан взял книжку. Но вдруг увидел: на мониторах начался фильм «Отроки во Вселенной». Отложил книжку, начал смотреть. То есть я знаю его наизусть, но пропустить не мог. Великое кино.
И подумал: а можно ведь снять продолжение. Сиквел.
Как эти советские ребята возвращаются на Землю. В наши дни. Им так же по четырнадцать лет, а здесь – ну то, что здесь.
Они комсомольцы, они улетали к созвездию Кассиопеи, давая клятву Ленину у мавзолея, они романтики, они чисты душой.
А здесь – инстаграм и моргенштерн, фудкорты и скутеры, все матерятся и зарабатывают бабло, девушки ходят с зелеными волосами, Украинская ССР – теперь враг, а Брежнев стал Верой.
Про них давно забыли, их миссия никому не интересна. Они вернулись на чужую планету. Где они ни черта не понимают, где куда опасней, чем там, во Вселенной.
И теперь они пытаются встроиться в эту дикую жизнь. Где уже нет в живых их родителей, на месте их хрущоб новые дома, они никому не нужны, они вызывают лишь смех, наивные подростки из 1974 года. ©Алексей Беляков
Советский научно-фантастический художественный фильм:
«Зеркало для героя» (СССР, 1988): советский день сурка?
Зеркало для героя. СССР, 1988. Режиссер Владимир Хотиненко. Сценарист Надежда Кожушаная (по мотивам одноименной повести Святослава Рыбаса). Актеры: Сергей Колтаков, Иван Бортник, Борис Галкин, Феликс Степун, Наталья Акимова, Елена Гольянова, Николай Стоцкий, Александр Песков и др. 3,7 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер Владимир Хотиненко поставил 20 полнометражных игровых фильмов и сериалов («Один и без оружия», «Патриотическая комедия», «Макаров», «Мусульманин», «72 метра», «Гибель империи», «Достоевский», «Бесы», «Демон революции» и др.).
… СССР второй половины 1980-х. Двое мужчин неожиданно переносятся во времени и оказываются в СССР 1949 года…
«Зеркало героя» с одной стороны пользуется излюбленным приемом фантастического жанра – путешествием/провалом во времени, с другой стороны – это блестящая социальная и психологическая зарисовка нравов и человеческих характеров. Отмечу также замечательный дуэт исполнителей главных ролей – Сергея Колтакова (1955-2020) и Ивана Бортника (1939-2019).
Кинокритик Владимир Гордеев пишет о «Зеркале для героя» так: «Стоит отдать должное Надежде Кожушаной и Владимиру Хотиненко: им удалось избежать упрощенности, свойственной фильму «Мы из будущего», в показе людей разных эпох. Если Милюков ставит крест на всем нынешнем поколении, то Хотиненко акцентирует внимание на разнице характеров. … Положение у героев «Зеркала» гораздо серьезнее, чем у героев «Дня сурка» или «Мы из будущего». Помимо испытания прошлым, их воля должна пройти огонь и медные трубы «зацикленного» времени. Сергей считает, что спасти их может мудрое восточное бездействие, Андрей же каждый раз настойчиво пытается добиться закрытия шахты Пьяная, за которую его посадят через 35 лет» (Гордеев, 2008).
Мнения зрителей XXI века, оценивающих «Зеркало для героя» существенно различаются, в том числе и из-за разницы в политических взглядах.
Александр Федоров, 2021
«День гнева» (СССР, 1985): люди и нелюди
День гнева. СССР, 1985. Режиссер Суламбек Мамилов. Сценарист Александр Лапшин (по одноимённому рассказу Севера Гансовского). Актеры: Юозас Будрайтис, Алексей Петренко, Анатолий Иванов, Гражина Байкштите, Светлана Светличная, Константин Захарченко, Марьяна Полтева, Владимир Ивашов, Евгений Дворжецкий и др. 10,8 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер Суламбек Мамилов поставил всего пять игровых полнометражных фильмов, из которых только детективу «Особо опасные» удалось войти в тысячу самых кассовых советских кинолент.
Человек попадает в таинственную зону, где с ним происходят события в высшей степени странные и сверхъестественные. Ситуация, знакомая по многим фантастическим книгам и фильмам. Авторы фильма «День гнева» пытаются предложить нам свою трактовку.
. Некий телережиссер получает разрешение посетить загадочную запретную зону. В путешествии его сопровождает местный лесничий и малообщительный бородач. На каждом шагу их подстерегает опасность – крики и угрозы из лесной чащи, волчьи ямы. Люди, которых они встречают, ведут себя более, чем странно – прячутся, уклоняются от разговоров. Они напуганы, озлоблены, враждебны.
Режиссер умело нагнетает тревожно-напряженную атмосферу: медленно разворачивающееся действие время от времени прерывается вторжением нелюдей-«отарков». Созданные злой волей профессора-маньяка, они бездушны, жестоки, а свои невероятные способности направляют к одной цели – превратить всех людей в оборотней – послушных роботов.
В основе сюжета были заложены интересные возможности не только увлекательного фантастического зрелища, но и психологического, философского произведения. Однако в итоге «День гнева», на мой взгляд, оказался слишком медленным для боевика и слишком поверхностным для философской притчи.
Александр Федоров, 1985
«Заклятие долины змей» (СССР–Польша–Вьетнам, 1988)
Заклятие долины змей. СССР–Польша–Вьетнам, 1988. Режиссер Марек Пестрак. Сценаристы: Владимир Валуцкий, Марек Пестрак, Войцех Нижиньски (по фантастической повести Роберта Стрэттона (псевдоним Веслава Гурницкого) «Хобби доктора Травена»). Актеры: Кшиштоф Кольбергер, Эва Салацка, Роман Вильхельми, Сергей Десницкий и др. 32,3 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Польский режиссер Марек Пестрак поставил около десятка полнометражных игровых фильмов и сериалов, но в нашей стране он известен в основном по двум фантастическим фильмам польско-советского производства: «Дознание пилота Пиркса» и «Заклятие долины змей». Обе эти картины вошли в тысячу самых кассовых советских кинолент.
Любопытно, что вторым по массовому успеху советским (правда, поставленным совместно Польшей и Вьетнамом) фантастическим фильмом стал «Заклятие долины змей». Правда, он вышел на экраны через 26 (. ) лет после бесспорного лидера отечественной кинофантастики – «Человека–амфибии» – и собрал уже вдвое меньшую аудиторию.
Успех в СССР «Заклятия долины змей», где откровенно использовались ключевые мотивы приключенческого фэнтази Стивена Спилберга об Индиане Джонсе, был вполне закономерным, так как советский кинопрокат 1988 года еще не был насыщен голливудской продукцией, а видеомагнитофоны еще не стали обязательной принадлежностью каждой семьи.
Прав кинокритик Евгений Жарков: «Заклятие долины змей» — «типичный низкобюджетный «ответ Голливуду»… На тех, кто видел этот «шедевр» совместного советско–польского творчества непосредственно в конце восьмидесятых, фильм навевает стойкое чувство ностальгии. Современному же поколению зрителей картина покажется невероятно скучной и ужасающе дилетантской. … Спецэффекты даже трудно назвать этим словом, ибо они скорее вызывают здоровый смех, чем восхищение. … Это я с позиции времени и места рассуждаю, ибо мальчишкой, сидя в кинотеатре, «Заклятие долины змей» я воспринимал, как исключительно интересное и увлекательное зрелище. Теперь, когда мне есть с чем сравнить, и я не имею в виду нынешние высокотехнологичные опусы, а картины тех же лет, только производства США, Англии и Франции, нелепость «Заклятия долины змей» очевидна. Пословица гласит, что на безрыбье и рак — рыба» (Жарков, 2010).
С этим мнением о фильме «Заклятие долины змей» полностью согласен и кинокритик Алексей Грибанов, резонно считающий, что «спецэффекты — главная беда и главная фишка фильма. Участвовавший в работе над кинокартиной «первый польский специалист по спецэффектам» Януш Крол сетовал на то, что из–за скромного бюджета удалось реализовать далеко не все задумки. Так, смешной картонный змей должен был быть летающим драконом. Марек Пестрак упрекал в интервью советских специалистов за плохие декорации пещеры, совершенно не соответствующие первоначальному замыслу» (Грибанов, 2014).
Тот же Алексей Грибанов поведал читателям и о том, что «возможно, на «Долину змей» и в самом деле было наложено какое–то заклятие, но сейчас из исполнителей главных ролей в живых не осталось никого. Роман Вильгельми умер в пятьдесят пять от рака печени, Кшиштоф Кольбергер после долгой болезни скончался в шестидесятилетнем возрасте. Но наиболее страшно и трагично оборвалась жизнь Евы Салацкой: женщина–мечта советских среднеклассников умерла в возрасте сорока девяти лет от анафилактического шока, вызванного укусом осы» (Грибанов, 2014).
Зрители XXI века относятся к этому фильму как к продукту докомпьютерной эпохи, рассчитанному на почти не знакомых с западной фантастической продукцией советских кинозрителей:
«Люди восьмидесятых вовсе не были избалованы подобными сюжетами, каждый подобный фильм проходил на ура, при переполненных залах. До эпохи видеосалонов оставалось еще года два, ни о каких «Звездных войнах», тем более об «Индиане Джонсе» мы и знать не знали, и ведать не ведали. На чем, конечно, и сыграли авторы этого пусть местами спорного, но я считаю, очень достойного фильма… В зале ни одного свободного места! Сказать какое впечатление произвел на меня фильм тогда, это не сказать ничего. Временами я, тринадцатилетний, прятался за кресло, так было страшно, так было захватывающе! А эти сцены в подземелье! Змей казался таким естественным, какой там картон! Сцена мутации вообще привела в состояние животного ужаса! Это позже уже будучи взрослым я смотрел его конечно уже с улыбкой, но до сих пор этот фильм один из моих самых любимых» (А. Поздеев).
«Ну, и пусть многое сделано непрофессионально и сейчас кажется смешным, зато фильм было интересно смотреть! Ведь в то время провинция не была избалована кассовым кино, просто смотрели, сопереживали!» (Вика).
«Помню, смотрел, когда лет восемь мне было. Запомнился. Неплохой приключенческий хоррор с элементами фантастики. Конечно, сейчас он смотрится уже не так, но давящая атмосфера джунглей и подвалов подземного храма смотрится до сих пор как-то устрашающе, и музыкальное сопровождение очень неплохо подобрано. Конечно, грубые комбинированные съемки и смехотворное чучело чудовища из папье-маше – реальная недоработка. Но это при учете, что фильм все-таки снят не в Голливуде, а нами и поляками» (Энер).