отрубание головы на руси
Хождение по кругу: самая страшная казнь на Руси
В старину смертная казнь служила не только наказанием для преступников, но и средством устрашения для потенциальных нарушителей закона. Поэтому ни о какой гуманности и речи не шло. Использовались самые изощренные способы умерщвления, целью которых было заставить человека как следует помучиться перед смертью. На Руси одним из самых мучительных видов казней являлось так называемое «хождение по кругу».
Виды казней на Руси
Судя по всему, древнейшей формой казни на Руси было повешение. В уставной Двинской грамоте великого князя Василия Дмитриевича за 1397 год предписывалось подвергать этой казни татей (воров и разбойников), если они будут уличены в преступлении трижды. По Уложению царя Алексея Михайловича повешение назначалось перебежчикам во вражеское войско и шпионам.
Но, похоже, более распространенной казнью являлось отсечение головы. Его назначали по любому поводу, если преступление считалось достаточно серьезным.
Еще с XIII века применялась казнь через сожжение. Чаще всего ей подвергали людей, обвиняемых в колдовстве, преступлениях против веры или поджогах. Дипломат и писатель Г.К. Котошихин в книге «О России в царствование Алексея Михайловича» сообщает: «Жгут живаго за богохульство, за церковную татьбу, за волховство, за чернокнижество, за книжное преложение».
Иногда применялась казнь через утопление. Как правило, этот способ использовался при массовых казнях. Так, в 1607 году по повелению царя Василия Шуйского в Москве было утоплено около четырех тысяч мятежников. Их били дубиной по голове, а затем бесчувственные тела спускали под лед в Яузу.
Закапывание заживо в землю применялось только по отношению к женщинам, обвинявшимся в мужеубийстве.
Фальшивомонетчикам заливали в горло расплавленный свинец или олово. Особенно часто практиковалось это при Иване Грозном, который вообще любил экзотические виды казней.
В XV веке на Руси стал применяться такой способ казни, как четвертование. Известно, что в 1497 году великий князь Иван III приказал казнить таким образом сторонников своего младшего сына, будущего князя Василия III: «казниша их на Москве реке… Руки, да ноги и голову отсекли».
В конце XVII столетия получила распространение казнь через колесование: осужденному ломали кости и привязывали к деревянному колесу, где он умирал медленной смертью. В 1696 году таким образом был казнен «немчин Якушка», перебежавший к туркам во время осады Азова.
Сажание на кол также применялось на Руси довольно часто, например, к бунтовщикам и изменникам. Если верить византийским источникам, этот вид казни был распространен еще у восточных славян.
Расстрел не относился к видам «позорной» казни. Введен он был лишь в 1716 году Воинским уставом Петра I. Но он же узаконил и казнь через «повешение на ребро», которой подвергали воров и разбойников: преступнику вонзали в бок железный крюк, связывали руки и так подвешивали. Через несколько дней он умирал от жажды и кровопотери.
Кошмар на Лобном месте
Казни совершались, как правило, при большом скоплении народу, о них объявлялось заранее. В Москве местами для публичных казней являлись Лобное место, расположенное на Красной площади напротив Спасских ворот, и Козье болото (там сейчас Чистые пруды). Самые жестокие наказания полагались за государственную измену. Помимо отрубания головы, сажания на кол и четвертования, с обвиняемого могли заживо крюками содрать кожу или сварить в кипятке.
Но еще хуже считался довольно редко применяемый на Руси способ казни, известный как «хождение по кругу». Осужденному вспарывали живот, но так, чтобы он не умер сразу от потери крови. После этого извлекали одну из кишок, прибивали к дереву (обычно к дубу или тополю) и заставляли ходить вокруг этого дерева. Как вариант – наматывали внутренности на палку или валик. При этом за жертвой следом шел солдат, периодически подталкивавший несчастного в спину копьем, чтобы тот не останавливался. Чаще всего казнимые погибали от заражения крови.
Откуда взялся этот вид казни?
Скорее всего, «хождение по кругу» не было чисто русским изобретением. Возможно, оно было позаимствовано у пришедших на Русь варягов. У викингов приговоренные ходили вокруг столба. Аналогичный способ казни существовал в Исландии, где, правда, вместо дерева или столба использовали особый камень, на который наматывалась кишка. Так казнили по приговору правительственного собрания — тинга.
В начале нашей эры сходный вид казни применялся римлянами. Осужденного привязывали к вертикальному столу, после чего палач делал небольшой, но достаточно глубокий надрез в боку, извлекал кишки и наматывал их на стоявшую рядом лебедку. Казнь могла продолжаться от нескольких часов до нескольких суток. Кстати, по легенде, именно таким образом пытались умертвить Святого Петра по приказу императора Нерона, но он смог выжить в результате адской процедуры, и в конце концов его пришлось распять вниз головой.
Есть версия, что изначально «хождение по кругу» являлось способом самоубийства у скандинавских языческих жрецов. Они считали почетным не умереть своей смертью, а принести себя в жертву верховному богу Одину. Поэтому, когда жрец становился стар и немощен, он осуществлял над собой вышеописанный ритуал. Правда, историки предполагают, что предварительно служитель богов употреблял какое-нибудь анестезирующее зелье, чтобы не испытывать боли и мучений. А впоследствии кому-то пришло в голову, что можно таким образом казнить преступников. И, разумеется, уже без всякого обезболивания…
Как пытали и казнили на Руси в средние века?
Видео для ЛЛ, пост ниже)
Свою седьмую жену Василису Мелентьеву, изменившую ему, Иван Грозный велел обвязать веревками, крепко заткнуть ей рот кляпом, положить в гроб живой и закопать в землю.
Царю ничего не стоило подвергнуть людей самым тяжким мукам даже из-за пустяка. Так, придворному шуту он вылил на голову миску горячего супа, а французскому послу, вовремя не снявшему шляпу, по приказу Грозного, пригвоздили ее к голове.
Как мы уже знаем Дыба применялась в средневековой Европе, но и на Руси она была популярным способом наказания, применяемого к ворам и нарушителям закона.
Первоначально дыбой на Руси называлась орудие наказания — колода или колодка, к которой привязывали обвиняемого («сажали в дыбу»).
По сути, батоги — это толстые палки или прутья с обрезанным концом. Наказание могли применить за дурные слова про хозяина или царя, в отдельных случаях — за воровство (например, курицы).
Наказуемого клали на землю лицом вниз. Один человек садился ему на шею, другой — на ноги, блокируя любое движение. Палачи брали по два прута и избивали человека по спине до тех пор, пока он не кричал, что виноват. Или пока не заканчивались назначенные удары. Незаконным считалось бить по частям тела, которые «нужны для работы».
К слову, при Иване Грозном получить батогами можно было за пьянство. Кроме того, пьяниц сажали голыми на муравейник, заковывали в кандалы и макали в прорубь головой.
3. Повешение за ребро
4. Четвертование по-русски.
Как и в средневековой Европе, на Руси применяли такой вид смертной казни, как четвертование. В России практиковался иной способ: осуждённому отрубали топором ноги, руки и затем голову. Планировалось таким же способом лишить жизни и Емельяна Пугачева, но ему сначала отрубили голову, а уж потом лишили конечностей. По приведенным примерам несложно догадаться, что подобный вид казни применяли за оскорбление царя, за покушение на его жизнь, за измену и за самозванство. Стоит заметить, что в отличие от среднеевропейской толпы, которая воспринимала казнь как зрелище, русские люди с состраданием и милосердием относились к приговоренным.
На Руси применялся ещё один вид четвертования – разрыв деревьями.
Казнь проходила следующим образом: нагибали два дерева, привязывали казнимого к макушкам деревьев и отпускали. Деревья разгибались, разрывая пополам казнимого.
5. Посажение на кол
Подобно четвертованию посажение на кол применялось обычно к бунтовщикам или воровским изменникам. Во время казни палач вбивал молотком кол в тело человека, затем кол ставили вертикально. Казненный постепенно под тяжестью собственного тела начинал съезжать вниз. Через несколько часов кол выходил у него через грудь или шею. Иногда на колу делали перекладину, которая останавливала движение тела, не позволяя колу дойти до сердца. Этот метод значительно растягивал время мучительной смерти. Сажание на кол до XVIII века было очень распространенным видом казни среди запорожских казаков. Меньшие колы использовали для наказания насильников – им вбивали кол в сердце, а также этот метод использовали в отношении матерей-детоубийц.
Казнь как кровавая расправа. Как расправлялись с изменниками в Древней Руси
Во все времена изменники, казнокрады и преступники подвергались наказанию. Но мало когда это было так жестоко, как в древние времена. Ещё 500 лет назад казни на Руси выглядели зверским, бесчеловечным ритуалом. Над жертвами изощрённо измывались, кровь по плахе текла рекой, а страдания несчастных могли длиться несколько часов. Особо впечатлительным просьба материал не читать.
«Как поймают изменника Якина — на кол посадить», — эта фраза звучит забавно только из уст киношного Ивана Грозного из фильма «Иван Васильевич меняет профессию». При реальном царе ничего смешного в этой казни не было. Как правило, на кол отправляли за государственную измену (мнимую или выдуманную), за бунт или подстрекательство к нему.
Казнь Анны Чарбоньере во время резни пьемонтских вальденсов (1655). Гравюра из «Истории евангелической церкви Пьемонта» Самюэля Морленда, 1658 г. Фото © Public Domain
Врагов карали люто. Самые жестокие виды казни в Древней Руси
Казнь считалась довольно изощрённой и сложной для исполнения. Осуждённого привязывали к колесу так, чтобы места сочленения суставов оказывались в чётко определённых местах. Затем колесо вращали, а палач бил молотом, по очереди ломая осуждённому суставы, а в конце — позвоночник. В итоге несчастного, который был ещё жив, сгибали на колесе так, чтобы ступни его ног касались затылка. Его связывали и оставляли. Так он мог страдать ещё несколько часов — как считалось, в назидание другим.
Этот вид казни на Руси был исключительно женским. Им наказывали мужеубийц, так как вешать женщин было неэстетично, а отрубать голову долгое время считалось слишком гуманной и мужской казнью. Суть закапывания была в следующем: осуждённую выводили в людное место — на рынок или на площадь — и вкапывали по шею в землю. Яму засыпали так, чтобы на поверхности оставалась одна голова. Обвинённую запрещалось поить и кормить. Но разрешалось бить, кидать в неё камни и всячески унижать.
Врагов карали люто. Самые жестокие виды казни в Древней Руси
Историки, классики литературы, да и пользователи соцсетей любят вспоминать о размахе русской души. Мол, если праздник, то пир на весь мир. Но не стоит забывать и об обратной стороне этой широты — о небывалой жестокости. Ведь если расправа над недругами или предателями, то и казнь поражала своей изощрённостью и размахом. Вот самые жестокие виды казней, которые практиковали наши предки.
Фото © Public Domain
Расправляться с врагами, варя их заживо, очень любил русский царь Иван Грозный. Сложно сказать, откуда появилась эта традиция на Руси. Скорее всего, казнь привезли ещё в XIII веке войска Чингисхана. А уже с монголов русские владыки стали брать пример. Чингисхан не разменивался по мелочам: однажды он сварил целое племя своих противников в 70 огромных котлах. На Руси столь массово людей не варили. Иван Грозный предпочитал действовать более точечно, и количество казнённых шло на десятки и сотни, но не на тысячи.
Прогулка вокруг столба
Фото © Public Domain
Прогулка вокруг столба, или хождение по кругу, — только звучит безобидно. На деле это кровавый и бесчеловечный способ убийства. Суть его была в следующем. Посреди двора в землю вбивали деревянный столб. Осуждённого выводили во двор и раздевали по пояс. Затем несчастному вспарывали живот. Оттуда доставали кишку и прибивали её гвоздями к деревянному столбу. После чего человек должен был ходить по кругу, наматывая свои внутренности на столб. Чтобы человек не сопротивлялся, за ним по пятам шёл стражник.
Такой способ казни применялся на Руси редко. Вероятно, он был позаимствован у викингов, или, как говорили тогда, варягов. Нередко это была ритуальная казнь или даже самоубийство жрецов. Престарелые служители культов съедали галлюциногенные травы и коренья, а после самостоятельно наматывали внутренности на столб, якобы принося себя в жертву языческим богам. Но осуждённым на прогулки вокруг столба на Руси обезболивающих средств не предлагали, поэтому люди могли часами оставаться в сознании. Умирали они чаще всего от болевого шока или заражения крови.
Фото © Public Domain
Жестокий вид казни, где осуждённому поочерёдно отрубают части тела и под конец голову. Как правило, до такой экзекуции жертв ещё и довольно долго пытали. Таким образом были казнены два главных русских бунтовщика — Стенька Разин и Емельян Пугачёв. Разину повезло меньше — он мучился несколько часов. Сперва ему отсекли ноги, потом руки и лишь в финале голову. Над Пугачёвым, если можно так сказать, сжалились — в первую очередь ему отрубили голову, а конечности отрубили потом.
В защиту Руси можно сказать, что четвертование было довольно популярно в Европе. Так казнили государственных преступников и бунтовщиков во Франции и в Англии. Четвертование считалось позорной казнью и собирало на площадях толпы жадных до зрелища обывателей. Преступникам свистели, в них бросали камни. На Руси, правда, такие казни вызывали не гнев толпы, а сочувствие, поэтому проходили они в абсолютной тишине.
Фото © Public Domain
Эта казнь была мучительной и очень изощрённой. Металл, чаще всего олово, нагревали до жидкого состояния и заливали жертве в рот. Человек издавал дикий крик. Умирал он обычно в первые секунды после совершения экзекуции. На Руси такая казнь была очень специализированной и была крайне распространена в середине XVII века. Это было связано с денежной реформой при царе Алексее Михайловиче Тишайшем.
В 1655 году царь разрешил чеканить вместо серебряных монет медные. Единого монетного двора в нынешнем виде тогда не существовало. И чеканить медные монеты стали все кому не лень: от дворян до крестьян. Это обрушило экономику Руси. Но сами фальшивомонетчики обогатились. Впрочем, радовались они своему барышу недолго. С 1655 по 1663 год расплавленным оловом «угостили» семь тысяч человек. Их крики ежедневно сотрясали Москву. Но казнили чаще в застенках, поэтому вопли умирающих слышали немногие.
Олово в горло, закопать заживо и другие самые страшные казни на Руси
Донского казака, предводителя восстания Степана Разина казнили 16 июня 1671 года на Болотной площади. Человека, который едва не совершил государственный переворот, четвертовали. Последними словами Стеньки были: “Молчи, собака!” — сказанные его брату Фролу. Родственник самого известного казака в истории произнёс: “Слово и дело государево”, — что на практике означало желание выдать царю обидчика.
Коллаж © L!FE. Фото: © Shutterstock © wikipedia.org
Четвертование в годы царствования отца Петра I, Алексея Михайловича, было далеко не единственным методом казни. Итак, какие способы расправиться с преступниками считались нормой согласно своду законов «Соборное уложение», принятому в 1649 году, и за что они полагались.
Коллаж © L!FE. Фото: © wikipedia.org
Все виды казни в России условно можно разделить на неквалифицированные (повешение, отрубание головы) и квалифицированные (все остальные, о которых пойдёт речь). Отметим, что в Европе даже для отсечения головы были придуманы десятки правил.
К примеру, в XVI веке супругу короля Англии Генриха VIII Анну Болейн казнили через обезглавливание по обвинению в измене. Для отсечения головы использовали меч (так как она знатного рода; топор предназначался только для простолюдинов). В день казни она исповедалась. Уже на эшафоте ей дали произнести последнюю речь, опять же согласно традициям. Ей дали возможность помолиться перед самой казнью, после чего завязали глаза и обезглавили одним ударом.
В России же ничего подобного не наблюдалось. И всё же некоторые виды казни требовали подготовки.
Наиболее популярной «квалифицированной» казнью было сожжение в деревянном срубе. Приговорённых привязывали к столбам в этом срубе так, что они не могли выбраться. Этот вид зачастую грозил тем, кто шёл против церкви. В это понятие входило и богохульство, и склонение людей в мусульманскую веру. А также ереси и церковные расколы.
Таким образом в ноябре 1675 года казнили слуг боярыни Морозовой. 14 человек, которые также проповедовали старообрядчество, закрыли в деревянном доме и сожгли заживо.
Сама боярыня была категорической противницей реформ патриарха Никона и также проповедовала старообрядчество.
Кроме того, у неё была заступница в виде первой супруги царя Марии Ильиничны. Однако она умерла в 1669-м. Последней каплей для Алексея Михайловича стало то, что Морозова отказалась явиться на вторую свадьбу государя в 1671 году. Тогда он предпринял последнюю попытку уговорить боярыню принять церковную реформу.
Колесование. Музей восковых фигур замка Локет, Чехия. Коллаж © L!FE. Фото: © wikipedia.org © Shutterstock
Известный в XIX веке юрист Александр Кистяковский в своих исследованиях описывал этот вид казни. Так, в огромное тяжёлое колесо с толстыми спицами закладывали сначала руки, а потом ноги того, кого казнили. Конечности ломали, а после отрубали голову. В отдельных случаях человека оставляли умирать своей смертью, крайне мучительной.
Хотя казнь стала известна в России при Алексее Михайловиче — в 1649 году именно он внес её в Соборное уложение, применять её стали при Петре I. Такой вид наказания, в частности, предполагался за убийство отца или матери.
Кроме того, массовый случай колесования — стрелецкая казнь в 1698 году. Тогда стрельцы, как свидетельствуют историки, планировали совершить государственный переворот и возвести на престол сестру Петра I Софью.
Бунт провалился, а стрельцов отправили на казнь. Большинство повесили, а тех, кого Пётр считал зачинщиками, колесовали на Красной площади. За 10 дней погибло более 750 человек.
Коллаж © L!FE. Фото: © wikipedia.org © Shutterstock
Казнь выглядела следующим образом: приговорённому отрубали руки и ноги, а спустя некоторое время (иногда это были часы, иногда — более суток) — голову.
Подобным образом при Тишайшем казнили сразу трёх известных преступников и мятежников. Одним из них стал Степан Разин.
Второй — Тимофей Анкудинов, в 1643 году он сжёг свой дом с женой и ребёнком внутри, а после сбежал за границу со всеми деньгами, которыми располагал. Там он представлялся сыном одного из правителей Смутного времени, Василия Шуйского, и просил денег, «чтобы вернуть себе законный трон». Среди тех, кто его поддержал, были даже шведская королева Кристина и Папа Римский Иннокентий X. Взамен авантюрист предлагал им «по возвращении законной короны» огромные земельные территории или политические решения (кто чего хотел).
В 1653 году русский резидент в Голландии и Англии помог устроить его выдачу русским властям. Анкудинова предали анафеме, а в 1654 году казнили.
Последний — это Семён Воробьёв, он же Лжесимеон. Он выдавал себя за Симеона Алексеевича, сына Алексея Михайловича от первого брака. На самом деле мальчик умер в четыре года от «неизвестной болезни», как тогда писали.
«Оживший сын» заявил о себе в 1674 году, когда восстание Стеньки Разина подавили, а уцелевшие казаки занимались откровенным грабежом. Лжесимеон примкнул к отряду донского казака Ивана Миуского и рассказал свою легенду. Вскоре она докатилась до атамана Ивана Серко.
Когда узнали, за кого себя выдаёт Воробьёв, — доложили гетману. А он написал в Москву. Представители Алексея Михайловича сразу отправились на переговоры. То, что это самозванец, никаких сомнений не вызывало. Это, вероятно, понимали и казаки, но категорически отказывались его выдавать. Тогда их решили попросту подкупить.
Казакам направили лодки, пушки, сукно, деньги и хлеб. Сколько на это ушло денег из городской казны — история умалчивает. Самозванца в итоге выдали. Его четвертовали в 1674 году на Красной площади. Части тела вывесили на кольях.
Коллаж © L!FE. Фото: © twitter.com / Michael Shermer © Shutterstock
Деньги, по сути, стали чеканить все, кто только мог: вельможи, ремесленники, крестьяне.
— Стали присматривать за денежными мастерами — серебряниками, котельниками и оловянщиками — и увидели, что люди эти, жившие прежде небогато, при медных деньгах поставили себе дворы каменные и деревянные. Причина такого быстрого обогащения объяснилась, когда у них стали вынимать воровские деньги, — писал историк Сергей Соловьёв.
Подьячий Посольского приказа Григорий Котошихин писал, что за время обращения медных монет, с 1654 по 1663 год, казнили порядка 7 тысяч человек. Кроме того, 15 тысяч подвергли пыткам, связанным с отсечением конечностей. Их имущество конфисковывали в пользу государства. В 1663 году Алексей Михайлович издал указ, где в качестве альтернативы казни могла быть ссылка в Сибирь со всей фамилией.
Коллаж © L!FE. Фото: © Shutterstock
Этот вид наказания применялся только для мужеубийц, считался чисто женским видом наказания. При этом отметим, что женщин крайне редко отправляли, например, на виселицу в алексеевской России. Возможно, этот опыт переняли у зарубежных гостей.
Так, английский политик сэр Уильям Блэкстон объяснял, что в его стране повешение не применяют к женщинам, так как это уродует тело. Да и русский дипломат Григорий Котошихин не упоминает повешение в череде «женских» наказаний.
— Одна голова оставалась на поверхности земли. Тут приставлялась стража, наблюдавшая за тем, чтоб никто не освободил, пока она не умрёт голодной смертью. Зрелище весьма обыкновенно в этой стране, и мне известно, что осуждённые таким образом нередко оставались в этом положении дней семь или восемь, — писал инженер Джон Перри, который в конце XVII века был на службе в России.
Альтернативу такому наказанию придумали только в 1689 году. Так, в зависимости от тяжести преступления, женщине могли отрубить голову. Причиной «более лёгкого наказания» могло стать доказательство того, что супруг сам хотел расправиться со всей семьёй.
Последними, кому вынесли смертный приговор через четвертование, стали организаторы восстания декабристов в конце 1825 года. Однако в итоге его заменили повешением.