оценка героя другими персонажами

Оценка героев другими персонажами

Отзывы персонажей друг о друге — один из древнейших приемов характеристик в драме. Естественно, когда друзья, близкие и любящие положительно отзываются друг о друге. Мы не ждем ничего иного от Ромео и Джульетты. Не удивит нас ни то, что хорошие люди отрицательно отзываются о дурных, ни то, что злодей наподобие Яго презрительно отзовется о простодушии Родриго.

Мы поймем также естественность пикировок в комедиях, вроде тех, которые происходят в «Бесплодных усилиях любви», когда острословие служит как бы вызовом. Нам не покажется неестественным, что Бенедикт и Беатриче («Много шума из ничего»), постоянно бранящиеся друг с другом, на самом деле питают друг к другу склонность. Мы поймем, наконец, что Шайлок несправедлив в своем осуждении Антонио, который портит ему коммерцию, давая деньги в долг без процентов. Эти и многие другие отзывы персонажей друг о друге находятся в соответствии с характером каждого и с тем, как человек данного рода будет относиться к разным лицам из своего окружения. В этом отношении пьесы Шекспира вполне правдоподобны.

Второе может показаться более естественным, ибо в жизни случается, что противники понимают достоинства тех, с кем они враждуют. Но как бы то ни было в жизни, посмотрим, что происходит в этом отношении у Шекспира.

Когда цезарианцы одерживают победу над Брутом и узнают о его самоубийстве, Антоний прославляет павшего:

Ом римлянин был самый благородный.
Все заговорщики, кроме него.
Из зависти лишь Цезаря убили,
А он один — из честных побуждений,
Из ревности к общественному благу.

Мы могли бы этому поверить, если бы в нашей памяти не оставалась великолепная речь того же Антония на Форуме, у трупа Цезаря. В речи Антония Брут предстает низким предателем. Как согласовать это с его же надгробным словом Бруту?

В свою очередь, когда в трагедии «Антоний и Клеопатра» погибает Антоний, Октавий, который всю жизнь завидовал ему и ненавидел его, так говорит о его смерти:

Меценат
Его достоинства и недостатки
Боролись в нем с успехом переменным.

Он человеком был редчайших качеств;
Пороки же богами нам даны.
Чтоб сделать нас людьми, а не богами.

Неестественность этой сцены, когда враги, только что ожесточенно сражавшиеся против Антония, теперь воздают ему хвалу, не может не броситься в глаза, и Шекспир со смелостью гения, вместо того чтобы искать оправдания этому, наоборот, сам же подчеркивает необычность всей сцены, вкладывая в уста Агриппы вполне справедливое замечание:

Как это странно.
Что достиженье нашей высшей цели
Оплакивать природа нам велит.

Да, это в самом деле странно. Но объяснение этому есть, только оно не психологическое. Природа, велящая римским вельможам оплакивать Антония, — это не их человеческая природа, а та Природа, которая составляет часть мирового порядка. Оценки, которые мы слышим в этой сцене, — объективная характеристика личности Антония, и исходит она не из субъективного отношения говорящих к павшему владыке полумира, а из объективного смысла, какой имеет его гибель. Иначе говоря, устами и Октавия, и его приближенных говорит Природа. От имени ее, в соответствии со всем мировым порядком дается оценка личности Антония. И точно так же Октавий, только что стремившийся перехитрить Клеопатру и сделать ее украшением своего триумфа, узнав о ее смерти, сразу забывает о всех усилиях заманить египетскую царицу в ловушку и даже хвалит ее за то, что она нарушила его замысел:

Вот мужественный шаг. Она, проникнув
В мои намеренья, нашла по-царски
Достойный выход.

Он сам создает апофеоз великой четы:

Бок о бок мы царицу погребем
С ее Антонием. Земля не знала
Могил с такой великою четой.

Повторяю, все это не просто воля автора и тем более не его произвол, а определенный принцип, сочетающий идейный смысл с театральной условностью. Давая оценку погибшим трагическим героям, персонажи говорят уже не столько от себя, сколько от автора. Более того — и авторская оценка не просто эпитафия павшим героям, а выражение некоего общего мирового закона, о чем еще будет речь.

До сих пор мы говорили о случаях, которые могут быть также более или менее объяснены с точки зрения простой достоверности. Во всех своих речах короли, вожди и полководцы, когда борьба между ними закончена, отдают должное друг другу, хотя история знает мало примеров такого великодушия.

Но у Шекспира есть также случаи, где едва ли можно подыскать психологическое оправдание. В «Как вам это поправится» завистливый и злобный Оливер, настраивая борца, нанятого им, чтобы тот расправился с Орландо, отзывался о брате так: «. это самый упрямый юноша во всей Франции. Он честолюбив, завистлив, ненавидит всех, кто одарен каким-либо достоинством, и тайно и гнусно злоумышляет даже против меня, своего родного брата» (I, 1, 147). Но вот Оливер остается один, и мы слышим от него такие слова: «Надеюсь, я увижу, как ему придет конец, потому что всей душой — сам не знаю почему — ненавижу его больше всего на свете. А ведь он кроток; ничему не учился, а учен, полон благородных намерений, любим всеми без исключения, всех околдовал и так всем вкрался в сердце — особенно моим людям, — что меня они ни во что не ставят. » (I, 1, 170).

Здесь перед нами просто театральный прием, чистая условность, и мы встречаем ее не только в комедии, где условности громоздятся одна на другую, но и в трагедии, причем такой, которая считается образцом шекспировского реализма, — в «Отелло». Уже в самом начале мы узнаем, что Яго ненавидит мавра (I, 1, 6, 7). «Я его смертельно ненавижу», — слышим мы от Яго еще раз в этой сцене (I, 1, 155). Но что же он говорит об Отелло? «Мавр простодушен и открыт душой» (I, 3, 145). И еще:

Хоть я порядком ненавижу мавра,
Он благородный, честный человек.

Правда, Яго знает за Отелло два проступка. Самый главный: мавр обошел его по службе и выбрал своим помощником Кассио. Это больше всего разозлило Яго, и он готов немедленно мстить. Другую вину, приписываемую им Отелло, он знал давно и долго терпел: мавр будто был близок с его женой, — подозрение, ни в малейшей степени не подтверждаемое в пьесе.

В отзывах об Отелло у Яго замечается такая же двойственность, как и у Оливера. Успокаивая Родриго, что для него не все потеряно, он уверяет: «Не может быть, чтобы мавр долго любил ее. Эти мавры переменчивы. То, что ему теперь кажется сладким, как стручки, скоро станет горше хрена» (I, 3, 351). Но, рассуждая сам с собой, Яго столь же решительно утверждает совершенно противоположное:

Он благородный, честный человек
И будет Дездемоне верным мужем,
В чем у меня ничуть сомненья нет.

Выходит, что Яго честит Отелло только в глазах других, а про себя думает о нем хорошо! За этим не кроется никакой психологической тонкости. В обоих случаях слова Яго имеют значение театральное. Когда Яго говорит с Родриго, он высказывает то, что естественно сказать в данной ситуации для одурачивания простодушного поклонника Дездемоны. Это оправдано по ходу пьесы. Но добрые слова, если они прорываются у Яго, — поправки для зрителя, который не должен быть одурачен, как Родриго.

Публике полагается знать истину. Следовательно, эта речь — театральная условность Мы еще лучше поймем ее, если вспомним, что все речи наедине персонажи произносили на авансцене, окруженные публикой, и они представляли собой как бы беседу актера со зрителями. Монологи такого рода могли быть неискренними, но должны были быть истинными. Актер, произносящий речь такого рода, выступает как бы в роли объективного рассказчика. Он выходит за рамки роли и словно сбрасывает с себя часть своей сущности, чтобы сообщить зрителям не свое мнение, а истину.

Предыдущая страницаК оглавлениюСледующая страница

Copyright © Уильям Шекспир — материалы о жизни и творчестве 2005—2021.

Источник

План анализа образа героя

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

План анализа образа героя (9-11 класс)

1. Представление героя. Определение места героя среди других персонажей.

Портрет, внешний облик, как он дан автором и в восприятии других персонажей.

Описание предметов быта, жилища, одежды, условий жизни как средство самовыражения героя, меняется ли оно в ходе произведения.

Семья, полученное воспитание, история жизни.

Позиция в произведении (если повествователь, показать ракурс повествователя (рассказчик, участник событий, размышляющий повествователь).

Есть ли прототип? Чем герой отличается от прототипа?

Есть ли черты автора произведения?

Степень участия в событиях (главный герой, второстепенный герой).

2. Оценка героя с разных точек зрения:

Что герой говорит о себе сам?

Как к герою относятся другие персонажи? Что они о нём говорят?

Как к герою относится автор произведения?

Как вы относитесь к герою? (позиция читателя)

диалоги с другими персонажами

Как он объясняет мотивы своего поведения?

Является ли поведение типичным для своего времени?

7. Образ героя в структуре произведения.

Как герой связан с идеей произведения?

Зачем этот герой был нужен автору в этом произведении?

8. Оценка героя современниками писателя.
9. Оценка героя в литературной критике разных лет.
10. Общий вывод.

оценка героя другими персонажами. Смотреть фото оценка героя другими персонажами. Смотреть картинку оценка героя другими персонажами. Картинка про оценка героя другими персонажами. Фото оценка героя другими персонажами

Подробный план анализа образа героя. Позволяет составить полный, развернутый ответ по теме образа героя с опорой на текст. Замечательный способ проверить и речевые навыки учащегося и аналитическое умение и знание текста, провести причинно-следственные связи в изменении характера героя. План может быть представлен в упрощенном виде и адаптирован для 7-8-го классов.

Номер материала: ДБ-915336

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

оценка героя другими персонажами. Смотреть фото оценка героя другими персонажами. Смотреть картинку оценка героя другими персонажами. Картинка про оценка героя другими персонажами. Фото оценка героя другими персонажами

оценка героя другими персонажами. Смотреть фото оценка героя другими персонажами. Смотреть картинку оценка героя другими персонажами. Картинка про оценка героя другими персонажами. Фото оценка героя другими персонажами

Пензенские родители смогут попасть в школы и детсады только по QR-коду

Время чтения: 1 минута

оценка героя другими персонажами. Смотреть фото оценка героя другими персонажами. Смотреть картинку оценка героя другими персонажами. Картинка про оценка героя другими персонажами. Фото оценка героя другими персонажами

В Москве запустили онлайн-проект по борьбе со школьным буллингом

Время чтения: 2 минуты

оценка героя другими персонажами. Смотреть фото оценка героя другими персонажами. Смотреть картинку оценка героя другими персонажами. Картинка про оценка героя другими персонажами. Фото оценка героя другими персонажами

Путин попросил привлекать родителей к капремонту школ на всех этапах

Время чтения: 1 минута

оценка героя другими персонажами. Смотреть фото оценка героя другими персонажами. Смотреть картинку оценка героя другими персонажами. Картинка про оценка героя другими персонажами. Фото оценка героя другими персонажами

В проекте КоАП отказались от штрафов для школ

Время чтения: 2 минуты

оценка героя другими персонажами. Смотреть фото оценка героя другими персонажами. Смотреть картинку оценка героя другими персонажами. Картинка про оценка героя другими персонажами. Фото оценка героя другими персонажами

Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России

Время чтения: 1 минута

оценка героя другими персонажами. Смотреть фото оценка героя другими персонажами. Смотреть картинку оценка героя другими персонажами. Картинка про оценка героя другими персонажами. Фото оценка героя другими персонажами

В России выбрали топ-10 вузов по работе со СМИ и контентом

Время чтения: 3 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Характеристика литературного героя: делаем анализ по плану и пишем сочинение (план внутри!)

Сочинения по мотивам литературных произведений писать сложно, но интересно. Сперва нужно прочитать текст, затем проанализировать персонажа, не упустив самые важные моменты, составить план сочинения и, наконец, написать его. Ух! Работа предстоит долгая, поэтому тебе наверняка пригодится наша небольшая шпаргалка.

Что значит «характеристика литературного героя»?

Фактически всё, что можно сказать о литературном герое, будет его характеристикой. Образ литературного героя — не только его мысли, высказывания или описание автора. О многом говорит поведение, отношение к окружающим, образ жизни, манеры Для полноценной характеристики литературного героя нужно рассмотреть его фигуру в различных обстоятельствах, вывернув наизнанку внутренний мир.

оценка героя другими персонажами. Смотреть фото оценка героя другими персонажами. Смотреть картинку оценка героя другими персонажами. Картинка про оценка героя другими персонажами. Фото оценка героя другими персонажамиВо время чтения произведения очень удобно иметь при себе карандаш и выделять ключевые места в тексте, которые понадобятся при анализе литературного героя. Если читаешь произведение в электронном варианте, достаточно помечать в блокнот номера страниц

Анализ героя литературного произведения: план характеристики

Самая ответственная часть — непосредственно анализ литературного героя. Чтобы было проще, мы сделали документ с планом характеристики. Скачивай и дополняй его, это будет лучшая шпаргалка для подготовки к сочинению о литературном герое. Основные пункты мы рассмотрим чуть подробнее.

Место героя среди других персонажей произведения. Герой главный или второстепенный?

Имя и фамилия героя. Есть ли какая-то их трактовка? Нередко автор вкладывает в имя или фамилию героя какой-то аспект характера. Вспомним ряд произведений русской классики: «Недоросль» Фонвизина (Скотинин, Правдин, Стародум), «Горе от ума» Грибоедова (Молчалин, Хлестов) и «Ревизора» Гоголя (Держиморда).

Внешность героя и то, как он одет. На что автор обращает особое внимание? Как сопоставляется внешность героя с его характером? Ряд характеристик герою могут давать другие персонажи, что тоже любопытно.

Характеристика речи персонажа. Какая манера речи у героя? Есть ли у нее какие-то особенности? Возможно, есть фразы, которые персонаж любит использовать? Слова-паразиты? О чём это может говорить?

Описание жилища героя, его быта. Как выглядит место, где живёт литературный герой? Есть ли какие-то интересные детали, которые могут раскрыть его характер, привычки, переживания, факты из прошлого? Как в реальной жизни жилище говорит о человеке, так и в литературе, стоит только присмотреться.

оценка героя другими персонажами. Смотреть фото оценка героя другими персонажами. Смотреть картинку оценка героя другими персонажами. Картинка про оценка героя другими персонажами. Фото оценка героя другими персонажамиВзять хотя бы «говорящую» комнату Родиона Раскольникова

Происхождение героя. В какой семье родился литературный герой, как прошло его детство? Как особенности эпохи отразились на воспитании героя? Какое у него образование, род занятий? Как он относится к своему делу — любит, ненавидит

Социальное и материальное положение героя. На какой ступени социума находится литературный герой? По большей части ему приходится подчиняться или распоряжаться? Есть ли у него финансовые проблемы, если да, то как он воспринимает их?

Черты личности героя и его мотивация. Что можно сказать о мировоззрении героя? Какие у него интересы, занятия, профессия. Есть ли у него в жизни цель, к чему он стремится? О чём он мечтает?

Поведение и поступки героя. Какие ключевые поступки героя можно выделить в произведении? Как он ведёт себя с другими персонажами и как те относятся к нему (и почему)?

Как развивается образ персонажа на протяжении всего произведения. Есть ли изменения в герое? Какие? Проследить динамику образа литературного героя — важная задача, пусть тебя не сбивает, что этот пункт стоит ближе к концу списка.

Сравнение персонажа с другими участниками действия. В чём разница, в чём отличие?

Оценка героя автором. Как относится к герою сам писатель? Как можно несколькими словами охарактеризовать это отношение: любование, нелюбовь, негодование, безразличие

Определение типического и индивидуального в личности и поведении героя. Это может касаться его происхождения, статуса, возраста или поведения в определённых ситуациях.

оценка героя другими персонажами. Смотреть фото оценка героя другими персонажами. Смотреть картинку оценка героя другими персонажами. Картинка про оценка героя другими персонажами. Фото оценка героя другими персонажамиМожем вспомнить Плюшкина из «Мёртвых душ» Гоголя, который хоть и был помещиком, а больше походил на старуху-ключницу или и вовсе нищего, который с болезненной маниакальностью собирает у себя дома всякий хлам.

Роль героя в произведении. Какие повороты сюжета — заслуга описываемого персонажа? Как он влияет на завязку сюжета, его развитие и развязку? Какое отношение имеет к главному конфликту в произведении?

Заключение. Зачем создан данный образ, какие вопросы, проблемы он помогает решить в произведении? Здесь будут самые интересные выводы.

Анализ готов, приступаем к технической части.

Как написать сочинение-характеристику литературного героя

Подробно останавливаться на правилах, которые касаются любого типа сочинений, мы не будем. Но вспомним главные нюансы, на которые стоит обратить внимание.

Прочти произведение

Первый пункт, без которого не получится идти дальше. Да, возможно, есть вариант где-то списать сочинение-характеристику литературного героя из нужного произведения, но это не то. Самостоятельно написать качественное сочинение, не читав при этом оригинал, невозможно.

Проанализируй и выбери самое важное

Не пиши бесполезные факты в сочинении просто для галочки. Из любого факта должна вытекать какая-то мысль. Не просто «персонаж выглядел так, вот вам цитата», а «его внешность говорила о таких качествах, как…» И так далее. Всю собранную информацию о персонаже нужно проанализировать.

Цитаты

Не стесняйся использовать отрывки произведения, но только не увлекайся с объёмом и не наделай ошибок в оформлении. Самые ёмкие, меткие и яркие цитаты достойны быть в твоём сочинении.

Не бойся своих мыслей

Появилась интересная или даже необычная мысль? Запиши её на черновик и используй в сочинении. Не можем говорить за всех учителей, но обычно такое очень ценится. Сочинение — это не просто писанина, а проверка твоего умения думать. И это ценный опыт в первую очередь для тебя, а не для учителя.

Поэтому обязательно постарайся! Пусть сочинение-характеристика получится шикарным!

Спасибо, что дочитал до конца. Мы рады, что были полезны. Чтобы получить больше информации, посмотри ещё:

Источник

Характеристика Петра Гринёва в повести Капитанская дочка кратко, образ с цитатами героя для сочинения в таблице (8 класс)

Главным героем исторической повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» является юный дворянин, русский офицер Пётр Гринёв. Это один из наиболее ярких образов в русской литературе, который на протяжении всего повествования не перестаёт развиваться. За короткий промежуток времени Гринёв превращается из беззаботного мальчика в отважного, сильного духом воина, способного брать ответственность за свои поступки и жизни других людей. Характеристика Гринева, его отношение к любви, долгу позволяет лучше понять авторский замысел: именно честь является главной нравственной ценностью, и воспитывается она с детства, ранней юности.

оценка героя другими персонажами. Смотреть фото оценка героя другими персонажами. Смотреть картинку оценка героя другими персонажами. Картинка про оценка героя другими персонажами. Фото оценка героя другими персонажами

Краткая характеристика

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Капитанская дочка.

Полное имя — Пётр Андреевич Гринёв.

Возраст — 16 лет.

Семья — отец Андрей Петрович Гринёв, мать Авдотья Васильевна.

Социальное положение — дворянин.

Происхождение — родом из знатного дворянского семейства.

Воспитание — основано на свободе, вседозволенности.

Образование — характерное для детей из дворянских семей.

Внешность — 16-летний привлекательный юноша.

Характер — добрый, порядочный, жалостливый, прямодушный, поначалу беспечный, затем — очень ответственный, мужественный.

Положительные черты — добрый, миролюбивый, порядочный, честный.

Отрицательные черты — беспечный, горячий, самолюбивый.

Произведение — «Капитанская дочка».

Автор — Александр Сергеевич Пушкин.

Цитатная характеристика

Описание Гринёва с цитатами позволит раскрыть его образ, продемонстрировать не только внешность, но и черты характера, особенности поведения, отношения к жизни.

Портрет

Художественный портрет Петра Гринёва основан, прежде всего, на том, что он является дворянином, единственным наследником четы Гринёвых.

«Я природный дворянин…» (Глава VIII)

«Отец мой Андрей Петрович Гринёв в молодости своей служил при графе Минихе и вышел в отставку премьер-майором в 17.. году. С тех пор жил он в своей Симбирской деревне, где и женился на девице Авдотье Васильевне Ю., дочери бедного тамошнего дворянина». (Глава I)

«Нас было девять человек детей. Все мои братья и сестры умерли во младенчестве…» (Глава I)

Гринёвы — богатые помещики, владеющие тремя сотнями крепостных крестьян.

«…слыша, что у батюшки триста душ крестьян, «легко ли! — сказала она, — ведь есть же на свете богатые люди. » (Глава III)

Благодаря связям с влиятельными людьми Пётр Гринёв с рождения числился сержантом Семёновского полка.

«Матушка была еще мною брюхата, как уже я был записан в Семеновский полк сержантом, по милости майора гвардии князя Б., близкого нашего родственника…» (Глава I)

Во время службы в Белогорской крепости Гринёв становится офицером, получив чин прапорщика.

«Я был произведен в офицеры». (Глава IV)

«…начнем собирать голоса по законному порядку, то есть, начиная с младших по чину. Г-н прапорщик! — продолжал он, обращаясь ко мне». (Глава Х)

«Я офицер и дворянин…» (Глава ХI)

Внешность

Пётр Гринёв — юноша, которому едва исполнилось 16 лет.

«Между тем минуло мне шестнадцать лет». (Глава I)

До приезда в Белогорскую крепость Гринёв был одет в заячий тулуп и лисью шубу.

«Надели на меня заячий тулуп, а сверху лисью шубу». (Глава I)

Во время службы в Белогорской крепости Пётр носит военную одежду — офицерский мундир и камзол.

«Мы сняли мундиры, остались в одних камзолах и обнажили шпаги». (Глава IV)

Черты характера и поступки

В детстве и отрочестве Пётр Гринёв был очень беспечным, не знающим ни в чём запретов. Ситуация изменилась по достижении 16-летнего возраста, когда отец решил отдать его на службу для воспитания морально-волевых качеств.

«Я жил недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками. Между тем минуло мне шестнадцать лет. Тут судьба моя переменилась». (Глава I)

«— Добро, — прервал батюшка, — пора его в службу. Полно ему бегать по девичьим да лазить на голубятни…» (Глава I)

Юный Гринёв представлял службу в розовом цвете и считал, что она связана лишь с многочисленными удовольствиями.

«Мысль о службе сливалась во мне с мыслями о свободе, об удовольствиях петербургской жизни. Я воображал себя офицером гвардии, что, по мнению моему, было верхом благополучия человеческого». (Глава I)

Гринёв-старший не хотел, чтобы его сын погряз в столичных пороках, и решил его отправить на службу не в Петербург, а в Оренбург. Это известие глубоко разочаровало Петра.

«…все мои блестящие надежды рушились! Вместо веселой петербургской жизни ожидала меня скука в стороне глухой и отдаленной. Служба, о которой за минуту думал я с таким восторгом, показалась мне тяжким несчастием». (Глава I)

По дороге в Оренбург неопытный в жизненных вопросах Петруша стал лёгкой жертвой скучающего офицера. Он проиграл ему крупную сумму в бильярд, быстро опьянел от предложенного алкоголя.

«…после нескольких уроков, предложил мне играть в деньги…Я согласился и на то, а Зурин велел подать пуншу и уговорил меня попробовать, повторяя, что к службе надобно мне привыкать; а без пуншу что и служба! Я послушался его». (Глава I)

Пётр отправился на службу в сопровождении своего наставника Савельича. Когда старик стал бранить молодого барина за недостойное поведение, Пётр впервые решился поставить его на место и отвоевать личную свободу.

«Рано, Пётр Андреич, — сказал он мне, качая головою, — рано начинаешь гулять. И в кого ты пошел? Кажется, ни батюшка, ни дедушка пьяницами не бывали; о матушке и говорить нечего…» (Глава I)

«Я подумал, что если в сию решительную минуту не переспорю упрямого старика, то уж в последствии времени трудно мне будет освободиться от его опеки…» (Глава I)

«…я хотел вырваться на волю и доказать, что уж я не ребенок». (Глава I)

Петруша Гринёв — порядочный юноша с чувствительным сердцем. Он страдает от того, что нагрубил Савельичу. Несмотря на юношеский максимализм, он умеет признавать свою вину.

«Я не мог не признаться в душе, что поведение мое в Симбирском трактире было глупо, и чувствовал себя виноватым перед Савельичем. Всё это меня мучило».(Глава II)

«Я непременно хотел с ним помириться и не знал с чего начать. Наконец я сказал ему: “Ну, ну, Савельич! полно, помиримся, виноват; вижу сам, что виноват. Я вчера напроказил, а тебя напрасно обидел. Обещаюсь вперед вести себя умнее и слушаться тебя. Ну, не сердись; помиримся”…» (Глава II)

Пётр Гринёв проявляет себя добрым, благодарным человеком. Он дарит собственный заячий тулуп бедному крестьянину, который помог им найти ночлег в сильную метель.

«Мне было досадно однако ж, что не мог отблагодарить человека, выручившего меня…» (Глава II)

«— Он одет слишком легко. Дай ему мой заячий тулуп…» (Глава I)

Во время службы в Белогорской крепости Гринёв увлёкся литературой, сочинением стихов.

«Я стал читать, и во мне пробудилась охота к литературе. По утрам я читал, упражнялся в переводах, а иногда и в сочинении стихов».(Глава IV)

«Я уже сказывал, что я занимался литературою. Опыты мои, для тогдашнего времени, были изрядны, и Александр Петрович Сумароков, несколько лет после, очень их похвалял. Однажды удалось мне написать песенку, которой был я доволен». (Глава IV)

Для юного Гринёва характерно самолюбие.

«…ожидая похвалы, как дани, мне непременно следуемой…» (Глава IV)

«Самолюбивый стихотворец…» (Глава IV)

«Самолюбие мое торжествовало. Я гордо посмотрел на чиновников…» (Глава Х)

Гринёв — пылкий, горячий юноша.

«…я не имел того хладнокровия, которым хвалятся почти всегда те, которые находились в моем положении…» (Глава IV)

«Мнение мое было принято чиновниками с явною неблагосклонностию. Они видели в нем опрометчивость и дерзость молодого человека».(Глава Х)

Благодаря урока фехтования Пётр Гринёв оказывается опасным противником даже для опытного Швабрина, но в итоге получает ранение.

«Швабрин был искуснее меня, но я сильнее и смелее, и monsieur Бопре, бывший некогда солдатом, дал мне несколько уроков в фехтовании, которыми я и воспользовался. Швабрин не ожидал найти во мне столь опасного противника…»(Глава IV)

«Пётр Андреич ранен был под правое плечо, в грудь под самую косточку, в глубину на полтора вершка, и лежал он в доме у коменданта, куда принесли мы его с берега, и лечил его здешний цирюльник Степан Парамонов…» (Глава V)

Гринёв не склонен к злопамятству, мстительности. Это открытый и добродушный молодой человек.

«Я слишком был счастлив, чтоб хранить в сердце чувство неприязненное. Я стал просить за Швабрина…» (Глава V)

«…будучи от природы не злопамятен, я искренно простил ему и нашу ссору и рану, мною от него полученную…» (Глава V)

«Я не хотел торжествовать над уничтоженным врагом и обратил глаза в другую сторону». (Глава XII)

Во время службы Белогорской крепости Пётр Гринёв влюбляется в Марью Ивановну, дочь капитана Миронова.

«Не могу выразить сладостного чувства, овладевшего мною в эту минуту. Я схватил ее руку и прильнул к ней, обливая слезами умиления. Маша не отрывала ее… и вдруг ее губки коснулись моей щеки, и я почувствовал их жаркий и свежий поцелуй. Огонь пробежал по мне. «Милая, добрая Марья Ивановна, — сказал я ей, — будь моею женою, согласись на мое счастие». (Глава V)

«Счастие воскресило меня. Она будет моя! она меня любит! Эта мысль наполняла всё мое существование». (Глава V)

«…ты, видно, в Марью Ивановну влюблен…» (Глава Х)

Несмотря на то, что отец против брака с Машей Мироновой, Пётр Гринёв готов пойти против родительской воли и обвенчаться с возлюбленной.

«…ты меня любишь; я готов на всё. Пойдем, кинемся в ноги к твоим родителям; они люди простые, не жестокосердые гордецы… Они нас благословят; мы обвенчаемся… а там, со временем, я уверен, мы умолим отца моего; матушка будет за нас; он меня простит…» (Глава V)

После категорического отказа Маши выходить замуж без родительского благословения Пётр Гринёв впадает в сильную депрессию.

«Я потерял охоту к чтению и словесности. Дух мой упал. Я боялся или сойти с ума, или удариться в распутство…» (Глава V)

В Петре Гринёве сильны представления о воинской чести. Он готов отдать жизнь в сражении с разбойниками. Даже на волоске от смерти он не готов признавать предводителя шайки своим господином.

«Долг наш защищать крепость до последнего нашего издыхания; об этом и говорить нечего. Но надобно подумать о безопасности женщин». (Глава V)

«Пугачев протянул мне жилистую свою руку. «Целуй руку, целуй руку!» — говорили около меня. Но я предпочел бы самую лютую казнь такому подлому унижению». (Глава VII)

«…признать бродягу государем был я не в состоянии: это казалось мне малодушием непростительным. Назвать его в глаза обманщиком — было подвергнуть себя погибели; и то, на что был я готов под виселицею в глазах всего народа и в первом пылу негодования, теперь казалось мне бесполезной хвастливостию. Я колебался. Пугачев мрачно ждал моего ответа. Наконец (и еще ныне с самодовольствием поминаю эту минуту) чувство долга восторжествовало во мне над слабостию человеческою…» (Глава VIII)

Пётр Гринёв честно и открыто заявляет Пугачёву, что не намерен ему служить, поскольку ему не позволяет воинская честь совершить измену государыне императрице, которой он присягал. Подобная отвага вызывает уважение у Пугачёва.

«Я природный дворянин; я присягал государыне императрице: тебе служить не могу». (Глава VIII)

«На что это будет похоже, если я от службы откажусь, когда служба моя понадобится? Голова моя в твоей власти: отпустишь меня — спасибо; казнишь — бог тебе судья; а я сказал тебе правду». (Глава VIII)

«Моя искренность поразила Пугачева». (Глава VIII)

Гринёв — верующий человек.

«Мне накинули на шею петлю. Я стал читать про себя молитву, принося богу искреннее раскаяние во всех моих прегрешениях и моля его о спасении всех близких моему сердцу». (Глава VII)

Когда Петру Гринёву предстояло сделать тяжелый моральный выбор между воинским долгом и любовью, он делает его в пользу службы. Но, не выдержав, решает бросить всё ради спасения возлюбленной.

«…что? мне было делать? Оставаться в крепости, подвластной злодею, или следовать за его шайкою было неприлично офицеру. Долг требовал, чтобы я явился туда, где служба моя могла еще быть полезна отечеству в настоящих затруднительных обстоятельствах… Но любовь сильно советовала мне оставаться при Марье Ивановне и быть ей защитником и покровителем…» (Глава VIII)

«Как освободить из рук злодея? Оставалось одно средство: я решился тот же час отправиться в Оренбург, дабы торопить освобождение Белогорской крепости и по возможности тому содействовать». (Глава VIII)

Гринёв — благородный молодой человек. Ради спасения старого слуги Савельича он готов рисковать собственной жизнью.

«Бедный старик на своей хромой лошади не мог ускакать от разбойников. Что было делать? Подождав его несколько минут и удостоверясь в том, что он задержан, я поворотил лошадь и отправился его выручать». (Глава XI)

Для честного и порядочного Гринёва не существует никакого оправдания убийству и разбою.

«…нет, брат ворон, чем триста лет питаться падалью, лучше раз напиться живой кровью, а там что бог даст! — Какова калмыцкая сказка?

— Затейлива, — отвечал я ему. — Но жить убийством и разбоем значит по мне клевать мертвечину». (Глава XI)

Несмотря на то, что Пугачёв является беспощадным разбойником и убийцей, Гринёв испытывает к нему чувство благодарности за спасённую жизнь и помощь в спасении невесты. Но даже в этом случае он не готов идти против своей совести и поступать к нему на службу.

«Но бог видит, что жизнию моей рад бы я заплатить тебе за то, что ты для меня сделал. Только не требуй того, что противно чести моей и христианской совести. Ты мой благодетель. Доверши как начал: отпусти меня с бедною сиротою, куда нам бог путь укажет. А мы, где бы ты ни был и что бы с тобою ни случилось, каждый день будем бога молить о спасении грешной твоей души…» (Глава XII)

У Петра Гринёва чистая совесть, благодаря чему он не боится суда и готов открыто поведать судьям всю правду. Однако мысль о том, что честное имя Маши Мироновой может быть запятнано в ходе следствия, он решает не упоминать о ней.

«Совесть моя была чиста; я суда не боялся…» (Глава XIII)

«…решился перед судом объявить сущую правду, полагая сей способ оправдания самым простым, а вместе и самым надежным». (Глава XIV)

«…вдруг почувствовал непреодолимое отвращение. Мне пришло в голову, что если назову ее, то комиссия потребует ее к ответу; и мысль впутать имя ее между гнусными изветами злодеев и ее самую привести на очную с ними ставку — эта ужасная мысль так меня поразила, что я замялся и спутался». (Глава XIV)

Благодаря мужеству Марьи Мироновой Пётр Гринёв был освобождён. Молодые люди обвенчались и прожили долгую счастливую жизнь.

«Вскоре потом Пётр Андреевич женился на Марье Ивановне. Потомство их благоденствует в Симбирской губернии». (Глава XIV)

Воспитание

Воспитанием Петруши начиная с пятилетнего возраста занимался крепостной Савельич, который смог обучить его грамоте.

«В то время воспитывались мы не по-нонешнему. С пятилетнего возраста отдан я был на руки стремянному Савельичу, за трезвое поведение пожалованному мне в дядьки. Под его надзором на двенадцатом году выучился я русской грамоте и мог очень здраво судить о свойствах борзого кобеля». (Глава I)

Когда Петру исполнилось 12 лет, отец нанял ему гувернёра-француза, который из-за пьянства и лени почти не занимался мальчиком.

«…батюшка нанял для меня француза, мосье Бопре, которого выписали из Москвы… по контракту обязан он был учить меня по-французски, по-немецки и всем наукам, но он предпочел наскоро выучиться от меня коё-как болтать по-русски, — и потом каждый из нас занимался уже своим делом…» (Глава I)

«…француз был мертво пьян. Семь бед, один ответ. Батюшка за ворот приподнял его с кровати, вытолкал из дверей и в тот же день прогнал его со двора, к неописанной радости Савельича. Тем и кончилось мое воспитание…» (Глава I)

После отъезда гувернёра Пётр Гринёв был предоставлен сам себе, и никто не занимался его воспитанием вплоть до 16 лет.

«Я жил недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками. Между тем минуло мне шестнадцать лет. Тут судьба моя переменилась». (Глава I)

Несмотря на пренебрежительное отношение к своим обязанностям, Бопре смог выучить Петра французскому языку, преподать основы фехтования.

«У Швабрина было несколько французских книг. Я стал читать, и во мне пробудилась охота к литературе. По утрам я читал, упражнялся в переводах…» (Глава IV)

«…monsieur Бопре, бывший некогда солдатом, дал мне несколько уроков в фехтовании, которыми я и воспользовался…» (Глава IV)

Характеристика Гринёва другими героями

Андрей Петрович Гринёв, видя, что Петруша может пойти по дурной дорожке, решает отдать его в гвардию. По мнению Гринёва-старшего, только там его сын сможет превратиться в достойного мужчину.

«— Ведь Петруша записан в Семеновский полк.

— Записан! А мне какое дело, что он записан? Петруша в Петербург не поедет. Чему научится он, служа в Петербурге? мотать да повесничать? Нет, пускай послужит он в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат, а не шаматон. Записан в гвардии!» (Глава I)

Андрей Петрович дает важное наставление сыну, которому тот будет следовать всю жизнь. Отцовский авторитет для Петра был очень силен.

«Батюшка сказал мне: “Прощай, Пётр. Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду“». (Глава I)

Андрей Петрович со всей строгостью относится к воспитанию сына, формированию его личности. Для него дуэль, в которой участвовал Петр, является позором для офицера.

«Проучить тебя путем, как мальчишку, несмотря на твой офицерский чин: ибо ты доказал, что шпагу носить еще недостоин, которая пожалована тебе на защиту отечества, а не для дуелей с такими же сорванцами, каков ты сам». (Глава V)

Савельич

Старый слуга Савельич очень трепетно относится к Петру. Увидев, в каком состоянии Пётр оказался после пирушки в трактире, старик сокрушается о будущем молодого барина.

«Рано, Пётр Андреич, — сказал он мне, качая головою, — рано начинаешь гулять. И в кого ты пошел? Кажется, ни батюшка, ни дедушка пьяницами не бывали; о матушке и говорить нечего…» (Глава I)

Савельич, хоть и любить побранить Петра, но всегда становится на его защиту. Он пишет Гринёвым, что их сын является достойным во всех отношениях человеком и лишь по досадной случайности совершил ошибку, ввязавшись в дуэль с Швабриным.

«…теперь Пётр Андреич, слава богу, здоров, и про него кроме хорошего нечего и писать. Командиры, слышно, им довольны; а у Василисы Егоровны он как родной сын. А что с ним случилась такая оказия, то быль молодцу не укора: конь и о четырех ногах, да спотыкается». (Глава V)

Подробная характеристика Савельича.

Пугачев

Предводитель крестьянского восстания, Емельян Пугачев, уважительно относится к Петру Гринёву, который в свое время проявил по отношению к нему милосердие. Так доброта Гринёва спасла ему жизнь.

«Ну, думал ли ты, ваше благородие, что человек, который вывел тебя к умету, был сам великий государь? (Тут он взял на себя вид важный и таинственный.) Ты крепко передо мною виноват, — продолжал он; — но я помиловал тебя за твою добродетель, за то, что ты оказал мне услугу, когда принужден я был скрываться от своих недругов». (Глава VIII)

«…старик и сегодня настаивал на том, что ты шпион и что надобно тебя пытать и повесить; но я не согласился, — прибавил он, понизив голос, чтоб Савельич и татарин не могли его услышать, — помня твой стакан вина и заячий тулуп». (Глава XI)

Пугачёв, высоко оценивший моральные качества Петра Гринёва, готов взять его к себе на службу на самые высокие должности. Однако для юного дворянина гораздо важнее сохранить офицерскую честь и собственное достоинство.

« — Какое тебе дело до иного-прочего? Кто ни поп, тот батька. Послужи мне верой и правдою, и я тебя пожалую и в фельдмаршалы и в князья. Как ты думаешь?

— Нет, — отвечал я с твердостию. — Я природный дворянин; я присягал государыне императрице: тебе служить не могу».(Глава VIII)

Маша Миронова

Маша Миронова сразу понимает, насколько порядочным, честным и благородным является Пётр Гринёв.

«Но я уверена, что не вы зачинщик ссоры. Верно виноват Алексей Иваныч…» (Глава IV)

«Прибегаю к вам, зная, что вы всегда желали мне добра и что вы всякому человеку готовы помочь». (Глава Х)

Пётр Гринёв своими исключительными качествами смог вызвать в Маше Мироновой сильное чувство, настоящую любовь.

«Прощайте, Пётр Андреич! — сказала она тихим голосом. — Придется ли нам увидаться или нет, бог один это знает; но век не забуду вас; до могилы ты один останешься в моем сердце…» (Глава ХIII)

Подробная характеристика Маши Мироновой.

Швабрин

Когда Швабрин узнает о чувствах Гринёва к Маше, он начинает его высмеивать, унижать, надавливая на самые чувствительные точки: его творческое самолюбие, природную скромность и любовь к капитанской дочери.

«Самолюбивый стихотворец и скромный любовник!» (Глава IV)

Подробная характеристика Швабрина.

Народная характеристика

Мы постарались составить для вас максимально полный анализ персонажа. Возможно, мы пропустили какой-то интересный или важный фрагмент этой мозаики. Будем рады услышать ваши предложения.

Все подошедшие рекомендации мы опубликуем, а вы получите промокод на бесплатную грамоту.

Давайте создадим самую подробную характеристику Петра Гринева вместе!

Биография

Пётр Андреевич Гринёв — потомственный дворянин, единственный наследник помещиков Андрея Петровича и Авдотьи Васильевны. Гринёвы были знатными, богатыми помещиками: у них было большое имение в собственной Симбирской деревне, в их распоряжении было триста крепостных душ.

В возрасте пяти лет Петруша был отдан под опеку крепостному крестьянину Савельичу, полюбившему мальчика, как родного сына. С его помощью Пётр овладел русской грамотой. Когда мальчику исполнилось 12 лет, отец привез ему из Москвы гувернёра-француза. Тот смог обучить Петра французскому языку и азам фехтования. Однако из-за сильного пьянства француз был уволен, и Пётр несколько лет вёл совершенно беззаботную жизнь.

По достижении 16-летнего возраста Пётр Гринёв был отправлен отцом на службу. Гринёв-старший не хотел, чтобы его единственный сын предавался порокам в столице, и вместо Петербурга отправил его в Оренбург.

Пётр Гринёв отправился на службу вместе со своим верным дядькой Савельичем. Во время пути их настигла сильная метель, выбраться из которой им удалось лишь благодаря бедному крестьянину. В благодарность за спасение Пётр подарил ему свой заячий тулуп.

Гринёв прибыл в Белогорскую крепость под командование капитана Миронова. Он влюбился в его дочь Марью, из-за которой дрался на дуэли с подлым офицером Швабриным и был ранен. Пётр хотел обвенчаться с Машей Мироновой, но его отец был категорически против этого союза.

Вскоре на Белогорскую крепость было совершено нападение шайкой атамана Пугачева. В итоге многие её обитатели были убиты, в том числе и чета Мироновых. Петру Гринёву удалось спастись лишь благодаря тому, что Пугачёвым оказался тот самый крестьянин, которому Гринёв подарил свой тулуп.

Получив письмо от Маши, оказавшейся в полной власти предателя Швабрина, Гринёв поспешил ей на выручку и вновь оказался в плену у Пугачёва. Юный дворянин наотрез отказался служить повстанцу. Пугачёв, восхищенный смелостью и благородством Гринёва, отпустил его с Машей на свободу.

После подавления бунта Гринёв оказался в тюрьме из-за навета Швабрина. Лишь благодаря храбрости Маши, добившейся встречи с самой императрицей, он очутился на свободе. Пётр Гринёв обвенчался с Марьей и прожил с ней долгую жизнь.

Образ Гринёва

Пётр Гринёв, несмотря на кажущуюся простоту и типичность, является достаточно сложным, многогранным персонажем, который не перестаёт развиваться на протяжении всего повествования. Автор подробно, в деталях демонстрирует основные этапы становления личности Петруши, закалки нравственных идеалов, формирования жизненных ценностей.

Как и большинство дворянских отпрысков, Пётр рос настоящим баловнем, свободолюбивым и беспечным «недорослем». Жизнь казалось ему полна самых удивительных приключений и удовольствий.

Если бы Петруша отправился в столицу, в которой «золотая молодёжь» привыкла проводить время в разврате и праздности, он бы также стал лихим повесой. Однако благодаря мудрости отца, его твёрдой жизненной позиции, Пётр был вынужден отправиться в глубинку.

Поначалу Гринёв предстает безответственным, легкомысленным, самовольным юношей, не способным принимать взвешенные решения. Однако тяжёлые жизненные испытания смогли выковать в нем прочный внутренний стержень, развить всё самое лучшее, что было в нём заложено природой и строгим отцовским воспитанием.

Пётр Гринёв с лучшей стороны проявил себя в любви. Защищая честь своей возлюбленной, он отправился на дуэль, где получил ранение. Гринёв сделал всё возможное, чтобы спасти Машу, оказавшуюся пленницей в захваченной крепости. И даже оказавшись в тюрьме, он готов был отправиться на пожизненную каторгу, но не впутывать Машу в грязные судебные разбирательства.

Но наиболее ярко личность Гринёва раскрылась в его отношениях с повстанцем Емельяном Пугачёвым. Главный герой не раз оказывался перед сложным нравственным выбором, но неизменно он делал его в пользу чести и достоинства. Пётр не предал самого себя, свои нравственные идеалы. Достойно пройдя все суровые жизненные испытания, он из мальчика превратился в мужчину.

5 фактов о Гринёве

Посмотрите, что еще у нас есть:

Вывод

Главным героем повести А. С, Пушкина «Капитанская дочка» является молодой дворянин Пётр Андреевич Гринёв. Отношение к нему однозначно, поскольку это абсолютно положительный персонаж: честный, порядочный, милосердный, с твёрдой волей и высокими моральными принципами, представлениями о чести.

Роль героя заключается в том, что сквозь призму его судьбы автор раскрывает события пугачёвского бунта, оставивший большой след в русской истории. Цитатная характеристика Петра Гринёва позволит лучше подготовиться к уроку по литературе в 8 классе, кратко описать персонажа, написать сочинение или доклад на заданную тему.

Собранный материал, включающий в себя цитаты из текста, позволяет самостоятельно дать характеристику герою по плану, поможет составить развернутую письменную работу или написать сочинение на заданную тему.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *