оценка профессиональных знаний и навыков
Рабочая инструкция «Оценка знаний и профессиональных качеств персонала»
Оценка знаний и профессиональных качеств персонала
1.ЦЕЛЬ
Определить порядок проведения оценки знаний и профессиональных качеств персонала предприятия для оптимизации расстановки кадров и обеспечения предприятия работниками требуемой квалификации.
2.ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Ответственность за функционирование настоящей процедуры на предприятии несет Директор по персоналу.
3.ПОКАЗАТЕЛИ ПРОЦЕССА
Процент оцененного за период персонала от общего количества.
Выполнение планов (графиков) оценки персонала.
4.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Для сотрудников устанавливаются два вида оценки: очередные и внеочередные.
Очередным и внеочередным оценкам в случаях, установленных в настоящей процедуре, подлежат все сотрудники предприятия.
Оценке не подлежат сотрудники, проработавшие в занимаемой должности менее одного года, молодые специалисты, отработавшие в данной должности менее 3-х лет после окончания учебного заведения, беременные женщины. Женщины, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком, подлежат очередной оценке не ранее чем через год после выхода на работу.
Очередная оценка для сотрудников, занимающих различные должности, проводится в соответствии с графиком, утверждаемым Управляющим директором ежегодно за 1 месяц до наступления календарного года, на который утверждается данный график. График составляет сотрудник Дирекции по персоналу, согласуя его с руководителями структурных подразделений. В любом случае, в отношении одного сотрудника, не должно проводиться боле двух очередных оценок в год. В графике указываются фамилия, имя, отчество, должность оцениваемого сотрудника, наименование подразделения, в котором он работает, дата и место проведения оценки знаний и профессиональных качеств. С графиком оценки сотрудники знакомятся под роспись.
Внеочередная оценка проводится в отношении сотрудников:
а) по их личному заявлению (не более 1 раза в год);
6) при повторной оценке;
в) по инициативе Работодателя в случае систематического невыполнения сотрудником своих трудовых обязанностей;
г) по инициативе Работодателя в случае рассмотрения вопросов о повышении Работника в должности или увеличения его зарплаты.
5.ПОРЯДОК ПОДГОТОВКИ ОЦЕНКИ ЗНАНИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ
Информация о предстоящей оценке, как очередной, так и внеочередной, доводится до сведения оцениваемого сотрудника под роспись не позднее, чем за 1 месяц до даты проведения оценки.
Приказом Управляющего директора создается оценочная комиссия численностью от 3-х до 5 человек. В состав комиссии включаются:
Председатель комиссии. Председателем комиссии назначается представитель администрации.
Члены комиссии. Членами комиссии назначаются:
а) непосредственный руководитель оцениваемого сотрудника;
б) специалисты в той области, в которой будет проводиться оценка сотрудника, как работающие у Работодателя, так и не работающие у Работодателя.
Секретарь комиссии. Секретарем комиссии назначается сотрудник Дирекции по персоналу.
Иные лица по усмотрению Работодателя.
Секретарь оценочной комиссии не позднее, чем за три недели до даты проведения оценки представляет в комиссию материалы на каждого оцениваемого сотрудника.
В состав материалов входят:
копии документов об образовании, повышении квалификации, стаже работы, должностная инструкция сотрудника, характеристика непосредственного руководителя.
При повторной оценке к документам прилагается оценочный лист
Сотрудник, подлежащий оценке, должен быть заранее, не менее чем за две недели до даты проведения оценки, ознакомлен с представленными в комиссию материалами. Он имеет право представить в комиссию недостающие материалы, которые, по его мнению, могут повлиять на результаты оценки.
Не менее чем за две недели до даты проведения оценки, оцениваемому сотруднику предоставляется право ознакомиться с тематикой предстоящего в ходе оценки собеседования. Перечень вопросов и практических заданий для оценки различных категорий сотрудников составляет секретарь комиссии по согласованию с соответствующими профильными специалистами и утверждает председатель оценочной комиссии.
За две недели до проведения оценки графики оценки и вопросы с ответами размещают на досках информации для подготовки и ознакомления.
6.ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ОЦЕНКИ ЗНАНИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ
В случае неявки без уважительных причин сотрудника, надлежащим образом осведомленного о дате, времени и месте проведения оценки, оценка не проводится, сотруднику объявляется выговор, и назначается новая дата оценки.
Оценка включает в себя следующие этапы:
Непосредственный руководитель (помимо представленной письменной характеристики в устной форме характеризует оцениваемого сотрудника, в том числе всесторонне оценивает соответствие профессиональной подготовки сотрудника занимаемой должности (выполняемой работе); его профессиональную компетентность; отношение к работе и выполнению должностных обязанностей, трудовую и производственную дисциплину сотрудника, психологическую совместимость с другими членами трудового коллектива, приводит объективные показатели (результаты работы) оцениваемого сотрудника за последний отчетный период и в динамике развития.
Собеседование с сотрудником производится в форме вопросов участников комиссии и ответов оцениваемого сотрудника по ранее утвержденной комиссией тематике. Пример перечня необходимых знаний и навыков, которые составляются на основе матриц квалификации (целевой и фактической).
На основании представленных в комиссию материалов, результатов собеседования и рассмотрения оценочных заданий, характеристики руководителя и высказываний других участников комиссии, комиссия делает одно из следующих заключений:
Если перед комиссией поставлена задача определения возможности перевода сотрудника на новую должность, то комиссия может сделать одно из следующих заключений:
Условием для выставления той или иной оценки знаний и профессиональных качеств работника являются:
Помимо оценки деятельности оцениваемого сотрудника комиссия вправе составить свои рекомендации в адрес сотрудника, а также его руководителя.
Комиссия может рекомендовать в отношении сотрудника, прошедшего оценку с положительным результатом. Зачислить его в кадровый резерв на должностной (карьерный) рост, перевести на другую, более ответственную должность, поручить обучение вновь принятого персонала, увеличить размер оплаты труда. В рекомендациях комиссии могут быть предложения об обучении, повышении квалификации, переквалификации сотрудника по определенному профилю.
Комиссия может рекомендовать составить сотруднику личную программу кадрового роста, индивидуальный план работы на будущий период, программу действий по совершенствованию подходов к выполняемой работе.
Заключения комиссии (оценка и рекомендации) заносятся в оценочный лист. Который составляется в одном экземпляре и подписывается председателем, секретарем и участниками комиссии, принявшими участие в голосовании.
Результат оценки доводится до сотрудника непосредственно после голосования, о чем он расписывается в оценочном листе.
Непосредственный руководитель сотрудника обязан в З-дневный срок после проведения оценки довести до сведения Директора по персоналу предприятия результаты оценки, сопровождая их своим представлением. В представлении руководителя должно быть выражено его личное мнение о продолжении (прекращении) трудовых отношений с сотрудником. Или о зачислении сотрудника в кадровый резерв на должностной (карьерный) рост, о необходимости перевода на другую должность (место работы), изменении объема выполняемых трудовых обязанностей, размера заработной платы.
7.ИТОГИ ОЦЕНКИ ЗНАНИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ
Работодатель с учетом постановления оценочной комиссии и представления непосредственного руководителя оцениваемого сотрудника не позднее чем в месячный срок с момента ее проведения, принимает одно из следующих решений:
а) оставляет сотрудника в прежней должности;
6) с согласия сотрудника переводит его на другую работу с повышением или понижением в должности;
в) с соблюдением требований трудового законодательства, изменяет существенные условия труда сотрудника в части изменения объема должностных обязанностей, системы и размера оплаты труда, режима труда и отдыха, предоставляемых льгот и пр.;
г) увольняет сотрудника с занимаемой должности по несоответствию занимаемой должности (выполняемой работе) вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами оценки (подпункт б п. 3 ст. 81 ТК РФ) в строгом соответствии с действующим трудовым законодательством РФ.
Изменение существенных условий трудового договора по инициативе Работодателя возможно также по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда, о чем сотрудник должен быть уведомлен не позднее чем за 2 месяца (ч. 2 ст. 73 ТК РФ).
Трудовые споры, связанные с оценкой персонала, рассматриваются в соответствии с порядком, установленным действующим законодательством для рассмотрения индивидуальных трудовых споров.
По результатам оценки Руководитель подразделения актуализирует Матрицу реальной квалификации сотрудника.
Оценка профессиональных знаний и навыков
Профессиональные навыки для резюме — неотъемлемая часть документа, чаще всего обособленно сформированный блок. По ним работодатель определяет возможности соискателя в роли сотрудника компании. Выбирать их нужно внимательно, чтобы привлечь рекрутера, с которым будет проходить дальнейшая беседа.
Что такое — Профессиональные навыки для резюме
Профессиональные качества – это совокупность личных качеств и навыков, которые специалист приобрел при профессиональной деятельности. Они помогают совершенствоваться в дальнейшем, приносить пользу организации.
Нередко в резюме обнаруживают качества, только условно являющиеся профессиональными. Например, развитое чувство юмора. Если рекрутер ищет человека на вакансию юриста, он не оценит это качество высоко. Но для ведущего корпоративов его можно считать профессиональным.
Прежде чем углубиться в определение профессиональных навыков, рекомендуем всем соискателям, или тем, кто только собирается найти новую перспективную работу, бесплатный вебинар для прокачки способностей собственного мозга.
Какие профессиональные навыки указывать в резюме
Рассмотрим подробнее вопрос, что писать в профессиональных навыках в резюме.
Основные 3 правила написания резюме
Для описания профессиональных знаний и навыков в продающем резюме просто следуйте трем принципам:
Общие навыки
Умение налаживать контакт с контрагентами в письменной и устной форме, достижения в сфере обслуживания, организации рабочего процесса, ораторский опыт и другие способности работодатель обязательно оценит. Но в любой сфере ценятся работники с высокой мотивацией на результат, инициативой, энергичностью при решении вопросов, грамотной речью, скоростью при принятии решений, ответственностью. Это то, что поможет подняться по карьере.
Направления в карьерном росте вам укажет консультация специалистов «Карьерный вектор». Эксперты направят и поддержат ваши действия по достижению новых ступеней.
Соискатели часто указывают, что кандидат должен обладать:
Современный рынок труда требует новых знаний современных технологий. Чтобы получить востребованную интернет-профессию, часто требуется дополнительное обучение.
Особые навыки
Есть особые умения, которыми обладают профессионалы. Список обобщен и подходит не для каждой специальности.
Профессиональные навыки в резюме бывают следующие:
Каждая профессия требует наличия определенных способностей. Их крайне необходимо указать в соответствующем разделе резюме. Среди перечисленных умений можно обнаружить подходящие для конкретной специальности.
Для определения своих профессиональных способностей пройдите тест на «Профориентацию»
Примеры описания навыков
Важно понимать, что перечень профессиональных навыков в резюме необходимо согласовать с требованиями для конкретной должности. К примеру, аккуратность сложно назвать обязательным профессиональным качеством топ-менеджера. Но для секретаря это будет ощутимым достоинством. Поэтому при написании резюме следует учесть, насколько актуально умение для вашей профессии.
Стандарты и примеры наиболее успешных резюме вы можете увидеть в книге Владимира Якуба. Дипломированный специалист и преподаватель МВА, один из лучших хедхантеров России делится своим опытом и примерами в своей книге «Выигрышное резюме. 1:0 в Вашу пользу!» Купите книгу, продайте себя и сделайте успешную карьеру!
Пример описания профессиональных навыков продавца-консультанта
Должность продавца-консультанта привлекает многих. Но не каждый надолго остается в этой роли. Для вспыльчивых и конфликтных людей профессия не подходит. Сангвиники и флегматики обычно добиваются в ней больших результатов.
Основные навыки для резюме продавца-консультанта:
Пример описания профессиональных навыков бухгалтера
Рассмотрим, какие качества для резюме нужны бухгалтеру:
Умения, которые нужно указывать в документе:
Пример описания профессиональных навыков водителя
Ключевые навыки для резюме могут быть следующие:
Пример описания профессиональных навыков юриста
Профессиональные навыки и умения в резюме юриста:
Пример описания профессиональных навыков руководителя (директора)
Навыки для резюме на руководящую должность:
Пример описания профессиональных навыков секретаря
Основные навыки для секретаря:
Составление резюме онлайн
На одно место рассчитывают десятки и сотни кандидатов, поэтому важно выделяться. Личным обаянием на этом этапе обратить на себя внимание невозможно. Поэтому чтобы нестандартно и правильно написать профессиональные навыки, следует воспользоваться оригинальными сервисами для составления резюме онлайн:
Для каждой профессии важны свои умения, что обязательно нужно учитывать. После составления резюме следует представить себя в роли руководителя, которому нужен работник на вашу должность. Вносить изменения следует до того момента, пока вас не устроит результат. Не нужно делать очень длинный список, иначе резюме отложат в сторону.
Оценка профессиональных знаний и навыков
Министерство экономического развития Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО АККРЕДИТАЦИИ
от 31 января 2020 года N 21
В соответствии с пунктом 4 части 5 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации», пунктом 1 Положения о Федеральной службе по аккредитации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2011 г. N 845, в целях обеспечения соблюдения заявителями и аккредитованными лицами, осуществляющими деятельность в качестве органов инспекции, требований законодательства Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации
УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Росаккредитации
от 31 января 2020 года N 21
Методические рекомендации по оценке навыков работников заявителя, аккредитованного лица (органа инспекции) по выполнению работ в области аккредитации
1. Общие положения
Настоящие Методические рекомендации определяют основные требования к планированию, проведению и документированию результатов оценки навыков и профессиональных знаний работников ОИ по выполнению инспекционной деятельности.
2. Область применения
Настоящие Методические рекомендации распространяются на процедуру проведения оценки навыков и профессиональных знаний работников ОИ по выполнению работ по оценке соответствия согласно области аккредитации (инспекционной деятельности), в том числе путем оценки наличия навыков и профессиональных знаний у указанных лиц при работе с оборудованием, веществами и материалами, средствами измерений, стандартными образцами, иными техническими средствами и материальными ресурсами, необходимыми для выполнения работ по оценке соответствия в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, документов в области стандартизации и иных документов, устанавливающих требования к проведению инспекций, указанными в области аккредитации в заявлении об аккредитации или в реестре аккредитованных лиц, а также навыков и профессиональных знаний при применении документов, устанавливающих требования к проведению инспекций, указанных в области аккредитации в заявлении об аккредитации или в реестре аккредитованных лиц.
Методические рекомендации предназначены для применения экспертами по аккредитации и техническими экспертами при проведении выездной оценки соответствия ОИ критериям аккредитации, должностных лиц Росаккредитации при проведении мероприятий по оценке соответствия ОИ критериям аккредитации, мероприятий по федеральному государственному контролю за деятельностью аккредитованных лиц.
Методические рекомендации также могут применяться ОИ при подготовке к процедурам аккредитации, подтверждения компетентности аккредитованного лица, иным процедурам, включающим оценку соответствия навыков и профессиональных знаний работников ОИ.
3. Нормативные ссылки
4. Термины и определения, сокращения
5. Общие требования
5.1. Выездная оценка соответствия ОИ критериям аккредитации проводится экспертной группой в соответствии с программой выездной оценки, включающей, в том числе, оценку квалификации работников ОИ в части оценки навыков и профессиональных знаний, в том числе при работе с оборудованием, веществами, материалами, иными материально-техническими средствами и при применении документов, включенных в область аккредитации, а также наблюдение за выполнением ОИ работ в соответствии с заявленной областью аккредитации.
5.2. Экспертная группа при проведении оценки навыков и профессиональных знаний работников ОИ:
обеспечивает оценку в той мере, которая позволит сделать вывод о способности ОИ осуществлять работы по оценке соответствия в части проведения инспекционной деятельности в заявленной и/или действующей области аккредитации;
учитывает объекты инспекции, виды (типы) инспекции и документы, имеющиеся в заявленной и/или действующей области аккредитации;
учитывает сведения из документов, подписанных работниками в соответствии с подпунктом «б» пункта 31.3 Критериев аккредитации и определяющих функциональные обязанности персонала, включая распределение прав, обязанностей, ответственности между сотрудниками ОИ при формировании контрольных заданий;
оценивает выполнение контрольного задания на соответствие требованиям документов, указанных в заявленной области аккредитации, и требованиям системы менеджмента качества ОИ, включая методы и процедуры выполнения работ по оценке соответствия, в том числе установленные в требованиях, на соответствие которым должна проводиться инспекция, в соответствии с пунктом 31.10 Критериев аккредитации;
применяет (по возможности), такие методы оценки как:
устный опрос (интервьюирование);
ответы на письменные вопросы;
наблюдение за проведением работниками ОИ инспекционной деятельности по фактическим заказам/заявкам/поручениям, имеющимся на момент проведения выездной экспертизы;
моделирование процесса инспекционной деятельности;
анализ и обсуждение с работниками ОИ документов, оформленных ОИ по результатам инспекций (инспекционной деятельности) за анализируемый экспертной группой период (в случае проведения оценки навыков и профессиональных знаний работников ОИ при прохождении процедуры подтверждения компетентности).
В ходе обсуждения работник органа инспекции должен продемонстрировать навыки и профессиональные знания применительно к конкретной инспекции или ситуации в инспекционной деятельности, отраженной в обсуждаемом документе и обосновать полученные результаты.
6. Планирование проведения оценки
6.1. Экспертная группа планирует проведение оценки навыков и профессиональных знаний работников ОИ путем формирования контрольного задания.
6.2. Контрольное задание оформляется в соответствии со следующими требованиями:
содержит объекты инспекции, виды (типы) инспекции, методы оценки с учетом положений пункта 5.2 настоящих Методических рекомендаций.
содержит пояснения, позволяющие ОИ и его работникам однозначно понимать, что необходимо представить и/или продемонстрировать экспертной группе по результатам выполнения каждого задания, включенного в контрольное задание;
число заданий, включенных в контрольное задание должно быть определено с учетом количества работников, участвующих в оценке соответствия, объектов и видов (типов) инспекции в области аккредитации, а также должно охватывать не менее одного вида (типа) инспекции по каждому объекту инспекции;
оформляется точно, недвусмысленно, в той мере, которая позволит избежать недопонимания и разногласий между экспертной группой и ОИ. Рекомендуемый образец оформления контрольного задания приведен в приложении N 1 к настоящим Методическим рекомендациям.
6.3. Руководитель экспертной группы на вступительном совещании согласовывает и обсуждает контрольное задание и сроки его выполнения с руководителем ОИ. Руководителю необходимо убедиться в отсутствии разногласий между экспертной группой и ОИ. При этом сроки выполнения фиксируются руководителем экспертной группы в контрольном задании.
6.4. Экспертная группа вправе самостоятельно распределить задания, включенные в контрольное задание между работниками ОИ, либо передать для распределения руководителю ОИ.
6.5. При распределении заданий между работниками ОИ необходимо исходить из тех объектов инспекции и видов (типов) инспекции, на проведение которых они (работники) уполномочены.
6.6. При этом каждый работник ОИ расписывается в графе 6 контрольного задания о том, что он задание получил и оно ему понятно.
6.7. После этого контрольное задание подписывают члены экспертной группы и его утверждает руководитель экспертной группы.
6.8. Контрольное задание оформляется в двух экземплярах. Один экземпляр остается у руководителя экспертной группы, второй передается руководителю ОИ.
7. Процесс оценки навыков и профессиональных знаний
7.1. В сроки, указанные в пункте 6.3 настоящих Методических рекомендаций, члены экспертной группы приступают к проверке выполнения работниками ОИ контрольного задания.
7.2. Экспертная группа осуществляет аудиозапись, фото- и видеосъемку для документирования процесса оценки навыков и профессиональных знаний работников ОИ.
7.3. При проведении оценки навыков и профессиональных знаний работников ОИ экспертная группа соблюдает правила деловой и профессиональной этики эксперта по аккредитации, утвержденные Росаккредитацией в соответствии с частью 8.1 статьи 11 Федерального закона N 412-ФЗ.
7.4. В целях исключения разногласий и недопонимания оценка навыков и профессиональных знаний работников ОИ проводится в присутствии руководителя (уполномоченного представителя) ОИ.
7.5. Оценку навыков и профессиональных знаний работников ОИ методом устного опроса (интервьюирования) работников и/или методами письменного тестирования/ответов на письменные вопросы, экспертная группа проводит по заранее сформулированным и документально оформленным вопросам (приложение N 2 к настоящим Методическим рекомендациям) и документально фиксирует полученные от работника ОИ ответы.
7.6. В процессе оценки навыков и профессиональных знаний работнику ОИ допускается пользоваться нормативно-справочной документацией, документацией системы менеджмента качества и другими материалами, которые он использует при осуществлении инспекционной деятельности.
7.7. При проведении оценки навыков и профессиональных знаний работников ОИ методом моделирования процесса инспекции, экспертная группа проводит устный опрос (интервьюирование) (пункт 7.5 настоящих Методических рекомендаций), а также рассматривает комплектность и содержание подготовленных работниками ОИ документов, оформляемых в ходе проведения инспекции и по результатам инспекции, на полноту и корректность (применение соответствующих документов, устанавливающих требования к объекту испытаний, методов и процедур инспекции, нормативных значений и т.д.), соблюдение требований системы менеджмента качества ОИ. При этом также оценивается обоснованность выводов и/или заключений, отраженных в документах, оформляемых по результатам инспекции.
7.8. При проведении оценки навыков и профессиональных знаний работников ОИ методом анализа и обсуждения отчетных документов, оформленных ОИ по результатам инспекционной деятельности за анализируемый экспертной группой период в утвержденной области аккредитации, экспертная группа:
запрашивает из архива ОИ комплекты документов по результатам инспекций (рекомендуемый объем выборки должен составлять не менее 5% от общего числа инспекций, проведенных за анализируемый экспертной группой период, и должен охватывать различные объекты и виды инспекции);
оценивает комплектность и содержание документов на полноту и корректность, соблюдение требований системы менеджмента качества ОИ, а также соблюдение в процессе деятельности ОИ требований документов, включенных в его область аккредитации, устанавливающих требования к проведению инспекции за анализируемый экспертной группой период;
оценивает обоснованность выводов и/или заключений, отраженных в документах, оформленных ОИ по результатам инспекций (инспекционной деятельности).