оценка знаний по истории тест
Критерии оценивания по истории и обществознанию
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
ПО ИСТОРИИ, ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
Оценивание по истории, обществоведению осуществляет учитель – предметник, который в начале учебного года знакомит учащихся с основными положениями и порядком оценивания по предмету.
Родители вправе получить информацию о порядке оценивания по предмету от учителя – предметника, классного руководителя, а также могут ознакомиться с порядком оценивания по предмету в классном кабинете.
При оценивании учитываются:
самостоятельность и творческий характер применения знаний;
уровень приобретённых знаний, умений и навыков учащихся по отношению к компетенциям, требуемым государственной и школьной программами обучения;
полнота и правильность ответа, степень понимания исторических фактов и явлений, корректность речевого оформления высказывания;
аккуратность выполнения письменных работ;
наличие и характер ошибок, допущенных учащимися;
особенности развития учащегося.
Оценивание итогов обучения делится на:
текущее оценивание в течение учебного года;
итоговое оценивание (четвертное, полугодовое, годовое)
Текущее оценивание есть оценивание единичных результатов учёбы, а также оценивание знаний, умений и навыков по какой–либо целостной части учебного материала. Текущие оценки могут быть поставлены:
за контрольную работу;
за практическую работу;
за тестовую работу;
При оценивании устного ответа учащихся оценка ставится:
за устный ответ на обобщающем уроке; за устные индивидуальные ответы учащегося на уроке
за участие во внеурочных мероприятиях по предмету
за исправление ответов учащихся
за умение использовать в ответе различные источники знаний ( текст учебника, рассказ учителя, наглядные материалы)
за работу с историческими источниками и их анализ
за выполнение домашней работы;
за работу в группах по какой-либо теме;
за самостоятельную, практическую, творческую, фронтальную работы;
за ролевую игру или викторину
за выполнение учебной презентации, доклада или сообщения по теме;
При оценивании письменных ответов оценка ставится:
за выполнение заданий в рабочей тетради самостоятельно
за исторический диктант
за сочинение по определённой теме (не менее одной страницы)
за тестовую работу
за письменный реферат
При оценивании устного ответа учащегося на данной ступени обучения оценка ставится за:
ответы на вопросы, участие в беседе, исправление ответов учащихся, устное изложение материала, участие в семинарах, выполнение на уроках заданий для самостоятельной работы, работа по группам, работа с различными документами: графические, статистические источники, таблицы, диаграммы, плакаты, карикатуры и т.д.
умение использовать в ответе различные источники знаний: текст учебника, рассказ учителя, наглядный учебный материал, материал художественной литературы, кинофильмов, защита рефератов.
использование знаний учащимися на уроках истории, полученных при изучении курса обществоведения;
логику изложения и качество устной речи: последовательность, выделение главного, доказательность. Соответствие речи нормам литературного языка, её образность, умение рассказывать своими словами, при ответе на вопрос – соответствие в ответе содержанию вопроса, доказательность.
При оценивании письменных ответов оценка ставится:
за выполнение заданий в рабочей тетради самостоятельно
за составление плана
за исторический диктант
за сочинение- рассуждение по определённой теме (200-400 слов)
за тестовую работу
работу с различными историческими источниками
— дифференцированные письменные работы;
-практические работы (работы с контрольной картой, чтение карты, задания графического характера, составление схем, таблиц, анализ статистического материала и др.);
— всевозможные виды исторических,
-рефераты, защита рефератов
Составные элементы опроса.
Приёмы опроса и его формы
Проверка фактического материала:
— работа над текстом с ошибками;
— составление плана ответа по теме;
-фронтальная аналитическая беседа;
-контрольный срез знаний;
-индивидуальный ответ у доски и др.
-ранжирование по значимости;
-распределение терминов (по значению, по темам и т.д.)
-составление рассказа с использованием терминов (по карточке и т. д.)
3.Работа по проверке хронологических знаний:
-составление хронологических таблиц;
-соотнесение дат, событий, исторических личностей;
-работа с текстом с пропущенными датами и др.
4.Работа с картой и наглядными пособиями:
-работа с легендой карты;
-получение информации при чтении карты;
-формирование вопросов к карте, картине, иллюстрации;
-работа по контурной карте и др.
Основная задача учителя научить учащихся оперировать знаниями, умениями, навыками, излагать изученный материал перед аудиторией, уметь отстаивать свою точку зрения, подкреплять свои выводы, аргументировать ответ документами; определять и обосновывать своё отношение к событиям и явлениям, а также выдающимся деятелям исторической эпохи.
Основные объекты проверки знаний по истории:
— Знание фактического исторического материала и карты;
— Знание исторических деятелей и их вклад в отечественную и мировую историю;
— Понимание причинно-следственных связей исторических событий и явлений;
— Понимание роли исторического события на ход истории;
— Умение применять свои знания на практике и самостоятельно (приобретать новые знания);
-Правильность произношения и написания исторических терминов;
— Умение быстро ориентироваться по карте, находить необходимые объекты.
К ритерии и нормы оценки знаний, умений и навыков
учащихся применительно к р азличным формам контроля знаний
Устный опрос (текущий контроль)
Знания слабые, неглубокие (на уровне отдельных фактов)
Отсутствуют навыки работы с картой, источниками, речь невнятная
Отсутствуют собственные оценки, суждения. Нет аргументированных выводов
Знания слабые (на уровне отдельных фактов), однако, есть попытки их связать в единое целое
Присутствуют слабые навыки работы с исторической картой и источником
Присутствуют попытки дать оценки событиям и явлениям, но данные оценки неточны, несистемны, неглубоки
Знания фактов на достаточно высоком уровне, присутствуют попытки анализа и интерпретации фактов
Хорошее владение навыками работы с исторической картой. Умение работать с источником (выявлять информацию, сравнивать источники). Наличие грамотной устной речи
Присутствуют собственные суждения о причинно-следственных связях, даются взвешенные оценки событиям и деятельности отдельных личностей
Высокий уровень фактологических, хронологических знаний. Присутствие интегрированного взгляда на историю России в контексте мировом и европейском. Наличие сведений о региональной истории. Используется дополнительный материал в виде знаний о памятниках литературы и искусства, в которых отражены события эпохи
Высокие деятельностно-коммуникативные качества: умение читать историческую карту, выявлять сходства и различия в источниках, давать им оценку; сравнивать исторические события. Наличие высоких качеств устной речи
Присутствуют собственные суждения о причинно-следственных связях, даются взвешенные оценки событиям и деятельности отдельных личностей. Проявлены высокие гражданские качества
Устный ответ учащегося может быть в следующих разных формах
Монолог (не менее 5-6 предложений)
Описание явления, процессов, схемы, таблицы, событий, исторического объекта и т.д.
Диалог, эвристическая беседа
Отметка за диалог и эвристическую беседу зависит от уровня вопросов и заданий предложенных учащемуся.
уровни и критерии оценк и
Виды ключевых вопросов и заданий
Назовите. в каком году. дайте определение. сформулируйте. перечислите. скажите наизусть. выберите правильный ответ.
Как вы понимаете. объясните взаимосвязь. почему. дайте обоснование. перескажите своими словами. закончите фразу. соедините смысловые пары. переведите на язык символов. введите обозначение.
(воспользовался знанием для
решения проблемы, сделал
Вставьте пропущенные. выполните упражнение. какая закономерность может использоваться для. проверьте правильность. докажите. какие выводы можно сделать. сформулируйте гипотезу. составьте задание. найдите несколько способов решения. представьте свой прогноз развития. установите закономерность.
(разделил целое на части и соединил в новое целое): отметка «5»
Дайте обобщенную характеристику. составьте таблицу. какова структура. классифицируйте. сделайте обобщение. установите причинно-следственные связи. разработайте программу. подготовьте проект. сделайте доклад. выполните систематизацию. установите аналогию. разработайте модель…, сделайте мировоззренческие выводы…, сформулируйте.
(дал адекватную отметку, выразил обобщенное отношение к объекту изучения, выполнил творческую работу, отражающую сущностную значимость)
Какое значение имеет. как вы относитесь. оцените логику. выделите критерии. назовите возможности и ограничения. какие эмоции вызывает у вас. опишите достоинства и недостатки. какую роль в жизнедеятельности играет. выделите исторический аспект. оцените субъективную и объективную позиции. определите значимость в историческом плане.
Отметка за теоретический вопрос:
Отметка «5» ставится, если:
— учащийся продемонстрировал системные знания по поставленному вопросу;
— раскрыл его логично, показав понимание взаимосвязей характеризуемых исторических событий и явлений,
— не допустил ошибок и неточностей; использовал необходимую историческую терминологию, подкреплял теоретические положения конкретными примерами.
за ответ, из которого ясно, что учащийся имеет основные знания по данному вопросу, представления о причинно-следственных связях, влияющих на исторические события и явления, но в котором отсутствуют некоторые элементы содержания, или присутствуют неточности, или ответ нелогичен, или неверно используется историческая и обществоведческая терминология.
за ответ, в котором учащийся проявляет фрагментарное знание элементов содержания, но не может подкрепить их конкретными примерами, имеет общие представления об исторических событиях или явлениях, но не может раскрыть их сущности.
Отметка «2» ставится если:
— есть серьезные ошибки по содержанию.
Отметка «5» ставится если:
— учащийся продемонстрировал понимание поставленной проблемы и сумел раскрыть ее суть;
— учащийся сумел изложить имеющиеся исторические знания, раскрыв сущность поставленной проблемы, показал свободное владение материалом, использовал необходимую терминологию;
— проявил самостоятельность в анализе проблемы и отборе исторического материала, подтверждающего собственную точку зрения.
Отметка «4» ставится если:
-учащийся продемонстрировал понимание сути проблемы и показал понимание того, какие исторические знания следует применить при ответе, связал их с поставленной проблемой на бытовом уровне.
Отметка «3» ставится если:
-учащийся в основном понял суть проблемы, но показал фрагментарное знание фактического материала, имеющего отношение к ее решению.
Отметка «2» ставится если:
-есть серьезные ошибки по содержанию.
Творческое задание (текст с ошибками, схема, логическая цепочка, таблица, создание продукта деятельности и т.д.) должно иметь свою стоимость в балльной системе, с которой должны быть ознакомлены учащиеся. Затем педагог переводит результаты в 5- балльную систему
Дифференцированная письменная работа
Дифференцированная письменная работа содержит три уровня заданий (см. Приложение 1 )
Задания части А выявляют уровень соответствия Государственному образовательному стандарту ( знание).
Часть А. 1 задание =1 баллу. (1/2 от объёма всей работы)
Задания части В выявляют уровень понимания и применения по образцу. Часть В. 1 задание =2 балла (1/3 от объёма)
Задания части С выявляют уровень применения знаний в новой, нестандартной ситуации, оценочные, аналитические умения, обобщение и систематизации знаний.
Часть С. 1 задание =3 балла (1/6 от объёма)
Отметка за выполнение дифференцированной письменной работы зависит от количества набранных учащимся баллов.
— первые 3 задания (1/2 от объёма) это – задания репродуктивного уровня, соответствующие Государственному образовательному стандарту. При правильном выполнении этих заданий ставится отметка «3».
— 2 задания (1/3 от объёма) это – задания конструктивного уровня, превышающих Госстандарт (применение знаний в нестандартной ситуации). При правильном выполнении заданий репродуктивного уровня и конструктивного уровня ставится отметка «4».
9-10 баллов – «5», 6-8 баллов – «4», 4-5 баллов – «3», 0-3 балла – «2».
— 15 (1/2 от объёма) должны быть заданиями репродуктивного уровня, каждое из которых оценивается в 1 балл (15 баллов);
— 10 заданий (1/3 от объёма) – это задания конструктивного уровня, каждое из которых оценивается в 2 балла;
— 5 заданий (1/6 от объёма) – это задания творческого уровня, каждое из которых оценивается в 3 балла (15 баллов).
Всего ученик набирает 50 баллов, которые переводятся в оценки:
Наиболее стандартной, приемлемой для всех предметов, является следующая шкала перевода баллов в пятибалльную систему оценивания:
Тест по проверке дат, понятий, персоналий, исторических событий и т.д.
Используется балльная система, выставление оценки в зависимости от % заданий.
Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов (время выполнения работы: 10-15 мин.):
Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов (время выполнения работы: 30-40 мин.):
Бесплатные тесты по Всемирной истории и истории России онлайн
Тесты по классам
Тесты по классам
Итоговые тесты по классам
Уровни тестов
Результаты:
Список тестов : История Всего тестов: 405
Тесты по истории онлайн – хороший способ проверить уровень знаний
Как писал Михаил Ломоносов, у народа, который не знает своего прошлого – нет будущего. Только тот человек, который отлично знает историю своей страны, своего рода, своей семьи и мира в целом, может с уверенностью смотреть в завтрашний день.
История России – это очень полезная наука, которая позволяет каждому прикоснуться к истокам, узнать, как начинался путь нашей страны, и через какие трудности пришлось пройти нашему народу в течение столетий.
Всемирная история приоткрывает завесу тайны, показывает, как жили другие народы, рассказывает о величии одних стран и упадке других, о том, как наша страна вписывается в общую картинку калейдоскопа времен.
Тесты по истории помогут тебе определить, насколько хорошо ты знаешь историю – как своей страны, так и мира в целом. Пройдя тесты по истории онлайн, и сверившись с ответами, ты сможешь понять, где у тебя пробелы в знаниях, и какую тему нужно повторить или выучить заново. Таким образом, попробовав тесты пройти бесплатно, и повторяя упражнения, ты сможешь легко, играя, подготовиться к ЕГЭ по истории.
Попробуй – ты увидишь первые результаты уже после нескольких занятий.
Тесты по истории
В истории человечества самыми продуктивными были два последних века. За это время люди создали автомобили, самолёты, электричество, лекарства от неизлечимых ранее болезней, но это далеко не всё. Человечество разжигало войны во всех уголках мира, терпело природные и техногенные катастрофы, погубило миллионы жизней. Например, две мировые войны состоялись в XX веке. Много ли вы знаете об эпохе, которая закончилась совсем недавно?
Владимир Ленин — настоящий символ Октябрьской революции. Историки написали более десяти томов о жизни вождя. Впечатляет? Сегодня известно множество увлекательных, важных и любопытных фактов о великом революционере. Покушение на вождя, настоящий рост Ленина, его клички, псевдонимы, награды. Сможете ли вы ответить на все вопросы правильно? Вперед, товарищи!
Джордж Вашингтон, Джон Рокфеллер, Михаил Кутузов. Уверены, вы немало слышали обо всех этих знаменитых мужчинах. Но что, если мы зададим вам вопросы не об их достижениях, а попросим узнать известных людей по фотографиям, картинам и гравюрам? Полагаем, что многие растеряются и не смогут вспомнить, казалось бы, хорошо знакомых исторических деятелей. Готовы проверить память, сообразительность и логическое мышление? Вперёд!
Индустриализация, первый полет в космос, появление телевидения… За 69 лет существования СССР страной управляли восемь политических лидеров: от Владимира Ленина до Михаила Горбачева. Хорошо ли вы помните ключевые моменты в истории СССР? Попробуйте правильно соотнести советского лидера и события. Перед тем, как начать, рекомендуем вспомнить всех без исключения советских руководителей.
В Греции его называли Морфеем, а в Риме Сомном. Речь идёт о боге сна. Такая же сложная ситуация сложилась и с покровительницами двух античных государств. У греков роль покровительницы играла Гера, а у римлян — Юнона. Мифологии этих народов очень похожи, так как римляне в своё время многое позаимствовали у нелюбимых греков. Попробуйте без подсказок определить, кто из этих богов и богинь входит в греческий, а кто в римский пантеон.
История России охватывает длительный период: от образования небольших княжеств до становления великого государства. За этим становлением стоит немало громких и великих имён, событий, городов, дат и побед. Только начитанный и образованный, знаток истории сможет ответить на все вопросы этого теста. Проверь свои знания.
Правление династии Романовых – самый важный период в истории России. Эпоха царей и императоров сделала нашу страну такой, какой она является сейчас. И каждый человек, который считает себя образованным, должен знать о событиях и людях того времени. Сегодня мы подготовили 10 вопросов, чтобы проверить тебя. Начнём!
Многие не знают даже самые важные исторические события своей страны. А уж если спросить их про другое государство, то правильного ожидать точно не стоит. Не про тебя ли это? Надеемся, что нет!
Советский Союз занимал одну шестую суши, а потом кто-то что-то захотел, где-то с кем-то поссорился и довел государство до развала. Плохо это или хорошо – решать уже не нам. Мы можем лишь проверить твои знания. Поехали!
1 ноября 1918 года было подписано Компьенское соглашение, положившее конец Первой мировой войне. Во многих странах день ее окончания отмечают как одну из важнейших дат в истории. А что ты знаешь об этом событии? Проверим!
История СССР – череда удивительных и невероятных событий, которые формировали государство многие годы. В истории Советского Союза были и невероятные победы, и поражения, великие достижения и открытия, репрессии и революции. Как хорошо знаешь историю СССР ты? Проверь свои знания.
Сможете ли вы без подготовки ответить, какого числа в СССР отмечали День пионерии, или как звали собак, которых первыми отправили в космос? Сегодня проверка будет посложнее. В этом тесте мы подготовили для вас десять фотографий важных советских событий. Ваша задача понять, о чём идет речь по одному снимку. Если справитесь и наберёте максимальный балл, то вы — настоящий патриот и знаток своей страны.
Вот уже 26 лет как распался Советский Союз, но его граждане не забыли эпоху. Даже бывший советский человек отлично знает, какие налоги существовали в СССР и что можно было купить за одну копейку. Если вы относитесь к этой категории советских граждан, то без проблем ответите на наши вопросы про СССР. Если же вы родились после 1991 года, то хотя бы узнаете, что происходило до вашего появления. Для настоящего советского человека наш тест — обязательный минимум.
Люди, которые мало знакомы с политическими взглядами Иосифа Сталина и Адольфа Гитлера, часто приписывают им чужие мысли. Вот вам пример, вы знаете кто произнёс слова: «Интеллигенция — это отбросы общества»? Если вы думаете, что это был Сталин, то вы, как и 90% людей, ошибаетесь. Слова принадлежат Гитлеру. Сможете ли вы отличить остальные цитаты двух вождей друг от друга? Постарайтесь не запутаться и хорошенько думайте перед каждым ответом.
Почему в Советском Союзе переименовывали города? Один Санкт-Петербург за прошлый век трижды менял своё имя. Рекорд по количеству переименований у Владикавказа. Город четыре раза переименовывался! И это только в советскую эпоху. Интересно, что и Москву хотели назвать по-другому. Город должен был получить имя в честь «отца» революции — Ильич. И были бы в Советском Союзе не москвичи, а ильичи. Мы предлагаем вспомнить города, которые политика изменения названия не обошла. Немногие вспомнят все города.
Можно встретить множество экспертов, которые уверяют, что хорошо разбираются в военной технике. Однако на деле они не могут отличить советский танк от немецкого. А вы считаете себя знатоком? Говорят ли вам о чём-то названия «Су-25», ППШ и «Миг-25»? Сможете ли вы по картинке узнать легендарную «Катюшу»? Сегодня вы узнаете много интересных фактов о советской военной технике. Скажем сразу, тест очень непрост. Попробуйте набрать хотя бы пять баллов.
Советские плакаты были неотъемлемой частью повседневной жизни граждан. Одни призывали к здоровому образу жизни, другие — не отлынивать от работы. Были также и тематические плакаты, приуроченные к важным событиям. Если вы родом из СССР, то, нет сомнений, вы до сих пор хорошо помните, чему был посвящен каждый из них. Мы выбрали десять самых популярных плакатов и предлагаем вам продемонстрировать знания! Удастся ли вам вспомнить как минимум восемь лозунгов?
На сегодня количество монархов значительно уменьшило, но тем не менее они продолжают восседать на троне многих стран. Предлагаем познакомиться с этой главой истории поближе и пройти наш тест. Перед тобой будет 10 монархов разных стран. Попробуй ответить, к каким странам они относятся.
Вы уверены, что хорошо разбираетесь в истории СССР? Сегодня у нас необычная подборка: вопросы о тех, кто повлиял на развитие Советского союза. Мы предлагаем вспомнить людей, чьими руками творилась история страны Советов.
Предлагаем вам ответить на 12 простых вопросов и узнать, так ли хорошо на самом деле вы знакомы с безграничным миром кинематографа. Готовы? Не забудьте поделиться результатом в комментариях!
Три коротких слова, которые дадут самое точное описание каждого знака зодиака.
В этом тесте вас ждут вопросы повышенной сложности. Знаете ли вы, чему равна американская тонна? И где в человеческом теле находится наковальня? Если нет – тест для вас станет настоящим испытанием. Давайте проверим, насколько ваши знания обширны и готовы ли вы к нестандартным вопросам.
Всегда найдётся тот, кто знает больше, чем вы. Например, сможете ли вы с ходу назвать живое существо, у которого нет сердца? И нет, это не девушка, которая бросила вас в девятом классе и не парень, не позвонивший после свидания. Если в биологии вы не сильны, ответьте на вопрос по географии. Сколько в мире городов, которые называются Рим? У вас есть все шансы пройти тест с блеском, если подобные вопросы вас не пугают. Попробуйте набрать 10 из 10. Скажем сразу, мало кому это удаётся.
Яблочный сок, банку сгущенки, 50 звонков по телефону-автомату — всё это и многое другое мог позволить себе гражданин Советского союза менее, чем за рубль. На рубль В СССР можно было купить сотню коробков со спичками или десять стаканов настоящего томатного сока. Обладателя рубля ждал плотный обед в столовой: первое, второе и компот. Предлагаем вам вспомнить товары и услуги, которые советский человек мог себе позволить, имея в кармане всего лишь один рубль.
Во время вступительного экзамена советский профессор мог иногда задать нестандартный вопрос. А именно, попросить абитуриента решить логическую задачку. И если будущий студент отвечал правильно, ему добавляли балл. А вы решите головоломки, которые были популярны в СССР? Мы собрали десять самых интересных задачек разной сложности из советских сборников. Включайте своё логическое мышление и пробуйте свои силы прямо сейчас!
Сегодня самой «народной» телевикториной для россиян остаётся капитал-шоу «Поле чудес». Но мало кто знает, что эта передача — лишь аналог популярного американского шоу «Колесо фортуны». В целом, сегодня существует множество русских телевикторин, где от участников требуется недюжинная эрудиция: «Своя игра», «Кто хочет стать миллионером» и, конечно же, «Что? Где? Когда?». Сегодня мы предлагаем вам занять место по другую сторону экрана. Присаживайтесь в кресло игрока, мы начинаем блиц!
Люди с креативным мышлением — смелые новаторы. Например, 12 лет назад для человека было естественно носить с собой три разных гаджета: плеер, часы и телефон. Однако Стив Джобс изменил ситуацию. Он соединил все эти устройства в одно и назвал своё изобретение IPhone.Умеете ли вы мыслить также нестандартно и выходить за границы привычной логики? Мы поможем вам проверить, насколько вы креативны.
Александра Друзь ушёл из знаменитого клуба красиво. Ему запретили участвовал в играх «Что? Где? Когда?» после скандала с покупкой ответов для передачи «Кто хочет стать миллионером?». Однако этот инцидент не отменяет тот факт, что маэстро заработал титул Чемпиона мира по спортивной версии«Что? Где? Когда?». Кроме того, Александр Друзь обладает высшей наградой клуба — Бриллиантовой совой. Предлагаем вам сразиться с Александром Абрамовичем и попробовать ответить на вопросы, которые когда-то поставили в тупик знатоков. Получится ли у вас его обыграть?
Советский человек отличался особой изобретательностью и пытливостью ума. Как ещё объяснить появление музыкальных пластинок, сделанных из подручных средств? Современный человек не поймет о чем речь. А вот бывшие граждане СССР отлично уловили суть примера. Давайте проверим, насколько хорошо вы помните Советский Союз.
Герой картины — Робин Гуд XX века. Он отнимает у богатого человека нечестно нажитое движимое имущество, продает его, а вырученные деньги пускает на благотворительность. В конце концов гения и филантропа сажают в тюрьму. Уже догадались о каком фильме идёт речь? Узнайте ответ и проверьте, насколько хорошо вы помните знаменитые советские фильмы.
Индустриализация, первый полет в космос, появление телевидения… За 69 лет существования СССР страной управляли восемь политических лидеров: от Владимира Ленина до Михаила Горбачева. Хорошо ли вы помните ключевые моменты в истории СССР? Попробуйте правильно соотнести советского лидера и события. Перед тем, как начать, рекомендуем вспомнить всех без исключения советских руководителей.