отцом истории цицерон называл фукидида
Отец истории: Геродот или Фукидид? Первый настоящий историк
Первым историком (или как говорят, «отцом истории» ) по обыкновению принято считать древнегреческого историка Геродота Галикарнасского (годы жизни: 484-425 до н. э.). Так его называют за то, что он написал первое полномасштабное историческое произведение «История». Отцом истории впервые его назвал Цицерон.
«Фукидид афинянин написал историю войны между пелопоннесцами и афинянами, как они вели ее друг против друга. Приступил он к труду своему тотчас с момента возникновения войны в той уверенности, что война эта будет войною важною и самою достопримечательною в сравнении со всеми предшествовавшими.»
Фукидид, в отлич и е от Геродота, не считает, что сверхъестественные силы и события влияют на исторический процесс, учитывая при этом их психологическое влияние на поведение людей. Он стремится придать истории научный характер.
Раздел: В сеобщая история
Дата публикации: 20.11.2011 03:31:24 1
Подписывайтесь на наш телеграм-канал
Вступайте в нашу группу в Вконтакте
Другие социальные сети:
В ас могут заинтересовать другие материалы из данного раздела:
Торговые отношения в Скандинавии с VIII по XIII века, на примере Швеции
В данной работе рассматриваются торговые отношения в Скандинавии с VIII по XIII века, на примере Швеции..
Читать
Об истоках триумфа английской рок-музыки
Читать
ПРОБЛЕМА САРМАТИЗАЦИИ БОСПОРА
Читать
Воспитание и обучение в Спарте
Хотя спартанское государство и являлось длительный период времени закрытым государством, оно оказало значительное влияние на другие греческие государства и оставило значительный след в истории, в том числе и в истории педагогики..
Читать
Революции в Турции и Иране на фоне трёх Великих европейских революций.
Деление на общественно-политические формации используется относительно не всего человечества, а отдельных языково-религиозных групп народов. Подобно трём Великим европейским революциям молодотурецкая революция (1908 г) принесла победу капитализма у тюкско-суннитскую группу народов, а революция в Иране (1978 г) – для иранско-шиитских народов..
Читать
Готический стиль, как особенность архитектуры Средневековой Европы в XII – XV вв
Готический стиль – художественный стиль в архитектуре и искусстве, сменивший романский стиль. Готика возникла во Франции в середине 12 века, быстро распространилась в других странах, главным образом в Северной Европе, где господствовала до 16 века.
Читать
Русские добровольцы в войне за Чако (1932-1935годы).
В середине двадцатых годов стало очевидно, что политика Боливии ползучей экспансии в Северном Чако рано или поздно выльется в вооружённый конфликт. Парагвай не был готов к войне. До 1924 года вооружённые силы этой страны состояли из 2511 солдат, унтер-офицеров и 85 офицеров. Кроме винтовок, имелись 26 пулемётов и около 40 артиллерийских орудий различных систем и годов выпуска..
Читать
Ялмар Шахт в оценках современников
Редко кто так презирает людей, так третирует их, так верит в то, что сила денег ломит не только солому, но и человека, как нынешний финансовый диктатор Германии Ялмар Шахт.
Читать
Экономическая политика Антониу ди Салазара
Диктатор Антониу ди Оливейра Салазар бессменно находился у власти около 40 лет (с 1928 по 1932 г. как министр финансов с чрезвычайными полномочиями, в 1932-1968 гг. – как премьер – министр). Он управлял страной до тех пор, пока его не сделала недееспособным болезнь в 1968 г..
Читать
Рабы в Афинах
В данной статье анализируется положение рабов в Афинах, их взаимоотношения с хозяевами (анализ источников). Положение афинских рабов было чрезвычайно тяжёлым. Но у всех ли из них?.
Все права принадлежат авторам выкладываемых работ. Материалы сайта разрешено копировать с согласия автора работы, с обязательным указанием автора материала и прямой ссылкой на текст копируемого материала. На сайте используются файлы куки (cookie) для организации работы сайта. Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, пользовательских данных. Если Вы не хотите, чтобы ваши данные обрабатывались, произведите соответствующие настройки в браузере, либо воздержитесь от посещения сайта. Ознакомтесь с политикой конфиденциальности нашего сайта.
Отцом истории цицерон называл фукидида
Ученые римской и византийской эпох тоже занимались Геродотом. До нас дошли схолии к «Истории», правда, очень скудные, два лексикона; упоминаются несколько трактатов (ύπομνήματα), не сохранившихся до нашего времени.
С XVI века н. э. (1556 г.) появляются уже печатные издания Геродота и исследования о нем.
9. ГЕРОДОТ — «ОТЕЦ ИСТОРИИ»
Цицерон называет Геродота «отцом истории»[81], т. е. родоначальником истории. Имел ли право Цицерон так назвать Геродота, несмотря на то, что ему предшествовал целый ряд логографов? Цицерон прав: хотя у Геродота много общего с логографами [82], он имеет и много существенных отличий от них. Перед логографами Геродот имеет преимущество в двух отношениях: во-первых, Геродот выбрал сюжетом своего повествования недалекое от него прошлое, о котором можно было иметь более или менее достоверные сведения, тогда как логографы писали главным образом о событиях далекого прошлого, в значительной мере мифических; во-вторых, «История» Геродота имеет универсальный характер, касающийся событий чуть не всего мира, известного грекам того времени[83], тогда как предметом повествования логографов была история какой-нибудь одной страны или одного города.
В этом отношении даже «История» Фукидида преследует гораздо более скромные цели, излагая события одной только Эллады; в-третьих, Геродот старается объединить разнородный материал общей идеей: исторической — идеей борьбы Азии с Европой, и религиозной — идеей направления божеством хода истории; положив в основу своего сочинения строго обдуманный план, он сделал его художественным произведением, чего не было у логографов.
Многие сообщения Геродота опровергнуты новейшими исследованиями, но многие и подтвердились. Можно даже сказать, что чем дальше идет изучение истории древней Эллады и Востока, тем больше обнаруживается добросовестность сведений «отца истории».
Но каково бы ни было в общем наше мнение о достоверности фактов, сообщаемых Геродотом, необходимо исследовать степень достоверности и происхождение его известий в каждом отдельном случае, так как достоинство его сообщений не одинаково в различных частях его труда.
Наконец, Геродот — прекрасный рассказчик. Благодаря его простому, легкому слогу эти рассказы, главным образом эпизоды, используются в качестве популярной литературы; так, рассказ о перстне Поликрата послужил темой для известного стихотворения Шиллера, переведенного Жуковским. Некоторые рассказы обработаны даже для детского чтения.
В общем значение «Истории» чрезвычайно велико. Геродот сохранил от забвения массу всевозможного материала по политической и культурной истории, по фольклору, географии и этнографии многих народов древнего мира. Его произведение — это своего рода историко-географическая и этнографическая энциклопедия, неисчерпаемая сокровищница сведений о прошлых временах. Не будь Геродота, наши сведения о древних народах, в частности о греках и борьбе их с персами, во многих отношениях были бы скудны, несмотря на все блестящие результаты новейших археологических открытий. Даже благодаря тому, что он не строго соблюдал единство темы и стройность плана и делал множество отступлений, сохранилось много драгоценных известий. Хорошо также, что он передавал то, что видел и слышал, по большей части «не мудрствуя лукаво», не отвергал, как негодный материал, доходившие до него рассказы, как бы невероятны, по его мнению, они ни были.
Глава III ФУКИДИД
1. БИОГРАФИЯ ФУКИДИДА
Младшим современником Геродота был Фукидид, автор «Истории», посвященной описанию событий Пелопоннесской войны [84]. О жизни Фукидида, как и о жизни большей части древних греческих и римских писателей, мы почти не имеем достоверных известий. Вполне достоверными сведениями о его жизни можно считать лишь те, которые мы узнаем из его собственного сочинения. Он сообщает о себе очень немного. Отца его звали Олором (IV, 104, 4). Фукидид пережил всю Пелопоннесскую войну. В самом начале Пелопоннесской войны он понял ее важность и начал собирать материалы для ее описания (I, 1, 1), стараясь получать точные сведения о ее ходе (V, 26, 5). На втором году войны (т. е. в 430 г. до н. э.) Фукидид пострадал от эпидемии чумы, посетившей тогда Афины, и описал эту болезнь (II, 48, 3); на восьмом году войны (т. е. в конце 424 г. до н. э.) он в должности стратега находился во главе эскадры в семь кораблей около острова Фасоса недалеко от берегов Фракии. В это время спартанский полководец Брасид появился под городом Амфиполем с целью взять его. Сторонники Афин, бывшие в Амфиполе, во главе с Евклом, другим стратегом, отправили гонца к Фукидиду с требованием возможно скорее явиться на помощь. Хотя Фукидид со всей поспешностью прибыл с эскадрой к Эиону, городу на побережье Фракии (приблизительно в семи километрах от Амфиполя) и спас его от Брасида, но Амфиполя спасти не мог, потому что Брасид предложил очень выгодные условия осажденным жителям Амфиполя, и они сдались ему раньше прибытия Фукидида (IV, 104, 2-107, 1). Это событие было роковым в жизни Фукидида: следствием его было то, что ему пришлось жить в изгнании в течение двадцати лет (V, 26, 5). Но это печальное для Фукидида событие принесло ему пользу как историку: находясь вне родины, он стоял близко к делам обеих воюющих сторон, преимущественно пелопоннесцев, и потому на досуге имел больше возможности узнать некоторые факты (V, 26, 5).
Apud Herodotum, patrem historiae, et apud Theopompum sunt innumerabiles fabulae. (De legibus, I, 1, 5).
Отцом истории цицерон называл фукидида
Родина слонов запись закреплена
Стенограмма эфира программы «Родина слонов» с доктором исторических наук, ведущим научным сотрудником Института всеобщей истории РАН Сергеем Георгиевичем Карпюком.
Михаил Родин: Сегодня мы будем говорить про первого историка. Все, наверное, сразу решили, что говорить будем про Геродота, ничего подобного: мы будем говорить про Фукидида. Историки чаще всего не Геродота, а Фукидида считают первым историком?
Сергей Карпюк: Хотя за Геродотом благодаря Цицерону утвердилось прозвище «отца истории», Фукидида считают основателем научной историографии, и для этого есть основания. Скажем так: Фукидид – младший современник.
М. Родин: Мы попробуем рассмотреть Фукидида и его самый известный труд «История Пелопоннесской войны». Что это такое? В каком виде он до нас дошел?
С. Карпюк: Все сведения об античном мире восходят к двум основным группам источников: это традиция и археология. Традиция – это то, что передается из поколения в поколение. Когда Фукидид написал свой труд, и его последователь Ксенофонт его издал (это было в самом начале IV в. до н.э.), он записывался на папирусных свитках, естественно, до нас эти свитки не дошли, но труд приобрел популярность, его переписывали. Во времена эллинизма в Александрийской библиотеке специальные ученые, филологи, стали обрабатывать этот труд, они его поделили на 8 книг – 8 папирусных свитков длиной примерно несколько метров. Он стал особенно популярным в эпоху греческого возрождения во II в. н.э.; был популярен и в Византии, потом итальянские гуманисты перевезли рукописи в Италию, в Германию, наступила эра книгопечатания, и Фукидид стал печататься.
Ученые-гуманисты разделили книги на главы, в XIX в. пошло деление на параграфы. И со времени зарождения классической филологии ученые-филологи и классики стали изучать труд Фукидида, стали выяснять, какая рукопись древнее; с XIX в. появляются научные издания Фукидида, которыми и пользуются современные историки. Поскольку Фукидид очень популярен как историк, то учеными-историками писались комментарии. Два самых больших и известных – это комментарии Гомма и Хорнблауэра.
М. Родин: На каком языке мы сейчас читаем оригинал Фукидида? Это тот самый греческий, на котором говорили в V в. до н.э.?
С. Карпюк: Конечно, мы читаем на древнегреческом языке. Фукидид писал на аттическом диалекте, у него много заимствований из языка Гомера. Достаточно сложный язык, большие периоды, его непросто читать.
М. Родин: Давайте вкратце опишем сам памятник – это восемь книг. Первые две, насколько я понимаю, вводные.
С. Карпюк: Первая, вводная, условно называется «Археология» – это история Греции до Пелопоннесской войны. Лучше делить не на книги, а на условные части, потому что книги – довольно формальное деление. Следующей Фукидид описывает Десятилетнюю, или Архидамову войну, первую часть Пелопоннесской войны между Афинами и Спартой, которая длилась с 431 по 421 г. до н.э. Это он доводит до пятой книги, потом идет второе вступление, затем описывается время перемирия, Никиев мир, до начала Сицилийской экспедиции. Лучше всего отделаны книги о Сицилийской экспедиции 415-413 гг. до н.э., приведшей Афины к катастрофе, после этого Фукидид описывает начало войны на море между Афинами и Спартой и олигархический переворот в Афинах 411 г. до н.э., обрывается книга событиями лета 411 г., хотя война продолжалась еще семь лет. Последняя книга, восьмая, не оформлена, он упоминает, что война продолжалась 27 лет. Он дожил до окончания этой войны, но не успел дописать. И «История» эта была настолько популярна, что уже в 90-е гг. IV в. до н.э., вскоре после смерти Фукидида, все бросились ее продолжать. Продолжений было много, нам известны четыре или пять, наиболее известное – Ксенофонта.
М. Родин: Продолжатели Фукидида должны упоминать его в своих трудах. Есть какие-то источники про него?
С. Карпюк: Во-первых, эти продолжатели Фукидида не упоминают его вовсе. Биографии очень поздние, самая известная – биография Маркеллина, но это время после Юстиниана, VI в. н.э. Есть еще более ранняя анонимная биография IV в., но многие историки считают, что смотреть эти биографии не нужно. Эти биографы всё брали из самого труда Фукидида, и никаких специальных сведений у них нет. Что мы можем сказать, анализируя сам труд Фукидида? Фукидид родился примерно в 455 г. до н.э., некоторые говорят, что в 460 г., но скорее в 455 г. Он говорит, что встретил начало войны молодым человеком, но будучи уже в сознательном возрасте. Эфебы – это срочная служба с 18 до 20 лет, с 20 лет – гражданские права, а с 30 лет – это уже полные права избрания на должности, поэтому 455 г. вроде бы подходит. Фукидид – сын Олора из дема Галимунт. Он принадлежал к афинской аристократии, среди его предков были Мильтиад, знаменитый победитель персов при Марафоне, Кимон, знаменитый полководец, соперник Перикла. Среди его родственников не по прямой линии был тёзка Фукидид, сын Мелесия, который был подвергнут остракизму Периклом в 444-443 г. до н.э. Это аристократическая семья Филаидов, но мы знаем, что Фукидид был большим поклонником Перикла, лидера афинской демократии. Он сумел подняться над своими сословными предрассудками и Перикла оценивал очень высоко.
М. Родин: Как мы можем проверить сведения, которые он даёт в своей «Истории»? У нас есть эпиграфика по этому поводу?
С. Карпюк: Есть эпиграфические, археологические источники, даже топографические источники, потому что Фукидид описывал места сражений, и историки XIX-XX вв. просто ездили по этим местам и проверяли. В отличие от Геродота изложение Фукидида монологично. Геродот пишет так: «Одни говорят так, другие – иначе, а я думаю вот так». И иногда мы его можем проверить по его же данным. Фукидид даёт точку зрения очень объективистскую. Редкие случаи, когда мы его можем проверить, говорят в пользу Фукидида: была найдена надпись на камне, связанная с знаменитым договором Афин, Аргоса, Мантинеи и Элиды, которая почти точно совпадает по тексту с тем, что передает Фукидид.
М. Родин: Какие источники он использовал?
С. Карпюк: Он использовал разнообразные источники, конечно, и письменные, но их тогда было мало. История как наука, как способ осмысления мира зародилась сравнительно незадолго. Кстати, Фукидид свой труд историей не называл, «История» – это название геродотовского труда, а Фукидид использовал слово «описание». Поскольку он описывал историю современности, он ездил, рассматривал театры военных действий, опрашивал действующих лиц – и так составлял своё представление. Он сравнивал разные версии, анализировал, и, в общем-то, был объективен. Даже описывая своё поражение и своё изгнание, а он должен был быть «благодарен» за это афинскому демагогу Клеону, он старался сохранять объективность, хотя, конечно, видна его недоброжелательность к Клеону.
Очень большую роль в труде играли риторически оформленные речи, которые занимают до четверти объема «истории». Клио – это муза, и история – это и научный, и литературный жанр, здесь нет никакого противоречия с точки зрения того времени. Причем, Фукидид честно пишет, что эти речи он или слышал, или написал так, как могли бы говорить действующие лица при имеющихся исторических обстоятельствах. Знаменитая речь Перикла, которую он слышал и которую он описал в своем труде, проверяется по другим источникам, и очевидно, что записал он ее очень близко к тексту.
М. Родин: Мы можем восстановить его путь: где он побывал, с кем общался, когда готовил свою «Историю»?
С. Карпюк: Косвенно. Восстановить путь его перемещений очень трудно. Мы знаем, что он жил во Фракии, на севере греческого мира, там, где он потерпел поражение. Очевидно бывал в Ионии, в Спарте, Коринфе. И, судя по описаниям мест боёв в Сицилии, современные историки считают, что он там был, потому что эти описания сделаны с очень точными топографическими деталями, которые трудно описать, если ты там не был.
М. Родин: Вы говорите, что он сравнивал разные точки зрения. Как это проявляется в тексте?
С. Карпюк: Он выступал против общераспространенной точки зрения, что тираноубийцы Гармодий и Аристогитон свергли тиранию. Это была официозная точка зрения, в действительности тиранию свергли спартанцы, а этот факт невыгоден для афинян. Он противостоял общераспространенной точке зрения, что мегарская псефизма (постановление о торговой блокаде мегарцев) была главной причиной Пелопоннесской войны. Он писал, что это был скорее просто повод, когда уже всё шло к войне. Ему трудно спорить с историками, потому что историков до него было мало, и Фукидид полемизировал с Геродотом, не называя его по имени. Его «История» – это первый исторический и прозаический труд, который написан для чтения, а не для зачитывания в публичном месте, как было у Геродота.
М. Родин: Почему мы считаем Фукидида первым человеком, который начал создавать научную историографию?
С. Карпюк: Работа историка связана прежде всего с критикой и анализом исторических источников. Специфика труда Фукидида в том, что он был одним из первых, письменных исторических источников тогда почти не существовало. Он описывал современную ему историю и был вынужден эти источники добывать. Целью его было передать знание грядущим поколениям, дать им урок. Фукидид очень поспособствовал популярности истории, как жанра. За 800 лет от Геродота до Евнапия (автора IV в. н.э.) до нас дошло около тысячи названий исторических трудов, а их было гораздо больше. Значит, в олимпиаду, т.е. за 4 года, появлялось пять трудов, которые до нас дошли, т. е. этот жанр был популярен. Фукидид был первым историком современности, потому что Геродот описывал Греко-Персидские войны, современником которых не был. Геродот умер в 425 г. до н.э., а писал где-то в 440-х гг., Греко-Персидские войны закончились раньше. А Фукидид был современником и участником описываемых им событий. Главное, что он поставил цель, выработал методы, хронологию. Он поделил не только на годы, как обычно в анналах, но на летние и зимние кампании.
М. Родин: Причем его лето и зима – это не то, что мы сейчас себе представляем.
С. Карпюк: Да. Лето – это высокий период боевых действий, который включает и весну, и осень, а зима – это низкий период боевых действий. Зима по-гречески – χειμών, это же слово обозначает бурю. Это период неблагоприятной погоды, когда плавание по морю невозможно, когда военные действия почти не ведутся. Фукидид потерпел поражение зимой 424-423 г. до н.э., когда спартанский полководец Брасид зимним маршем застал его врасплох. Фукидид, как и большинство полководцев того времени, не был готов к такому повороту событий, и его эскадра опоздала защитить город Амфиполь.
М. Родин: Мы видим, что Фукидид, несмотря на то, что он афинянин, достаточно объективно описывает события. Зачем он пытался быть объективным? Хотел преподать своим согражданам урок?
С. Карпюк: Он был из поколения, которое получало образование у странствующих учителей-софистов. Это было первое поколение, как бы мы сейчас сказали, которое получило высшее образование. И он стремился преподать урок не только афинянам, но и всем грекам, при этом он, конечно, был патриотом Афин. Он не был сторонником крайней, радикальной демократии, которая преобладала в Афинах к концу Пелопоннесской войны, а был сторонником умеренной демократии, как бы сейчас сказали, цензовой, поэтому он критиковал Афины. Он пишет, что понял с самого начала, что эта война будет самым грандиозным событием в греческой истории. Действительно, она продолжалась 27 лет, для греческого мира, для восточного Средиземноморья это аналог Первой мировой войны. Он стремился, чтобы эти события не прошли бесследно, а остался некий урок.
М. Родин: На мой взгляд, патриотизм должен строиться на знании своей истории. И мы не можем закрывать глаза на какие-то неприятные вещи, и Фукидид примерно таких же позиций придерживался.
С. Карпюк: Его первая книга, так называемая «Археология», где описывается история Греции до Пелопоннесской войны – это некоторый урок. Там нет восхваления Афин, он старается достаточно объективно подчеркивать и положительные, и отрицательные стороны. В то время патриотизм – это полисный патриотизм. Грек того времени – это прежде всего патриот не всей Эллады, а своего города. Это позиция, безусловно, умного патриотизма. Несмотря на то, что его изгнали, Фукидид оставался афинским патриотом, но он очень высоко оценивает и противников-спартанцев. Брасид, полководец, который его разбил, приобрел в его произведении просто героический облик.
М. Родин: Это был первый человек, который задумался о разнице между причинами и поводами войны.
С. Карпюк: Как он говорит: «Причины называют такие-то, а истинный повод такой-то». Истинный повод такой, что Афины своим усилением и активной деятельностью внушили спартанцам опасения и те вынуждены были начать войну. Спартанцы не хотели войну начинать, но на это их толкали союзники. Вообще, иногда аналогии с последующей историей и современностью бывают довольно ошарашивающие. Несмотря на своё восхищение Периклом, он показывает, что экспансионистская политика Афин, наверное, была ошибочной. И Фукидид показывает не только причины и поводы, но и планы, и то, как они осуществляются.
М. Родин: Насколько я понимаю, его рационализм заключался в понимании движущих сил истории. Он считал, что конфликт интересов всегда во главе угла.
С. Карпюк: Конфликт интересов, значение силы в международных отношениях – это то, что он исследовал. Его описание гражданской войны на острове Керкира, в которую вмешивались Афины, поддерживавшие местных демократов, и Спарта – аристократов и олигархов, очень душещипательно, но при этом объективно. Он описывает знаменитый мелосский диалог. Когда Афины осадили остров Мелос, они в конце концов уничтожили всё мужское население этого острова только за то, что он хотел остаться нейтральным.
М. Родин: Фукидид – первый человек, который стал описывать историю, исключив из неё богов, мистику и прочие высшие силы.
С. Карпюк: Он не то, что против богов, но он их вообще не учитывает, это несущественный фактор, а если и существенный, то в виде суеверий. Он описывает, как во время Сицилийской экспедиции афиняне испугались лунного затмения как дурного предзнаменования, промедлили с отходом и это привело к катастрофе, т. е. суеверия описываются, как отрицательный фактор. Фукидид – воспитанник софистов, он из рационалистического поколения греческих интеллектуалов. При описании эпидемии чумы он описывает, как врачи сначала пытались лечить, обращаясь к оракулам, но это никак не помогало. Он много описывает на личном опыте, он сам болел и выздоровел, и правильно пишет, что те, кто переболели, уже имели иммунитет (такого слова, естественно, не было, но это явление он описывает).
М. Родин: Насколько я понимаю, его труд дает понять также, на каком уровне стояла медицина в то время.
С. Карпюк: Да, Фукидида занимали эти проблемы. Он пережил чуму, и одна из причин его поражения 424-423 гг. до н.э. в том, что он стоял со своей эскадрой на острове Фасос. Он должен был стоять в устье реки Стримон, чтобы защищать Амфиполь, который находится в нескольких стадиях от устья, но устья рек считались нездоровыми, и поэтому он опоздал с помощью.
М. Родин: У него есть рационалистическое объяснение тому, почему чума случилась?
С. Карпюк: Да. Он говорит, что чума пришла из Эфиопии через Египет. Он пишет и о скоплении населения в Афинах, описывает потери до трети афинского населения.
М. Родин: Все вышеперечисленные достоинства Фукидида, как историка, возникли благодаря его личным качествам? Или его к этому подвела общественная жизнь?
С. Карпюк: V в. до н.э. в Афинах – это расцвет и театрального искусства, и философии, и исторического жанра. Фукидид, конечно, это использовал, он получил образование, конечно, он жил в очень благоприятном интеллектуальном окружении (афинская демократия способствовала своей свободой появлению различных интеллектуальных взглядов), но, конечно, это была и его личная заслуга как основателя научной историографии, первого настоящего научного историка.