отцы и дети история создания и композиция
История создания романа «Отцы и дети» И. С. Тургенева
«Отцы и дети» — роман И. С. Тургенева, написанный в 1860–1861 годах и опубликованный в 1862 году в журнале «Русский вестник». Произведение стало четверым романом в литературной деятельности писателя. Роман стал уникальным произведением, отразившим вечное противостояние двух поколений не только в рамках отдельно взятого семейства, но и на уровне общественно-политической жизни целой страны.
Замысел романа
Август 1860 (Вентнор, Англия) — Сентябрь 1860 (Париж)
Идея большой повести о молодом враче-нигилисте противопоставляющего себя традиционному дворянству возникла у Тургенева в августе 1860 года, когда он находился в Вентноре (Англия) на острове Уайт:
В то лето в Вентноре собрался целый кружок литераторов и общественных деятелей. Среди прочих, Тургенев поделился замыслом своего нового романа с литературным критиком Аполлоном Григорьевым, который недопонял замысел писателя, сравнив Базарова с другим тургеневским героем — Рудиным:
Но Тургенев задумывал новое произведение не как историю одного героя, а как противопоставление нового типа молодых людей традиционному российскому дворянству. В письме драматургу Константину Случевскому от 14 апреля 1862 года Тургенев разъясняет замысел своего романа:
Прототип главного героя
Главный герой нового произведения был чужд самому Тургеневу. Писатель даже завел «дневник» от лица героя, учился видеть мир глазами Базарова.
Персонаж получился сложным, представляющим из себя собирательный образ из многих представителей людей новых взглядов. В «Формулярном списке действующих лиц новой повести», под рубрикой «Евгений Базаров» Тургенев отмечал:
Основным же прототипом главного героя стал провинциальный молодой врач, в котором писатель заметил зачатки нигилизма, только зарождавшегося в то время:
Работа над романом
Сентябрь 1860 (Париж) — июль 1861 (Спасское)
Работу над романом Тургенев начал осенью 1860 году в Париже, куда он приехал чтобы выдать замуж дочь Пелагею (1842 — 1919). 30 сентября (12 октября) 1860 г. Тургенев сообщает историку литеры Павлу Анненкову, о том что рассчитывает закончить работу над новым произведением к весне 1861 года:
В течение зимы в Париже Тургенев пишет первые главы произведения, но, вопреки ожиданиям, к весне 1861-го дописывает только первую половину романа. Работа над текстом в Париже двигалась медленно, о чем писатель сообщает в письме Льву Толстому:
В апреле 1861 года Тургенев возвращался в Россию с незавершенной рукописью нового романа, и 20 июля 1861 года завершает работу над произведением.
Публикация романа
Осенью — зимой 1861 года Тургенев вносит некоторые правки в текст романа, в том числе и по указанию издателя М. Н. Каткова.
Работа над романом была завершена в довольно сложный период, в самый разгар правительственных гонений на молодое поколение. Тургенев пишет Каткову письмо с просьбой отложить издание романа до весны, но издатель игнорирует эту просьбу и «Отцы и дети» выходят в февральской книжке «Русского вестника» за 1862 год.
В обстановке «великих реформ» книга стала сенсацией и привлекла к себе всеобщее внимание. Как и опасался Тургенев, неоднозначный образ Базарова вызвал бурную реакцию в литературных кругах. Его обсуждение порождало массу споров в печати. Множество великолепных критиков посвящали свои статьи разбору идейного содержания романа и характеристике главного героя. Образ главного героя Евгения Базарова был воспринят как воплощение нового, пореформенного поколения, став примером для подражания молодёжи 1860-х гг. Свойственные Базарову бескомпромиссность, отсутствие преклонения перед авторитетами и старыми истинами, приоритет полезного над прекрасным стали идеалами первого поколения пореформенной интеллигенции.
Огромное впечатление, произведённое романом «Отцы и дети», сделало крылатым и термин «нигилист». Термин использовался и раньше, но именно произведение Тургенева сделало его общеизвестным. В своих воспоминаниях Тургенев рассказывал, что после его возвращения в Петербург и выхода в свет романа — а это случилось во время известных петербургских пожаров 1862 года, — слово «нигилист» подхватили многие, и первое восклицание, вырвавшееся из уст знакомого, встреченного Тургеневым, было: «Посмотрите, что ваши нигилисты делают: жгут Петербург!».
Таким образом, во второй половине XIX века нигилистами в Российской империи стали называть молодых людей, которые хотели изменить существовавший в стране государственный и общественный строй, отрицали религию, были материалистами и атеистами, а также не признавали господствовавшие нормы морали. В частности, так называли революционеров-народников.
Русская литература. 10 класс
Отцы и дети
Сюжет и композиция романа.
Замысел романа «Отцы и дети», по словам И. С. Тургенева, родился в августе 1860 года. Писатель всегда проводил кропотливую подготовительную работу перед созданием своих романов, составлял планы-конспекты, выверяя сюжетные линии, работал над образами. Далее читаем: «. вернувшись в Париж, я снова принялся за неё — фабула понемногу сложилась в моей голове: в течение зимы я написал первые главы, но окончил повесть уже в России, в деревне, в июле месяце». Роман был напечатан в феврале 1862 года в журнале «Русский вестник», однако позже И. С. Тургенев его несколько раз дорабатывал.
Сюжет романа всецело связан с главным героем — нигилистом, химиком-естествоиспытателем Евгением Базаровым. Критик Д. И. Писарев определяет его как «центрального героя» и «лицо трагическое». Все сюжетные линии сходятся к нему как к сюжетному и проблемному центру произведения. Все герои в большей или меньшей степени оттеняют масштаб личности Базарова, заполняя собой художественное пространство произведения. Именно они становятся воплощением России на переломе: праздный аристократ Павел Петрович, прогрессивный помещик и хороший человек Николай Петрович, добрый друг, но идейно далёкий от нигилизма Аркадий, мещаночка Фенечка, живущая «по уму» Анна Одинцова, пародийные «люди времени» Ситников и Кукшина.
Произведение имеет кольцевую композицию (схема 8). Весь роман — это своеобразное «путешествие» Базарова и Аркадия Кирсанова по маршруту, который они проделали дважды: имение Кирсановых (Марьино) — имение Одинцовой (Никольское) — небольшое «именьице» Базаровых. Первый приезд в каждое из названных имений для главного героя становится поводом для новых встреч и знакомств, второй — это расставания, мучительные разрывы и прощания. Поэтому роман делится на две части, очень разные по эмоциональной окраске: во второй части во всём чувствуется обречённость, предсказуемость трагического финала. Это всецело зависит от внутреннего состояния главного героя. К примеру, Базаров, который не мыслит себя без постоянной работы, в свой второй приезд в Марьино «работал упорно и угрюмо».
Схема 8. Особенности композиции романа «Отцы и дети» И. С. Тургенева |
Во второй части романа Базаров изменяется и уже не может только отрицать, следуя своей философии. Очень скоро он сам это осознаёт. Для И. С. Тургенева важно было показать, что «новый герой» русской литературы — фигура трагическая. Базаров приезжает к Кирсановым уверенный в своих взглядах, а затем вступает в конфликт со своими убеждениями и чувствами и под влиянием любви к Одинцовой преображается.
«Отцы и дети». Анализ романа Тургенева
История создания романа «Отцы и дети»
⦁ 1860 г. — возникновение замысла романа. И. С. Тургенев в тат период находился в Англии и переживал творческий разрыв с журналом «Современник».
⦁ 1860-1861 гг. — работа над романом в Париже. Писатель заканчивает произведение на родине, в Спасском.
• 1861 г. — первая публикация романа в «Русском вестнике». Отдельным изданием произведение вышло в 1862 г. с посвящением В. Г. Белинскому. Роман «Отцы и дети» вызвал много споров среди критиков и общественности. Наиболее известными отзывами являются статьи Д. И. Писарева «Базаров», М. А. Антоновича «Асмодей нашего времени» и Н. Н. Страхова «Отцы и дети Тургенева».
Композиция и сюжет
Композиция романа — кольцевая. Развитие событий происходит по кругу: Марьино (поместье Кирсановых) — город*** — Никольское (поместье Одинцовой) — дом родителей Базарова. В основе композиции — принцип антитезы. Сюжет — непрерывная цепь столкновений Базарова с другими героями.
Конфликты романа
В произведении присутствуют два основных типа конфликта — внешний и внутренний.
Внешний (социальный)
Противостояние поколений отцов и детей (мировоззрения Павла Петровича — нигилизм Базарова, Николай Петрович — Аркадий)
Внутренний
Борьба мировоззрений и чувств Базарова (Базаров — Одинцова, Базаров — родители) — теория нигилизма неприменима на практике
Каждый из конфликтов имеет собственную композицию.
КОНФЛИКТ ВНЕШНИЙ
Экспозиция
Описание предысторий братьев Кирсановых, знакомство с Базаровым, краткий рассказ о нём Аркадия.
Завязка
Знакомство Базарова с Павлом Петровичем Кирсановым.
Развитие действия
Споры героев-антагонистов, неприятие взглядов друг друга, чувство взаимного презрения.
Кульминация
Сцена дуэли (поражение Павла Петровича).
Развязка
Полный разрыв Базарова- с семьёй Кирсановых, прощание с Аркадием.
Эпилог
Рассказ о судьбе семейства Кирсановых.
КОНФЛИКТ ВНУТРЕННИЙ
Завязка
Знакомство Базарова с Одинцовой, три дня в родительском доме.
Развитие действия
Поездка приятелей в Никольское, неожиданные чувства Базарова.
Кульминация
Объяснение героя с Одинцовой, переосмысление чувств к родительскому дому.
Развязка
Эпилог
Упоминание о дальнейшей судьбе Одинцовой: она вышла замуж «по убеждению» за человека «холодного как пёд», Описание сельского
кладбища и могилы Базарова: при рода напоминает «о вечном примирении и о жизни бесконечной», у родителей Базарова есть надежда соединиться с сыном в ином мире.
Основные образы в романе «Отцы и дети»: характеристика, роль в произведении.
Характеристика Базарова:
Характеристика Аркадия:
Характеристика Павла Петровича:
Характеристика Николая Петровича:
Характеристика Одинцова:
Характеристика Авдотьи Кукшиной и Виктора Ситникова:
Идейно-тематическое содержание романа «Отцы и дети»
Тема: отцы и дети (главная тема, которая следует из названия произведения) — широко представлена не только спорами между Базаровым и дядей Кирсанова, но и отношениями Аркадия и Базарова с их родителями; вечная тема любви, которая, по замыслу И. С. Тургенева, должна не только примирить старшее поколение с младшим, но и служить мерилом всех поступков героев, испытывая их на прочность; тема жизни и смерти показана в эпизодах с болезнью и кончиной Базарова (вопрос, волновавший автора, — удастся ли его главному герою остаться верным своим идеалам перед лицом неминуемой гибели).
Идея: показана борьба интеллигенции старой либеральной дворянской и новой разночинной революционно-демократической;
пути спасения России — главный вопрос, вокруг которого ведут споры нигилист Базаров и либерал Кирсанов; непонимание между отцами и детьми основано не на различии характеров, а на идейных расхождениях, по этой причине может произойти нарушение преемственности поколений: старый строй уже изжил себя, а новый ещё не сформировался.
Жанровое своеобразие.
Нигилизм (от лат. nihil — «ничто») — философия, ставящая под сомнение (в крайней своей форме абсолютно отрицающая) общепринятые ценности, идеалы, нормы нравственности, культуры. Нигилисты отвергают принципы, принятые на веру, искусство и красоту, выступают против преклонения перед авторитетами, любые
чувства объясняют физиологией.
Художественные особенности и средства.
Сопоставление с другими произведениями.
Тема отцов и детей представлена в комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедова, романе «Война и мир» Л. Н. Толстого, пьесе «Гроза» А. Н. Островского, повести «Станционный смотритель», пьесе «Скупой рыцарь» А. С. Пушкина.
Презентация «История создания романа И.С. Тургенева «Отцы и дети».
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Лекция 2. Иван Сергеевич Тургенев- создатель русского романа. Проблематика и поэтика одного из романов писателя. История создания романа «Отцы и дети».
«Я всегда держал руку на пульсе современности» И. С. Тургенев Есть три разряда эгоистов: — эгоисты, которые сами живут и жить дают другим; — эгоисты, которые сами живут и не дают жить другим; — наконец, эгоисты, которые и сами не живут, и другим не дают. И.С. Тургенев
Создание Роман посвящён памяти русского разночинца В.Г.Белинского, был создан в период революционной ситуации в России (1859 – 1862) и отмены крепостного права. 60-е годы – время появления на арене общественной борьбы новой социальной силы – разночинцев-демократов, время ожесточённых идейных споров между ними и дворянами-либералами по коренным вопросам русской жизни. Тургенев ставит перед собой задачу в романе максимально объективно изобразить представителя нового поколения, выявить его сильные и слабые стороны.
Создание Тургенев отобразил в романе перелом общественного сознания и размежевания общества в сложную эпоху реформ в стране. Россия переживала основательную ломку социальных, политических, духовных и нравственных отношений. Это были годы бурных споров о будущем России. Роман написан в 1861г, а издан в 1862г. Действие романа начинается 20 мая 1859г, т.е. он написал после реформы, а события показаны пореформенные: «…преобразования необходимы… но как их исполнить, как приступить. »
Создание Год написания – 1860-1861. Публикация в журнале «Русский вестник»,1862 Замысел романа возник у И. С. Тургенева в 1860 году в Англии во время летнего отдыха на острове Уайт. Главный герой настолько увлёк Тургенева, что он некоторое время вёл от его лица дневник. Осенью, по возвращении в Париж, И. С. Тургенев читает свой роман В. П. Боткину и К. К. Случевскому, чьим мнением он очень дорожил. Соглашаясь и споря с их суждениями, писатель, по его собственному выражению, «перепахивает» текст, вносит в него многочисленные изменения и поправки
Жанр романа “Отцы и дети” — это социально-психологический роман. Сюжет романа построен на столкновении нигилиста Евгения Базарова с миром аристократов; на противопоставлении их мировоззрений и взглядов на самые злободневные вопросы времени и общества. Задачи автора: 1. Создать портрет современного нигилиста, непохожего на «нигилистов» дворянского (прошлого) поколения. 2. Создать не «паспортный» портрет нигилиста, а портрет – «прогноз» современного нигилизма.
Задачи автора в ходе работы над романом: Цель – рассмотреть нигилизм как опасное, болезненное поветрие, способное завести человека в тупик. 1. Создать портрет современного нигилиста, непохожего на «нигилистов» дворянского (прошлого) поколения. 2. Создать не «паспортный» портрет нигилиста, а портрет – «прогноз» современного нигилизма.
Особенности композиции Базаров – центральный образ Образ Базарова занимает центральное место в композиции романа. Из 28 глав герой не появляется лишь в двух, в остальных является главным действующим лицом. Композиция романа «Отцы и дети» – моноцентрическая: в центре находится главный герой, а все «формальные» элементы произведения направлены на раскрытие его характера.
Название Название романа указывает на конфликт поколений, благодаря смене которых происходит развитие любого общества. За спором двух поколений ясно виден социальный конфликт нового со старым. Речь в романе идёт не только о различии поколений, но и о противостоянии дворянства, сходящего с исторической сцены, и демократической интеллигенции, выдвигающейся в центр общественной жизни страны и представляющей её будущее. Размежевание общества отражено в противостоянии Евгения Базарова, разночинца-демократа («дети») и братьев Кирсановых, лучших из дворян-либералов («отцы»).
Речевая характеристика Евгений Базаров Представитель молодого поколения Базаров, напротив, говорит просто, иногда даже грубо: «Тамошние ученые дельный народ», «Всякий человек сам себя воспитать должен – ну хоть как я, например», «Дрянь, аристократишко». Кроме того, будучи по образованию медиком, он часто использует в речи медицинские термины и латинские выражения.
Речевая характеристика Павел Петрович Кирсанов И.С.Тургенев уделяет большое внимание речевой характеристике героев. Так, например, представитель старшего поколения Павел Петрович Кирсанов говорит языком Александровского времени, употребляя устаревшие слова «эфто» (вместо «это»), «принсип» (вместо «принцип»), а также использует витиеватые обороты: «А вот извольте выслушать», «Чувствительно вам обязан», «Вам все желательно шутить».
ЖАНР «Отцы и дети» – роман в жанровом отношении многоплановый. Наличие семейно-битовой темы позволяет назвать его семейным, использование в качестве замысла общественно-исторического конфликта – социальным, глубокое исследование человеческих характеров – психологическим, а освещение философских проблем – философским. Чаще всего, учитывая степень разработанности указанных аспектов, жанр «Отцы и дети» определяют как роман социально-психологический.
Обратимся к словарю… Аристократия – высший, родовитый слой дворянства (господствующего класса). Аристократ – знатный дворянин, приверженец аристократии. Англоман – страстный приверженец всего английского.
Обратимся к словарю… Нигилизм – одно из множества современных идейных течений, популярно среди «детей» (молодёжи), обусловленное их неприятием мировоззрения «отцов» (старшее поколение); коренное изменение точки зрения на мир, на смысл человеческого существования и традиционных жизненных ценностей. Нигилист – разночинец-демократ по происхождению, естествоиспытатель, а не философ по убеждениям, просветитель общества. Разночинец – интеллигент, выходец из недворянских классов – мелкого чиновничества, духовенства.
Антагонист Базарова Антагонист – непримиримый противник. Павел Петрович Кирсанов
Сравнительная характеристика братьев Павел Петрович Николай Петрович Красив и самоуверен,всегда нравился женщинам. Жизнь его поначалу представляла череду сплошных удач. Учился в пажеском корпусе, в 28 лет был уже капитаном – его ждала блестящая карьера. Его жизнь сломила неразделённая любовь к княгине Р. Он вышел в отставку, преследовал княгиню, 10 лет прожил бесцветно и бесплодно, а теперь остаток жизни проводит в деревне с братом. Прирождённый аристократ, своим внешним лоском и поведением создаёт о себе впечатление как о человеке самонадеянном и самовлюблённом. Тихий и кроткий, он не произносит гневно-пламенных речей, как его брат, и будто бы не принимает участи в мировоззренческом споре «отцов» и «детей». Однако этот человек играет важную роль в идейной структуре романа. В молодости сломал ногу – это помешало сделать ему военную карьеру. Но он не впал в уныние, не озлобился на весьмир, а учился в университете и женился. 10 лет жил с женой в любви и согласии. После смерти жены отдал всего себя делам поместья и воспитанию сына. Затем жизнь подарила ему любовь к крепостной девушкеФенечке.
Сравнительная характеристика братьев Павел Петрович Николай Петрович У негонет убеждений, вместо них – «принсипы», которые сводятся к соблюдению внешних приличий. То же самое пристрастие к «внешним эффектам» есть и у Базарова (бакенбарды, балахон, развязность), у обоих неуживчивость с окружающим миром. Он настоящийпротивник нигилизма, но в споры не вступает, т.к. понимает, что его аргументы не будут убедительны ни для брата, ни для Базарова. Он просто живёт в согласии со своим сердцем и совестью. Форма без содержания – в этом суть ПавлаПетровича. Это ярко проявляется в описании его кабинета, где в качестве символа России он держит на столе пепельницу в форме мужицкого лаптя (к сожалению, это единственная связь с народом). Всеего представления о гармоничном существовании (о единении с природой, о поэзии, о любви), которым он обладает, можно понять только развитой душой – ею не обладают ни «уездный аристократ», ни «предводитель нигилистов».
Сравнительная характеристика братьев Павел Петрович Николай Петрович Его суждения самонадеянны и поверхностны (он толкует о Гёте и Шиллере, но вряд ли их прочёл). Он оказывается несостоятельнымоппонентом для Базарова: все его слова – лишь слова, они не подкрепляются никакими действиями. Внутренняя сила Николая Петровича,его интеллигентность и гармоничность вызывают симпатию и уважение. Вдумчивый читатель должен заметить: сильная личность – это не всегда неординарность и вызывающее поведение. Выводы Аристократ, англоман, умеренный либерал. Человек убеждённый и честный, но явно ограниченный, т.к. его идеалы безнадёжнодалеки от реальности. Он одинок и несчастен, потому что его стремления не сбылись, а судьба не состоялась. К молодёжи нетерпим. Идеалист с романтическиминаклонностями, ищет счастья в любви и духовной опоры в искусстве. Слабый, но добрый, чуткий, деликатный и благородный. Он либеральный реформист. Доброжелателен в своём отношении к молодёжи.
Анализ «Отцы и дети» Тургенев
Всего получено оценок: 9546.
Всего получено оценок: 9546.
Действие романа Тургенева «Отцы и дети» происходит перед отменой крепостного права. В нём раскрывается множество проблем, одна из них – это конфликт разных возрастных поколений. Появляется новый тип инакомыслящих людей, отрицающих и государственные порядки, и моральные ценности. Предлагаем краткий анализ произведения по плану, материал которого можно использовать для работы на уроках литературы в 10 классе и при подготовке к ЕГЭ.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Отцы и дети.
Год написания – 1860 – 1861 гг.
История создания – Писатель продолжительное время трудился в журнале «Современник». У него часто возникали разногласия с Добролюбовым, которые и легли в основу романа.
Тема – Главная тема «Отцов и детей» – идейные разногласия поколений, зарождение нового типа людей, любовь, окружающий мир природы.
Композиция – Композиция романа построена на противопоставлениях, на принципах контраста.
Жанр – Роман.
Направление – Достоверное и исторически точное изображение действительности, что и наблюдается в романе «Отцы и дети», относится к направлению критического реализма.
История создания
В «Отцах и детях» анализ произведения следует начать с толкования смысла названия «Отцы и дети». Из названия сразу становится ясно, о чём будет повествование, речь пойдёт о семейных отношениях, но не просто об отношениях, а об извечном конфликте между поколениями, о разности их взглядов и понятиях о жизни.
История создания “Отцов и детей” довольно увлекательна. Первые задумки романа возникли у писателя в 1860 году, когда он был в Англии. Волею случая Иван Сергеевич вынужден был целую ночь провести на железнодорожном вокзале, где он и познакомился с молодым врачом. Писатель и новый знакомый проговорили всю ночь, именно его идеи Иван Сергеевич вложил в речи своего будущего главного героя романа – Базарова.
В том же году писатель вернулся в Париж, где и начал написание первых глав произведения. Летом 1861 года, уже в России, работа над произведением была завершена. Это был роман, написанный в самые минимальные сроки, от замысла до года написания прошло всего около двух лет, а в 1862 году роман уже вышел в печать.
Свои идеологические разногласия с критиком Добролюбовым писатель отразил в отношениях героев романа, в их спорах между собой.
Проблематика романа глобальна, автор раскрывает извечные проблемы отцов и детей.
Смысл «Отцов и детей» – это не только семейные отношения, отцы и дети – это приверженцы новых и старых взглядов, которые со своей точки зрения судят о происходящих событиях, от конфликтов этих мировоззрений зависит ход всей жизни.
Зарождается новый тип человека, мыслящего прогрессивно, с твёрдыми и решительными убеждениями, призывающего к разрушению старого. Базаров – это типичный представитель нового поколения, отрицающий старый мир, антагонистом которого является Павел Кирсанов. Кирсанов – ярый приверженец старых взглядов, потомственный дворянин. Ему близки и понятны патриархальные устои, в них он видит смысл жизни и старается соответствовать своим убеждениям.
Основная мысль книги – поставить читателя перед серьёзным выбором, понять, что является важным и главным для дальнейшего развития жизни: ленивое созерцание происходящего или борьба за новое, прогрессивное будущее.
Можно сделать вывод, что книга автора имеет воспитательную цель, главное – понять её суть, а выбор зависит от каждого, автор лишь подталкивает к правильному решению, не навязывая своего мнения.
После бурной реакции критика Каткова на первоначальную рукопись писатель внёс некоторые изменения в текст, а некоторые фрагменты эпизода, где идёт спор Базарова с Кирсановым, вовсе переделал, сделав значительные сокращения.
Композиция
Композиция романа определилась в построении борьбы идеологических разногласий. Действие повествования выстроено в хронологической последовательности, но всё это построено на контрасте.
Антитеза использована и при сопоставлении героев романа между собой. Контраст наблюдается при сопоставлении городской жизни чиновничества и миром дворянского поместья.
Параллельное описание противоположных взглядов придают роману большую эмоциональность, в нём сталкиваются яркие личности, каждый из которых убеждён в своей правоте.
Композиция романа, где описаны два круга путешествия Базарова и Кирсанова по одному и тому же маршруту, придают законченность произведению. Во втором путешествии происходит разрыв со всем прошлым, открываются новые стороны характеров Базарова и Аркадия.
Весь сюжет романа строится вокруг Базарова, он сопоставляется с каждым из персонажей, характер каждого даётся в сравнении с ним. Всё это говорит о том, что автор противопоставляет ему не отдельных героев, а всю жизнь, против патриархальных взглядов которой и ведёт борьбу Базаров.
Главные герои
О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Отцов и детей».
«Отцы и дети» относятся к жанру романа. Принимая во внимание его жанровое своеобразие, можно считать его социальным и психологическим романом.
Психологическую окраску роману придаёт детальное изображение переживаний героев, их чувства и настроения. При этом автор использует такую особенность психологизма, при которой не описываются сами переживания и рассуждения персонажей, а только их результат.
Особый психологизм показан читателю в сопоставлении чувств Базарова и Аркадия Кирсанова, который способен лишь на обычные поступки как в жизни, так и в любви, большее сделать ему не по силам, личность его слишком заурядна, чего не скажешь о Базарове.
Споры Базарова с Павлом Кирсановым отображают социально – идеологическое направление романа, борьбу противоборствующих взглядов, идейное разногласие, разное восприятие мира. Всё это ведёт к непониманию друг друга, к полной противоположности их мнений.
В романе Ивана Сергеевича Тургенева определён тип нового человека, нигилиста – это новое веяние времени середины девятнадцатого века, которое явилось важнейшим событием той эпохи.