отвечать по истории падеж

15 ПАДЕЖЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА, ИЗ НИХ ТОЛЬКО ШЕСТЬ ИЗУЧАЮТ В ШКОЛЕ

1) Именительный падеж — кто?, что?

2) Родительный падеж — нет кого?, чего?

3) Дательный падеж — дать кому?, чему?, определяет конечную точку действия.

4) Винительный падеж — вижу кого?, что?, обозначает непосредственный объект действия;

5) Творительный падеж — творю кем?, чем?, определяет инструмент, некоторые виды временной принадлежности (ночью);

6) Предложный падеж — думать о ком, о чём

7) Звательный падеж. От церковно-славянского звательного падежа нам осталось только слово «Боже!» (ну и Отче, наставниче Амвросие, Пантелеимоне и т.п. для тех, кто читает молитвословия). В современном русском языке этот падеж возникает, когда мы обращаемся: Мам, Пап, Дядь, Тетя Ань, где образуется путем «обрезания» окончания или специально добавленным окончанием: Ванюш (Танюш), выходи!

8) Местный падеж. Обычно употребляется с предлогами «При», «В» и «На». Характеризующий вопрос: Где? При чем? На чем? — В лесу (не в лесе), На шкафу (не на шкафе), При полку (не при полке) — а как же на Святой Руси, на Украине?

9) Разделительный падеж. Образуется как производное от родительного падежа: Налить в стакан кефира (Выпить кефиру), Лежит головка чеснока (съесть чесноку) Сделать глоток чая (напиться чаю), Задать жарУ (не жарА), Прибавить ходУ (не ходА), Молодой человек, огонькУ не найдется?

10) Счетный падеж — встречается в словосочетаниях с числительным: Два часА (не прошло и чАса), Сделать три шагА (не шАга).

11) Отложительный падеж — определяет исходную точку передвижения: Из лесУ, Из домУ. Существительное становится безударным: я Из лесу вышел; был сильный мороз.

12) Лишительный падеж — используется исключительно с глаголами отрицания: не хочу знать правды (не правду), не может иметь права (не право).

13) Количественно-отделительный падеж — похож на родительный падеж, но имеет отличия: чашка чаю (вместо чая), задать жару (вместо жАра), прибавить ходу (вместо прибавить ход).

14) Ждательный падеж — Он же родительно-винительный падеж: Ждать (кого? чего?) письма (не письмо), Ждать (кого? что?) маму (не мамы), Ждать у моря погоды (не погоду).

15) Превратительный (он же включительный) падеж. Производное от винительного падежа (в кого? во что?). Применяется исключительно в оборотах речи на подобие: Пойти в летчики, Баллотироваться в депутаты, Взять в жены, Годиться в сыновья.

Источник

Отвечать по истории падеж

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

7 исчезнувших падежей русского языка

В русском языке, наряду с шестью современными падежами лингвисты насчитывают еще как минимум семь, имеющие лимитированное распространение и назначение. Но, утраченные в ходе грамматических реформ, они окончательно не исчезли из речи, делая её еще более сложной и богатой.

отвечать по истории падеж. Смотреть фото отвечать по истории падеж. Смотреть картинку отвечать по истории падеж. Картинка про отвечать по истории падеж. Фото отвечать по истории падеж

Звательный падеж
Звательный падеж, применяемый при обращении к объекту, который выражен именем существительным, можно охарактеризовать, как некий возглас, междометие, нацеленное на привлечение внимания.

В 14-15 веках он применялся в церковном лексиконе, а также для образования уважительного воззвания к людям, принадлежавшим к высшим слоям общества: «Господине!», «Владыко!», «Отче!», «Боже!», «Друже!», «Княже!».

Позже эта форма ушла из активной разговорной речи и стала достоянием фразеологических выражений и литераторов, любивших использовать её для придания фразам архаического эффекта, например «старче» вместо «старика».

Однако полностью звательный падеж не исчез, а трансформировавшись в ново-звательную форму, продолжает использоваться носителями языка. Сегодня к нему относятся сокращённые собственные имена, произносимые со звательной интонацией, и существительные 1 склонения с усечённым окончанием: Коль, Кать, Федь, Лен, мам, тёть, пап, дядь. Помимо того, в данном падеже могут употребляться два слова-исключения во множественном числе «девчат» и «ребят».

Местный падеж
Местный падеж, иными словами локатив, устанавливает местонахождение во времени и пространстве объекта, выраженного именем существительным, отвечает на характеризующие вопросы где? на чем? при чем? и обязательно используется с предлогами «в», «на» и «при».

Во многом местный падеж схож с предложным. Но есть особая группа существительных, у которых формообразование в этих двух падежах происходит по-разному.

К такой категории относятся такие слова как лес, год, рай, снег, нос, которые в местном падеже звучат как в дательном единственного числа, например: (где?) в лесУ, на носУ, в годУ и так далее.

Часто местный падеж обнаруживается в устойчивых словосочетаниях, а также в лексемах 3-го склонения, где имеется ударное окончание «и».

Счётный падеж
Счётный падеж представляет собой форму существительного во множественном числе, употребляемого в союзе с числительным для обозначения чего-либо количества, например, «десять грамм», «шестнадцать килобайт», «пятнадцать минут».

Примечательно, что с цифрами от двух до четырех включительно, используется несчётный падеж, а остатки двойственного числа, при этом у существительного сохраняется родительная падежная форма, но ударение переходит с корня на окончание. Такую разновидность счётного падежа языковеды называют паукальной, например, два часА, четыре шагА.

Лишительный падеж
Лишительный падеж имён существительных появляется исключительно при их использовании с глаголами отрицания.

Так в отрицательном варианте фразы «они познают истину» существительное изменит свою форму и будет звучать как «они не познают Истины». Такая же трансформация наблюдается в сочетаниях «делать дело» и «не делать дЕла», «видеть пользу» и «не видеть пОльзы» и прочих.

Однако, не всегда лишительный падеж отвечает на вопросы родительного падежа, иногда уместно применять для его образования винительный, ведь «не ломать гОлову» однозначно правильнее, нежели «не ломать головы».

Порой родительный и винительный падежи взаимозаменяемы, но когда определённая функция единственно подходит к конкретной форме без сомнения используется лишительный падеж.

Количественно-отделительный падеж
Особенностью количественно-отделительного падежа, именуемого иначе партитив, частичный или второй родительный, является то, что он указывает на количество предмета, а не на его принадлежность.

Говоря фразы «огонькУ не найдётся», «поддать жАру», «опустошить рюмку коньякУ», «отпить чашку чАю», «без годУ неделя», «выпало много снЕгу», современники, не подозревая о том, используют частичный падеж.

Ждательный падеж
Ждательный падеж, чья форма в некоторых конструкциях совпадает с формой винительного падежа, а иногда идентична родительному падежу, употребляется для обозначения объекта следующего за глаголом со смыслом ожидания, удаления, достижения, стеснения, желания, опасения.

Понять, как работает тот двоякий падеж можно на примере выражений ждать (кого? что?) бАбушку (не бабушки) и ждать (кого? чего?) извЕстия (не известие).

Чтобы определить какой именно падеж следует применить к существительному в ждательном падеже, необходимо разобраться в его степени активности и пассивности.

Бабушка может лично ускорить свой приход, воспользовавшись транспортом, а известие приходит посредством чего-то или кого-то.

Превратительный или включительный падеж
Превратительный падеж, чья конструкция аналогична форме именительного падежа во множественном числе, является разновидностью винительного падежа, отвечая на вопросы в кого? во что?

Эта специальная модель имени существительного применяется для обозначения превращения во что-нибудь, перехода в какое-то состояние, становления кем-нибудь.

Рассмотреть превратительный падеж в действии поможет фраза «баллотироваться в мЭры». В этом выражении слово «меры», несмотря на типичное окончание, употреблено не во множественном числе винительного падежа, иначе правильно было сказать «баллотироваться в (кого? что?) мэров», но и не в форме именительного падежа.

О том, что оно в данном контексте не принадлежит к прямому (именительному) падежу указывают следующие факты: слово «мэры» не отвечает на соответствующие ему вопросы (кто? что?), не является подлежащим и имеет стоящий перед ним предлог.

Встретиться с превратительным падежом можно в таких оборотах речи как «годиться в отцЫ», «пойти в космонАвты», «взять в жЁны» и другие.

Источник

Неизвестные падежи русского языка

В древ­не­рус­ском язы­ке суще­ство­ва­ла доволь­но слож­ная систе­ма скло­не­ния суще­стви­тель­ных, кото­рая сей­час неиз­вест­на большинству.

В древ­но­сти в рус­ском язы­ке исполь­зо­ва­лось 15 паде­жей, и толь­ко 6 паде­жей сохра­ни­лось в совре­мен­ном язы­ке. Их изу­ча­ют в школе.

1) Именительный падежкто? что?

2) Родительный падежнет кого? чего?

3) Дательный падеждать кому? чему? (опре­де­ля­ет объект-адресат или конеч­ную точ­ку действия)

4) Винительный падежвижу кого? что? (обо­зна­ча­ет непо­сред­ствен­ный объ­ект действия)

5) Творительный падежтво­рю кем? чем? (опре­де­ля­ет инстру­мент, вид заня­тия (рабо­таю учи­те­лем), неко­то­рые виды вре­мен­ной при­над­леж­но­сти (ночью) и пр.

6) Предложный падеждумать о ком? о чём?

7) Звательный падеж. Образуется путем обре­за­ния окон­ча­ния или добав­ле­ния спе­ци­аль­но­го окон­ча­ния. От церковно-славянского зва­тель­но­го паде­жа нам оста­лось толь­ко сло­во «Боже!» (а так­же Отче, настав­ни­че Амвросие, Пантелеймоне и т. п. для тех, кто чита­ет молит­во­сло­вия). В совре­мен­ном рус­ском язы­ке этот падеж воз­ни­ка­ет толь­ко в раз­го­вор­ной речи, когда мы обра­ща­ем­ся к кому-либо, с помо­щью усе­чен­ных форм существительных:

мам, пап, дядь, тёть Ань, Ванюш (Танюш), выходи!

8) Местный падеж. Обычно упо­треб­ля­ет­ся с пред­ло­га­ми «при», «в» и «на». Имеет харак­тер­ные вопро­сы: где? при чем? на чем? — в лесу (не в лесе), на шка­фу (не на шка­фе), при пол­ку (не при пол­ке), а так же на Святой Руси, на Украине.

9) Разделительный падеж. Он обра­зу­ет­ся как про­из­вод­ное от роди­тель­но­го падежа:

10) Счетный падеж встре­ча­ет­ся в сло­во­со­че­та­ни­ях с числительным:

Причем обра­тим вни­ма­ние, что зави­си­мое суще­стви­тель­ное в фор­ме роди­тель­но­го паде­жа име­ет удар­ное окончание.

11) Отложительный падеж опре­де­ля­ет исход­ную точ­ку пере­дви­же­ния: и́з лесу, и́з дому. Существительное ста­но­вит­ся безударным:

Я и́з лесу вышел; был силь­ный мороз.

12) Лишительный падеж исполь­зу­ет­ся исклю­чи­тель­но с гла­го­ла­ми отрицания:

13) Количественно-отделительный падеж обо­зна­ча­ет часть от цело­го или неопре­де­лен­ное коли­че­ство чего-либо. Он похож на роди­тель­ный падеж, но име­ет отли­чия в окон­ча­нии -у/-ю:

14) Ждательный падеж — Он же родительно-винительный падеж:

15) Превратительный (он же вклю­чи­тель­ный) падеж, кото­рый явля­ет­ся про­из­вод­ным от вини­тель­но­го паде­жа (в кого? во что?). Применяется исклю­чи­тель­но в обо­ро­тах речи напо­до­бие следующих:

Источник

Поиск ответа

Вопрос № 250975

Скажите, пожалуйста, после частицы не слово в каком падеже должно быть. На пример: это никто не учитывает или эТОГО никто не учитывает. Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Возможны оба приведенные Вами варианта.

Ответ справочной службы русского языка

Действительно, предлог согласно управляет последующим существительным в форме дательного падежа: согласно чему?

Подскажите, в каком падеже правильно писать расшифровку числительных в официальном документе. Т. е. если мы пишем: оплачивает равными ежемесячными платежами по 81 450 (восемьдесят одной тысяче четыреста пятьдесят) руб. Или все таки в скобках нужна расшифровка в именительном падеже?

Ответ справочной службы русского языка

Лучше поправить формулировку: оплачивает равными ежемесячными платежами в размере 81 450 (восемьдесят одна тысяча четыреста пятьдесят) руб.

Скажите, пожалуйста, в каком падеже и числе используется слово «человек» в названии журнала «100 человек, которые изменили ход истории» и в данном случае употребляется слово «человек», а не «люди». Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Используется форма родительного падежа мн. ч.; это так называемая счетная форма (используемая в сочетании с числительными).

Дети встретили растения: ромашка, таволга, купальница. В каком падеже ставить однородные члены?

Ответ справочной службы русского языка

В каком падеже надо использовать слово «осень» в следующем предложении
«Мы ждали. » (осень или осени)

Ответ справочной службы русского языка

В каком падеже должно стоять существительное после предлога «по» в таких случаях: «по прекращенИЮ (ИИ) действия прибора его удаляют» или «по окончанИИ(ИЮ) курсов можно поступать. «, «по истеченИЮ (ИИ) срока договора. » и т.д.

Ответ справочной службы русского языка

Правильно: по окончании, по завершении, по истечении и т. п. Предлог по в значении «после чего-н.» употребляется с предложным падежом.

Ответ справочной службы русского языка

Подскажите, пожалуйста, в каком падеже в следующем предложении нужно написать слова после двоеточия?
комиссией принято решение о назначении рабочей группы в составе:
— представитель.
— представители.
ИЛИ
— представителя.
— представителей.

Ответ справочной службы русского языка

В приведенном примере лучше использовать второй вариант.

Ответ справочной службы русского языка

Гласная в падежном окончании зависит от того, в каком падеже употреблено слово.

Ответ справочной службы русского языка

Здравствуйте!
Оформляя официальные документы, юристы исправили в нижеследующей фразе слово «использования» на «пользования». Стало звучать: «Арендодатель имеет право в присутствии арендатора осуществлять проверку порядка пользования арендатором помещения в соответствии с условиями договора». Правильно ли это? В каком падеже должно стоять слово «помещение»? Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Варианты равноправны: пользование помещением, использование помещения.

Ответ справочной службы русского языка

Текст подстрочного примечания, как правило, не согласуется с формой поясняемого текста – ведущее слово независимо от падежа поясняемого слова ставят в именительном падеже. Текст примечания, как самостоятельное предложение, необходимо начинать с прописной буквы и в конце ставить точку. Обязательного требования повторять поясняемое слово в тексте примечания нет, но для полноты примечания это имеет смысл сделать. Итак, правильно:

На гаке* было 5 барж. * Гак – буксирный крюк.

В каком падеже нужно поставить слово распоряжение в словосочетании: по распоряжению директора?

Ответ справочной службы русского языка

Нужен дательный падеж: по распоряжению директора (в значении «в соответствии с распоряжением»).

Жил в Сергиевом Посаде (с 1930 по 1991 город носил название Загорск). В каком падеже должно стоять название «Загорск» и нужны ли кавычки?
Спасибо

Ответ справочной службы русского языка

Вы написали правильно, кавычки не нужны.

Источник

Падежи основных частей речи

Именные части речи (имя существительное, прилагательное, числительное, местоимение) могут склоняться, то есть изменяться по падежам. Ещё древние греки заметили, что у слова кроме основной формы есть несколько дополнительных, косвенных форм. В косвенной форме слова немного отклоняются от основной, склоняются друг к другу, чтобы установить взаимосвязь. Отсюда и термин склонение.

Посмотрите на окружающие вас предметы: стол, компьютер, диван, кот. Называя их независимо друг от друга, мы даём им «имя». Но в речи, оказываясь рядом, слова должны приспособиться друг к другу: В комнате есть стол. На столе стоит компьютер. Я играю на компьютере. На диване лежит кот. Поглажу кота. В этих предложениях одни и те же существительные стоят в разных падежах. Что такое падежи и для чего они нужны?

Падеж – это особая форма слова, которая позволяет ему установить смысловую связь с другими словами в предложении или словосочетании.

Вот классический пример. Простое перечисление слов парус, одинокий, туман, море, голубой вызовет у нас определённые ассоциации. Но, чтобы получить осмысленные предложения, необходимо употребить склоняемые слова в нужной падежной форме. М.Ю. Лермонтов сделал это так:

Сколько же падежей в современном русском языке? Сейчас их шесть: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный и предложный.

В древнерусском языке был ещё седьмой, звательный, который использовался в обращениях. Его можно встретить, например, в молитве: «Отче наш, Иже еси на небесах!». А.С. Пушкин сохранил такую форму в «Сказке о рыбаке и рыбке»: «Чего тебе надобно, старче?» Современный русский язык научился обходиться формой именительного падежа, в том числе и в обращениях: «Старик, я слышал много раз, Что ты меня от смерти спас…» (М.Ю. Лермонтов).

Падежи существительных, падежные предлоги

Именительный

Именительный падеж – это основная форма существительного, его «имя». Отсюда и его название. Слова в именительном падеже отвечают на вопрос Кто? Что? и всегда употребляются без предлогов: мир, макет, сестра, телефон.

Родительный

Дательный

Дательный падеж – самый «щедрый»: первоначально он обозначал адресата: подарок внучке, помощь пациентам, ответить учителю ; и вопросы у него были соответствующие — Кому? Чему? Но сейчас он может выражать и понятия, не связанные со словом «дать»: «Внимая ужасам войны….» (Н. Некрасов).

Винительный

Творительный

Предложный

Название ему придумал М.В. Ломоносов. Как и в старину, сейчас этот падеж часто употребляется для обозначения времени и места: «В январе, в январе Много снегу на дворе» (С. Маршак). Также он указывает на объект, о котором идёт речь: «О красном вечере задумалась дорога…» (С. Есенин). Вопросы, наиболее часто употребляемые с этим падежом: О ком? О чём?

Таблица падежей русского языка

Для простоты восприятия и запоминания падежей были придуманы специальные таблицы. Ниже вы можете изучить одну из многих, возможно, именно она позволит вам освоить материал в более удобной форме.

НазваниеСлово-помощникВопросыПримеры
ИменительныйИмеетсяКто? Что?Блогер. Огород
РодительныйНетКого? Чего?Блогера. Огорода
ДательныйДатьКому? Чему?Блогеру. Огороду
ВинительныйВинитьКого? Что?Блогера. Огород
ТворительныйСтатьКем? Чем?Блогером. Огородом
ПредложныйГоворитьО ком? О чём?О блогере. Об огороде

И вариант таблицы падежей с вопросами в виде изображения:

Существуют в русском языке и несклоняемые имена существительные, которые не хотят приспосабливаться и отклоняться от начальной формы. Прежде всего, это слова-иностранцы, вошедшие в русский язык из других языков: кино, шоссе, метро, пальто, такси, кофе и др.

И как уж не ломали их в речи (особенно доставалось «кино» и «пальто»), но они остались несгибаемы и подчиняться нашим правилам не захотели. Их особенность в том, что во всех падежах они сохраняют одну и ту же форму. И тем не менее, ответ на вопрос как определить падеж в таких словах существует, падеж у них можно определить с помощью всё тех же вопросов:

Выделяют следующие группы несклоняемых существительных:

Разница между родительным и винительным падежами

При определении падежей часто путают родительный и винительный. Связано это с общим для них вопросом кого? Обычно путаница возникает с одушевлёнными именами существительными, словоформы которых совпадают в родительном и винительном падежах. Например:

В классе не было (кого?) учителя.
Я спросил (кого?) учителя.

Как быть? Поможет мама! Легко запомнить формы этого слова: нет (кого?) мамы (Р.п.), люблю (кого?) маму (В.п.). Зная это, смело заменяем этим словом существительное, у которого определяем падеж:

В классе не было (кого?) мамы (учителя – Р.п.).
Я спросил (кого?) маму (учителя – В.п.).

Формально можно использовать этот приём и с неодушевлёнными существительными, но обычно в этом нет необходимости.

Падежи прилагательных

Имя прилагательное – хитрая часть речи: она пристраивается к существительному и приспосабливается к его форме, в том числе падежной. Поэтому легче всего определить падеж прилагательных по существительному: Любуюсь белым снегом. Любуюсь (чем?) снегом. Существительное снегом творительного падежа, значит, и прилагательное белым – творительного падежа. Можно пользоваться и таблицей:

НазваниеСуществительное помощникВопросыПример
Именительныйесть — Сайт, ИграКакой? Какая?Популярный, Познавательная
Родительныйнет — Сайта, ИгрыКакого? Какой?Популярного, Познавательной
Дательныйдать — Сайту, ИгреКакому? Какой?Популярному, Познавательной
Винительныйвижу — Сайт, ИгруКакой? Какую?Популярный, Познавательную
Творительныйдоволен — Сайтом, ИгройКаким? Какой?Популярным, Познавательной
Предложныйдумаю — о Сайте, об ИгреО каком? О какой?О популярном, О Познавательной

Но эта таблица будет полезна скорее для правильного написания окончаний, чем для определения падежей прилагательных, потому что некоторые вопросы и падежные формы совпадают.

Несклоняемые прилагательные

Есть небольшая группа несклоняемых имён прилагательных. Они не изменяются и не имеют окончаний. Приведём пример:

Как отличить падежи в словах с одинаковыми окончаниями, формами или предлогами?

Ученики часто путают именительный и винительный падежи в формах с одинаковыми окончаниями:

Слово солнце в обоих примерах отвечает на вопрос что? Здесь поможет знание синтаксической роли падежей: именительный – это падеж подлежащего, винительный – падеж дополнения, у него функция объекта. В первом примере подлежащее тучи, а солнце – это дополнение. Значит, солнце употреблено в винительном падеже. Во втором примере подлежащее солнце – значит, оно именительного падежа.

В заблуждение могут ввести и предлоги, употребляющиеся с разными падежными формами: на, с, за, в, во, под. Например:

Мама кладёт лук (во что?) в суп (В.п.).
Я не люблю лук (в чём?) в супе (П.п.).

Вопросы помогут и в том случае, если у слов одинаковые и окончания, и предлоги:

«Я не верю (в кого? что?) в счастье (В.п.), но который год ищу…» (Р. Худяков).
«(В чём?) В счастье (П.п.) строгих нет пропорций…» (Би-2).

Изучение падежей вместе с детьми

Изучая падежи с детьми в 3-4 классах, необходимо сделать следующее: объяснить им, для чего нужны падежи, помочь их выучить и научить определять падеж по алгоритму.

Простое объяснение падежей

Учимся определять падежи

Необходимо выучить название всех падежей. Запомнить это поможет фраза-подсказка. Можно, конечно, предложить всем известное предложение «Иван родил девчонку…», но противоестественность его смысла многих смущает. Поэтому запоминайте другую фразу:

Илья (Именительный)
Рад (Родительный)
Дать (Дательный)
Всем (Винительный)
Товарищам (Творительный)
Пять. (Предложный)

Выучить вопросы поможет игра «Угадай падеж по вопросам» (в парах).

Определяя падеж, действуйте по алгоритму:

В трудных случаях необходимо посмотреть, каким членом предложения является исследуемое слово.

Почему детям сложно определить падеж?

Причин того, что дети допускают ошибки при определении падежа, может быть несколько:

Первое время ребёнку трудно делать всё это в комплексе. Нужна тренировка.

Последовательность изучения падежей для иностранцев

В каждом языке своя система падежей. В немецком языке, например, четыре падежа, а в финском – целых пятнадцать. Каждый народ легко справляется со своими падежами, но формы иностранного языка непривычны для уха. Поэтому начинать изучение надо с тех падежей, которые необходимы носителю другого языка, чтобы общаться.

Вот один из вариантов последовательности изучения:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *