Озаглавьте текст это как
Текст. Заголовок текста
Чтобы понять, что такое текст, рассмотрим две группы предложений и определим, в каком наборе предложения связаны по смыслу:
1. На день рождения мне подарили щенка. Оля мечтает стать учительницей. Наступила золотая осень.
2. Маша живет в селе Луговом. Она учится во втором классе. Летом девочка часто ходит на ферму. Там работает ее мама.
В первой группе предложения не связаны по смыслу, а во второй все предложения связаны по смыслу: в первом предложении говорится о Маше, которая живет в селе, во втором – что Маша учится во втором классе, из третьего предложения мы узнали, куда Маша ходит летом, а из четвертого – где работает мама Маши. Можно сделать вывод, что вторая группа предложений – это пример текста.
Текст – это два или несколько предложения, связанных по смыслу.
Теперь узнаем, могут ли предложения в тексте располагаться беспорядочно, и проверим это. Прочитайте предложения. Подумайте, можно ли их назвать текстом. Если нет, то восстановите порядок предложений так, чтобы получился текст:
1. И все цыплята залезли к ней под крыло.
2. Во дворе ходила курочка с цыплятами.
3. Вдруг пошел сильный дождь.
4. Курочка скорей на землю присела, все перышки растопырила.
Во дворе ходила курочка с цыплятами. Вдруг пошел сильный дождь. Курочка скорей на землю села, все перышки растопырила. И все цыплята залезли к ней под крыло.
Если в тексте предложения связаны по смыслу и стоят в определенном порядке, то такой текст называется связанным. Если нарушается этот порядок, то и нарушается связь между предложениями, текст распадается. Узнаем, как же связываются предложения в тексте.
На лесной поляне мы заметили медведя. Лесной житель пробирался сквозь деревья. Он решил полакомиться ягодами малины. Могучий великан наелся и отправился дальше.
Обратим внимание, что первое и второе предложения связаны с помощью слов «лесной житель». Второе и третье – с помощью местоимения «он». Четвертое с третьим – с помощью слов «могучий великан» (так автор назвал медведя).
Предложения в тексте могут быть связаны с помощью синонимов или местоимений, чтобы избежать повторов.
В любом тексте можно определить его тему и основную мысль.
Тема – это то, о ком или о чем говорится в тексте.
Основная мысль – это то главное, что хотел сказать автор в своем тексте. Более подробно об этом вы узнаете на следующих уроках.
Рассмотрим, что такое заголовок текста и как озаглавить текст.
Озаглавить текст – значит дать ему название. Заголовок может отражать тему или основную мысль текста.
Прочитайте текст. Определите тему и основную мысль текста.
Была у Бори собака Шарик. Идет мальчик в школу, а собака за ним бежит. Боря в школе сидит, учится, а Шарик во дворе лежит, ждет. Шарик – настоящий друг.
Тема: мальчик и собака
Основная мысль: собака – настоящий друг.
Озаглавить текст можно так: «Боря и Шарик» (этот заголовок отражает тему текста), «Настоящий друг» (этот заголовок отражает главную мысль текста).
В каждом тексте можно выделить опорные слова. Узнаем, что это такое.
Прочитайте текст. Определите, без каких слов не было бы текста.
Ранней весной родились маленькие зайчата. По утрам стояли крепкие весенние морозы. И птиц, и зверей держал на снегу плотный наст. Крепко прижались друг к другу в норке маленькие зверьки. Они терпеливо ждут свою мать. Вот и зайчиха. Она накормит своих зайчат.
Слова весна, морозы, норка, мать, зайчиха, накормит – это опорные слова.
Опорные слова связывают предложения в тексте в единое целое.
Составим текст, используя только опорные слова:
весна, дети, лодочка, бумага, сделали, ручей, пустили, поплыла, бежали, смеялись.
Наступила весна. Дети сделали из бумаги лодочку. Ребята пустили ее в ручей. Лодочка быстро поплыла. Они бежали за ней и смеялись.
Чтобы передать основную мысль текста, его разбивают на смысловые части – абзацы. Каждый абзац – это новая мысль автора. Абзац пишется с красной строки.
Прочитаем текст и определим его части, выразим основную мысль каждого абзаца.
На льдине
Зимой море замерзло. Рыбаки собрались на лед ловить рыбу. Поехал и рыбак Андрей. С ним был сынишка Володя.
Много рыбы наловили. Рыбаки решили заночевать. Ночью поднялся сильный ветер. Волны заливали льдину. Кругом было только море.
Утром рыбаки заметили самолет. Они стали кричать и махать шапками. Вскоре пришел пароход. Люди были спасены.
Рассмотрим первый абзац. В этой части рассказывается о том, как рыбаки отправились на рыбалку:
Зимой море замерзло. Рыбаки собрались на лед ловить рыбу. Поехал и рыбак Андрей. С ним был сынишка Володя.
Основная мысль второго абзаца – начался шторм, и рыбаки оказались на льдине в открытом море:
Много рыбы наловили. Рыбаки решили заночевать. Ночью поднялся сильный ветер. Волны заливали льдину. Кругом было только море.
Основная мысль третьего абзаца – помощь пришла:
Утром рыбаки заметили самолет. Они стали кричать и махать шапками. Вскоре пришел пароход. Люди были спасены.
Озаглавим каждый абзац:
Таким образом, у нас получился план текста.
Памятка по работе с текстом
1. Прочитайте текст.
2. Определите тему текста.
3. Определите главную мысль текста.
4. Озаглавьте текст.
5. Разбейте текст на части.
6. Озаглавьте каждую часть.
7. Составьте план текста.
8. Определите опорные слова.
9. Перескажите текст.
10. Запишите текст по памяти.
С помощью этой памятки вы сможете подготовиться к пересказу текста или изложению.
Если Вам понравилось — поделитесь с друзьями :
Присоединяйтесь к нам в Facebook!
Смотрите также:
Подготовка к экзаменам по русскому языку:
Мы рекомендуем:
Самое необходимое из теории:
Предлагаем пройти тесты онлайн:
Рекомендуемые статьи и видео:
Русский язык с репетиторами онлайн
Теперь Вы можете обучаться русскому языку самостоятельно, пользуясь бесплатными ресурсами нашего образовательного сайта, а также выбрать себе подходящего репетитора у нашего партнера и заниматься в школе TutorOnline:
Значение слова «озаглавить»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ОЗАГЛА’ВИТЬ, влю, вишь, сов. (к озаглавливать), что. Дать заглавие, заголовок чему-н. (книге, статье и т. п.). О. статью.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: смазочный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Синонимы к слову «озаглавить»
Предложения со словом «озаглавить»
Цитаты из русской классики со словом «озаглавить»
Сочетаемость слова «озаглавить»
Понятия, связанные со словом «озаглавить»
Отправить комментарий
Дополнительно
Предложения со словом «озаглавить»
Не разделяя такой уверенности, автор счёл нужным поведать читателю о своих сомнениях, озаглавив книгу именно так, а не иначе.
Полезно озаглавить каждый эпизод, чтобы понять, зачем он присутствует в фильме.
Перечитывая книгу именно таким образом, я обычно выписываю для себя пункты, перечень которых можно озаглавить так: «В самом деле, как же мы об этом не подумали!» Такой перечень позволяет нам, как внешним разработчикам, экономить деньги заказчиков и выполнять проекты в срок и качественно.
Учимся озаглавливать текст
Просмотр содержимого документа
«Учимся озаглавливать текст»
МБОУ «Гапкинская СОШ»
Урок на тему: «Учимся озаглавливать текст»
учитель начальных классов
Тема: учимся озаглавливать текст.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Форма урока: урок-исследование.
Цель: отработка умения подбирать заголовок к тексту; развитие умения по заглавию определять основное содержание текста.
Задачи урока: отрабатывать умение подбирать заголовок к тексту; учить определять по заголовку основное содержание текста.
Предметные. Умение читать и понимать текст, озаглавливать. Умение выделять существенное из текста для определения заголовка.
Личностные. Формирование умения оценивать свою работу и работу одноклассников на основе заданных критериев.
Метапредметные. Умение задавать вопросы. Умение принимать и сохранять учебную задачу; строить сообщение в устной форме; находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос; осуществлять синтез как составление целого из частей.
Отдых наш кончается,
Усердно будем мы трудиться,
Чтобы чему-то научиться.
— Сегодня у нас необычный урок: у нас в гостях ваши родители.
— Поприветствуйте, пожалуйста, мам и пап.
— Запишите в тетради дату.
1) Словарный диктант.
— Приготовьтесь писать словарный диктант. Диктант не совсем обычный: я буду читать вам лексическое значение слова, а вы должны записать слово-ответ. (1 человек работает за доской)
Движение, поток воздуха в горизонтальном направлении (ветер).
Мужчина по отношению к своим детям (отец).
Крупное молочное домашнее животное (корова).
Огородное растение, растущее обычно кочаном (капуста).
Лесная птица с длинным, сильным клювом, позволяющим долбить кору и древесину и добывать пищу из щелей и трещин.
2) Звуко-буквенный анализ.
— На следующей строке выпишите следующие буквы:
Ветер. Выпишите букву, обозначающую мягкий согласный звук во втором слоге.
Отец. Выпишите букву, обозначающую ударный гласный.
Корова. Выпишите букву, обозначающую глухой согласный звук.
Капуста. Выпишите букву, являющуюся парой по звонкости-глухости букве з.
Дятел. Выпишите букву, находящуюся между двумя гласными буквами.
— Проверка: если вы всё сделали правильно, из выписанных букв у вас должно получиться слово. Какое?
3) На доске слова: текст, смысл, предложение.
— Какая связь между этими словами? ( Текст – это предложения, связанные по смыслу).
III. Постановка проблемы.
— Какого слова не хватает в этом наборе?
— Что помогает нам понять смысл текста, не читая его? (заголовок)
1) Работа с учебником.
а) С.23 упр. 1 (фронтально, устно).
— Послушайте текст. ( Текст читает учитель).
— На одном из уроков мы с вами познакомились с текстами о зиме.
— Вспомните, какие заголовки мы называли.
— Запишем их на доске. ( Портниха зима. Снежное покрывало. Красавицы сестрички.)
— Подходят ли записанные на доске заголовки к данному тексту? Почему? (В случае затруднения. Обратите внимание, что заголовок всегда передаёт основную мысль автора.
— Давайте подумаем. С помощью текста человек (автор) передаёт какую-то важную информацию. Этот текст адресован вам, ученикам. Значит, автор хочет, чтобы вы узнали что-то новое. Увидели то, что увидел он, испытали какие-то чувства. Как вы думаете, для чего автор написал именно этот текст, какой была его задача? Что вы почувствовали, узнали?
— Какие заголовки вы можете предложить для этого текста? (записать на доске).
— Объясните, почему вы именно так хотите назвать этот текст.
— Самостоятельная запись заголовков в тетрадь.
б) с.24 упр.2 (работа в парах)
— Прочитайте задание. Выполните задания в парах.
— Вывод. Одни заголовки могут подходить ко многим текстам, а другие – только к конкретному тексту, точно указывая, о чём пойдёт в нём речь.
— Зимние тайны. Подарки матушки-зимы. – любые тексты о зиме.
Снежный городок. В тексте с таким названием обязательно должно говориться о снежном городке.
V. Первичное закрепление.
1) Работа с деформированным текстом.
— Рассмотрите запись на доске.
Андрюша быстро подбежал к девочке. Он отогнал собаку. Катюша испугалась и закричала. Вдруг выбежала собака. Катя шла из садика домой.
— Можно ли это назвать текстом. Почему?
— Из данных предложений составь текст.
— Послушаем, какие тексты у вас получились.
— Запиши текст, выбрав наиболее точный заголовок из предложенных.
— Проверка. Какой заголовок вы выбрали? Почему?
Мы с вами научились.
Нам было интересно.
VII. Рефлексия (шкала) приклеить магнитики: у меня всё получилось, материал вызвал затруднения, я не смог справиться с трудностями.
Узнаем как озаглавить текст? Жанры, принципы, примеры и объяснение
Как озаглавить текст? Этот вопрос делит людей на две группы: одни считают, что это очень просто, а другие, что очень трудно. Тут все зависит от сложности текста, жанра и времени. Рассмотрим подробно вопрос. И не волнуйтесь: все сочинения обретут в итоге свои названия.
Жанры
В первую очередь, надо отталкиваться от жанра. Например, научную статью озаглавить проще, чем художественное произведение. Мы не будем погружаться в дебри, рассмотрим основные жанры, которые встречаются достаточно часто сейчас:
Естественно, ответ на вопрос, как озаглавить текст, будет зависеть от того, какого именно жанра произведение. Разберем это далее
Принципы
Если научная статья, то там тоже должно быть все строго по делу. Автор исследует пересечения Достоевского и Пелевина. Соответственно, статья называется «Внутренний мир маленького человека в творчестве Достоевского и Пелевина».
Другое дело – художественный роман или повесть. Они могут называться как угодно. Рассмотрим возможности:
Можно еще придумать что-то, но для иллюстрации примера хватит и этих.
Авторы философских эссе тоже не выдумывают. Одно из самых знаменитых произведений в этом жанре названо просто «Опыты». Мишель Монтень всегда был оригинален. Он даже оригинален в простоте. Есть также замечательная книга Стефана Цвейга «Борьба с демоном», которая объединяет под одной обложкой новеллизированные биографии Гёльдерлина, Генриха фон Клейста и Ницше. Произведения фактически представляют собой эссе о судьбах великих мастеров, написанные блестящим литературным языком (переводчику особенная благодарность).
Основная мысль в школьном сочинении
Вопрос, как озаглавить текст, нельзя представить без рассмотрения сложных материй. Но в школьном сочинении их нет. В школе от человека требуют вычленять из написанного основную мысль и выводить ее в заголовок. Например, учитель говорит, что сегодня тема «Осень». И каждый ученик может выбрать тот символ увядания природы, который ему наиболее по душе. Кто-то пишет про деревья, кто-то о плохой погоде, а кто-то о замечательной осенней листве. Значит, названия могут быть такими:
То есть, как видите, мы использовали тот же прием, что и при названии художественных произведений или эссе – сосредоточились на основной теме повествования. Если необходимо озаглавить каждую часть текста, то принципы все те же. Надо сначала написать, потом подумать, о чем вообще получилась «вещь», и назвать. Когда речь идет о школьных пробах пера, то это всегда проще, потому что учитель задает, как правило, тему, а в ее пространстве можно легко решить задачу, как точно озаглавить текст.
Младшие классы
Спускаемся еще на уровень ниже. В младших классах учителя не требует от детей чего-то сверхъестественного. Они просто хотят, чтобы ребенок научился проводить простейшие логические параллели. Допустим, в маленьком кусочке текста идет речь о том, как тает снег, распускаются цветочки, линяют звери, меняя «шубу». О каком времени года речь? И варианты:
Да, еще может быть вопрос, что такое заглавие. И тут тоже не надо мудрить, а сказать так: «Это название к тексту, которое отражает его основную мысль». Чаще всего так и бывает.
Но знание принципов и жанров, хотя бы примерное, поможет детям в дальнейшем. Надеемся, мы вполне ответили на вопрос, как озаглавить текст по русскому языку.
Конспект урока по русскому языку «Учимся озаглавливать текст»
Анастасия Шмакова
Конспект урока по русскому языку «Учимся озаглавливать текст»
Тема: Учимся озаглавливать текст.
Цель: Научить детей озаглавливать текст.
— Учить выделять главную мысль в тексте;
— развивать словарный запас у детей, наблюдательность, умение отвечать на поставленные вопросы.
— воспитывать уважительное отношение к русскому слову.
Тип урока: Открытие новых знаний.
Оборудование: УМК «Начальная школа 21 века»; Русский язык 2 класс, 1 часть. Иванов С. В., Евдокимова А. О, ИКТ.,
1.ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
2.добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
3.перерабатывать полученную информацию: сравнивать и анализировать информацию.
4. делать выводы на основе обобщения умозаключений.
5. преобразовывать информацию из одной формы в другую
1. составлять план решения отдельной учебной задачи совместно с классом;
2. работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью класса;
3. в диалоге с учителем и другими учащимися учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
1.доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи (выражение решения учебной задачи в общепринятых формах) с учётом своих учебных речевых ситуаций;
2.доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
3. слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;
сохранять мотивацию к учёбе;
положительное отношение к школе.
Ход урока
Этап урока Ход урока Время Деятельность учащихся Формируемые УУД
I.Организация класса. –Здравствуйте, ребята!
–Меня зовут Анастасия Андреевна. Сегодня урок русского языка
– Нас не будет ждать звонок
Начинать пора урок
Вы друг другу улыбнитесь
И тихонечко садитесь 1 Самоорганизуются Л
II. Минутка чистописания
-А сейчас проведем минутку чистописания.
Я тетрадь свою открою,
Я, друзья,от вас не скрою:
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
— Запишите число, классная работа.
— Пропишите: Гг, Сс, Чч
-Обратите внимание на слайд перед вами слова, в которых пропущены буквы.
-Какая буква пропущена в первом слове? Во втором, в третьем?
-Что мы сейчас записали?
-А что можно составить из слов?
-Давайте с одним из слов составим предложение.
-Чем отличается предложение от слов?
-Я вам предлагаю схему, только она не закончена. Постарайтесь догадаться, что пропущено. Что мы получаем из предложений?
III. Актуализация знаний Прогнозирование темы и цели урока. Слово – предложение – …. слайд
– Как вы думаете, что такое текст? Где его можно встретить?
-Как вы думаете о чем мы будем говорить на уроке?
-Что же такое текст? Чем текст отличается от предложений?
– Закончите следующие предложения.
• В каждом тексте о чём-то или о ком-то говорится. Это … (тема текста).
• Тема может быть отражена …. (в заголовке текста).
Озаглавить текст-это значит в одной фразе (слове) донести главную мысль автора или ключевой смысл самого текста.
10 Прогнозируют тему урока
Отвечают на вопросы учителя Л
IV. Открытие новых знаний.
1) Прочитайте предложения.
-Можно ли назвать эти предложения текстом?
— Выбери только те предложения из которых можно составить текст.
Над лесом встаёт солнышко. На столе стоит чайник. Под его лучами синей лентой блестит река. Едет машина. На её берегах уже сидят рыбаки. Кот пьёт молоко. Они наловили много рыбы. На улице холодно и сыро. Хороша будет уха!
-А эти предложения можно назвать текстом?
-Почему теперь можно назвать это текстом?
-Мы с вами вспомнили, что такое текст. Наша задача научиться его озаглавливать.
— Озаглавить текст-это значит в одной фразе (слове) донести главную мысль автора или ключевой смысл самого текста.
-Какую картину вы представили?
-Так значит какая основная мысль этого текста?
-На странице 23 обратите внимание на упражнение номер 1.
-Подберите 2-3 заголовка к тексту и запиши их в тетрадь.
-Что нам нужно сделать, что мы мы смогли его озаглавить?
-Какие заголовки у вас получилось?
2) Из слов каждой строчки составьте предложение. Озаглавьте его.
за, Вася, ухаживать, летом, помогал, дедушке, цветами;
пора, идти, наступила, в, школу;
срезал, огромный, утром, дед, осенних, букет, цветов;
принёс, класс, в, этот, Вася, букет, поставил, цветы, стол,
как, цветы, красивы, эти, осенние.
-Давайте вместе составим первое предложение.
(Вася летом помогал дедушке ухаживать за цветами)
-Остальные составьте самостоятельно
-Озаглавьте полученный текст и запишите название в тетрадь.
3) Прочитайте стихотворение и определите его главную мысль. Выберите к этому текстузаголовок и выпишите: «Ежонок», «Дружная семья», «Колючий ребёнок».
У ежей подрос ежонок –
Но боятся мама с папой
Малыша погладить лапой.
Раз, два, три, четыре, пять,
Спинку бодро разогнули,
Ручки кверху потянули!
Раз и два, присесть и встать,
Чтобы отдохнуть опять.
Раз и два вперед нагнуться,
Раз и два назад прогнуться.
Вот и стали мы сильней,
Здоровей и веселей 2 Делают физминутку.
VI. Закрепление раннее изученного. На стр 24 обратите внимание на упражнение 2.
-Прочитайте заголовки. Подумайте, о чем может говориться в тексте с такими заголовками.
-Какие тексты о зиме можно назвать любым из заголовков?
-Какой заголовок подходит только к одной зимней истории?
-Объясните ответы. Работают по учебнику
Дети выполняют упражнения.
– Что такое текст?
– Что такое главная мысль текста?
-Выставление оценок. 5 Подводят итоги
Оценивают свою деятельность на уроке
Записывают домашнее задание.
Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе «Устойчивые сочетания слов» ]Тема «Устойчивые сочетания слов» Цель: создать условия для открытия детьми новых знаний по теме урока Тип урока: урок открытия новых знаний.
Конспект урока по русскому языку в 3 классе «Написание существительных с суффиксом — ищ-» ГАПОУ СО «Саратовский областной педагогический колледж» Конспект урока русского языка на тему: «Написание существительных с суффиксом.
Конспект урока по русскому языку во 2 классе «Как мы используем алфавит?» по УМК «Школа России» Конспект урока по русскому языку. Тема: «Как мы используем алфавит?» Цель: повторить порядок букв в алфавите, названия букв. Планируемые.
Конспект урока по русскому языку во 2 классе «Общее понятие об однокоренных словах» Планируемые результаты: Личностные формирование устойчивой положительной самооценки, следствие в поведении моральным нормам и этическим.
Конспект урока по русскому языку «Сжатое изложение» в 8 классе Основная цель урока – научить писать сжатое изложение на материале публицистического текста. Пахнет хлеб и солнцем, и землёй, И слезой,.
Конспект урока по русскому языку «Ударение» во 2 классе Аннотация 1. Предмет: Русский язык 2. Класс: 2 класс 3. Тема урока: «Ударение» 4. Цель урока: создать условия для осмысления словообразующей.
Конспект урока по русскому языку в 3 классе «Не с глаголом» по программе «Перспектива» Тема: «Не с глаголом» Цели: формировать умение письма частицы не с глаголом. Предметные результаты: познакомить учащихся с правописанием.
Конспект зачётного урока по русскому языку в 3 классе по УМК «Школа России». Обучающее изложение Конспект зачётного урока по русскому языку в 3 классе. Тема: обучающее изложение. Умк: «школа россии» Рыбакова Алёна Андреевна Тема урока:.
Конспект зачётного урока по русскому языку в 3 классе. Упражнение в правописании слов с разделительным мягким знаком Конспект зачётного урока по русскому языку в 3 классе. Тема: упражнение в правописании слов с разделительным мягким знаком. Умк: «школа.
Технологическая карта урока по русскому языку во 2 классе «Образование и правописание сложных слов» Технологическая карта урока русского языка_2 класс УМК «Перспективная начальная школа» Автор: Жук Оксана Львовна Тема: Образование и правописание.