озеро песчаное струги красные история
Струги Красные: прошлое и настоящее. Историко-краеведческий очерк
В Новгородских писцовых книгах 1498 г. впервые упоминается деревня Струги, которая дала название административному центру Струго-Красненского района Псковской области – посёлку городского типа Струги Красные. В то время существовала и деревня Холохино. В середине XIX в. основана железнодорожная станция Белая. В книге рассказывается об истории этих населённых пунктов от эпохи средневековья до нашего времени.Данное издание будет познавательно всем интересующимся историей родного края.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Струги Красные: прошлое и настоящее. Историко-краеведческий очерк предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Общественная жизнь до 1917 г.
С самого момента своего образования в пристанционном посёлке Струги-Белая жили люди разных национальностей: русские, эстонцы, поляки, евреи, латыши, немцы. В июле 1910 г. несколько известных местных землевладельцев и торговцев, такие как А. М. Добровольский, В. Г. Гнедич, С. С. Бехли, Д. П. Павлов, В. И. Калашников, Д. Ш. Либинсон, А. Ф. Каурин и многие другие, учредили Общество по благоустройству местности при станции Струги-Белая. Целью Общества стала забота о приведении местности вокруг посёлка при станции Струги-Белая в «возможно лучшее состояние по благоустройству и удобствам». Первоочередными задачами Общества стали устройство школы, театра, библиотеки-читальни, больницы, базара, освещение и устройство улиц, аллей, садов, новых колодцев и пр. Уже в 1911 г. был открыт театр Общества по благоустройству местности. В 1905 г. в здании железнодорожного вокзала станции Струги-Белая уже работали библиотека и народная чайная от Лужского Комитета попечительства о народной трезвости. Тогда же существовала конно-почтовая земская станция с 4-мя лошадьми, которую содержал запасной рядовой Лаврентий Малишевский. В 1913 г. в посёлке работала гостиница, которую содержал Афанасий Фёдорович Каурин. В 1914 г. появился кинематограф К. Р. Лаздинга. В 1913 г. в посёлке Струги-Белая имелись фельдшерский пункт и почтово-телеграфная контора, действовали Струго-Бельское и Холохинское ссудо-сберегательные Товарищества, Струго-Бельское Общество по распространению просвещения, Струго-Бельское и Леоновское добровольные пожарные общества. В 1909 г. было открыто Холохинское Общество сельского хозяйства. В 1913 г. возникло Струговское Общество потребителей. В 1918 г. начал действовать Струго-Бельский Союз охотников.
15 октября 1913 г. Общество распространения просвещения открыло на собственные средства Струго-Бельское начальное училище для детей служащих, также для этих целей деньги в размере 500 рублей выделило и Общество по благоустройству местности. 15 октября 1917 г. на основе начального училища было открыто 4-х классное реальное училище. Реальное училище было полностью укомплектовано персоналом, имело полный комплект учебников и программ, но пользовалось временным помещением, не отвечающим всем школьным требованиям. Кроме реального училища в посёлке Струги-Белая в 1917 г. работали железнодорожная, церковно-приходская, эстонская и польская начальные школы. Министерством народного просвещения в 1917 г. готовилась реформа образования. В Лужском уезде вместо уездного учительского совета была образована уездная школьная комиссия при земстве. 5—7 сентября проходило первое заседание этой комиссии, на которой было решено передать церковно-приходские школы в ведение земства, а также отодвинуть начало учебного года для первоклассников на 18 сентября, для остальных учеников на 20 октября в связи с неготовностью школ.
Местность около станции Струги-Белая, окружённая сосновыми борами, живописные Пе́счаное (Белое) и Чёрное озера, благодатный климат привлекали сюда многих дачников. Дачный промысел был популярен не только в окрестностях Санкт-Петербурга, но и в уездах губернии. В «Обзоре Санкт-Петербургской губернии за 1912 год» отмечалось: «Особенно выделяется необычный рост дачного населения у станции Струги Белые Варшавской железной дороги в Лужском уезде, что связано с ростом Владимирского лагеря, где летом располагается несколько пехотных и кавалерийских полков, а также артиллерия из Петербурга и Пскова». Немало известных русских учёных, военных, деятелей искусства и литературы посещало станцию Струги-Белая и жило в её окрестностях. Например, когда в 1915—17 гг. академик Дмитрий Сергеевич Лихачев (1906—1999) учился в гимназии К. И. Мая в Петербурге, то он бывал на станции. Академик писал в своих воспоминаниях: «На школьные каникулы выезжали всей школой в какое-то имение на станцию Струги-Белая по дороге на Псков. Мы выпускали разные классные журналы и даже писали и размножали собственные сочинения в духе повестей Буссенара и Луи Жаколио без преподавательского надзора». Следует уточнить, что имением, где летние месяцы проводил будущий академик, было Луговое.
На живописном берегу Щирского озера находилась дача художника Александра Петровича Соколова (1829—1913). Дача, которую называли Соколовка, строилась с мастерскими, то есть с расчётом, что там будут жить и работать художники. Вероятнее всего именно на даче А. П. Соколова проживал известный художник Владимир Егорович Маковский (1846—1920). В 1905 г. он написал портрет известного московского коллекционера Ивана Евменьевича Цветкова на фоне Крукшинской губы Щирского озера. В 1906 г. здесь же была написана бытовая сценка «Утреннее приветствие». На восточном берегу Щирского озера возле деревни Бровск располагалась дача чиновника Министерства финансов статского советника Петра Львовича Блока и его супруги Александры Николаевны Качаловой.
С юго-восточной стороны Щирского озера в имении Загорье располагался дом большой семьи Киршбаумов. Глава семейства — Владимир Фёдорович Киршбаум являлся владельцем типографии и издательства в Санкт-Петербурге. В Загорье жена Владимира Фёдоровича — Варвара Фёдоровна вела образцовое хозяйство, в котором имелись и конюшни, и большое количество крупного рогатого скота. Владимир Фёдорович являлся членом правления Струги-Бельского союза молочных хозяев, в котором состояли и его супруга Варвара Фёдоровна и соседка по имению Александра Николаевна Блок. В 1910—11 гг. в имении Загорье семья Киршбаумов содержала 49 голов крупного рогатого скота, в том числе 42 дойных коровы. У Блоков в данный период было всего 11 голов, в том числе 7 дойных коров. Также Владимир Фёдорович состоял членом ревизионной комиссии Товарищества Бельских сельских хозяев с 1899 г. по 1916 г.
Село Щир. Воскресенский храм. Фото Н. Ф. Арепьева. 1899 г.
Владимир Фёдорович занимался в начале XX веке в своём имении не только сельским хозяйством, но и пытался привить местному населению вкус к культуре, он с супругой и детьми, а также со многими соседями, в том числе и Блоками, являлись учредителями Бровского общества народных развлечений, которое ставило своей целью поднятие умственного и нравственного уровня местного сельского населения в районе, прилегающем к Щирскому озеру. Для достижения означенной цели члены Общества устраивали чтения и спектакли, создавали читальни и библиотеки, организовывали полезные развлечения для народа.
На северном берегу Щирского озера, недалеко от деревни Заозерье, находилось имение Малый Терем, которым с 1881 г. владел генерал-лейтенант Александр Николаевич Штрик (1840—?). В 1891 г. он имел здесь 299 десятин земли. А. Н. Штрик участвовал в Русско-Турецкой войне 1877—78 гг., был ранен. С 1892 г. по 1897 г. возглавлял штаб 18-го Армейского корпуса, а в 1897 г. вышел в отставку. Живя в имении Малый Терем, А. Н. Штрик был частым гостем у своего соседа генерал-майора по Адмиралтейству, заслуженного профессора Морской академии Николая Лаврентьевича Кладо (1862—1919), имение которого располагалось в районе Крукшинской губы Щирского озера. Известно, что в 1919 г. в Малом Тереме жил сын А. Н. Штрика — генерал-майор Александр Александрович Скопинский-Штрик (1859—?). Сейчас место, где находилось имение А. Н. Штрика, называется урочище Теремок. Рядом существует болото Штриков Мох, а участок побережья, вдающийся своим окончанием в Щирское озеро, называется мыс Штриков Рог.
Вблизи Щирского погоста находилось имение Щир, которым владел мировой судья Лужского уезда, кандидат сельского хозяйства Фёдор Владимирович Лазарев-Станищев, здесь он имел 1818 десятин земли. В 1898 г. Ф. В. Лазарев-Станищев был избран председателем приходского попечительства Щирской Воскресенской церкви. В 1838 г. тщанием деда Ф. В. Лазарева-Станищева — Фёдора Гавриловича Лазарева-Станищева была построена каменная церковь Воскресения Христова в Щирском погосте. В деревне Щир сохраняется старинный парк, который местные жители называют Неклюдовым садом. По устным свидетельствам в этом месте до революции находилась Неклюдова дача, о её владельце, кроме фамилии, больше ничего не известно. В послевоенное время в том месте, где стояла дача, сохранялись посадки сирени, они полукругом опоясывали дачу.
В районе воинского захоронения в деревне Щир существовала дача генерал-майора Филарета Арсеньевича Перетягина (1871—?). Во время Китайской компании с 1900 г. по 1901 г. Ф. А. Перетягин состоял главным корабельным инженером Порт-Артура. В 1913—17 гг. являлся помощником начальника кораблестроительного отделения Главного управления кораблестроения. За годы службы участвовал в постройке броненосца «Полтава», миноносцев типа «Сокол» и «Пернов», ледорезных пароходов «Геркулес» и «Силач». После Октябрьской революции Ф. А. Перетягин принял советскую власть. В 1924 г. он занимал должность помощника начальника кораблестроительного отдела технического управления ГМТХУ, о его дальнейшей судьбе ничего неизвестно.
На станции Белой не раз бывали российские самодержцы и государственные деятели. 29 сентября 1858 г. по ещё не открытой для публики Варшавской железной дороге на специальном поезде от Пскова до Санкт-Петербурга проехал император Александр II. Излюбленным занятием у Александра II была охота, причём к месту охоты он часто добирался по железной дороге. Несколько раз во время своих охотничьих поездок государь останавливался на ночлег в Луге, а в 1869 г. и в 1875 г. на следующий день отправлялся далее до станции Белой, ранее в 1864 г. и в 1865 г. он доезжал и до станции Новоселье. В имении Луговом в октябре 1889 г. останавливался великий князь Константин Константинович, здесь им были написаны стихотворения «У озера» и «Ни звёзд, ни луны. Небеса в облаках…». Император Николай II присутствовал 20 мая 1911 г. на Высочайшем смотре войск во Владимирском летнем лагере. В 1902 г. на станции Белой побывали наследники российского и австро-венгерского престолов — Великий князь Михаил Александрович и эрцгерцог Франц-Фердинанд. 30 января 1902 г. московская газета «Русское слово» сообщила, что «28 января в 7 часов вечера по Варшавской железной дороге возвратились с охоты из окрестностей станции Белая Его Императорское Высочество Государь Наследник и Великий Князь Михаил Александрович и его королевское высочество эрцгерцог Франц-Фердинанд. Трофеями охоты были два крупных медведя». Как известно, Михаил Александрович Романов (1878—1918) был последним русским императором, который находился на троне чуть более суток, а эрцгерцог Франц-Фердинанд (1863—1914) был тем самым наследником австро-венгерского трона, чьё убийство в Сараево в 1914 г. послужило поводом к началу Первой Мировой войны.
Озеро Щирское
В Струго-Красненком районе Псковской области к северу от поселка Струги Красные находится озеро Щирское. В народе его также сокращенно называют Щир. Озеро имеет впечатляющие размеры, площадь составляет 8,2 кв.км (820 га). В районе считается вторым по размерам после Черного.
Не смотря на то, что максимальная глубина достигает 11,5 м, а средняя — 2,9 м, озеро достаточно мелководное. Вода чистая, дно песчаное, местами с примесью глины и ила. В центре озера находится ил.
Для водоема характерны отлогие и низкие заболоченные берега, однако есть небольшие пляжи в районе деревень. Прибрежные территории заняты лесами, болотом, лугами. Щирское является сточным озером, из него вытекает река Медведка, которая в свою очередь впадает в озеро Черное (Вязковское), откуда вытекает река Черная — приток Плюссы.
Рыбалка на озере Щирское
Водоем весьма популярен среди рыбаков. По типу озеро плотвично-окуневое с уклеей. Из наиболее часто встречающихся водных обитателей здесь можно выделить: щуку, плотву, окуня, ерша, карася, вьюна.
Инфраструктура
Вокруг озера находится несколько деревень. На юго-западном берегу расположена деревня Выборово, на юго-восточном берегу деревня Щир, на северо-восточном — деревня Бровск, чуть севернее от нее находится поселок Заозерье.
Наиболее развитым поселением из расположенных в непосредственной близости можно назвать деревню Щир. Количество жителей небольшое — менее 50 человек, инфраструктура развита слабо, однако здесь можно найти необходимое, есть несколько магазинов, в том числе и продуктовых.
Более крупный населенный пункт расположен на расстоянии чуть больше 8 км в южном направлении от озера — поселок городского типа Струги Красные.
Пляжи озера Щирское
В основном берега озера покрыты густой растительностью, но в районе некоторых поселений можно выделить пляжные территории.
Пляж в деревне Щир
Один из удобных для купания берегов расположен у деревни Щир. Добраться до пляжа можно по главное улице — Центральной. Есть удобный подъезд, прямо к воде.
Пляж представляет собой достаточно большую площадку напоминающую квадрат, длина и ширина его сторон составляют примерно 60 м. По краям произрастают высокие деревья, в тени которых можно укрыться от палящего солнца в жаркое время.
Территория состоит из приятного мелкого песочка желтого цвета. Вход в воду пологий, чтобы набрать глубину, необходимо проделать большое расстояние. Поэтому здесь благоприятное место для отдыха с маленькими детьми. Это весьма популярное место для отдыха местных жителей, в жаркое время года на пляже достаточно многолюдно.
В связи с мелководьем здесь не развиты водные развлечения, нет ни горок, ни других аттракционов.
Однако активно провести время можно на берегу: здесь просторно, установлена сетка для игры в волейбол, поэтому смело можно брать с собой мяч или другой инвентарь для подвижных игр.
Площадка пляжа используется местными жителями для проведения соревнований, таких как, например, День физкультурника. Взрослые и дети собираются на берегу озера и участвуют в различных спортивных играх и состязаниях.
Из минусов можно выделить отсутствие туалетов и кабинок для переодевания, а также каких-либо мест питания рядом.
Пляж у деревни Бровск
Еще одна пляжная территория находится в деревне Бровск, в районе ее северной окраины. Этот пляж менее популярен и имеет меньшие размеры, по сравнению с пляжем деревни Щир. Похож приятным для отдыха желтым мелким песочком.
Глубина у берега также небольшая, местами заросшая растениями. Преимуществом места являются установленные для детей горки со спуском в воду.
Инфраструктура в Бровске развита слабо, среди домов в основном дачи.
Как добраться
Наиболее крупный населенный пункт к озеру Щирское — пгт Струги Красные. В поселке действует одноименная железнодорожная станция направления Луга — Псков. Также в нескольких метрах находится автовокзал. В 68 км к юго-западу расположен город Псков. От железнодорожной станции «Псков-1» до ст. «Струги Красные» ходят электрички, продолжительность пути составит чуть больше полутора часов.
Для поездки из пгт. Струги Красные до пляжа деревни Щир удобнее всего воспользоваться автомобилем. Деревню и пгт. соединяет автодорога 58К-364. Расстояние пути составит примерно 8 км.
Также можно добраться на общественном транспорте. От остановки «Автовокзал» следует автобус № 101 до остановки «Щир». Далее, чтобы добраться до пляжа, необходимо двигаться 1,2 км по улице Центральная в восточном направлении, к берегу водоема.
Панорама Google-карт: остановка в п. Щир, направо за которой дорога к Щирскому озеру
Путь до деревни Боровск займет около получаса на машине. Для этого необходимо из поселка ехать по дороге 58К-366 в северо-восточном направлении. Через примерно 13 км в районе поселка Пятчино повернуть налево в сторону деревни Страшево по дороге 58К-575. Отсюда необходимо двигаться на юг, в сторону деревни Березица, далее продолжать движение по дороге 58К-575 до деревни Боровск.
Зимняя рыбалка на озере Щир на видео
Озеро песчаное струги красные история
«Стругами» на Руси называли плоскодонные гребные суда. Еще во времена князя Александра Невского местное население строило такие лодки. При императоре Петре I строительство лодок и изготовление корабельных досок приобрело такой размах, что слово «струги» стало нарицательным именем для всей округи. Существуют и другие версии происхождения названия поселка.
Стругами называлось небольшое местечко, принадлежавшее генералу Лахтинову, которое находилось на месте нынешнего разъезда «197 километр».
Деревня Белая ранее принадлежала новгородскому вотчиннику Олферию Шымскому, а после 1478 г. в числе других 24 деревень была записана «за Ондрейком, да за Олешкою, да за Лучкою за Ивановыми детми Крапивина». В деревне Белой был «двор Никифорика Тимохина и сына его Гридки, 8 коробей пашни, 30 копен сена, две обжи».
До революции в окрестностях станции Струги-Белая находилось несколько помещичьих мыз. Известно, что уже в 1863 г. к юго-западу от станции Белая существовало имение Холохино. По переписи 1897 г. оно принадлежало Людмиле Львовне Гнедич.
Ближайшим к станции было имение Белые Струги на берегу Черного озера, принадлежавшее швейцарскому предпринимателю Самуилу Бехли. В 1874 г. Бехли выкупил в Петербурге на Болотной улице участок земли и через пять лет организовал первую в России альбомную фабрику. Здесь изготавливались нарядные с золотым тиснением фотоальбомы и изделия в технике художественного шитья.
Местность около станции Струги-Белая, окруженная сосновыми борами, живописные Песчаное и Черное озера, благодатный климат привлекали сюда многих питерских дачников. Дачный промысел был популярен не только в окрестностях Санкт-Петербурга, но и в уездах губернии.
В 1905 году, чтобы не допустить путаницы в доставке грузов, было решено переименовать станцию в Струги-Белая.
Начало росту поселения вокруг железнодорожной станции положили промышленники по заготовке древесины. Дрова в большом количестве требовались и Санкт-Петербургу для отопления домов, и железной дороге для топки паровозов. На станции складывались подготовленные к отправке огромные поленницы дров и штабеля леса. Дрова были важнейшим отправлением станции Белая, которых, например, в 1897 г. было отправлено 240 тысяч пудов. В 1903 г. вокруг станции Белая было всего 15-20 домов.
До войны дачный поселок утопал в зелени, стружане славились как большие мастера-садоводы. Улицы имели опрятный вид, всюду было много цветов, центральные улицы были вымощены булыжным камнем, около домов и учреждений, обнесенных заборами, каждый день подметали, был электрический свет. Летом сюда всегда приезжали многочисленные отдыхающие. В нескольких километрах от поселка у живописного Щирского озера располагались дома отдыха и пионерские лагеря ленинградских предприятий.
В годы Великой Отечественной войны немецко-фашистские захватчики на территории Струго-Красненского района зверствовали 974 дня. Вместо советских учреждений в Стругах Красных появились гестапо, полевая жандармерия, биржа труда.
Совершив ночью обход по глухим лесным тропам и болотам, 314-й полк к 4 часам утра 23 февраля 1944 г. вышел в тыл обороняющегося противника. В 6 часов утра 3-й батальон старшего лейтенанта Трунилина с приданной ему ротой автоматчиков ворвались в Струги Красные с тыла. В это время лыжный батальон капитана В.Г. Арсенина и 340-й полк полковника И.Н. Фадеева вошли в Струги Красные с другой стороны. Гитлеровцы был изгнаны из Струг Красных навсегда. Но поселок был почти полностью разрушен.
В 1959 г. закрылся Стругокрасненский льнозавод, в его реконструированных цехах разместился филиал Ленинградской текстильной фабрики имени В.П. Ногина. В августе 1960 г. на этом предприятии был выпущен первый метр ткани.
В 1970-е гг. в Стругах Красных заработали новые промышленные предприятия. Гордостью стружан стал вступивший в строй в декабре 1974 г. завод силикатного кирпича. Его строительство длилось четыре года. В 1977 г. на Промышленной улице начал действовать новый хлебозавод, здесь же разместился цех безалкогольных напитков. В том же году между железной дорогой и речкой Стружанкой началось строительство нового молочного завода.
В 1980-е гг. Струги Красные украсились новыми домами и зданиями культурно-бытового назначения. 29 апреля 1980 г. перед зданием райисполкома был установлен памятник В.И.Ленину работы скульптора Б.А. Пленкина. Бюст С.М. Кирова перенесли к Дому культуры, в парк имени 40-летия Ленинского комсомола.
В 1992 г. закрылось производственное управление бытового обслуживания населения. В течение следующего десятилетия в Стругах Красных остановились участки имени Ногина и «Заря» комбината производственных предприятий, молокозавод, ремонтно-техническое предприятие. В связи с экономическими трудностями завод силикатного кирпича был признан банкротом, сейчас на его территории работает лесоприемный пункт. Оставшиеся предприятия стали работать в условиях негосударственной формы собственности.
Струги Красные: прошлое и настоящее. Историко-краеведческий очерк
В Новгородских писцовых книгах 1498 г. впервые упоминается деревня Струги, которая дала название административному центру Струго-Красненского района Псковской области – посёлку городского типа Струги Красные. В то время существовала и деревня Холохино. В середине XIX в. основана железнодорожная станция Белая. В книге рассказывается об истории этих населённых пунктов от эпохи средневековья до нашего времени.Данное издание будет познавательно всем интересующимся историей родного края.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Струги Красные: прошлое и настоящее. Историко-краеведческий очерк предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Образование пристанционного посёлка
В середине XIX века от Санкт-Петербурга на Псков и далее на Варшаву протянулась С. Петербурго-Варшавская железная дорога, решение о строительстве которой было принято в 1851 г. В декабре 1852 г. назначенный руководителем строительства этой магистрали генерал-майор Эдуард Иванович Герстфельд запланировал на участке Луга — Псков устройство шести промежуточных станций: Клабутицкой, Плюсской, Губинской, Запольской, Жеглицкой и Жезловской. Однако главноуправляющий путей сообщения Российской Империи граф Пётр Андреевич Клейнмихель отдал приказ о том, чтобы каждый остановочный пункт отстоял от другого не ближе чем на 20 верст, вместо 18-ти, как задумывалось первоначально, таким образом количество и расположение станций изменилось. Одной из первых пяти станций, построенных между Лугой и Псковом, стала станция Белая на 193-й версте от Санкт-Петербурга. На карте Санкт-Петербургской губернии, составленной в 1834 г. Ф. Ф. Шубертом, на месте современного посёлка Струги Красные отмечено владельческое сельцо Холохино, река Щировка в верховьях и в среднем течении названа как река Белая. Можно предположить, что станция Белая, построенная в непосредственной близости от сельца Холохино, была названа именно по этой речке Белой. Кроме того, иногда Белым называли озеро Песчаное.
Ранее ошибочно считалось, что станция Белая получила своё название от существовавшей в средневековье где-то на рубеже Логовещенского и Щирского погостов деревни Белая. Но оказалось, что средневековая деревня Белая располагалась в 18 километрах к юго-востоку от современного посёлка Струги Красные, вблизи нынешней деревни Велени. К концу XVIII в. деревня Белая превратилась в пустошь Белую на одноимённой речке, которая сейчас называется Белкой.
В 1854 г. на станции Белой возвели деревянный вокзал и двойное водоёмное здание. Рядом с вокзалом было построено деревянное здание буфета с двумя залами. В буфет I и II класса допускалась публика дворянского происхождения, интеллигенция и купцы, а для простого народа был устроен буфет III класса, также ходили разносчики с лотками. Для железнодорожников, которые смотрели за состоянием путей, через каждые 1—3 километра строились железнодорожные дома — будки, а для станционных рабочих и служащих — индивидуальные жилые дома и казармы. Одна из таких казарм для 16-ти семей железнодорожников была построена в 1860 г. на станции Белая. Этот двухэтажный дом из красного кирпича сохранился до нашего времени, и является самой старой постройкой в Стругах Красных. До войны его называли Домом железнодорожников. С 1951 г. здесь размещалась средняя школа, с 1955 г. — начальные классы, с 1966 г. — школьный интернат, в 1986 г. здесь расположился районный отдел внутренних дел (с 2002 г. — межмуниципальный отдел внутренних дел «Струго-Красненский»). Здание бывшей железнодорожной казармы необходимо сохранять как памятник архитектуры местного значения, судя по его состоянию, оно уже многие годы ждёт капитального ремонта.
Железнодорожный вокзал на ст. Струги-Белая. 1900-е гг.
К 1859 г. на станции Белой было возведено кирпичное паровозное депо на две канавы для текущего ремонта паровозов. Одновременно с железной дорогой строилась воздушная телеграфная линия, которая имела три провода. Электромагнитный телеграф обеспечивал движение поездов и прямое сообщение между станциями, где находились депо. В депо станции Белой и ближайших с ней станций Луга и Псков были установлены аппараты Морзе. После 1912 г. здание паровозного депо было капитально перестроено, здесь разместилось Струго-Бельское начальное железнодорожное училище, в котором в 1917—1918 гг. было не менее трёх отделений. При советской власти сначала в этом здании работала железнодорожная школа, с 1932 г. — школа II ступени, а затем до 1938 г. — средняя школа. В годы Великой Отечественной войны здание горело, обвалилась одна из стен второго этажа, его коробка долгое время находилась в разрушенном состоянии. В сентябре 1960 г. после восстановления и реконструкции по проекту архитектора А. А. Гречанникова здесь разместился железнодорожный вокзал. Также на станции Белой были построены пакгауз — склад для хранения грузов и керосиновый склад. Первый керосиновый склад был устроен в виде землянки, позже для него возвели постройку из валунного камня и кирпича, стены бывшего керосинового склада без кровли около пешеходного моста через железнодорожные пути сохранялись до 2015 г., затем эта постройка была снесена. На берегу Чёрного озера было сооружено кирпичное водоподъёмное здание для паровой машины. Вода из озера попадала в водокачку, далее по водоводу подавалась на станцию в водоёмное здание с двумя резервуарами, а оттуда — к гидравлическим колонкам для заправки паровозов и к прочим станционным потребителям.
Железнодорожный буфет на ст. Струги-Белая. 1900-е гг.
Станция Белая значится в «Списках населённых мест Российской империи по сведениям 1862 года», тогда здесь было 7 дворов и 72 жителя. В то время Белая представляла собой небольшое поселение железнодорожных рабочих, которые технически обслуживали станцию. На военно-топографической карте 1863 г. в окрестностях железнодорожной станции Белая отмечены озёра Песчаное, Долгое, Карасинское и Малое Линно, которое позже стали называть Чёрным озером. В 1867 г. Белая являлась станцией 2-го класса с пассажирским зданием 2-го класса и паровозным зданием на 2 стойла. Водоснабжение станции осуществлялось паровой машиной в 5 лошадиных сил из озера Малое Линно. В 1881 г. со станции Белая отправилось 1519 и прибыло 1390 пассажиров, в т. ч. отправилось 153 и прибыло 192 пассажира I и II классов.
Начало росту поселения вокруг железнодорожной станции положили промышленники по заготовке древесины. Дрова в большом количестве требовались и Санкт-Петербургу для отопления домов, и железной дороге для топки паровозов. На станции складывались подготовленные к отправке огромные поленницы дров и штабеля леса. Дрова были важным отправлением станции Белая, которых, например, в 1897 г. было отправлено 240 тысяч пудов.
Решением железнодорожного ведомства 1 января 1904 г. станция Белая была переименована в станцию Струги, а 1 января 1905 г. она получила двойное название Струги-Белая. В 1903 г. по воспоминаниям старожилов вокруг станции Белая было всего 15—20 домов.
Станция Белая изначально строилась как станция 3-го класса, но она имела одну особенность. Она расположена примерно посередине между Псковом и Лугой. Скорее всего именно это объясняет то, что до 1911 г. здесь останавливались все пассажирские поезда, включая скорые. Но с 1911 г. скорые поезда останавливаться перестали и ходили от Луги до Пскова без остановок. Первая Мировая война отразилась на количестве поездов. Уменьшилась их классность, из 6 пассажирских осталось только два, но появились два почтовых и два воинских поезда, причём один из них исключительно для воинских чинов. Изменилось время стоянки поездов, до войны все поезда стояли по 8 минут, в 1916 г. от 6 до 15 минут.
Базарная площадь. Начало XX в.
В начале XX в. в связи с бурным развитием железных дорог, увеличением грузоперевозок, встал вопрос о построении прямой железнодорожной магистрали, связывающей чернозёмные области России с портами Балтийского моря. В 1911 г. в правительстве рассматривался вопрос о постройке железнодорожной линии Орёл — Нарва с вариантами прохождения либо через Псков, либо через Дно и Струги-Белая. К сожалению, начавшаяся в 1914 г. Первая Мировая война отменила эти планы, хотя в 1915—1916 г. была построена железнодорожная ветка Псков — Нарва, но уже для нужд Северного фронта. Если бы первоначальным планам суждено было воплотиться в жизнь, то станция Струги-Белая стала бы узловой на линиях Санкт-Петербург — Псков и Орёл — Нарва.
К концу первого десятилетия XX в. вокруг станции Струги-Белая вырос пристанционный посёлок, ставший в декабре 1917 г. центром Струго-Бельской волости Лужского уезда. В 1911 г. в посёлке Струги-Белая проживало 1445 человек. Современная Советская улица и в то время являлась центральной, местные жители тогда называли её Большой улицей или «большаком». Здесь располагались магазины купца Василия Ивановича Калашникова, построенные в 1912 г., и Синильникова, постоялый двор и чайная. В 1905 г. работала лавка купца Давида Шмерковича Либинсона. До наших дней на Советской улице сохранилось здание частного магазина из красного кирпича, возведённое в 1914 г. В 1930 г. в этом здании размещался районный магазин №1, после Великой Отечественной войны здесь работал райпродмаг, с 1946 г. — чайная, потом столовая, а с 1977 г. — магазин «Книги». Это здание является памятником архитектуры местного значения и украшает центральную площадь посёлка. На территории, где теперь находится здание районной Администрации, когда-то располагалась Базарная площадь. Об этой площади напоминает название существующей до сих пор Базарной улицы. В базарные дни вся площадь заполнялась крестьянскими повозками и покупателями. Крестьяне из окрестных деревень торговали продуктами питания и ремесленными изделиями. Известно, что в то время на станции Струги-Белая мясную лавку держал Генрих Яллай, свою портновскую мастерскую имел Адольф Янсон, пекарню и булочную — Ян Саззи, с 1904 г. имел свою пекарню и булочную Фёдор Глазер. С 1915 г. торговлей льном занимался Илларион Букинский, он имел свой собственный каменный дом и льняной склад из булыжного камня. По устным свидетельствам льняной склад Букинского стоял на месте нынешнего здания столовой и ресторана «Лесной», торцом к улице, до 1962 г. в этой постройке располагалась пожарная часть, затем склад военкомата.
В 1860 г. в Петроградском дворянском депутатском собрании обсуждался вопрос об открытии почтового тракта Гдов — Белая. В 1863 г. был командирован землемер для проведения этой дороги. В 1868 г. составлялась смета, нанимались рабочие для строительства, велась заготовка камня. Годом ранее, в 1867 г. на станции Белой был открыт пункт выдачи простой корреспонденции (письма и газеты). В 1878 г. Гдовская уездная земская управа ходатайствовала об открытии по Бельскому тракту движения «тяжелой» почты — для отправки посылок и денежных переводов. В черте современного посёлка тракт шёл по северо-восточному берегу Песчаного озера, затем примерно по современной Севрограничной улице и выходил к железной дороге у Золотой горки. В 1905 г. на станции Струги-Белая существовала конно-почтовая земская станция с 4 лошадьми, содержал которую запасной рядовой Л. Малишевский, с «лиц имеющих право взимать земских лошадей» бралась плата за проезд — по три копейки с каждой лошади и версты, бесплатно лошади предоставлялись полицейским чинам, судебным следователям и жандармам.
Дачи близ оз. Чёрного
Постепенно все улицы пристанционного посёлка украсились добротными деревянными домами и зданиями из кирпича. По воспоминаниям старожилов, всего в поселке Струги-Белая в то время было полтора десятка улочек и переулков, много частных лавок, казённая винная лавка, четыре чайных. Центром торговли являлась общественная потребительская лавка, которая была открыта в январе 1900 г. и принадлежала Товариществу Бельских сельских хозяев. Устав этого Товарищества был утверждён 30 мая 1898 г. министром земледелия и государственных имуществ, а 6 сентября 1898 г. состоялось первое общее собрание членов Товарищества, в правление которого вошли В. Г. Котельников (председатель), В. Г. Гнедич, К. Н. Василенко, А. Г. Сорокин, В. И. Срезневский и А. А. Тиран. Размер пая для вступления в Товарищество составлял 100 рублей и был доступен только помещикам, лесопромышленникам и зажиточным крестьянам. На 1 августа 1914 г. в Товариществе состояло 74 члена. Недалеко от железнодорожного вокзала, на нынешней Революционной улице, было возведено двухэтажное здание из красного кирпича, в 1914—18 гг. здесь работал магазин Товарищества Бельских сельских хозяев, где продавали семена, удобрения, кормовые материалы, сельскохозяйственные машины и орудия.
В районе Песчаного озера находилась дача, которой владел М. А. Зальцер, она была построена в 1911—13 гг. В 1914 г., после начала Первой Мировой войны, Зальцера выслали из России как германского подданного, помещения его дачи были приспособлены под лазарет, а в 1922 г. отданы под школу II ступени. На современной Комсомольской улице первый дом был построен в 1903 г. М. Ф. Богдановым.
В начале XX в. в посёлке Струги-Белая имелось несколько мелких промышленных предприятий. В 1903 г. на месте Лагерного переулка был построен лесопильный завод, который выделывал дранку и другую продукцию. На современной Промышленной улице работала паровая мельница. Было несколько ремесленных мастерских. В 1907 г. был устроен склад керосина Товарищества нефтяного производства братьев Нобель, в 1908 г. появились склады керосина купца Д. Ш. Либинсона и М. Таля, в 1911 г. — склады керосина купца В. И. Калашникова. В 1913 г. заработал кожевенный завод Г. В. Гусарова на Церковной улице. В 1912 г. в имении Холохино появилась мукомольная мельница германского подданного Р. К. Кенигсдорфа. С 1913 г. арендатором аптеки являлся И. Л. Карбовский.
Многое для развития пристанционного посёлка Струги-Белая сделал Дмитрий Павлович Павлов. Он открыл в посёлке писчебумажный магазин и при нём книготорговую лавку (на месте нынешнего почтамта), у Павлова были свои пилорама, щеподралка и склад под лён и сено. У крестьян он скупал льняное волокно и перепродавал его, в т. ч. и в Англию. В 1905 г. на добровольные пожертвования, в т. ч. и на средства Д. П. Павлова на станции Струги-Белая была возведена деревянная Успенская церковь с церковно-приходской школой. По воспоминаниям старожилов, один из жилых домов купца Павлова стоял на современной Советской улице. В 1955 г. на фундаменте дома Павлова построили продовольственный магазин, известный стружанам под названием «высокие крыльцы», его деревянное здание снесли в 2016 г., и о магазине теперь напоминают только остатки бетонного крыльца. По воспоминаниям, в 1919 г. Д. П. Павлов был арестован и расстрелян в Луге за то, что в его доме проживал белый атаман С. Н. Булак-Балахович. Похоронили его в Стругах Красных на Бельском православном кладбище (ныне старое гражданское кладбище). В 1995 г. на его могиле от благодарных стружан был поставлен новый крест, 9 июня настоятель Свято-Успенской церкви игумен Алексий совершил на могиле Д. П. Павлова панихиду. До наших дней сохранилось кирпичное здание льняного склада купца Павлова на Советской улице, которое является памятником архитектуры местного значения. В 1918 г. здание льняного склада приспособили под Народный дом, в 1935 г. здесь работал звуковой кинотеатр треста «Леноблкино», после войны кинотеатр вновь был восстановлен и получил название «Комсомолец». В 1969 г. помещение кинотеатра переоборудовали под универмаг, а в 1975 г., когда для универмага построили новое здание, в нём открылся магазин «Культтовары».