ожегов история ландшафтной архитектуры

Библиотека: книги по архитектуре и строительству | Totalarch

Вы здесь

История ландшафтной архитектуры. Ожегов С.С. 2004

История ландшафтной архитектуры
Серия: Специальность «Архитектура»
Ожегов С.С.
Архитектура-С. Москва. 2004
231 страница
ISBN 5-274-01865-3
купить книгу на labirint.ru: История ландшафтной архитектуры. Ожегов С.С.

ожегов история ландшафтной архитектуры. Смотреть фото ожегов история ландшафтной архитектуры. Смотреть картинку ожегов история ландшафтной архитектуры. Картинка про ожегов история ландшафтной архитектуры. Фото ожегов история ландшафтной архитектуры

Учебник по истории ландшафтной архитектуры, охватывающий весь путь ее развития от древности до наших дней, издается впервые. Большое внимание уделено анализу важнейших памятников ландшафтной архитектуры России и различных регионов мира, рассмотрены современные тенденции развития. Книга наглядно иллюстрируется авторской графикой. Для студентов архитектурных вузов и для будущих специалистов по ландшафтному проектированию и садоводству.

Введение

Первое издание учебника «История ландшафтной архитектуры», написанного в России, вышло в свет в 1993 г. Все издававшиеся до сих пор работы — от знаменитой книги В.Я. Курбатова «Сады и парки», появившейся в 1916 г., и до прекрасной монографии А.П. Вергунова и В.А. Горохова «Вертоград», опубликованной в 1996 г., посвящены только отдельным разделам садово-паркового искусства. Несомненно, это значительный и вполне самостоятельный раздел ландшафтной архитектуры, но хорошо известно, что существуют и другие области развития этой важнейшей ветви архитектурного творчества. Другой особенностью работ, касающихся истории ландшафтной архитектуры, является то, что ни одна из них не дает сколь-нибудь полного обзора практики последнего столетия, завершаясь, преимущественно, концом XIX в.

Знакомство с обширнейшим опытом ландшафтной архитектуры необходимо прежде всего будущим архитекторам-ландшафтникам. Но, пожалуй, не менее важно оно и архитекторам широкого профиля, которые за время своего обучения почти ничего не узнают даже о важнейших памятниках ландшафтной архитектуры. Предлагаемый учебник должен, по мысли автора, восполнить имеющийся пробел, дать первоначальное представление о процессе развития ландшафтной архитектуры с древнейших времен до наших дней и познакомить с ее лучшими образцами.

Термин «ландшафтная архитектура» впервые появился немногим более ста лет тому назад в США, в связи с организацией там первых национальных парков. В Европу он пришел гораздо позднее. Тем не менее это не означает, что ландшафтная архитектура имеет очень короткую историю. Напротив, человеческая деятельность, объединяемая этим понятием, уходит далеко в глубь веков. Для того чтобы достаточно ясно представить себе пути развития ландшафтной архитектуры, полезно определить суть самого термина, понять, чем занимаются ландшафтные архитекторы и какое место их профессия занимает в обширном мире архитектуры.

В современном понимании, архитектура является деятельностью по организации пространственной среды для жизни человеческого общества в целом и каждого из его членов, в частности. Почти две тысячи лет тому назад римский теоретик архитектуры Марк Витрувий Поллион определил, что неотъемлемые качества зодчества есть польза, прочность и красота. Это определение остается правильным и в наше время. Говоря современным языком, архитектурная деятельность, или формирование пространственной среды, ведется функционально, технически и эстетически, а архитектура объединяет в себе компоненты трех важнейших видов человеческой деятельности — науки, техники и искусства.

Особое место в триаде занимает искусство. Именно эстетические качества объекта определяют его место в системе общечеловеческих ценностей, характеризуют гуманистические идеалы создавших его людей и выделяют его из числа утилитарно-функциональных или технических сооружений. С другой стороны, следует помнить, что исключительно эстетическая организация среды, без привлечения технических средств и без функции, хотя бы элементарной, попросту невозможна.

Искусственная среда, формируемая архитекторами, может быть качественно различной. Прежде всего это среда искусственно созданных пространств, в большей или меньшей степени изолированных от окружающего мира. Такая среда представлена различными зданиями и сооружениями. В основном, они стоят на поверхности земли, однако в их числе могут быть также подземные, подводные и другие самые разнообразные объекты. Все эти здания и сооружения, имеющие замкнутые внутри стен и ограждений пространства, а также группы, составленные из них, принадлежат архитектуре. Другой разновидностью искусственной среды является среда открытых пространств, не замкнутых внутри ограждающих конструкций. К ним относятся улицы, площади и внутриквартальные пространства, сады, скверы, бульвары и набережные, специализированные парки, национальные парки и исторические ландшафты. Диапазон открытых пространств очень велик, список их разновидностей можно было бы продолжать бесконечно. Формированием среды открытых пространств и занимается ландшафтная архитектура.

Архитектура и ландшафтная архитектура неразрывно связаны друг с другом, будучи, по сути дела, только различными формами организации пространственной среды. Развитие их шло в едином потоке на протяжении всей истории развития человеческого общества. Как и архитектура, ландшафтная архитектура служила нуждам всех общественно-экономических формаций и всегда использовала достижения науки и техники своего времени.

Яркой спецификой ландшафтной архитектуры в целом и ее важнейшей ветви — садово-паркового искусства, в частности, было и остается преимущественное использование особых, природных «строительных материалов» — растительности, воды, камней, земли, включая даже особенности топографии места. Именно эти материалы являются основными при работе по созданию среды открытых пространств.

Обычные строительные материалы играют важную, но все же вспомогательную роль. Ландшафтный архитектор работает с живой природой, с естественной природной средой. В одних случаях он решает проблему использования этой среды для нужд человека с минимальным вмешательством в нее. На другом полюсе находится создание «искусственной природы», то есть формирование полностью новой среды открытых пространств, возникающей как итог архитектурного творчества. Обе тенденции в различном их сочетании прослеживаются на протяжении всей истории развития ландшафтной архитектуры.

Особенностью ландшафтной архитектуры, в сравнении с общепринятой архитектурной практикой, является главенствующая роль эстетического, и, если можно так сказать, гуманистического начала. Функциональные и технические стороны формирования среды, при всей их важности, занимают в ландшафтной архитектуре подчиненное место. Это качество обусловило распространенное понимание ландшафтной архитектуры как разновидности искусства, а именно, садово-паркового искусства. Академик Д.С. Лихачев подходит «к садовым стилям, как к проявлениям художественного сознания той или иной эпохи, той или иной страны» (Д.С. Лихачев. Поэзия садов. Ленинград, 1982). Такая точка зрения вполне правомерна, хотя и носит несколько субъективный характер. Действительно, творчество зодчих, создававших сады, всегда имело особый, поэтический характер и было самым тесным образом связано с представлениями и художественными стилями эпохи.

Вместе с тем было бы неправильно ограничивать сферу ландшафтной архитектуры только садово-парковым искусством, как это нередко делается даже специалистами, особенно в отношении прошлых эпох. Важнейшая область деятельности ландшафтного архитектора — организация городских открытых пространств. До самого последнего времени эта работа считалась как бы дополнительной проблемой архитектурного творчества, вытекавшей из необходимости создания микросреды для зданий и сооружений. Ее называли (и называют) благоустройством, проектированием малых форм, ею нередко занимаются люди, не имеющие необходимой профессиональной архитектурной подготовки. В то же время нельзя не сказать о том, что в прошлом, в самые различные времена, созданием городских открытых пространств занимались крупнейшие архитекторы и градостроители. Произведениями ландшафтной архитектуры были агоры, форумы и пешеходные улицы античности, площади с монументами и фонтанами эпохи Возрождения, барокко и классицизма. На стыке архитектуры и ландшафтной архитектуры лежат многие сооружения, подобные греческим театрам, римским акведукам, оборонительным стенам средневековья, современным дорожным сооружениям. К числу выдающихся произведений ландшафтной архитектуры прошлого относятся, например, площадь Капитолия в Риме с ее лестницами, мощением, скульптурой, созданной гениальным Микеланджело, или набережные и мосты Петербурга — творения выдающегося зодчего Фельтена и ряда других русских архитекторов.

На протяжении веков ландшафтная архитектура формировалась в сочетании садово-паркового искусства с искусством создания градостроительных композиций улиц, дорог, площадей и их градостроительных элементов. И всегда в компоновке пространств параллельно существовали два направления — регулярно-геометрическое и живописно-пейзажное. Они никогда не исключали полностью друг друга. Ведь даже самые жесткие геометрические планировочные композиции неизменно вписываются в живое природное окружение. И, напротив, ни один, даже самый свободный живописный план не обходится без геометрически правильных элементов, хотя бы и небольших.

За последнее столетие сфера деятельности ландшафтной архитектуры расширилась самым решительным образом. В нее входят сейчас все более обширные пространства, и ландшафтная архитектура начала смыкаться с третьей важнейшей областью архитектурного творчества — планированием, или районной планировкой. Отличительной чертой планирования является организация пространственной среды обширных территорий, в которых вертикальное измерение оказывается крайне малым по отношению к масштабам планов. Во многих развитых странах планирование выделилось в самостоятельную отрасль архитектуры. Сформировались три самостоятельных архитектурных профессии — архитектор, ландшафтный архитектор и планировщик. Эти профессии зафиксированы Международной организацией труда ООН. Трудно провести жесткие границы между ними. Тем не менее, своеобразие всех трех профессий очевидно. Оно лежит в различии характера той пространственной среды, с которой каждая из них имеет дело.

Специализация представляет только одну из сторон современных тенденций развития архитектуры. На другом полюсе все отчетливей проявляется необходимость расширения кругозора архитектора, включения подчас в круг его знаний многообразных проблем, на первый взгляд далеких от него. Деятельность современного ландшафтного архитектора становится неэффективной без знания основ экономической географии, районной планировки, экологии, растениеводства и ряда других фундаментальных разделов знаний. Естественно, что при этом требования к высокому профессионализму остаются в центре внимания. И этот профессионализм включает в себя хорошее знание исторического опыта.

История ландшафтной архитектуры исследована пока еще совершенно недостаточно. Рассматривают, преимущественно, историю садово-паркового искусства, оставляя в стороне другие области ландшафтной архитектуры. При этом обычно садово-парковое искусство оценивается на основе его региональной принадлежности. Конкретные условия развития социально-экономических отношений и художественного развития общества уходят как бы на второй план. Историческая последовательность, преемственность и взаимосвязь фактов и событий не получают необходимого освещения, и садово-парковое искусство предстает как набор изолированных друг от друга и от окружающего мира явлений.

В действительности ландшафтная архитектура развивалась в одном потоке со всеми видами материальной и художественной культуры. И каждой исторической эпохе была присуща своя идеология, свое понимание и назначение архитектуры и искусства. Ландшафтная архитектура обладала своей спецификой в условиях каждой из формаций: в древний и рабовладельческий периоды, во времена феодализма, длившиеся на Востоке вплоть до XX в., в эпоху становления и развития капиталистических отношений и, наконец, в наше время, в эпоху научно-технической революции.

Наследие ландшафтной архитектуры поистине неисчерпаемо. Каждая эпоха, каждая страна оставила и продолжает умножать число произведений ландшафтного зодчества, олицетворяющего непрерывную и живую связь человека с окружающей его природной средой. Даже, вернее сказать, открытой средой, поскольку в условиях больших городов ландшафтная архитектура, чаще всего, имеет дело с искусственно созданными пространствами улиц, площадей, садов, водоемов. И эта связь носит особый, своеобразный характер. Он заключается в непрерывной изменчивости произведений ландшафтной архитектуры. Каждую минуту меняется облик открытой среды. Появляются, уходят, двигаются люди, животные, экипажи. В течение дня меняется освещение, меняется погода. Сезонные перемены изменяют облик растительности и водоемов. С каждым годом меняется пространственное восприятие растущих деревьев, кустов, цветов. Изменчивость вносит известную театральность в освоенный человеком ландшафт. И эта нестабильность во времени и пространстве приносит дух особого очарования природным и рукотворным ландшафтам, особенно если эффект восприятия во времени заранее предусматривается автором композиции. Поэтому многочисленные иллюстрации в учебниках нужно расценивать, прежде всего, как основу для создания у читателей многообразных и изменчивых образов поэтической формы творчества — ландшафтной архитектуры.

Ландшафтная архитектура — огромная, необъятная область художественного и общекультурного наследия человечества. Естественно, что небольшой учебник не может претендовать на полное изложение ее истории. Он, скорее, должен быть первоначальным путеводителем в сложном мире архитектуры открытых пространств. Существует много различной литературы по этой проблематике, каждый год выходят все новые книги по ландшафтной архитектуре.

Краткая библиография дана в конце учебника. Более полный список литературы, которая поможет вам войти в обширный мир работ по ландшафтной архитектуре, дают многие авторы отечественных изданий.

Источниками для иллюстраций послужили натурные фотографии автора и иллюстрации из многочисленных книг и увражей. На планах выделена высокая зелень и, по мере возможности, соблюдена масштабная размерность крон деревьев. Все иллюстрации к учебнику выполнены автором С. Ожеговым (планы) и архитектором И. Павловой (все остальные рисунки). Раздел о Португалии написан архитектором Е. Прокофьевой.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *