п я гальперин биография
Петр Гальперин
Биография
Петр Гальперин с детства интересовался наукой о человеческой психике, что повлияло на выбор жизненного пути. Советский психолог оставил память о себе в виде многочисленных трудов, цитат и фото.
Детство и юность
Петр Гальперин появился на свет 2 октября 1902 года в российском городе Тамбове. Отец был нейрохирургом и отоларингологом, мать вела домашнее хозяйство. Мальчик рос вместе с братом Теодором и сестрой Полиной.
Когда будущий психолог был подростком, его мать погибла под колесами машины. Это стало тяжелым ударом для Гальперина, который чувствовал к ней сильную привязанность. Вскоре в доме появилась новая жена отца, которая сумела найти общий язык с детьми и стать частью семьи.
В детстве Петр был способным учеником, любил читать. Он учился в гимназии, в которой практиковалось совместное обучение мальчиков и девочек, и уже тогда посещал философский кружок. Но отец не одобрял увлечений сына, посоветовав пойти по его стопам и получить медицинское образование.
Пётр Яковлевич Гальперин (2 октября 1902, Тамбов — 25 марта 1988, Москва) — советский психолог, заслуженный деятель.
В итоге Гальперин стал студентом Харьковского медицинского института. Он изучал психоневрологию и интересовался влиянием гипноза на колебания пищеварительного лейкоцитоза, чему посвятил первый научный труд. После получения диплома парень устроился на работу в центр для наркоманов, где сформулировал идею о том, что в основе зависимостей лежит нарушение обмена веществ.
В 1928 году молодой человек получил приглашение в лабораторию при Украинском психоневрологическом институте. Там произошло знакомство с Алексеем Леонтьевым, с которым его объединяло восхищение трудами Льва Выготского.
Некоторое время мужчина числился доцентом при Харьковском педагогическом институте, а после сокращения был вынужден перейти в психиатрическую клинику. Следующие несколько лет он занимался преимущественно психиатрией и читал лекции для студентов.
Личная жизнь
Личная жизнь ученого сложилась удачно, со своей женой Тамарой Меерзон он познакомился еще в школьные годы. Избранница была другом и соратницей мужчины, ей автор посвятил книгу «Введение в психологию». Они прожили много лет душа в душу и воспитали дочь Софью.
Психология
Гальперин был активным участником Харьковской психологической группы, которая действовала под руководством Леонтьева. В этот период Петр изучал отличия орудий, используемых человеком, от вспомогательных средств животных, чему позже посвятил кандидатскую диссертацию. Ученая степень была присвоена ему только спустя 2 года после защиты, в 1938-м.
Результаты исследований нашли применение в период Второй мировой войны. В то время психоневрологический институт был преобразован в госпиталь и эвакуирован в Тюмень. Петр Яковлевич служил там около двух лет, а затем по приглашению Леонтьева переехал в Свердловскую область, чтобы начать работу в центре по восстановлению после пулевых ранений.
Психолог доказал, что двигательные функции возобновляются быстрее, если сопровождаются осмысленной деятельностью. Например, больному проще поднять руку, чтобы взять предмет, чем бесцельно. Исследования Гальперина нашли применение в лечебной физкультуре.
Вопрос о том, возможна ли марксистская психология и был ли Л.С.Выготский марксистом заслуживает самого развернутого.
Следующий этап в карьере ученого начался после переезда в Москву, где он работал в МГУ. Петр Яковлевич числился на философском факультете и был доцентом при кафедре психологии, где с 1947 года занимался преподаванием.
Именно в Москве возникла теория поэтапного формирования умственных действий, сделавшая мужчину знаменитостью. В ее основе лежит предположение о том, что человеческое мышление развивается в процессе взаимодействия с предметами. Психолог выделил несколько этапов, которые необходимы, чтобы внешнее действие усвоилось и стало внутренним — было доведено до автоматизма и осуществлялось неосознанно.
Несмотря на то, что исследования Гальперина были подвергнуты критике, они нашли практическое применение при совершенствовании образовательного процесса. Аспекты теории изложены в книге «Введение в психологию», которая стала признанным вкладом в психологию.
В последующие годы биографии Петр Яковлевич продолжал работать в МГУ. Он получил ученую степень профессора только в 1966 году, а спустя 5 лет возглавил кафедру возрастной психологии. Даже в преклонном возрасте ученый не прекращал трудиться и числился консультантом при вузе.
Смерть
Гальперин умер 25 марта 1988 года, причиной смерти стало ослабленное здоровье. Он похоронен на Востряковском кладбище, рядом расположена могила жены.
Петр Гальперин
Петр Яковлевич Гальперин (1902-1988) – советский психолог, профессор и заслуженный деятель науки РСФСР. Доктор педагогических наук.
В биографии Гальперина есть много интересных фактов, о которых мы расскажем в данной статье.
Итак, перед вами краткая биография Петра Гальперина.
Биография Гальперина
Петр Гальперин появился на свет 2 октября 1902 года в Тамбове. Он рос и воспитывался в семье нейрохирурга и отоларинголога Якова Гальперина. У него был брат Теодор и сестра Полина.
Детство и юность
В результате, глава семейства повторно вступил в брак. К счастью, мачехе удалось найти подход как к Петру, так и другим детям мужа. Гальперин хорошо учился в гимназии, уделяя много времени чтению книг.
Уже тогда юноша начал проявлять интерес к философии, в связи с чем стал посещать соответствующий кружок. Стоит отметить, что отец побуждал его серьезно заняться медициной и пойти по его стопам.
Это привело к тому, что после получения аттестата Гальперин успешно сдал экзамены в Харьковский медицинский институт. Он глубоко исследовал психоневрологию и изучал влияние гипноза на колебания пищеварительного лейкоцитоза, чему позже посвятил свой труд.
Став дипломированным специалистом Петр Гальперин начал трудиться в центре для наркоманов. Именно тогда он пришел к заключению, что в основе зависимостей лежит нарушение обмена веществ.
В возрасте 26 лет молодому ученому предложили работать в лаборатории при Украинском психоневрологическом институте, где он познакомился с психологом и философом Алексеем Леонтьевым.
Психология
Петр Гальперин был активным участником Харьковской психологической группы, руководителем которой являлся Леонтьев. В это время биографии он исследовал отличие орудий человека от вспомогательных средств животных, чему посвятил кандидатскую диссертацию в 1937 г.
В начале Великой Отечественной войны (1941-1945) Гальперина вместе с коллегами эвакуировали в Тюмень, где он пробыл около 2-х лет. После этого он по приглашению все того же Леонтьева переехал в Свердловскую область.
Здесь Петр Яковлевич трудился в центре по восстановлению после пулевых ранений. Ему удалось обосновать теорию о том, что двигательные функции у больного возобновляются быстрее, если обуславливаются осмысленной деятельностью.
К примеру, пациенту будет проще отвести в сторону руку для взятия какого-либо предмета, нежели сделать это бесцельно. Как следствие, наработки Гальперина нашли свое отражение в лечебной физкультуре. К тому моменту, он стал автором труда «Об установке в мышлении» (1941).
Позднее мужчина обосновался с Москве, где работал в знаменитом МГУ. Он числился на философском факультете и был доцентом при кафедре психологии. Здесь он с 1947 г. занимался преподавательской деятельностью.
Именно в столице Петр Гальперин начал разрабатывать теорию поэтапного формирования умственных действий, принесшей ему большую известность и признание. Смысл теории сводится к тому, что человеческое мышление развивается в ходе взаимодействия с предметами.
Ученый отметил несколько этапов необходимых, чтобы внешнее действие усвоилось и стало внутренним – было доведено до автоматизма и исполнялось бессознательно.
И хотя идеи Гальперина вызвали неоднозначную реакцию среди его коллег, они нашли практическое применение при совершенствовании образовательного процесса. Интересен факт, что на основании положений данной теории, его последователи смогли выполнить массу прикладных проектов по совершенствованию содержания и процесса обучения.
Аспекты своей теории Петр Гальперин подробно описал в труде «Введение в психологию», который стал признанным вкладом в психологию. В последующие годы биографии он продолжал трудиться в МГУ.
В 1965 г. психолог стал доктором педагогических наук, а спустя пару лет удостоился степени профессора. В 1978 г. он издал книгу «Актуальные проблемы возрастной психологии». Через 2 года мужчина уже был заслуженным деятелем науки РСФСР.
Один из последних трудов Гальперина, опубликованный при его жизни, был посвящен детям и назывался – «Методы обучения и умственное развитие ребенка».
Личная жизнь
Женой Петра Гальперина была Тамара Меерзон, которую он знал еще со школьной скамьи. Супруги прожили вместе долгую и счастливую жизнь. В этом браке у них родилась девочка София. Любопытно, что именно Тамаре муж посвятил книгу «Введение в психологию».
Смерть
Петр Гальперин умер 25 марта 1988 года в возрасте 85 лет. Причиной его смерти стало ослабленное здоровье.
Гальперин Петр Яковлевич | Биография
Родина: Тамбов (Российская Империя)
Петр Яковлевич Гальперин родился 2 октября 1902 г. в Тамбове. Его отец, Яков Абрамович, был в то время уездным врачом, а впоследствии стал известным профессором, нейрохирургом и отоларингологом. Именно он привил сыну любовь к знаниям и интерес к психологии. Мать Петра Яковлевича погибла в автокатастрофе в 1917 г. Вместе со своей будущей женой, Тамарой Мерзон, Петр Гальперин учился на лечебном факультете медицинского института в Харькове.
После окончания института он работал в Центральном Украинском психоневрологическом институте, в качестве сначала врача-психоневролога, а затем — психолога.
В 1936 г. П.Я. Гальперин защитил кандидатскую диссертацию «О психологическом различии между орудиями человека и вспомогательными средствами животных». Эта работа была уже полноценным научным трудом, отражающим сложившиеся взгляды ученого. В ней Гальперин выразил идею о неравномерности развития различных форм мышления, а также высказал положение о качественном различии соотношения мышления и практической деятельности на различных стадиях онтогенеза (индивидуального развития).
Приводя в качестве примера различия между поведением человека и животного, П.Я. Гальперин показал в этой работе свои взгляды на предмет и основную задачу психологии. По его мнению, в жизни человека, в отличие от животного, преобладают ситуации изменчивые и неотложные, деятельность в которых не может осуществляться посредством стереотипно заложенных форм поведения. В этих условиях главной жизненной задачей становится адекватная ориентировка значимых элементов поля действия и их существенных взаимосвязей. На основании этого Гальперин сделал вывод о том, что психическая деятельность по своей сути есть деятельность ориентировочная. Тогда основной задачей психологии является необходимость изучения законов, строения и условий ориентировочной деятельности, особенностей ее формирования и изменения на различных этапах развития человечества. Такое понимание предмета общей психологии меняет представление о психических процессах — восприятии, мышлении, памяти, которые рассматриваются как особые формы ориентировочной деятельности. Гальперин выделяет 2 основных плана, являющиеся полем для развертывания психических, «идеальных» действий: план внешнего и внутреннего состояния субъекта. Таким образом, изменению подвергается понимание не только внешних, но и внутренних процессов.
Психология человека в Исламе
Так, эмоции рассматриваются П.Я Гальпериным как ориентировка в ситуациях, личностно или жизненно значимых для человека и требующих внеинтеллектуальных способов решения. Воля также рассматривается с позиций ориентировочной деятельности. По мнению Гальперина, это ориентировка в специфических проблемных ситуациях, когда сталкиваются, с одной стороны, рациональная и эмоциональная оценка ситуации, а с другой — общественная оценка и производные от нее социально одобряемые формы поведения. В 1943 г. Петр Яковлевич по приглашению известного психолога Рубинштейна переехал в Москву, где стал работать доцентом на кафедре Московского государственного университета. В это время у него начала складываться собственная теория, которая окончательно оформилась к началу 1950-х гг Она возникла как попытка теоретического решения практических задач, возникающих у всех педагогов. Они заключаются в том, чтобы научить учеников быстрее и проще разрешать логические, математические и прочие задания. Знаменательным в этом плане событием стало состоявшееся в 1953 г. в Москве совещание по психологии, на котором Гальперин выступил с докладом о формировании умственных действий В своем выступлении он высказал мысль о том, что умственные действия — это результат преобразования внешних материальных действий во внутренние, результат переноса внешнего действия в план восприятий, представлений и понятий.
С течением времени представления Гальперина о механизмах формирования умственных действий и понятий и их основных характеристиках изменялись, теория развивалась. Первый период — период становления основных понятий — длился до 70-х гг. XX столетия. В это время Гальперин выделил 4 первичных параметра действия: уровень выполнения, мера обобщения, полнота фактически выполняемых операций и мера освоения. Уровень выполнения действия подразумевает особенности его формирования. Оно начинается во внешней материальной форме, а через внешнеречевой уровень и уровень «речи про себя» переходит во внутренний план. Обобщение действия — это выделение из многообразных свойств его объекта именно тех, которые нужны для выполнения действия. Полнота выполняемых операций состоит в развертывании или сокращении действия. Развернуть действие — значит показать все его операции в их взаимосвязи. По мере выполнения действия операции сворачиваются сознательно или стихийно. При стихийном сокращении ученик не понимает, почему можно пропустить ту или иную операцию, а сознательное сворачивание применяется с целью упрощения. Уровень освоения действия является очень важным и значимым параметром, без достаточного освоения более ранней формы действия нельзя переходить к следующей, с другой стороны, слишком длительная остановка на более ранней форме значительно затрудняет постижение следующей формы.
Уровень усвоения понятий учащимися старших классов коррекционной школы
Все вышеуказанные свойства психического действия определяют его качество, которое тем выше, чем выше уровень обобщения, сокращения и освоения каждого действия. На базе основных, первичных параметров образуются вторичные, как результат их сочетания: разумность и сознательность. Разумность психического действия в теории Гальперина предполагает ориентацию действия на существенные свойства, подразумевает его развернутость и гибкость. Сознательность предполагает умение ученика давать полное и правильное речевое выражение действиям процессе его выполнения. Озвучивание учеником действия является очень важной характеристикой, т.к. служит признаком произвольности действия. К концу 1960-х гг. схема образования умственных действий, представленная в докладе 1953 г., превратилась в развернутую теорию происхождения конкретных психических процессов и явлений. Она получила подтверждение в многочисленных экспериментах, выполненных под руководством Петра Яковлевича. В 1965 г. он защитил докторскую диссертацию «Основные результаты исследований по проблеме «Формирование умственных действий и понятий», в которой были представлены наиболее общие положения теории. Такое подробное рассмотрение проблем, являющихся по сути основными проблемами психологии обучения, не могло не отразиться на карьере Петра Яковлевича Гальперина. В 1971 г. он стал заведовать кафедрой возрастной психологии, а в 1983 г. — профессором-консультантом этой кафедры.
В 1970-1980-х гг. происходит более подробное рассмотрение данной теории. В это время появляются новые параметры психических действий: обобщенность и критичность. Степень обобщенности характеризует тот диапазон вариантов условий, в которых действие может успешно осуществиться. Критичность же — это оценка соответствия предпосылок действия объективной действительности. В этот же период появляется ряд работ, демонстрирующих применение теории происхождения психических процессов к решению некоторых проблем современной психологии. В 1976 г. выходит в свет статья Гальперина «К вопросу об инстинктах у человека». В ней он раскрыл специфику психической деятельности животных в сравнении с человеком, ее принципиальные особенности. Особое внимание он уделил сущностному разделению категорий «биологическое» и «органическое». П.Я. Гальперин показал, что важнейшая характеристика человека как биологического вида — это отсутствие биологической предопределенности в способах и формах удовлетворения его потребностей. Чем в большей степени происходит эволюционное ослабление инстинктивного отношения к миру, тем большие требования предъявляются к содержанию и характеру ориентировочной деятельности.
Основной труд — «Введение в психологию», ставший итогом его научной деятельности, вышел в 1976 г. Известно, что он готовил следующее издание этой книги, но не успел закончить его Он умер 25 марта 1988 г Имя Петра Яковлевича Гальперина известно прежде всего в связи с созданной им теорией поэтапного формирования умственных действий и понятий. Но его творчество не ограничивается только лишь рамками этой теории. Он занимался также разработкой теории внимания и учения о языковом сознании, изучал проблемы инстинктов у человека, проблемы соотношения психики и мозга Ученый применил совершенно новый подход к классической проблеме соотношения обучения и умственного развития и к вопросу о формировании творческого мышления.
Теория поколений Различия поколений: рецепты взаимодействия
В. Яровицкий. 100 великих психологов, 2004 г.
Примеры похожих учебных работ
Психология политической деятельности
Специальности: 030301.65 — Психология служебной деятельности
Тема: Психология познавательной деятельности
Психология правоохранительной деятельности
Психологическое сопровождение деятельности человека
ПЕТР ЯКОВЛЕВИЧ ГАЛЬПЕРИН (1902-1988) СЛОВО ОБ УЧИТЕЛЕ
ПЕТР ЯКОВЛЕВИЧ ГАЛЬПЕРИН (1902-1988)
С участниками этой школы была связана его дальнейшая судьба и научная биография, которая, к сожалению, еще не написана. Я не могу претендовать на ее описание, так как не являюсь его непосредственным учеником, хотя и считаю его своим учителем. В такой биографии надо бы характеризовать его взгляды на природу психики, строение орудийного действия, психологию установки, его исследования внимания и мышления, вклад в теорию и практику психологии и в психологическое образование. Моя задача значительно скромнее. Мне хотелось бы в этих заметках вспомнить о его уникальной роли в школе А. Н. Леонтьева, которую я не вполне законно рассматриваю как единое целое. Незаконно, потому что П. Я. Гальперин, А. В. Запорожец, П. И. Зинченко, А. Р. Лурия, Д. Б. Эльконин в рамках психологической теории деятельности (или за ее пределами?) являются создателями своих собственных направлений в психологии и
собственных научных школ. И эти последние, например, в сознании наших западных коллег далеко не всегда идентифицируются с психологической теорией деятельности, рассматриваются как вполне самостоятельные или имеющие корни в культурноисторической психологии. Наиболее очевидными примерами такой оценки являются школы П. Я. Гальперина и А. Р. Лурия. Но независимо от этого вся их жизнь и судьба были общими на протяжении многих десятилетий. Они всегда, включая военные годы (кроме фронтовиков П. И. Зинченко и Д. Б. Эльконина), были вместе. Их судьба была счастливой. Никто из них не был репрессирован. Им всем в той или иной мере удалось реализовать свои замыслы, во всяком случае, по нынешним, да и по любым меркам они многое сделали в психологии.
Петр Яковлевич был не самой сильной личностью среди них, но был признанным учителем. Л. И. Божович, А. В. Запорожец, П. И. Зинченко, Д. Б. Эльконин и многие другие, когда им удавалось задумать или сделать нечто, на их взгляд, существенное и интересное, говорили, что нужно пойти посоветоваться с учителем; часто они с любовью говорили: «Пойти к «ребе » «. К нему ходили и следующие поколения (называвшие его ласковым именем Гальпетя), в том числе и мое. Ходил и я. Едва ли нужно говорить, что Петр Яковлевич далеко не всегда одобрял выслушанное. Слушал он замечательно. Когда я после его порой жестокой, но доброжелательно и иронично выраженной критики обескураженный приходил к своему непосредственному учителю А. В. Запорожцу, он с улыбкой меня утешал, говоря, что ему тоже нечасто приходится слышать комплименты от Петра Яковлевича. Нужно думать! Зря Петр Яковлевич не скажет. А. Р. Лурия был слишком продуктивен и динамичен, чтобы советоваться с кемлибо. Да и Петра Яковлевича раздражала его продуктивность. Он говорил, что Александр Романович пишет быстрее, чем я читаю. Это не было большим преувеличением. Никогда не забуду, как через несколько дней после моего доклада о кандидатской диссертации, где А. Р. Лурия согласился быть моим оппонентом (вторым был Петр Яковлевич), он позвонил мне и сказал: «Володя, я уже написал отзыв на твою работу. Когда же я ее наконец увижу? » Не знаю, как часто обращался к Петру Яковлевичу за советами А. Н. Леонтьев. Он тоже иногда называл его «ребе «. Помню, что когда А. Н. Леонтьев в конце 60-х гг. организовал (дома у А. Р. Лурия) серию семинаров с докладами о психологической теории деятельности, то семинары кончились после доклада Петра Яковлевича. Докладчик указал на болевые точки теории, показывая это на примере
экспериментальных исследований самого А. Н. Леонтьева. Самолюбие лидера было уязвлено. Потом Петр Яковлевич говорил мне, что он зря это сделал, так как А. Н. Леонтьев довольно долго таил обиду.
Коллеги и друзья Петра Яковлевича полушутя, полусерьезно говорили, что у него «слабая нервная клетка «. Но это не мешало ему быть беспощадным к научной легковесности и безвкусице. Приходилось наблюдать, как он на научном заседании прятал голову, когда с неудачным докладом выступал кто-то из его учеников или сотрудников. Конечно, критика, ирония, иногда юмор адресовались Петром Яковлевичем и другим ученым, представлявшим другие направления. Помню его очень жесткое публичное высказывание в адрес А. А. Смирнова. Хотя оно не было вовсе безосновательным, но его форма возмутила присутствовавших. К чести А. А. Смирнова, это не повлияло на его в высшей степени уважительное отношение к П. Я. Гальперину.
Петр Яковлевич, возможно, благодаря «слабой нервной клетке «, возможно, в силу свойств своего характера всегда сторонился начальства, избегал руководящих постов. Когда же его самого, как врача по образованию, назначили главным врачом госпиталя (под Свердловском), где работали психологи над восстановлением движений рук после ранения, он скрывался в лесу во время наездов различных проверяющих комиссий. За него отдувались сотрудники, впрочем, не очень на него обижаясь. Они ведь были психологами и достаточно хорошо его знали и любили.
После войны П. Я. Гальперин всю дальнейшую жизнь работал в МГУ. Он последним из всей блестящей плеяды школы Л. С. Выготского стал доктором наук и профессором. Его долго уговаривали, стыдили, корили друзья и ученики. Но они не могли избавить Петра Яковлевича от унизительной для его возраста процедуры защиты. Правда, после защиты (не на ней) он был доволен. П. Я. Гальперин никогда не пытался претендовать на членство в Академии педагогических наук, здесь уговоры не помогали. Но все же ему еще раз пришлось занять руководящую должность. По настоянию декана А. Н. Леонтьева он возглавил кафедру детской психологии. А. В. Запорожец, детский психолог милостью Божьей, очень смеялся по этому поводу, говоря, что только у нас возможно, чтобы человек, убежденный в том, что детской психологии не существует, стал заведующим кафедрой детской психологии.
Потом П. Я. Гальперин читал нам годовой курс истории психологии.
К сожалению, П. Я. Гальперин никогда не читал курс общей психологии психологам. Зато он не одно десятилетие читал этот курс философам, многие поколения которых вспоминают о нем с благодарностью и любовью.
Наконец, последнее, что в Петре Яковлевиче меня (возможно, по молодости) удивляло. Широта и глубина его научных воззрений делали его учителем и замечательным педагогом. Но они же сочетались с узкой направленностью его собственной научноисследовательской проблематики и поисков. Возможно, в этом один из секретов успеха его собственной школы. Но я вспоминаю, что испытал недоумение по поводу его теории. Я говорил ему, что, по Гальперину, результатом мышления является построение образа того или иного явления. Но почему в теории Гальперина, в логике поэтапного формирования умственных действий отсутствует этап образного, или визуального, мышления, этап формирования оперирования, манипулирования образами? На это он мне отвечал: «Володя, не толкай меня на дырявый мост феноменологических упражнений, в этом слишком сложно разобраться «. Он, конечно, не отрицал значения образных явлений, но и не хотел расширять за их счет проблематику собственных исследований.
В последние годы жизни Петра Яковлевича я очень редко общался с ним, но его более молодые ученики говорили мне, что он с сожалением отмечал трудности выхода своей теории в сферу психологии индивидуальности, психологии личности. Действительно, сложно себе представить поэтапное формирование личности, имеющей к тому же, как умственные действия, заранее определенные свойства.
Вспоминая о Петре Яковлевиче, нельзя не упомянуть о его жене Тамаре Израилевне, превосходном терапевтедиагносте, очень внимательном и добром человеке. Она пользовала всех его друзей и многих учеников, была столь же иронична, как и Петр Яковлевич.
Уверен, что в архиве П. Я. Гальперина имеется много неопубликованного. Он был нетороплив с публикациями. Может быть, его ученикам пора издать хотя бы том его избранных сочинений? Это будет событием в нашей науке; а событиями она не так уж богата.