пахельбель композитор краткая биография
LiveInternetLiveInternet
—Метки
—Рубрики
—Музыка
—Фотоальбом
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Иоганн Пахельбель
Несколько сотен лет люди не забывают этого композитора, чья музыка, как и тогда, еще в добаховское время, продолжает волновать их сердца. Наверное, навсегда останется вечным памятником композитору его знаменитый Канон ре мажор.
Немецкий композитор Иоганн Пахельбель родился в 1653 году в Нюрнберге. Еще в раннем детстве, присутствуя на церковных богослужениях, впечатлительный ребенок с необычным восторгом воспринимал органную музыку. Первоначальное музыкальное образование Иоганн получил у кантора церкви св. Себальда Генриха Швеммера0, а уроки игры на органе мальчик освоил с помощью органиста этой же церкви Георга Каспара Веккера. В 1669 году будущий композитор стал студентом университета в Альтдорфе и органистом местной церкви Лоренцирхе. Однако недостаток средств заставил юношу спустя неполный год оставить учебу в университете. В 1670 году Пахельбель переехал в Регенсбург, где поступил в Gymnsium Poeticum и продолжил обучение музыке у К. Пренца и Ф.И. Зойлина. Трудолюбивый и талантливый юноша на удивление быстро усвоил уроки своих учителей, что позволило ему уже в 1673 году переехать в Вену, куда он был приглашен в качестве второго органиста в собор св. Стефана. Первым органистом там был тогда знаменитый композитор И.К.Керль. Пять лет прослужил здесь Пахельбель. К этому периоду относятся и его первые опыты по созданию своих сочинений. В 1677 году уже достаточно хорошо известный музыкант был приглашен занять должность придворного органиста в Эйзенах. Здесь в Эйзенахае Пахельбель подружился с Амброзиусом Бахом, стал крестным отцом его дочери Иоганны Юдифи и обучал его сына Иоганна Кристофа, старшего брата Иоганна Себастьяна Баха. Всего около года прослужил у герцога Георга Пахельбель. Неожиданно умер брат герцога, и в связи с объявленным трауром, было сокращено количество музыкантов при дворе. В июне 1678 года Иоганн Пахельбель вынужден был переехать в Эрфурт, где его назначили органистом Предигеркирхе.
Этот период жизни композитора продлился двенадцать лет и принес Пахельбелю широкую известность в музыкальном мире.
Прекрасный органист и композитор, он был еще и талантливым педагогом. Одним из его учеников, как уже упоминалось выше, был Иоганн Кристоф Бах, старший брат и учитель великого Баха.
В 1681 году Пахельбель женился на Барбаре Габлер. Судьба к ней не была милосердна; свирепствовавшая в 1683 году в Европе чума унесла ее вместе с сыном в могилу. Через год композитор женился на Юдифи Дроммер. От этого брака родились две дочери, и пять сыновей.
В 1690 по приглашению герцогини Магдалены Сибилы, в надежде найти лучшую работу, и, таким образом, материально обеспечить большую семью, Пахельбель становится придворным органистом и музыкантом при Вюртембергском дворе в Штутгарте. Условия оказались и на самом деле гораздо лучше прежних. Но вскоре, в связи с угрозой французского вторжения, композитор вынужден был срочно покинуть Штутгарт и переехать в Готу, где он занял вакантную должность городского органиста.
Весной 1695 года умирает первый учитель Пахельбеля, органист церкви св. Себальда, Георг Каспар Веккер. Городские власти Нюрнберга не захотели видеть на этом месте никого другого, кроме его ученика – Иоганна Пахельбеля, отказавшись, вопреки обычаю, даже устраивать конкурс на эту должность. Посланное властями официальное приглашение было принято Пахельбелем, и летом 1695 года он вернулся в Нюрнберг. Больше композитор никуда не уезжал.
Иоганн Пахельбель умер в Нюрнберге 3 марта 1706 года. Ему было 52 года. Замкнулся круг, длиною в целую жизнь.
Виктор Каширников
Иоганн Пахельбель — Биография / История
Иоганн Пахельбель
Широкой публике Пахельбель известен как автор Канона ре мажор, по которому сложно представить себе его стиль в целом. Также хорошо известны Чакона фа минор, Чакона ре минор и Токката до минор для органа, а также клавирная сюита (арии с вариациями) «Гексахорд Аполлона» («Hexachordum Apollinis»).
Биография
Пахельбель родился в Нюрнберге и был крещён 1 сентября 1653 года. Точная дата его рождения неизвестна, но, видимо, родился он в августе. Первоначальное музыкальное образование ему дали Генрих Швеммер, кантор церкви св. Себальда, и Георг Каспар Веккер, органист в той же церкви. В 15 лет Иоганн поступил в Альтдорфский университет. Во время обучения он работал органистом в одной из церквей. Однако он вынужден был бросить университет, не проучившись и года, из-за финансовых затруднений.
Позже Пахельбель стал учеником заведения Gymnasium poeticum в Регенсбурге, где дирекция школы, впечатлённая способностями Иоганна, разрешила ему изучать музыку вне гимназии под руководством Каспара Пренца, ученика Иоганна Каспара Керля. В 1673 году Пахельбель стал вторым органистом собора Св. Стефана в Вене.
Проведя несколько лет в Вене, в 1677 году Пахельбель переехал в Эйзенах, где получил должность придворного органиста Иоганна Георга, герцога Саксен-Эйзенахского. В Эйзенахе он сблизился с семьёй Бахов, стал близким другом Иоганна Амброзия Баха, отца Иоганна Себастьяна Баха и обучал его детей. Дружба между Бахами и Пахельбелем сохранилась и после переезда последнего в Эрфурт: Пахельбель стал крёстным дочери Иоганна Амброзия, Иоганны Юдифи, и обучал его сына Иоганна Кристофа.
В Эйзенахе Пахельбель провёл всего год: умер брат его работодателя, и в период траура количество музыкантов при дворе было сокращено, в результате чего Пахельбель остался без работы. Взяв рекомендацию у капельмейстера Эберлина (в которой Пахельбель был назван «совершенным и редкостным виртуозом»), он покинул Эйзенах 18 мая 1678 года.
В июне 1678 года он получил должность органиста в эрфуртской Предигеркирхе, где проработал 12 лет. Заслужив репутацию совершенного органиста и композитора, Пахельбель стал одним из самых известных немецких композиторов во время работы в Эрфурте (возможно, потому, что ему по должности приходилось сочинять хоральные прелюдии и другую музыку).
Во время пребывания в Эрфурте Пахельбель дважды вступал в брак. Первой его женой (свадьба состоялась 25 октября 1681 года) стала Барбара Габлер, но она умерла вместе с сыном во время чумы 1683 года. Во второй раз Пахельбель женился на Юдифи Дроммер (24 августа 1684 года). У них родилось 5 сыновей и 2 дочери. Двое из сыновей Пахельбеля, Вильгельм Иероним и Карл Теодор, также стали композиторами, авторами органной музыки, а ещё один сын, Иоганн Михаил, стал мастером музыкальных инструментов. Одна из его дочерей, Амалия, заслужила признание как художник и гравёр.
Несмотря на то, что Пахельбель был очень успешен как органист, композитор и преподаватель, он попросил разрешения на увольнение, видимо, в надежде найти лучшую работу. Разрешение было дано 15 августа 1690 года; не прошло и трёх недель, как он стал придворным органистом и музыкантом при Вюртембергском дворе в Штутгарте под патронатом герцогини Магдалены Сибиллы. Это место было лучше предыдущего, но вскоре Пахельбель вынужден был бежать из-за угрозы французского вторжения. Он возвратился в Нюрнберг, а оттуда переехал в Готу, где стал городским органистом 8 ноября.
Бывший учитель Пахельбеля и органист церкви св. Себальда Георг Каспар Веккер умер 20 апреля 1695 года. Городские власти настолько хотели, чтобы вакантное место занял Пахельбель, что вопреки обычаю не стали устраивать конкурс, а направили ему официальное приглашение. Пахельбель согласился и вернулся в Нюрнберг летом 1695 года; здесь он прожил остаток жизни. Похоронен на нюрнбергском кладбище Rochusfriedhof.
Известность
Творчество
Обзор творчества
Как композитора Пахельбеля больше всего интересовали вариационная форма и другие схожие с ней формы. Первой опубликованной работой Пахельбеля стал сборник хоральных вариаций. Эта же форма используется и во многих произведениях для органа. Знаменитый Канон ре мажор также написан в форме вариаций.
Клавирное творчество
Бо́льшая часть церковной органной музыки Пахельбеля, в особенности, хоральные прелюдии, относительно проста и написана только для мануалов, педали органа здесь не используются. Отчасти это обусловлено лютеранской традицией пения хоралов, которое сопровождалось игрой на домашних музыкальных инструментах (вёрджинелах и клавикордах). Произведения Пахельбеля часто перелагались для исполнения на этих инструментах без педальной клавиатуры, которая отсутствовала у этих инструментов, композитор облегчал задачу аранжировщиков. Также простота произведений объясняется качеством имеющихся в распоряжении органов. Ни один из тех органов не сохранился до наших дней, но известно, что у эрфуртского инструмента было 27 регистров и 2 мануала (например, знаменитые органы Зильбермана имели иногда более 50 регистров и 3 мануалов). В церкви же св. Себальда в Нюрнберге у органа было только 14 регистров при двух мануалах.
Некоторые произведения (несколько хоралов, все ричеркары, некоторые фантазии) написаны с использованием белой мензуральной нотации. Такая система была широко распространена в XV веке, но в течение XVI—XVII веков постепенно вытеснена классической 5-линейной тактовой нотацией. Обычно Пахельбель использовал мензуральную нотацию для произведений, написанных в «старых стилях». Существует также версия, что такая нотация применялась Пахельбелем, чтобы исполнители, не знакомые с новой (по тем временам) системой, смогли прочесть ноты.
Хоралы
Основная часть корпуса органных произведений Пахельбеля состоит из литургических произведений: это около 70 хоралов и хоральных прелюдий (включая многочисленные произведения, написанные в Эрфурте) и более 95 небольших фуг к магнификатам. В хоралах Пахельбеля обычно 3 или 4 голоса, а хоральная мелодия (протестантская церковная песня, нем. Kirchenlied) хорошо различима (расположена обычно в сопрано или в басу). В основе нескольких фугированных обработок лежит церковная песня «Komm, heiliger Geist, Herre Gott».
В 1693 году был издан сборник, состоявший из 8 хоралов («Acht Chorale zum Praeambulieren»), где среди прочего содержались хоралы, написанные с использованием старого метода: «Wir glauben all’ an einen Gott» с украшениями в хоральной мелодии, «’un lob, mein Seel, den Herren» (псалом 103), основанный на немецкой полифонической песне с cantus firmus в теноре, и «Jesus Christus, unser Heiland der von uns», двухчастный хорал.
Фуги и ричеркары
В последние годы жизни Пахельбель сочинил более 95 небольших фуг (фугированных прелюдий) для магнификатов. Обычно пение магнификата (на вечерне) либо сопровождалось игрой органиста, либо предварялось небольшой органной прелюдией, которая задавала тон хору. Пахельбель выбрал второй вариант, при этом большинство его фуг основаны на оригинальных мелодиях, а не на стандартных мелодических формулах магнификата.
Эти фуги объединены в группы соответственно восьми церковным ладам: 23 первого тона, 10 второго тона, 11 третьего тона, 8 четвёртого тона, 12 пятого тона, 10 шестого тона, 8 седьмого тона и 13 восьмого тона. Все эти фуги являются оригинальными сочинениями, кроме четырёх фуг пятого тона, которые являются транспонированными версиями фуг третьего тона. Большинство произведений трёхголосны, есть двух- и четырёхголосные фуги. Почти все фуги непродолжительны и просты по строению; среди исключений встречается несколько двойных фуг. Темы фуг варьируются от простых однотактных до длинных секвенций, как в случае фуги к магнификату шестого тона (№ 10):
Не считая фуг к магнификатам Пахельбель написал около 30 фуг, большинство из которых трёх- или четырёхголосные. Некоторые написаны в простой двухчастной форме. Во времена Пахельбеля фуга ещё не достигла вершины развития, и он стал одним из композиторов, внесших большой вклад в развитие этой формы. Неудивительно поэтому, что очень немного его произведений можно охарактеризовать как имитационные ричеркары, не признавая их строгими фугами. Пахельбель также стал одним из первых композиторов, соединившим фугу с небольшой предшествующей пьесой, такой как прелюдия или токката. Нововведение Пахельбеля быстро завоевало популярность у европейских композиторов (например, цикл «Хорошо темперированный клавир» И. С. Баха состоит из 48 прелюдий и фуг).
Однако наиболее впечатляющим примером использования этого приёма является не фуга, а окаймление хорала «Vom Himmel hoch», где в тактах 15 и 16 стоят 30 повторяющихся шестнадцатых. В дальнейшем подобные темы найдут очень широкое применение в творчестве Иоганна Генриха Буттштетта, наиболее оригинального и талантливого из учеников Пахельбеля.
Пахельбель сочинил 3 ричеркара. Все три являются многотемными и содержат пометку alla breve. Ричеркар до минор наиболее популярен в наши дни и чаще всего исполняется и записывается. Ричеркар фа-диез минор намного более интересен с музыкальной точки зрения: он написан в тональности, которая редко используется в барочной музыке по причине неприспособленности распространённой тогда системы настройки для игры в такой тональности. Используемый ныне равномерно темперированный строй начал входить в употребление немного позже. Возможно, это означает, что Пахельбель использовал свою систему настройки, о которой ничего не известно. Ричеркар до мажор, вероятно, является ранним произведением и содержит чередующиеся терции и сексты, так же, как и некоторые токкаты.
Чаконы и вариации
Также Пахельбелю принадлежит несколько циклов вариаций на хорал. Четыре из них были опубликованы в 1683 году в Эрфурте под заголовком «Musikalische Sterbensgedanken» («Музыкальные мысли о смерти»). Название, возможно, связано со смертью первой жены Пахельбеля.
Токкаты
Иногда один-два такта последовательно идущих интервала украшают в целом существенно более сложную токкату, иногда попадаются длинные цепочки таких интервалов, и существует даже несколько произведений, полностью основанных на такой технике. В целом токкаты Пахельбеля относительно просты и доступны, но токкаты ми минор и до минор, которым уделяется больше внимания, чем остальным, являются более сложными.
Фантазии
Пахельбелю принадлежат 6 фантазий. Три из них (ля минор, до мажор и одна из написанных в дорийском ре) написаны в размере 3/2, их части не соединены тематически. Другая фантазия в дорийском ре является отголоском одной из фуг магнификат, в ней одну тему сопровождают две побочных. Фантазии ми-бемоль мажор и соль минор являются вариациями итальянского жанра toccata di durezze e ligature. Оба произведения мягки, непринуждённы и текучи, со сложными пассажами в обеих руках и множеством хроматизмов. Они похожи на музыку Фрескобальди или Джованни де Мака.
Прелюдии
Другие клавирные произведения
Все сюиты выстроены по типичной немецкой модели (аллеманда, куранта, сарабанда, жига), но иногда между курантой и сарабандой вставлена дополнительная часть, обычно гавот или balletto. Последние менее сложны, чем основные, но содержат яркие и запоминающиеся темы.
Наслаждайтесь нотами с командой PianoKafe!
Каждый день мы выполняем огромную работу, чтобы вы наслаждались любимой музыкой в качественной аранжировке.
Присоединяйтесь к 200+ довольным клиентам 🙂
Johann Pachelbel
Биография
Год рождения
Место рождения
Nuremberg, Bayern, Германия
Дата смерти
3 марта 1706 (возраст 52)
Иоганн Пахельбель (нем. Johann Pachelbel) (август 1653 — 3 марта 1706) — знаменитый немецкий композитор и органист эпохи барокко, творчество которого является одной из вершин южнонемецкой органной музыки. Он сочинил огромное количество светских и церковных произведений, а его вклад в развитие форм фуги и хоральной прелюдии делает его одним из крупнейших композиторов эпохи среднего барокко.
Сегодня широкой публике Пахельбель известен прежде всего благодаря Канону ре мажор; это был единственный написанный им канон, и по одному этому произведению сложно представить себе его стиль. Кроме упомянутого канона, хорошо известны Чакона фа минор и Токката до минор для органа, а также цикл клавирных вариаций под названием «Hexachordum Apollinis».
Биография
Пахельбель родился в Нюрнберге и был крещён 1 сентября 1653 г.; таким образом, точная дата его рождения неизвестна, но, видимо, родился он в августе. Первоначальное музыкальное образование ему дал Генрих Швеммер, кантор церкви св. Себальда, и Георг Каспар Веккер, органист в той же церкви. В 15 лет Иоганн поступил в Альтдорфский университет. Во время обучения он работал органистом в одной из церквей. Однако он вынужден был бросить университет, не проучившись и года, из-за финансовых затруднений.
Позже Пахельбель становится учеником заведения Gymnasium poeticum в Регенсбурге, где дирекция школы, впечатлённая способностями Иоганна, разрешила ему изучать музыку вне гимназии под руководством Каспара Пренца, ученика Иоганна Каспара Керла. В 1673 г. Пахельбель становится вторым органистом собора св. Стефана в Вене.
Проведя несколько лет в Вене, в 1677 г. Пахельбель переезжает в Эйзенах, где он получает должность придворного органиста Иоганна Георга, герцога Саксен—Эйзенахского. В Эйзенахе он сблизился с семьёй Бахов, став близким другом Иоганна Амброзия Баха, отца Иоганна Себастьяна Баха, и обучая его детей. Дружба между Бахами и Пахельбелем сохранилась и после переезда поледнего в Эрфурт: Пахельбель стал крёстным дочери Иоганна Амброзия, Иоганны Юдифи, и обучал его сына Иоганна Кристофа.
В Эйзенахе Пахельбель провёл всего год: умер брат его работодателя, и в период траура количество музыкантов при дворе было сокращено, в результате чего Пахельбель остался без работы. Взяв рекомендацию у капельмейстера Эберлина (в которой Пахельбель был назван «совершенным и редкостным виртуозом»), он покинул Эйзенах 18 мая 1678 г.
В июне 1678 г. он получил должность органиста в эрфуртской церкви, где проработал 12 лет. Заслужив репутацию самого совершенного органиста и композитора своего времени, Пахельбель стал одним из самых известных немецких композиторов во время работы в Эрфурте (возможно, потому что ему по должности приходилось сочинять хоральные прелюдии и другие произведения).
Во время пребывания в Эрфурте Пахельбель дважды женился. Первой его женой (свадьба состоялась 25 октября 1681 г.) стала Барбара Габлер, но она умерла вместе с сыном во время чумы 1683 г. Во второй раз Пахельбель женился на Юдифи Дроммер (24 августа 1684 г.). У них родилось 5 сыновей и 2 дочери. Двое из сыновей Пахельбеля, Вильгельм Иероним и Карл Теодор, также стали композиторами органной музыки, а ещё один сын, Иоганн Михаил, стал мастером музыкальных инструментов. Одна из его дочерей, Амалия, заслужила признание как художник и гравёр.
Несмотря на то, что Пахельбель был очень успешен как органист, композитор и преподаватель, он попросил разршения на увольнение, видимо, в надежде найти лучшую работу. Разрешение было дано ему 15 августа 1690 г.; не прошло и трёх недель, как он уже был придворным органистом и музыкантом при Вюртембергском дворе в Штутгарте под патронажем герцогини Магдалены Сибиллы. Это место было лучше предыдущего, но вскоре Пахельбель вынужден был бежать из-за угрозы французского вторжения. Он возвратился в Нюрнберг, а оттуда перехал в Готу, где стал городским органистом 8 ноября.
Бывший учитель Пахельбеля и органист церкви св. Себальда Георг Каспар Веккер умер 20 апреля 1695 г. Городские власти настолько хотели, чтобы вакантное место занял Пахельбель, что, вопреки обычаю, не устраивали конкурса, а направили ему официальное приглашение. Пахельбель согласился и вернулся в Нюрнберг летом 1695 г.; здесь он прожил весь остаток жизни.
Пахельбель Иоганн: биография, карьера, личная жизнь
Содержание статьи
БИОГРАФИЯ
Место рождения будущего композитора – Нюрнберг. Музыковеды, отталкиваясь от даты крещения, предполагают, что, вероятно, месяц рождения Иоганна Пахельбеля – август 1653 года.
Преподавателями музыки у будущего знаменитого композитора на начальном этапе были руководитель хора Генрих Швеммер и исполнитель на органе Георг Каспар Веккер, которые служили в церкви, посвященной св. Себальду.
В 1668 году Иоганн попадает в Альтдорфский университет. С целью обеспечить себя, Иоганн устроился органистом в церковь, но не избежал денежных проблем. Композитор бросил университет на первом курсе. С 1673 года Иоганн служит исполнителем на органе в венском соборе Св.Стефана.
Прожив там в течение 4-х лет, композитор уехал в Эйзенах. Там герцог Саксен-Эйзенахский предложил ему работу исполнителем на органе. Однако через год герцог уволил часть музыкантов из-за смерти своего родственника, и композитор лишился работы. За год до этого с Пахельбелем подружился Иоганн Амброзий Бах – отец И. С. Баха. Пахельбель преподавал азы музыки детям своего друга. Дружеские отношения не разорвались, когда композитор перебрался в Эрфрут: ему досталось место исполнителя на органе в Предигеркирхе. Там с 1678 года Иоганн служил на протяжении 12 лет и отличился как совершенный исполнитель и сочинитель музыки для органа.
С 1690 года композитор служил в Штутгарте при Вюртемберском дворе, но вскоре уехал в Готу. Через пять лет ему было предложено вакантное место исполнителя на органе в церкви, посвященной св. Себальду. Иоганн согласился на эту работу и прожил в Нюрнберге до самой смерти.
ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ
Впервые Пахельбель женился на Барбаре Габлер в 1681 году, однако жена и сын погибли от чумы через два года. Во втором браке (1684 год) с Юдифью Дроммер появились на свет 5 мальчиков и 2 девочки. Вильгельм Иероним и Карл Теодор сочиняли органную музыку, Иоганн Михаил мастерил инструменты для музыкантов. Дочь Амалия стала художником и гравером.
ТВОРЧЕСТВО
Композитор создал больше 200 органных сочинений. Среди клавирных сочинений встречаются сюиты и клавесинные вариации. Есть и сочинения для голоса: множество арий, магнификатов, мотетов, концертов. Чаще всего Пахельбель обращался к вариациям. Серьезное воздействие на творческий стиль Пахельбеля оказали композиторы из Италии и Южной Германии.
Для ценителей классической музыки знаковым произведением является Канон ре мажор – произведение, которое единственное во всем творчестве Пахельбеля имеет каноническую форму. В числе других популярных произведений Пахельбеля можно назвать Чаконы ре минор и фа минор, Токкату до минор для органа и сюиту для клавира «Hexachordum Apollinis».
Пахельбель композитор краткая биография
Иоганн Пахельбель (нем. Johann Pachelbel) (август 1653 — 3 марта 1706) — знаменитый немецкий композитор и органист эпохи барокко, творчество которого является одной из вершин южнонемецкой органной музыки. Он сочинил огромное количество светских и церковных произведений, а его вклад в развитие форм фуги и хоральной прелюдии делает его одним из крупнейших композиторов эпохи среднего барокко.
Пахельбель был хорошо знаком с отцом И. С. Баха и обучал игре на органе его старшего брата – Иоганна Кристофа. Великий мастер еще с юности переписывал и серьезно изучал произведения своего старшего современника.
Традиции музыкального наследия Пахельбеля оказали большое влияние на И. С. Баха, были восприняты и развиты его всеобъемлющим гением.
Сегодня широкой публике Пахельбель известен прежде всего благодаря Канону ре мажор; это был единственный написанный им канон, и по одному этому произведению сложно представить себе его стиль. Кроме упомянутого канона, хорошо известны Чакона фа минор и Токката до минор для органа, а также цикл клавирных вариаций под названием «Hexachordum Apollinis».
Несколько сотен лет люди не забывают этого композитора, чья музыка, как и тогда, еще в добаховское время, продолжает волновать их сердца. Наверное, навсегда останется вечным памятником композитору его знаменитый Канон ре мажор.
Немецкий композитор Иоганн Пахельбель родился в 1653 году в Нюрнберге. Еще в раннем детстве, присутствуя на церковных богослужениях, впечатлительный ребенок с необычным восторгом воспринимал органную музыку. Первоначальное музыкальное образование Иоганн получил у кантора церкви св. Себальда Генриха Швеммера0, а уроки игры на органе мальчик освоил с помощью органиста этой же церкви Георга Каспара Веккера. В 1669 году будущий композитор стал студентом университета в Альтдорфе и органистом местной церкви Лоренцирхе. Однако недостаток средств заставил юношу спустя неполный год оставить учебу в университете. В 1670 году Пахельбель переехал в Регенсбург, где поступил в Gymnsium Poeticum и продолжил обучение музыке у К. Пренца и Ф.И. Зойлина. Трудолюбивый и талантливый юноша на удивление быстро усвоил уроки своих учителей, что позволило ему уже в 1673 году переехать в Вену, куда он был приглашен в качестве второго органиста в собор св. Стефана. Первым органистом там был тогда знаменитый композитор И.К.Керль. Пять лет прослужил здесь Пахельбель. К этому периоду относятся и его первые опыты по созданию своих сочинений. В 1677 году уже достаточно хорошо известный музыкант был приглашен занять должность придворного органиста в Эйзенах. Здесь в Эйзенахае Пахельбель подружился с Амброзиусом Бахом, стал крестным отцом его дочери Иоганны Юдифи и обучал его сына Иоганна Кристофа, старшего брата Иоганна Себастьяна Баха. Всего около года прослужил у герцога Георга Пахельбель. Неожиданно умер брат герцога, и в связи с объявленным трауром, было сокращено количество музыкантов при дворе. В июне 1678 года Иоганн Пахельбель вынужден был переехать в Эрфурт, где его назначили органистом Предигеркирхе.
Этот период жизни композитора продлился двенадцать лет и принес Пахельбелю широкую известность в музыкальном мире.
Прекрасный органист и композитор, он был еще и талантливым педагогом. Одним из его учеников, как уже упоминалось выше, был Иоганн Кристоф Бах, старший брат и учитель великого Баха.
В 1681 году Пахельбель женился на Барбаре Габлер. Судьба к ней не была милосердна; свирепствовавшая в 1683 году в Европе чума унесла ее вместе с сыном в могилу. Через год композитор женился на Юдифи Дроммер. От этого брака родились две дочери, и пять сыновей.
В 1690 по приглашению герцогини Магдалены Сибилы, в надежде найти лучшую работу, и, таким образом, материально обеспечить большую семью, Пахельбель становится придворным органистом и музыкантом при Вюртембергском дворе в Штутгарте. Условия оказались и на самом деле гораздо лучше прежних. Но вскоре, в связи с угрозой французского вторжения, композитор вынужден был срочно покинуть Штутгарт и переехать в Готу, где он занял вакантную должность городского органиста.
Весной 1695 года умирает первый учитель Пахельбеля, органист церкви св. Себальда, Георг Каспар Веккер. Городские власти Нюрнберга не захотели видеть на этом месте никого другого, кроме его ученика – Иоганна Пахельбеля, отказавшись, вопреки обычаю, даже устраивать конкурс на эту должность. Посланное властями официальное приглашение было принято Пахельбелем, и летом 1695 года он вернулся в Нюрнберг. Больше композитор никуда не уезжал.
Иоганн Пахельбель умер в Нюрнберге 3 марта 1706 года. Ему было 52 года. Замкнулся круг, длиною в целую жизнь.