пакистан история создания государства

Образование Пакистана

Вы будете перенаправлены на Автор24

Создание нового государства

Государство Пакистан образовалось 14 августа 1947 года путем выделения из Британской Индии территорий, населенных преимущественно мусульманами. Она состояла из западной (ныне Пакистан) и восточной части (ныне Бангладеш), которые находились на расстоянии 1600 км. друг от друга. К Пакистану отошли такие бывшие территории Британской Индии, как Панджаб, Синд, Велуджистан, Северо-Западная пограничная провинция, Восточная Бенгалия. К новому государству вошло также 45 княжеств. Княжество Кашмир с преобладанием мусульманского населения по решению правителя-индуса присоединилось к Индии.

Попытки Пакистана вооруженным путем получить Кашмир закончилось неудачей (1947 год). Княжество разделено на две части, одна из которых находится в составе Индии, другая – в составе Пакистана. Возник затяжной конфликт, который продолжается до наших дней.

В 1947-1956 гг. Пакистан получил статус доминиона и управлялся генерал-губернатором, назначенным Великобританией. Первым эту должность занял лидер национально-освободительного движения, основатель независимого Пакистана Мухаммад Али Джинна, который внес значительный вклад в разработку концепции мусульманского государства.

Выработка политической системы

Для выработки конституции созывалось Учредительное собрание. Она вступила в силу в марте 1956 года. Конституция провозгласила Исламскую Республику Пакистан. Государственным языком стал язык урду. В конце 40-х годов в Пакистан переселилось из Индии 6 млн. беженцев.

Особая ситуация возникла в провинции Синд. Ее покинуло около 1 млн. немусульман, а приехало 1100000. чел. из Западной и Северной Индии, родным языком абсолютного большинства которых был урду. Пришельцы получили название мухаджиры (буквально – беженцы), не смешались с местным населением, а сформировали свою общину. Это привело к радикальному изменению национального состава жителей городов, где мухаджиры стали преобладать. Среди них было много представителей высших торговых каст с достаточными капиталами, которые заняли почетное место в экономике.

Готовые работы на аналогичную тему

Знаменитые мухаджирские «22 семьи» владели в 50-х годах 2/3 акциями промышленных предприятий, 4/5 активами банков и 3/4 страховыми компаниями. В дальнейшем развернулось соперничество за власть и влияние между этой общиной и представителями местных национальных элит – панджабской и пуштунской, постепенно оттесняя переселенцев на второстепенные роли. Возникли предпосылки для этнических конфликтов.

Во внешней политике правящие круги ориентировались на США и Великобританию. Конфликт с Индией из-за Кашмира втянул Пакистан в непосильную гонку вооружений.

Война внутри страны и политическая нестабильность

К концу 50-х годов внутренняя ситуация в Пакистане была нестабильной. Гражданская власть не могла урегулировать многочисленные общественные проблемы. Выход видели в установлении военной диктатуры. Генералы могли наладить эффективное функционирование экономики, прекратить религиозные, этнические, социальные конфликты, если нужно, с применением силы. В 1958-1969 гг. власть находилась в руках генерала Айюб Хана, в 1969-1971 гг. его сменил военный режим генерала А.М. Яхья Хана.

В 60-е годы в стране проводились экономические реформы, которые значительно обогатили буржуазию Западного Пакистана за счет Восточной Бенгалии.

В декабре 1970 г. были проведены первые в истории Пакистана свободные выборы. В Западном Пакистане победила Пакистанская народная партия, в Восточном – Народная лига. Поскольку население Восточной Бенгалии было больше, в парламент прошло больше депутатов от этой части государства, и они могли влиять на принятие решений. Попытка военных не допустить автономии Бенгалии привела к вооруженному конфликту в провинции и войны с Индией, которая закончилась поражением Пакистана. Единое государство распалось. На территории Бенгалии образовалась независимая Народная Республика Бангладеш (1971). Одновременно пал военный режим А.М. Яхья Хана.

Демократическое правительство Зульфикара Али Бхутто (1971-1977) провело радикальные социально-экономические преобразования в духе «исламского социализма».

В 1977 командующий сухопутными силами генерал М. Зия-уль-Хак в очередной раз ввел в стране военное положение. З.А. Бхутто был обвинен в государственных преступлениях, приговорен к смертной казни и повешен (1979). Прямое военное правление продолжалось восемь лет. Осуществлялась исламизация различных сфер общества и экономики. В 1985 году военное положение был отменено, но власть осталась в руках М. Зия-уль-Хака. В 1988 г. он погиб в авиакатастрофе.

Следующее 11-летие (1988-1999) характеризуется установлением демократических норм и функционированием конституционной политической системы. Две влиятельные партии – Пакистанская мусульманская лига (лидер М. Наваз Шариф) и Пакистанская народная партия (лидер Беназир Бхутто) – сменяли друг друга у власти по результатам выборов.

Источник

Армия и государство в Пакистане. Часть 1. Становление пакистанской армии и её политическое утверждение

Пакистан как независимое государство появился на карте мира в результате раздела бывшей Британской Индии в 1947 году. Перед освобождением этой крупнейшей колонии, которая действительно была «алмазом» в короне Британской империи, было принято решение создать два независимых государства: собственно Индию, в которой оставалась бы большая часть Индостана, населенная индуистами и представителями ряда других религиозных общин, и Пакистан, в который вошли бы земли с преимущественно мусульманским населением. Кстати, изначально в состав Пакистана включили и Восточную Бенгалию (ныне это независимая страна Бангладеш).

пакистан история создания государства. Смотреть фото пакистан история создания государства. Смотреть картинку пакистан история создания государства. Картинка про пакистан история создания государства. Фото пакистан история создания государства

Практически с самого начала политической истории Пакистана важнейшую роль в жизни страны стали играть вооруженные силы. Их влияние на политические процессы очень велико, в определенной степени Пакистан напоминает этим Турцию и Египет. Однако, следует помнить, что в отличие от тех же Египта или Турции, Пакистан куда менее светское государство. Ислам является не просто религией, а государственной идеологией Пакистана, определяя специфику политического развития этой страны. Ведь, в отличие от Турции или Египта, Пакистан изначально и создавался как исламское государство, призванное воплотить политические интересы мусульман Индостана. Официальное название страны — Исламская республика Пакистан — говорит само за себя, как и государственный флаг, и название столицы — Исламабад.

Если бы не ислам, Пакистан как независимое государство просто бы не существовал. Ведь сам смысл его создания заключался в том, чтобы обеспечить для мусульман Британской Индии возможность жить в собственном государстве, в соответствии со своими религиозно-политическими традициями и представлениями. Как сказал пакистанский ученый Вахиз уз-Зиман, без ислама турки останутся турками, персы — персами, арабы — арабами, а кем останутся пакистанцы? И эти слова прекрасно отражают суть пакистанской идентичности. Ведь Пакистан это, по сути, объединение регионов и народов с собственными языками, этнической принадлежностью, историей, политическими традициями. Пенджабцы, кашмирцы, синдхи, белуджи, пуштуны — единственное, что их объединяет, так это мусульманская религия и именно на ее основе и выстраивалась политическая идентичность пакистанского общества.

пакистан история создания государства. Смотреть фото пакистан история создания государства. Смотреть картинку пакистан история создания государства. Картинка про пакистан история создания государства. Фото пакистан история создания государстваСама необходимость создания на осколках Британской Индии независимого государства для мусульман обосновывалась тем, что в Индостане мусульмане, несмотря на их многочисленность, составляли процентное меньшинство по отношению к индуистскому населению. В случае создания единого государства мусульмане были бы обречены на подчиненное положение, им никогда не удалось бы обеспечить продвижение своих кандидатов на высшие должности. Поэтому еще в начале ХХ века была создана Всеиндийская Мусульманская Лига, у истоков которой стоял Мухаммад Али Джинна (1876-1948, на фото) — подлинный отец-основатель пакистанской государственности. Именно он выдвинул концепцию «двух наций», предполагавшую создание на Индийском субконтиненте двух государств на конфессиональной основе — индусского и мусульманского. Джинна считал, что на полуострове Индостан существует всего две нации — мусульманская и индусская, объединяющие, в свою очередь, множество народов и этнических групп, чьи культурные традиции основаны либо на исламе, либо на индуизме (к последним относились и джайнисты, и буддисты, и сикхи).

Однако, когда в 1947 году была провозглашена независимость Пакистана, молодая страна сразу же вступила на путь открытой конфронтации с Индией. Причиной тому стали территориальные споры, прежде всего — за Кашмир. Этот высокогорный регион населен и мусульманами, и индуистами. Для Пакистана он имеет стратегическое значение, поскольку именно на Кашмире находятся основные водные ресурсы, питающие сельскохозяйственные районы пакистанской «житницы» — провинции Пенджаб. Кроме того, кашмирские мусульмане изначально не собирались входить в состав Индии, хотя махараджа Кашмира, индуист по вероисповеданию, собирался включить регион в состав индийского государства. Последующая история Пакистана и Индии — это история непрекращающейся скрытой или открытой конфронтации, несколько войн, большое количество локальных вооруженных конфликтов, подрывная деятельность на территории друг друга. Естественно, что в такой напряженной ситуации и Пакистан, и Индия обращают особое внимание на развитие и укрепление своих вооруженных сил.

Раздел Британской Индии на Индию и Пакистан предполагал и соответствующие преобразования в бывших вооруженных силах Британской Индии. Их предполагалось разделить между Индией и Пакистаном, причем большая часть вооружения и личного состава оставалась за Индией. И в индийской, и в пакистанской армиях на первом этапе их существования служило множество британских генералов и офицеров. Но когда пакистанское руководство столкнулось с нежеланием британских советников воевать против Индии, в армии которой находились их соотечественники — англичане, с которыми они вместе служили в колониальных войсках, было принято решение о «национализации» вооруженных сил. Укрепление армии и превращение ее в могущественный инструмент внешней и внутренней политики, таким образом, было продиктовано самим развитием пакистанского государства во второй половине ХХ века.

Как и в Турции или Египте, в Пакистане армия представляет собой один из наиболее вестернизированных институтов общества. Поступление на военную службу еще в колониальную эпоху означало для молодого человека определенное отмежевание от традиционной среды обитания и общения. Он оказывался в многонациональной армейской среде, где господствовали не религиозные догмы и племенные традиции, а воинские уставы. После провозглашения независимости армия сохранила свои черты оплота светских тенденций в пакистанском обществе. Конечно, в отличие от Турции, пакистанские вооруженные силы никогда не брали курс на секуляризацию общества и в целом сохраняли верность той политической идеологии, которая с момента провозглашения независимости определяла политическое лицо и политическое будущее пакистанского государства. Но, тем не менее, именно армии в конечном итоге предстояло блокировать инициативы и действия наиболее радикальной части пакистанских исламских кругов.

Армия, особенно в первые десятилетия существования суверенного Пакистана, явилась тем институтом, который сцементировал и сплотил очень сложное и дифференциированное пакистанское общество. В отличие от многих других стран Востока, в Пакистане, во-первых, нет титульной нации — пенджабцы, пуштуны, белуджи, синдхи, брагуи и другие народы страны имеют собственные языки, культуру, традиции, соответственно и политические амбиции. В 1970-е годы этническая идентичность и амбиции бенгальского населения Восточного Пакистана привели к масштабной войне и появлению независимого государства Бангладеш. Сегодня активны сепаратистские настроения в Белуджистане, а в районах компактного проживания пуштунских племен пакистанскому правительству с трудом удается контролировать ситуацию. Во-вторых, в Пакистане всегда были очень сильным социальный и культурный разрыв между верхней частью общества — крупной и средней буржуазией, военной и политической элитой, интеллигенцией, и основной массой населения. Элита тяготела к более светской модели управления, тогда как широкие массы населения, живущие в нищете, поддерживали радикальную часть фундаменталистов, выступавших не только под религиозными, но и под социальными лозунгами. В этих условиях армия становилась тем институтом, который мог не только силовым путем подавить общественное недовольство, но и обеспечить сотрудничество различных групп пакистанского общества.

пакистан история создания государства. Смотреть фото пакистан история создания государства. Смотреть картинку пакистан история создания государства. Картинка про пакистан история создания государства. Фото пакистан история создания государства

Как и во многих странах Азии и Африки, служба в вооруженных силах — это социальный лифт для рядового пакистанца. Сделать военную карьеру выходцу из простонародной среды в Пакистане проще, чем получить качественное гражданское образование и построить карьеру в сфере бизнеса, науки или культуры. Разумеется, что представители пакистанской военной элиты в большинстве своем также происходят из влиятельных и статусных семей, но человеку из народа получить старшее офицерское звание в армии все же проще, чем стать востребованным адвокатом, университетским профессором или известным врачом. Выходцы из нижних слоев пакистанского общества и уроженцы отдаленных районов в армии получают не только военную специальность — они воспринимают более вестернизованные модели поведения и системы ценностей, все дальше отходя от племенных традиций.

С религиозными фундаменталистами у пакистанской военной элиты сложные взаимоотношения. Первые десятилетия пакистанской истории характеризовались значительной дистанцией между военными и религиозными кругами. Пакистанское офицерство, наследовавшее традиции колониальных войск Британской Индии, было наиболее секуляризованной частью общества и придерживалось «европейского» (по меркам Пакистана, разумеется) образа жизни. В свою очередь, религиозные круги достаточно негативно воспринимали деятельность светской элиты Пакистана, включая и военную верхушку, поскольку считали крайне неправильным и опасным для страны отход от исламских принципов управления и социально-политической организации. Однако, в 1950-е годы идеи фундаменталистов не пользовались популярностью ни среди элиты, ни среди большей части пакистанской молодежи. Эйфория по поводу создания независимого государства, военное противостояние и соперничество с соседней Индией ориентировали население страны скорее на ценности модернизации и строительства сильного современного государства. Ситуация стала постепенно меняться в 1960-е годы, когда стала очевидной нерешенность социально-экономических проблем. Кроме того, тогда же начались и важные изменения во внешнеполитической сфере. Пакистан превратился в важнейшего союзника США в регионе, а затем ключевым военным партнером Пакистана стал и Китай, озабоченный ростом экономического и военного потенциала Индии. Именно американская и китайская военная помощь и сыграли важнейшую роль в укреплении пакистанских вооруженных сил.

Американское политическое влияние в Пакистане стало укрепляться еще в конце 1950-х годов, когда к власти в стране пришел генерал Айюб Хан. Первое десятилетие своего существования страна имела статус независимого доминиона в составе Британского Содружества. Управлял Пакистаном генерал-губернатор. Первым генерал-губернатором был Мухаммад Али Джинна — теолог и философ, разработчик концепции пакистанской государственности. Его сменил Хаваджа Назимуддин — тоже гражданский политический деятель, занимавший пост генерал-губернатора в 1948-1951 гг. Гражданским был и третий генерал-губернатор Пакистана — Гулам Мухаммад, руководивший страной в 1951-1955 гг. пакистан история создания государства. Смотреть фото пакистан история создания государства. Смотреть картинку пакистан история создания государства. Картинка про пакистан история создания государства. Фото пакистан история создания государстваВ 1955 году четвертым генерал-губернатором стал первый офицер на этом посту — генерал-майор Сахибзада Саид Искандер Али Мирза (на фото).

Получивший военное образование, Искандер Мирза служил в военном ведомстве Британской Индии, а после провозглашения независимости Пакистана стал первым министром обороны страны. Именно Искандер Мирза в 1956 году изменил Конституцию Пакистана, ликвидировав пост генерал-губернатора и введя пост президента. Таким образом, первым президентом Пакистана стал выходец из военных кругов. 7 октября 1958 года генерал Искандер Мирза издал указ о роспуске парламента и ввел военное положение. Верховным главнокомандующим вооруженными силами был назначен генерал Айюб Хан, однако он отказался выполнять приказы Искандера Мирзы и вынудил первого президента Пакистана навсегда покинуть страну. Так в Пакистане произошел первый в его истории военный переворот.

Возглавивший государство Мухаммед Айюб Хан (1907-1974), пуштун по этнической принадлежности, был потомственным военным. Его отец служил в британских колониальных войсках, а сам Айюб Хан закончил Королевское военное училище в Великобритании и также служил в британских индийских частях. Он начинал свою службу в 14-м Панджабском пехотном полку, в годы Второй мировой войны получил звания подполковника и полковника, командовал полком на территории Бирмы. пакистан история создания государства. Смотреть фото пакистан история создания государства. Смотреть картинку пакистан история создания государства. Картинка про пакистан история создания государства. Фото пакистан история создания государстваК тому времени, когда Пакистан стал независимым государством, Айюб Хан был самым старшим по званию офицером мусульманского вероисповедания в Британской Индии — сорокалетний пуштун носил погоны бригадного генерала и командовал бригадой, дислоцированной в Вазиристане — на территории населенной пуштунами Северо-западной пограничной провинции. В армии независимого Пакистана Айюб Хан сразу же получил звание генерал-майора и был назначен командиром 14-й дивизии в Восточном Пакистане (ныне Бангладеш), а в 1949 г. возглавил Восточное командование вооруженных сил Пакистана.

Именно в годы нахождения у власти Мухаммеда Айюб Хана, Пакистан превратился в один из ключевых форпостов американского военно-политического влияния в Южной Азии. При Айюб Хане Пакистан присоединился к Багдадскому пакту, затем — к блокам СЕНТО и СЕАТО. В годы правления Айюб Хана армия установила полный контроль над политической жизнью в стране. Укрепляя влияние армии, Айюб Хан проводил и агрессивную внешнюю политику. В 1965 году началась война с соседней Индией. Однако она не только не стала победоносной, но и привела Пакистан к новым серьезным политическим проблемам. Во-первых, США в той войне отказались оказывать Пакистану военную помощь. Во-вторых, была нарушена коммуникация между Западным и Восточным Пакистаном, что лишь усугубило существовавшие между двумя регионами противоречия. Наконец, ухудшилась экономическая ситуация в стране. В результате, к концу 1960-х годов в Пакистане начался серьезнейший политический кризис. Сам Айюб Хан к этому времени серьезно заболел и уже не мог контролировать политическую ситуацию в стране и удерживать власть в своих руках. Большой ошибкой Айюб Хана было и разделение в свое время постов президента и главнокомандующего. Став президентом и отказавшись от должности главнокомандующего, Айюб Хан лишил сам себя рычагов управления армией. В 1969 году он был вынужден передать власть военной верхушке.

Источник

Исламская Республика Пакистан. Справка

23 марта отмечается День Пакистана. В этот день в 1940 году на сессии Мусульманской лиги была принята так называемая «Пакистанская резолюция», положившей начало движению за образование независимого государства Пакистан.

Исламская Республика Пакистан (Islamic Republic of Pakistan) – государство, расположенное в северо-западной части южноазиатского субконтинента. Площадь – 803,9 тыс. кв. км.

На юго-западе берега Пакистана омываются Аравийским морем, на западе страна граничит с Ираном, на северо-западе – с Афганистаном, на северо-востоке – с Джамму и Кашмиром (территории, на которые предъявляют права и Индия, и Пакистан; по конституции Индии входят в ее состав) и на востоке – с Индией.

Столица – город Исламабад.

В административном плане Пакистан состоит из четырех провинций (Пенджаб, Синд, Северо-Западная пограничная провинция (СЗПП), Белуджистан), федеральной столичной территории, а также Территории племен федерального управления (ТПФУ). Под контролем Пакистана находятся также так называемые «Северные территории» и «Азад (Свободный) Кашмир».

ИРП – шестая по численности населения страна мира. По официальным оценкам на февраль 2009 г., в ней проживало 165,5 млн человек. Последняя перепись населения проводилась в 1998 г. Среднегодовой прирост населения – 2,03%.

Основные национальности – пенджабцы, пуштуны, синдхи, белуджи, брагуи. Государственный язык – урду, при этом на официальном уровне и в деловой переписке широко используется английский.

Государственная религия – ислам суннитского толка. 97% населения страны – мусульмане (77 % суннитов, 20% шиитов).

Пакистан – молодое государство, возникшее в 1947 г. Ранее с 1893 г. вся территория современного Пакистана входила в состав Британской Индии.

Начало движению за образование независимого государства Пакистан положило принятие в 1940 г. на сессии Мусульманской лиги так называемой «Пакистанской резолюции», которая провозглашала принципы существования мусульманской общины в независимом государстве.

При разделе Британской Индии в состав Пакистана вошли северо-восточные и северо-западные районы Индостана с преимущественно мусульманским населением.

В современных границах существует с 1971 г. (после отделения Восточного Пакистана и образования на его территории государства Бангладеш).

Пакистан – федеративная республика.

Глава государства – президент, имеющий право в соответствии с конституцией 1973 г. (в редакции 2003 г.) распускать Национальную ассамблею (нижнюю палату парламента) и, соответственно, отправлять в отставку правительство, производить назначение армейского руководства.

Президентом страны с сентября 2008 г. является Асиф Али Зардари (сопредседатель Пакистанской народной партии).

Высший законодательный орган Пакистана – парламент (Маджлис-и-шура), состоящий из двух палат: нижней (Национальная ассамблея) и верхней (Сената).

Национальная ассамблея (нижняя палата) избирается на пять лет (последние выборы состоялись 18 февраля 2008 г.). Состоит из 342 депутатов (в том числе 60 мест зарезервировано за женщинами и 10 – за представителями религиозных меньшинств). Спикер Нацассамблеи – Фехмида Мирза.

Сенат (верхняя палата) избирается депутатами Национальной и провинциальных ассамблей (100 сенаторов). Председатель Сената – Мохаммед Миан Сумро.

На основе парламентского большинства формируется правительство, которым руководит премьер-министр.

С марта 2008 г. главой кабинета министров является Юсуф Раза Гилани (старший заместитель председателя ПНП).

Судебная система состоит из гражданского и уголовного судопроизводства и имеет три уровня: высшая судебная инстанция – Верховный суд (Supreme Court, первая инстанция; также выполняет функции конституционного суда), высшие провинциальные суды (вторая инстанция) и низшие, окружные и сессионные суды (третья инстанция). Кроме этого, существуют отдельные суды с нередко пересекающейся сферой полномочий: военные, административные, таможенные, торговые, чрезвычайные и т.п. В стране параллельно действует федеральный Высший шариатский суд, который рассматривает дела на соответствие принятых светскими судами решений предписаниям ислама и может выносить смертные приговоры по уголовным делам. Его решения могут быть обжалованы в Верховном суде.

Военные суды образуют самостоятельную правовую систему.

Исламская республика Пакистан – аграрно-индустриальная страна (в сельском хозяйстве производится 19,6%, в промышленности – 26,8%, сфере услуг – 53,7% ВВП), в целом обеспечивающая себя продовольствием.

Основные отрасли промышленности: текстильная, пищевая, химическая, цементная, сталеплавильная, газовая и нефтеперерабатывающая. Производство электроэнергии, стали, угля, нефти и нефтепродуктов, удобрений контролируется госсектором.

Крупнейшими внешнеторговыми партнерами страны являются: США (около 21,2% товарооборота), ОАЭ (10,3%), Афганистан (5,8%), Великобритания (5,6%), ФРГ (4,4%), Италия (3,8%).

Валютные резервы Госбанка ИРП – 6,7 млрд долларов (по состоянию на 9 января 2009 г.).

Внешний долг ИРП – 44,5 млрд долларов (или 26,5% ВВП). ИРП относится к числу наиболее активных заемщиков международных финансовых организаций. Крупнейший донор в 2007/2008 финансовом году – Азиатский банк развития (1,4 млрд долларов). Прямые иностранные инвестиции в экономику ИРП составили в 2007/2008 финансовом году 5,2 млрд долларов (США, Малайзия, ОАЭ, Великобритания, КНР).

Наиболее привлекательными отраслями для иностранных капиталовложений оставались телекоммуникационная, банковская и торговая сферы, нефтегазовый сектор и энергетика, транспорт, строительство.

Среднегодовой доход на душу населения в 2007/2008 финансовом году составил 1085 долларов. По официальной статистике, 24% населения живет за чертой бедности. Уровень безработицы – 5,2% трудоспособного населения. В широких масштабах практикуется экспорт рабочей силы в США, Европейский Союз (в первую очередь, Великобританию), страны Персидского залива (валютные переводы на родину в 2006/2007 финансовом году составили 6,5 млрд долларов).

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *