пако де лусия биография личная жизнь
Биография Пако де Лусия
Пако де Лусия (De Lucia Paco), настоящее имя Франсиско Санчес Гомес (Francisco Sanchez Gomez) родился 21 декабря 1947 года в городе Алхесирас в Испании.
Он был сыном гитариста фламенко Антонио Санчеса (Antonio Sanchez), с пяти лет начал играть на гитаре.
В 1958 году Пако де Лусия как гитарист впервые выступил на местном радио. В 1959 году получил премию в на фестивале фламенко Jerez de la Frontera.
В 1961-1964 годах музыкант гастролировал с труппой известного танцора фламенко Хосе Греко. Во время турне труппы по США он повстречался с ведущим гитаристом в стиле фламенко Сабикасом, который посоветовал Пако разрабатывать свой собственный исполнительский стиль — соединение традиционного фламенко (чистый аккомпанемент) с собственными мелодическими пассажами и современным инструментарием (в основном из арсенала джаз-фьюжна).
Музыкант взял себе имя Пако де Лусия, Пако — уменьшительная форма от имени Фрасиско, де Лусия — в память о горячо любимой матери Лусии Гомес.
В 1964 году Пако де Лусия встретился с гитаристом Рикардо Moдрегo, с которым записал три альбома.
В 1968-1977 годах он выступал вместе с певцом фламенко Камароном де ла Исла, дуэт выпустил 10 альбомов.
В 1979 году де Лусия организовал гитарное трио с Джоном Маклофлином и Ларри Корьелом, которого впоследствии заменил Эл Ди Меола. Это сотрудничество привело к выходу еще трех альбомов.
Пако также работал с музыкантом Чиком Кориа. Наибольшую известность получили в Америке записанные тогда альбомы Passion, Grace and Fire (студийная запись) и Friday night in San Francisco (концертная запись), последний из которых был издан в большинстве стран мира, в том числе в России фирмой «Мелодия».
В 1983 году гитара Пако де Лусия прозвучала в художественном фильме «Кармен» Карлоса Сауры; музыкант перенес оперу Бизе в обстановку фламенко.
В 1998 году де Лусия исчез из поля зрения поклонников, поселившись с семьей в провинции Юкатан (Мексика).
В 2003 году музыкант вернулся в Испанию и вновь обратился к концертной деятельности. Он подготовил новый диск с музыкой в стиле фламенко, который назвал «Замечательные вещи» (Cositas Buenas). За этот диск, а также за «вклад в развитие искусства» в 2004 году Пако де Лусиа был удостоен премии принца Астурийского, а также музыкальной награды Latin Grammys в Майами (США).
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
Биографии
Но я сильно забегаю вперед. Рассказ о каждом из выдающихся людей принято начинать с описания его детства и родины, молоком которой он вскормлен.
НАЧАЛО
В то время как у Пако, должно быть, имела место некоторая конкуренция со старшим братом, они как коллеги работали вместе многие годы и помогали друг другу в критических точках их карьеры. А сегодня три брата составляют половину состава секстета Paco de Lucia.
Пако впервые привлек к себе внимание любителей фламенко, когда он выступил на конкурсе в Хересе в 14 лет. По правилам конкурса, он был слишком молод для участия в нем, и сыграл как бы вне соревнования, получив специальную благодарственную грамоту за свои усилия.
Его профессиональная карьера реально началась год спустя, когда он был приглашен присоединиться к труппе танца Хосе Греко (Jose Greco). Вскоре стало очевидно, что Пако имел способности виртуоза. В возрасте 16 лет (в 1965 г) он подписал контракт с Philips (ведущей европейской компания грамзаписи) и сделал запись своего первого альбома (впоследствии за свою карьеру Пако сделал на Philips более тридцати альбомов). Пако работал для Греко в течении трех сезонов, но затем решил начать сольную карьеру (как это сделал Sabicas десятью годами ранее).
АМЕРИКА
ИНТЕРВЬЮ
Второй интересный вопрос был по поводу альбома «Paco de Lucia performs Manuel de Falla». Пако спрашивали, как он, будучи гитариристом-самородком, не знающим нот, смог сыграть произведения знаменитого испанского классика. На это Пако ответил, что он, конечно, может по слуху кое-что сыграть, но в данном случае это было бы неуважением к творчеству Мануэля Де Фальи. Поэтому ради такого дела он выучил, что означают эти нотные значки.
ПРОФЕССИОНАЛ
В чем характерные особенности и новаторство Пако де Лусия?
Право, он оригинален даже в мелочах. Он привнес на эстрадную сцену посадку «нога на ногу». Во время игры он нередко притопывает своим черным ботинком.
Его отличает нетипичное для гитариста фламенко пренебрежение каподастром или сехильей. Вообще, тембр музыки фламенко таков, что чаще всего она играется в районе тональностей Hm или Cm, и у некоторых гитаристов фламенко сеха буквально так и стоит постоянно на втором ладу. Пако извлекает свою сехилью один раз за концерт и очень редко чаще.
Пако играет, используя эффект эха для того, чтобы звук гитары угасал позже.
Всем средствам перкуссии он предпочитает бразильский ударник.
Румба де Лусия под необычным названием «Между двух вод» стала такой же популярной, как «Бессамэ муче».
Но все не то, не то. Не в этом суть. Попробую сказать о главном.
Де Лусия сумел удачно выразить в манере игры фламенко классические произведения, начиная от двенадцати народных испанских песен из коллекции Федерико Гарсия Лорка и кончая «Аранхуэсским концертом» Хоакина Родриго.
CODA
Над Москвой конца девяностых разносится чистый звук гитары иранского арменина Армика, который медиатором играет музыку, на две трети уходящую корнями в латинос, и лишь на треть условно относящуюся к жанру фламенко. Это тоже хорошо, но немного сбивает ориентиры. Ведь есть музыка фламенко, от которой не только быстрее бежит кровь по жилам, но и слушатель покрывается «гусиной кожей».
Лорка с гитарой Умер мастер фламенко Пако де Лусия
26 февраля в мексиканском Канкуне умер 66-летний Пако де Лусия — величайший мастер гитары фламенко второй половины XX века. Урожденный Фернандо Гомес Санчес (псевдоним музыкант взял в честь матери-португалки), он впитал культуру андалусийских цыган с детства. Его отцом был гитарист Антонио Санчес, который начал учить сына игре на гитаре с пяти лет (при этом нотной грамоты ду Лусия не знал до конца жизни, чем, кажется даже гордился, по крайней мере — постоянно упоминал). Среди его четверых старших братьев были певец Пепе де Лусия и певец Рамон де Альхесирас, которых Пако в 1980-х возьмет в свой секстет. Пако де Лусию называют не только самым совершенным и чувственным гитаристом фламенко, но и революционером — именно ему приписывают изобретение «нового фламенко», возникшего в результате скрещения традиционной цыганской гитары с другими музыкальными стилями. Наконец, что немаловажно, Пако де Лусия подарил фламенко неиспаноязычному миру.
Де Лусия реабилитировал фламенко — трудно представить, но когда-то это популярное направление музыки считалась исключительно «низким» жанром. В важном интервью, данном в 23 года, Пако де Лусия рассказывал, как посетители барселонского концерта были шокированы тем, что его имя значилось на одной афише с именами классических пианистов Артура Рубинштейна и Андре Уоттса. Еще интереснее, что защищать фламенко приходилось именно среди испанцев — казалось бы, наиболее благодарных слушателей. Музыкант объяснял это так: «Фламенко здесь не держат за серьезную музыку, люди презирают любую гитару, кроме классической — той, которая по нраву зажиточной буржуазии».
Где угодно легче играть, чем здесь [в Севилье]. За пределами Испании есть люди, которые по-настоящему понимают музыку и воспринимают ее по-иному. Здесь ценители фламенко гонятся за особым чувством. За рубежом не так, люди слушают тебя просто как музыканта, и в таких условиях я чувствую себя наиболее расслабленно и почти не нервничаю. В Севилье приходится играть вещи, которые проще, зато более фламенкообразные; в других местах у меня больше свободы.
Двигая музыку вперед, Пако де Лусия боролся с застывшим отношением к жанру среди ценителей фламенко и с критиками — как снисходительными, так и восторженными.
Традиция вынашивает мифы, а миф очень трудно ниспровергнуть. Новые мифы появляются ежедневно и затмевают правду. С фламенко проблема вдвойне острее, потому что эта музыка не была создана для концертного зала: она для комнаты, полной друзей. Со сцены общение со слушателем не то; всегда есть опасность, что он будет сравнивать услышанное с рафинированной музыкой. Фламенко — противоположная история: это что-то абсолютно дикое, это вдохновение. В нем нет музыкальной математики: когда ты делаешь что-то конкретно и получаешь заранее предсказанный результат; в нем нет логики. И есть еще другие знатоки фламенко, которые видят в нем лишь фантазию о луне, о цыгане, об оливковых деревьях — иными словами, Гарсию Лорку. Это тоже не есть реальность фламенко. Реальность фламенко — это я. И с ней я чувствую себя более уверенно, чем эти господа — со всей своей поэзией.
Наконец, противников молодой де Лусия находил и в своем стане — это традиционалисты и пуристы, которые мешали музыке развиваться.
[Современные исполнители] сосредоточены только на том, что уже сделано другими. Традиция под контролем. Цыгане очень хороши в интерпретации фламенко, они настоящие артисты, но они почти не создают нового, потому что боятся реальности. Они совершенствуются в технике, но не в изобретательности. Более того, старики — патриархи фламенко — не открывают новых путей, они против эволюции. А ты не решаешься им противоречить. За последние 40 лет — скажем так, со времен Рамона Монтойи, предвестника всего, что есть сейчас — не появилось никого. Сабикас и Марио Эскудеро довели до совершенство то, что хотел сделать Монтойя, превзошли его в технике и, может быть, в чувствительности, но не продвинулись вперед. Не дали фламенко новой формы.
Кредо Лусии была тренировка: он рассказывал, как упражнялся по пять, восемь, двенадцать часов в день. Объясняя, как стать исполнителем фламенко, Пако отрицал необходимость врожденного таланта или, тем более, близости к культуре (как-то, отвечая на вопрос, есть ли у цыган единоличное право на фламенко, Лусия сказал: «Нет, это не чья-то вотчина. Это вотчина тех, кто занимается фламенко с рождения»). Однако на набитой руке он настаивал больше всего.
[В ответ на вопрос, могут ли женщины играть фламенко] Одно точно, чтобы играть на гитаре, нужна большая физическая сила и выдержка. Ты должен ласкать гитару, а потом уничтожить ее, динамика должна быть очень напряженной. Так или иначе, немногие женщины могут сидеть с гитарой в руках по восемь часов в день и все время тренироваться — неблагодарное занятие. Большинство из нас учатся играть пьяными за полночь — вот еще почему я говорю о женщинах, это не лучшая для них атмосфера. Кроме того, женщины весят меньше мужчин, так уж создала нас природа.
Играть на гитаре очень сложно, нужна полная концентрация. Я робкий человек и предпочитаю быть среди публики, а не на сцене. Я не рожден с привычкой — что так много людей следят за каждым моим движением. Для выступления мне нужно быть в эмоционально уравновешенном состоянии, поэтому я закрываю глаза, когда играю. Если я открываю глаза и вижу, что кто-то в зале болтает или зевает, все моментально разлаживается.
Наконец, Пако де Лусия был выдающимся пропагандистом фламенко в мире — наравне, вероятно, с танцором Хоакином Кортесом. Ради этого он играл по законам шоу-бизнеса: выступал в звездных составах — с Чиком Кориа и Алом ди Меолой, записывался с рокерами Эриком Клэптоном и Роджером Уотерсом, аккомпанировал Пласидо Доминго и даже Хулио Иглесиасу. А в 1970-х он собрал знаменитое «Гитарное трио» с пионером фьюжна Джоном Маклафлином и джазменом Ларри Корьеллом.
Когда я выступаю с ними [Алом ди Меолой и Чиком Корреа], мне нужно играть их музыку и забывать о фламенко, из-за этого мне порой приходится несладко — однако для меня это важный новый опыт. Кроме того, я защищаю культуру и расу фламенко, народа, который дискриминировали годами, пока не появились Мануэль де Фалья и Федерико Гарсия Лорка, чтобы вернуть культуре достоинство. Раньше фламенко надо было стыдиться.
LiveInternetLiveInternet
—Метки
—Рубрики
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Бог фламенко Пако де Лусия
У Пако де Лусия – лоб святого или инквизитора, глаза мученика или пророка, пальцы хирурга или… гитариста. Эти слова нашей современницы Дины Дубровской перекликаются со строками Гарсиа Лорки, переведенными Мариной Цветаевой и посвященными гитаре фламенко:
Так прощается с жизнью птица
под угрозой змеиного жала.
пяти проворных кинжалов!
Лёд и пламень, страсть и холодная сталь серых глаз, сверкающие фейерверки головокружительных пассажей и застывшие отголоски древних магических заклинаний… Всё это – в музыке Пако де Лусия.
Paco
В 1947 году в южной Андалусии, в городе Альхесирасе средиземноморском побережье родился Пако де Лусия. (Горячие, однако, это места – считается, что отсюда, из соседней Малаги, еще в прошлом веке пошла гулять по всему миру поговорка «жечь свечу сразу с двух сторон»).
Настоящее имя Пако де Лусия – Франциско Санчес Гомес. Но, наверное, еще ни один гитарист фламенко не выступал под фамилией, значащейся в его свидетельстве о рождении. Как правило, все берут сценический псевдоним, состоящий из уменьшительного прозвища и названия городка, откуда они родом – к примеру, Маноло Санлукар. Характерны также имена с приставкой нинье (в переводе с испанского – «мальчик») – к примеру, один из учителей Пако де Лусия – Нинье Рикардо, умерший в довольно зрелом возрасте, продолжал оставаться для всей Испании «нинье».
Пако попробовал играть на гитаре с пяти лет. Как только он достиг некоторого продвижения в технике, его родители и вообще каждый, кто его слышал, поняли, что он имеет исключительный талант и пристрастие к гитаре. Поэтому уже в начале жизненного пути отец Пако ставит перед сыном высшую цель – он хочет, чтобы Пако стал самым известным в мире гитаристом фламенко. В результате, закончить среднюю школу Пако не удалось – с десяти лет он там почти не появлялся, почти всё время посвящая гитаре.
Двое из братьев Пако также показали хорошие способности к музыке: Ramon (гитарист) и Pepe (певец). Рамон взял себе традиционное сценическое имя – Рамон де Альхесирас, а Пако (это уменьшительное имя от Франциско) оставалось выбрать что-нибудь другое. И он стал Пако де Лусия. И останется им теперь для всего гитарного мира (а вместе три брата составляют сердцевину секстета Paco de Lucia).
Пако впервые привлек к себе внимание любителей фламенко, когда он выступил на конкурсе в Хересе в 14 лет. По правилам конкурса, он был слишком молод для участия в нем, и сыграл как бы вне соревнования, получив специальную благодарственную грамоту за свои усилия.
А его профессиональная карьера началась всего год спустя, когда он был приглашен присоединиться к труппе танца Хосе Греко (Jose Greco). Вскоре стало очевидно, что Пако имел способности виртуоза. В возрасте 16 лет (1965) он подписал контракт с компанией грамзаписи Philips, на которой записал свой первый альбом. Пако работал для Греко в течении трех сезонов, но затем решил начать сольную карьеру, перебравшись в США.
В Новом Свете
Американский дебют де Лусия состоялся в Нью-Йоркском Карнеги-Холле в в 1970 году. Пако выступил дуэтом с братом Рамоном и имел успех, позволивший ему заключить контракт на туры по Америке, которые впоследствии стали регулярными. Однако Пако не стал широко известен в Соединенных Штатах в течение семидесятых, его пластинки печатались главным образом в Европе и Японии. Феноменальную популярность принесли ему лишь в 1980-х годах совместные концерты с американскими гитаристами Элом Ди Меолой, Джоном Маклафлином и Лэрри Кориеллом в двух проектах так называемой «супергруппы». Тогда стала очевидной уникальная техника Пако – он играл пальцами (с не очень длинными ногтями) так же четко и быстро, как и его коллеги-виртуозы, игравшие медиатором.
Пако также работал с клавишником из оркестра Чика Кориа и с другими видными музыкантами. Эти туры дали американской публике большее понимание музыки фламенко и акустической музыки вообще. А наибольшую известность получили записанные тогда альбомы «Passion, Grace and Fire» (студийная запись) и «Friday night in San Francisco» (концертная запись, действительно сделанная «в ночь на пятницу в Сан-Франциско»). В первом из этих альбомов участие Пако почти минимально – он блистает только в композиции, давшей название альбому. А вот во втором из них записана такая игра, что ее можно назвать ошеломительным взлётом Пако де Лусия. Этот альбом был назван одним рецензентом «музыкальной пиротехникой», и вскоре издан в большинстве стран мира, в том числе в России фирмой «Мелодия». В рамках концертов происходило сочетание игры фламенко с элементами джаз-рока, что особенно впечатляло американских слушателей и вызвало критику в латиноамериканских странах.
Puro flamenco в Москве
Но Пако не собирался изменять самому себе. После недолгих экспериментов он пришел к осознанию, что он – гитарист фламенко и активно поддержал исполнителей puro flamenco (то есть «чистого», народного фламенко) – Сабикасе, Нинье Рикардо, Серранито и др.
Летом 1986 года, впервые приземлившись в московском аэропорту, Пако де Лусия вышел к встречающим его московским гитаристам и официальным лицам в черной футболке, на которой белыми буквами было написано «flamenco».
На встрече с московской общественностью «в испанском подворье» (есть в Москве такой дом, построенный еще до революции одним богатым москвичом в форме португальского замка – сейчас там Дом дружбы между народами) ему задали два любопытных вопроса. Один из них был: «зачем вы играли с американскими гитаристами?». Ответ звучал приблизительно так – дескать, я никогда не смогу (и не успею) изучить современную музыку академическим путем, и поэтому могу сделать это только в процессе музицирования.
Второй вопрос касался альбома «Paco de Lucia performs Manuel de Falla». Пако спрашивали, как он, будучи гитаристом-самородком, не знающим нот, смог сыграть произведения знаменитого испанского классика. На это Пако ответил, что он, конечно, может по слуху кое-что сыграть, но в данном случае это было бы неуважением к творчеству Мануэля Де Фальи. Поэтому ради такого дела он выучил, что означают эти нотные значки.
В зарубежных интервью Пако неоднократно освещал обе темы подробнее – рассказывал о том, что он хочет попробовать другую музыку, взаимодействуя с другими музыкантами. Согласно его взглядам, это должно быть сделано с большими мерами предосторожности и вкусом; через эти международные контакты, по его мнению, музыка фламенко может развиваться. «Но это не должно отрицать законное место flamenco puro, – подчеркивал Пако, – оно также имеет жизненную роль. Ведь это – основа, на которой все фламенко-гитаристы должны учиться и которую все серьезные гитаристы должны испытать». Опыт фламенко, конечно, расширил горизонты и его партнеров по проектам трио. С этим согласился и Джон Маклафлин, который, судя по всему, не обладает южным латиноамериканским темпераментом, как его партнер Ди Меола.
«Я путешествую по всему миру, давая концерты, – говорил Пако, – и когда я встречаю музыкантов в какой-нибудь стране, я хочу знать то, что они делают, какую музыку они играют. Я играл со многими гитаристами, и этот опыт был полезен. Но музыка фламенко – мой путь жизни, и это – корень моих чувств музыки. Я не чувствую в себе способности полно изучить музыку другой культуры, даже если бы я этого захотел. И я должен быть очень осторожен относительно элементов, которые я привношу в свою музыку, потому что моя музыка должна оставаться фламенко… И вы должны понять, что жизнь цыгана – жизнь в анархии. В этом причина, почему путь музыки фламенко – путь без дисциплины. Мы не идем в школу учиться фламенко. Мы только живем, и музыка – всюду в наших жизнях. Но когда я сделал альбом из музыки де Фалья, я заставил себя научиться читать ноты, делать некоторые упражнения. В течение того года моей жизни я изучал музыкальные «правила», и, возможно, когда-нибудь я снова буду делать что-то подобное. Но относительно моей музыки имеется много вещей, которых я логически не ощущаю; я играю аккорд или пассаж, и что-то внутри сообщает мне, что это и является правильным».
(Возможно, что заявления Пако о незнании им нот до встречи с музыкой де Фальи – лишь легенда.)
N ew f lamenco
Пако де Лусия оригинален даже в мелочах. Он привнес на эстрадную сцену посадку «нога на ногу», во время игры нередко притопывая своим черным ботинком. Его отличает нетипичное для гитариста фламенко пренебрежение каподастром, или сехильей (передвижной порожек, закрепляющийся на струнах и облегчающий смену тональности. Пако извлекает свою сехилью один раз за концерт и очень редко чаще.
Пако не использует и традиционную (по-азиатски немного «гнусавую») гитару фламенко. Его инструменты сочетают элементы гитары-фламенко с классической гитарой, так как он нуждается в более богатом звуке для игры со своей группой. На концертах и при записи Пако держит деку довольно далеко от микрофона, потому что, по его словам, ненавидит скрип и шуршание ногтей на струнах. «Кроме того, – говорит Пако, – вы не слушаете гитару на расстоянии в два дюйма. Звук, который вы слышите в зале – более удаленный, поэтому я предпочитаю добиваться и более сочного звучания». Звукорежиссеры убеждают Пако, что добьются объемности звука передвижением нескольких ручек на пульте, но гитарист всегда стоит на своем.
Пако часто играет, используя специальный эффект эха – для того, чтобы звук гитары угасал постепенно.
В основу ритма большинства своих композиций Пако берет фламенковый танец булериас, который гитаристы фламенко играют, когда хотят блеснуть: Пако блистает почти в каждой исполняемой теме. Жанр, развиваемый Пако, в девяностых годах получил название n ew f lamenco. (При этом сам музыкант еще в восьмидесятые годы нарушил цельность созданного им жанра, выступая под аккомпанемент флейты и бас-гитары – ведь он не может останавливаться на достигнутом!).
Благодаря его творчеству фламенко теперь развивается в странах, где этого никогда не случалось прежде. Как некогда Андреас Сеговия переменил отношение к классической гитаре, исполнив на ней пьесы Баха и другую музыку, для нее специально не предназначенную, так и Пако де Лусия придал музыке фламенко «мировой статус», прочно утвердив фламенко среди «музыкальных приоритетов» слушателей всего мира.
Бегство от суеты
В 1998 году музыкант с женой и младшей дочерью неожиданно исчез из поля зрения поклонников, поселившись в купленном им крестьянском доме в глубине мексиканской сельвы в провинции Юкатан, где вел внешне неприметную уёдиненную жизнь, породив слухи о том, что он навсегда оставил гитару.
Лишь в 2003 году, после пяти лет затворничества и абсолютного молчания, выдающийся музыкант вернулся в Испанию и вновь обратился к концертной деятельности. Кроме того, он подготовил новый диск с музыкой в стиле фламенко, который назвал «Замечательные вещи» (Cositas Buenas), о котором сказал, что «готов покончить с собой, если новый диск не будет иметь успеха», поскольку это означало бы, что он «зря прожил эти годы своей жизни». В его диске три «булериас», две румбы и несколько танго, исполненные в стиле фламенко и записанные вместе с друзьями, знаменитыми исполнителями фламенко из Андалусии – Алехандро Сансом, Диего Эль-Сигала и Эль-Потито. За этот диск (26-й по счёту), а также за «вклад в развитие искусства», в 2004 году Пако де Лусиа был удостоен на родине премии принца Астурийского, а также музыкальной награды Latin Grammys в Майами (США), после чего купил дом в Толедо и приступил к записи новых произведений.
По словам музыканта, тот факт, что он живет в Толедо, где до сих пор ощущаются элементы древнееврейской культуры, привел к тому, что в его музыке зазвучали и сефардистские мотивы. Это, по его мнению, тоже испанская народная музыка, ибо «она представляет собой сплав разных ингредиентов, а стерильно-чистая национальная культура существовала только в теориях нацистов». Пако де Лусиа намеревается и впредь выпускать диски с новой музыкой, однако он больше не будет давать больших концертов. По его словам, с годами «начинаешь понимать и ощущать, что хотя труд каменщика на жаре более тяжелый, после многочасовых концертов тоже начинают болеть спина и печень. После них всю ночь не можешь заснуть, сколько бы ты в себя не затолкнул снотворного».
Музыкант наотрез отказался и от зарубежных гастролей, сделав все возможное, чтобы аннулировать все прежние договоренности и отбиться от настойчивых предложений, «особенно теперь, когда в США с тебя берут отпечатки пальцев, словно ты преступник, и тебя часами самым унизительным образом обыскивают в аэропортах».
Впрочем, затворничество и так было слишком долгим. Вопреки грозным заверениям, Пако изредка возвращается на сцену (хотя новых дисков пока не появилось)