палач в древней руси
Палач на Руси. Как жили и сколько зарабатывали?
К числу специфических профессий на Руси можно отнести кровавое мастерство палача. Черное ремесло автоматически делало исполнителя настоящим изгоем в обществе
Палач
Палач на Руси он был лишен хорошего человеческого отношения, уважения, зачастую, его нещадно гнали или сразу же убивали односельчане. Православная церковь считала палачей дьявольскими приспешниками. И лишала таких людей возможности присоединиться к церковным таинствам и причастию.
Слово «палач» происходит от названия «палатный» — так называли еще во времена Ивана Грозного человека, который трудился в царских палатах. Без наказаний плоти государь не мог помыслить жизнь своих подданных — того гляди, учинят заговор, отравят царя или порчу наведут.
Поэтому среди приближенных выбирали того, который отличался разбойным нравом, жестоким сердцем и особым цинизмом. Кстати, в народе палача звали «катом». Говаривали, что кат – тот, мол, не брат, никого не помилует.
На местах то и дело поступали жалобы от воевод, что охотников до заплечных дел мастеров не находится. Ну, а тех, кого назначали насильно, зачастую, было не сыскать — несчастные просто сбегали, куда глаза глядят.
Несчастные люди
Почему мы можем называть катов несчастными людьми? Оснований тому — множество: отверженным никто не подавал руки, и за один стол пировать с ними садиться не желали.
Прознав, где живет или куда направляется официальный, на государевой службе, убийца, его же соседи или случайные путники могли отходить кровопийцу дубиной, кулаками, а то и сразу, лишить жизни.
Если кому приходилось смотреть на ката, тот считался запятнанным, должен был молитвой очистить себя от греховного. Одно время штат мучителей формировали из обычных бродяг. А при государе Алексее Михайловиче мастерам правосудия был полагался оклад в размере четырех рублей на весь год.
В 18-м столетии доходы палачей повысили до величины солдатского жалования в девять рублей и девяносто пять копеек. Но престижа и уважения труду заплечных и жестоких дел мастера реформа никак не прибавила.
Так, в 1804-м году вся территория Малороссии имела одного-единственного штатного исполнителя смертной казни. Никакие выплаты, командировочные и прочие льготы не помогли привлечь вольнонаемных к позорному мастерству.
В итоге, царь-батюшка пошел на крайние меры и подписал указ, по которому в каты должны были идти сами заключенные, а именно, преступники-смертники. У лиходея был выбор: если он соглашался стать палачом, то его казнь автоматически отменялась.
Государственный душегуб
После верной государевой службы отправили жуткого специалиста на покой, на заслуженный отдых. Пожилой палач быстренько переквалифицировался и пошел наймитом к вольным сибирским поселенцам.
Пенсионер тут же поинтересовался, а сколько же платят новичку. Оказалось, что прилично платят — целый пятак. На что у Комлева заблестели глаза, он тут же встрепенулся, мол, за такие деньги он и сам кого хочешь повесит.
Недолго думая, вернул ляльку, которую нянчил, в руки матушки, подпоясался и бегом исполнять приговор. А удивленной женщине ответил, что вернется через часик. И снова станет добрым «нянем». Вот такие зарисовки из жизни российского «повелителя петли, кнута и топора».
LegendaPress желает, чтобы ваши мечты сбывались!
Подпишись, поделись, поддержи сайт!
Все за сегодня
Политика
Экономика
Наука
Война и ВПК
Общество
ИноБлоги
Подкасты
Мультимедиа
История
Богатые, мудрые и ненавистные: ужасная правда о профессии палача в Средние века (ABC, Испания)
Профессия палача считается одной из самых древних. Их боялись преступники всех эпох, начиная со Средних веков и заканчивая Второй мировой войной. Однако при упоминании слова «палач», безусловно, возникает образ человека в черном одеянии с капюшоном в пятнах крови заключенных и с огромным топором в руках. В действительности это было не так. В статье, опубликованной на этой неделе в журнале «Лайф Сайнс», рассказывается, что каратель Средневековья был специалистом в области анатомии человека, поэтому он мог меньше, чем за три удара обезглавить человека. К несчастью палача, его ненавидело то общество, которое наслаждалось кровавыми представлениями.
Проклятие профессии сохранилось и в настоящем. В беседе мадридский палач конца 19 века Сесарео Фернандес Карраско подтверждал: «Люди бегут от меня, некоторые смотрят на меня со страхом, другим, кажется, я противен. Однако убиваю не я, убивает закон». Конечно же, такие герои, как Джон Вудз, исполнитель смертных приговоров солдатам армии США, которые не выполняли приказы во время Второй мировой войны, не способствовали созданию хорошей репутации этой профессии. Однако дело в том, что ее восприятие в большей мере основано на мифах и легендах, нежели на фактах.
Работа палача в Средневековье
По его словам, проблема заключалась в том, что большинство преступников и бандитов спасались бегством. Это создавало такую обстановку, с которой боролось правосудие при помощи палачей. «Когда кого-то поймали, нужно было подать пример, поэтому в итоге организовывали публичное представление», — завершает историк. Это подтверждает и писатель-историк Хуан Эслава Галан в одной из самых выдающихся работ «Палачи и мучители» (издательство «Темас де Ои», 1991 год).
В ней же автор признает, что за десятилетия казнь, которая должна была служить показательным примером для того, чтобы общество не считало преступление нормой жизни, превратилась в настоящее представление. В качестве примера можно привести то, что во время казней в средневековой Испании «атмосфера накалялась с самого утра» и «ремесленники бросали работу, дабы присутствовать на захватывающем спектакле, где отрубленная голова напоминала бочку с вином». И действительно на улицах Мадрида кучера кричали «Два реала до виселицы!». Кровавое представление ничем не отличалось от корриды.
Во время казни, которая напоминала собой «театр моралите», фигура палача была центральной.
Контекст
Суд над палачами
Казнь палача
Казнь палача
Доктор философии Франсиско Перес Фернандес также подробно изучает роль палача в Средние века. В работе «Институциональная фигура палача как отражение общественной жизни (XVIII-XX век). Исполнитель приговоров и его психологический портрет» он объясняет, что публичные казни имели жизненно важное значение для общества ввиду того, что «они играли роль театра моралите». «Многие элементы напоминали спектакль, качество которого напрямую зависело от участников и во время которого главная роль отводилась именно палачу, часто против его воли», — добавляет автор.
Печальный вывод заключается в том, что справедливость начала ассоциироваться с жестокостью, как и в случае палачей, которые начали восприниматься как обожающие убивать садисты.
Отверженные, но богатые
Из-за сложившегося отношения палачей начали избегать. Они жили на окраине города и им не разрешалось ходить в церковь. Джоэл Харрингтон также отмечает, что «когда палач женился, то свадьбу справляли дома. Некоторые школы отказывались принимать их детей». Подобное отторжение ставило их в один ряд с проститутками, прокаженными и преступниками. «Отверженные». Хуан Галан также считает, что палач «становился человеком, которого остерегались соседи» и он считался «осквернителем с руками по локоть в крови».
Отчасти это действительно так. Ассоциативная связь между фигурой палача и жестокостью привела к тому, что жители избегали общения с ним. «В некоторых местах ему было запрещено брать товары, на рынке он должен был указать палочкой на то, что хочет купить. Рука палача, как и прокаженного, заражала то, к чему прикасалась, вот почему сжигали книги осужденных и раздробляли щиты рыцарей из высшего дворянства, подозреваемых в государственной измене. Никто не хотел, чтобы к их домашней утвари прикасались эти проклятые люди», — добавляет Хуан.
Вот почему в 17 веке в Англии, палачи носили маски для сохранения анонимности. Никак не для устрашения и не для вызывания тревоги у присутствующих. Цель была абсолютно не в этом. Просто палач хотел спокойно жить в обществе среди представителей добрых профессий.
В то же время отторжение палачей в обществе привело к тому, что им платили большое жалованье, чтобы они не отказывались от работы. Всё начиналось с хорошего денежного вознаграждения, помимо которого они получали подарки от торговцев и трактирщиков района, где происходила казнь. Вполне обоснованно, ведь в такие дни они иногда зарабатывали даже в три раза больше, чем обычно. «В различных местах он даже бесплатно получал товары, ровно как и другие предложения, потому что многие отказывались брать деньги из его кошелька», — объясняет Франсиско Перес. Кроме того, у палачей часто были так называемые чаевые, которые платили ему родственники осужденного для того, чтобы тот избавил его от чрезмерных страданий.
Профессионалы поневоле
Как считает Джоэл Харрингтон, удивительно то, что, несмотря на вознаграждения, в обществе «не выстраивалась очередь из желающих стать палачом». Совсем наоборот. Большинство не хотело заниматься этой работой, и местным властям приходилось «преследовать и запугивать» некоторых профессиональных палачей до тех пор, пока они не соглашались взять в руки топор.
Как правило, для этой работы выбирали опытного мясника, который разбирался в деле, например, это была общепринятая практика в Антверпене, однако любой мог научиться отрубать головы. «В различных местах Центральной Европы по необъяснимым причинам и как будто ввиду своего рода обряда посвящения исполнением казней занимался самый молодой человек в городе. Во Франконии эту работу выполнял человек, который позже всех женился в городе, так как считалось, что это был способ выплатить так называемый долг за вступление в гражданское общество», — поясняет Франсиско Перес.
«На палачей могли нападать разгневанные зрители. Если они выживали, то в качестве наказания власти забирали их жалование, лишали свободы или увольняли»
Тем не менее по прошествии десятилетий эта профессия стала передаваться по наследству от отца к сыну. Это подтверждает и Джоэл Харрингтон, который в качестве примера приводит оставившего записки Франца Шмидта, палача 16-17 века, жизнь которого он внимательно изучал. «Сын герцога приказал заниматься этой работой его отцу, и с него началась одна из средневековых династий палачей», — объясняет историк.
Это изменение совпало с историческим моментом 17 века, когда палач стал считаться государственным служащим. Вот почему это занятие начало становиться профессиональным делом. В своих записках Франц Шмидт утверждает, что в свои всего лишь 19 лет он должен был практиковать удары на тыквах и обезглавить собаку, прежде чем его считали готовым к исполнению казней.
Джоэл Харрингтон также отмечает, что в некоторых европейских странах по закону палач должен был казнить осужденного меньше, чем за три удара топора. Кроме того, если казнь превращалась в кровавую бойню, то палач мог столкнуться с серьезными последствиями. «На палачей могли нападать разгневанные зрители. Если они выживали, то в качестве наказания власти забирали их жалование, лишали свободы или увольняли», — отмечает в статье журнала «Лайф Сайнс» профессор истории Ханнеле Клеметтиля-Макхейл.
В других городах ограничивались лишь предоставлением палачам солидных вознаграждений за эффективную и чистую работу. Для этого многие из них становились настоящими специалистами в области анатомии человека. И снова в качестве яркого примера можно привести Франца Шмидта. Он не только хорошо разбирался в тонкостях строения человеческого тела, но и был врачом. «Он спас больше людей, чем казнил. Мы должны стереть из памяти образ анонимного садиста в плаще с капюшоном», — считает Джоэл Харрингтон.
По словам Франсиско Переса, такая тенденция сохранилась вплоть до 19 века, когда «из-за необходимости или невезения образованные люди, например, учителя, врачи, военные и даже адвокаты, были заинтересованы в профессии палача, когда появлялись соответствующие предложения о работе».
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
История профессии палача в России и Европе
Первоначально данная статья Аркадия Сушанского опубликована в газете «Секретные материалы XX века», N3, февраль 2014 г. под названием «Мастерство «заплечных дел».
—
В нашем Отечестве первое известное летописное известие о введении смертной казни относится к 996 году. Казнили за разбой, повлекший человеческие жертвы. Еще до формирования законодательства в русских княжествах появились первые международные соглашения в сфере правопорядка. В Договоре русских с греками при князе Олеге в 911 году есть такая фраза: «Если Русин убьет христианина (т.е. грека) или христианин убьет Русина, пусть убийца будет задержан ближними убитого и да убьют они его». Мирное соглашение 944 года, заключенное в правление князя Игоря между Русью и Грецией, предполагало, например, такие условия: «XI. Ежели Греки, находясь в земле Русской, окажутся преступниками, да не имеет Князь власти наказывать их; но да приимут они сию казнь в Царстве Греческом. XII. Когда Христианин умертвит Русина или Русин Христианина, ближние убиенного, задержав убийцу, да умертвят его».
Таким образом, поначалу смертная казнь у русичей ассоциировалась с кровной местью. Не случайно приводить ее в исполнение должны были родственники убитого.
Однако, несмотря на столь низкое положение на социальной лестнице, высокопрофессиональные палачи встречались сравнительно редко и ценились буквально на вес золота. Они быстро становились весьма состоятельными людьми (плата за этот «труд» была довольно большой), но освоение «искусства истязания и умерщвления» оказалось очень трудным делом. Подлинных высот достигали очень немногие. Отдельные высококвалифицированные палачи получали и между-народную известность. Случалось, что прославленного палача приглашали за большое вознаграждение за границу для свершения особо квалифицированной казни.
Но и такое повышение денежного вознаграждения не вызвало притока желающих. Ни одного добровольца, пожелавшего записаться в палачи, ни в Москве, ни в Санкт-Петербурге так и не нашлось.
С этого времени все палачи России были из преступников.
Поначалу они содержались в обычных тюремных камерах. Но вскоре стало понятно, что их нужно держать отдельно. Днем казнили они, а ночью сокамерники вполне могли казнить их. К тому же посетители тюрем стали жаловаться на встречи с этими «специалистами», которые наводили на них ужас своей окровавленной одеждой и «рабочим» инструментом в руках. Для палачей стали строить специальные помещения в тюремных дворах.
Следует сказать несколько слов об образе жизни экзекуторов. Несмотря на особый статус, приобретаемый с переходом в категорию тюремных служащих, они оставались заключенными и отбывали свой срок. Зачастую даже после отсидки они оставались в тюрьме, поскольку жизнь в подобных условиях была им привычна, знакома и во многом удобна.
С течением времени с палачами в России становилось все хуже и хуже. В апреле 1879 года, после предоставления военно-окружным судам права выносить смертные приговоры, на всю страну нашелся один-единственный палач по фамилии Фролов, который под конвоем переезжал из города в город и вешал осужденных.
Одним из самых знаменитых палачей в современной истории США стал Роберт Грин Эллиот, числившийся в должности «штатного электрика» в тюрьме Даннемора. С 1926 по 1939 годы он посредством электрического стула отправил на тот свет 387 человек. За каждого казненного получал 150 долларов. В автобиографической книге Элиот описал свое профессиональное ноу-хау: «За годы работы мне удалось усовершенствовать казнь на электрическом стуле. До меня использовалось напряжение в 500 вольт, которое спустя одну минуту поднималось до 2000 вольт. В этом случае приговоренный мучительно умирал 40-50 секунд. Я же сначала включал сильное напряжение в 2000 вольт, которое мгновенно сжигало все внутренние органы человека, и только после этого постепенно понижал разряд».
А самым известным американским палачом стал младший сержант Джон Вудд, которому было доверено приводить в исполнение казни по приговорам, вынесенным на Нюрнбергском процессе. И хотя до этого у себя дома в Сан-Антонио он привел в исполнение 347 смертных приговоров в отношении убийц и насильников, прославили его казни лидеров Третьего рейха. Вудд отмечал, что приговоренные оказались очень живучими. Риббентроп, Йодль, Кейтель мучились в петле по нескольку минут. А Штрейхера пришлось руками додушить.
С 1950-х годов в СССР приговоры о расстреле приводили в исполнение сотрудники следственных изоляторов.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Как пытали и казнили на Руси в средние века?
Видео для ЛЛ, пост ниже)
Свою седьмую жену Василису Мелентьеву, изменившую ему, Иван Грозный велел обвязать веревками, крепко заткнуть ей рот кляпом, положить в гроб живой и закопать в землю.
Царю ничего не стоило подвергнуть людей самым тяжким мукам даже из-за пустяка. Так, придворному шуту он вылил на голову миску горячего супа, а французскому послу, вовремя не снявшему шляпу, по приказу Грозного, пригвоздили ее к голове.
Как мы уже знаем Дыба применялась в средневековой Европе, но и на Руси она была популярным способом наказания, применяемого к ворам и нарушителям закона.
Первоначально дыбой на Руси называлась орудие наказания — колода или колодка, к которой привязывали обвиняемого («сажали в дыбу»).
По сути, батоги — это толстые палки или прутья с обрезанным концом. Наказание могли применить за дурные слова про хозяина или царя, в отдельных случаях — за воровство (например, курицы).
Наказуемого клали на землю лицом вниз. Один человек садился ему на шею, другой — на ноги, блокируя любое движение. Палачи брали по два прута и избивали человека по спине до тех пор, пока он не кричал, что виноват. Или пока не заканчивались назначенные удары. Незаконным считалось бить по частям тела, которые «нужны для работы».
К слову, при Иване Грозном получить батогами можно было за пьянство. Кроме того, пьяниц сажали голыми на муравейник, заковывали в кандалы и макали в прорубь головой.
3. Повешение за ребро
4. Четвертование по-русски.
Как и в средневековой Европе, на Руси применяли такой вид смертной казни, как четвертование. В России практиковался иной способ: осуждённому отрубали топором ноги, руки и затем голову. Планировалось таким же способом лишить жизни и Емельяна Пугачева, но ему сначала отрубили голову, а уж потом лишили конечностей. По приведенным примерам несложно догадаться, что подобный вид казни применяли за оскорбление царя, за покушение на его жизнь, за измену и за самозванство. Стоит заметить, что в отличие от среднеевропейской толпы, которая воспринимала казнь как зрелище, русские люди с состраданием и милосердием относились к приговоренным.
На Руси применялся ещё один вид четвертования – разрыв деревьями.
Казнь проходила следующим образом: нагибали два дерева, привязывали казнимого к макушкам деревьев и отпускали. Деревья разгибались, разрывая пополам казнимого.
5. Посажение на кол
Подобно четвертованию посажение на кол применялось обычно к бунтовщикам или воровским изменникам. Во время казни палач вбивал молотком кол в тело человека, затем кол ставили вертикально. Казненный постепенно под тяжестью собственного тела начинал съезжать вниз. Через несколько часов кол выходил у него через грудь или шею. Иногда на колу делали перекладину, которая останавливала движение тела, не позволяя колу дойти до сердца. Этот метод значительно растягивал время мучительной смерти. Сажание на кол до XVIII века было очень распространенным видом казни среди запорожских казаков. Меньшие колы использовали для наказания насильников – им вбивали кол в сердце, а также этот метод использовали в отношении матерей-детоубийц.
Палач в царской России: история одной професии
Во времена царского правления профессия палача всегда была востребованной – нет, не из-за большого объёма «работы», а по причине недостатка желающих становиться мастером заплечных дел. Несмотря на хорошее жалованье и дополнительную оплату, он всегда вызывал осуждение всех слоёв общества, которое традиционно относило палачей к самому низкому социальному сословию.
И всё же страна не оставалась без тех, кто выполнял эту грязную «работу» – часто неволей на неё шли те, кто не имел ни единого шанса на будущее.
Кого выбирали в палачи в царской России
До 19 века палачи выбирались добровольно, на основе первого в своём роде нормативного акта – «Боярского приговора 1681 года», – который регламентировал деятельность этой специфической профессии. Охотником (добровольцем) мог стать любой из посадских или вольных людей города. В случае, когда желающих не находилось, посадских обязывали самим искать палачей «хоть из самого гулящего люда, но, чтобы непременно он в городе был». Всего же, согласно Указу Сената от 10 июня 1742 года, уездный город должен был иметь одного палача, губернский – двух, а столица – трёх мастеров заплечных дел.
Впрочем, охотников в провинциальных городах всегда не хватало, и палача для исполнения приговора, приходилось «выписывать» из столицы. Из-за подобного дефицита, долгое время в России существовала практика выбирать помощников ката из числа зрителей, пришедших посмотреть экзекуцию. Любой из них мог добровольно выступить в роли своеобразной подставки, согласившись держать на своих плечах осуждённого, которого намеревались бить кнутом.
Желающих помогать в таких случаях, практически никогда не находилось, и власти вынуждены были принуждать к этому силой, не учитывая ни чинов, ни сословия. Только после Указа № 13108 от 28 апреля 1768 года, из-за возникающих «неустройств и обид гражданам», подобную практику запретили, заменив её принудительным выбором среди лиц, являющихся преступниками.
Какими способами цари повышали «престиж профессии»
Первоначально особых государственных льгот палачи не имели, в частности, из-за того, что занятие организовывалось больше на добровольно-принудительной, а не штатной основе. Тем не менее, профессионалы в своём деле никогда не нуждались в деньгах, беря взятки от родственников или осуждённых за послабление во время телесного наказания.
Лишь в период царствования Николая I, который хотел укрепить «престиж профессии», произошло существенное повышение жалованья палачам. Так, в Санкт-Петербурге и Москве катам установили выплачивать по 300-400 руб., а в губернских городах по 200-300 руб. в год. Это при том, что цена, например, на дойную корову варьировалась в пределах 3-5 рублей. Кроме фиксированного оклада, палачи получали деньги на питание («кормовые»), деньги на покупку казённой одежды (58 руб.) и «командировочные» за выезд на экзекуцию в другой город.
Впрочем, и такая мера не привела к потоку добровольцев – по факту не нашлось ни одного желающего, согласившегося даже ради больших (по тем временам) сумм истязать людей. Чтобы как-то выйти из положения, Государственным советом зимой 1833 года было принято решение назначать «в сию должность» приговорённых к смерти уголовных преступников, игнорируя их несогласие и протесты. Такие лица освобождались от наказания, но были обязаны отработать в палачах три года без жалованья, получая только двойное питание и арестантскую одежду.
Как кандидаты в палачи обучались мастерству
Перед тем, как приступить к обязанностям, будущие каты проходили обучение – перенимали теорию и практику у уже состоявшихся палачей. Так как орудий наказаний было несколько, требовалось научиться владеть каждым из них. Впрочем, обычно специализация проходила по 3-4 видам, которые чаще всего применялись в конкретной тюрьме – в основном это были розги, палки, кнут или клеймение.
Так, обучение порке розгами или кнутом проводилось в течение года на манекене – кандидат в палачи оттачивал своё мастерство по несколько часов ежедневно в специальном помещении тюрьмы. Лишь овладев некоторыми навыками, он допускался в качестве помощника к настоящим экзекуциям, чтобы не только воочию наблюдать за работой «учителя», но и привыкнуть к обстановке с кровью и криками истязаемых людей.
Постепенно ученик переходил к выполнению несложных действий – порке, к примеру, плетями или розгами. В то же время новичков к кнуту не допускали, пока он не набьёт руку и полностью не свыкнется с тяжёлой сопутствующей атмосферой. Ежедневные занятия проходили с использованием учебных орудий – непросоленных кнутов и розог, тогда как для реальной экзекуции пыточные инструменты всегда имели солёный «язык» для придания больших болевых ощущений.
Какой «инструмент» использовали палачи и где его хранили
Порка кнутом считалась в России самым изуверским видом наказания и нередко приводила к смерти осуждённого. Ей подвергались и мужчины, и женщины, независимо от их сословия и принадлежности к дворянскому роду. Наравне с кнутом использовались розги, палки, плети, батоги, кошки, клейма и линьки.
Изначально все инструменты палача хранились в той же комнате, где жил тюремный кат. Однако летом 1832 года произошёл непозволительный инцидент – «инвентарь» в количестве двух штук был продан московским палачом за 500 руб. посреднику, который перепродал кнуты французскому князю Экмюльскому – сыну одного из маршалов Наполеона. Покупку, тайно вывезенную за границу, демонстрировали в Париже, и русская «диковинка» произвела там настоящий фурор.
Происшествие вызвало гнев императора Николая I, который сразу же приказал обустроить тюрьмы специальными опечатанными шкафами, чтобы инструменты палачей хранились именно в них и выдавались исключительно после отметки в специальном журнале. Пришедшие в негодность орудия наказания запрещалось не только продавать, но и дарить, хранить и даже показывать посторонним. Списанный инструмент, как казённое имущество, снимался с инвентарного учёта, после чего сжигался или закапывался на территории тюремного погоста.