палехская иконопись история возникновения
История Палехской иконописи
Иконопись(верх)
Палех — небольшое живописное село, расположенное в сердце Центральной России.
Его название пришло из языка фино-угорских племен, населявших в древности территории по течению рек Оки и Клязьмы. В 14 веке Палех стал центром удельного Палецкого княжества, феодальной вотчины князей Палецких, впоследствии породнившихся с царской семьей. Однако, перейдя на службу к московским князьям, Палецкие утратили свои исконные земли, получив взамен другие вотчины. В духовном завещании 1572 года Иван Грозный определил село Палех в поместное владение своему сыну Ивану. В 1627 году Палех был пожалован царем Михаилом Романовым стольнику Ивану Матвеевичу Бутурлину и его сыновьям, участвовавшим в ополчении Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского, «за Московское осадное сиденье королевичево».
Известность Палеху принес иконописный промысел, возникший здесь в 17 веке. Многие палешане, будучи крепостными крестьянами помещиков Бутурлиных, содержали ямские дворы, занимались выделкой овчины, торговлей, но, как правило, в зимнее время, с ноября по апрель, кто-нибудь в семье непременно зарабатывал «писанием образов», как в Палехе, так и за его пределами.
Изограф Иосиф в послании к Симону Ушакову свидетельствует, что уже в 17 веке Палех вел широкую торговлю иконами, развозя их «по торжкам, заглушным деревням для промена». Документы 18 века свидетельствуют о том,что палехские иконописцы не ограничивались сбытом своей иконной продукции в близлежащих районах. Они привозили большие партии икон в Москву и даже в Петербург.
В 1723 году крестьяне села Палех Владимирского уезда Алексей Баклашев и Иван Романов просили позволить им продавать привезенные ими иконы в Санкт-Петербурге.
Когда палехские торговцы привезли партию икон в Петербург, их велено было осмотреть живописцу Ивану Адольскому. Иконы находились во дворе владельца Палеха — Бутурлина, их было всего 834 штуки, составлявшие два воза. Тщательно ознакомившись с ними, Адольский разделил их по достоинству на четыре категории: «средней руки» — 26, «между средней и нижней» — 311, «нижней работы» — 484 и «за противные признанных» — 13.
Таким образом, документы свидетельствуют о том, что уже в 17 и 18 веках Палех являлся одним из центров массового производства икон. Вот почему иконописание становилось для большинства палешан наследственным занятием.
Палехские иконописцы 17 — 18 веков далеко не всегда были только ремесленниками. Наряду с массовым производством дешевых ремесленных икон палешане создавали и выдающиеся уникальные произведения высокого художественного достоинства. В эту эпоху Палех выдвинул немало первоклассных мастеров, известных не только у себя на родине, но и в Москве, где они работали в царских хоромах и церквах. О связи Палеха с лучшими традициями древнерусского искусства свидетельствует тот факт, что в палехской церкви находились первоклассные иконы различных школ: Новгородского письма 15 — 17 веков, Московского царского и Строгановского 17 века.
Палехские мастера, изучая эти традиции, сами создавали произведения высокого художественного достоинства: об этом свидетельствуют иконы и фрески Палехского храма, относимые исследователями к концу 18 — началу 19 века. Такова, например, икона «Акафист Спасителю», исполнителями которой предание называет палехских мастеров Ивана Ильича Балякина и Никиту Михайловича Буторина.
А. В. Бакушинский, много лет изучавший искусство Палеха, утверждал, что эта икона возводит Палех того времени на высоту традиции большого искусства, делает его продолжателем пышного великолепия стилей 16 и 17 столетий.
Вид на Крестовоздвиженский храм.
О фресках Палехского храма, относящихся к началу 19 века, Бакушинский говорит, что это — «яркий и единственный по своей цельности и высокому качеству образец живописного монументального стиля, в котором сохранилась полная преемственность его от форм древнерусской традиции и вместе с тем появилась органическая связь с формами нового русского искусства конца 18 и начала 19 века — формами классически ампирными».
В многочисленных отзывах, заметках, очерках исследователей русской провинции отмечался особый уклад жизни палешан, их высокая нравственность и духовность. В середине 19 века известный знаток древнерусской живописи Г. Д. Филимонов, посетив Палех, назвал его «селом-академией народной». Это определение не утратило своей значимости и в настоящее время.
История и современность Палеха
Палехская миниатюра – вид традиционной русской лаковой миниатюрной живописи темперной краской на папье-маше, сложившийся в начале 1920-х годов в поселке Палех на основе местного иконописного промысла.
Начало расцвета старинного иконописного промысла Владимиро-Суздальской Руси в Палехе относится к периоду XVI – XVII веков. В XVIII веке искусство палехских иконописцев приобрело своеобразный стиль, названный впоследствии «палехскими письмами». Палехские иконы славились особой тонкостью письма, темперными красками с применением золота на одеждах святых.
Точная дата возникновения палехской иконописи письменными источниками не установлена. В основе стиля палехской иконописи лежат традиции древнесуздальской школы и некоторые особенности московского иконописания XV м XVI веков («Акафист Спасителю» м середина XVIII века, «Акафист Богородице», «Преображение» м конец XVIII м начало XIX веков).
Некоторые иконы рассказывали целые повести о житии и чудесах того или иного святого (например Николая Чудотворца). Такие иконы назывались житийными. В центре иконы, середняке, помещалось изображение святого, а вокруг него располагалась серия мелких картин, называвшихся клеймами, которые дополняли основной сюжет середняка. Клейма часто заключались в прямоугольные рамки, но иногда свободно располагались вокруг середняка.
Хотя житийные иконы встречались уже XIV веке, большое распространение они начали получать начиная с XVI века, особенно в строгановских иконах (по имени купцов Строгановых, основавших на рубеже XVI – XVII веков иконописные мастерские в Москве и Сольвычегорске).
Строгановский стиль отличается миниатюрной тонкостью письма и точно рассчитанной сложной композицией. Строгановские иконы были невелики по размерам, имели яркий цвет и обилие золота. Черты строгановских икон нашли свое яркое выражение в творчестве современных художников Палеха.
Но не только строгановские иконы оказали влияние на искусство Палеха. В XVII веке возникают новые очаги народного стиля – во фресковой живописи и многофигурной иконописи Ярославля, Костромы и Ростова Великого, имеющих развитые жизненные элементы. В этот же период в Москве появляется ушаковский стиль (по имени царского изографа Симона Ушакова), характеризующийся большим вниманием к образу человека, стремлением к правдоподобию изображения.
Многие произведения палехской иконописи создавались под влиянием западноевропейского искусства и русской академической школы, так называемое «фряжское» письмо («Не рыдай мене, Мати», 1769).
В начале XX века иконописный промысел в Палехе практически прекратился. После революции 1917 года иконописцам Палеха пришлось искать новые пути применения своих творческих сил. Палешане создали новый стиль миниатюрного письма, отличающийся особой тонкостью художественных приемов.
В 1921 году Иван Голиков, в будущем знаменитый художник, обратил внимание в Московском кустарном музее на изделия живописцев Федоскина, расписанные маслом по черному лаковому фону. Палехские мастера позаимствовали у федоскинцев технологию изготовления папье-маше, но для росписи применили темперу – краски, разведенные эмульсией яичного желтка. Темпера в сочетании с золотом и серебром перешла к палешанам-художникам от их предшественников – палешан-иконописцев.
С самого начала артель заботилась об обучении художников основам нового искусства. С 1928 года здесь было официально введено ученичество.
13 марта 1935 года при артели были открыты библиотека и музей.
Ассортимент расписываемых в Палехе изделий был весьма широк: брошки, бочонки, банки, баулы, бисерницы, блокноты, марочницы, ножи для разрезания бумаги, папиросницы, табакерки, портсигары, пудреницы, пластинки, очечники, чайницы, перчаточницы, письменные приборы, пасхальные яйца, шкатулки.
Палех очень скоро узнали и полюбили и за рубежом, и в России, и с каждым годом любовь и уважение к мастерству палешан росли.
Участие палехских художников на международных выставках в Венеции в 1924 году и в Париже в 1925 году вызвало сенсацию. Помимо высоких призов и наград они получили предложение открыть школу лаковой миниатюры в Италии.
Палехские художники успешно работали и в области театрально-декорационного искусства (эскизы декораций к неосуществленному спектаклю «Сказка о попе и его работнике Балде» в Большом театре в исполнении Павла Баженова, 1940; эскизы к постановке «Снегурочки» в Московском художественном театре работы Ивана Вакурова, 1936), в книжной графике (Иван Голиков, «Слово о полку Игореве», 1934), в монументальной живописи, росписи изделий из фарфора; реставрации монументальной живописи.
В советский период большое внимание изучению и обобщению традиций палехского искусства уделял Народный художник СССР Николай Зиновьев. Им была разработана методика преподавания палехского мастерства. Зиновьев написал две книги: «Искусство Палеха» и «Стилистические традиции искусства Палеха». Для последней он специально подготовил 104 рисунка, снабдив каждый аннотацией.
В настоящее время в Палехе продолжают работать мастерские Художественного фонда России, небольшие частные мастерские и отдельные художники. Художников палехской миниатюры готовит Палехское художественное училище, основанное в 1935 году на базе профтехшколы, открытой в 1930 году.
Прием палехского письма заключается в строго последовательном накладывании краски на лаковую поверхность. Это сложная техника, на овладение которой уходят годы, иногда до 10 лет, и дается она далеко не каждому.
Для стиля палехской живописи характерны тонкий и плавный рисунок преимущественно на черном фоне, обилие золотой штриховки, четкость силуэта уплощенных фигур, подчас полностью покрывающих поверхность крышки и боковых стенок шкатулок. Декоративность пейзажа и архитектуры, вытянутые изящные пропорции фигур, колорит, построенный на сочетании трех основных цветов – красного, желтого и зеленого, восходят к традициям древнерусской иконописи. Композиция обычно обрамляется изысканным орнаментом, выполненным твореным золотом.
Особую роль в палехской миниатюре играет пропись золотом всех объемов на последней стадии. Золото не только ключевой элемент, но и часть художественного мировосприятия в палехском искусстве. Оно неразрывно связано с символом света, который имеет большие исторические традиции, идущие от средневековых представлений о двух началах жизни – светлом и темном. В христианской символике свет приобретает особое эстетическое значение, становясь прообразом Божественной благодати. Материальным носителем этого света служит золото, которое символизирует его, является овеществленной Божественной ясностью.
Палехская иконописная школа
С конца XVII в. центром иконописного искусства становится село Палех — в недалеком прошлом центр удельного Палецкого княжества. Испокон веков основная часть населения Палеха занималась искусной художественной резьбой по дереву, а также создавала неповторимые по своей красоте и мастерству вышивки, что, несомненно, нашло свое продолжение в изготовлении и написании икон, принесших поистине мировую славу этому уголку русской глубинки.
В XVIII в., несмотря на быстро развивавшийся иконописный промысел в селениях Холуй и Мстёра, палехская иконописная школа, приспосабливаясь к модным веяниям из Москвы, заняла лидирующие позиции в массовом производстве икон.
Палехская икона, посвященная важнейшим православным праздникам
Иконы из Палеха отличаются подробной композицией с множеством мелких деталей. Изображенные фигуры несколько удлинены, в ряде случаев почти вытянуты. В росписи используется широкая цветовая гамма, а основной упор делается на сказочность, фантастичность ландшафта и архитектуры.
Праздничные иконы с объединенным в них множеством сюжетных миниатюр были особенно популярны среди живописцев палехской школы. Иконы, объединяющие все важнейшие церковные праздники, начали создаваться в тех краях с XVIII в., а в XIX в. получили повсеместное распространение.
Палехская икона, изображающая важнейшие православные праздники
Палехская иконописная школа развивалась на протяжении всего XIX в., вплоть до революции 1917 г. Последовавший затем запрет советской власти на любые виды иконописи заставил палехских мастеров искать компромиссные формы самовыражения.
Так, известны «иконы» советского периода, написанные в русле новой политики и изображающие Святое Семейство за работой. На них Иисус помогает Иосифу в столярной мастерской, а на заднем фоне сидит Мария за прялкой. Новая эпоха привнесла и новые требования к искусству.
Старинное русское село Палех получило особую известность благодаря лаковой миниатюре. Сегодня в Палехе действуют небольшие художественные товарищества, возобновившие изготовление икон, наряду со ставшим уже традиционным производством шкатулок.