памятник елизавете петровне в балтийске история
Памятник елизавете петровне в балтийске история
ИНТЕРАКТИВНАЯ РЕТРОСПЕКТИВНАЯ КАРТА БАЛТИЙСКА
ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР «ЕЛИЗАВЕТИНСКИЙ ФОРТ» — 42
По мнению специалистов, историко-культурный комплекс «Елизаветинский форт» не имеет аналогов в России. Памятник на Северном молу Балтийска — Главной базы Балтийского флота — установлен в ознаменование исторических побед русской армии и флота, когда во время царствования дочери Петра Великого государыни Елизаветы Петровны (1743—1761), Восточная Пруссия на несколько лет стала одной из российских провинций. В эти годы в пиллауской цитадели стояли полки русской армии, а в Крепостном канале швартовались корабли Балтийского флота. Обнаруженные здесь большие запасы «солнечного камня» специальным курьером доставили ко двору российской императрицы, высоко оценившей этот дар. Елизавета Петровна подписала указ об отправке в столицу «в должном ассортименте» всего янтаря, собранного в Пруссии.
Прусский король Фридрих Великий не простил жителей города, присягнувших российской короне. За годы своего правления он ни разу не посетил Пиллау.
После смерти императрицы Елизаветы Петровны вступивший на престол император Петр III заключил мир с прусским королем, вернув ему завоеванные российской армией земли, в том числе и Пиллау. И все же русские солдаты оставили о себе добрую память, построив защитную дамбу, названную их именем (ныне — Русская набережная).
Императрица Елизавета Петровна изображена скульптором такой, как диктуют традиции парадного портрета: верхом на коне, в платье
и в мундире полковника лейб-гвардии Преображенского полка, в парике и маленькой женской треуголке на голове. Символично изображение Елизаветы, представленной в пору расцвета своей красоты. Кажется, будто она лично встречает все корабли, идущие Балтийским проливом в Калининградский порт. Властный жест отведенной назад руки как бы показывает, что за ее плечами Великая Россия. Блестящая наездница много времени проводила верхом и принимала на лошади военные парады. При ней впервые разработана дамская униформа для верховой езды: сочетание мужского мундира с женским платьем. Скульптор сознательно посадил императрицу лицом к Европе в знак уважения к соседям.
По замыслу автора, в царственном облике императрицы запечатлены грани ее характера: державная властность, решительность, незаурядный дар политика и военачальника и в то же время естественность и обаяние, олицетворяющие Россию, прославляющие ее.
Высота конной статуи — 6,3 метра, вес — 12 тонн. Общая высота сооружения — 14 метров.
В качестве постамента избрано стилизованное фортификационное укрепление, выполненное из огромных каменных глыб в форме православного креста, идеально привязанное к окружающей местности. Форт расположен вблизи «шведской крепости». Его размеры: 52 метра в длину, 25 метров в ширину, высота 5 метров. На верхней площадке установлен трехметровый постамент из бронзовых плит. На одной из них изображен российский императорский герб. Во внутренних помещениях форта плпнировалось открыть историко-культурный центр с экспозицией, посвященной освоению Россией Балтийского моря. Автор композиции — московский скульптор Георгий Вартанович Франгулян.
Идея создания историко-культурного комплекса «Елизаветинский форт» принадлежит администрации президента Российской Федерации, Министерству культуры и администрации Калининградской области. Средства на строительство памятника Елизавете Петровне были собраны «Славянским фондом России», а на сооружение форта — фондом «Елизаветинский форт».
Первоначально предполагалось установить уникальную скульптуру в Калининграде, но, посетив город, скульптор и автор работы Г. Франгулян не нашел необходимой для возведения комплекса возвышенности. И когда ему предложили разместить памятник в самой западной точке страны — у основания Северного мола, это предложение счастливым образом совпало с первоначальным замыслом скульптора, настоявшего на решении о переносе памятника в Балтийск.
Скульптор прекрасно учел все точки рассмотрения памятника. Статуя имеет четкие очертания силуэта и видна издалека. Интересный эффект возникает в вечернее время, когда выхваченная из ночной тьмы снопом света конная статуя кажется летящей в пространстве. По словам Г. Франгуляна, «скульптура Елизаветы Петровны на коне войдет в историю. Это пока единственный в России памятник, посвященный императрице».
Сложнейшая работа над его созданием началась в мае 2003 года, когда на Казанском экспериментально производственном заводе была закончена гипсовая отливка. Затем мастера приступили к отливке в бронзе фрагментов фигуры императрицы, коня и плиты для постамента. Во второй половине июля бронзовый памятник был отправлен в Москву. Как известно, бронза является наиболее ценным архитектурным материалом, устойчивым к любым погодным условиям. 21 мая 2003 года в Балтийске прошла церемонию закладки памятника.
Скульптуру Елизаветы Петровны переправили в разобранном виде в Санкт-Петербург, а оттуда на пароме — к месту сборки, где в сентябре 2003 года ее смонтировали специалисты Всероссийского художественно-производственного объединения, в цехах которого отлили конный памятник императрице Елизавете.
Весь историко-культурный комплекс «Елизаветинский форт», занимающий площадь около одного гектара, впечатляет не только своей архитектурной и художественной формой. Он словно голос живой истории! Интересен факт, что памятники великим людям России — Петру I и Елизавете Петровне, отцу и дочери,— установлены вблизи друг от друга на береговой черте морского пролива.
По заключению специалистов ФГУП Санкт-Петербургского НИИ «Спецпроектреставрация» в мае 2009 года, памятник императрице нуждается в срочных аварийно-восстановительных и ремонтных работах. Составленный экспертами акт технического состояния зафиксировал процесс его разрушения. Выявлены значительные повреждения стального каркаса, защитно-декоративного покрытия бронзовой скульптуры и листов облицовки постамента. Это происходит из-за нарушения гидроизоляции форта. При отсутствии вентиляции, особенно в зимнее время, здесь низкий температурный режим и повышенная влажность. В результате конструктивные элементы скульптуры подвергаются коррозии.
Постаментом для бронзовой конной композиции работы известного российского скульптора Георгия Франгуляна является специально возведенный форт «Елизаветинский», собственником которого зарегистирована супруга мэра Балтийска Федора Ярошевича — Людмила Ярошевич. Однако, по данным представителя регионального правительства, «форт до сих пор не сдан в эксплуатацию, а территория вокруг недостроя неухожена». Собственник самой скульптуры — государство в лице Музея Мирового океана — «безуспешно пытается заставить частного собственника форта достроить хотя бы постамент».
При этом, в соответствии с решением Арбитражного суда Калининградской области от 6 февраля 2009 года, заказчик-застройщик форта обязан «обеспечить условия экспонирования скульптуры, исключающие ее порчу или утрату». Требования охранного обязательства к внешнему и техническому состоянию памятника прописаны в соглашении фонда «Елизаветинский» с владельцем скульптуры — Музеем Мирового океана. По словам главного хранителя фондов музея Ирины Бойкиной, если они не будут соблюдаться, и строительство форта официально не завершится, скульптуру придется переносить в более безопасное для нее место.
Copyright © 2006—2011 Ю&Н Каллиниковы
Разработка и дизайн Каллиниковы
Унесёт ли верный конь императрицу: как памятник Елизавете Петровне оказался никому не нужным
Дело в том, что в начале этого века в администрации президента, министерстве культуры РФ и администрации области родилась идея о создании и установке памятника дочери Петра Первого. И, конечно, выбор пал на Калининград. Идею поддержали — ведь именно при императрице Восточная Пруссия была провинцией Российской империи. Деньги собирали всем миром по инициативе «Славянского фонда России», скульптор Франгулян создал монументальный образ Елизаветы на коне. А постаментом послужил «Елизаветинский форт», который строил общественный региональный фонд.
Вначале хотели, правда, прописать статую в областном центре, однако не нашли подходящего места. А когда скульптору Франгуляну показали Северный мол в Балтийске, вопрос с пропиской был решён, и это символично: памятники Петру и его дочери рядом. Итак, вознёсся конь с императрицей над каналом, над Балтийском, восторги поутихли — начались раздумья: а что дальше?
Вот тогда, а было это в 2004-м, решили «Елизаветинский форт» использовать как своеобразную экспозицию «Россия на Западе». Министерство культуры подобное одобрило, а потому «Славянский фонд России» и Музей Мирового океана заключили договор, согласно которому первый передавал сотрудникам музея памятник императрице на хранение. Сложный получается треугольник: один фонд, региональный, предоставляет территорию, а фонд другой, республиканский, передает своё имущество третьей стороне, чтобы та его берегла как зеницу ока.
На что рассчитывали сотрудники Музея
Мирового океана, подписываясь под таким договором, сказать сложно. Возможно, на помощь федерального министерства, одобрившего, если помните, создание музейной экспозиции «Россия на Западе». Возможно, на доведение до ума задуманного вместе с общественной организацией. Вопрос, на который сегодня вряд ли кто искренне ответит.
И вскоре начались будни: владелец прилегающей территории и фортификационного сооружения — общественная организация, а хранение, то есть уход за памятником должен осуществлять музей, у которого, похоже, в смете подобные расходы не были предусмотрены.
Взаимные упрёки, претензии потихонечку начали перерастать в «тихие войны», когда бездоказательно одна из сторон, а именно Музей Мирового океана, заявила, мол, их работников не подпускают к объекту, ночные дискотеки не способствуют сохранности переданного на хранение объекта и т. д. и т. п.
Любопытно тут вот что: договор о передаче на хранение не расторгался. Вероятно, справедливо. И вот почему. Рядом с фортом и памятником императрице— аквапарк, чуть подальше — знаменитая «Шведская крепость».
Представляете, какой шикарный мемориальный комплекс — прекрасный туристический объект. А тут и Ярошевич, тогда глава округа, предложил построить кафе неподалёку.
А то, что потерять можем, — становится, к сожалению, очевидным. И вот почему: за годы споров монумент стала разъедать коррозия, иные «активные» посетители оставляют на памятнике свои автографы… Словом, чтобы сегодня провести необходимые реставрационные, скажем так, работы, нужно, по самым скромным подсчётам, едва ли не четыре миллиона рублей.
Правда, нынешний глава Балтийского муниципального района Марат Насыров, юрист по образованию, вдруг обрушился на руководителей общественного регионального фонда, мол, если те не будут обеспечивать надлежащий уход и охрану объекта, «меры будут приниматься со всех сторон».
Малопонятное заявление, поскольку, видимо, забыл господин Насыров о договоре хранения. Да и намекнув на то, что муниципальный район в силах сам нести бремя расходов на содержание объекта, глава вскоре сообразил — дело это хлопотное и весьма недешёвое. Словом, ещё три года назад, а именно шестого февраля 2009-го, Музей Мирового океана выступил в качестве истца в областном арбитражном суде к региональному общественному фонду «Елизаветинский». Третьей стороной на слушаниях выступала служба государственной охраны объектов культурного наследия Калининградской области.
Суть заявленных истцом требований — обязать фонд обеспечить сотрудникам музея беспрепятственный доступ к объекту хранения, обеспечить условия экспонирования скульптуры и так далее. И вот что решил арбитражный суд: «… удовлетворить заявленные требования частично». Получается, всё осталось без изменений.
А теперь давайте подумаем, чем это «выяснение отношений» может закончиться. Первое, и самое печальное: статуя окончательно придёт в негодность. Второе: памятник передадут иному муниципалитету. Славное, не правда ли, решение проблемы? Меня мучает вопрос: неужели областному министерству культуры сложно усадить за один стол представителей Музея Мирового океана, общественной региональной организации, Балтийского муниципального района, юристов и попытаться разобраться в этой истории? Или включить памятник как проект в концепцию развития туристической отрасли региона?
Не знаю. Потому как не уверен, что подобное может произойти. В таком случае не внести ли этот вопрос в повестку заседаний общественной палаты? Орган хоть и рекомендательный, но грамотный. Возможно, к выводам специалистов прислушаются?
В том, что памятник необходимо сохранить — сомнений нет ни у кого. Вопрос только, как.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции Калининград.Ru
Елизавета Петровна, которую назначили: что мы знаем о победителе в гонке имён для Храброво
На исходе голосования императрица обошла философа Канта и двух советских военачальников: генерала Черняховского и маршала Василевского. Что известно о победительнице и какое отношение Елизавета имеет к Калининградской области — в материале «Клопс».
Младшая дочь Петра Первого и Екатерины Елизавета родилась в московской Коломне в декабре 1709 года, за два года до вступления своих родителей в законный брак. К власти пришла в результате дворцового переворота, на штыках 306 солдат гвардейского Преображенского полка. Системного образования не получила и даже взрослой не знала, «что Великобритания есть остров». Зато на французском говорила, как на родном. Учредила российский Дворянский банк и Московский университет. Исследователи отмечают, что в правление Елизаветы смертная казнь применялась реже, чем это было принято у русских монархов. Например, суд приговорил Наталью Лопухину, унижавшую Елизавету во времена её предшественницы Анны Иоановны, к колесованию. Но Елизавета — добрая. По её указу Наталью Лопухину не стали убивать медленной мучительной смертью, а всего лишь вырвали язык, били плетьми и отправили в ссылку в Сибирь. Такой вот царственный гуманизм.
С Кёнигсбергом императрицу связывает Семилетняя война. Её называют настоящей Первой мировой. Боевые действия Семилетней войны проходили в Европе, Северной Америке, Индии, на Карибах и Филиппинах. В 1758 году в Кёнигсберг, сдавшийся без боя, вступили российские войска, Восточною Пруссию провозгласили новой провинцией Российской империи. Первым русским губернатором стал сын выходца из Шотландии генерал-аншеф Фермор. 24 января 1758 года жители Кёнигсберга приняли присягу на верность российской императрице Елизавете Петровне.
По всему городу изображения герба с прусским орлом поменяли на изображения российского двуглавого. Например, как пишет в своей книге «Кёнигсберг: история одного европейского города» Фриц Гаузе, поменялись орлы (с прусского на русский) и в «шапке» «Королевской привилегией издаваемых прусских известий о государстве, войне и мире», кёнигсбергской газеты, где цензором подрабатывал Иммануил Кант. Сам Кант, как и городские чиновники и преподаватели университета, в Альтштадтской кирхе принёс присягу на верность Елизавете. Что ему сегодня припоминают в Калининградской области. Мол, Родину предал. Оккупацию Восточной Пруссии в Семилетнюю войну называют «мягкой».
Современники отмечали, что «русские солдаты показали хорошую дисциплину», а многие из российских высших офицеров были из остзейских немцев и получили французское воспитание. Примечательно, что российские оккупационные власти требовали от своих офицеров в обязательном порядке посещать лекции в Кёнигсбергском университете — в частности, лекции по математике и фортификации, читаемые приват-доцентом университета Иммануилом Кантом. Также российские офицеры были желанными гостями в масонских ложах Кёнигсберга и охотно посещали их. По одной из версий, в Российскую империю масонство приехало именно из Кёнигсберга.
Рассказывая о нравственных последствиях русской оккупации Восточной Пруссии, Фриц Гаузе пишет:
«Жители Кёнигсберга отваживались курить на улице табак и научились пить пунш; их нравы стали более свободными. Рубль был активнее, чем талер… Драки между горожанами и русскими солдатами, возникавшие время от времени, не имели политического значения».
Восточная Пруссия пробыла российской губернией четыре года. В январе 1762 года Елизавета Петровна скончалась. На российский престол вступил Пётр Третий, родившийся в немецком Киле Карл Пётр Ульрих Гольштынский. Он правил несколько месяцев, но за это время успел заключить мир с прусским Фридрихом Вторым, освободить жителей Восточной Пруссии от данной им российской императрице присяги и вернуть Восточную Пруссию Пруссии…
Кстати, калининградский культуролог, искусствовед и просто умный человек Ирина Кожевникова на своей страничке в Facebook вполне справедливо заметила, что назвать аэропорт Храброво просто аэропортом имени императрицы Елизаветы — верх невежливости по отношению к матушке-императрице. Ибо по этикету надо вместе с императорским именем обязательно называть все её титулы. Так что правильное новое название старого аэропорта должно звучать так: аэропорт имени «Божию поспешествующею милостию Елизаветы Первой, Императрицы и Самодержицы Всероссийской, Московской, Киевской, Владимирской, Новгородской, Царицы Казанской, Царицы Астраханской, Царицы Сибирской, Государыни Псковской и Великой Княгини Смоленской, Княгини Эстляндской, Лифляндской, Корельской, Тверской, Югорской, Пермской, Вятской, Болгарской и иных, Государыни и Великой Княгини Новагорода Низовския земли, Черниговской, Рязанской, Ростовской, Ярославской, Белоозерской, Удорской, Обдорской, Кондийской и всея Северныя страны Повелительницы и Государыни Иверския земли, Карталинских и Грузинских Царей и Кабардинския земли, Черкасских и Горских Князей и иных наследной Государыни и Обладательницы». А что, звучит красиво.
Имя философа Имманиула Канта попало в шорт-лист имён для присвоения Храброво четвёртым. От том, как Кант оказался в одном списке с Елизаветой, Василевским и Черняховским, можно почитать В Общественной палате объяснили, как Кант попал в шорт-лист для присвоения имени Храброво
Итоги всероссийского конкурса подведут 5 декабря
RuGrad.eu
Спекуляции на памятнике Елизавете
Практически ежегодно, начиная с 2008 года, в региональном медиапространстве, в основном в желтой прессой, как сплетницами на лавочках, муссируется ситуация вокруг скульптуры императрицы Елизаветы Петровны, установленной на стилизованном форте близ Северного мола в Балтийске.
Заголовки один непригляднее другого, что, в принципе, свойственно такому уровню прессы: «СКАНДАЛ: Бронзовая Елизавета может рухнуть?», «Памятник императрице Елизавете требует срочной реставрации», «В Балтийске памятник императрице Елизавете под угрозой исчезновения», «Кто довел до ручки памятник?», «В Балтийске продолжается конфликт вокруг памятника русской императрице», «Шестнадцатитонный памятник императрице Елизавете может рухнуть», «Спасти памятник императрице», «Памятник Елизавете в Балтийске может обрушиться», «Императрица Елизавета грозит бедой», «Памятник Елизавете находится под угрозой разрушения» и т.п.
В последние годы тональность несколько поменялась, оттеснив проблему «обрушения и срочного ремонта» на второй план. На первом оказалась тема, связанная с заявлением Светланы Сивковой, директора музея Мирового океана, которая «решила подать в суд на нерадивых «хранителей» форта и потребовать, чтобы памятник перенесли в другое место, где у музея будет возможность сохранить его».
Новый поворот ситуации изначально получил скандальное звучание в Балтийске, будоража умы неравнодушных горожан. Люди обеспокоены угрозой потерять монумент, ставший бронзовой «визиткой» города и области. Отголоски затронули даже местные соцсети, где развернулись бурные, но непродолжительные дискуссии.
***
В принципе, если не поддаваться эмоциям и просто немного поразмыслить, внимательно изучив доступные в интернете публикации «по Елизавете» за последние годы, то выводы можно сделать вполне определённые. Прежде всего, в отношении изменения места прописки царственной особы.
Для того чтобы памятник Елизавете Петровне начал движение со своего пьедестала на Северном молу, очевидно, должен быть возведён подобный же постамент в другом месте. Для его постройки, помимо чьих-то неумных хотелок и времени, потребуются немалые средства. А главное – принципиальное согласие автора композиции, московского скульптора Георгия Франгуляна, заслуженного художника Российской Федерации, известного своими работами: памятниками Булату Окуджаве (Москва, Арбат), Петру I (Бельгия, Антверпен), Пушкину (Брюссель).
Сложно представить, что Франгулян, заявлявший, что «скульптура Елизаветы Петровны на коне войдет в историю как единственный в России памятник, посвященный императрице», изменит в угоду чьим-то амбициям личное представление о месте размещения своего детища. Тем более что монумент в главной базе Балтийского флота буквально с момента постройки с подачи журналистов стал «грандиозным символом российского присутствия на Балтике». Не обошлось и без флотского юмора по поводу того, что жители самого западного города России обзавелись собственной «статуей Свободы» – так окрестили местные острословы величественное сооружение на Северном молу в Балтийске.
Вряд ли на изменение дислокации нашей Елизаветы «дадут добро» и из столицы. Не секрет, что замысел создания в янтарном крае монументального объекта, символизирующего преемственность и историческую связь с «большой» Россией — возник в период предвыборной президентской кампании 2003 года. И администрация президента принимала в своё время принципиальное решение об установке памятника императрице в городе Балтийске. Она же координировала реализацию проекта через Министерство культуры России и администрацию области. И способствовала привлечению на его строительство спонсорских средств. Их на памятник Елизавете Петровне собирал «Славянский фонд России», а на сооружение постамента — фонд «Елизаветинский». Была идея и на перспективу – создать историко-культурный комплекс «Елизаветинский форт». Но после выборов без необходимого финансирования она так и осталась на уровне замысла.
Что касается Калининграда, то первоначально предполагалось там установить уникальную скульптуру. Однако посетив город, Франгулян не нашел необходимой возвышенности. И категорически отверг областной центр:
– Получив предложение сделать проект памятника Елизавете Петровне для Калининграда, – вспоминал Георгий Франгулян, – я прилетел в эту самую западную часть России и осмотрел предлагаемое место – центральную площадь напротив кафедрального собора. Место мне не понравилось, и я по карте отыскал более достойное и значимое в геополитическом отношении – портовый город Балтийск, бывший Пиллау. Мое предложение было принято на «ура», ведь памятник обретал символическое значение: все корабли, идущие в Россию, в Калининградский порт, будут проходить через этот пролив.
Эксперты оценили скульптуру как «оригинальный по замыслу, полный экспрессии, классический в своей основе балтийский памятник Елизавете Петровне, который должен занять достойное место в ряду европейских конных монументов». По оценке специалистов, скульптор прекрасно учел все точки рассмотрения памятника. Статуя имеет четкие очертания силуэта и видна издалека. Подмечено, что особенно интересный эффект возникает в вечернее время, когда выхваченная из ночной тьмы снопом света конная статуя кажется летящей в пространстве.
По замыслу автора, в царственном облике императрицы запечатлены грани ее характера: державная властность, решительность, незаурядный дар политика и военачальника. И в то же время – естественность и обаяние, олицетворяющие Россию, прославляющие ее. Императрица Елизавета Петровна изображена скульптором такой, как диктуют традиции парадного портрета: верхом на коне, в платье и в мундире полковника лейб-гвардии Преображенского полка, в парике и маленькой женской треуголке на голове. Символично изображение Елизаветы, представленной в пору расцвета своей красоты.
— Сама Елизавета была, говорят, невероятная красавица, — отмечал Георгий Франгулян. — На мой взгляд, она очень похожа на отца: глаза, рот, выражение лица, подбородок — абсолютно петровские. Я это могу утверждать потому, что делал памятник Петру для Антверпена и хорошо знаю отца Елизаветы.
Блестящая наездница, Елизавета много времени проводила верхом, более того, принимала на коне все парады. При ней впервые была разработана дамская униформа для езды в седле, поэтому я пришел к мысли, что памятник должен быть конным. Мне представилась уникальная возможность сделать первый такой памятник в мире — императрица верхом на коне! На ней туфельки, которые я увидел в Оружейной палате.
Это особенный памятник для России: Елизавета развернута лицом к Европе, она как бы принимает парад кораблей, идущих в русский порт, в то же время рукой мягко подчеркивает границу России. Императрица сидит лицом к Европе, что означает уважение к соседям. Елизавета выглядит юной, царственной, стремительно летящей.
Памятник призван поразить своими размерами: высота бронзовой конной статуи составляет 6,3 метра, общая высота памятника вместе с постаментом, выполненном в виде оборонительного сооружения, достигает 14 метров. Высота конной статуи — 6,3 метра, общая высота с постаментом — 14 метров, вес, по разным оценкам, от 12 до 16 тонн (вместо заявленных 20 – говорят, часть бронзы пошла на памятник Державину).
В Европе всего два конных памятника женщинам: скульптура Жанны д’Арк в Париже и монумент Елизавете Петровне в Балтийске. Фигура нашей императрицы, кстати, получилась на целый метр выше фигуры её отца Петра I в именитом «Медном всаднике» в С-Петербурге.
Форт, избранный в качестве постамента для Елизаветы – символ защиты, обороны, альтернатива агрессии. Его размеры также впечатляют: 52 метра в длину, 25 метров в ширину, высота 5 метров. На верхней площадке установлен трехметровый постамент из бронзовых плит. На одной из них изображен российский императорский герб. Сооруженный из натурального камня, гранита, в виде стилизованного фортификационного укрепления, форт выполнен в форме православного креста. Он расположен вблизи Шведской крепости с идеальной привязкой к окружающей местности.
***
Вероятно, этой информации вполне хватит, чтобы понять – никто в ближайшее время не собираться лишать балтийцев памятника Елизавете. Для этого нужны реальные телодвижения – проект, землеотвод, а главное – финансы. Спонсоров в очереди явно не наблюдается.
А без строительства нового форта в каком-то ином месте вообще глупо и абсурдно, на уровне, что называется, бреда сивой кобылы, заявлять о том, что музей «всерьёз начинает думать, куда перенести памятник». Притом, что сам балансодержатель скульптуры не может найти 3-4 млн. рублей на устранение проблем, выявленных специалистами, чтобы привести уникальное творение Георгия Франгуляна в соответствие с требованиями охранного обязательства.
Вместо этого в прессе практически ежегодно поднимается волна спекуляций, откровенно смахивающих на шантаж. С чем это связано – очевидно, тема отдельного разговора.
- памятник екатерине в краснодаре история
- памятник ермолову в орле история