памятник пересвету в брянске история создания
Памятник пересвету в брянске
Александр Пересвет уроженец Брянска, монах Троицо-Сергиевой лавры, погиб на Куликовском поле. Памятник Александру Пересвету установлен в Брянске на Покровской горе – это самая высокая точка Брянска. Торжественное открытие памятника состоялось 1895 году. Это событие было приурочено к тысячелетию Брянска.
Памятник к 1000-летию Брянска
На самой высокой точке Брянска, Покровской горе, стоит величественный памятник, изображающий Баяна и Пересвета. Его открыли в 1985 году и приурочили это событие к тысячелетию Брянска. Да и место для его установки выбрано не случайно — Покровская гора была заселена уже в XIV веке и является древнейшей цитаделью города.
За спинами древних героев высится белоснежная стрела, издали напоминающая храм. Ее вершину венчает скульптура женщины, олицетворяющей образ Родины, образ Матери. В ее руках зажаты серп и молот — символы мастерства и хлебопашества, которые были основой Брянщины.
История посещения памятника
В самый-самый ветреный день новогодней поездки, наша дружная компания пошла к памятнику Пересвету в Брянске. Александр Пересвет — монах-воин, инок Троице-Сергиевского монастыря. По легенде в 1380 году Преподобный Сергий Радонежский благословил его и Родиона Ослябю на участие в Куликовской битве. Пересвет в схватке перед битвой одолел татарского богатыря Челубея, но и сам погиб. В Русской православной церкви причислен к лику святых. В Брянске в 1985 году ко дню тысячелетия города Брянска на Покровской горе. У подножия постамента с иноком сидит былинный певец и сказитель Боян. Хотя в путеводителях пишут чаще «памятник Пересвету», забывая о Бояне.
К памятнику поехали на автобусе маршрута №2. Вышли и на ближайшей остановке «Покровская гора». Город стоит на холмистой местности, это мы знали. Но то, что прогулка к памятнику обернется настоящим восхождением, и подумывать не могли. Зря. Знали бы заранее, прихватили бы царапки для обуви. Они были бы тут в самый раз. К памятнику русскому иноку-воину ведет дорога, поднимающая круто вверх. Всё бы ничего, да дорога после недавней череды оттепель-морозы, представляла собой каток или трассу для скелетона, слегка припорошенную свежевыпавшим снежком. На днях по образовательному каналу смотрели фильм про пингвинов. Мы тогда смеясь над тем, как они неуклюже взбирались по ледяному склону. Видели бы сейчас нас пингвины, они тоже бы смеялись. Но мы упорно шли вперёд, поддерживая друг друга и цепляясь за поручень вдоль дороги. Наконец показалась конечная цель подъёма, памятник Пересвету. Подходим ближе и видим. не героя богатыря, не инока или просто древнерусского воина, а какого-то ряженого, в лентах, остатках сдувавшихся шариков. Если представить памятник без всяких украшений и ленточек, то да, вырисовывается героический образ.
Уважаемые молодожёны, я понимаю, что вы преисполнены радости. В вашей жизни произошло важное, значимое событие. И я искренне вас поздравляю. Вы счастливы и хотите делиться этой радостью с миром. Пересвет — это воин, инок, героически погибший в бою. Я считаю, что яркие свадебные ленты здесь более, чем неуместны.
Обратно мы пошли другой дорогой, по улицам Арсенальной и Февральской, на проспект Ленина, путешествие по Брянску продолжалось.
Небольшая ремарка про Пересвета и Бояна. Пересвет умер в 1380 году, мужчиной в полном рассвете лет, иначе бы не отправили на битву. Боян упоминается в «Слове о полку Игрове». События, описанные в «Слове. » происходили в XII веке. Почему они вместе, что их связывает? Возможно оба уроженцы Брянской земли?
Александр Пересвет: история памятника
После битвы Дмитрий Донской распорядился отправить тела Пересвета и других героев в Москву для погребения, «чтобы воины и народы, взглядывая часто на их могилы, воспламенялись духом доблести».
В 1794 году при Екатерине II поставили над могилами надгробия. В 1870 году отлили памятник, но в 30 –е годы при Сталине памятник переплавили и на этом месте завод сделали. Теперь давний грех исправлен. Святые могилы можно снова увидеть.
Покровская гора Брянска
Брянск стоит на 8 горках, самая высокая из них – Покровская – 70 метров. Именно на Покровской горе появилась деревянная крепость, своего рода брянский кремль. В нём помещался княжеский двор, хранилась дань, собранная с жителей брянского края для киевского князя.
В 13 веке Брянск, стоявший на неприступной горе, один из немногих уцелел от разорения монголо-татарами. И потянулись сюда крестьяне, ремесленники, воины и бояре. Среди разрушенных соседних поселений и городов Брянск небывало процветал.
Брянский кремль брал свое начало от нынешней Горно-Никольской церкви, на месте которой раньше стоял деревянный храм, в народе его называли Верхний Никола. Напротив него стояла одноименная Никольская башня 20 метров в высоту. Её ворота и были въездом в крепость, а потому охранялись сразу тремя пушками.
Как в любом кремле, в брянском было много башен от 12 до 22 метров высотой, в том числе своя собственная Спасская с восьмью пушками. А в 60 метрах от неё была Тайничная башня, от неё шел тайный ход к Десне. В середине 19 столетия Преображенский храм – главный храм города Брянска на тот момент – дал трещины. Виновником разрушения святыни стал тот самый тайный подземных ход. В 1862 году храм решили разобрать и построить новый. Когда уже 2/3 стен нового храма были возведены, по ним тоже пошли глубокие трещины, всё из-за того же подземного хода.
Окружали Брянский кремль сразу два высоких земляных вала и ров 5 метров глубиной. Внутри крепости располагался двор царского воеводы. Под его командой находились стрельцы, казаки, пушкари. В начале 17 века командовал крепостью Василий Романович Барятинский, потомок Романа Михайловича – Великого князя Черниговского и Брянского. В крепости была деревянная церквушка, на её месте Василий Барятинский приказал построить каменный храм. Деньги на строительство он взял у своего родственника – брянского помещика Евстафия Алымова, который вошёл в историю, как строитель Покровского собора.
На сегодняшний день Покровский собор является самым древним каменным сооружением города Брянска. В середине 19 века, когда гора уже перестала быть центром города, брянские купцы попросили епископа разрешить им разобрать Покровский собор и перенести в другое, белее выигрышное место. Но владыка не дал согласия.
В 18 веке брянского кремля не стало. Сейчас на Покровской горе улица единственная и одноименная. Зато каждый дом – памятник. Нынешнее здание под номером 3 в конце 18 столетия строил подмастерье архитектора московского арсенала – Иван Морщинов. Трудился он для брянской элиты. В доме проживал сам генерал, директор брянского арсенала, и высшие офицеры. А в начале прошлого века здесь не раз бывал будущий писатель Константин Паустовский. В Брянск на Покровку он приезжал сначала школьником, а после студентом на каникулы. А одно время даже учился в Брянской частной мужской гимназии. В этом доме жил его дядя знаменитый инженер-металлург полковник Н.Г. Высочанский.
Улица Покровская гора дом 5. Рядом с домом генерал-директора тот же самый Иван Морщинов параллельно возводил казармы для нижних чинов военнослужащих арсенала. Здесь размещался Дрогобужский полк. Теперь сюда переехало управление брянской и севской епархии.
Прежде оно находилось в другом памятном здании на спуске с Покровской горы – этот дом в 19 столетии был сооружен для местного богача Авраамова.
Памятник Пересвету в Брянске. Исторические события
Памятник Пересвету в Брянске стоит уже давно. Однако начнем с того, что город воинской славы Брянск расположен на берегах Десны. Его население составляет чуть больше 400 тысяч человек. Великолепная панорама красивых и живописных далей, жилых кварталов делового рабочего города открывается из района Покровской горы, которая возвышается прямо над городом, образуя крутое побережье Десны. Когда-то очень давно именно отсюда началось древнее поселение, со временем образовавшее город-крепость Брянск.
Памятник Пересвету в Брянске. Покровская гора
Со всех сторон крепость была закрыта высокими и крутыми склонами горы, непроходимыми лесами и оврагами, что служило надежной защитой города от многочисленных врагов.
Прежде чем приступить к рассказу про памятник Пересвету в Брянске, нужно отметить, что Покровская гора очень долго, буквально до конца XVIII века, являлась центром города. Следом за крепостью возник посад. Город Брянск впервые упоминается в Ипатьевской летописи в 1146 году, когда на Покровской горе жило всего 350 человек. Затем там стал поселяться разный люд, мастеровые и крестьяне. В 1246 году город преобразовался в центр Брянского княжества. Брянский князь Борис Михайлович, умерший в 1401 году, был сыном убитого в Золотой Орде Черниговского князя Михаила, он и стал строить и укреплять город.
Открытие памятника состоялось в 1985 году. Тогда город отметил свое 1000-летие. В честь этого великого события было решено воздвигнуть целый комплекс – памятник Александру Пересвету и Баяну и стелу с Родиной-матерью. За спинами первых двух персонажей видна белоснежная стрела, над которой возвышается скульптура простой работящей женщины, являющейся олицетворением образа Родины и матери. В руках она держит серп и молот, они представляют собой символы хлебопашества и мастерства. К этим известным памятникам Покровской горы приезжают молодожены, чтобы почтить память, а заодно сфотографироваться и оставить ленточку на счастье.
Памятник Пересвету в Брянске: история
Считается, что Пересвет родился в Брянске и до принятия монашества был боярином, участвовавшим в военных походах. В житии Пересвета и Осляби указывается, что они были учениками-пострижениками преподобного отца Сергия Радонежского, к которому направился за духовной поддержкой и благословением великий князь московский Дмитрий Донской. Преподобный Сергий благословил не только его, но двух воинов-иноков с ним: Александра Пересвета и Андрея Ослябя. Александр помолился в одной из келий и, оставив свой яблоневый посох, который сегодня хранится в Рязанском краеведческом музее, ушел на битву.
Со стороны Мамая ему противостоял огромной силы воин Челубей, который провел 300 поединков и ни одного не проиграл. Пересвет знал, что копье Челубея было отравлено и на метр длиннее его, и ему практически было не добраться до него, поэтому он снял с себя все свои доспехи, оставшись в одной схиме и с крестом на груди. Он заранее просчитал, что копье противника на скорости пройдет через его тело и даст ему возможность ближе подобраться к Челубею так, чтобы сбить его и поразить насмерть. Все так и случилось, а Пересвет, получив смертельную рану, смог вернуться в строй и умереть на руках боевых товарищей. Верный конь вынес его, оставшегося в седле победителя, к своим.
После этого началась Куликовская битва, это было 8 сентября 1380 года. Предполагается, что тела преподобных Пересвета и Осляби (который тоже был из Брянска) покоятся в трапезной храма Рождества Пресвятой Богородицы в Москве в районе Старого Симоново.
Есть предположение, что в Куликовской битве участвовал и сын Осляби Яков, который так же, как и отец, сложил свою голову за Русь-матушку. Есть история, что Дмитрий Донской в ходе битвы получил ранение и упал с коня. Ослябя же, вытащив его тело в безопасное место, надел на себя его доспехи и вновь повел дружину в бой, повлияв тем самым на исход битвы.
Памятник Пересвету в Брянске стоит как напоминание современникам, ведь трудно себе представить, но, по приблизительным подсчетам, в Куликовской битве участвовало на стороне Донского от 40 до 70 тысяч воинов, войско Мамая насчитывало от 90 до 150 тысяч человек. Русские войска потеряли 20 тысяч, орда – 8/9 общей численности армии.
Открытие памятника важно было еще и тем, что на битву шли владимирцы, брянцы, суздальцы, ростовчане, костромичи и другие, но вернулись с боя они единым русским народом.
Памятник Пересвету в Брянске. Исторические события
Александр Пересвет уроженец Брянска, монах Троицо-Сергиевой лавры, погиб на Куликовском поле. Памятник Александру Пересвету установлен в Брянске на Покровской горе – это самая высокая точка Брянска. Торжественное открытие памятника состоялось 1895 году. Это событие было приурочено к тысячелетию Брянска.
Памятник Пересвету в Брянске. Покровская гора
Со всех сторон крепость была закрыта высокими и крутыми склонами горы, непроходимыми лесами и оврагами, что служило надежной защитой города от многочисленных врагов.
Прежде чем приступить к рассказу про памятник Пересвету в Брянске, нужно отметить, что Покровская гора очень долго, буквально до конца XVIII века, являлась центром города. Следом за крепостью возник посад. Город Брянск впервые упоминается в Ипатьевской летописи в 1146 году, когда на Покровской горе жило всего 350 человек. Затем там стал поселяться разный люд, мастеровые и крестьяне. В 1246 году город преобразовался в центр Брянского княжества. Брянский князь Борис Михайлович, умерший в 1401 году, был сыном убитого в Золотой Орде Черниговского князя Михаила, он и стал строить и укреплять город.
СтраницаПокровская гора
Вид с Покровской горы. Начало XX века.
Современный вид с Покровской горы.
1698 год Покровская гора
Брянск, Покровская гора. Храм в центре кадра – ныне существующий Покровский собор. Открытка начала XX века.
Пройдя по Петропавловской улице дамбу, пересекающую Верхний Судок, попадаем в самое сердце старого Брянска.
Покровская и Петровская горы — центр старого Брянска, где по сей день расположена значительная часть сохранившихся памятников архитектуры города.
Покровская гора — это семидесятиметровый мыс, образованный правым берегом реки Десны, оврагом Верхний Судок, а также его северными ответвлениями. Покровская гора является самым высоким местом Брянска, на котором в X веке была возведена деревянная крепость, впоследствии положившая начало современному городу.
Вплоть до начала XVIII века Брянский кремль служил России как крупная оборонная крепость. В 1707-1708 годах, перед началом подготовки России к войне со шведами, которые хотели через Украину прорваться к Москве, по приказу Петра I Брянский кремль был укреплен, но это не понадобилось, шведы не дошли до этих мест.
Покровский собор, имя которого носит гора, был построен в Брянском кремле в конце XIII века. Этот собор множество раз страдал от пожаров, и в 1626 году здание храма было выстроено из камня. Оно и сохранилось до нашего времени.
В начале XIV веке при въезде в Брянский кремль возвели церковь Горного Николы и установили на ней вечевой колокол, который возвещал о начале народного вече. Не один раз этот колокол собирал народ на борьбу с врагами, не один раз Брянский кремль встречал своих неприятелей яростным сопротивлением, охраняя родную землю от печенегов, половцев, хазар, монголо-татар и других поработителей.
К середине XVIII века, выполнив свою историческую миссию, Брянский кремль прекратил существование, а в 1969 году государство взяло под охрану Покровскую гору как памятник истории города Брянска. Еще один памятник архитектуры XVIII века — дом генерал-директора Брянского Арсенала — также находится на Покровской горе. В 1985 году в честь 1000-летия Брянска здесь был возведен мемориальный комплекс.
Неподалеку находятся еще несколько объектов, связанных с историей города.
Строительство ныне существующего Спасо-Гробовского храма было закончено в 1904 году. Автором проекта стал брянский архитектор-художник Н. А. Лебедев, спроектировавший его в новорусском стиле. Церковь построена на средства брянских купцов-меценатов Могилевцевых.
Храм заменил стоявшую рядом старинную деревянную церковь. В 1905 году колокола с последней были перевешены на новое каменное здание. В 1929 году церковь была закрыта для богослужения.
В 1980-х годах храм отреставрирован архитектором В.Н. Городко-вым. Его современное название « Храм в честь Преображения Господня».
В январе 1908 года братья Могилевцевы предложили думе ходатайствовать перед Министерством торговли и промышленности об открытии в Брянске трехклассной трудовой торговой школы.
Несмотря на то, что к моменту открытия Министерство торговли и промышленности не удовлетворило ходатайство Думы, 13 января 1908 года обучение в первом классе торговой школы началось. Автором проекта торговой школы был архитектор Н. А. Лебедев.
В начале октября 1909 года братья Могилевцевы обратились в городскую Думу с просьбой принять от них акт о пожертвовании Брянску выстроенного ими здания торговой школы и присвоить ей имя их отца Семена Васильевича Могилевцева.
В первом классе школы изучали закон божий, русский и немецкий языки, арифметику, историю, географию, товароведение, каллиграфию и рисование. А затем в программу вошли бухгалтерия, коммерция, коммерческая бухгалтерия, коммерческая арифметика, коммерческая география, коммерческая корреспонденция. Занятия в торговой школе проходили вплоть до Первой мировой войны, когда в ней разместился госпиталь. К концу 1916 г. через этот госпиталь прошло 1125 человек. В годы гражданской войны в здании школы была комендатура города, а позже в нем размещались также школа, родильный дом и другие учреждения.
Сейчас в здании бывшей Торговой школы по адресу: улица им.Калинина, 177 находится Брянский областной наркологический диспансер.
Горно-Никольская церковь построена на Петровской горе — возвышении напротив Покровской горы. Храм сооружен в 1751 г. брянскими купцами Кольцовыми вместо прежнего деревянного храма, который существовал здесь с 1310 года и неоднократно перестраивался.
Это один из лучших памятников Брянска, выполненный в стиле барокко, с более поздней колокольней в стиле классицизма. Изначально храм был трехпрестольным: центральный престол освящен в честь святителя Николая, правый — в честь апостола Иоанна Богослова, левый — в честь святых бессребренников Космы и Дамиана. В первой половине XIX века была возведена нынешняя колокольня, заменившая первоначальную.
После октябрьского переворота 1917 года храм был закрыт.
В 1964 году разобрана часть здания, сделан ряд пристроек и заложены проемы колокольни. Церковь реставрирована в 1971-82 гг. (архитекторы Э.М. Кодисова и Л. П. Бестужева). До 1999 г. в здании церкви находился планетарий. Сейчас этот храм преобразован в Горно-Никольский епархиальный мужской монастырь.
Пятницкий ров, показанный на одной из открыток, назван в честь храма во Имя Святой Троицы («Пятницкий»), который находился на Никольской улице (ныне ул. Арсенальная). Храм был построен в 1867 году на средства братьев Бабковых вместо старого деревянного, существовавшего 125 лет и сгоревшего в 1864 году.
Вероятно, и прежний храм был построен на месте древних храмов, так как в писцовых книгах 1622-1629 годов за городом на посаде упоминаются «церковь Живоначальной Троицы да церковь Святой мученицы Параскевы», которые имели общий причт. Одна из улиц, ведущих к храму, до сих пор носит название Пятницкой (Пятницкий ров). В холодной части каменного храма было три Престола: главный — во Имя Святой Троицы, южный — в честь иконы Божией Матери «Казанская», северный — в честь Святой Великомученицы Параскевы Пятницы.
В документах 1918 года храм упоминается как действующий. Богослужение в нем совершалось до начала 1930-х годов. После освобождения Брянска в 1943 году «Пятницкий» храм отдали под склад. Спустя некоторое время он был разрушен.
На его месте в советское время был разбит скверик. Под облупившейся от времени штукатуркой забора видны старинные керамические кирпичи, видимо, найденные на этом месте сметливыми рабочими и вставленные в силикатную кладку.
Петропавловский мужской монастырь основан, как принято считать, в 1275 году князем Олегом Брянским. За годы своего существования монастырь пережил несколько разорений. После преобразований XVIII века постепенно пришёл в упадок, и в 1830 году братия была переведена в Елец. В 1833 году по прошению Брянского городского общества и старанием местных купцов Ивана и Козьмы Семыкиных был возрождён как женский общежительный монастырь. К 1917 году он имел два храма — соборный Введенский и надвратный Ильинский, 7 каменных с деревянным верхом корпусов (в их числе странноприимный дом) и больница, 30 деревянных келий, ограду. Монастырь был упразднён в 1918 году, а храмы закрыты в 1923 году. Из прежних объектов сохранились собор, больничный корпус постройки 1910 года, ныне занятый кожным диспансером, несколько келий и часть кладбища. 7 октября 2002 года на небольшой части прежней территории был вновь открыт Петропавловский женский епархиальный монастырь, в котором находятся святые мощи князя Олега Брянского. Вокруг монастыря выстроена новая ограда.
Церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы находится на Покровской горе. Сама гора получила свое название от построенного в городской крепости храма.
На средства брянского помещика Е. Т. Алымова вместо старой деревянной церкви в 1626 году был построен новый двухэтажный храм.
В 1896 году епархиальными властями храм был передан 144 пехотному Каширскому полку, и богослужения в храме совершали полковые священники.
После закрытия храма в 20-х годах здание неоднократно перестраивалось и приспосабливалось под нужды государственных учреждений.
Богослужения в храме возобновились с 24 мая 1991 года после освящения верхнего храма Епископом Орловским и Брянским Паисием.
Мемориальный комплекс
Открытие памятника состоялось в 1985 году. Тогда город отметил свое 1000-летие. В честь этого великого события было решено воздвигнуть целый комплекс – памятник Александру Пересвету и Баяну и стелу с Родиной-матерью. За спинами первых двух персонажей видна белоснежная стрела, над которой возвышается скульптура простой работящей женщины, являющейся олицетворением образа Родины и матери. В руках она держит серп и молот, они представляют собой символы хлебопашества и мастерства. К этим известным памятникам Покровской горы приезжают молодожены, чтобы почтить память, а заодно сфотографироваться и оставить ленточку на счастье.
LiveInternetLiveInternet
Цитата сообщения ValeZ_Personal
Прочитать целикомВ свой цитатник или сообщество!
Прогулка по Брянску: с городища на городище
Вернемся к поездке в Брянск, пожалуй еще три, помимо этого, выйдет сообщения об этой поездке — о усадьбе Тютчевых Овстуг, о Тютчевской дороге и о Свенском монастыре. Хотя нет, еще и дорога до Орла + Орловское полесье + Орел. До конца этой недели точно хватит рассказов. А там и Николо-Угрешский монастырь, и замки Беларуси, и Марфо-Мариинская обитель и Третьяковская галерея и Богородск, а потом и сегодня завершившаяся поездка по Липецкой области. Так, глядишь, когда-нибудь запас и исчерпается и буду писать в формате день-в-день.
Итак, Брянск. Продолжим разбираться в «городищах» — таких холмах, полуестественного-полуискусственного происхождения, где были валы, рвы, укрепления и жили первые города, когда каждый был сам за себя и вся надежда только на Бога. В Брянске мы, по-моему, пять городищ осмотрели и то не все
1. Утренний вид на Петро-Павловский монастырь из окна гостиницы
2. А в другое окно — Спасо-Гробовская церковь (потому что там гробы епископов брянских), видны маковки в левом верхнем углу и Покровского собора и Горно-Никольской церкви (двигаемся направо) и новый красивый белый Троицкий собор.
3. Спасо-Гробовская (официальное название — Спасо Преображения) на месте захоронения брянских епископов Нектария и Нафанаила, восстановлена в 1994 году и заново освящена, а построена в 1904м году
4. А это подход к женскому монастырю Петра и Павла с церковью Введения во храм Пресвятой Богородицы (такой праздник есть, основанный на евангельском сюжете, когда трехлетнюю Богородицу приводят в Соломонов храм). Крест на месте, видимо, разрушенного храма (я уже и позабыл какого, извините, но на картинке под крестом его фото)
5. Фиолетовые башенки с ангелами
6. Церковь Введения во храм.
7. Древняя церковь Воскресения Господня, 1741 года постройки
8. А это совсем недавно построенный и освященный новый городской собор в честь Живоначальной Троицы. Мы потом осмотрим эти храмы и изнутри, пока просто фотографирую их на рассвете, перед утренней службой (или это закат? да, скорее это закат) а
9. Храм Живоначальной Троицы на закате дня
10. А вот Спасо-Гробовская рядом с нашей гостиницей, куда мы вернулись
11. А вот уже утро, кончается служба, Светлая Седмица, поэтому в конце службы крестный ход
12. А мы едем по городищам, это село Бежичи, где в 10-13 веке были городские укрепления, а в конце 17-начале 18 века была построена эта церковь Троицы
13. Более трехсот лет, видимо недавно была реставрация, но ощущение старины, хорошо, оставили
14. Это таинственные круги на полях, смотрим с городища, где ныне всё место занимает кладбище
15. Интерьер церкви. Царские врата
16. Живописные фрески. Не выглядят недавно написанными
17. Необычные цвета, зеленые элементы между росписями, на окнах
18. А это мы идем на Покровскую гору, еще одно городище, место, где раньше была крепость, а теперь множество древних храмов. Это — духовное училище.
19. Здесь же жил директор завода Арсенал, где останавливался Паустовский в детстве, что подробно описано в его книге «Книга о жизни. Далекие годы.» (не читал, исправлюсь, в детстве очень любил Паустовского, то, что входило в программу школы)
20. А это старейший храм Брянска, Покровский собор, построенный в конце 17го века.
21. Об этом крыльце тоже пишет, как нам сказали, Паустовский. Надо читать, крыльцо замечательное.
22. А это мы вышли к самому городищу, небольшой возвышенности, со всех сторон с валами, крутым берегом реки. Там мемориал воинам, статуи героям города, а также место для фотографирования свадеб. И голуби, видимо, в этом принимают участие.
23. А вот памятники к тысячелетию Брянска — Пересвет и Баян, брянские древние герои, и стела победителей более современных войн
24. Это интерьер, как я понимаю, древнего Покровского храма
25. А это домик архиепископа Брянского и епархиальной администрации, как я помню
26. Горно-Никольский монастырь, церковь Николая Чудотворца. Еще недавно была краснокирпичная с белыми деталями, сейчас покрашена в желтенький цвет, я даже тут, разыскивая правильное название в Интернете, не сразу и узнал, что она это она.
27. А вот такой там иконостас
28. Росписей внутри нет
29. И можно выйти на колокольню, откуда видно далеко, хорошо и много. Новый Троицкий собор
30. И Покровская гора, древнее городище города Брянск (или Дебрянск, от дебри, я опять же забыл)
31. «Восьмерик на четверике»
32. Это Воскресенская церковь, рядом с новеньким собором Троицы (её фото было в начале поста)
33. Мною любимый мученик Воннифатий
34. Интерьер Воскресенского храма. В раке справа были до недавнего времени мощи Олега Брянского
35. А это новенький огромный очень красивый собор, куда эти мощи были перенесены
36. Ну а теперь про городищи. Это городище «Чашин курган», ничем не застроенное, поэтому можно будет в этой теме разобраться
37. По периметру — валы, насыпные сооружения.
38. Но и естественные овраги очень помогают устроить так, что врагу подойти очень тяжело, не будучи под перекрестным обстрелом
39. И так или иначе или лезть на валы (а они были тогда, конечно, выше, это сейчас они за тысячу лет почти стоптались)
40. Или обходя, как задумали строители, проникать в эту вот чашу над обрывом к реке.
41. По форме действительно — чаша. На валах конечно еще деревянные стены, под валами — рвы с водою.
42. А как иначе, татары прискачут крымские и все растащут и всех перебьют.
43. А с горки вот такая красота, река Десна
44. Садимся на телеги и едем дальше — в усадьбу Овстуг к Тютчевым
Серия сообщений «По Брянской земле»:
Часть 1 — Утро в городе Рославле Часть 2 — Рославль и дорога до Брянска Часть 3 — Прогулка по Брянску: с городища на городище Часть 4 — У Тютчевых — усадьба «Овстуг» и окрестности Часть 5 — Свенский Успенский монастырь Часть 6 — Город Карачев, 45 км от Брянска Часть 7 — Орловское полесье Часть 8 — Зоопарк в Орловском полесье + немножко города Орел
Пересвет и Баян
Памятник Пересвету в Брянске: история
Считается, что Пересвет родился в Брянске и до принятия монашества был боярином, участвовавшим в военных походах. В житии Пересвета и Осляби указывается, что они были учениками-пострижениками преподобного отца Сергия Радонежского, к которому направился за духовной поддержкой и благословением великий князь московский Дмитрий Донской. Преподобный Сергий благословил не только его, но двух воинов-иноков с ним: Александра Пересвета и Андрея Ослябя. Александр помолился в одной из келий и, оставив свой яблоневый посох, который сегодня хранится в Рязанском краеведческом музее, ушел на битву.
Со стороны Мамая ему противостоял огромной силы воин Челубей, который провел 300 поединков и ни одного не проиграл. Пересвет знал, что копье Челубея было отравлено и на метр длиннее его, и ему практически было не добраться до него, поэтому он снял с себя все свои доспехи, оставшись в одной схиме и с крестом на груди. Он заранее просчитал, что копье противника на скорости пройдет через его тело и даст ему возможность ближе подобраться к Челубею так, чтобы сбить его и поразить насмерть. Все так и случилось, а Пересвет, получив смертельную рану, смог вернуться в строй и умереть на руках боевых товарищей. Верный конь вынес его, оставшегося в седле победителя, к своим.
Битва
После этого началась Куликовская битва, это было 8 сентября 1380 года. Предполагается, что тела преподобных Пересвета и Осляби (который тоже был из Брянска) покоятся в трапезной храма Рождества Пресвятой Богородицы в Москве в районе Старого Симоново.
Есть предположение, что в Куликовской битве участвовал и сын Осляби Яков, который так же, как и отец, сложил свою голову за Русь-матушку. Есть история, что Дмитрий Донской в ходе битвы получил ранение и упал с коня. Ослябя же, вытащив его тело в безопасное место, надел на себя его доспехи и вновь повел дружину в бой, повлияв тем самым на исход битвы.
Памятник Пересвету в Брянске стоит как напоминание современникам, ведь трудно себе представить, но, по приблизительным подсчетам, в Куликовской битве участвовало на стороне Донского от 40 до 70 тысяч воинов, войско Мамая насчитывало от 90 до 150 тысяч человек. Русские войска потеряли 20 тысяч, орда – 8/9 общей численности армии.
Открытие памятника важно было еще и тем, что на битву шли владимирцы, брянцы, суздальцы, ростовчане, костромичи и другие, но вернулись с боя они единым русским народом.
История посещения памятника
В самый-самый ветреный день новогодней поездки, наша дружная компания пошла к памятнику Пересвету в Брянске. Александр Пересвет — монах-воин, инок Троице-Сергиевского монастыря. По легенде в 1380 году Преподобный Сергий Радонежский благословил его и Родиона Ослябю на участие в Куликовской битве. Пересвет в схватке перед битвой одолел татарского богатыря Челубея, но и сам погиб. В Русской православной церкви причислен к лику святых. В Брянске в 1985 году ко дню тысячелетия города Брянска на Покровской горе. У подножия постамента с иноком сидит былинный певец и сказитель Боян. Хотя в путеводителях пишут чаще «памятник Пересвету», забывая о Бояне.
К памятнику поехали на автобусе маршрута №2. Вышли и на ближайшей остановке «Покровская гора». Город стоит на холмистой местности, это мы знали. Но то, что прогулка к памятнику обернется настоящим восхождением, и подумывать не могли. Зря. Знали бы заранее, прихватили бы царапки для обуви. Они были бы тут в самый раз. К памятнику русскому иноку-воину ведет дорога, поднимающая круто вверх. Всё бы ничего, да дорога после недавней череды оттепель-морозы, представляла собой каток или трассу для скелетона, слегка припорошенную свежевыпавшим снежком. На днях по образовательному каналу смотрели фильм про пингвинов. Мы тогда смеясь над тем, как они неуклюже взбирались по ледяному склону. Видели бы сейчас нас пингвины, они тоже бы смеялись. Но мы упорно шли вперёд, поддерживая друг друга и цепляясь за поручень вдоль дороги. Наконец показалась конечная цель подъёма, памятник Пересвету. Подходим ближе и видим. не героя богатыря, не инока или просто древнерусского воина, а какого-то ряженого, в лентах, остатках сдувавшихся шариков. Если представить памятник без всяких украшений и ленточек, то да, вырисовывается героический образ.
Уважаемые молодожёны, я понимаю, что вы преисполнены радости. В вашей жизни произошло важное, значимое событие. И я искренне вас поздравляю. Вы счастливы и хотите делиться этой радостью с миром. Пересвет — это воин, инок, героически погибший в бою. Я считаю, что яркие свадебные ленты здесь более, чем неуместны.
Обратно мы пошли другой дорогой, по улицам Арсенальной и Февральской, на проспект Ленина, путешествие по Брянску продолжалось.
Небольшая ремарка про Пересвета и Бояна. Пересвет умер в 1380 году, мужчиной в полном рассвете лет, иначе бы не отправили на битву. Боян упоминается в «Слове о полку Игрове». События, описанные в «Слове. » происходили в XII веке. Почему они вместе, что их связывает? Возможно оба уроженцы Брянской земли?