памятник первой учительнице в махачкале история

Памятник Русской учительнице

Памятник русской учительнице в Махачкале представляет собой многометровую бронзовую фигуру скромной молодой женщины, которая в правой руке держит открытую книгу, а левая — спокойно лежит на глобусе. Я горжусь, что в этом собирательном образе есть что-то и от моей мамы, которая шестьдесят лет отдала обучению грамоте детишек Дагестана.

Памятник символизирует самоотверженный труд представителей русского народа разных профессий и специальностей, которые посвятили жизнь идее просвещения и процветания Дагестана. Величественное изваяние установлено в необыкновенно красивом месте — в парке на побережье озера Ак-Гёль. А под постаментом, на котором размещена женская фигура, находится музей истории Махачкалы.

Надо сказать, что официально это скульптурная композиция названа Мемориальным комплексом, посвящённым представителям русской интеллигенции и рабочего класса в Дагестане. Но местные жители со дня открытия в 2006 году дали ему простое, но ёмкое имя — Памятник русской учительнице. Моя бывшая классная руководительница Ханика Арифовна Османова считает, что монумент установлен и в честь её мамы тоже — учительницы начальных классов Веры Андреевны Языковой, приехавшей в Дагестан в 1941 году и всю жизнь проработавшей в селении Хунзах, некогда являвшемся столицей Аварского ханства.

А ещё монумент возведён в честь учителей русского языка и литературы Валентины Михайловны Рогачёвой, Людмилы Ивановны Газиловой и тысяч других педагогов. Именно о них поэт Расул Гамзатов написал когда-то в поэме «Горянке» свои великолепные строки: «Во век из меня бы поэта не вышло, даю вам зарок! Когда бы не женщина эта, чьё сердце живой огонёк!».

Статус государственного имеют языки всех народов

Известно, что для многих россиян Дагестан — республика, в которой проживают дагестанцы. И мало кто знает, что согласно Конституции Республики Дагестан государственными языками здесь являются русский и языки всех народов, населяющих республику. И их не менее 14. Среди самых часто употребляемых аварский, лакский, лезгинский, кумыкский, табасаранский и пр.

До революции 1917 года все народы, населяющие нынешнюю территорию Дагестана, говорили на разных языках, фактически каждый аул жил обособленно, не поддерживая связь с соседями. С началом установления советской власти повсеместно стали внедрять программу всеобщего образования. Открывали новые школы и направляли туда учителей из центральных областей России, в большинстве своём — молодых девушек, только что закончивших учебные заведения. В 1925 году в Дагестане работало всего 30 учителей, но их ряды из года в год пополнялись.

Сложно представить каково им было на чужбине, где традиции и обычаи сильно отличались от привычных, и даже быт был устроен иначе. Но они не просто выжили, а сумели завоевать авторитет и уважение. Многие остались здесь навсегда: вышли замуж, обзавелись семьями, некоторые приняли основную распространённую тут религию — ислам.

Но русский язык, на котором вели преподавание приезжие учителя, постепенно становился языком межнационального общения и в итоге позволил объединить некогда разрозненные народы и народности.

С началом Великой Отечественной войны приток русских педагогов почти прекратился. Но в первые мирные годы правительство страны разработало специальную программу, по которой в числе других и прибыла в 1953 году в Дагестан моя мама — Галина Васильевна Швец. По распределению её направили работать учителем физкультуры в Буйнакское педучилище, ныне Республиканский педагогический колледж им. Расула Гамзатова.

Судя по рассказам мамы и фотографиям из семейного архива, горянки, проходившие здесь обучение в конце 1950-х, были весёлыми, активными и весьма любознательными. Девушки на старых снимках одеты в спортивную форму, без хиджабов и платков. Хотя с последними пришлось довольно долго бороться. Поначалу мама, которая была немногим старше своих учениц, перед началом урока просто собирала все головные уборы и оставляла на столе. Потом девушки и сами поняли, что ходить в платках на уроки неудобно. Другое дело — на улице, там древние обычаи продолжали соблюдать.

Среди множества воспоминаний Галины Васильевны в память врезалось одно: как она с учащимися педучилища ездила для прохождения практики на завод по производству консервов в далекий Гуниб. Спустя много лет с восторгом описывала красоту тех мест и вспоминала аромат и вкус абрикосов и персиков. Вместе с ней на практику тогда ездило ещё несколько коллег. Думается, и они на всю жизнь сохранили приятные воспоминания о том времени.

Один из бывших маминых студентов Гусейн Абулбасырович Абдулбасыров стал директором школы № 6 посёлка Дубки Казбековского района. В этой школе потом мама проработала долгие годы до выхода на пенсию. Педагогический стаж Галины Швец составляет более шестидесяти лет.

Переквалифицировавшись в «учителя начальных классов», всю себя отдавала любимой работе. Она мечтала как много больше детей обучить грамоте. Если посчитать всех её воспитанников, думаю, получится не меньше тысячи. Они платили ей огромным уважением и любовью.

Мама умела уже в первом классе распознать наклонности ребёнка и посоветовать родителям куда лучше направить проявившиеся способности. Кто-то благодаря её совету стал писать стихи, кто-то полюбил рисование, иные стали учителями, врачами, военными, инженерами… Все они давно взрослые, состоявшиеся в жизни люди, разлетевшиеся по свету. Для меня же стало откровением, когда узнав о смерти мамы, они начали писать мне, с теплотой рассказывая о своей любви к первой учительнице, которая их многому научила.

Прежде всего ученик

Не помню, чтобы нас в Дагестане кто-то обижал потому, что мы — русские. Лишь однажды, в далекие 1990-е, в класс к маме ворвались две мамаши и принялись ругаться. Им обеим показалось, что русская учительница плохо относится к их детям из-за национальности. К слову, одна из них имела высшее образование, которое получила в Саратове.

Обычно спокойная мать вспылила и сказала, что для неё не существует национальности, тем более в вопросе образования. Ей всё равно, кумык ребёнок, аварец или русский. Для неё он — ученик, которому нужно привить желание учиться. Однако, слово за слово, и женщины сцепились между собой. Мать кинулась их разнимать. Как потом говорила, было очень стыдно перед детьми за поведение этих родительниц. Когда же всё успокоилось, они долго извинялись. Пожалуй, на моей памяти это был единственный случай так называемого межнационального конфликта.

Единственный в мире

Каюсь, никогда не интересовалась у матери, как ей, девушке, вырванной из городской среды, удалось привыкнуть к суровому горскому быту, легко ли было принять обычаи и традиции новой родины и стать здесь своей. Хорошо знаю одно: она с уважением относилась к людям и их привычкам. Даже уникальный религиозный антураж создавала, поддерживая символику и обычаи и своих, православных, и мусульманских праздников.

Например, на уразу готовила коробки сладостей для детей, которые, в этот день ходят по домам, собирают конфеты, а потом хвастаются друг перед другом подарками. На пасху — красила яйца и пекла куличи, угощала ими знакомых. Большое внимание уделяла добровольной милостыне или благодеянию, что приветствуется в обоих религиях. Говорила, что именно оно говорит об отношении людей друг к другу…

Памятник русской учительнице, расположенный на каспийском побережье в Махачкале, является первым и, надо полагать, единственным памятником в мире, который посвящён подвижничеству и самопожертвованию русской интеллигенции во имя высокой цели просвещения. И я горжусь, что моя мама была одной из тех, кто внёс посильный вклад в культуру, науку и образование народов Дагестана.

Источник

Почему в Дагестане поставили памятник русской учительнице

В Махачкале есть необычный памятник, который установили относительно недавно, в 2006 году. Посвящен он русской учительнице. История у памятника очень интересная и поучительная.

Десятиметровая фигура учительницы в одной руке держит книгу, другая рука лежит на глобусе. Простое платье, скромный образ. Под памятником находится музей истории Махачкалы..

Почему же этот памятник так важен? Тут нужно обратиться к истории. Дагестан — многонациональная республика, здесь проживает более 30 народов, которые разговаривают на 14 основных языках. Раньше общего языка у этих народов не было, даже в соседних аулах люди могли не понимать друг друга. После революции таким языком стал русский, который стали преподавать вместе с введением всеобщего образования населения.

В Дагестане стали открываться школы, сюда приехали русские учителя. Русский язык распространился по всей республике. Все дагестанцы смогли общаться между собой и очень признательны за это всем русским учителям. Благодаря учителям русский язык объединил и сплотил народы Дагестана.

На самом деле, название «памятник русской учительнице» — неофициальное. Это памятник не только учителям, но и всем специалистам, которые внесли вклад в развитие Дагестана: врачам, агрономам, инженерам и другим.

Находится памятник в сквере на берегу озера Ак-Гёль, вокруг которого выросли кварталы многоэтажек.

Я же хочу добавить к рассказу о памятнике слова благодарности всем учителям, которые дали нам образование. Низкий поклон вам, учителя!

Вот такая история, которую я считаю очень поучительной.

Больше рассказов о Дагестане и путешествия по России на моем канале в Дзене.

Источник

Памятник русской учительнице в Махачкале

Памятник представляет собой 10-метровую бронзовую скульптуру, изображающую скромную молодую женщину на постаменте, которая в левой руке держит глобус, а в правой – открытую книгу. На открытии этого памятника дагестанский президент М. Алиев сказал, что «он символизирует роль русской интеллигенции в образовательном становлении дагестанского народа».
О русских учительницах написаны книги, им посвящены стихи. До сих пор не известно точное количество русских интеллигентов, переехавших в прошлом веке в Дагестанскую республику. К примеру, в 1925 г. на территории Дагестана преподавало около 30 учителей. В то время общего языка для всех народов в республике не было, поэтому люди в каждом ауле жили сами по себе и разговаривали лишь на понятном им языке. Но с началом Великой Отечественной войны ситуация намного осложнилась. Многие учителя были отправлены на фронт. В послевоенное время в дагестанские школы направили 450 русских учителей. Несколько позже количество молодых специалистов стремительно увеличивалось (до 1500 тыс. чел. в год).
Большинство молодых девушек-учителей не имели никакого представления, куда их направляют работать. Приезжим учителям было очень тяжело привыкнуть к новой жизни в этой республике, с суровым горским бытом, суровыми обычаями и традициями, к предвзятому отношению к женщине. Но любовь к своей работе и патриотичность не давали им падать духом. Многие бывшие ученики до сих пор вспоминают своих учителей, преподававших у них в советское время.
Памятник русской учительнице в Махачкале – это символ усилия, труда и самопожертвования русских учителей, которые навсегда останутся в памяти своих учеников. Источник

Источник

Памятник русской учительнице

Фото и описание

Памятник русской учительнице, расположенный в городе Махачкала на каспийском побережье, является первым памятником в мире, который был посвящен русской учительнице.

Памятник представляет собой 10-метровую бронзовую скульптуру, изображающую скромную молодую женщину на постаменте, которая в правой руке держит глобус, а в левой – открытую книгу. На открытии этого памятника дагестанский президент М. Алиев сказал, что «он символизирует роль русской интеллигенции в образовательном становлении дагестанского народа».

О русских учительницах написаны книги, им посвящены стихи. До сих пор не известно точное количество русских интеллигентов, переехавших в прошлом веке в Дагестанскую республику. К примеру, в 1925 г. на территории Дагестана преподавало около 30 учителей. В то время общего языка для всех народов в республике не было, поэтому люди в каждом ауле жили сами по себе и разговаривали лишь на понятном им языке. Но с началом Великой Оточественной войны ситуация намного осложнилась. Многие учителя были отправлены на фронт. В послевоенное время в дагестанские школы направили 450 русских учителей. Несколько позже количество молодых специалистов стремительно увеличивалось (до 1500 тыс. чел. в год).

Большинство молодых девушек-учителей не имели никакого представления, куда их направляют работать. Приезжим учителям было очень тяжело привыкнуть к новой жизни в этой республике, с суровым горским бытом, суровыми обычаями и традициями, к предвзятому отношению к женщине. Но любовь к своей работе и патриотичность не давали им падать духом. Многие бывшие ученики до сих пор вспоминают своих учителей, преподававших у них в советское время.

Памятник русской учительнице в Махачкале – это символ усилия, труда и самопожертвования русских учителей, которые навсегда останутся в памяти своих учеников.

Источник

Памятник русской учительнице в Махачкале

Великолепие природы каспийского побережья то тут, то там «нарушают» скульптурные композиции, выполненные руками человека. Все они, так или иначе, отражают историю Кавказа, его настоящее и прошлое. Но не только историю, как таковую, а и отношение к тем или иным событиям самого человека.

От благодарных дагестанцев

Так, без лишнего пафоса, со спокойным достоинством, как это и подобает горцам, выразили они свою благодарность братскому русскому народу. И воздвигли в 2006 году памятник русской учительнице прямо в столице Дагестана. Что собой представляет этот монумент?
Перед нами совсем молодая русская женщина, которая пришла к незнакомому народу, чтобы отдать свои знания, научить его, как жить лучше, интересней, полноценней. Махачкалинцы, а с ними вся страна, таким образом, подчеркнули, что они высоко ценят помощь, которая была оказана многонациональной и достаточно разрозненной республике Дагестан.

памятник первой учительнице в махачкале история. Смотреть фото памятник первой учительнице в махачкале история. Смотреть картинку памятник первой учительнице в махачкале история. Картинка про памятник первой учительнице в махачкале история. Фото памятник первой учительнице в махачкале история

Одно то, что с приходом русской интеллигенции и внедрением единого языка, люди Дагестана смогли-таки цивилизовано обсуждать проблемы, делать выводы, просто общаться на любые темы, сразу объединило разные нации дагестанцев в один дружный народ. Сейчас сложно поверить, что республика, имеющая собственных врачей, ученых, летчиков-космонавтов, всего век назад не имела общего языка, а многие из населявших ее народов не имели даже собственной письменности.
Если поразмыслить, то невольно приходишь к выводу, что образ учительницы собирательный. Никто не считал в начале прошлого века, сколько врачей, агрономов, инженеров, педагогов было отправлено в Дагестан. И все они помогали республике, отдавая свои знания на пользу гордого, но гостеприимного народа.

Перенимая обычаи и традиции коренного населения, интеллигенты даже в быту чему-то обучали своих новоприобретенных соседей, показывали, что способна сделать наука. Учили всему, но тактично и ненавязчиво, чтобы не обидеть гордых горцев, уважали их правила и законы.

Прошлое и настоящее

И подвиг русской интеллигенции не пропал даром. Дела, знания и поступки оценили по достоинству. Свидетельство тому – десятиметровый памятник русской учительнице в Махачкале, которому выделили сказочно красивое место на каспийском побережье.
Сразу бросается в глаза, что запечатленная в бронзе русская учительница, одета очень скромно. И это интеллигентное поведение поняли и приняли суровые горцы. А как трудно было молодой женщине завоевать авторитет, остается только догадываться.

Ведь и сегодня во многих аулах жива традиция, отводить женщине второстепенную роль. Потому такую высокую оценку самоотверженному подвигу русских учителей «первопроходцев» дал народ Дагестана.

памятник первой учительнице в махачкале история. Смотреть фото памятник первой учительнице в махачкале история. Смотреть картинку памятник первой учительнице в махачкале история. Картинка про памятник первой учительнице в махачкале история. Фото памятник первой учительнице в махачкале история

Насколько тонко чувствовали и знали «пришлые» интеллигенты обычаи горячего народа неизвестно. Но что они естественно вписались в новое для себя общество, говорит о многом.
Как и то, что теперь, 100 лет спустя, появилась эта скульптурная композиция – достойнейшее произведение искусства. Уже ученики первых русских наставников давно стали дедушками и бабушками, но уважительное отношение к учителям несут по жизни, воспитывая детей и внуков в этих традициях.

Поклонимся великим тем годам

Жители многонациональной республики, ежедневно несут цветы к бронзовому памятнику, и каждый обязательно вспоминает свою первую учительницу, которая дала ему путевку в жизнь, помогла стать образованным, цивилизованным человеком – достойным представителем своего великого народа.

Низкий поклон всем учителям!

Отдельные слова благодарности авторам проекта и меценатам, благодаря которым появилось шикарное произведение. Далеко не каждый народ способен так высоко оценить усилия брата-наставника. Видимо, дагестанцы – хорошие ученики, у которых были достойные и правильные учителя.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *