памятник покорителям космоса в москве история
Монумент покорителям космоса
Уникальная конструкция, напоминающая о достижениях отечественной космонавтики.
Для владельцев заведений
Величественный монумент в честь покорителей космоса знаком каждому, кто бывал на ВДНХ: он стоит в конце пешеходной аллеи космонавтов.
После успешного запуска «Спутника-1» в стране объявили конкурс на создание памятника, который увековечил бы столь значимое событие. В конкурсе участвовало более 350 проектов, но специальная комиссия выбрала вариант архитекторов Александра Колчина, Михаила Барща и скульптора Андрея Файдыша-Крандиевского. Изначально название памятника значилось как «Народ-созидатель», однако уже в период строительства в космос начали летать люди, поэтому его переименовали. За работами пристально наблюдал сам Сергей Королёв. Монумент установили в 1964-м.
Памятник покорителям космоса представляет собой 107-метровую конструкцию под углом 77 градусов в виде стремящейся ввысь ракеты, которая оставляет за собой длинный шлейф. Это самый высокий памятник в стране после монумента Победы на Поклонной горе.
Для отделки металлической конструкции использованы титановые панели — такое решение предложил Королёв. В основании памятника можно увидеть горельефы, изображающие всех, кто имеет отношение к покорению космоса, а в центре стилобата размещено четверостишие писателя Николая Грибачёва и посвящение: «В ознаменование выдающихся достижений советского народа в освоении космического пространства сооружён этот монумент». Кроме того, вокруг выложены отрывки из сообщений ТАСС, которые рассказывают об успехах СССР в области освоения космоса. Внутри стилобата находится Мемориальный музей космонавтики.
Монумент изображали на монетах и открытках, а также снимали в клипах музыкальных групп PetShop Boys и Deep Forest.
Памятник покорителям космоса
Монумент космонавтам-смертникам
Этот памятник шаг за шагом рассказывает историю космонавтики. Пешеходная Аллея Космонавтов начинается от проспекта Мира. Там находится Глобус Земли с цитатами К.Э. Циолковского и Глобус Вселенной с созвездиями. Вдоль аллеи установлены бюсты космонавтов и основоположников советского ракетостроения: Юрия Гагарина, Валентины Терешковой, Павла Беляева, Алексея Леонова, Владимира Комарова и Сергея Королева. В конце аллеи стоит памятник Циолковскому, а за ним — огромный монумент «Покорителям космоса».
Памятник по проекту скульптора А.П. Файдыш-Крандиевского и архитекторов М.О. Барща и А.Н. Колчина установили в 1964 году. Проект выбрали из 350 вариантов.
Этот облицованный титановыми панелями обелиск высотой 107 м изображает шлейф ракеты. На фасаде стилобата металлическими буквами выложены строки:
И наши тем награждены усилья,
Что, поборов бесправие и тьму,
Мы отковали пламенные крылья
Своей стране и веку своему!
Высотная часть монумента — уникальная конструкция. При весе в 250 тонн и высоте 100 метров, она наклонена на 77 градусов.
Стилобат окружен горельефами советских ученых, инженеров и рабочих, которые участвовали в истории покорения космоса. Здесь также воспроизведены тексты сообщений ТАСС о важнейших этапах освоения Вселенной. А внутри постамента-стилобата размещается Мемориальный музей космонавтики.
В 1967 году появилась мемориальная Аллея Космонавтов.
В 2008 памятник Покорителям космоса окружила площадь с планетами солнечной системы. Авторы изобразили там и Плутон, хотя еще 24 августа 2006 года Международный астрономический союз переквалифицировал его в карликовую планету пояса Койпера. Возможно, авторы изобразили солнечную систему на площади так, как она «выглядела» во время полета Юрия Гагарина.
За последние несколько лет мемориальная Аллея пополнилась памятниками академику Келдышу, создателю ракетных двигателей Глушко, конструктору Челомею. А в 2016 году в День Космонавтики тут открыли бюсты летчиков-космонавтов Александра Александрова, Валентина Лебедева, Светланы Савицкой и Владимира Соловьева. Над проектом работали 2 архитектора — В.В. Перфильев и А.К. Тихонов — и 4 скульптора — А.В. Балашов, А.С. Забалуев, Е.И. Казанская и И.Н. Новиков.
Монумент покорителям космоса
В центральной части основания металлическими буквами выложены строки советского писателя и государственного деятеля Николая Грибачёва и приведено посвящение:
«. И наши тем награждены усилья,
Что поборов бесправие и тьму,
Мы отковали пламенные крылья
Своей стране и веку своему!»
Николай Грибачёв
«В ознаменование выдающихся достижений советского народа в освоении космического пространства сооружён этот монумент. 1964»
На боковых стенах основания, предваряя горельефы, размещены цитаты из новостных сообщений ТАСС, повествующие об основных космических достижениях Советского Союза к моменту установки памятника и чуть позже.
1957: «В результате большой напряжённой работы научно-исследовательских институтов и конструкторских бюро создан первый в мире искусственный спутник Земли. 4 октября 1957 года в СССР произведён успешный запуск первого спутника».
Сообщение ТАСС 4 октября 1957 года
1961: «12 апреля 1961 года в Советском Союзе выведен на орбиту вокруг Земли первый в мире космический корабль-спутник «Восток» с человеком на борту».
Сообщение ТАСС 12 апреля 1961 года
1965: «. 18 марта 1965 года, в 11 часов по Московскому времени при полёте космического корабля «Восход 2″ впервые осуществлён выход человека из корабля в космическое пространство».
Сообщение ТАСС 18 марта 1965 года
1966: «3 февраля 1966 года в 21 час 45 минут по Московскому времени автоматическая станция «Луна 9», запущенная 31 января, осуществила посадку на поверхности Луны в районе океана Бурь, западнее кратеров Рейнер и Марии. 4 февраля в 4 часа 50 минут по Московскому времени станция «Луна 9″ начала обзор ландшафта и передачу его изображения на Землю».
Сообщение ТАСС 4 февраля 1966 года
1966: «3 апреля 1966 года в 21 час 44 минуты по Московскому времени автоматическая станция «Луна 10″ была выведена на селено-центрическую (окололунную) орбиту и стала первым в мире искусственным спутником Луны».
Сообщение ТАСС 5 апреля 1966 года
Авторы монумента: скульптор Андрей Файдыш-Крандиевский, архитекторы Михаил Барщ и Александр Колчин, инженер Лев Щипакин.
История памятника
Идея увековечить космические достижения СССР в достойном их масштаба памятнике появилась после запуска первого искусственного спутника Земли «Спутник-1» 4 октября 1957 года.
Открытие космической эры решили отметить открытием памятника-обелиска, который должен был располагаться на Воробьёвых горах. В марте 1958 был объявлен конкурс на лучший проект памятника, на который было подано более тысячи работ из 114 городов СССР и стран зарубежья; отсеяв откровенно неподходящие, комиссия выбрала 356 работ, которые были представлены публике на выставке в Манеже. На первое место вышел проект «Народ-созидатель» скульптора Файдыш-Крандиевского, архитекторов Барща и Колчина и инженера Щипакина, однако, проект слишком выбивался из ансамбля Воробьёвых гор, поэтому памятник решили возвести на пустыре у входа на ВДНХ.
По проекту высота памятника не превышала 50 метров, а шлейф ракеты предлагали облицевать дымчатым полупрозрачным стеклом с ночной подсветкой внутри. Однако, решение со стеклом было не самым практичным, и по предложению конструктора-ракетостроителя Сергея Королёва его решили отделать отполированными титановыми пластинами, поскольку титан не подвержен коррозии. Также в процессе переработки проекта высота памятника возросла до 107 метров. Сергей Королёв сыграл большую роль в строительстве памятника: он не только добился поставок дефицитного титана для его строительства, но даже переехал в Останкинский район, чтобы лично следить за ходом строительства. По его же инициативе в проект памятника включили Мемориальный музей космонавтики, который должен был разместиться в его стилобате. Как позже отметила супруга конструктора, посещение строительной площадки стало регулярной составляющей их повседневных прогулок. С Сергеем Королёвым связан и другой интересный факт из истории памятника: изначально среди людей на горельефах в основании скульптор Файдыш-Крандиевский хотел изобразить и самого конструктора, но Королёв отверг эту идею, посчитав, что есть и более достойные такой чести люди.
Любопытно, что 250-тонная стальная конструкция монумента была вручную собрана и облицована на земле, а затем поднята с помощью специальных кранов.
В настоящее время Монумент покорителям космоса является одной из наиболее популярных достопримечательностей Москвы, и наряду с расположенной неподалёку ВДНХ стал обязательной к посещению точкой в маршрутах туристов. Не меньшей славы заслужил и расположенный под ним Музей космонавтики, который считают одним из интереснейших и наиболее продвинутых музеев столицы.
Монумент покорителям космоса находится по адресу проспект Мира, 111 (неподалёку от центрального входа на ВДНХ). Добраться до него можно пешком от станции метро «ВДНХ» Калужско-Рижской линии.
Архитектура СССР: Монумент покорителям космоса.
В марте месяце 1958-го года, спустя всего пару месяцев после успешного вывода на орбиту Земли советского искусственного спутника, в стране объявили конкурс по созданию памятника-монумента покорителям космоса в ознаменование начала эры освоения Вселенной.
Изначально планировалось установить памятник на Воробьевых горах – перед главным зданием МГУ.
В первой декаде мая этого же кода на конкурс было отправлено порядка 1000 проектов из более, чем 110 городов Советского Союза, и даже из зарубежных стран. Отобранные 365 из них выставили на всеобщее обозрение в Манеже.
Первой премией был отмечен проект архитекторов Александра Николаевича Колчина и Михаила Осиповича Барща «Народ-созидатель». Совместно с ними трудились инженер Лев Николаевич Щипакин и скульптор Андрей Петрович Файдыш-Крандиевский. Интересно, что первые три проекта-победителя, так или иначе, обыгрывали тематику старта ракеты.
Выбор вышеназванного проекта потребовал пересмотра площадки для возведения памятника-монумента покорителям космоса, так как его установка у здания МГУ вносила диссонанс в архитектурный облик этой территории Москвы. И тогда было предложено возвести его неподалеку от главного входа ВДНХ.
Стоит отметить, что своеобразная конструкция и оригинальное решение облика памятника покорителям космоса потребовала дополнительных инженерных расчетов и внесения дополнений в инженерную часть проекта. С этой задачей успешно справились в НИИ строительных металлоконструкций имени Н.П. Мельникова, где работой руководил Владимир Николаевич Лаптев.
Торжества по случаю открытия монумента в честь покорителей космоса прошли 4 октября 1964-го года, в день празднования седьмой годовщины запуска первого искусственного спутника планеты Земля.
Величественный и грандиозный монумент покорителям космоса в большей степени создан в формате обелиска, будто собранного из пучка парабол. Покрыли его листами вечного титана, а на вершине установили модель ракеты, длина которой составляет порядка 11 метров. Сам монумент, от основания до носа ракетного корабля, взмыл в небеса на высоту 107-ми метров.
Стоит отметить, что, несмотря на грандиозность, памятник покорителям космоса смотрится весьма гармонично: отсутствует чувство тяжеловесности и нагромождения. Авторы прекрасно смогли интерпретировать стремительность старта ракеты – предвестия начала космической эры в истории Человечества.
Благодаря простоте и изящным формам, а также своей узнаваемости – этот памятник стал логотипом многих учреждений космической направленности.
Основание монумента покорителям космоса в Москве декорировано барельефами, на которых представлены образы всех, кто внес свою лепту в дело освоения космического пространства: ученые, инженеры, космонавты и рабочие.
Перед стелой, со временем, установили памятник Константину Эдуардовичу Циолковскому – основоположнику нашей отечественной космонавтики. Именно благодаря его видению и идеям полеты в космос стали реальностью, а мечту воплотили в жизнь уже его последователи.
В 1981 году в стилобате памятника-монумента открыли Музей космонавтики. Здесь также находится и научная специальная библиотека.
В моём советском детстве были светильники-ночники, модели этого памятника. Изготовленные из прозрачного пластика, с маленькой неоновой лампочкой в основании, которая освещала оранжевым светом всю композицию. Светильник стоял на тумбочке у кровати. Ракета модели имела острый нос, и я пару раз кололся об нее то локтем, то спиной. В конце концов светильник перекочевал на подоконник. Но и тут вышла незадача: мелкий брат полез как-то выглянуть через форточку, и когда спускался обратно, здорово поранил ягодицу. После этого отец выкинул светильник КЕМ.
Сам музей, кстати, очень классный, особенно после реконструкции и расширения. На мой взгляд, увидеть там можно значительно больше, чем в павильоне «Космос» на ВДНХ. И при этом стоит вход дешевле, от метро два шага, а народу не настолько много. Еще и мероприятия крутые регулярно проводят)
Ракета со шлейфом. Рассказываем о секретах монумента «Покорителям космоса»
110-метровый титановый монумент «Покорителям космоса», посвященный запуску первого в мире советского искусственного спутника Земли, входит в число самых известных и высоких памятников в России. О том, как он был построен и как в его стилобате открылся Музей космонавтики, — в материале mos.ru.
«Народ — созидатель»
4 октября 1957 года. Первый искусственный спутник Земли «Спутник-1» успешно вышел на орбиту, положив начало космической эры человечества. Сенсационную новость обсуждали во всем мире, сигнал спутника ловили радиолюбители в разных странах.
За 92 дня своего пребывания на орбите спутник совершил 1440 оборотов вокруг Земли, пройдя примерно 60 миллионов километров. Постепенно он начал терять скорость, а когда вошел в плотные слои атмосферы — сгорел из-за трения о воздух. Это произошло в январе 1958-го.
Уже в марте был объявлен всесоюзный открытый конкурс на лучший проект обелиска, посвященного запуску спутника. К лету участники прислали около тысячи схем, чертежей и макетов. Работы на конкурс приходили не только из разных городов СССР, но и из других стран. 365 лучших показали в Центральном выставочном зале «Манеж».
Проект-победитель «Народ — созидатель» — взмывающую ввысь ракету с дымовым шлейфом — утвердили в октябре того же года. Его на конкурс представили архитекторы Александр Колчин, Михаил Барщ и скульптор Андрей Файдыш-Крандиевский. Двое последних уже были очень известны: Барщ спроектировал здание Московского планетария, а скульптурные барельефы Файдыша-Крандиевского несколькими годами ранее получили Сталинскую премию I степени.
Обновить проект
Пока архитекторы и скульптор работали над проектом будущего обелиска, в космической отрасли случилось еще одно событие мирового значения: 12 апреля 1961 года на пилотируемом космическом корабле на орбиту отправился Юрий Гагарин. В связи с этим название монумента было решено изменить на более конкретное — «Покорителям космоса».
Пришлось поменять и местоположение будущего памятника. Изначально его хотели возвести на смотровой площадке Воробьевых (тогда — Ленинских) гор, рядом с Московским государственным университетом. Но от этой идеи быстро отказались — огромный памятник потерялся бы в этом пространстве, уже насыщенном архитектурными доминантами. В итоге выбор пал на пустырь недалеко от главного входа ВДНХ.
110-метровый обелиск было решено установить на стилобате (постаменте), облицованном гранитом. На фасаде стилобата — увековечить поэтические строки Николая Грибачева:
И наши тем награждены усилья,
Что, поборов бесправие и тьму,
Мы отковали пламенные крылья
Своей стране и веку своему!
На его боковых стенах — бронзовые горельефы (разновидность рельефа). На них изображены все, кто прокладывал дорогу в космос, кроме… Сергея Королева. Его участие в запуске спутника в то время было засекречено. Памятник Королеву все-таки появился неподалеку — на аллее Героев Космоса. Это случилось уже после смерти ученого.
Монумент стал одним из первых памятников советского модернизма (этот термин появился позже, уже в наше время). Отличительными особенностями стиля, господствовавшего в советской архитектуре с 1955 по 1991 год, являются использование облицовочных материалов вроде гранита, мрамора или ракушечника, массовое остекление поверхности, а также декоративность — наличие монументальных мозаичных панно, барельефов, горельефов.
Титановый исполин
Изменения внесли и во внешний облик монумента. Матовое стекло, из которого сначала хотели сделать шлейф ракеты, заменили на отполированные титановые пластины. Эту идею, кстати, подал сам Королев: такие пластины, говорил он, будут красиво отражать небо, к тому же они более практичны. Достать этот материал в нужном количестве было достаточно сложно, но Сергей Павлович смог добиться поставки. Процесс установки памятника проходил на его глазах, стройплощадку он посещал почти каждый день. Кроме того, она была видна и из его окна — Королев жил на 1-й Останкинской улице.
Самым сложным этапом работы стал монтаж — громадный стальной памятник весом 250 тонн собрали вручную, а потом подняли его с помощью специальных кранов. Уходящая вверх 110-метровая конструкция предстала во всем своем величии 4 октября 1964 года, через семь лет после запуска первого искусственного спутника Земли. Исполинский памятник — второй по высоте в России. Сейчас он уступает лишь монументу Победы на Поклонной горе, построенному в 1994–1995 годах.
«. Мы осмотрели монумент со всех сторон — он прост, величествен и красив», — написал в день открытия в дневнике Николай Каманин, генерал-полковник ВВС, помощник Главнокомандующего ВВС по космосу.
Мемориальная аллея Героев Космоса, где впоследствии установили памятник Королеву, открылась перед монументом в 1967-м. Здесь можно увидеть также памятник Константину Циолковскому (был установлен в 1964-м), который разработал идею искусственного спутника Земли и был основоположником теоретической космонавтики, бюсты Юрия Гагарина, Валентины Терешковой и многих других известных космонавтов. Новые памятники появляются и в наши дни. Например, в 2016 году были открыты четыре — Александру Александрову, Валентину Лебедеву, Светлане Савицкой и Владимиру Соловьеву.
Монумент становится музеем
Разместить в стилобате монумента Мемориальный музей космонавтики (сейчас — Музей космонавтики) Сергей Королев предложил еще на этапе работы над архитектурным проектом. Он настаивал на том, что космонавтику необходимо популяризировать. Но музей появился только в апреле 1981-го — его открытие приурочили к 20-летию со дня полета в космос Юрия Гагарина. Интерьеры музея оформил художник Олег Ломако, создавший внутри иллюзию присутствия в открытом космосе. При отделке помещений использовали самые современные на тот момент материалы, в главном зале установили скульптуру космонавта на фоне яркого витражного панно.
Коллекцию музея начали формировать еще в 1969 году. Сегодня в ней насчитывается более 100 тысяч предметов, поделенных на 12 тематических фондов. Это документы, фотографии, техника, макеты, архивная периодика, аудио- и видеозаписи, произведения искусства. Среди последних важное место занимают работы легендарного космонавта и художника Алексея Леонова.