памятники истории и культуры крыма
Памятники истории и культуры крыма
В начале нашей эры на этих землях поселились аланы и потомки тавров. В средние века в кельях, вырубленных в многочисленных гротах и пещерах отвесных стен скалы, поселились монахи, предположительно, пришедшие из Византии и основавшие пещерный монастырь.
До наших дней сохранились четыре крупных грота, в которых располагались древние винодавильни, церковь Святой Софии, монашеские кельи, монастырь святой Анастасии.
Пещерный монастырь с небольшими перерывами просуществовал с VIII по XVIII век.
Херсонес Таврический
Херсонес Таврический — место, где должен побывать каждый любитель истории. Здесь на протяжении тысячелетий пересекались интересы и пути многих племен, народов, княжеств и империй. Скифы, тавры, древние греки, римляне, византийцы, турки, татары… Кто только не оставил след на этих берегах. Больше 1000 лет назад именно здесь русский князь Владимир принял крещение, и Русь стала переходить в христианство.
2500 лет назад на неприветливые северные берега Черного моря (тогда оно еще называлось Аксинским), заселенные свирепыми таврами, высадились древние греки. Несмотря на довольно-таки неприятный климат, посланники античной Гераклеи решили остаться на этом берегу, благо место высадки показалось им довольно безопасным — с двух сторон оно было защищено морскими бухтами. А плодородные земли позволили получать богатый урожай.
Греческая колония стала быстро расширяться, и ко второй половине IV — началу III в. до н. э. достигла своего максимального расцвета. В начале I века нашей эры на Херсонесе появились первые христианские проповедники, сделавшие его северным форпостом Византии.
Сегодня Херсонес Таврический является историко-археологическим заповедником, территория которого полностью охраняется государством и занесена в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. А в том месте, где в 988 году князь Владимир прошел обряд крещения, сейчас стоит Владимирский собор.
Многие ценные артефакты, найденные здесь, сейчас хранятся в Эрмитаже, а также в Херсонесском музее. Но на территории заповедника под открытым небом находится не менее интересная экспозиция — развалины города, где отчетливо видно улицы, винодельни, базилики, дома горожан различных сословий, сложенные из камня.
Гуляя по этим древним улочкам, вы можете представить, как по этим же камням более двух тысяч лет назад ходили древние греки.
Судак. Генуэзская крепость
Ссылаясь на рукописи XIII века, историки утверждают, что впервые крепость на этом месте была возведена еще в 212 году и называлась она Сугдея. Строительство же Генуэзской крепости, развалины которой сохранились до сих пор, началось во второй половине XIV века и продолжалось почти сто лет.
Генуэзцы стали появляться в северном Причерноморье в XIII веке. Уже в начале следующего столетия им принадлежали города Черкио (Керчь), Кафа (Феодосия) и Солдайя (Судак), который они отбили у венецианцев в 1665 году. Центром Генуэзской Газарии, как назывались все их территории на территории Крыма, была Кафа.
Свои крепости генуэзцы, как правило, строили с двумя рядами укреплений. Первый ряд крепостных укреплений защищал дома обычных горожан и различные ремесленные мастерские. Второе крепостное кольцо защищало резиденцию консула, жилища знати, а также различные склады с важными товарами. Крепость в Судаке была построена на горе Дженевез-Кая (Крепостная гора), высота которой почти 160 м, а южный склон — со стороны моря — представляет собой крутой обрыв.
Особенности ландшафта вкупе с высокими (6−8 м) и толстыми (1,5−5 м) крепостными стенами делали это оборонительное сооружение практически неприступным, даже учитывая ее довольно большие размеры — почти 30 га. В первом ряду крепостных стен на горе было 14 башен. Самая высокая башня была около 15 м высотой. Цитадель — второй крепостной ряд — содержала еще четыре башни и замок Святого Ильи, к тому же она была размещена на самой высокой и скалистой части Дженевез-Кая, делая ее еще более неприступной.
Для обеспечения жителей водой в крепости использовалась сложная система сообщающихся сосудов. Некоторые эксперты считают, что даже был построен водопровод, по которому вода самотеком поступала с соседней, более высокой горы Перчем.
Ближе к концу XV века начинается период угасания генуэзских владений. В 1475 году под ударами войск Османской империи пал город Кафа, а вслед за ним и Солдайя. Стены крепости еще не раз использовались во время многочисленных военных конфликтов, в том числе и во времена Русско-Турецкой войны 1768−1774 годов. Тогда по приказу графа Суворова стали укреплять Черноморское побережье и на территории судакской крепости были построены казармы для русского гарнизона, а также артиллерийский редут. Естественно, время и многочисленные войны не пощадили крепость, она была существенно разрушена за столетия своего существования.
Сегодня генуэзская крепость в Судаке — это музей-заповедник площадью почти 30 га. До наших дней сохранились главные ворота крепости (всего было трое ворот), 12 башен внешнего крепостного кольца, Дозорная и Портовая башни, Храм Двенадцати Апостолов, мечеть, католический собор Девы Марии и замок Консула.
Панорама
«Оборона Севастополя»
Наверное, это самый яркий и «эмоциональный» памятник истории, посвященный первой обороне Севастополя во время Крымской войны 1853−1856 гг.
Почти 350 дней город держал оборону против союзнических войск Турции, Великобритании, Франции и Италии (королевства Сардиния), целью которых было полное уничтожение российского Черноморского флота. Героизм, стойкость, мужество защитников города и их готовность отдать свои жизни за родной город были воистину беспримерными. Во время обороны города погибли и здесь же были похоронены адмиралы Корнилов, Истомин и Нахимов.
В 1901 году комитет по восстановлению памятников Севастопольской обороны, созданный накануне 50-летия обороны Севастополя, решил увековечить память защитников города и поручил известному художнику-баталисту Францу Рубо создать панораму, в которой бы отражались «важнейшие события Севастопольской обороны».
Главным сюжетом полотна стало отражение вражеского штурма Малахова кургана 6 (18) июня 1855 года. В процессе создания живописного полотна для панорамы художник написал около 50 этюдов, созданных по итогам нескольких поездок в Севастополь, общения с участниками событий и посещений мест основных баталий. В начале 1902 года Рубо в Зимнем дворце представил эскиз картины и после утверждения дописывал ее в Мюнхене с помощью еще нескольких художников и студентов Баварской академии художеств.
В 1904 году в Севастополе на Историческом бульваре было завершено строительство здания панорамы. В августе этого же года в город были доставлены живописное полотно, площадь которого составила 1600 кв. м, а также объекты предметного плана, и уже в мае 1905 года грандиозная панорама была открыта.
Во время Великой Отечественной войны художественное полотно панорамы, воспевающее героизм русских солдат, еще раз стала символом мужества защитников Севастополя — сотни людей, рискуя своими жизнями, спасали бесценную картину. В июне 1942 года в здание панорамы попали авиабомбы, в результате чего случился пожар и загорелось само полотно.
Сотрудники музея, спасая картину, вынуждены были разрезать ее. Чтобы уберечь картину от полного уничтожения, было принято решение эвакуировать ее из осажденного немцами города. Картина была доставлена на эсминец «Ташкент», который под ударами немецкой авиации вывез реликвию в Новороссийск.
Однако в ходе спасения картина сильно пострадала — часть сгорела еще в Севастополе, часть была повреждена морской водой во время транспортировки в Новороссийск. Поврежденные части полотна (примерно 1/3) отреставрировать было уже невозможно и поэтому их пришлось восстанавливать с привлечением лучших художников СССР под началом Павла Соколова-Скаля и Василия Яковлева.
К 100-летию первой обороны Севастополя реставрационные работы были завершены и панорама вновь открыла свои двери на Историческом бульваре.
Диарама «Штурм Сапун-горы»
Сапун-гора, относительно невысокая (всего 231 м над уровнем моря) возвышенность на южной окраине Севастополя, тем не менее, имеет важное значение, с военной точки зрения, — она обеспечивает господство над всей южной частью города и дорогой на Ялту. Эта высота имела ключевое значение, как в Крымской войне 1853−1856 гг., так и во время Великой Отечественной.
В 1941—1942 годах, занимая позиции на Сапун-горе, советские войска вели ожесточенные оборонительные бои, защищая Севастополь от наступавшей немецкой армии. Однако в июне 42-го город был сдан, а на господствующих позициях закрепились немцы.
В мае 1944 года теперь уже наступающая Красная армия в битве за освобождение Севастополя вынуждена была штурмовать фашистские позиции на Сапун-горе. Штурм горы, уже третий по счету, начался в 9 утра 7 мая 1944 года с массированной артиллерийской подготовки — подавление огневых точек врага с применением авиации (в этот день было совершено 2105 самолето-вылетов) и реактивной артиллерии («катюш») шло более часа.
В 10.30 началось наступление пехоты, задача которой была прорвать многоярусные оборонительные сооружения, которые содержали более 60 ДОТов и ДЗОТов, прикрытых минными полями, захватить вражеские позиции и закрепиться на высоте. Изнурительный бой продолжался до 20.00 — только тогда на уже бывших немецких позициях были подняты красные флаги.
Однако в течение 8 мая немцы предприняли 11 безуспешных попыток отбить высоту. Советские солдаты выстояли. А 12 мая (по официальной версии, 9 мая) 1944 года уже и сам Севастополь был полностью освобожден от фашистов. По разным оценкам, при штурме Сапун-горы погибло от 6 до 10 тысяч бойцов советской армии.
В память об этих событиях на Сапун-горе был открыт музей, в рамках которого в 1959 году открыли диораму, авторами художественного полотна которой стали Г. И. Марченко, П. Т. Мальцев и Н. С. Присекин. Длина живописного полотна — более 25 м, высота — 5,5 м.
Мемориальный комплекс
« 35-я береговая батарея»
В начале XX века император Николай II распорядился о сооружении линии береговой обороны, призванной усилить безопасность Севастополя как основной военно-морской базы на Черном море. В рамках этого приказа вокруг города стали строить различные оборонительные сооружения, одним из которых должна была стать береговая батарея на мысе Херсонес, строительство которой началось в 1912 году, но после Октябрьской революции все работы были остановлены.
Однако новое руководство страны также понимало высокую важность укрепления обороны Севастополя, поэтому уже в 1924 году строительные работы были возобновлены. К концу 20-х годов батарея была, в целом, достроена и началось ее оснащение боезапасом, хотя те или иные работы еще проводились вплоть до начала Великой Отечественной войны.
Месторасположение береговой батареи позволяло вести огонь из орудий калибра 305 мм с дальностью стрельбы до 40 км и сектором стрельбы в 360 градусов. Масса снаряда составляла более 470 кг.
В июне 1942 года в ходе обороны Севастополя наступил перелом, немецкие войска значительно усилили давление на обороняющуюся Красную армию, вынуждая ее отступать и оставлять город. 3 июля 1942 года после 249 дней тяжелейших оборонительных боев Севастополь был сдан.
Все командование Приморской армии, уже находившееся на территории батареи, было эвакуировано кораблями и подводными лодками Черноморского флота. Однако вывезти всех боеспособных и раненых бойцов, а их оставалось несколько десятков тысяч (по некоторым оценкам, до 80 тыс.), не удалось. Подавляющее большинство из них либо погибли, либо попали в плен.
Сейчас здесь находится мемориальный комплекс «Бронебашенная береговая батарея № 35», возникший и существующий благодаря инициативе и поддержке ряда частных лиц и организаций Севастополя. Одно из самых сильных впечатлений на посетителей мемориала оказывает пантеон Памяти, на стенах которого высечены имена 27 тыс. защитников Севастополя, погибших при его обороне.
Музей подводных лодок в Балаклаве
Советский период тоже не стал исключением. Скорее, наоборот — бухта только усилила свое военно-стратегическое значение. Здесь была оборудована военно-морская база, в которой располагалась бригада подводных лодок. Город стал «закрытым» и, как говорят, ради секретности даже исчез с карт Крыма.
С началом холодной войны здесь во второй половине 50-х годов прошлого века началось строительство уникального объекта, получившего название «Объект № 825 ГТС». Это был подземный завод по ремонту подводных лодок. Все помещения завода, в том числе водный канал для субмарин, были полностью размещены внутри горы Таврос. Здесь же размещалось и хранилище ядерных зарядов Черноморского флота.
За время строительства из горы было извлечено более 2500 куб. м скальной породы. В ней были оборудованы ремонтные цеха, кабинеты, склады ГСМ, оружейные арсеналы и прочие помещения, общая площадь которых составляла более 10 000 кв. м.
Но главной особенностью завода был водный канал глубиной до восьми и шириной от шести до 25 м, способный вместить до девяти подлодок проекта 613 и 633. Вход и выход канала, размещенные с разных сторон горы Таврос, закрывались герметичными воротами массой около 150 тонн. «Объект № 825 ГТС» имел первую категорию противоатомной устойчивости и мог выдержать прямое попадание ядерной бомбы мощностью до 100 килотонн.
По мере перевооружения черноморского флота новыми более крупными подлодками, значение объекта № 825 стало снижаться. В 1995 году из Балаклавы была выведена последняя субмарина российского флота, а сама военно-морская база вместе с объектом № 825 была передана Украине. В итоге уникальный объект подвергся откровенному разграблению — в течение нескольких лет были срезаны и вывезены тысячи тонн металлических конструкций и элементов.
Остановить мародерство удалось только в 2003 году, когда на месте завода был создан музей подводных лодок «Балаклава».
От готики до русского стиля: топ-10 достопримечательностей Крыма
Крым славится уникальным климатом, природой и культурным многообразием, которое нашло отражение и в архитектуре. На полуострове можно встретить изящество эпохи итальянского Возрождения, строгую английскую готику, причудливые элементы мавританского стиля и не только. Вместе с экспертом разбираемся в архитектурных и исторических аспектах самых популярных достопримечательностей Крымского полуострова.
Эксперт в этом материале: Татьяна Бухарина, председатель НКО «Ассоциация гидов-переводчиков Крыма»
Воронцовский дворец
Комплекс из пяти строений возводился как летняя резиденция князя Михаила Воронцова. Строительство велось 18 лет, и завершенный проект стал ярким примером смешения архитектурных стилей. Над окончательным обликом дворца работал англичанин Эдвард Блор, при участии которого создавались Букингемский дворец и замок для Вальтера Скотта.
Воронцовский дворец проектировался в духе английской архитектуры, но каждая из его построек имеет элементы разных эпох [1]. Например, северный фасад отсылает к готическому стилю времен Тюдоров, а южная часть замка, обращенная к морю, олицетворяет праздничный мавританский стиль.
Еще одной архитектурной изюминкой Воронцовского дворца стало его расположение. Несмотря на то что сам Блор не был в Алупке, ему удалось изящно вписать новый замок в горный ландшафт.
Татьяна Бухарина:
— Символом Воронцовского дворца стал спящий мраморный лев. По легенде, его хотел купить Уинстон Черчилль: в спящем льве британский премьер-министр увидел «свой портрет, но без сигары.
«Ласточкино гнездо»
Адрес: пгт Гаспра, Алупкинское шоссе, 9а
Миниатюрный замок на вершине отвесной скалы по праву можно считать визитной карточкой Крыма. Своим нынешним видом он обязан нефтяному промышленнику барону Штейнгелю. Купив в начале XX века стоявшее тогда на скале деревянное имение, барон решил снести постройку и возвести новую дачу из камня.
Для этого барон пригласил из Москвы архитектора-модерниста Шервуда и заказал ему проект замка в стиле немецкого средневековья. В итоге на вершине скалы появляется здание в неоготическом стиле [2]. Отличительной чертой архитектурного облика замка стало ступенчатое расположение ярусов. К такому решению автор проекта пришел из-за ограниченного участка на краю скалы. В итоге при площади основания замка всего около 200 кв. м его высота достигает 12 м.
Татьяна Бухарина:
— Местные жители сравнивали замок, вырастающий из скалы Аврора, с ласточкиным гнездом. Строение приютилось на окраине скалы и казалось, что может отколоться от нее. Точно так же, как мы смотрим на гнезда ласточек, а они их вьют именно в таких труднодоступных местах и на таких отвесных скалах. Это одна из местных легенд. Но раньше, действительно, под шпилями этого замка ласточки вили гнезда.
Ливадийский дворец
Адрес: пгт Ливадия, ул. Батурина, 44а
Это последнее сооружение, возведенное в Российской империи для семьи Романовых. Ливадийский дворец построили за 17 месяцев, и он стал любимой летней резиденцией семьи императора Николая II [3].
Архитектурный стиль дворца в Ливадии перекликается с эстетикой итальянских вилл эпохи Возрождения. Для постройки дворца использовали белый инкерманский камень, вдоль фасада растянулись просторные балконы, а внутри по примеру палаццо образовался тихий двор с мраморным фонтаном. Интересно, что именно с этого итальянского дворика архитектор Краснов и начинал планировку всего дворца [4].
Татьяна Бухарина:
— «Удивительный молодец!» — так в 1911 году охарактеризовал император Николай II архитектора Краснова, когда увидел свою новую резиденцию в Ливадии. Но, мало того, император имел здесь же, в Ливадии, прекрасный гараж, построенный по проекту архитектора Гущина. Гараж считался лучшим не только в России, но и в Европе и насчитывал 25 автомобилей европейского производства. И хотя император сначала не очень лестно отзывался о «моторах», позже его отдых в Ливадии будет связан с путешествиями по побережью.
Генуэзская крепость в Судаке
Адрес: Судак, ул. Генуэзская крепость, 1
Строительство стены и внутренней инфраструктуры города велось около 100 лет. Сегодня крепость в Судаке чуть ли не единственная в Крыму, которая сохранилась до наших дней почти полностью.
Постройки возводились под контролем генуэзцев, поэтому в них повторяются архитектурные мотивы и приемы фортификационного строительства Западной Европы. Территория крепости делилась на три части: цитадель, нижний город и портовое предместье. Жилые дома располагались на террасах, а от севера к югу тянулись пять улиц.
На каждом сооружении генуэзцы устанавливала закладную плиту с информацией о времени строительства и принадлежности строения. Надпись на одной гласит: «Это сооружение приказал построить благородный муж и достопочтенный консул Солдайи Паскуале Джудиче в первый день августа в 1392 года» [5].
Татьяна Бухарина:
— Итальянские купцы из Генуи и Венеции стали проникать на побережье Крыма со второй половины XIII века. Заплатив пошлину в 3%, купцы могли пересекать континент от Черного до Желтого моря. Поэтому за обладанием портами на берегу Черного моря шла борьба. Город посетил знаменитый путешественник Марко Поло, а его дядя венецианец Маттео Поло имел здесь собственный дом.
Массандровский дворец
Адрес: пгт Массандра, Симферопольское шоссе, 13
Массандровский дворец еще называют дворцом Александра III, хотя император в нем никогда не жил. За время стройки с 1881 по 1902 год здание сменило не только владельца, но и архитектора. После смерти князя Воронцова, начавшего строительство, дворец купила императорская семья.
В окончательном варианте здание приобрело черты раннего барокко и французских замков. За это же дворец получил неофициальное название «Маленький Версаль». В декоративном убранстве интерьеров использованы элементы самых различных стилей — романского, готического, барокко, рококо и классицизма [6].
Татьяна Бухарина:
— Самый загадочный, самый красивый и необыкновенный дворец. Его словно перенесли из долины реки Луары в Крымские горы. Однако долгое время крошечный дворец в Массандре на склоне Крымских гор использовался только лишь как место для пикников и отдыха после охоты. Николай II, став императором, обожал Ливадию. И всегда возвращался ночевать именно туда.
Херсонес Таврический
Херсонес Таврический — это остатки древнего города, основанного в V веке до нашей эры как колониальное поселение дорийских греков. На древнегреческом языке слово «херсонес» означает «полуостров», а «таврический» — «в землях тавров» [7]. В конце XIV века набеги кочевников положили конец городу, и его руины со временем были погребены под землей.
В 1827 году, через 50 лет после основания Севастополя, начались первые раскопки. С каждым годом из-под вековых слоев появлялись новые дома и улицы, площади и церкви древнего города. В результате было обнаружено столько находок, что вскоре они составили коллекцию. Так появился Археологический музей Херсонеса, которому уже более 120 лет.
Татьяна Бухарина:
— В III веке нашей эры это место было известно как самый продуктивный винный центр Черного моря [8]. Сегодня сюда съезжаются, чтобы увидеть исторический спектакль «Грифон». Грифон — это символ Крыма, изображенный на гербе республики.
Санаторий «Курпаты»
Адрес: пгт Курпаты, Алупкинское шоссе, 12
До революции 1917 года имение Курпаты было тесно связано с императорским имением Ореанда и объединяло Верхнюю и Нижнюю Курпату. А в 1981 году начинается проектирование и строительство нового международного пансионата «Дружба» для трудящихся СССР и Чехословакии.
По оригинальному проекту появилось здание в виде летающей тарелки на сваях, уходящих в землю на 17 м. Номера пансионата расположены таким образом, что из окон каждого видно кусочек моря.
Татьяна Бухарина:
— В 2011 году здание бывшего пансионата «Дружба» попало в список 50 самых необычных зданий в мире (по неофициальному списку архитектурного сообщества). Лучше всего смотреть на это архитектурное сооружение поздней советской эпохи с моря, путешествуя вдоль побережья на прогулочном катере.
Ханский дворец
Ханский дворец стал домом для череды крымских ханов, правивших более 340 лет. Архитектурный комплекс включает в себя Большую и Малую дворцовые мечети, зал Дивана и посольств, жилые дома ханов, их свиты и семей, гарем, бани, конюшни, огород и т. д. Всего на территории 17 зданий и 9 внутренних закрытых дворов [9].
Архитектура дворца отражает общекультурные традиции Ближнего Востока, переплетающиеся с местными крымско-татарскими традициями. В отделке зданий и интерьеров представлены различные стили, распространенные в Крымском ханстве в XVI–XVIII веках. Для работы над дворцом привлекались османские, персидские и итальянские архитекторы.
Татьяна Бухарина:
— Многие гости спешат сюда, чтобы увидеть знаменитый Фонтан слез, воспетый Пушкиным. Но не менее красивый во дворце ханов и золотой фонтан, построенный в период османского владычества, известный как Тюльпанный период. Поэтому украшает золотой фонтан изображение тюльпана.
Форосская церковь
Адрес: пгт Форос, городской округ Ялта
Проезжая по трассе Севастополь — Ялта, нельзя не заметить церковь, парящую над Форосом. Она расположена на скале Красная в 400 м выше уровня моря. Церковь Воскресения Христова, или Форосская, была построена в память о спасении императора Александра III и его семьи при крушении поезда в 1888 году.
Архитектурный стиль постройки опирается на византийские и древнерусские традиции. Церковь возведена в два яруса, которые венчают девять разноразмерных куполов. При строительстве храма использовали плоский кирпич — плинфу. В кладке стен применяли плинфу желтого и красного цветов, но сегодня ее не видно. Впоследствии стены церкви были облицованы инкерманским камнем.
Татьяна Бухарина:
— В сложные времена забвения при Хрущеве эта церковь использовалась как ресторан с одноименным названием «Форос». Был случай, когда персидский шах Мохаммед Реза Пехлеви, приехавший поохотиться в Крыму, отказался обедать в этом ресторане, видимо, поняв назначение этого сооружения. Сегодня храм вернули прихожанам и он переживает второе рождение.
Крымский мост
Адрес: Керчь, трасса А-290
Путешествуя на автомобиле или поезде, можно полюбоваться одной из главных новых достопримечательностей Крыма — мостом, соединяющим Керчь и Тамань. Транспортный переход состоит из параллельно расположенных автомобильной и железнодорожной трасс.
Ключевой архитектурный элемент моста — арочные пролеты для судоходства. Их длина — 227 м, а высота над зеркалом воды — 35 м [10]. В общей сложности всю конструкцию моста держат 7 тыс. свай и 595 опор [11]. Железа, которое ушло на мост, хватило бы на возведение 32 Эйфелевых башен.
В честь начала стройки моста виноделы Крыма и Кубани заложили специальную серию вина «Крымский мост». Тираж коллекционной серии ограничен — 19 тыс. бутылок, что равно протяженности моста 19 км.
Автомобильное движение по мосту запустили в мае 2018 года, в декабре 2019 года по новой железнодорожной ветке в Крым прибыл первый пассажирский поезд. Сегодня этот мост считается самым протяженным не только в России, но и в Европе [12].
Татьяна Бухарина:
— Попытки построить Крымский мост были и во время Великой Отечественной войны. Возведение конструкций заняло шесть месяцев, а первый поезд от станции Крым до станции Кавказ прошел 3 ноября 1944 года. За неделю до крушения моста от ледохода, 20 февраля 1945 года, по мосту прошел особо охраняемый поезд, на котором в Москву вернулась советская делегации с Ялтинской (Крымской) конференции. Всего тот мост продержался четыре месяца.
Строители современного Крымского моста уверяют, что он простоит без ремонта не менее 100 лет.