памятники литературного творчества древней руси 9 13 века
Литературные памятники Древней Руси IX-XIII вв.
«Повесть временных лет» (начало XII в.): недатированная часть, записи под годами 6367-6420 (852-912), 6453-6505 (945-997), 6530-6532 (1022-1024), 6544-6545 (1036-1037), 6579 (1071), 6601 (1093), 6605 (1097), 6610-6611 (1102-1103); «Поучение Владимира Мономаха» (рубеж XI-XII вв.); «Хождение игумена Даниила» (XII в.); «Слово о полку Игореве» (XII в.); «Моление Даниила Заточника» (XII-XIII вв.); «Слово о погибели Русской земли» (XIII в.); «Повесть с битве на Калке» (XIII в.); «Повесть о разорении Рязани Батыем» (XIII в.); «Житие Феодосия Печерского» (XI-XII вв.).
Литературные памятники Русских земель и княжеств XIV-XV вв.
Литературные памятники и публицистика Российского государства XVI в.
«Домострой»; «Повесть о Петре и Февронии»; «Казанская история»; «Сказание о Магмете Салтане» из Большой челобитной Ивана Пересветова; Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским; «Послание в Кирилло-Белозерский монастырь» и «Послание Василию Грязному» царя Ивана Грозного.
Литературные памятники и драматургия Российского государства XVII в.
«Сказание Авраамия Палицына»; «Повесть о преставлении князя Михаила Васильевича Скопина-Шуйского»; «Повесть об Азовском осадном сидении донских каэаков»; «Повесть о Горе и Злочастии»; «Повесть о Савве Грудцыне»; «Повесть о Ерше Ершовиче»; «Повесть о Шемякином суде»; «Азбука о голом и небогатом человеке»; «Калязинская челобитная»; «Сказание о куре и лисице»; «Повесть о бражнике»; «Служба кабаку»; «Повесть о Карпе Сутулове»; «Повесть об Ульянии Осорьиной (Юлиании Лазаревой)»; «Повесть о Тверском Отроче монастыре»; «Житие протопопа Аввакума»; Сочинения Симеона Полоцкого: «Комедия притчи о блудном сыне», вирши «Монах», «Купецство», «Жабы послушливые».
Культура Руси домонгольского периода (IX- начало XIII века). Памятники архитектуры
Культура Руси домонгольского периода (IX- начало XIII века). Памятники архитектуры
Этой статьей открываем огромный цикл по развитию культуры России. В заданиях ЕГЭ по истории есть вопросы, в которых учащимся необходимо показать свои знания по культуре различных периодов истории России. Задания №18 и №19 напрямую могут быть связаны с культурой, где необходимо будет указать памятник архитектуры, произведения живописи, иконописи, литературы.
Факторы и предпосылки развития русской культуры
На формирование культурных направлений в Древнерусском государстве огромное влияние оказало культурное наследие восточнославянских племен. Своеобразие и самобытность язычества восточных славян стало основой развития культурных традиций и канонов Древней Руси.
Среди факторов стоит отметить многоэтнических состав русской державы.
Русская культура развивалась в тесных контактах с другими государствами, впитывая наилучшие образцы культурных проявлений Византии, Западной и Центральной Европы. Нельзя сбрасывать со счетов и контакты с кочевыми племенами Великой Степи, восточными государствами – Волжской Булгарией и Хазарским каганатом.
Этапы и особенности развития русской культуры домонгольского периода
Условно развитие культуры Древней Руси можно разделить на три этапа:
Каковы же были особенности домонгольского периода русской культуры.
Во-первых, в основе культурного развития после 988 года лежало христианское религиозное мировоззрение, при довольно сильных пережитках язычества.
Во-вторых, самобытность русской культуры стала результатом гармоничного синтеза языческой культуры восточнославянских племен и христианских традиций.
В-третьих, это взаимодействие с другими культурами, в первую очередь византийской и народов Степи. Русская культура носила открытый характер. Нововведения ложились на благодатную национальную почву.
В-четвертых, огромный толчок развитию культуры дало принятие христианства и формирование собственной письменности.
После распада единого государства на удельные княжества, в каждом из них стали формироваться свои особенные черты и стили, что значительно обогатило русскую культуру, что впоследствии стало основой для формирования единого национального государства с единой культурой.
Письменность и просвещение
Письменность на Руси была еще задолго до принятия христианства, но собственных литературных произведений не было (или возможно, они не сохранились). Принятие христианства после 988 года только способствовала активному распространению грамотности и письменности. Активно переписывались произведения византийских и болгарских авторов, западноевропейские хроники.
На Руси существовала своя азбука, разработанная Кириллом и Мефодием (кириллица и глаголица, закрепленные в IX столетии).
Среди жанров распространены были летописание, описание жизни святых, описание путешествий (хождений), поучения и исторические повести.
Литература
Первоначально славянские былины и сказки передавались их уст в уста, а в более поздние периоды были записаны. Эти сказания и стали основой развития русской литературы.
В литературе основным жанром этого периода было летописание. Одной из самых известных летописей считается «Повесть временных лет», авторство которой приписывают монаху Киево-Печерского монастыря Нестору. Родился летописей предположительно в 1056 году, а свои первые тексты начал писать в правление Владимира Мономаха.
Еще одним важным литературным произведением стало «Слово о законе и благодати», написанное митрополитом Илларионом в середине XI столетия.
В правление Ярославичей, примерно в 1056-1057 годах было написано «Остромилово Евангелие», которое остается древней книгой, дошедшей до нашего времени.
Среди памятников литературы «Слово о полку Игореве» неизвестного автора и «Слово» и «Моление», написанные Даниилом Заточником.
Живопись
Этот жанр русской культуры развивался под значительным влиянием византийских мастеров. Но со временем русские мастера живописи создали свои особые методы и стили.
Из Византии на Русь пришли техника мозаики, создание фресок, иконопись. Большого развития получила миниатюра, маленькие иллюстрации, которые украшали книги и летописи.
Первые иконы попали на Русь из Византии, а потом появились свои иконописцы. Наиболее известной и почитаемой иконой этого периода была Владимирская Богоматерь, написанная на рубеже XI-XII столетий.
Декоративно-прикладное искусство
На Руси домонгольского периода широко развивались ювелирное дело, стеклодельное. Славились своими изделиями оружейники, колоколитейщики, кузнецы.
Ювелирные мастера использовали при создании своих изделий несколькими приемами. Использовалась техника зерни, когда мелкие золотые или серебряные шарики напаивались на основу.
Техника чернь – это гравировка по золоту или серебру.
Изготавливали ювелирные изделия из тонких нитей. Эта техника называлась скань.
Финифть (эмаль) предполагала создание ювелирных шедевров, когда на металлическую основу путем обжига закреплялось прочное стеклообразное покрытие.
Зодчество
В церковной архитектуре Руси сложились свои особые приемы и традиции. До конца Х столетия на территории Руси не возводились каменные храмы, а первой церковью стала церковь Успения Пресвятой Богородицы, боле известная, как десятинная церковь. Возвели ее в Киеве по инициативе Владимира Великого около 1996 года. К сожалению, до наших дней не сохранилась. Вот ее изображение по реконструкции М. Холостенка.
На Руси возводились крестово-купольные храмы. В основе сооружения было прямоугольное помещение с четырьмя столбами. Они разделяли внутреннее помещение на девять частей. Стены и опоры расписывали фресками, украшались мозаикой.
В XII-XIII веках на огромных просторах Руси сложились свои архитектурные школы, отличавшиеся архитектурными элементами и приемами возведения храмовых сооружений.
Можно выделить четыре территориальные школы:
— западная и Юго-Западная
— Южная (Киев, Чернигов, Переяславль)
Памятники архитектуры
Литературные памятники Древней Руси
К числу самых выдающихся памятников Древней Руси традиционно относят:
1) «Слово о законе и благодати» митрополита Илариона, главной идеей которого стало обоснование автокефальности, т. е. независимости Русской православной церкви от Константинопольского патриархата. Вопрос о времени создания этого «Слова» до сих пор является предметом острой научной дискуссии, но большинство современных историков датируют его создание 1037—1050 гг., когда Иларион был пресвитером домовой великокняжеской церкви в селе Берестове под Киевом.
«Слово о законе и благодати» состоит из трех основных частей. Первая часть этого «Слова» целиком посвящена чисто церковной тематике, прежде всего, анализу двух составных частей Библии — Ветхому и Новому Заветам. Сопоставляя эти части «Священного писания», Иларион обратил особое внимание на национальную ограниченность Ветхого завета (иудаизма или закона) с его идеей богоизбранности еврейского народа, и, напротив, зримо подчеркнул всемирный характер христианского вероучения, отраженный в благодати Нового завета. В той же части «Слова», говоря о всемирном характере христианства, автор категорически отвергал притязания Византии на политическое и церковное господство на Руси и выступал с резкой критикой Константинопольского патриархата, претендующего на монопольное владение благодатью Нового завета, т. е. всего христианского вероучения. Вторая часть «Слова» была целиком посвящена истории распространения христианства на Руси и стала своеобразным гимном русскому православию. А третья часть «Слова» была посвящена прославлению великого киевского князя Владимира Святого, который стал первым святителем Древней Руси. По мнению многих историков (Б. Рыбаков, А. Кузьмин, П. Толочко), Иларион совершенно неслучайно уделил особое место великому киевскому князю, поскольку именно тогда должна была состояться канонизация князя Владимира, однако византийское духовенство категорически противилось этой канонизации. Поэтому Иларион не скупился на похвалу великому киевскому князю и особо подчеркивал его заслуги в деле Крещения Руси.
В 1051 г. по личной просьбе Ярослава Мудрого Иларион возглавил Киевскую митрополию, но после смерти великого князя он вынужден был покинуть митрополичью кафедру и стать монахом Киево-Печерского монастыря. Одни историки (М. Приселков, Н. Розов, П. Толочко) утверждали, что он принял схиму под именем Никон, другие (Н. Попов) — под именем Иоанн, а третьи (Н. Никольский) — под именем Ларион.
Кроме знаменитого «Слова о законе и благодати», вошедшего в сокровищницу русской и мировой литературы, митрополит Иларион стал автором и ряда других произведений, в частности «Исповедания веры», «Поучения о пользе душевной ко всем христианам» и «Слова к брату-столпнику». Ряд историков (И. Еремин, А. Кузьмин, Я. Щапов) считает, что Иларион был автором и «Церковного устава Ярослава Мудрого», а академик Д.С. Лихачев не исключал, что его перу принадлежало и знаменитое «Сказание о распространении христианства на Руси».
2) «Поучение Владимира Мономаха». Этот выдающийся памятник русской общественной мысли и публицистики сохранился только в составе Лаврентьевской летописи в статье, датированной 1096 г., однако многие историки считают, что это «Поучение» было создано гораздо позже указанной даты. Ряд авторов (М. Погодин, Б. Рыбаков) датирует его 1099 г., другие авторы (А. Мусин-Пушкин) относят время его создания к 1120—1125 гг., но большинство ученых (А. Орлов, Д. Лихачев, А. Кузьмин, В. Кусков, П. Толочко) считает, что это «Поучение» было создано в 1117 г.
«Поучение Владимира Мономаха» также состоит из трех частей, а именно «Поучения детям», «Книги путей», т. е. личных мемуаров автора о событиях 1066—1117 гг., и «Письма черниговскому князю Олегу Святославичу». Первая часть «Поучения» представляла собой дидактические наставления своим чадам, в которой великий киевский князь на примере богатого жизненного опыта и своих жизненных принципов призывает собственных детей к прекращению братоубийственных войн и единству всех князей «Рюрикова дома» к неукоснительному соблюдению феодального правопорядка, закрепленного на княжеских съездах, строгого соблюдения всех клятв и подписанных договоров. В этой части «Поучения» Владимир Мономах обращал особое внимание на образ самого князя, который должен быть мужественным, мудрым и неутомимым правителем, для которого интересы государства и православной церкви должны быть выше личных интересов и помыслов.
Вторая часть «Поучения» содержала автобиографию Владимира Мономаха, в которой он повествовал о своих многочисленных походах на вятичей, половцев и булгар, заключенных мирных договорах, а также курьезных и опасных случаях на охоте. Третья часть «Поучения» представляла собой личное послание Владимира Мономаха своему брату черниговскому князю Олегу Святославичу, ставшему зачинщиком новой княжеской усобицы и гибели его сына, муромского князя Изяслава. В своем послании, преодолев неутешное личное горе, Владимир Мономах призвал кузена не губить Русскую землю усобицами и враждой, не проливать понапрасну христианскую кровь, а объединить усилия в борьбе с внешним врагом.
3) Блестящими произведениями светского жанра русской литературы были знаменитые «хождения», которые содержались в разных летописных сводах, в частности, «О хождении 40 новгородцев ко граду Иерусалиму» (1163) и «О паломничестве в Иерусалим полоцкой княжны Ефросиньи» (1173). Но, безусловно, самым знаменитым произведением этого жанра стало «Житие и хождение игумена Даниила из Русской земли», которое иногда называют «Хождением в Палестину» или «Хождением на Восток». Время создания этого произведения до сих пор является предметом научных споров. Как правило, его хронологические рамки ограничивают временем правления великого киевского князя Святослава (1093—1113) и датируют его создание 1106—1108 гг.
Вероятнее всего, в основу «Хождения» были положены личные путевые заметки игумена черниговского Успенского монастыря Даниила, который в 1104—1107 гг. совершил дальнее путешествие в Палестину. Первоначально он сопровождал иерусалимского короля Балдуина I в одном из его многочисленных походов, затем полтора года жил в монастыре Святого Саввы под Иерусалимом, а под конец своего путешествия посетил несколько городов Иерусалимского королевства, в частности Иерихон, Вифлеем и Галилею.
После возвращения на Русь «путевые заметки» Даниила были дополнены выписками из других, не дошедших до нас произведений, в результате чего на свет появилось это прекрасное произведение древнерусской литературы, в котором, по мнению многих историков (В. Янин, В. Данилов, В. Кузьмина), нашли отражение очень точные описания природы и географии Иерусалима, Иерихона и других ближневосточных городов, многочисленные легенды, сказания и апокрифы.
4) Важное место в истории древнерусской литературы занимали «жития святых», или жанр «агиографии». «Жития святых» формировались на заре существования христианства в форме так называемых «мартирий», т. е. рассказов о страшных страданиях и мучениях, которым подвергались приверженцы новой христианской веры в первые века распространения христианства. На первых порах большую роль в развитии этого литературного жанра сыграл так называемый жанр «панегирика», т. е. похвального надгробного слова. Как правило, все «Жития» состояли из трех частей. В первой части содержалось краткое предисловие, во второй, или основной части — биография героя, а в третьей части — краткая похвала ему. Окончательно каноническая структура «Житий» сложилась в Византии в VIII—IX вв., а на Руси — во второй половине XI в.
По мнению целого ряда ученых, первые элементы житийной литературы содержались еще в ранних летописных «Сказаниях» о княгине Ольге и князе Владимире, которые датируют началом XI в. А затем оформление «Житий» в качестве самобытного церковно-литературного жанра шло как в самом летописании, так и помимо него, в церковной литературе. Ярким примером такой трансформации является история создания «Сказания о Борисе и Глебе». Первоначально их «житие» появились в форме летописной записи под 1015 г., когда братья-христиане были убиты в ходе кровавой междоусобной войны сыновей Владимира Святого. Затем эта и другие летописные записи стали основой создания нового литературного произведения — «Сказания о Борисе и Глебе», которое возникло, вероятнее всего, в 1060—1120-х гг.
Вопрос об авторстве этого «Сказания» является предметом давней научной дискуссии, которая подробно изложена в новейшей монографии Д.А. Боровкова «Тайна гибели Бориса и Глеба» (2009), но многие историки полагают, что автор этого «Сказания» был тесно связан с Киево-Печерским монастырем. Отличительными особенностями этого «Сказания» были историческая конкретность всего повествования, что выгодно отличало его от всех византийских мартирий, а также отсутствие традиционной композиционной схемы, присущей агиографическому жанру. Обычно все «жития святых» описывали жизнь христианского подвижника — от его рождения до смерти. Но в данном случае был отображен лишь один эпизод из жизни братьев-мучеников — их злодейское убийство сводным братом Святополком Окаянным.
К числу других наиболее значимых произведений, которые относились как к церковным, так и к княжеским «житиям», следует отнести «Память и похвалу Владимира» Иакова Мниха (XI в.), «Житие княгини Ольги» (XI в.), «Повесть об ослеплении князя Василька Ростиславича Теребовльского» (XI в.), автором которой был священник Василий, «Житие Мстислава Великого» (XII в.), «Поучение к братии» Луки Жидяты (XII в.), трактат «Об опресноках» киевского митрополита Леонтия (XII в.) и два выдающихся произведения известного монаха Киево-Печерского монастыря Нестора: а) «Чтение о житии и о погублении блаженную страстотерпцу Бориса и Глеба», специально написанное для богослужебных целей либо в 1080-х гг. (А. Шахматов, А. Насанов, В. Кусков), либо в 1110-х гг. (Л. Черепнин, А. Кузьмин), и б) «Житие Феодосия Печерского», которое было посвящено основателю и первому игумену Киево-Печерского монастыря преподобному старцу Феодосию. Что касается датировки этого произведения, то она также является предметом давней научной дискуссии. Рад ученых (А. Шахматов) датируют время его создания 1088 г., а другие историки (А. Кузьмин) — началом XII в.
5) Помимо оригинальных произведений на Руси существовала и обширная переводная литература, в частности, «Сочинения» Иоанна Златоуста, Ефрема Сирина, служебные месячные Минеи, тексты праздничных служб, например, «Постная» (до Великой Пасхи) и «Цветная» (после Великой Пасхи) «Триоди» и т. д.
Знакома была Древняя Русь и с переводными произведениями житийной литературы, которые были посвящены основным проблемам христианской морали, монашеского бытия, борьбы с ересями и описанию жизни и подвигов видных церковных подвижников, в частности Василия Великого, Иоанна Златоуста, Григория Богослова, Иоанна Дамаскина и других «отцов» Вселенской православной церкви. Большой популярностью на Руси пользовался знаменитый «Шестоднев», автором которого был известный болгарский богослов Иоанн Экзарх. Это сочинение представляло собой толкование известных библейских рассказов о шести днях сотворения мира, в котором его автор, отойдя от традиций античной философии, предлагал новую, библейскую концепцию мироздания. В отличие от многих религиозно-философских сочинений той поры, Иоанн Экзарх, преклоняясь перед человеческим разумом, рассматривал его как главное орудие познания окружающего мира.
6) Наряду с каноническими (истинными) книгами христианского вероучения, на территории Руси получили широкое распространение знаменитые апокрифы, которые представляли собой сокровенные сочинения религиозного характера, повествующие об известных людях и событиях священной истории, восходящие своими корнями к античной мифологии и дохристианской религии. Поэтому апокрифы не включались в канонический список библейских книг, а целый ряд этих произведений вообще числились в индексе запрещенных или отреченных книг, в частности «Деяния апостолов Андрея и Петра» и «Хождение Богородицы по мукам».
7) Широкое распространение на Руси, особенно со второй половины XI в., получили и разнообразные светские сочинения античности и раннего средневековья, в частности, «Хроники» Иоанна Малалы (VI в.), Георгия Амартола (IX в.) и Георгия Синкела (IX в.), а также «Летописец вскоре» византийского патриарха Никифора, из которых Русь восприняла тогдашнюю (провиденческую) философию истории и представления о пространстве и времени. Признавая божественную волю или провидение основой человеческого бытия и всего мироздания, византийские и европейские мыслители раннего средневековья, особенно Иоанн Дамаскин, не отрицали и свободы человеческой воли. В середине XI в. на базе византийских «Хроник» Иоанна Малалы и Георгия Амартола был создан первый русский «Хронограф по великому изложению».
8) Большой популярностью у русских читателей пользовались многие античные повести и романы:
• «Александрия» псевдо-Каллисфена (IV в. до н. э.), которая повествует о жизни и подвигах Александра Македонского и его походах в Карфаген, Италию и Персию против персидского царя Дария III. Первый перевод «Александрии» был сделан в начале XII в. и дошел до нас в составе Еллинского, Римского и Виленского Хронографов.
• «История иудейской войны» (II в. н. э.) еврейского историка Иосифа Флавия, которая была известна на Руси как «Повесть о разорении Иерусалима». В этой «Повести» освещались события 167 г. до н. э. — 72 г. н. э., но центральное место занимало описание борьбы еврейского народа с римскими легионами и осада ими Иерусалима и Иотопаты. Надо отметить тот примечательный факт, что русские переводчики достаточно вольно отнеслись к первоисточнику и внесли в оригинал много дополнений, например, об Иисусе Христе и Иоанне Предтече.
• «Повесть о Василии Дигенисе Акрите» (X в.), которую на Руси называли «Девгениевым деянием» (ХI—ХII вв.). Эта «Повесть» состоит из двух частей. В первой части повествуется о родителях Девгения — его отце аравийском царе Амире и его матери-гречанке, которая вышла замуж за «сарацина» только после принятия им христианства. А вторая часть целиком посвящена описанию подвигов Девгения, который стоял на страже пограничных рубежей Византийской империи. В этой «Повести» сочетались совершенно разные жанры той поры, в том числе традиции устной народной поэзии, сказочные мотивы и элементы книжной стилистики.
• «Троянские деяния», посвященные легендарной Троянской войне и ее знаменитым участникам и героям — Ахиллу, Одиссею, Приаму, Гектору и другим.
• «Повесть об Акире Премудром» (XI в.), которая была посвящена мудрому советнику царя Акиру, неустанно радеющему о благе и процветании государства.
• «Повесть о Варлааме и царевиче Иоасафе» (XI в.), которая повествовала об отшельнике Варлааме и сыне индийского царя Авенира Иоасафе, принявшего крещение и ушедшего вместе со своим учителем от мирской суеты в пещеру ради достижения духовного идеала и величия.
II. ПАМЯТНИКИ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
С появлением письменности, распространением грамотности получила развитие древнерусская литература.
Евангелие – греческое слово, в переводе означает благая весть.
Остромирово Евангелие – одна из древнейших сохранившихся рукописей, созданных на Руси. Эта книга была переписана в 1056 – 1057 годах для новогородского посадника Остромира, поэтому ее называют Остромировым.
Древнерусские летописи / под ред. В. Лебедева; перевод и комментарии В. Панова. – М. ; Ленинград. : ACADEMIA, 1936. – |
«Повесть временных лет» вошла в состав Лаврентьевской летописи, которая получила свое название по имени монаха Лаврентия, переписавшего ее в 1377 году. Летопись вместе с «Повестью временных лет» содержит описание событий, которые произошли в южно-русских княжествах, а затем – во Владимиро-Суздальской Руси. Полный текст «Повести» по Лаврентьевскому списку вы найдете в книге
Се повести временных лет
сост., авторы примечаний
и указателей А.Г. Кузьмин,
В.В. Фомин; вступит. статья
и перевод А.Г. Кузьмина. –
Арзамас : Изд-во АГПИ, 1993. –
383 с. : ил. – Вузовская и
школьная библиотека)
Благодаря Лаврентию мы имеем не только самый древний список «Повести временных лет», но и единственный текст «Поучения Владимира Мономаха детям». «Поучение детям» Владимира Всеволодовича Мономаха обращено не только к детям – наследникам государственной власти, но и ко всем, кто его прочтет. С текстом «Поучения» и его переводом вы сможете познакомиться, перейдя по ссылке.
«Слово о полку Игореве»
Единственный список «Слова» дошел до нас в составе сборника, который хранился в библиотеке Спасо-Ярославского монастыря. Имя автора и точная дата написания «Слова» неизвестна. Большинство исследователей считают, что оно было создано в конце XII века.
Жизнеописание князя Александра Ярославовича, прозванного в народе за победы над щведами и немцами Невским и Храбрым, создано в начале 80-х годов XIII века. Полагают, что автор «Жития» принадлежал к домашним слугам князя Александра, впоследствии он стал монахом. В своих описаниях автор создал образ выдающейся личности, описав три подвига Александра: битву на Неве, ледовое побоище и поездку в орду.
Александр Невский Невская битва.
Миниатюра XIV века
Древнейший (неполный) список «Жития» сохранился в составе Лаврентьевской летописи 1377 года, а полный текст представлен в начале Псковской второй летописи 1486 года, которая находится в Государственном историческом музее в Москве.
Повесть из цикла произведений, посвященных Куликовской битве 8 сентября 1380 года. В этот цикл входят также «Сказание о Мамаевом побоище», некоторые летописные повести и др.
Тексты и переводы данных произведений, а также других памятников литературы, посвященных освобождению Руси от полуторавекового татаро-монгольского ига, можно найти в нашей библиотеке.
вступ. ст., сост. и коммент.
В. Колесова. – М. : Худож. лит.,
(Литература Древней Руси).