парамонова м ю святые правители латинской европы и древней руси

Парамонова м ю святые правители латинской европы и древней руси

Еремин И.П. Лекции и статьи по истории древней русской литературы. 2-е изд., доп. Л., 1987. С. 21, 22.

Ключевский В.О. Древнерусские жития святых как исторический источник. М., 1989. (Репринтн. воспр. изд.: М., 1871.) С. 358.

Лепахин В.В. Иконичная агиография // Слово: Православный образовательный портал (http://www.portal-slovo.ru/art/35902.php7ELEMENT_ >

Поппэ А.В. Земная гибель и небесное торжество Бориса и Глеба // ТОДРЛ. СПб., 2003. Т 54. С. 307-308.

Парамонова М.Ю. Святые правители Латинской Европы и Древней Руси: Сравнительно-исторический анализ Вацлавского и борисоглебского культов. М., 2003. С. 217-218.

Коллингвуд Р.Дж. Идея истории. Автобиография / Пер. и коммент. Ю.А. Асеева; статья М.А. Кисселя. М., 1980. (Серия «Памятники исторической мысли».) С. 237—268.

Парамонова М.Ю. Святые правители Латинской Европы и Древней Руси. С. 218.

О недостоверности ранних летописных дат см., например: Кузьмин А.Г. Хронология начальной летописи // Вестник МГУ. Сер. «История». 1968. № 6. Существуют разные версии, когда в древнерусское летописание была впервые введена хронологическая сетка. М. X. Алешковский, обратив внимание на то, что точные (с указанием дня) даты появляются в летописи только в 1060-х годах, отнес начало ведения по годных записей на Руси к этому времени; см.: Алешковский М.X. К типологии текстов «Повести временных лет» // Источниковедение отечественной истории: Сборник статей. 1975. М., 1978. С. 133—167. В новейшем исследовании С.М. Михеева доказывается, что хронологическая сетка была впервые внесена в летопись книжником — составителем гипотетического свода конца 1070-х — 1080-х годов; см.: Михеев С.М. Кто писал «Повесть временных лет»? М., 2011. (Славяно-германские исследования. Т. 6.) С. 103—104. А.А. Шахматов полагал, что краткие известия в статьях «Повести временных лет» за 1000—1093 годы восходят к некоему княжескому помяннику, который заимствовал эти сведения из надписей на княжеских надгробиях; см.: Шахматов А.А. История русского летописания. СПб., 2002. Т. 1. Повесть временных лет и древнейшие русские летописные своды. Кн. 1. Разыскания о древнейших русских летописных сводах; С. 123—124. Вместе с тем высказываются предположения, что некоторые летописные заметки восходят к летописным записям, которые могли вестись уже в конце X или в начале XI века; см.: Насонов А.Н. История русского летописания XI — начала XVIII века: Очерки и исследования. М., 1969. С. 21—34, 51—52; Гимон Т. В., Гиппиус А.А. Русское летописание в свете типологических параллелей (к постановке проблемы) // Жанры и формы в письменной культуре средневековья. М, 2005. С. 185— 186; Гимон Т.В. Историописание раннесредневековой Англии и Древней Руси: Сравнительное исследование. М., 2012. С. 117—118. Подробный обзор современного состояния проблемы принадлежит известному филологу исследователю летописания А.А. Гиппиусу; см.: Гиппиус А.А. До и после Начального свода: ранняя летописная история Руси как объект текстологической реконструкции // Русь в IX—X веках: Археологическая панорама / Отв. ред. Н.А. Макаров. М.; Вологда, 2012. С. 37—62.

Блок М. Апология истории, или Ремесло историка / Пер. Е. М. Лысенко; прим. и статья А.Я. Гуревича. Изд. 2-е, доп. М, 1986. (Серия «Па мятники исторической мысли».) С. 52.

Повесть временных лет / Подг. текста, пер., статьи и коммент. Д.С. Лихачева / Под ред. В.П. Адриановой-Перетц. Изд. 2-е, испр. и доп. СПб., 1996. С. 172.

БЛДР. СПб., 1997. Т. 1. XI — начало XII века. С. 327, пер. Н.И. Милютенко. «Память и похвала…» — компилятивное произведение, составленное из разновременных частей и в своем окончательном виде сложившееся к рубежу XII—XIII веков, но основу его составляет древнее житие князя — крестителя Руси; см.: Соболевский А.И. Память и похвала князю Владимиру и Сказание о свв. Борисе и Глебе (По поводу статьи г. Левитского) // Христианское чтение. 1890. Т. 202. № 5—6. С. 794 и др., Бугославский С.А. К литературной истории «Памяти и похвалы» князю Владимиру. Л., 1925. [Оттиск из ИОРЯ С.Т. XXIX.] С. 105-141.

В «Памяти и похвале князю Владимиру» Иакова мниха годом вокняжения Владимира в Киеве назван 978-й, причем указан точный день — 11 июня, однако здесь же сказано, что Владимир сел на киевский стол в «осмое лето по смерти отца своего Святослава» (БЛДР Т. 1. С. 326). Святослав погиб на обратном пути из Болгарии от руки печенегов в днепровских порогах весной 972 года. Прибавление к году его смерти восьми лет дает дату вокняжения Владимира в Киеве, отличную от приведенной Иаковом, — 980 год, которым и датирует «Повесть временных лет» вокняжение Владимира в Киеве. Многие исследователи считают верной датой 978 год (см.: Карпов А.Ю. Владимир Святой. М., 1997. (Серия «Жизнь замечательных людей»; вып. 738.) С. 87—88, 97). Все остальные хронологические выкладки «Памяти и похвалы…» (год крещения Владимира, год похода князя на Корсунь и крещения Руси) выглядят — в отличие от летописной даты крещения Владимира и крещения Руси — достоверными. Однако М.Б. Свердлов признает верным год вокняжения, указанный в летописи, — 980-й, а 978 год в «Памяти и похвале…» называет опиской переписчика. В «Памяти и похвале» сказано, что Владимир княжил в Киеве 37 лет, что соответствует времени от 978 года до кончины князя в 1015 году. Но по мнению историка, 37 лет княжения Владимира в «Памяти и похвале…» отсчитываются от 978 года, потому что якобы в этот год новгородский князь, бежавший из своей земли от Ярополка в Скандинавию, вернулся с варяжскими воинами на Русь и начал войну за Киев против Ярополка. См.: Свердлов М.Б. Домонгольская Русь: Князь и княжеская власть на Руси VI — первой трети XIII в. СПб., 2003. С. 244. Но нет никаких данных, позволяющих заключить, что отсчет идет от 978 года как года возвращения Владимира из-за моря.

См.: Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Кн. 1. (Т. 1-2.) М., 1959. С. 170.

Повесть временных лет. С. 242—243.

Иловайский Д.И. Становление Руси. М., 2005. С. 558.

Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества XII—XIII вв. 2-е изд., доп. М., 1993. С. 549.

Мавродин В.В. Охота в Киевской Руси // http://www.varvar.ru/arhiv/ texts/mavrodin 1.html.

Вернадский Г.В. Киевская Русь / Пер. с англ. Е. П. Беренштейна, Б.Л. Губмана, О.В. Строгановой; под ред. Б.А. Николаева. Тверь; М., 1999. С. 116.

См. об этом: Каравашкин А.В. Литературный обычай Древней Руси (XI-XVI вв.). М., 2011. С. 492.

Степенная книга царского родословия по древнейшим спискам: Тексты и комментарии: В 3 т. / Отв. ред. Н.Н. Покровский, Г.Д. Ленхофф. М., 2007. Т. 1. Житие св. княгини Ольги. Степени 1-Х / Подг. под рук. Н.Н. Покровского. С. 233—235; Емченко Е. Б. Стоглав: Исследование и текст. М., 2000. С. 399.

Свердлов М.Б. Домонгольская Русь. С. 240.

Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Кн. 1. С. 170.

См. об этом: Королев А.С. Святослав. С. 39 и др.

Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Кн. 1. С. 169.

Из последних работ на эту тему см.: Толочко А. «История Российская» Василия Татищева: Источники и известия. М.; Киев, 2005. Впрочем, одно из известий Иоакимовской летописи — о насильственном крещении новгородцев воеводами Добрыней и Путятой — нашло археологическое подтверждение; см.: Янин В.Л. Летописные рассказы о крещении новгородцев (о возможном источнике Иоакимовской летописи) // Янин В. Л. Средневековый Новгород: Очерки архитектуры и истории. М., 2004. С. 130—143. А в повествовании Иоакимовской летописи о новгородском правителе Гостомысле, возможно, отразились древние предания скандинавского происхождения, зафиксированные русскими книжниками в XV—XVI веках; см.: Конча С.В. Скандинавские элементы Иоакимовской летописи и вопрос о ее происхождении // Древняя Русь: Вопросы медиевистики. 2012. № 3 (49). С. 98-111.

См.: Королев А. С Святослав. С. 249—257.

Шахматов А.А. История русского летописания. Т. 1. Кн. 1. С. 243— 245, 250—255. Сообщение в Новгородской Первой летописи младшего извода: « Ярополк же княжа в Киеве, и воевода бе (был. — А. Р.) у не го Блуд»: ПСРЛ. М., 2000. Т. 3. Новгородская Первая летопись старшего и младшего изводов. С. 124.

Повесть временных лет. С. 27 (оригинал), 164 (пер. Д.С. Лихачева).

Шахматов А.А. История русского летописания. Т. 1. Кн. 1. С. 234— 257.

Там же. Развитие идеи А.А. Шахматова принадлежит А.Н. Насонову и А.Г. Кузьмину; см.: Насонов А.Н. История русского летописания XI — начала XVIII в. С. 44; Кузьмин А.Г. Начальные этапы древнерусского летописания. М., 1977. С. 335—336.

Греков Б.Д. Киевская Русь. М., 2004. С. 379—380.

Свердлов М.Б. Домонгольская Русь. С. 173.

Вернадский Г.В. Киевская Русь. С. 208.

Королев Л.С. Святослав. С. 47, 50.

Греков Б. Киевская Русь. С. 562.

Назаренко А.В. Древняя Русь на международных путях. С. 368.

Свердлов М.Б. Домонгольская Русь. С. 250—253.

Назаренко А.В. Древняя Русь на международных путях. С. 370.

См.: Королев А.С. Святослав. С. 39.

Свердлов М.Б. Домонгольская Русь. С. 242.

БЛДР. Т 1. С. 339, пер. Л.А. Дмитриева.

Топоров В. Н Святость и святые в русской духовной культуре. М., 1995. Т. 1. Начало христианства на Руси. С. 495—496.

Об этом свидетельствует «Память и похвала князю русскому Владимиру» Иакова мниха. (Рассказ «Повести временных лет» о крещении князя в Корсуне-Херсонесе в 988 году полон противоречий и потому представляется малодостоверным.) Херсонес русский князь, вероятно, осаждал, будучи уже крещенным. См. работы, в которых обосновывается версия крещения Владимира на Руси в 987 году: Пресняков А.Е. Княжое право в Древней Руси… С. 346—347; Карпов А.Ю. Владимир Святой. С. 174—250; Свердлов М.Б. Домонгольская Русь. С. 277—279. В двух последних работах приведена литература вопроса и содержится обстоятельный обзор разных версий крещения Владимира. Некоторые исследователи считают, что Владимир принял в Киеве в 987 году или около этого времени так называемое предварительное крещение (primo signatio, то есть собственно оглашение), а крестился уже в Херсонесе после капитуляции города перед русскими войсками в 989 году. См.: Арранц Мигель, о. О крещении князя Владимира // Тысячелетие введения христианства на Руси. 988—1988. [М.], 1993. С. 62; Петрухин В.Я. Христианство на Руси во второй половине X — первой половине XI в. // Христианство в странах Восточной, Юго-Восточной и Центральной Европы на пороге второго тысячелетия / Отв. ред. Б.Н. Флоря. М., 2002. С. 77. О противоречиях в летописной версии крещения Владимира см.: Шахматов А.А. Корсунская легенда о крещении Владимира // Шахматов А.А. История русского летописания. СПб., 2003. Т. 1. Кн. 2. С. 305—379; ср.: Там же. Т. 1. Кн. 1. С. 31—40; см. также об истории создания летописного повествования о крещении Владимира: он же. Один из источников летописного сказания о крещении Владимира // Там же. Т. 1. Кн. 2. С. 296—304.

Польский историк А. Поппэ предположил, что мать Владимира Ма-луша, ключница княгини Ольги, должна была креститься под влиянием госпожи и что сам Владимир, хотя и не был крещен, воспитывался матерью в христианском духе (Рорре A. Vladimir, prince Chretien // Le origini e lo sviluppo della christianita slavo-bizantina. Roma, 1992. P. 51—52). Для та кой догадки нет никаких оснований. «Повесть временных лет» свидетельствует, что до крещения Руси, сразу после вокняжения в Киеве, князь провел реформу, направленную на укрепление и систематизацию языческих верований, воздвигнув возле княжеского дворца идолы Перуна, Хорса, Дажьбога, Стрибога, Симаргла и Мокоши — богов не только славянского, но и иранского, а также, возможно, финно-угорского происхождения (см.: Повесть временных лет. С. 37). При Владимире, по свидетельству летописи, в Киеве совершались человеческие жертвоприношения. Согласно житию отца и сына мучеников-варягов, человеческое жертвоприношение, для которого по жребию был избран варяг-сын, готовилось в благодарность за успешный поход Владимира против балтийского племени ятвягов, родственного литовцам. Летопись об этом обстоятельстве прямо не сообщает. См.: Лосева О.В. Жития русских святых в составе древнерусских Прологов XII — первой трети XV веков. М., 2009. С. 226; ср.: Повесть временных лет. С. 38—39. О Владимире как язычнике см.: Свердлов М.Б. Домонгольская Русь. С. 272—273, здесь же — литература вопроса.

Филист Г.М. История «преступлений» Святополка Окаянного. Минск, 1990.

Свердлов М.Б. Домонгольская Русь. С. 325.

Сотникова М.Я. Древнейшие русские монеты X—XI вв.: Каталог и исследование. СПб., 1995. С. 196—205.

Источник

Парамонова м ю святые правители латинской европы и древней руси

В категоричной форме эту мысль впервые высказал Г.П. Федотов в 1931 году: «Подвиг непротивления есть национальный русский подвиг, подлинное религиозное открытие новокрещеного русского народа». — Федотов Г.П. Святые Древней Руси. М., 1990. С. 49.

Нельзя, впрочем, согласиться с В.Я. Петрухиным, обнаруживающим в известии под 1169 годом о чудесном избавлении Михалка фразеологизм — библеизм «Бог отца его» (ср.: Быт. 49: 25, Исх. 3: 6 и др.). Притяжательное местоимение «его» и существительное «отец» в летописи относятся к выражению «молитва отца его», а не к слову «Бог».

Так, в далекие праисторические времена, чтобы умилостивить богов и прекратить неурожай, по решению вождей был заколот на алтаре полумифический конунг Домальди; а норвежский ярл Хакон Могучий, живший в X веке, незадолго до крещения страны, принес своего сына в жертву, желая тем самым обеспечить победу в сражении. См.: Снорри Стурлусон. Круг Земной. С. 18, 125.

Летописная дата 6726 должна в данном случае переводиться на современное летоисчисление как 1217, а не 1218.

В.И. Лесючевский полагал, что братья первоначально почитались именно как целители, а не как покровители русского воинства, однако свидетельства об их ранних чудесах говорят скорее о том, что это не так. Ср.: Поппэ А.В. О роли иконографических изображений в изучении литературных произведений о Борисе и Глебе // ТОДРЛ. М.; Л., 1966. Т. 22. С. 24—45; Парамонова М.Ю. Святые правители Латинской Европы и Древней Руси. С. 238—241.

Дата приводится только в «Повести временных лет».

Дата приводится только в «Повести временных лет».

«Повесть временных лет» относит эти события к 980 году.

«Повесть временных лет» указывает 988/989 год.

«Повесть временных лет» указывает 988/989 год.

В «Повести временных лет» и других древнерусских источниках эти события не отражены.

В «Повести временных лет» и других древнерусских источниках эти события не отражены.

Другие гипотетические даты: 1020, 1026 годы, перед 1039 годом.

«Повесть временных лет» (в Лаврентьевском списке и др.) указывает дату 2 мая, но она признается неверной.

Ссылки

Еремин И.П. Лекции и статьи по истории древней русской литературы. 2-е изд., доп. Л., 1987. С. 21, 22.

Ключевский В.О. Древнерусские жития святых как исторический источник. М., 1989. (Репринтн. воспр. изд.: М., 1871.) С. 358.

Лепахин В.В. Иконичная агиография // Слово: Православный образовательный портал (http://www.portal-slovo.ru/art/35902.php7ELEMENT_ > (обратно)

Поппэ А.В. Земная гибель и небесное торжество Бориса и Глеба // ТОДРЛ. СПб., 2003. Т 54. С. 307-308.

Парамонова М.Ю. Святые правители Латинской Европы и Древней Руси: Сравнительно-исторический анализ Вацлавского и борисоглебского культов. М., 2003. С. 217-218.

Коллингвуд Р.Дж. Идея истории. Автобиография / Пер. и коммент. Ю.А. Асеева; статья М.А. Кисселя. М., 1980. (Серия «Памятники исторической мысли».) С. 237—268.

Парамонова М.Ю. Святые правители Латинской Европы и Древней Руси. С. 218.

О недостоверности ранних летописных дат см., например: Кузьмин А.Г. Хронология начальной летописи // Вестник МГУ. Сер. «История». 1968. № 6. Существуют разные версии, когда в древнерусское летописание была впервые введена хронологическая сетка. М. X. Алешковский, обратив внимание на то, что точные (с указанием дня) даты появляются в летописи только в 1060-х годах, отнес начало ведения по годных записей на Руси к этому времени; см.: Алешковский М.X. К типологии текстов «Повести временных лет» // Источниковедение отечественной истории: Сборник статей. 1975. М., 1978. С. 133—167. В новейшем исследовании С.М. Михеева доказывается, что хронологическая сетка была впервые внесена в летопись книжником — составителем гипотетического свода конца 1070-х — 1080-х годов; см.: Михеев С.М. Кто писал «Повесть временных лет»? М., 2011. (Славяно-германские исследования. Т. 6.) С. 103—104. А.А. Шахматов полагал, что краткие известия в статьях «Повести временных лет» за 1000—1093 годы восходят к некоему княжескому помяннику, который заимствовал эти сведения из надписей на княжеских надгробиях; см.: Шахматов А.А. История русского летописания. СПб., 2002. Т. 1. Повесть временных лет и древнейшие русские летописные своды. Кн. 1. Разыскания о древнейших русских летописных сводах; С. 123—124. Вместе с тем высказываются предположения, что некоторые летописные заметки восходят к летописным записям, которые могли вестись уже в конце X или в начале XI века; см.: Насонов А.Н. История русского летописания XI — начала XVIII века: Очерки и исследования. М., 1969. С. 21—34, 51—52; Гимон Т. В., Гиппиус А.А. Русское летописание в свете типологических параллелей (к постановке проблемы) // Жанры и формы в письменной культуре средневековья. М, 2005. С. 185— 186; Гимон Т.В. Историописание раннесредневековой Англии и Древней Руси: Сравнительное исследование. М., 2012. С. 117—118. Подробный обзор современного состояния проблемы принадлежит известному филологу исследователю летописания А.А. Гиппиусу; см.: Гиппиус А.А. До и после Начального свода: ранняя летописная история Руси как объект текстологической реконструкции // Русь в IX—X веках: Археологическая панорама / Отв. ред. Н.А. Макаров. М.; Вологда, 2012. С. 37—62.

Блок М. Апология истории, или Ремесло историка / Пер. Е. М. Лысенко; прим. и статья А.Я. Гуревича. Изд. 2-е, доп. М, 1986. (Серия «Па мятники исторической мысли».) С. 52.

Повесть временных лет / Подг. текста, пер., статьи и коммент. Д.С. Лихачева / Под ред. В.П. Адриановой-Перетц. Изд. 2-е, испр. и доп. СПб., 1996. С. 172.

Источник

ЛитЛайф

Жанры

Авторы

Книги

Серии

Форум

Ранчин Андрей Михайлович

Книга «Вертоград Златословный»

Оглавление

Читать

Помогите нам сделать Литлайф лучше

Орлов 1992 — Орлов М. А. История сношений человека с дьяволом // Амфитеатров А. В. Дьявол. Орлов М. А. История сношений человека с дьяволом. М., 1992.

От Нестора до Фонвизина 1994 — От Нестора до Фонвизина: Новые методы определения авторства / Под ред. чл. — корр. РАН Л. B. Милова. М., 1994.

Охотникова 1986 — Охотникова В. И. Повесть о Довмонте: Исследование и тексты. Л., 1986.

Палея 1892 — Палея Толковая по списку, сделанному в г. Коломне. Труд учеников Н. С. Тихонравова. М., 1892.

Памятники Куликовского цикла 1998 — Памятники Куликовского цикла. СПб., 1998.

Памятники 1862 — Памятники старинной русской литературы, издаваемые графом Григорием Кушелевым-Безбородко. СПб., 1862. Вып. 4.

Панченко 1976 — Панченко А. М. Юродство как зрелище. Юродство как общественный протест //Лихачев Д. С., Панченко А. М. «Смеховой мир» Древней Руси. Л., 1976.

Панченко 1979 — Панченко А. М. Аввакум как поэт // Известия АН СССР. Отделение литературы и языка. 1979. Т. 38. Вып. 4.

Панченко 1982 — Панченко А. М. Аввакум как новатор // Русская литература. 1982. № 4.

Панченко 1984 — Панченко А. М. Русская культура в канун петровских реформ. М., 1984.

Панченко, Успенский 1983 — Панченко А. М., Успенский Б. А. Иван Грозный и Петр Великий: концепции первого монарха // ТОДРЛ. Л., 1983. Т. 37.

Паралипоменон Зонары 1847 — Паралипоменон Зонары // ЧОИДР. 1847. № 1.

Парамонова 2001а — Парамонова М. Ю. Семейный конфликт и братоубийство в вацлавской агиографии: две агиографические модели святости и мученичества правителя // Одиссей: Человек в истории. 2001. М., 2001.

Парамонова 2001б — Парамонова М. Ю. Правители и святые: культ святого в контексте оттоновской политики в Центральной Европе // Власть, право, религия: Взаимосвязь светского и сакрального в средневековом мире. М., 2001.

Парамонова 2003 — Парамонова М. Ю. Святые правители Латинской Европы и Древней Руси: сравнительно-исторический анализ вацлавского и борисоглебского культов. М., 2003.

Патерик 1911 — Патерик Киево-Печерского монастыря. СПб., 1911.

ПВЛ 1996 — Повесть временных лет / Подг. текста, перевод, статьи и комментарии Д. С. Лихачева / Под ред. В. П. Адриановой-Перетц. Изд. 2-е, испр. и доп. СПб., 1996 (серия «Литературные памятники»).

Пентковский 2001 — Пентковский А. М. Типикон патриарха Алексия Студита в Византии и на Руси. М., 2001.

Перетц 1926а — Перетц В. Н. К изучению «Слова о полку Игореве». Л., 1926.

Перетц 1926б — Перетц В. Слово о полку Игоревiм: Пам’ятка феодальноï Украïнi — Руси XII вiку. Киïв, 1926.

Петрухин 1998а — Петрухин В. Я. Город и сакральное пространство: библейский миф в начальном русском летописании // Сакральная топография русского средневекового города. [Известия Института христианской культуры Средневековья. Т. 1]. М., 1998.

Петрухин 1998б — Петрухин В. Я. К дохристианским истокам древнерусского княжеского культа // Πολυτροπον: К 70-летию В. Н. Топорова. М.,1998.

Петрухин 1998в — Петрухин В. Я. К проблеме композиции Начальной русской летописи // Восточная Европа в древности и средневековье: X Чтения к 80-летию В. Т. Пашуто: Материалы и исследования. М., 1998. С. 91–95.

Петрухин 1999 — Петрухин В. Я. «Начало Русской земли» в начальном летописании // Восточная Европа в исторической ретроспективе: К 80-летию B. Т. Пашуто. М., 1999.

Петрухин 2000а — Петрухин В. Я. Владимир Святой и Соломон Премудрый: грехи и добродетели в древнерусской традиции // Концепт греха в славянской и еврейской культурной традиции. М., 2000.

Петрухин 2000б — Петрухин В. Я. Древняя Русь. Народ. Князья. Религия // Из истории русской культуры. М., 2000. Т. I (Древняя Русь).

Петрухин 2002 — Петрухин В. Я. Христианство на Руси во второй половине X — первой половине XI в. // Христианство в странах Восточной, Юго-Восточной и Центральной Европы на пороге второго тысячелетия. М., 2002.

Петрухин 2003 — Петрухин В. Я. История славян и Руси в контексте библейской традиции: миф и история в «Повести временных лет» // Древнейшие государства Восточной Европы. М., 2003.

Петрухин 2005 — Петрухин В. Я. Русь и Хазария: к оценке исторических взаимосвязей // Хазары. Khazars. Иерусалим; М., 2005. (Евреи и славяне. Т. 16. Jews and Slavs. Vol. 16).

Петрухин 2006 — Петрухин В. Я. Иеротопия русской земли и начальное летописание // Иеротопия: Создание сакральных пространств в Византии и Древней Руси / Ред. — сост. А. М. Лидов. М., 2006.

Петрухин 2006а — Петрухин В. Я. Как начиналась Начальная летопись? // ТОДРЛ. СПб., 2006. Т. 57.

Петрухин, Раевский 1998 — Петрухин В. Я., Раевский Д. С. Очерки истории народов России в древности и раннем Средневековье. М., 1998.

Пигин 2006 — Пигин А. В. Видения потустороннего мира в русской рукописной книжности. СПб., 2006.

Пиккио 1997 — Пиккио Р. «Слово о полку Игореве» как памятник религиозной литературы Древней Руси // ТОДРЛ. СПб, 1997. Т. 50.

Пиккио 2003 — Пиккио P. Slavia Orthodoxa: Литература и язык. М., 2003.

Платонов 1919 — Платонов С. Ф. Летописный рассказ о крещении княгини Ольги в Царьграде (Посвящается А. Л. Бертье-Делагарду) // Исторический вестник. 1919. Кн.1.

ПЛДР XI–XII 1978 — ПЛДР: Начало русской литературы: XI — начало XII века. М., 1978.

ПЛДР XII 1980 — ПЛДР: XII век. М., 1980.

ПЛДР XIII 1981 — ПЛДР: XIII век. М., 1981.

ПЛДР XIV–XV 1981 — ПЛДР: XIV — первая половина XV века. М., 1981.

ПЛДР XV 1982 — ПЛДР: Вторая половина XV века. М., 1982.

ПЛДР XV–VI 1984 — ПЛДР: Конец XV — первая половина XVI века. М., 1984.

ПЛДР XVI 1985 ПЛДР: Середина XVI века. М., 1985.

ПЛДР XVI 1986 — ПЛДР: Вторая половина XVI века. М., 1986.

ПЛДР XVI–XVII 1987 — ПЛДР: Конец XVI — начало XVII века. М., 1987.

ПЛДР XVII 1988 — ПЛДР: XVII век. Кн. 1. М., 1988.

ПЛДР XVII 1989 — ПЛДР: XVII век. Кн. 2. М., 1989.

ПЛДР XVII 1994 — ПЛДР: XVII век. Кн. 3. М., 1994.

Плюснина 2006 — Плюснина Н. В. «Повесть об убиении Андрея Боголюбского» и древнечешская агиографическая традиция // Сравнительное и общее литературоведение. М., 2006. Вып. 1. Сборник статей молодых ученых / Отв. ред. Л. В. Чернец.

Плюханова 1988а — Плюханова М. Б. О некоторых чертах личностного сознания в России XVII в. // Художественный язык Средневековья. М., 1982. Плюханова М. Б. Казань и Царьград. О монтаже источников в «Казанской истории» // Монтаж: Литература. Искусство. Театр. Кино. М., 1988.

Плюханова 1988б — Плюханова М. Житие Епифания в свете проблем жанра и традиции // Gattung und Genologie der slavisch-orthodoxen Literaturen des Mittelalters. Dritte Berliner Fachtagung 1988. (Veröffentlichungen der Abteilung fûr slavische Sprachen und Literaturen des Osteuropa-Institut (Slavisches Seminar) an der Freien Universität. Berlin. Bd. 73.

Плюханова 1989 — Плюханова М. Б. Предисловие // Пустозерская проза: Протопоп Аввакум. Инок Епифаний. Поп Лазарь. Дьякон Федор. М., 1989.

Плюханова 1993 — Плюханова М. Б. Житие Петра и Февронии Муромских в культурно-историческом контексте эпохи Митрополита Макария //AION Slavistica (Annali dell’ Istituto Universitario de Napoli). 1. Napoli, 1993.

Плюханова 1994 — Плюханова М. Б. Баснословие в русской исторической словесности московского периода // Structure and Tradition in Russian Society: Papers from an International Conference on the Occasion of the Seventieth Birthday of Yuri Mikhailovich Lotman. Russian Culture: Structure and Tradition. 2–6 July 1992 Keele University, United Kingdom / Ed. by R. Reid, J. Andrew and V. Plukhina Helsinki, 1994. (Slavica Helsingiensia Vol. 14).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *