парфюмер история одного убийцы 2 часть дата выхода
Парфюмер. История одного убийцы
Парфюмер. История одного убийцы
Парфюмер. История одного убийцы. | |
---|---|
нем. Das Parfum. Die Geschichte eines Mörders. ‘ | |
Автор: | Патрик Зюскинд |
Жанр: | драма/Притча |
Язык оригинала: | Немецкий |
Оригинал издан: | 1985 |
Переводчик: | Э. В. Венгерова |
ISBN 5-91181-070-0 |
Впервые роман был напечатан в Швейцарии в 1985 году. На сегодняшний день он признан самым знаменитым романом, написанным на немецком языке со времен Ремарка, и выдержал множество изданий общим тиражом более 12 миллионов экземпляров. Книга переведена на 42 языка, включая латынь.
Впервые на русском языке роман был опубликован в восьмом номере журнала «Иностранная литература» в 1991 году, в переводе Э. В. Венгеровой.
Содержание
Персонажи
Время
Действие романа происходит во Франции середины XVIII века, в Эпоху Просвещения.
Приём, который использует автор в «Парфюмере» – принцип псевдо-историзма. Он будто бы убеждает читателя, что описанное действительно когда-то происходило, сообщая событиям романа хронологическую точность. Текст насыщен датами. Так, между двумя датами проходит вся жизнь героя.
Он рождается 17 июля 1738 года и умирает 25 июня 1767 года. Хотя позже автор отметит, что день смерти Гренуя пришёлся на день его рождения.
В воображении Гренуя, помеченные датами, словно бутылки выдержанного вина, хранятся ароматы, которые он ощущал: «бокал аромата 1752 года», «бутыль 1744 года».
Место действия
Тот же эффект кажущейся реальности автор использует, описывая места, где происходит действие.
Также подробно описаны лавка и дом парфюмера Бальдини на Мосту менял, и прогулки Бальдини к Новому мосту.
Сюжет
В Париже, у смердящей рыбной лавки, рядом с Кладбищем невинных появляется на свет Жан-Батист Гренуй.
Чтобы научиться этому ремеслу он нанимается в ученики к мэтру Бальдини, сделав для него замечательные духи, хотя и без всяких правил. У Бальдини он учится языку формул и тому, как «отнимать» у цветов их запах. Все формулы ароматов, изобретённые Гренуем, Бальдини присваивает себе. Героя ждёт разочарование – далеко не каждый запах можно заключить в стеклянный флакон как цветочные духи. Гренуй так несчастен, что даже заболевает и приходит в себя лишь тогда, когда узнает от мэтра что существуют другие средства получать запахи из каких-либо тел.
Теперь цель героя – город Грас, парфюмеры которого владеют этими секретами. Но по дороге туда Гренуй попадает в необитаемую пещеру, где наслаждается одиночеством несколько лет. Случайно его посещает ужасная догадка – сам он никак не пахнет. Ему необходимы такие духи, чтобы люди перестали сторониться его и приняли за обычного человека. Из своего убежища Гренуй попадает под покровительство маркиза Тайад-Эспинасса, приверженца «Флюидальной теории», следуя которой, тот, по собственному мнению, из пещерного зверя вновь сделал Гренуя человеком. Но в действительности это произошло благодаря хорошему мылу и духам, которые Гренуй создал из кошачьих экскрементов и куска сыра.
Гренуй свободен, он уходит из города. Теперь он знает силу своей власти – благодаря духам, он может стать богом, если захочет. Но он понимает, что среди слепо поклоняющихся ему, не будет ни одного человека, который сможет оценить настоящую красоту его аромата. Он возвращается в Париж и направляется к Кладбищу невинных – месту, где появился на свет. Здесь у костра собрались воры и бродяги. Гренуй с головы до ног опрыскивает себя духами, и люди, ослеплённые влечением к нему, разрывают его на части.
Экранизация
С момента выхода романа в свет, автор отказал нескольким режиссёрам в разрешении на кинопостановку, и уступил только своему другу продюсеру Бернду Айхингеру, которому в свое время удалось блестяще перенести на экран признанный абсолютно «неэкранизируемым» роман Умберто Эко «Имя Розы». Фильм Парфюмер: История одного убийцы режиссёра Тома Тыквера вышел в прокат в 2006 году.
Парфюмер. История одного убийцы (роман)
Парфюмер. История одного убийцы. | |||||||||||
нем. Das Parfum. Die Geschichte eines Mörders. | |||||||||||
Романы | Парфюмер (1985) |
---|---|
Новеллы | Голубка (1987) · Повесть о господине Зоммере (1991) |
Рассказы и очерки | Тяга к глубине (1995) · Сражение · Завещание мэтра Мюссара · О поисках любви (2006) |
Драма | Контрабас (1981) |
Сценарии | Обыкновенное безумия (1979) · Monaco Franze (1981–1983) · Kir Royal (Fernsehserie) (1985) · Россини, или Убийственный вопрос, кто с кем спал (1997) · Поиски любви (2005) · |
Полезное
Смотреть что такое «Парфюмер. История одного убийцы (роман)» в других словарях:
Парфюмер: История одного убийцы — У этого термина существуют и другие значения, см. Парфюмер (значения). Парфюмер. История одного убийцы (роман) Парфюмер: История одного убийцы (фильм) … Википедия
Парфюмер. История одного убийцы — Парфюмер. История одного убийцы. нем. Das Parfum. Die Geschichte eines Mörders. Автор: Патрик Зюскинд Жанр: драма/Притча Язык оригинала: Немецкий Оригинал издан … Википедия
Парфюмер – История убийцы — Парфюмер: История одного убийцы Das Parfum Die Geschichte eines Mörders Жанр триллер, драма Режиссёр Том Тыквер Продюсер … Википедия
Парфюмер – История убийцы (фильм) — Парфюмер: История одного убийцы Das Parfum Die Geschichte eines Mörders Жанр триллер, драма Режиссёр Том Тыквер Продюсер … Википедия
Парфюмер (значения) — Парфюмер: Парфюмер человек, занимающийся составлением запахов и/или продажей парфюмерии. «Парфюмер. История одного убийцы» роман Патрика Зюскинда «Парфюмер: История одного убийцы» экранизация одноимённого романа «Парфюмер» спектакль по мотивам… … Википедия
Парфюмер (фильм) — Парфюмер: История одного убийцы Das Parfum Die Geschichte eines Mörders Жанр триллер, драма Режиссёр Том Тыквер Продюсер … Википедия
Всемирная премия фэнтези за лучший роман — (англ. World Fantasy Award for Best Novel) ежегодно вручается с 1975 года на «Всемирном конвенте фэнтези» за произведения, написанные в жанре фэнтези и опубликованные на английском языке в предыдущем календарном году. Номинироваться могут… … Википедия
Зюскинд, Патрик — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Зюскинд. Патрик Зюскинд Patrick Süskind Дата рождения: 26 марта 1949(1949 03 26) (63 года) Место рождения: Амбах … Википедия
Парфюмер. История одного убийцы
Перейти к аудиокниге
Посоветуйте книгу друзьям! Друзьям – скидка 10%, вам – рубли
Эта и ещё 2 книги за 299 ₽
Так начался странный и страшный путь великого парфюмера Жана-Батиста Гренуя. Он не был похож на остальных сверстников, мог погибнуть в сиротском доме, сгинуть на кожевенном производстве, остаться рабом прославленного и влиятельного парфюмера. Но ему была уготована иная судьба.
Жан-Батист Гренуй стал убийцей. Таких не было, пожалуй, ни до, ни после него. Удивительный дар повелевать ароматами, раскладывать их на составляющие и комбинировать новые, невиданные доселе сочетания, превратился для Гренуя в смысл жизни. Он понял, как создать самый утонченный, самый изысканный, чарующий, пленяющий и подчиняющий парфюм. Нужно было лишь собрать его ингредиенты. За некоторыми придется охотиться по всей стране. Из-за других – рискнуть жизнью. И заплатить страшную цену за маленький всесильный пузырек.
Блистательный и загадочный «Парфюмер» Патрика Зюскинда был впервые напечатан в Швейцарии в 1985 году. Сегодня он признан самым знаменитым романом, написанным на немецком языке со времен «На Западном фронте без перемен» Ремарка, издан общим тиражом более 12 миллионов экземпляров, переведен на 47 языков, включая латынь, и, наконец, экранизирован. Фильм, вышедший в мировой прокат в 2006 году, имел огромный успех, а его создатели получили шесть наград Германской киноакадемии. Сегодня победное шествие Жан-Батиста Гренуя – великолепного всепобеждающего монстра – продолжается. Несомненно, этот захватывающий романтический детектив, уже ставший классикой, еще долго будет будоражить, притягивать и интриговать читателей самых разных пристрастий и вкусов.
Патрик Зюскинд «Парфюмер. История одного убийцы»
История романа
Впервые опубликованная швейцарским Домом Книги еще в 85-ом году – по сегодняшний день «Парфюмер: История одного убийцы» остаётся наиболее популярным произведением, написанным на немецком языке. Книга выдержала многосменные публикации, общий тираж «Парфюмера» превышает количество двенадцать(!) миллионов в общем подсчете тиража, и также его могут прочитать на сорока пяти различных языках мира. Русскоязычный читатель впервые услышал имя Зюскинда после публикации романа в журнале «Иностранная литература» (известный многим как «Иностранка») в 1991 году, в переводе отечественного филолога и лингвиста Эллы Венгеровой. На сегодняшний день «Парфюмер» остаётся, пожалуй, самым знаменитым произведением в творчестве Патрика Зюскинда, и если рассматривать текст в рамках всей литературной истории – нет более популярного произведения так ярко и подробно описывающего тонкое искусство парфюмера. Стоит заметить, что практически одновременно с датой выхода «Парфюмера» был опубликован роман, не уступающий своими литературными достоинствами – роман Николая Фробениуса «Каталог Латура», однако произведение осталось «в тени» славы «Парфюмера». Хотя истоки оба этих произведения берут ещё с начала «литературного бума» французской словесности – периода начала Великой французской революции (1789 – 1799 гг.), когда «свобода, равенство и братство» породили своеобразное литературное и философское направление, именовавшее не иначе как «либертинаж» (от франц. Liberte – свобода). Провозвестником и «идолом» данного литературного направления был известный Маркиз де Сад, которого многие современные читатели знают по биографическим фактам даже более, чем по литературному наследию (а это и знаменитые романы «120 дней Садома», «Жюстина», «Философия в будуаре» и т.д.). Собственно от имени де Сада последующие психологи XX века выявили термин «садизм», который разве что отчасти соответствует тем моральным и этическим принципам, что исповедовал сам автор.
Парфюмер
“Парфюмер” – книга Патрика Зюскинда, по которой сняли крутой фильм. Сама книга не менее интересна. Для тех, кому лень читать, ловите видеоотзыв о романе:
Впервые роман был напечатан в Швейцарии в 1985 году. На сегодняшний день он признан самым знаменитым романом, написанным на немецком языке со времен Ремарка и выдержал множество изданий общим тиражом более 12 миллионов экземпляров. Книга переведена на 45 языков, включая латынь.
Герои и жертвы Парфюмера:
1. Жан-Батист Гренуй — протагонист, у него невероятно тонкое и сильное обоняние наряду с полным отсутствием собственного запаха.
2. Мать Гренуя — обвинена в детоубийстве.
3. Жанна Бюсси — простодушная кормилица.
4. Отец Террье — знаток церковной догматики.
5. Мадам Гайар — хозяйка приюта. Относится к детям только как к способу заработка.
6. Грималь — кожевник. Очень грубый и жестокий человек
7. Девушка с улицы Марэ — первая жертва Гренуя.
8. Джузеппе Бальдини — парижский парфюмер. Не обладая никакими творческими талантами в парфюмерии, имеет огромные знания в самой технологии производства и сохранении ароматов.
9. Шенье — подмастерье Бальдини.
10. Пелисье — конкурент Бальдини, самый популярный парфюмер. Только упоминается, лично не появляется.
11. Маркиз де ла Тайад-Эспинасс — эксцентричный создатель «флюидальной теории».
12. Мадам Арнульфи — вдова парфюмера из Грасса.
13. Доминик Дрюо — мастер-парфюмер из Грасса и любовник Мадам Арнульфи.
14. Антуан Риши — Второй Консул Грасса, проницательный человек.
15. Лаура Риши — его дочь, рыжеволосая красавица. Последняя жертва Гренуя.
Краткое содержание романа “Парфюмер” из Википедии
Часть первая В Париже, у смердящей рыбной лавки, рядом с Кладбищем невинных появляется на свет Жан-Батист Гренуй. Его мать хочет избавиться от нежеланного ребёнка, но замысел раскрывается. Её обвиняют в детоубийстве и казнят, а младенца передают на попечение монастыря и назначают ему кормилицу. Женщина отказывается ухаживать за ребёнком, потому что, по её словам, он «не пахнет, как другие дети» и одержим дьяволом. Священник, отец Террье, отстаивает права младенца, но испугавшись, что тот «бесстыдно его обнюхивает», устраивает Гренуя подальше от своего прихода — в приют мадам Гайяр.
Здесь ребёнок живет до восьми лет. Другие дети сторонятся его, считая слабоумным, к тому же он некрасив и увечен. Но за Гренуем замечаются поразительные поступки: благодаря скрытым способностям, он не боится ходить в темноте, умеет предсказывать дождь. Никто не догадывается, что Гренуй — уникум, человек, обладающий острейшим обонянием, которое может улавливать даже запахи, которым нет названия. Когда Гренуй, благодаря своему носу, находит спрятанные хозяйкой приюта деньги, она решает избавиться от него и передает в чернорабочие кожевнику.
Гренуй работает в тяжелых условиях, перенося побои и болезни, единственная отрада для него — изучение новых запахов. И духи, и помойная вонь одинаково ему интересны. Однажды на улице он чувствует необыкновенное благоухание, его источник — юная девушка, которая пахнет как «сама красота». Гренуй, желая завладеть ароматом, душит девушку, наслаждается её запахом и скрывается незамеченным. Совесть не мучает его, наоборот, он счастлив, что обладал самым драгоценным ароматом в мире. После этого случая Гренуй понимает, что узнал о запахах всё, и его призвание — быть их творцом, великим парфюмером.
Чтобы научиться этому ремеслу, он нанимается в ученики к мэтру Бальдини, сделав для него замечательные духи вне всяких правил. У Бальдини он учится языку формул и тому, как «отнимать» у цветов их запах, используя сублимацию. Все формулы ароматов, изобретённые Гренуем, Бальдини присваивает себе. Героя ждёт разочарование — далеко не каждый запах можно заключить в стеклянный флакон, как цветочные духи. Гренуй так несчастен, что даже заболевает и приходит в себя лишь тогда, когда узнает от мэтра, что существуют другие способы получать запахи из различных тел. Передав тщеславному Бальдини все известные ему формулы духов и получив за это патент подмастерья, Гренуй покидает его. Вскоре после этого Бальдини трагически погибает при обрушении в Сену моста Менял, на котором располагался его дом.
Часть вторая Теперь цель героя — город Грасс, парфюмеры которого владеют другими секретами мастерства. Но по дороге Гренуй попадает в необитаемую пещеру, где наслаждается одиночеством несколько лет. Случайно его посещает ужасная догадка: сам он никак не пахнет. Ему необходимы такие духи, чтобы люди перестали сторониться его и приняли за обычного человека. Из своего убежища Гренуй попадает под покровительство маркиза Тайад-Эспинасса, приверженца «флюидальной теории», следуя которой, тот, по собственному мнению, из пещерного зверя вновь сделал Гренуя человеком. Но в действительности это произошло благодаря хорошему мылу и духам, которые Гренуй создал из кошачьих экскрементов и куска сыра.
Часть третья Жан-Батист покидает маркиза и добирается до Грасса, где поступает в подмастерья к мадам Арнульфи, вдове парфюмера. Здесь он учится самым тонким способам овладения запахами. Неожиданно рядом с чьим-то садом он снова чувствует аромат, ещё более роскошный, чем аромат когда-то задушенной им девушки. Это запах юной Лауры Риши, которая играет в саду, и Гренуй решает, что нашел вершину его будущих духов — его главного творения в жизни: аромата абсолютной красоты, внушающего каждому вдохнувшему чувство истинной любви. В течение двух лет он постигает науку сбора запахов и убеждается, что аромат кожи и волос красивой женщины лучше всего принимает ткань, обработанная лишенным запахов жиром. Но поскольку Гренуй в глазах окружающих представляет собой грязного, невоспитанного, полусумасшедшего бродягу, он не может получить запах иным образом, кроме как убив его носительницу. В городе начинается волна странных убийств — их жертвами становятся юные девушки. Они принадлежат разным слоям общества, и установлено, что они не подвергались сексуальному насилию — связи между убитыми нет никакой, на то, что это дело рук одного убийцы, указывает лишь то, что все жертвы были красивы подлинной красотой только что сформировавшейся женщины, и то, что все они были найдены обнаженными и обритыми налысо. Убийца — Гренуй, но он действует так осторожно, умело пользуясь своей незаметностью, что никто не может заподозрить в нем убийцу. И Гренуй продолжает свою страшную и гениальную работу по сбору нот для его будущих духов.
Риши решает помешать этому. Он тайно увозит Лауру из города и прячется вместе с ней на отдалённом островке. Одного лишь он не учёл: убийца находит своих жертв по аромату, и все предосторожности, которыми он обставил их с дочерью бегство из города, были бессильны против главного: стоит Лауре исчезнуть, как исчезнет и её аромат. И именно его исчезающий шлейф выдаёт направление бегства и убежище, где спрятана Лаура.
Гренуй получает последнюю ноту своих духов. Но как только его работа закончена, его арестовывают.
Гренуй разоблачён и приговорён к смертной казни. Риши, обезумевший от потери дочери, предвкушает казнь колесованием. Он посещает в тюрьме Гренуя и описывает предстоящие ему мучения, не скрывая, что это будет бальзамом для его разбитого сердца.
Однако, прежде чем отправиться на казнь, Гренуй извлекает чудом утаённый от стражей флакончик с завершённым ароматом.
Одной капли этого божественного запаха оказалось достаточным для того, чтобы стражи отпустили Гренуя, а у палача опустились руки. Запах летит над толпой зрителей, собравшихся полюбоваться на казнь грасского чудовища, — и подчиняет их себе. Аромат возбуждает в людях желание любить и будит плотскую страсть. Люди ищут удовлетворения тут же, на площади, всё перерастает в настоящую страстную оргию. Гренуй стоит среди толпы и наслаждается эффектом, который произвёл. На помост поднимается Антуан Риши и припадает к Греную, признавая в нём своего сына.
Пользуясь всеобщим безумием, Гренуй исчезает.
После того как дурман аромата любви проходит, люди обнаруживают себя раздетыми в объятьях друг друга. Смущённо одеваясь, все негласно решают «забыть» о произошедшем. Вместо Гренуя казнят невиновного, лишь бы поставить точку в этой истории.
Часть четвёртая Гренуй свободен, он уходит из города. Теперь он знает силу своей власти: благодаря духам он может стать богом, если захочет. Но он понимает, что среди слепо поклоняющихся ему не будет ни одного человека, который сможет оценить настоящую красоту его аромата. Он возвращается в Париж и направляется к Кладбищу невинных — месту, где появился на свет. Здесь у костра собрались воры и бродяги. Гренуй с головы до ног опрыскивает себя духами, и люди, ослеплённые влечением к нему, разрывают его на части и пожирают останки великого парфюмера.
Книга получилась весьма интересной за счёт описания запахов и построение мира через призму этих описаний. Сам Жан-Батист “Парфюмер” показан автором весьма однозначно и не вызывает сожалений. При этом тонко описан его душевный мир и все терзания. Да, не Достоевский, но убийства тут изощреннее…
“Парфюмер, история одного убийцы”: отзывы
К сожалению,на русском языке это произведение оказалось не на своем поле, и это не дает читателям возможность оценить его по достоинству. Неточный перевод названия “Das Parfum” (правильно было бы “Запах” или “Аромат”) сразу уводит читателя от от замыслов автора в раздел маньячной литературы. И уже никто не ищет скрытые подтексты (они начинаются со сходства имен героя Жан-Батист Гренуй и английского режиссера – Питер Гринуэй). Почему-то часто говорят о близости романа Зюскинда с “Коллекционером” Фаулза, хотя, по-моему мнению, сходства между ними не больше, чем между “Всадником без головы”Майн Рида и “Чапаевым” Фурманова. “Парфюмер” – новаторский роман, в котором привычный психологизм заменен развитием идеи запаха. Автор решил показать, как много значит в нашей жизни обоняние – один из пяти органов чувств.
Думаю,что со временем “Парфюмер” займет свое достойное место в ряду тех произведений, которые изменили европейскую литературу, таких как “По направлению к Свану”М.Пруста или “Уллисс”Д.Джойса.
Когда унижаете прыщавого сокурсника, помните, что в тихом омуте черти водятся. Вполне возможно, что этот забитый и несчастный студент, может оказаться маньяком, который придумает способ, как стать властелином на все времена…
Еще одна мысль меня не покидает с момента почтения книги со странным названием “Парфюмер. История одного убийцы” Патрика Зюскинда: всем в мире правит химия. все основывается на симпатии. и у красоты есть совершенно определенный аромат. вернее не совсем так. Красота пахнет по особенному. Да, именно так. красивые люди имеют совершенно особы аромат. И по этой причине верю, что если бы такой парфюмер на самом деле был, то реакция тех, кто вдохнул аромат, выделенный из тел красавиц, вполне мог вызвать повальное сумасшествие…
Афродизиаки создаются по принципу, о котором хотел сказать автор произведения.
“Парфюмер. История одного убийцы” читается довольно легко. Слог легкий, доступный. Сцены не для слабонервных, но после прочтения нет ощущения мерзопакостного послевкусия.
Рекомендую к прочтению тем, кто смотрел фильм с одноименным названием. Легче визуализировать и представлять героев.
Финал, конечно, сильнее, чем в фильме, но в этом кинематограф уступает, всегда проще написать, переложить на пленку намного сложнее…
Правда, не все в восторге от этого всего:
После прочтения осталось чувство омерзения и отвращения к герою, к сюжету, к книге. Автор слишком “смакует” каждую деталь безумия и маниакального увлечения главного героя. Слишком реалистично и оттого омерзительно. Но для тех, кто обожает сюжеты типа “Молчание ягнят”, думаю, будет интересно. Я бы читать не стала, если бы знала, что у меня останется такой неприятный осадок. Но фильм посмотрю, так как ожидаю от него смягчения впечатления. Все-таки слово автора плюс фантазия читателя порой сильнее, чем запечатленный образ.
Интересные записи:
Империя ангелов
Эрленд Лу: Наивно. Супер
Беквит Гарри «Продавая незримое»
«Уддияна или путь искусства». Каменецкий Александр
Сюжеты и образы «Парфюмера»
В основе сюжета заложена последовательная хронология жизни главного героя романа – Жана-Батиста Гринуя. С ранних лет мальчику выпал трудны жребий «нищего подростка» Франции XVIII века, а это уже означает – вечный голод, случайные заработки, нужду и порок. Тем не менее, мальчик обладает редким для своего времени и возраста даром – постигать окружающий мир через многообразие окружающих его запахов. Так, вырвавшись из «рабочего дома», Гринуй напрашивается подмастерьем у известного в Париже парфюмера – Джузеппе Бальдини, который обещает научить мальчика всем тонкостям создания парфюма, взамен на его уникальный талант: чувствовать запахи и создавать оригинальные парфюмерные композиции. Далее в произведении описывается трудный период становления Гринуя как профессионального (хотя и не признанного) мастера ароматов. Он отправляется в Грасс — на родина французского парфюма, где и зарабатывает на жизнь, работая на мануфактуре местного производителя, специализирующего на создании помады, духов и благовоний. Ключевыми эпизодами «Парфюмера» является некая иррациональная цель Гринуя – создать лучшие во всём мире духи, равных которым никогда и нигде не существовало. Так, Жан-Батист начинает понимать, что особой притягательностью духи могут обладать только в том случае, если собрать с прекрасных женщин их собственные ароматы. Но, чтобы решится на этот шаг, Гринуй идёт на крайние меры – он совершает одно убийство за другим, в ходе которых пытается собрать нужные ему ароматы. В конечном счёте, вынужденный скитаться по Франции, скрывая следы своих преступлений, начинается «охота» за маньяком, чьи мотивы остаются неизвестными для власти. Дойдя до всевозможных ухищрений и попыток создать уникальный аромат, герой убивает десятки женщин, но таки создаёт те самые «лучшие духи». При этом, Жан-Батист понимает: хоть он и наделён уникальным даром, однако сам не обладает собственным запахом (своеобразный символ отсутствия у человека индивидуальности). Вернувшись в Париж, он совершает символический акт «Евхаристии», проливая на себя духи, ощутив аромат которых, толпа голодающих бродяг поедает ещё живого телом, но однозначно мёртвого душой – Гринуя.
«Парфюмер: История одного убийцы» краткое содержание по главам
«Парфюмер: История одного убийцы»
— роман немецкого драматурга и прозаика Патрика Зюскинда.
«Парфюмер: История одного убийцы» читать сокращенно по частям
Часть первая
В Париже, у смердящей рыбной лавки, рядом с Кладбищем невинных появляется на свет Жан-Батист Гренуй.
Его мать хочет избавиться от нежеланного ребёнка, но её замысел раскрывают, её обвиняют в детоубийстве и казнят, а младенца передают на попечение монастыря и назначают ему кормилицу. Женщина отказывается ухаживать за ребёнком, потому что, по её словам, он «не пахнет как другие дети» и одержим дьяволом. Священник, отец Террье, отстаивает права младенца, но испугавшись, что тот «бесстыдно его обнюхивает», устраивает Гренуя подальше от своего прихода — в приют мадам Гайяр.
Здесь ребёнок живет до восьми лет, другие дети сторонятся его, мальчика считают слабоумным, к тому же он некрасив и увечен. Но за ним замечаются поразительные поступки — благодаря скрытым способностям он не боится ходить в темноте, умеет предсказывать дождь. Никто не догадывается, что Гренуй — уникум, человек, обладающий острейшим обонянием, которое может улавливать даже такие запахи, которым нет названия. Когда Гренуй, благодаря своему носу, находит спрятанные хозяйкой приюта деньги, она решает избавиться от него и передает в чернорабочие кожевнику.
Гренуй работает в тяжелых условиях, перенося побои и болезни, единственная отрада для него — изучение новых запахов. И духи, и помойная вонь одинаково ему интересны. Однажды на улице он чувствует необыкновенное благоухание, его источник — юная девушка, которая пахнет как «сама красота». Гренуй, желая овладеть им, душит девушку, наслаждается её запахом и скрывается незамеченным. Совесть не мучает его, наоборот, он счастлив, что обладал самым драгоценным ароматом в мире. После этого случая Гренуй понимает, что узнал о запахах всё, и его призвание — быть их творцом, великим парфюмером.
Чтобы научиться этому ремеслу, он нанимается в ученики к мэтру Бальдини, сделав для него замечательные духи, хотя и без всяких правил. У Бальдини он учится языку формул и тому, как «отнимать» у цветов их запах, используя сублимацию. Все формулы ароматов, изобретённые Гренуем, Бальдини присваивает себе. Героя ждёт разочарование — далеко не каждый запах можно заключить в стеклянный флакон, как цветочные духи. Гренуй так несчастен, что даже заболевает и приходит в себя лишь тогда, когда узнает от мэтра, что существуют другие способы получать запахи из различных тел. Передав тщеславному Бальдини все известные ему формулы духов и получив за это патент подмастерья, Гренуй покидает его. Вскоре после этого Бальдини трагически погибает при обрушении моста Менял, на котором располагался его дом, в Сену.
Часть вторая
Теперь цель героя — город Грасс, парфюмеры которого владеют этими секретами. Но по дороге туда Гренуй попадает в необитаемую пещеру, где наслаждается одиночеством несколько лет. Случайно его посещает ужасная догадка: сам он никак не пахнет. Ему необходимы такие духи, чтобы люди перестали сторониться его и приняли за обычного человека. Из своего убежища Гренуй попадает под покровительство маркиза Тайад-Эспинасса, приверженца «флюидальной теории», следуя которой, тот, по собственному мнению, из пещерного зверя вновь сделал Гренуя человеком. Но в действительности это произошло благодаря хорошему мылу и духам, которые Гренуй создал из кошачьих экскрементов и куска сыра.
Часть третья
Жан-Батист покидает маркиза и добирается до Грасса, где поступает в подмастерья к мадам Арнульфи, вдове парфюмера. Здесь он учится самым тонким способам овладения запахами. Неожиданно рядом с чьим-то садом он снова чувствует аромат, ещё более роскошный, чем аромат когда-то задушенной им девушки. Это запах юной Лауры Риши, которая играет в саду, и Гренуй решает, что нашел вершину его будущих духов — его главного творения в жизни: аромата абсолютной красоты, внушающего каждому вдохнувшему чувство истинной любви. В течение двух лет он постигает науку сбора запахов и убеждается, что запах кожи и волос красивой женщины лучше всего принимает ткань, обработанная лишенным аромата жиром. Но поскольку Гренуй в глазах окружающих представляет собой грязного, невоспитанного, полусумасшедшего бродягу, он не может получить запах иным образом, кроме как убив его носительницу. В городе начинается волна странных убийств — их жертвами становятся юные девушки. Они принадлежат разным слоям общества, и установлено, что они не подвергались сексуальному насилию — связи между убитыми нет никакой, на то, что это дело рук одного убийцы, указывает лишь то, что все жертвы были красивы подлинной красотой только что сформировавшейся женщины, и то, что все они были найдены обнаженными и обритыми налысо. Убийца — Гренуй, но он действует так осторожно, умело пользуясь своей незаметностью, что никто не может заподозрить в нем убийцу. И Гренуй продолжает свою страшную и гениальную работу по сбору нот для его будущих духов.
Но как только его работа закончена — его арестовывают.
Гренуй разоблачён и приговорён к смертной казни. Риши, обезумевший от потери дочери, предвкушает казнь колесованием. Он посещает в тюрьме Гренуя и описывает предстоящие ему мучения, не скрывая, что это будет бальзамом для его разбитого сердца.
Однако, прежде чем отправиться на казнь, Гренуй извлекает чудом утаённый от стражей флакончик с завершенным ароматом.
Одной капли этого божественного запаха оказалось достаточным для того, чтобы стражи отпустили Гренуя, а у палача опустились руки. Запах летит над толпой зрителей, собравшихся полюбоваться на казнь грасского чудовища, — и подчиняет их себе. Аромат возбуждает в людях желание любить и будит плотскую страсть. Люди ищут удовлетворения тут же, на площади, всё перерастает в настоящую страстную оргию. Гренуй стоит среди толпы и наслаждается эффектом, который произвел. На помост поднимается Антуан Риши и припадает к Греную, признавая в нём своего сына.
Пользуясь всеобщим безумием, Гренуй исчезает.
После того как дурман аромата любви проходит, люди обнаруживают себя раздетыми в объятьях друг друга. Смущённо одеваясь, все негласно решают «забыть» о произошедшем. Вместо Гренуя казнят невиновного, лишь бы поставить точку в этой истории.
Часть четвертая
Гренуй свободен, он уходит из города. Теперь он знает силу своей власти: благодаря духам он может стать богом, если захочет. Но он понимает, что среди слепо поклоняющихся ему не будет ни одного человека, который сможет оценить настоящую красоту его аромата. Он возвращается в Париж и направляется к Кладбищу невинных — месту, где появился на свет. Здесь у костра собрались воры и бродяги. Гренуй с головы до ног опрыскивает себя духами, и люди, ослеплённые влечением к нему, разрывают его на части и пожирают останки великого парфюмера.
Вам может быть интересно:
До и После «Парфюмера»
В 2006 году на экраны вышел фильм по одноименному роману Патрика Зюскинда, с сопутствующим масштабам фильма актёрским составом. После чего, конечно, у произведения появилась новая волна поклонников по всему свету. Влияние же романа на всю мировую культуру (литературную в особенности) по истине велико, стоит упомянуть хотя бы последующий роман Умберто Эко «Имя Розы», созданный по следам «Парфюмера» Зюскинда. Кроме того, в числе поклонников романа был знаменитый «отец» грандж-музыки, солист группы «Nirvana» — Курт Кобейн. Тем не менее, произведение оставило большой культурный шлейф и сейчас уже невозможно обойтись без подсознательной ассоциации «Парфюмера» с огромным миром запахов, духов и парфюмерной промышленности всего света.
- парфюмер история одного города
- парфюмер история одного убийцы fb2