парфюмер история одного убийцы иви
Смертельная ароматерапия: 10 лет фильму «Парфюмер: История одного убийцы»
10 лет назад на экраны вышел фильм, споры о художественной ценности которого не утихают до сих пор. Кому-то этот фильм показался скучным, кто-то был в восторге, а кто-то считал эту затею делом пустым, кивая, что адекватная экранизация такой книги невозможна. Так или иначе, этот фильм никого не оставил равнодушным, и назывался он «Парфюмер: История одного убийцы», в основе которого лежал одноимённый роман Патрика Зюскинда.
К нига Зюскинда, рассказывающая историю кровавого убийцы и гениального парфюмера Жана-Батиста Гренуя, не умеющего испытывать никаких человеческих чувств, впервые была издана в Швейцарии в издательстве Diogenes-Verlag в начале 1985 года. Книга произвела мировую сенсацию – роман перевели на 42 языка (включая латынь!), а общий тираж составил 12 миллионов экземпляров.
Конечно, мысли о переносе книги на экран тут же зародились в головах у продюсеров. Одним из них был Бернд Айхингер, который прочёл роман сразу после его выхода в свет и обратился к Зюскинду с просьбой продать права на экранизацию. Но писатель упорно отклонял все предложения, в том числе и от именитых режиссёров вроде Мартина Скорсезе и Милоша Формана. Его упорство в нежелании содействовать появлению на свет фильма «Парфюмер» стало поистине легендарным. Пробовал попытать счастья даже Стэнли Кубрик, в итоге отказавшийся от этой затеи сам, поскольку решил, что экранизировать роман попросту невозможно.
И вот, спустя 15 лет, лед тронулся – и Айхингер смог прийти к соглашению с непреклонным Зюскиндом – за 10 миллионов евро. «Я понял, что отношение Патрика к роману изменилось. Мой же энтузиазм с годами не уменьшился. Я продолжал верить в проект, я сделал ещё одну попытку, и мы пришли к соглашению», – сказал продюсер. Работа над созданием сценария закипела моментально.
Ради возможностей мирового проката изначально решили сделать основным языком картины английский, и для перевода книги на экран Айхингер пригласил в помощники сценариста Эндрю Биркина. Им уже приходилось вместе работать над таким проектом, как «Имя Розы», где в основе лежал не менее сложный литературный материал. Более того, Айхингер продюсировал и режиссёрские работы Биркина – «Цементный сад» и «Соль на нашей коже». В 2003 году к ним присоединился постановщик Том Тыквер, и все трое работали над полировкой сценария ещё два года, стремясь довести его до совершенства.
Одной из самых сложных задач стала визуализация запахов. Отвечая на вопрос о том, как же передать на экране подобные вещи изобразительными средствами, Айхингер говорил следующее: «Никто не может сделать так, чтобы зритель в зале ощущал запахи. Но ведь книги тоже не пахнут. Талант Зюскинда заключается в том, что он даёт читателю возможность посредством литературного языка романа понять мир Гренуя, состоящий из запахов, которые его окружают. Мы сделали то же самое, но на другом языке, состоящем из звуков, музыки, диалогов и, конечно, образов. Возьмите, к примеру, цветущий весенний луг. Если вы снимете и смонтируете эту картинку должным образом, вы не просто произведёте определённое впечатление на зрителя, нет – вы дадите ему возможность ощутить и “запах” луга».
Столь ответственный подход к материалу требовал тщательного выбора мест для съёмок. Они начались в конце июня 2005 года, когда кинематографисты отправились в Прованс – заснять цветущие лавандовые поля. Далее съёмочная группа перебралась в Мюнхен, где снимались сцены в парфюмерных мастерских Бальдини, у которого Жан-Батист служил подмастерьем, а затем сцену в мастерской мадам Арнульфи, у которой Гренуй учился сложному искусству анфлеража – экстрагированию из цветков драгоценного масла. Такие контрастные места, как зловонный парижский рынок 1750 года и солнечный, благоухающий Грасс, планировали снимать либо на родине, во Франции, либо в Хорватии. В итоге остановились на Испании, поскольку именно в Барселоне, Жироне и Фигересе нашли те улицы и площади, которые отвечали бы антуражу и атмосфере эпохи.
Конечно, находились они не в стопроцентно аутентичном состоянии, но их было несложно привести в соответствующий вид. Например, омерзительный рыбный рынок был воссоздан в Готическом квартале Барселоны, который весь забросали мусором. Для этих целей организовали команду добровольцев под названием «Грязное подразделение» – в обязанности этих людей входило разбрасывать по местам съёмок осколки, обломки и прочую грязь, а затем всё убирать и приводить окружающие улицы в прежний вид. По словам одного из членов съёмочной группы, по площади было разбросано свыше 2,5 тонн рыбы и мяса, отчего вся округа страдала от невыносимой вони, хотя сцены снимались строго по часам – с 8 утра до полудня.
Была перекрыта на один день улица Каррер Ферран, где разместили свыше 80 запрещающих движение знаков, а работникам изо дня в день в течение месяца приходилось водружать декорации и разбирать их на ночь. Все откровенно современные объекты в Готическом квартале были покрыты массивными конструкциями из латекса, все неподходящие детали вроде электрических кабелей и современных оконных рам должны были быть надёжно упрятаны. Затем латекс был раскрашен и состарен, чтобы привести конструкции в соответствие с соседними настоящими домами. Под началом режиссёра Тома Тыквера находились 520 технических работников, 67 актёров, около 5200 человек массовки и более 100 декораций. «Было очень забавно временами, стоя по щиколотку в рыбной требухе, отдавать команды на четырёх языках примерно тысяче человек массовки», – вспоминает Том Тыквер.
За изысканность визуального ряда отвечали трое – постоянный оператор Тыквера Франк Грибе, художник-декоратор Ули Ханиш и художник по костюмам Пьер-Ив Геро, работавший над такими знаменитыми картинами, как «Индокитай» и «Восток-Запад». Действие фильма разворачивается в Париже и на юге Франции, между 1730 и 1760 годами, поэтому его создателям было необходимо узнать как можно больше об этом периоде, когда на троне был Людовик XV: каковы были социальные механизмы того времени, каково было поведение людей и их идеалы. «Эстетика нашего фильма – тёмная эстетика, и в центре повествования стоит тёмная фигура. Мы ориентировались на художников, на полотнах которых тьма освещается всего несколькими источниками света – таких, как Караваджо, Джозеф Райт и даже Рембрандт. Часто мир людей той поры был освещён лишь единственной свечой. А та часть их вселенной, которой пламя свечи не достигало, была сплошным мраком», – рассказывает Тыквер.
Для создания костюмов Пьер-Ив Геро тщательно изучил личности самих персонажей. Например, костюм не имеющего запаха Жана-Батиста Гринуя потребовал использования определённой цветовой палитры и ткани особой фактуры. Пытаясь изобразить способность Гринуя быть незаметным, его умение приспосабливаться к окружающей среде, отказались от использования в его костюме белого цвета, а покрой его одежды – в основном синего цвета – не меняется на протяжении всего фильма. Придумывая наряд для Лауры Риши, воплощения невинности, Геро решил одеть её не в местное цветастое платье, что было характерно для того времени, а в менее яркие тона, чтобы оттенить её великолепные рыжие волосы, один из важных символов картины.
Большую часть материалов закупили в Индии и Румынии; шить решили в Румынии. В течение трёх месяцев на фабриках в Бухаресте и его окрестностях было сшито, а затем отослано заказчикам более 1400 костюмов (включая обувь, головные уборы и прочие аксессуары). Однако ни один из этих предметов не должен был выглядеть новым – как только одежда была готова, первое, что с ней делали – заставляли выглядеть поношенной и грязной. Все эти ухищрения помогали создать не только аутентичное восприятие реалий XVIII века, но и донести до зрителя «видимость» запахов одежды, используя все возможные средства магии кино.
Как ни прискорбно звучит, но кино не получило того отклика у критиков и зрителей, на который рассчитывали создатели. В итоге этот самый дорогой немецкий фильм с бюджетом 50 миллионов евро не снискал успеха в США, собрав чуть больше двух миллионов долларов и став хитом только в родной Германии, где фильм посмотрели почти пять с половиной миллионов зрителей. «Парфюмер: История одного убийцы» смог окупиться лишь за счёт европейского проката.
Мнения простых зрителей и профессионалов разделились. Несмотря на все усилия съёмочной группы, эстеты продолжали утверждать, что адекватно экранизировать роман Зюскинда невозможно, неосведомлённая публика зевала, ожидая от сюжета про маньяка, убивающего девушек ради создания духов, «Молчания ягнят» XVIII века, интеллектуалы ругали кино за «попсовость». Особенно обидно это слышать потому, что Тыквер и его команда сняли картину, поражающую как идеально воссозданной атмосферой и колоритом эпохи, так и глубиной заложенных идей. Режиссёр, при всей непластичности текста в плане экранизации, мало того что смог найти идеальные аудиовизуальные аналоги симфонии запахов, но и создал умную, превосходно передающую идеи книги драму. К сожалению, мало кто из разглядел в «Парфюмере» мощную философскую притчу, наглядно объясняющую горькую истину, что гениальность без умения любить – совершенно бесполезный дар, обесценивающий само существование человека на Земле.
Парфюмер
Заходил вчера в магазин нишевой косметики.
Увидел на одном изображение коня и таки да, он с ароматом конского пота.
Поверил на слово консультанту.
— любопытство, чем же он пахнет,
— зависть к некоторым людям, которым вовсе и не надо платить 15000 рублей, чтобы пахнуть конём.
Вот чтоб прям с конём на флаконе, то память подсказывает, что это может быть Equus (лат. – конь) – мужской аромат, от Lalique парфюмер Эмили Копперман. Там и можжевельник, ветивер, пряные травы, древесные ноты, фиалковый лист, кожа, табак, но обещанного вам нет. Ещё с конём может быть Memo Irish Leather и Parfums de Marly у этих большинство ароматов завязано на лошадях и конюшнях.
Вот ты думаешь, что те, кто пахнут конём не моются? А вот и нет, просто у них есть деньги на такой замечательный парфюм и они его не жалеют.
Главное не перепутать запах коня и запах конского навоза.. 🙂
В городе совсем нет конюшни для спортсменов и катальщиков? Сходи, понюхай.
А откуда консультант знает запах конского пота?Пиздит,чтобы продать.
Тот самый запах
В супермаркете «Вселенная ароматов» с самого утра было небольшое столпотворение. Впереди маячили долгие праздничные выходные, люди стремились закупиться всеми возможными запахами перед дальними поездками и таким желанным домашним затворничеством. Можно, конечно, купить нужный запах на заправке, центральном рынке или в небольшом бутике где-нибудь в центре города, но в сетевых магазинах выбор всегда больше и цена не такая кусачая.
— Пап, мы уже два часа тут слоняемся, — Юра старался вести себя максимально раздражающе: ныл, шаркал ногами по начищенным до блеска полам, кряхтел и, при случае, показательно бился головой о стеллажи с разноцветными бутыльками, которых здесь было больше тысячи.
Без запахов люди сходили с ума. Им казалось, что ничего на свете не имеет больше смысла, если ты не можешь использовать абсолютно все свои чувства. Путешествия потеряли свой шарм, еда стала однообразной, исчезла романтика, умирала любовь, распадались семьи. Ученым был поставлен ультиматум: в короткий срок они должны были синтезировать все возможные запахи и вернуть людям чувство любви к жизни, но, разумеется, не бесплатно. Так и появились первые торговые точки с концентрированными ароматами. Сначала это были торговые аппараты, что стояли тут и там, затем открылись первые частные магазинчики, а после дело доросло до огромных гипермаркетов запахов, чьи площади поражали своей необъятностью. Человечество было спасено.
— Я должен найти этот запах, пока я ещё помню, — бубнил себе под нос отец, без конца шаря по полкам в поисках нужного названия и не обращая внимания на нытьё сына.
— Может это? — спросил мальчуган, схватившись за бесплатный тестер с надписью «детский сад». Он снял колпачок и поднёс горлышко к носу.
— Фу-у, — отпрянул Юра, — ну и запашок.
Отец схватил бутылёк и сделал вдох. Мир вокруг мгновенно погрузился в букет из манной каши, компота из сухофруктов, резиновых игрушек и свежеокрашенных стен.
— Прекрасно, столько воспоминаний сразу, — расплылся в довольной улыбке мужчина, на секунду забыв о поисках.
— Что уж тут прекрасного — полироль, которую тётя Катя постоянно нюхает, и та лучше пахнет, — пожал плечами Юрка и, выхватив тестер, закинул назад на полку.
— А что конкретно мы ищем?
— Я, честно говоря, не знаю, там много всяких ароматов было, — задумчиво произнёс мужчина. — Помню, пахло солнцем.
— Солнцем? — удивился Юра, — разве солнце может пахнуть?
— Может. Но я не знаю — как, — отец снова вернулся к поискам, переходя из ряда в ряд.
Юра решил, что с такими вводными данными они здесь надолго и нужно прибегнуть к помощи консультанта. В лице молодой девушки, лениво слоняющейся между рядами, он нашёл подходящую жертву для дурацких запросов отца. На её бейджике золотыми буквами было написано: Мария.
Спустя пять минут совместных поисков мальчик уже бежал к отцу с новым тестером.
— Вот, запах дачи, может, подойдёт?
Отец схватил бутылёк и опустил в него специальную бумажку, а затем поднёс к носу. Запах яблок, сырых досок, свежескошенной травы и, самое главное, летнего солнца тут же вскружил ему голову.
— Отлично! — похлопал он сына по плечу.
Тот уже обрадовался, и хотел было направиться к выходу, но отец, на удивление, не спешил уходить.
— Это ещё не всё. Я помню, там был запах детского крема.
— Детского крема?! — переспросил с удивлением мальчишка.
Юра протяжно выдохнул, а затем снова исчез среди бесконечных торговых рядов.
Через минуту он уже дергал бедную Марию за рукав и просил снова помочь.
— Вот! Не поверишь — у них на складе валялся всего один экземпляр, — запыхавшись, протягивал сын бутылёк с выцветшей наклейкой.
Отец вдохнул и закатил глаза от наслаждения:
— Теперь всё? — с надеждой в голосе вопросил Юрка, но всем своим нутром чувствовал, что нет.
— Помню, пахло бумагой и шерстью.
— Пап, а ты случайно не заболел? Если все эти запахи смешать получится полная били…бери…дерда…Белиберда! — вспомнил наконец слово Юрик.
— Не получится! — уверенно заявил отец и с неугасающим энтузиазмом ринулся напролом в новый ряд.
Юра закатил глаза и, надув щёки, отправился на поиски уже скрывающейся от него Марии.
— На! — протянул он нервно два флакона, на одном из которых было написано: шерсть, а на другом: бумага.
— Спасибо сынок, ты просто молодец! Обещаю, что как только всё найдём, я куплю тебе любой запах, какой захочешь!
— Как? Разве ещё не всё?!
— Почти. Я чувствую, что не хватает ещё одного…
— Может я вам смогу помочь? — возникла перед этой парочкой взмокшая Мария, которой все эти поиски уже изрядно поднадоели.
— Мы пытаемся сделать смесь запахов, чтобы получить свой, — улыбнулся ей в ответ растерянный отец и показал те бутыльки, которые Мария сама нашла для них ранее.
— Есть предположения, что нужно искать?
— Ну…— замялся мужчина, было видно его смущение, — там был запах вермишелевого супа, помните, был такой, с буковками?
— Знаете, я о таком никогда не слышала. Нужно посмотреть по базе, пойдемте к стойке информации, я гляну.
— А мы сможем потом всё это смешать?
— Конечно, не проблема!
Все трое направились к главному компьютеру, где должна была быть поставлена финальная точка.
Бегло щелкая клавиатурой, Мария пробивала все возможные названия, прямо или косвенно связанные с лапшой и супом, но ничего похожего ей не попадалась. Вернее, похожего было много, но отец настаивал, что суп должен быть именно из пакетика, а лапша именно в виде букв.
— У него особенный запах, — восторженно говорил он, словно речь шла о самых дорогих духах на свете, от чего Юра и Мария устало переглядывались между собой.
— Невероятно, я и не знала, что у нас такие есть, — хихикнула девушка, наконец найдя нужную строку, — правда, придётся подождать. Запах находится на складе в другой части города.
Юра в последний раз посмотрел на отца с надеждой, что тот передумает, но увы. Мужчина сиял как новый автомобиль и находился где-то далеко от всех проблем на свете.
Спустя час все трое: отец, сын и непонятно как ввязавшаяся во всю эту историю Мария, стояли возле специального миксера, где должны были смешаться все найденные ароматы. Процесс запустился и, спустя десять минут, из специального отсека на свет появился флакон с невиданным до этого момента запахом.
Первым попросился попробовать Юра — как самый пострадавший.
Он погрузил бумажку по самый корень и, вынув, поднёс к своему маленькому носу. Чуда не произошло. Запах оказался каким-то нейтральным, обыденным, совершенно простым как, скажем, запах весны или школьного кабинета.
Мария не рискнула нюхать. Она ждала лишь одобрения и чаевых за свои труды.
Когда очередь дошла до отца, он осторожно, дрожащими пальцами, сжал бумажку и поднёс её к носу. Через мгновение из его глаз потекли слёзы.
— Это он, — всё, что смог произнести мужчина.
— Кто он? Чей это запах, пап? — не мог понять настрадавшийся Юра.
Парфюмер: история одного убийцы
19 Июня 2009 г.
23:00 TV 1000 Russkoe kino (канал пакета «Цифровой»)Mелодрама «Сумасшедшая любовь»
Россия, 2008
Режиссер: Алена Званцова
В ролях: Светлана Антонова, Михаил Трухин, Андрей Финягин, Сергей Журавель, Алексей Кортнев
Анастасия и Андрей — коллеги и любовники. Пара не афиширует свои отношения, потому что мужчина опасается упустить перпективное место начальника отдела. Девушка давно поняла, что для Андрея нет ничего важнее карьеры. Для достижения цели он не остановится ни перед чем. Однажды Настя случайно знакомится с весельчаком Костей, который ей очень симпатичен и быстро покоряет ее сердце. Новый поклонник оказывется полной противоположностью Андрею. Это открытый, честный и, самое главное, чуткий человек, который умеет любить по-настоящему. Но есть одна проблема: Костя серьезно болен, и ему нужно следить за здоровьем, постоянно находиться под присмотром врачей. Насте приходится решать, кому из мужчин она готова посвятить свою жизнь — хорошему, но тяжелобольному человеку или бездушному карьеристу с перспективами дальнейшего роста
Приключения «Цвет волшебства»
Великобритания, 2008 г.
Режиссер Вадим Жан.
В ролях: Дэвид Джейсон, Шон Эстин, Тим Карри, Дэвид Брэдли, Лаура Хэддок.
С соседнего континента в столицу магического Плоского Мира прибывает первый турист. Его проводником по волшебному городу Анк-Морпоку вынужден стать самый трусливый, и вероятно, самый худший волшебник Ринсвинд, который вовсе не жаждет нести ответственность за беззаботного искателя приключений. А приключений их ждет немало…
21:00 СТС
Триллер «Парфюмер: история одного убийцы»
Perfume: The Story of a Murderer
Германия — Испания — Франция
Режиссер: Том Тыквер
В ролях: Бен Уишоу, Дастин Хоффман, Алан Рикман, Рэйчел Хард-Вуд, Коринна Харфух, Каролина Херфурт, Карлос Рейги
По одноименному роману Патрика Зюскинда.
Франция, 18-й век. Жан-Батист Гренуй, с детства обладающий феноменальным даром обоняния, живет в мире запахов, создавая самые лучшие духи. Ему чужды законы общественной морали. Гренуй одержим идеей создать единственный и неповторимый аромат любви, способный покорить все человечество. А тем временем в окрестностях Грасса, где он обосновался, начинают находить убитыми первых красавиц города…
Драма «Призраки Гойи»
США — Испания, 2006, 96 мин., цв.
Режиссер: Милош Форман
В ролях: Хавьер Бардем, Натали Портман, Стеллан Скарсгард, Рэнди Куэйд, Бланка Портильо, Хосе Луис Гомес, Мэйбл Ривера
Испания, 1792 год. Времена царствования жестокой инквизиции. Инес (Натали Портман) — любимая натурщица и муза знаменитого придворного портретиста Франсиско Гойи (Стеллан Скарсгард) брошена в темницу. Находясь в отчаянии и пытаясь спасти девушку, живописец обращается за помощью к священнику отцу Лоренцо (Хавьер Бардем). Их дружба подвергается серьезному испытанию, изменив необратимым образом дальнейшие судьбы всех троих…
Боевик «Служители закона»
Режиссер Стюарт Бэйрд.
В ролях: Томми Ли Джонс, Уэсли Снайпс, Ирэн Жакоб, Роберт Дауни Младший, Джо Пантолиано, Кейт Неллиган, Дэниэль Ройбек, Том Вуд, ЛаТания Ричардсон, Патрик Малахайд, Майкл Пол Чейн, Джонни Ли Дэвинпорт.
Комедия «Выкупить Кинга»
King’s Ransom
Режиссер: Джеффри У. Берд
В ролях: Энтони Андерсон, Джей Мор, Келлита Смит, Николь Ари Паркер, Реджина Холл, Лоретта Дивайн, Дональд Фэйзон, Лейла Арсьери
У Малькольма Кинга есть всё: богатство, успех, дорогая одежда, шикарные автомобили. Не хватает только одного — всеобщего уважения. Малькольма ненавидит буквально каждый, а все благодаря его невыносимому характеру: ему удается вывести из себя любого, с кем он, так или иначе, имеет дело. Теперь все, кому он перешел дорогу на пути к большому успеху, жаждут его низвергнуть. И, похоже, все одержимы одной и той же идеей: похитить Кинга. Но и здесь он всех опередил. Малькольм планирует разыграть собственное похищение, прикарманить выкуп и, таким образом, защитить свое состояние от ненасытной и уже практически бывшей жены.
Ужасы «Чернокнижник: Новое поколение»
The Brotherhood 2: Young Warlocks
Режиссер Дэвид Декото.
В ролях: Форрест Кокрэн, Шон Фарис, Стейси Скаули, Джастин Аллен, Дженнифер Капо, Ноа Фрэнк, Грэг Лычковски, Ари Велком, Джули Бриггс, Холли Сэмпсон.
Джон ван Оуэн — студент престижной частной школы. Однако ему никак не удается завоевать расположение однокурсников. Единственные друзья Джона — Маркус и Мэтт — также имеют стойкую репутацию «ботаников»-неудачников. Джон давно и безнадежно влюблен в свою однокурсницу Мэри, но так и не может решиться пригласить ее на свидание. Ведь Мэри — успешна и популярна и вокруг нее всегда «крутые» ребята во главе с главным красавчиком школы Харлином. Появление нового ученика по имени Люк полностью меняет жизнь Джона и его друзей. Люк проводит с ребятами «магический» ритуал, обещая им успех и счастье в учебе и любви. Но успех и популярность достаются им нелегко. Джон не подозревает, что за вновь обретенную волшебную силу ему придется дорого заплатить…
Парфюмер: История одного убийцы
Париж, 18 век. Именно в это время и разворачиваются события картины. В этот период гигиена особо не соблюдалась, и единственным способом перебить плохие ароматы были духи. Поэтому талантливый парфюмер всегда в фаворе у людей. Жан-Батист Гренуй – непримечательный человек, сирота, готовый взяться за любую работу. Но у него есть талант, настоящий дар – абсолютное обоняние. Именно эта особенность принесет ему славу, деньги и почтение парижан. Ему удается творить уникальные запахи парфюмов, сводящие толпу с ума. У Жана-Батиста есть мечта: создать «тот самый», единственный идеальный аромат! Но никто даже не догадывается, какова цена прекрасных духов, и какая тайна стоит за этим необычным человеком.
Единственное, что привлекает самого Гренуя, – это удивительный запах, исходящий от красивых женщин. Этот аромат заставляет его совершать поистине ужасные поступки. Он готов на все ради своей тяги к прекрасному. Парень переступит черту не только морали, но и вообще человечности, и все из-за мечты создать единственные в своем роде духи.
Кинокартина стала экранизацией книги известного немецкого писателя Патрика Зюскенда, который очень долго отказывался от предложения снять по мотивам его романа фильм. Писателя удалось уговорить, цена подписи контракта с продюсером поражает – 10 млн. евро! Лента стала настоящей сенсацией. В истории немецкого кинематографа таких дорогих картин еще не было – фильм обошелся в 50 млн. евро. Хоть Парфюмер и не получил значимых наград, но заслужил удивительную популярность и настоящее признание зрителей.