пароход князь багратион история
Станислав Васильев
Рекомендует…
«Князь Багратион» – уникальная достопримечательность Судака
История теплохода «Князь Багратион» – Судак, Крым
В Судаке много различных достопримечательностей, но одна из них, на мой взгляд, заслуживает особого внимания. Это старый речной теплоход «Князь Багратион», расположенный у знаменитого мыса Меганом. Единственное уцелевшее судно из 11 экземпляров, построенных в период с 1911 по 1917 года на Волжском судоремонтном заводе.
Теплоход «Князь Багратион» (возле мыса Меганом)
Немного истории
«Князь Багратион» построен в 1912 году. Не знаю, почему он до сих пор носит такое название, если в 1919 году был переименован в «Память товарища Маркина». В то же время даже экскурсоводы называют его старым именем.
Вплоть до начала 90 годов прошлого века это было действующее судно, бороздившее просторы реки Волга. В 1992 году его продали в частную собственность. Новый владелец сделал на теплоходе ресторан, успешно функционировавший всего 2 года.
Уже в 1994 г теплоход отбуксировали к мысу Меганом, где и оставили. Изначально тут планировали организовать туристическую базу, но что-то не заладилось. Когда «Багратион» доставляли до теперешнего местоположения, он был еще в отличном состоянии. Сегодня же его вид оставляет желать лучшего. Все разграблено, разворовано, поломано.
Теплоход «Князь Багратион» (фото из архива)
Ходят слухи о планируемом восстановлении. Вроде бы здесь хотят сделать гостиницу для туристов. Кстати, был бы отличный вариант для отдыхающих на знаменитом пляже у мыса Меганом. Насколько это правда, сказать сложно. О теплоходе и так сложено немало легенд, которые очень любят рассказывать экскурсоводы.
Особенно они любят утверждать, что именно на судне «Князь Багратион» снимался «Жестокий романс», в котором Никита Михалков спел знаменитый «Мохнатый шмель». Но это не более чем выдумка. В фильме в качестве съемочной площадки использовались совсем другие теплоходы: «Володарский» и «Спартак». Итак, в чем же интерес для туристов. Давайте разбираться.
Описание, характеристики
Это один из самых крупных дизельно-винтовых судов тех времен. Его грузоподъемность составляла 300 тонн. На борту комфортно могли располагаться 340 пассажиров. Длинна теплохода порядка 90 метров, а ширина – 12. В то же время эта «махина» способна была развить скорость до 21 км/час.
Примечательно, что все помещения и оборудования здесь достаточно внушительных размеров. Корабль изготовлен из немецкого метала, что придает ему особого величия и уникальности. В машинном отделении изначально располагались две паровые машины, которые позже были заменены на два мощных дизельных двигателя.
Каждый член экипажа, находящегося на судне, в свое время должен был идеально выполнять свою работу. А матросов, халатно относившихся к делу, сажали в один из трех карцеров. Двери в один из них сейчас приоткрыты, картинка еще та, жуткое место.
Корабль несколько отличается от своих собратьев. Здесь имеется не только капитанская рубка, но и помещения для помощников, в свое время выполнявшие важную роль в процессе пришвартовки. Общий вид судна вызывает несомненное восхищение.
Как добраться (доехать) до «Князь Багратион»
Добираться сюда лучше всего на собственном автомобиле. Достопримечательность находится недалеко от пляжа у м. Меганом. Если будете ехать на авто – ориентируйтесь по карте. Карта и координаты внизу страницы.
Можно добираться и общественным транспортом или даже совершить пешую прогулку от курорта, до урочища Капсель. В принципе теплоход приметный, так что долго искать его точно не придется. Благодаря удачному расположению сможете совместить приятное дело с полезным: после экскурсии неплохо провести время на одном из лучших пляжей окрестностей Судака.
Точное место на карте, GPS координаты: 44.825431, 35.037954
Теплоход «Князь Багратион» однозначно будет интересен всем туристам, в той или иной степени интересующимся историей пароходостроительства. Величественное сооружение, возможно, когда-то будет отреставрировано и задуманное ранее каким-то умным человеком все же воплотят в жизнь. Я бы, например, не отказался пожить в отеле, в прямом смысле слова «на воде». А вы что думаете по этому поводу? Поделитесь с нами, напишите несколько слов в комментариях.
Привет друзья. Приветствую Вас на своем блоге. Мечта сбылась, теперь мне не нужно ходить на работу и появилось много свободного времени на путешествия. Чем я и занимаюсь сейчас.
Речной теплоход «Князь Багратион» у мыса Меганом
Большинство крымских достопримечательностей ухожено, отремонтировано, обеспечено охраной и в результате радует глаз туристам, а крымчанам дает возможность заработать. Но повезло не всем. В число неудачников попал и теплоход «Князь Багратион». Скоро 25 лет, как он ржавеет на берегу возле Судака, у мыса Меганом, и изменений к лучшему в его судьбе не предвидится.
СОДЕРЖАНИЕ
Где находится «Князь Багратион» на карте
Он располагается в 7 км к востоку от Судака, рядом с мысом Меганом (читайте про него отдельную статью). Вблизи обнаруживаются южные окрестности села Миндальное, где можно снять жилье.
Счастливое начало и неудачный конец
А начиналось все хорошо – более 100 лет назад. Крупный речной теплоход в серии подобных был построен для общества «Кавказ и Меркурий» в Коломне в 1912 г. В связи с юбилейной датой было дано судну и название – в честь П.И. Багратиона, генерала, героя войны 1812 г.
Корабль получился даже шикарным. Есть сведения, что при его спуске на воду присутствовал царь. Он был рассчитан на 340 пассажиров. При размерах судна 90 на 12 м тесно им не было. При изготовлении корпуса использовали немецкий металл наилучшего качества. Двигали теплоход изначально две паровые машины, замененные позже дизелями. Максимальная скорость «Князя Багратиона» могла достигать 21 км/ч.
Судно было речным и начало карьеру на Волге. Революция не смогла ей помешать – лишь в 1919 г. официальное название теплохода заменили на «Товарищ Маркин», в честь погибшего комиссара Волжской флотилии. Но неофициально он именовался по-прежнему, продолжая выполнять добросовестно работу – возил по Волге людей. Пассажиры послевоенных лет хорошо помнят этот корабль – с красивой отделкой внутренних помещений, опытным экипажем и свободными нравами, допускавшими общение пассажиров с командой и даже проникновение «для поговорить» в служебные помещения – никто тогда не боялся террора, вредительства и промышленного шпионажа конкурентов.
Ветеран речного флота пережил всех «родственников» по серии. Его трудовой стаж составил 72 года. Но в 1991 г. старый теплоход все же списали, а вскоре (вполне в духе «свободного рынка») продали частному владельцу в Крым.
Далее в биографии судна появляются неясные моменты. Вроде бы в 1992-1994 гг. оно «работало» плавучим рестораном в Феодосии и имело успех. Но неясно, почему при этих удачах корабль вдруг попал на берег в бухте Капсель возле Судака. Говорят, о намерениях сделать в нем плавучую гостиницу, но местные жители не заметили каких-либо поползновений по реконструкции и переоборудованию теплохода.
Сейчас поговаривают и об экскурсиях на «Князя Багратиона», о создании в нем туристической станции. На деле туристы, приезжающие на отдых к мысу Меганом, наблюдают ржавеющий корпус и «охрану» в лице порванной и накренившейся сетки-рабицы.
Сказки о кино
Не помогают брошенному теплоходу даже окружающие его сказки, создающие определенный таинственный флер вокруг честной трудовой биографии. В частности, распространен рассказ, будто именно «Князь Багратион» (в бытность «Товарищ Маркин») сыграл «Ласточку» в «Жестоком романсе», став таким образом первой площадкой для исполнения знаменитого «Мохнатого шмеля». Но прекрасная история далека от истины. «Ласточку» играли целых два теплохода, но ни один из них не был «Князем Багратионом».
Вторая история появилась относительно недавно. Любители острых ощущений, перебравшие кино и игры «Сталкер», периодически забираются внутрь теплохода. И они заявляют, что недавно обнаружили открытой одну из трех дверей, ведущих в карцеры для провинившихся матросов. Мелочи? Но «сталкеры» клянутся, что прежде все эти двери были не просто закрыты, но заперты и они никогда не могли попасть внутрь. А теперь словно вышел кто-то из невеселого по виду и назначению помещения. Но даже существующие легенды пока неспособны изменить судьбу «Князя Багратиона» к лучшему.
Остатки величия корабля «Князь Багратион»
Возможно, возрождению теплохода несколько мешает и его нынешнее расположение. Он стоит на мели, почти на берегу – эта территория фактически даже не Судак. Корабль «Князь Багратион» находится в бухте Капсель, рядом с мысом Меганом – место красивое, но лишенное инфраструктуры и нормального подъезда, что и не создает предпосылок для реставрации/реконструкции этой достопримечательности Крыма.
Его окружает условный забор из видавшей лучшие дни рабицы с предупреждающими надписями. Не перелезет через него только ленивый. Слухи о стороже не подтверждаются, о собаках же – вполне, но они не сторожевые, а просто бродячие.
Искатели острых ощущений, забиравшиеся внутрь, утверждают, что в принципе заброшенный корабль (как для 20 с лишним лет беспризорности) сохранился неплохо. Серьезно пострадали трюм и нижняя палуба, а на двух верхних сохранилась отделка кают, кое-какая мебель, зеркала, даже пианино играет (расстроено, но тем не менее). Экскурсировать по «Багратиону» опытные сталкеры советуют с осторожностью (бездомные собаки и следы их жизнедеятельности попадаются), но полагают, что для жизни это не опасно.
Однако насчет перспектив восстановления корабля их мнение не столь оптимистично. Все полагают, что это потребует весьма крупных вложений – восстанавливать и переделывать придется очень многое. Сомнительно, что какая-нибудь частная фирма сочтет такое дело перспективным. Да и на государство нет особой надежды – теплоход не является охраняемым или музейным объектом. И с каждым новым годом, проведенным на берегу, в распоряжении всех капризов погоды, уменьшают шансы судна на новую жизнь.
Как добраться (доехать)?
Чтобы доехать сюда городским транспортом, вам потребуется остановка «Капсель», где курсируют пригородные маршрутки Судака, связывающие его с Миндальным, Солнечной Долиной и Богатовкой.
На машине вы сюда доберетесь и самостоятельно, вот маршрут на карте:
Туристу на заметку
Все же теплоход «Князь Багратион» характеризуют как судакскую достопримечательность. Но что она в нынешнем состоянии увековечивает? Бесхозяйственность и равнодушие? Этого нам в Крыму и даром не надо! В заключение – видео об этом месте, приятного просмотра!
Теплоход «Князь Багратион»
Теплоход «Князь Багратион» известен сейчас в качестве корабля-заброшки, он стоит на берегу возле Судака у мыса Меганом. К сожалению, ему не повезло так, как основной массе крымских достопримечательностей, находящихся в ухоженном состоянии и под охраной. Уже больше 25-и лет теплоход ржавеет на своем вполне привычном месте.
История судна
Более века назад, а именно в 1912 году, для общества «Кавказ и Меркурий» в Коломне был отстроен речной теплоход крупных размеров. Юбилейная дата подтолкнула создателей дать кораблю имя в честь П. И. Багратиона, который был генералом и героем войны 1812 года. Интересные сведения о теплоходе «Князь Багратион» есть в Википедии, также там есть обширная информация и о самом Петре Ивановиче.
Теплоход был великолепен, по задумке создателей он вмещал 340 пассажиров, — размеры судна позволяли всем разместиться внутри достаточно комфортно. Корпус корабля был изготовлен из немецкого металла самого лучшего качества, за движение «Князя Багратиона» отвечали две паровые машины, позднее их заменили дизели. Максимально теплоход мог развить скорость до 21 км/ч. Исторические сведения гласят, что во время его спуска на воду даже присутствовал царь Николай II.
В 1950-х годах судно было капитально реконструировано. Корабль стал настоящим ветераном речного флота, пережив все подобные себе судна, и смог похвастаться трудовым стажем в целых 72 года. Несмотря на это в 1991 году он был списан, а затем продан частному владельцу в Крым.
Некоторые считают, что в 1992–1994 годах теплоход выступал в качестве плавучего ресторана в Феодосии и даже пользовался популярностью. Тем не менее не очень понятно, как тогда он оказался на берегу рядом с Судаком. Ходят слухи, что сейчас судно хотят переоборудовать в плавучую гостиницу, туристическую станцию или сделать арт-объектом, но при этом местные жители не замечают каких-либо изменений в облике корабля или явных действий по его улучшению.
Легенды наших дней
За время своего простоя теплоход оброс массой легенд. Таинственность его фигуре придает рассказ о том, что судно якобы выступало в качестве известной «Ласточки» из кинофильма «Жестокий романс». Ходят слухи, что именно он стал первой площадкой, на которой был исполнен всем знакомый «Мохнатый шмель».
Но это лишь красивый вымысел. «Ласточка» была сыграна двумя теплоходами, ни один из них не был «Князем Багратионом».
Вторую историю сочинили в наше время. Поклонники острых ощущений, а также фильма и игры «Сталкер» временами проникают внутрь корабля. Именно от них пошла легенда об открытой двери, которая ведет в карцер для провинившихся матросов. «Сталкеры» утверждают, что раньше эта дверь, а также две оставшиеся, были заперты и проход за них был невозможен, теперь же кто-то покинул одно из трех мест своего заточения и вышел наружу.
К сожалению, даже обилие легенд не помогает поменять судьбу корабля к лучшему.
Теплоход сейчас
Скорее всего возрождение судна тормозит его нынешнее место обитания. Он разместился на мели, практически рядом с берегом — территория по факту не является даже Судаком. «Князь Багратион» простаивает свои дни в бухте Капсель недалеко от мыса Меганом. Места здесь очень красивые, но тут отсутствует инфраструктура и нормальный подъезд, поэтому реставрация или реконструкция корабля не представляются возможными.
Теплоход «Князь Багратион» в Судаке: google-панорама
Вокруг этой достопримечательности Крыма выстроили небольшой забор, на котором имеются предупреждающие надписи. Пролезть через него не составит труда, тем более, что сторожа тут нет.
Проникавшие внутрь корабля не раз рассказывали, что для заброшенного судна он неплохо сохранился. Сильно разрушены лишь трюм с нижней палубой, две верхних же демонстрируют сохранившуюся отделку кают, небольшой набор мебели, зеркала и вполне рабочее пианино. Изучать корабль следует с осторожностью из-за наличия здесь бездомных собак, тем не менее опасности для жизни, по мнению опытных сталкеров, нет.
Как добраться до теплохода «Князь Багратион» в Судаке
Доехать до места можно на городском транспорте, для этого выходят на остановке «Капсель», до которой доезжает ряд автобусов Судака: № 8, № 12 и № 13. Добраться на них можно из Миндального, Солнечной долины и Богатовки. От остановки до корабля придется идти пешком какое-то время.
Экономия времени — полезное дело. Такси Uber в Судаке позволит доехать до судна гораздо быстрее автобуса.
Теплоход «Князь Багратион»: видео
Ржавеющий в крымской бухте теплоход царского периода может стать арт-объектом
Симферополь, 4 июня. Крыминформ. Речной теплоход «Князь Багратион», который 20 лет простоял без движения в одной из бухт в окрестностях Судака, может стать арт-объектом. Об этом со ссылкой на главу администрации города Игоря Степикова сообщил «Интерфакс».
«Теплоход находится на участке, который передан в федеральную собственность. Рассматриваются разные возможности: либо он будет использоваться как архитектурный объект – отреставрируют и оставят на месте, либо будут договариваться с собственником о другой судьбе», – рассказал Степиков.
Он уточнил, что теплоход принадлежит местному жителю, который ранее пытался оформить земельный участок в собственность и реализовать инвестпроект. Глава администрации Судака считает вариант реконструкции наиболее удачным решением для этого заброшенного судна, которое до сих пор привлекает туристов.
«Князь Багратион» был построен в 1912 году. Этот теплоход считается последним сохранившимся объектом первой серии речных дизельных винтовых пассажирских судов периода Российской империи. Изначально судно было оснащено двумя паровыми машинами, которые позже заменили дизелями. Максимальная скорость «Князя Багратиона» могла достигать 21 километра в час.
До 90-х годов XX века теплоход длиной 90 метров и шириной 12 метров, рассчитанный на 340 пассажиров, совершал круизы по Волге. Потом он был выкуплен в частную собственность и перевезен в Крым. Несколько лет «Князь Багратион» использовали под ресторан, а потом отбуксировали к мысу Меганом, где поставили на прикол и обнесли условным забором с предупреждающими табличками.
У теплохода проржавели нос и борт, от штормов сильно пострадали трюм и нижняя палуба. Внутренняя отделка сохранилась лучше, осталась часть мебели и пианино.