парсуна царя ивана грозного
Парсуна царя ивана грозного
Рассмотрите изображение и выполните задание
Какие суждения о произведении русского искусства, изображённом на фотографии, являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны
1) в настоящее время данный портрет хранится в Эрмитаже
2) на фотографии изображена парсуна царя Ивана Грозного
3) данное изображение выполняло роль иконы в одном из кремлёвских храмов
4) данная форма живописи получила активное развитие в России XVII в.
5) портретная живопись в форме парсун просуществовала в России до XIX в.
Какие из храмов были созданы в тот век, когда в России правил царь, изображённый на портрете? В ответе запишите две цифры, под которыми они указаны.
Храм Покрова на Рву (Храм Василия Блаженного) XVI в. — 2.
Церковь Вознесения в Коломенском — 4.
Изображение № 1 — Церковь Преображения Господня в Кижах (XVIII в.)
Изображение № 3 — Спасо-Преображенский собор в Петербурге (XVIII в.)
Парсуна Ивана IV Грозного из собрания Национального музея Дании (Копенгаген), конец XVI—XVII вв. Неизвестный художник.
1) в настоящее время данный портрет хранится в Эрмитаже — НЕТ, неверно.
2) на фотографии изображена парсуна царя Ивана Грозного — ДА, верно.
3) данное изображение выполняло роль иконы в одном из кремлёвских храмов — НЕТ, неверно.
4) данная форма живописи получила активное развитие в России XVII в. — ДА, верно.
5) портретная живопись в форме парсун просуществовала в России до XIX в. — НЕТ, неверно.
Рассмотрите изображение и выполните задание
Какие суждения о произведении русского искусства, изображённом на фотографии, являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите цифры, под которыми они указаны
1) на фотографии изображен портрет (парсуна) царя Алексея Михайловича
2) портрет хранится в Золотых кладовых Эрмитажа
3) парсуна создана в XVII в.
4) данная форма живописи получила активное развитие в России XVIII в.
5) в руках царя, изображённого на портрете, скипетр, на его голове — держава.
Какие из икон были созданы в том веке, когда в России правил царь, изображённый на портрете? В ответе запишите две цифры, под которой они указаны.
Икона Симона Ушакова Cпас Нерукотворный (XVII в.) — 1.
Изображение № 2 — Икона Казанской Божьей матери (XVI в.);
Изображение № 3 — Икона Георгий Победоносец (XIV в.).
Икона Симона Ушакова Троица — 4.
У Симона Ушакова была своя икона «Троица».
Портрет царя Алексея Михайловича, конец 1670 − начало 1680 гг. Неизвестный русский художник второй половины XVII в.
1) на фотографии изображен портрет (парсуна) царя Алексея Михайловича — ДА, верно.
2) портрет хранится в Золотых кладовых Эрмитажа — НЕТ, неверно.
3) парсуна создана в XVII в. — ДА, верно.
4) данная форма живописи получила активное развитие в России XVIII в. — НЕТ, неверно.
5) в руках царя, изображённого на портрете, скипетр, на его голове — держава — НЕТ, неверно.
XVIII в. традиционно считается расцветом портретной живописи (Левицкий, Боровиковский, Рокотов, Шибанов и др.), т.е. ответ 4 верный
Вы не правы, парсуна, как жанр портретной живописи практически исчезает в XVIIIв., а перечисленные вами художники писали портреты в уже в более реалистичном направлении и их работы к парсунам отнести нельзя.
Рассмотрите изображение и выполните задание
Какие суждения о памятнике архитектуры, изображенном на фотографии, являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) Церковь находится в г. Владимире.
2) Храм построен в стиле «нарышкинское барокко».
3) Церковь была построена в честь рождения наследника Василия III.
4) Церковь построена в шатровом стиле.
5) Церковь была разрушена во время бомбардировки в годы Великой Отечественной войны.
Какие из зданий, представленных ниже, были построены в годы царствования правителя, в честь рождения которого была сооружена изображённая выше церковь?
В ответе запишите две цифры, под которыми они указаны.
3 — Храм Василия Блаженного или Покровский собор был построен в честь взятия Казани Иваном IV в XVI в. А также храм Усекновения головы Иоанна Предтечи 1553−1554 гг. — 4.
На фотографии изображена церковь Вознесения в селе Коломенском, построенная в честь рождения Ивана IV. Эта первая постройка в шатровом стиле.
1) Церковь находится в г. Владимире — НЕТ, неверно.
2) Храм построен в стиле «нарышкинское барокко» — НЕТ, неверно.
3) Церковь была построена в честь рождения наследника Василия III — ДА, верно.
4) Церковь построена в шатровом стиле — ДА, верно.
5) Церковь была разрушена во время бомбардировки в годы Великой Отечественной войны — НЕТ, неверно.
в третьем варианте ответа написано «построена в честь рождения наследника Василия III», а в ответе «построенная в честь рождения Ивана IV»
у вас ответ не совпадает с пояснением
Все совпадает. Иван Грозный был наследником Василия Третьего.
Рассмотрите изображение и выполните задание
Какие суждения о событиях, изображённых на картине, являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) Событие, изображённое на картине, происходило в Москве.
2) Главными зачинщиками изображённого события выступили полки иноземного строя.
3) Изображённые на картине события связаны со стрелецким бунтом.
4) Изображённый на картине священнослужитель — патриарх Никон.
5) Изображённое событие завершилось дворцовым переворотом.
Какие из событий, изображённых на представленных ниже репродукциях, произошли в тот же век, что и представленное? В ответе запишите две цифры, под которыми они указаны.
2 — картина Сурикова «Боярыня Морозова» посвящена событиям церковного раскола XVII в. А также Переяславская рада 1654 г. Картина М. Хмелько, 1951 г.
На картине из предыдущего задания изображен, как я понимаю, стрелецкий бунт 1782 года. Правильный ответ должен быть 3 «Хованщина».
Извините, но вы ошибаетесь ровно на сто лет, стрелецкий бунт был в 1682 году. Поэтому ответ 3 неверный, там картина о Полтавской битве, а она была в 18 веке.
как мог Суриков написать картину в 17 веке, когда он жил в 19.
На картине изображены события стрелецкого бунта 1682 г. в Москве, когда на престол были провозглашены два царя Иван V и Петр I при регенстве царевны Софьи.
1) Событие, изображённое на картине, происходило в Москве — ДА, верно.
2) Главными зачинщиками изображённого события выступили полки иноземного строя — НЕТ, неверно.
3) Изображённые на картине события связаны со стрелецким бунтом — ДА, верно.
4) Изображённый на картине священнослужитель — патриарх Никон — НЕТ, неверно.
5) Изображённое событие завершилось дворцовым переворотом — НЕТ, неверно.
6 ФАЛЬШИВЫХ ПОРТРЕТОВ ИСТОРИЧЕСКИХ ЛИЧНОСТЕЙ
Свирепый Иван Грозный, дикий Дракула, соблазнительная Лукреция Борджиа. Мы же прекрасно знаем, как выглядели знаменитости, не правда ли? Ведь есть их известные портреты. Которые, как выяснилось, на самом деле имеют мало общего с реальной внешностью этих людей.
Написано век спустя
Влад Дракула (1431–1476)
Огромные глаза, тонкий нос, большие усы и роскошное одеяние. Облик валашского князя Влада III Цепеша, прозванного также Дракулой и из-за своей кровожадности послужившего прототипом знаменитого вампира, запечатлен на нескольких портретах XV–XVI веков. Лучшая из таких картин хранится в замке Амбрас.
Неизвестный художник. Портрет Влада III Цепеша. 1570–1595 годы
Она была создана почти век спустя после смерти Дракулы. Предполагается, что это копия с некоего утраченного исходника, написанного с натуры в 1470-е годы, когда Влад находился в плену у венгерского короля в крепости Вишеград. Каким мог быть профессиональный уровень местного художника, создавшего портрет? Вряд ли масштаба Лукаса Кранаха. Насколько ловко художнику удалось передать черты пленного князя, нам никогда не узнать. К тому же копиисты при создании списка были способны многое испортить. А владелец замка Амбрас австрийский эрцгерцог Фердинанд II собирал картины для своей огромной коллекции «портретов выдающихся людей», как было модно в XVI веке. При ее составлении количество знаменитых персон, представленных в собрании, было намного важнее качества изображений, поэтому правдоподобие считалось необязательным. От художника требовалось лишь повторить «фирменные», узнаваемые приметы Влада Цепеша, которые начали кочевать с гравюры на гравюру еще в XV столетии.
Это куртизанка, а не знатная дама
Лукреция Борджиа (1480–1519)
Полуобнаженная юная дева с роскошными волосами, в руке хрупкие цветочки — так легко увидеть в облике Флоры с картины Бартоломео Венето прославленную красавицу эпохи Ренессанса Лукрецию Борджиа, внебрачную дочь папы Александра VI, представительницу самой развратной и могущественной семьи того времени, невинную жертву родственников-мужчин (отец и братья неоднократно выдавали ее замуж в собственных интересах, а также, по слухам, вступали с ней в связь). Лукрецию ретивые любители искусств «опознали» на этом портрете где-то в начале ХХ века, основываясь на информации, что Венето ее некогда писал. Картину датировали примерно 1500 годом, когда модели было двадцать лет.
Бартоломео Венето. Портрет дамы в образе Флоры. Ок. 1520 года
Ныне же искусствоведы установили, что портрет написан примерно в 1520–1525 годах. А Лукреция скончалась в 1519-м, в почтенном для той поры возрасте 39 лет, родив десяток детей и вытерпев неизвестное число выкидышей, что, разумеется, сказалось на ее внешности. Даже если предположить, что художник создавал портрет по памяти, приукрасив облик покойной, все равно написать герцогиню Феррарскую в таком наряде было немыслимо.
Неизвестный художник. Портрет Лукреции Борджиа (копия с картины Бартоломео Венето). Ок. 1510–1520 годов
Сегодня ученые считают, что на картине изображена куртизанка: для таких женщин подобное неглиже, на оборот, было «униформой». Единственный портрет, который исследователи признают имеющим отношение к реальной Лукреции Борджиа, — копия утраченной картины, хранящаяся в Музее изя щных искусств Нима. И дама на нем совершенно не похожа на нежную юную «Флору». Впрочем, это копия с утраченного портрета, и копиист, возможно, прибавил модели возраста и килограммов.
Изображена дочь художника
Тициан (мастерская). Портрет женщины, т. н. La Sultana Rossa. 2-я половина XVI века
Хюррем, известная в Европе как Роксолана, — жена султана Сулеймана Великолепного, прекрасная славянка, искусная в интригах и в любви, — смотрит на нас с портрета, приписываемого Тициану. Светлые волосы и кожа, восточный наряд, а в руках — куница (дамы той эпохи использовали ручных зверьков в качестве живых блохоловок). Однако написать с натуры портрет женщины из султанского гарема не мог ни Тициан (который никогда не ездил в столицу Османской империи), ни кто-либо другой. Художников просто не пустили бы туда, ведь они не евнухи. А за пределами гарема дама скрывала лицо от посторонних мужчин. Вероятно, Тициан создал портрет султанши (кстати, сохранившийся лишь в копии) для одного из коллекционеров. Сулейман и его жена были крайне популярными персонами у современников-европейцев, и, поскольку спрос был очень велик, возникла вымышленная иконография изображения султанши.
Тициан. Портрет дамы с яблоком. Ок. 1550 года
Для портрета Тициану, скорее всего, позировала его дочь Лавиния, запечатленная на других картинах как безымянная «прекрасная венецианка».
Неизвестный художник. Парсуна Ивана Грозного. Начало XVII века (?)
Парсуна (портрет в иконописной манере), изображающая первого русского царя, подкупает зрителя правдоподобием. Выразительные черты лица правителя свидетельствуют о примеси греческой крови: бабка Ивана IV София Палеолог была родом из Византии. Как картина попала в Национальный музей Дании, неизвестно; другие, более поздние парсуны, написанные в такой манере, служили «надгробными портретами» при захоронениях в Архангельском соборе Московского Кремля. По легенде, эту парсуну Иван Грозный послал в Англию королеве Елизавете I, когда собрался к ней свататься, только вот доска не доехала и каким-то образом оказалась в более близком Копенгагене.
Иоанн Богослов. Икона. XVI век
Современные исследователи древнерусской иконописи, в частности Ирина Бусева-Давыдова и Михаил Красилин, изучив парсуну, пришли к выводу: это фальсификация, вероятно, XIX века. Ловкую подделку изготовили, переписав подлинную икону с изображением лысого и бородатого святого (скорее всего, «Иоанн Богослов в молчании»). Красивые «греческие» глаза, брови, нос получились из-за того, что иконописный канон лиц византийского происхождения. Этим и объясняется сходство портрета с реконструкцией лица Ивана Грозного по черепу, выполненной в 1963 году антропологом Михаилом Герасимовым.
Изображена жена купца
«Кровавая графиня» Елизавета Батори (1560–1614)
Аньоло Бронзино. Портрет Лукреции Панчиатики. Ок. 1540 года
Венгерская аристократка Елизавета Батори, «кровавая графиня», осужденная в начале XVII века за жестокие убийства сотен девушек, — как подходит к ее истории завораживающая ледяная красота этой картины! Все как один интернет-поисковики, если спросить их о портрете Елизаветы Батори, выдают ссылку на этот шедевр. Только вот загадка: на даме платье по итальянской моде 1540-х годов, а Батори родилась в 1560-м. Да и откуда в Венгерском королевстве тех лет портретист такого таланта?
Неизвестный художник. Портрет Елизаветы Батори. Ок. 1630 года
Эта картина работы тосканца Аньоло Бронзино изображает благородную флорентийскую даму по имени Лукреция Панчиатики, жену богатого купца и политика, в жизни не замеченную ни в одном преступлении. Портрет Елизаветы Батори из Венгерской национальной галереи, написанный лет через 15 после ее смерти, намного больше соответствует провинциальному уровню, какой имела живопись региона в ту эпоху.
Барыня-садистка Дарья Салтыкова, мучившая своих крестьян до смерти, жила в эпоху Екатерины II. Вот картина того времени: пухлая дама с напудренными волосами и в кружевном капоре — ах, такое милое лицо, но в его чертах ведь проглядывает жестокость!
Августин Христиан Ритт. Портрет графини Дарьи Петровны Салтыковой. 1794 год
У серийной убийцы было отчество Николаевна, а на этом портрете — Салтыкова Дарья Петровна (1739–1802), ни в чем не виноватая аристократка, тезка и современница злодейки. И другие изображения, выдаваемые интернет-поисковиками на запрос «Салтычиха», — как правило, портреты Дарьи Петровны. Впрочем, не все: еще по этому запросу можно полюбоваться портретами самой императрицы Екатерины Великой (украшенными аккуратной подписью «Салтычиха»), а также изображением Марии Васильевны Салтыковой — сестры одного из екатерининских фаворитов. Вообще, пожалуй, ни одна дама с русского портрета XVIII века не застрахована от того, что ее лицо украсит материал о Салтычихе. Внимание: ни одного подлинного изображения помещицы-убийцы не сохранилось.
Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 11, ноябрь 2018 г.
Историк Елена Уханова раскрыла тайну уникального портрета Грозного
Уже сегодня наш телеканал представит грандиозную премьеру масштабной исторической саги «Грозный» – о легендарном правителе, личность которого по сей день вызывает множество дискуссий. Об уникальном прижизненном портрете царя и спорной достоверности других изображений Ивана Грозного мы побеседовали с историком Еленой Ухановой.
Сегодня вечером на канале «Россия 1» состоится грандиозная премьера масштабной исторической саги «Грозный» – о жизни и эпохе одного из самых неоднозначных русских правителей, который первым нарек себя царем Всея Руси и сумел сделать страну крупнейшей мировой державой. В истории Иван IV навсегда остался Грозным – жестоким тираном, не знавшим милосердия и жалости. Кем же на самом деле был легендарный самодержец: беспощадным палачом, радикальным реформатором или мудрым просветителем? Чтобы составить психологический портрет человека, современные исследователи нередко обращаются к физиогномике – науке, определяющей тип и характер личности по чертам и выражению лица. Однако в случае с Грозным есть определенные сложности, ведь большинство портретных изображений царя имеют мало общего с реальностью. Почему нельзя судить об облике самого сурового правителя в истории Руси по его живописным воплощениям? С этим вопросом мы обратились к кандидату исторических наук, старшему научному сотруднику Отдела рукописей Государственного исторического музея Елене Ухановой. Далее в материале приводятся выдержки из нашей беседы со специалистом.
Приблизительная неточность
Ни один из известных до сих пор портретов царя не имел признаков достоверности. До недавнего времени исследователи признавали условно прижизненными лишь два изображения, а все остальные определяли как более поздние. Первое из них – ксилография Ганса Вейгеля старшего, напечатанная в Нюрнберге в 1563 году. Второе – гравюра из книги «Жизнь великого князя Ивана Васильевича», изданная в Витеберге в 1585 году. Оба этих портрета выполнялись со слов очевидцев, посещавших царские приемы, а сами художники Грозного никогда не видели. Представьте себе: человек попадал на посольский прием во дворце, на котором присутствовал царь. Допустим, через год он возвращался в свою страну и рассказывал художнику, как выглядит правитель. А мастер, как понял, так и рисовал, взяв за основу чужие впечатления. Разумеется, о достоверности здесь речи быть не может, тем более – о научной физиогномической ценности.
Подлинник или подделка?
Широкую известность получила парсуна, которая сейчас хранится в Копенгагене и датируется 30-ми годами XVII века. Среди исследователей ведутся постоянные дискуссии вокруг этой работы. На ее обороте есть надпись на латыни о том, что она была подарена царем Феодором Алексеевичем датскому послу Фридриху фон Габелю в 1677 году. Однако ряд специалистов сомневаются в подлинности портрета и, основываясь на анализе стиля, отдельных приемов письма и некоторых технологических признаков, считают его лишь стилизацией или даже подделкой конца XIX – начала XX веков.
Уникальная находка: прижизненный портрет царя
Широко известно, что именно Иван Грозный был инициатором развития книгопечатания на Руси, и в собрании Государственного исторического музея хранится единственный экземпляр первопечатного «Апостола» Ивана Федорова 1564 года с прижизненным изображением царя на верхней крышке переплета. Со временем портрет был практически утрачен – восстановить черты правителя удалось лишь совместно со специалистами Института космических исследований РАН – при помощи метода мультиспектральной макросъемки.
Сомнений в безусловном портретном сходстве никаких, ведь Иван Грозный был покровителем Ивана Федорова, он же финансировал первые типографии, и, конечно, изображение царя на подносном экземпляре должно было соответствовать масштабу его личности. Мастер, которого, скорее всего, привлекли из Оружейной палаты, не мог его не видеть. Представляете, подарить государю портрет, который на него не похож? Это был бы еще больший позор, чем просто вручить ему книгу без переплета.
Если сравнивать это изображение Грозного с реконструкцией выдающегося антрополога Михаила Герасимова, которую он создал на основе изучения черепа правителя, обнаруживается несомненное сходство. Хочу обратить внимание на одну деталь портрета: рисунок левого глаза заметно отличается от рисунка правого – кажется, что левый глаз имеет другую форму и несколько прикрыт. Конечно, можно было бы списать это на сохранность тиснения и несовершенство визуализации. Однако, согласно воспоминаниям одного из иностранцев, приглашенных на прием к Грозному, лицо царя действительно имело значительную асимметрию – в частности, левый глаз имел некоторый дефект и был больше правого. Так что можно с уверенностью считать этот портрет единственным подлинным прижизненным изображением правителя.
Об использовании исторических личностей в кино
Конечно, я считаю, что такие фильмы необходимы. При этом в них важна не только достоверность в изложении фактов или изображении эпохи, но и эмоциональная, эстетическая составляющая. Кино, как и любое произведение искусства, прежде всего, должно давать нам повод для размышления о добре и зле, о судьбах людей и целых государств. В случае с историческими фильмами принципиальное значение имеет и образовательная функция. К примеру, прочитал что-то школьник в учебнике, и даже если он что-то запомнил, то к концу года обязательно забудет. А вот если ученик посмотрел кино и смог понять суть происходящего, разумеется, это останется в памяти. Та эмоциональная составляющая кинематографа, которая накладывается на сухой исторический материал, помогает запоминать сюжеты лучше. И если фильм действительно соответствует исторической правде, он поможет сделать население нашей страны чуть более грамотным.
В масштабной исторической саге «Грозный» на роль царя пригласили сразу двух актеров – Сергея Маковецкого и Александра Яценко. Насколько достоверно им удалось воссоздать образ легендарного правителя – судить вам. Не пропустите грандиозную премьеру 23 ноября, в 21:20, в эфире телеканала «Россия 1».