патриарх новозыбковский и всея руси
РУССКАЯ ДРЕВЛЕПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ
Русская древлеправославная церковь («новозыбковская иерархия»), одна из старообрядческих организаций поповского толка.
Основу для древлеправославной церкви составили беглопоповцы, которые не приняли белокриницкой иерархии. Значительная их часть в 1923 году признала своим главой перешедшего к ним Саратовского обновленческого архиепископа Николая (Позднева).
В сентябре 1929 года к ним присоединился еще иосифлянский епископ Свердловский Стефан (Расторгуев). Буквально через несколько дней епископы Никола и Стефан уже совершили хиротонию нового епископа Пансофия.
С 1923 глава новообразованной церкви именовался Архиепископом Московским, Саратовским и Всея России древлеправославных христиан.
Первоначально центр церкви находился в Саратове. В 1924 году он был перенесен в Москву (при Никольском храме на Рогожском кладбище), а в 1955 году в Куйбышев (Самару), и, наконец в 1963 году в Новозыбков (Брянская область), из-за чего церковь часто называют Новозыбковской архиепископией.
Спасо-Преображенский собор в Новозыбкове был закрыт только в 1938, а в 1943 во время немецкой оккупации богослужения в нем возобновились и более не прекращались.
3 марта 2002 завершился Собор Древлеправославной Церкви, на котором принято решение о восстановлении патриаршества. Архиепископ Новозыбковский, Московский и всея Руси Александр (Калинин) был возведён в сан патриарха с титулом «Древлеправославный патриарх Московский и всея Руси».
Предстоятели
Статистика
50 общин, 9 архиереев (в том числе на территории Румынии, в подчинении которого 5 приходов), 9 епископских кафедр: архиепископа Новозыбковского, Московского и всея Руси, епископа Пермского, епископа Волгоградского и Саратовского, епископа Тульчинского и всея Румынии, епископа Гомельского и всея Белоруссии, епископа Московского, епископа Уральского, Самарского и Оренбургского, епископа Курского и всея Украины, епископа Бурятии и всего Дальнего Востока.
Имеется Высшее древлеправославное духовное училище (г. Новозыбков Брянской обл., ул. Первомайская, 7).
Приверженцы Церкви живут в Центральной России, в Среднем Поволжье, в Западной Сибири, Забайкалье, в Краснодарском крае, в Румынии и в Грузии.
Московская община имеет 6 действующих храмов. В 1990 году новозыбковцам был передан московский храм святителя Николы на Зацепе (неподалёку от Павелецкого вокзала), где и разместилась кафедра древлеправославного патриарха.
Геннадий (Антонов), архиепископ Новозыбковский, Московский и всея Руси
Архиепископ Геннадий (Гурий Васильевич Антонов, 1903–2 февраля 1996 гг.).
Гурий Васильевич являлся участником Великой Отечественной войны. С декабря 1941 г. по март 1944 г. служил в звании сержанта в частях ПТР 255-й дивизии, которая заграждала продвижение немецких танков на Ленинград. В марте 1944 года вследствие тяжелого ранения он был демобилизован из Армии. Архиепископ Геннадий имеет правительственные награды за боевые заслуги.
В 1958 году рукоположен в сан диакона. В 1960 году направлен на постоянное служение в Спасо-Преображенский собор г. Новозыбкова в помощь Новозыбковскому Епископу Иеремии (Матвиевичу). В диаконском сане прослужил более 20 лет.
В 1979 году овдовел. Принял иноческий постриг с именем Геннадий.
На Архиерейском Соборе избран на пост Предстоятеля Церкви вместо ушедшего на покой Архиепископа Павла (Машинина). Возведен в сан Архиепископа 23 сентября 1979 года. Первосвятительское служение Архиепископа Геннадия было весьма продолжительным — в течение 17 лет он являлся Предстоятелем Церкви. По его благословению в 1982 году в Церкви был восстановлен Издательский отдел, начал издаваться церковный календарь и другая духовно-просветительская литература. Архиепископ Геннадий усердно заботится о хиротонии новых священнослужителей, восстановлении истроических приходов и об организации новых. Для решения этих задач в 1990 году по его благословению в г. Новозыбкове открылось Высшее Духовное Училище.
В 1990 году трудами Архиепископа Геннадия были востановленны богослужебные связи с христианами Румынии, которые были прерваны по вине безбожников более чем на 70 лет. Несмотря на очень преклонный возраст, Архиепископ Геннадий постоянно посещал церковные общины по всей России и за границей: совершал службы Божественной Литургии, общался с верующими, помогал настоятелям приходов решать вопросы церковно-приходской жизни.
21 октября 1993 года Геннадий получил сильную травму — находясь в Московском храме Владыка поскользнулся на лестничной площадке, упал и в результате падения произошел перелом шейки левого бедра. Даже подумать тяжело, какая это трагедия для человека. Несмотря на это, Владыко Геннадий с самого начала постигшего его несчастья стал уповать на Господа Бога и Пресвятую Богородицу, что Они помогут ему встать на ноги.
Архиепископ Геннадий был доставлен в 13-ю Московскую городскую больницу. Там с целью закрепления его ноги для вытяжения под грузом кость 90-летнего старца просверлили без наркоза в двух местах: в чашечке колена и в другом месте пониже. Унылая больничная обстановка, весьма продолжительное время неподвижности не помешали Владыке Геннадию выполнять положенные для его архиерейского сана правила молитвы и поста. Даже на одре столь тяжелой болезни Его Высокопреосвященство живо интересовался церковными делами, принимал священнослужителей, отвечал на их вопросы, давал нужные наставления.
Владыко Геннадий был рад каждому, кто приходил к нему в больницу, будь это духовные лица или миряне. В дни пребывания Владыки в больнице в древлеправославных храмах и домах возносились усердные молитвы о здравии и спасении болящего Архиепископа. Медицинский персонал удивлялся, как быстро и успешно шло заживление ноги у Архиепископа Геннадия. 29 января 1994 года Архиепископ Геннадий возвратился в Новозыбков в свою резиденцию, и с такой же энергией, какая была у него до травмы бедра, стал разбирать церковные дела, служить архиерейские службы, посещает приходы.
Скончался Архиепископ Геннадий 2 февраля 1996 года на 93-м году жизни и на 17 году первосвятительского служения [1]. Похоронен Владыка в г. Новозыбкове на старообрядческом кладбище, рядом с могилой Архиепископа Иеремии.
[1] К сожалению, годы архипастырского служения Владыки Геннадия не прошли совсем безоблачно для Церкви. В 1988 году по некоторым вопросам церковной жизни у Архиепископа Геннадия возникли разногласия с Епископом Пермским Леонтием (Кречетовым) и Епископом Московским Флавианом (Вдовиным). В результате чего между архиереями произошел разрыв. Владыка Флавиан впрочем вскоре восстановил общение с Архиепископом, а в 1993 году с прошением принять его в общение к Освященному Собору обратился и Епископ Леонтий вместе с поддержавшими его клириками.
Но разделение не исчезло бесследно. В период конфликта с Архиепископом Геннадием Епископ Леонтий рукоположил единолично в епископский сан священника из Грузии Феодора Гончарова (еп. Потийский Филарет) и грузинского христианина Муртаза Чахаву (еп. Иона Тбилисский). Которые, в свою очередь, рукоположили ряд епископов и клириков для образовавшейся таким образом Грузинской древлеправославной церкви. Впоследствии, в сентябре 2001 года, Грузинская церковь раскололась на тех, кто признавал над собой власть еп. Ионы Тбилисского, и тех, кто признавал своим главой еп. Павла Потийского.
Причиной для раскола послужили откровенно еретические взгляды еп. Ионы, касающиеся ряда богословских вопросов, также ему было предъявлено обвинение в блудодеянии. После смерти в марте 2003 года еп. Ионы общества, им возглавляемые, распались. С епископом же Потийским Павлом в настоящее время Миссионерский отдел Древлеправославной Церкви ведет переговоры о примирении. Христиане с обеих сторон выражают свою искреннюю озабоченность и заинтересованность в успешном окончании переговоров и полном преодолении многолетнего разделения.
Личность эпохи
Этот раздел — настоящее сокровище русского народа. Каждый человек и каждая судьба — это не красочный рассказ или выдумка, а живая история, за которой стоит жизнь ЧЕЛОВЕКА, порой нелегкая судьба несломного духа ЛИЧНОСТИ.
Эти люди навсегда останутся в нашей памяти как живой пример чистой веры, любви к ближним, служению своей отчизне и сохранению русских традиций.
Русская вера и русские традиции: старообрядчество и староверы вчера и сегодня
Последние годы в Росиии, в силу известных политических и экономических событий, растет интерес к своим корням и самоопределению русской нации. Идет поиск тех незыблемых, родных ценностей, которыми так богата наша история, наш народ. Русская культура, русские традиции, русская истрия и русская вера — вот основные тематики, которыми все чаще интересуются наши соотечественники, настоящие русские люди! Старообрядчество является живым примером того созидательного мировоззрения, на котором можно построить прочную и незыблемую патриотическую основу для духовной, культурной и научно-экономической жизни общества.
Сама история старообрядчества показывает невероятные примеры стойкости и патриотизма, защиты делом своей веры и традиций, истории и культуры своей Родины — святой Руси. Уже сейчас многие как светские, так и церковные авторы публикуют материалы, посвященные духовному и культурному наследию, истории и современности старообрядчества. Однако сам феномен старообрядчества, его философия, мировоззрение и особенности терминологии исследованы до сих пор слабо. «Кто такие староверы?» — на этот вопрос пока нет однозначного ответа, понятного для каждого нашего соотечественника.
Сайт «Русская вера» является самым обновляемым источником информации, рассказывающий об истории и современной жизни старообрядчества в целом и старообрядческих согласий в частности, таких как: РПСЦ, РДЦ, ДПЦ, Старопоморы-федосеевцы и другие, а также Старообрядные приходы в лоне РПЦ. Наш проект дает возможность читателю отслеживать актуальные новости старообрядчества, найти прямую дорогу и посетить старообрядческий храм, вспомнить прекрасные русские традиции, прикоснуться к архивным документам и памятникам культуры, каковым является Лицевой Летописный свод (Лицевой свод Ивана Грозного). Сайт первым начал собирать истории и биографии из жизни особо значимых деятелей прошлого (протопоп Аввакум, Митрополит Амвросий) и наших современников (Агафья Лыкова, Митрополит Алимпий). На страницах нашего ресурса можно задать вопрос священнику и побеседовать с единомышленниками. Мы приглашаем всех небезразличных патриотов поддержать нашу идею и объединиться в деле восстановления нашей общей родины — святой Руси!
Староверы из Новозыбкова
В 1929 г. власти закрыли все московские храмы беглопоповцев, включая храм Николо-Рогожской общины. Община была вынуждена перейти в северный придел Никольского единоверческого храма на Рогожском кладбище в Москве, до конца 1990 г. остававшийся главным центром московских беглопоповцев. Ввиду его крайней тесноты многие прихожане посещали соседний Покровский собор Российской Православной Старообрядческой Церкви (РПСЦ). В 1990 г. городские власти передали московской общине храм на Новокузнецкой улице, который ныне является главным московским храмом древлеправославных христиан.
Для новозыбковцев характерно более доброжелательное отношение к власти, чем для других направлений старообрядчества. Они принципиально считают, что всякая власть от Бога и что за нее необходимо молиться. У новозыбковских старообрядцев даже в советское время были хорошие отношения с властями, и они «более патриотически» выглядили на фоне остальных старообрядцев. Один из первоиерахов Церкви Архиепископ Геннадий даже встречался несколько раз с Михаилом Горбачевым.
Советское время вызывает у новозыбковцев определенную ностальгию. Тогда было больше связей с другими старообрядцами и никонианами. С господствующей Православной Церковью новозыбковцы всегда стремились поддерживать доброжелательные отношения. Они выступают против резко отрицательного отношения к никонианам со стороны белокриницких старообрядцев и беспоповцев. Новозыбковцы не склонны осуждать православных за слишком тесную связь с властью, так как сами они не прочь войти с ней в союз.
В 2001 г. отношения белокриницких старообрядцев и новозыбковцев обострились. Глава РДЦ Архиепископ Александр выступил с резкими заявлениями против РПСЦ. Он обвинил ее в «прозелитической» деятельности, в склонении священнослужителей РДЦ к переходу в белокриницкую Церковь. Основным обвинением владыки Александра в адрес РПСЦ было то, что белокриницкие стараются выступать «перед внешним миром» от лица всего старообрядчества и нетерпимо относятся к «господствующим конфессиям».
Членам Древлеправославной Церкви, как и многим христианам, даже не старообрядцам, не нравится «современная атмосфера распущенности и западное влияние на молодое поколение». Однако многие новозыбковцы при этом считают, что лучше периодические гонения атеистического режима, чем свобода нравов и выбора, которую несет с собой демократия.
Новозыбковцы видят свои различия с никонианами в основном в обрядах, серьезных идейных отличий они не указывают. Они отрицают то, что связь Московской Патриархии с советской властью, сталинская политика восстановления религии оказали существенное влияние на современную РПЦ. Объясняют это тем, что «Сталин закрыл, он и открыл». Отмечают также в РПЦ наличие модернизма, не находя в этом большой проблемы. Новозыбковцы признают благодатность Московской Патриархии, так как принимают к себе священнослужителей господствующей Церкви. Главное, чтобы человек был крещен погружательным способом. К единоверцам относятся так же, как и к членам РПЦ, потому что единоверцы получают рукоположение от никонианских епископов.
С точки зрения новозыбковских старообрядцев, все остальные христиане находятся в заблуждении и ереси, но они не считают, что все остальные не спасены. Проблематично говорить о спасении у никониан, но сложнее всего, по мнению древлеправославных священнослужителей, спастись тем, у кого нет священства: беспоповцам. У них нет таинств и священства, а без этого спасение невозможно.
Особенностью духовенства Древлеправославной Церкви сами новозыбковцы считают верность Церкви как институту. По словам одного из представителей духовенства, «у нас подбирают священников, которые прежде всего верны Церкви, инициативных, но не очень, верных не человеку, а именно Церкви. Это белокриницкие отличились тем, что у них много полемистов, кочующих из одного согласия в другое».
Новозыбковцы традиционно менее централизованы, чем, к примеру, белокриницкие. В их Церкви, не привыкшей к дисциплине, часто возникают локальные конфликты. В 90-е гг. Церковь несколько раз была на грани раскола. Например, в середине 90-х годов епископ Леонтий (Кречетов) попытался создать самостоятельную Иверскую Древлеправославную Церковь. Кроме того, имел место раскол в самарском приходе в 1995 г., связанный с именем отлученного от РДЦ Вадима Коровина, который выступал с критикой священноначалия.
С избранием в 2000 г. Архиепископа Александра (Калинина) мировоззрение новозыбковцев, более открытое и либеральное, чем у других старообрядцев, осталось прежним. Вместе с тем Архиепископ Александр стал проводить более жесткую административную политику, выступил за четкое подчинение священноначалию Церкви мирян и рядового духовенства.
3 марта 2002 г. завершился Собор Древлеправославной Церкви, на котором принято решение о восстановлении патриаршества. Предстоятель Церкви Архиепископ Александр был возведен в сан Патриарха. С этого момента кафедра Патриарха и его резиденция перенесены в Москву, а в Новозыбкове осталось Духовное училище. По словам новозыбковцев, приняв наименование Патриархии, которое пересекается со статусом никонианской Церкви, они ни в коей мере не претендуют на паству РПЦ: «Мы восстановили патриаршество в нашей Церкви, и мы имеем на это не меньшее право, чем никониане».
Ранее ни одно из старообрядческих согласий не заявляло столь громко о своих претензиях на истинную православность. Патриарх Александр расставил акценты по-своему, однако до сих пор неясно, существует ли под этим политическим демаршем руководства Древлеправославной Церкви какая-либо иная почва, кроме личных амбиций и богатой политическими компромиссами истории.
На данный момент в Древлеправославную Патриархию входит более 150 приходов, которые разбросаны по Поволжью, Центральному региону России, Северному Кавказу, Уралу и Сибири. Общины новозыбковцев есть в Грузии и Румынии.
К началу ХVIII века древлеправославные христиане (старообрядцы) в основном разделились на беспоповцев и беглопоповцев, именуемых также просто поповцами. Одной из главных причин разделения был вопрос о возможности принятия «в сущем сане» так называемого «бегствующего священства», то есть клириков, рукоположенных в официальной новообрядческой Церкви (то есть «никонианами»).
Беглопоповцы, хотя и старались поддерживать молитвенное общение друг с другом, не были внутренне вполне едины: выделялась «либеральная» часть, дьяконовцы, считавшие, что из «никонианства» возможно и даже желательно принимать «беглых попов» и в идеале епископа «третьим чином», через покаяние и отречение от «никонианства». Остальная, большая, часть беглопоповцев считала необходимым «второй чин», когда духовное лицо, переходящее из синодальной Церкви, принималось не только лишь через покаяние и отречение, но и через миропомазание дораскольного освящения миром.
Первоначально духовным центром беглопоповцев был Керженец, но после его разорения при Петре I архиепископом Питиримом духовными центрами стали Стародубье, Ветка, монастыри Иргиза и Веселых гор (Урал), а также Белива (Подмосковье). Велико для беглопоповцев было и значение Городецкой часовни.
В начале ХХ века, как до Октябрьской революции, так и после, проводились съезды (например, в Вольске) мирян и духовенства, предпринимались изыскания архиерея. После 1917 г. среди высшего духовенства Российской Церкви, а после её разделения и среди тихоновцев, и среди обновленцев, распространяется мнение о возможности «дарования» беглопоповцам епископа. На это «дарование» даже получали благословение некоторые из архиереев – например, Андрей Уфимский и Тихон Уральский. Андрей (кн. Ухтомский), епископ Уфимский, известный своими симпатиями к старообрядцам, утверждал, что получил такое благословение от Митрополита Антония (Храповицкого) и самого Патриарха Тихона (Белавина). Но еп. Андрей увлекся своим участием в Белом движении, и вообще Гражданская война внесла свои коррективы в эти планы. В 1923 году значительная часть членов Церкви признала своим главой перешедшего в РДЦ Саратовского архиепископа Николу (Позднева).
В 1924 г. в ашхабадской ссылке Андрей (кн. Ухтомский) рукополагает для РДЦ в епископы некоего «беглого» архимандрита Климента (Логинова), но в то время Андрей Уфимский был у властей на довольно плохом счету, и его ставленнику предпочли Николу (Позднева). Тем не менее, возможно, смущаясь «обновленческим эпизодом» в биографии Николы (Позднева) и его «обещанием», данным бывшему своему священноначалию при переходе «привести во единство с Церковью» свою будущую паству, беглопоповское руководство искало других епископов для «укрепления иерархии». На короткое время к ним переходит сергианский епископ Звенигородский Филипп (Гумилевский). Ведутся переговоры с сергианским Синодом, в которых от его лица участвует Ювеналий (Масловский), архиепископ Рязанский. Им была достигнута договоренность о «переходе» к беглопоповцам ещё четырех епископов. Но, очевидно, возможная опасность «потери идентичности», а, главное, отсутствие острой необходимости помешали этому, т.к. в сентябре 1929 года к РДЦ присоединился «андреевский» (поставленный епископами, признающими и поминающими Андрея (Ухтомского) в качестве первого по чести) епископ Свердловский Стефан (Расторгуев).
В конце 1930-х гг., в результате репрессий, РДЦ почти лишилась иерархии.
В 1945-46 гг. власти планировали (непосредственно этим вопросом занимался председатель Совета по делам религиозных культов при Совете министров СССР Полянский, а курировал Жданов) «влить» остатки беглопоповцев в Церковь Христову приемлющих Белокриницкое священство (ныне РПСЦ), но вскоре старообрядчество «передоверили» Ворошилову, имевшему свой подход к вопросу, и РДЦ было оставлено отдельной конфессией.
На короткое время в РДЦ переходил последний в стране обновленческий митрополит Филарет.
Кафедральный Спасо-Преображенский собор в Новозыбкове был закрыт в 1938 г.; богослужения в нём возобновились в 1943 г., при немецкой оккупации, и с того времени не прекращались.
Архиепископ Иоанн (Калинин) (1944—1955) стал основоположником династической преемственности в управлении Церковью, где самой влиятельной семьёй остаются Калинины.
Современный исследователь архивных материалов по старообрядчеству Алексей Рябцев считает апостольское преемство Иоанна (Калинина) сомнительным, из-за двух-трех различных версий истории своего архиерейства и духовной биографии, в разные годы озвученных Иоанном (Калининым). На рубеже 1980-90 гг. от Новозыбковской архиепископии отделяются епископы Пермский Леонтий (Кречетов) и Московский Флавиан, который затем вернулся в РДЦ, и группа мирян из Грузии, в том числе и мингрельского происхождения. Благодаря рукоположению одного из них Леонтием в епископы, возникла отдельная Иверская Древлеправославная Церковь.
В 1999 году в Церкви произошёл раскол ввиду несогласия части мирян с официальной (юридической) квалификацией вероучения Церкви как идентичной вероучению РПЦ МП. В результате была образована и официально зарегистрирована новая религиозная организация — Древлеправославная Церковь России (Курская епископия), во главе которой стал епископ Аполлинарий (Дубинин), единолично рукоположенный в 2000 году епископом Тульчинским Евмением (Титовым). В настоящее время епископ Евмений вернулся в лоно РДЦ, а количество сторонников епископа Аполлинария сократилось.
В 1990 г. московской древлеправославной общине был передан с разрешения Московского Митрополита РПСЦ Алимпия (Гусева) бывший белокриницкий храм (по некоторым версиям, построенный неокружниками) в Замоскворечье, на Новокузнецкой улице, который с тех пор — главный московский храм древлеправославных христиан.
Собор, состоявшийся 16-19 августа 2000 года, принял постановление о возвращении резиденции предстоятеля Русской Древлеправославной Церкви в Москву. На Соборе 3 марта 2002 года было решено восстановить патриаршество в Русской Древлеправославной Церкви. Патриархом был избран предстоятель Церкви, архиепископ Александр (Калинин), и на следующий же день состоялась его интронизация; с того момента кафедра Патриарха и его резиденция пребывают в Москве. В Новозыбкове осталось Высшее духовное училище.
Количество общин РДЦ, по последней информации, — 70; также 5 общин находится в Румынии и 1 община в Болгарии.
У Новозыбковской иерархии есть архиерей и в дальнем Зарубежье: это Ияков, епископ Сионский (Израиль).
На Соборе 2009 г. было достигнуто примирение и восстановлено общение РДЦ с Иверской Древлеправославной Церковью.
Некоторые исследователи (А. Езеров) утверждают, что для РДЦ характерен «деревенский культовый стиль» (домотканые облачения, «кресты с украшениями», обновленческая система «наград» и т.д.).
По материалам «Википедии»
Святейший Древлеправославный Патриарх Московский и всея Руси
Все древлеправославные архиереи безусловно равны между собой, однако Патриарх является первым из них. В его компетенцию входит как управление своей патриаршей областью, так и общий контроль происходящих во всей Церкви событий, а также созыв Освященных Соборов.
Патриарх однозначно подчинен и подотчетен Собору Церкви.
Патриарх Александр (в миру — Калинин Авдей Диамидович) родился 25 ноября 1957 года в городе Волгограде в семье древлеправославных христиан.
В 1977 году он окончил Волгоградский техникум железнодорожного транспорта.
С октября 1977 по декабрь 1979 года проходил службу в рядах Советской Армии.
С января 1980 по август 1980 года работал инженерно-техническим работником в Волгограде.
Затем поступил в Московскую Духовную семинарию, четырехлетний курс обучения в которой успешно закончил за три года.
В 1983 году поступил в Московскую Духовную академию, которую также на год раньше закончил с отличием.
По окончании академии в 1986 году получил ученую степень кандидата богословия за диссертацию на тему: «Святой митрополит Киприан. Жизнь и литературное творчество«.
С 1 сентября 1983 года в течение почти 13 лет являлся личным секретарем Древлеправославного Архиепископа Геннадия. 11 января 1987 года принял иночество (монашеский постриг) с наречением имени Александр, а через 3 дня был рукоположен в сан диакона. 19 января 1987 возведен в сан архидиакона, 6 декабря 1987 года рукоположен в сан священноинока (иеромонаха). 21 сентября 1992 года священноинок Александр был возведен в сан архимандрита.
С 1 сентября 1990 года является ректором созданного им Высшего Древлеправославного Духовного училища. С 15 апреля 1992 года — игумен Свято-Троицкого мужского общежительного монастыря (п. Каменка Злынковского района Брянской области). В феврале 1996 года был хиротонисан во епископа Брянско-Злынковского. В июне того же года Собором епископов был назначен Помощником Древлеправославного Архиепископа Аристарха Новозыбковского, Московского и всея Руси и переведен на Московскую архиерейскую кафедру.
Патриарх Александр — участник международного форума «За безъядерный мир, за выживание человечества» (1987), глобального форума по окружающей среде и развитию (1990), практически всех международных, внутрисоюзных и общероссийских, проходивших в Москве за последние полтора десятилетия, конференций религиозных деятелей в защиту мира, по вопросам урегулирования межнациональных отношений, духовнонравственного воспитания личности и преодоления человеческой вражды. Участник трех международных научно-церковных конференций, посвященных 1000-летию Крещения Руси.
Патриарх Александр выступил инициатором и подготовил весь необходимый для этого материал по канонизации священномученика протопопа Аввакума и других мучеников, пострадавших за Древлеправославие в XVII веке. Эта канонизация была осуществлена в октябре 1988 года на Освященном Соборе Русской Древлеправославной Церкви, посвященном тысячелетнему юбилею Крещения Руси.
Предстоятель Религиозной организации Русская Древлеправославная Церковь носит пожизненный титул Великого Господина и Отца, Святейшего Древлеправославного Патриарха Московского и всея Руси.
Из Устава:
«Первоиерарх Русской Древлеправославной Церкви – является руководителем Религиозной организации Русская Древлеправославная Церковь, имеет первенство чести среди епископата Религиозной организации Русская Древлеправославная Церковь и носит титул: Древлеправославный Патриарх Московский и всея Руси«