патриотическое воспитание дошкольников через историю родного края
Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников в процессе знакомства с историей и культурой родного края
Наталья Петрович
Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников в процессе знакомства с историей и культурой родного края
Д. С. Лихачёв: |
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству» |
В. А. сухомлинский: |
«Детство – каждодневное открытие мира и поэтому надо делать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия» Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. И хотя многие впечатления еще не осознаны ребёнком глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности. Год от года оно расширяется, обогащается, совершенствуется. Большое значения для формирования, расширения и углубления представлений о родном крае, патриотических чувств, воспитания любви к родному краю имеет применение в учебно-воспитательном процессе местного краеведческого материала, так как сведения краеведческого характера более близки и понятны детям и вызывают у них познавательный интерес. • Создать систему работы по ознакомлению детей с родным городом. Познакомить их с нашими земляками, внесшими свой вклад в науку, искусство, спорт и далее с заслуженными людьми России. • Зажечь искорки любви к своей малой Родине, её истории, культуре, проводя параллели с историей России. • Исследовать информацию вместе с детьми и родителями о родном городе и других городах Владимирской области, о природе родного края. • Стимулировать познавательные и творческие способности детей, их речевую культуру. • Приобщать к культуре и традициям русского народа. • Воспитывать лучшие качества, присущие ему: трудолюбие, доброту, взаимовыручку, сочувствие. • Расширять социальное партнёрство семьи и детского сада через совместную деятельность. Опираясь на опыт коллег, в своей работе я пытаюсь создать эскиз системы нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Предлагаемая модель создана на основе многоаспектного подхода в воспитании (изучение традиций, быта России, знакомство с народным творчеством, с достижениями соотечественников и земляков в спорте, науке искусстве., с опорой на основную общеобразовательную программу дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Для реализации модели использую интегрированный подход: 1. Включение форм работы во все виды детской деятельности: познавательную, продуктивную, игровую. 2. Использование регионального компонента. 3. Работа спланирована в сотрудничестве с семьей. 4. Разработан собственный комплекс методических приемов, которые обеспечивают эффективное решение воспитательно-образовательных задач. Она состоит из нескольких направлений: Первое направление: Я и моя семья Второе направление: Человек – труженик Третье направление: Природа родного края Четвёртое направление: Родина моя – бескрайняя Россия Пятое направление: История родной земли Шестое направление: Культура В кратце хочу остановиться на каждом: Первое направление: Я и моя семья. Работа в целях реализации которого заключается в формировании духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье. Все начинается с родного дома и матери — хранительницы семейного очага. Эта задача традиционно решалась в дошкольных учреждениях, но сегодня ощущается необходимость усилить работу в этом направлении, сделать ее более содержательной. Сейчас институт Семьи переживает не лучшие времена. Стремясь заработать на хлеб насущный, родители все меньше уделяют внимание детям и их воспитанию, растет число неполных семей. Мы горим желанием воспитать любовь к Родине, а оказываемся не в состоянии воспитать у ребенка любовь к самым близким людям, к родному дому и детскому саду. Ведь это основа основ патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень. 1. В первую очередь нужно знакомить с трудом людей своего края, города. Воспитывать гордость за результаты их труда. 2. Необходимо также и приобщение дошкольников к трудовой деятельности. Труд ребенка-дошкольника невелик и несложен. Однако он необходим для формирования его личности. Нужно способствовать трудовой деятельности детей, в основе которой лежит желание сделать что-то для друга, для воспитателя, для группы, для детского сада и т. д. 3. Также следует организовывать систематически и в детском саду и дома труд с общественной мотивацией, направленного на общую пользу. Третье направление: Природа родного края Казалось бы, какая может быть взаимосвязь между патриотическим воспитанием и экологией? А ведь воспитатель должен не только дать представление о природе и ее законах, но и научить детей видеть ее красоту, жить с ней в мире и добрососедстве, жить в ней, не нарушая ее ритма, защищать ее. Четвёртое направление: Родина моя – бескрайняя Россия Дошкольник, прежде всего, должен осознать себя неотъемлемой частью своей малой Родины, потом гражданином России, и только потом жителем планеты Земля. Нужно постепенно подводить ребенка к пониманию того, что у каждого россиянина есть своя малая Родина — то место, где он родился, привязанность к которому он испытывает с детства, и вместе с ним большая Родина — Российская Федерация. Я стараюсь знакомить детей со своей страной, и, прежде всего, со своим родным краем, чтобы они полюбили свою землю, и стали ей полезными, а для этого надо многое знать, уметь с детства совершать такие дела, которые были бы на благо своего дома, детского сада, города, а в дальнейшем и всей страны. Пятое направление: История родной земли Как научить детей любить не придуманную Родину, а такую, какая она есть. Любить и беречь можно только то, что чувствуешь, знаешь, понимаешь. Что может заинтересовать ребенка чистотой, искренностью, красотой, глубоким содержанием? Это наша многовековая история. Чем нам можно гордиться, так это своей историей. Мне хочется пробудить в детях чувство гордости за русских людей, давших миру великих полководцев и мыслителей, освободителей мира от фашизма и первопроходцев космоса; хочется познакомить с городами и сёлами родной владимирской земли: их историей, памятниками, архитектурой. Шестое направление: Культура Патриотическое воспитание в детском саду — это процесс освоения, наследования традиционной отечественной культуры. Сохранение Российской культуры во всем многообразии ее проявлений, национального колорита оказывает непосредственное влияние на развитие личности ребенка. Содержание этого раздела: 1. Праздники: народные, обрядовые, посвященные памятным датам. 3. Занятия по знакомству с местными народными промыслами. 4. Одинаково интересным и важным для детей является знакомство с жизнью и творчеством отечественных художников, военачальников, писателей, композиторов и многих других достойных сынов и дочерей России. Дополнительно нужно сделать акцент на знакомстве с судьбой и творческим вкладом наших земляков в историю и культуру всей страны. 5. Приобщение детей к богатствам русской литературы. Мы воспитываем гражданина, от которого будет зависеть наше будущее. А. С. Макаренко писал: «. наши дети — это наша старость. Правильное воспитание — это наша счастливая старость, плохое воспитание — это наше будущее горе, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной». Я твёрдо уверена в следующем: — чтобы ребёнок уважал старших, я должна объяснить ему, что такое любовь и забота; — чтобы ребёнок любил свою Родину, он должен знать её историю, знать, как жили и что делали его предки; — чтобы ребёнок гордился страной, в которой живёт, он должен знать её героев, причём герои могут быть как реальными, так и сказочными; — чтобы ребёнок ценил всё, то прекрасное, что создано было ещё до появления его на свет, я должна научить его это ценить, видеть, понимать, чувствовать, сопереживать. Задача педагогов и родителей – как можно раньше побудить в растущем человеке любовь к родной земле. С первых шагов формировать у детей 1. черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества; 2. воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу; 3. чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов; 4. развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни. А вершиной патриотического воспитания является осознание себя гражданином России. Предлагаю вашему вниманию презентацию «Города земли Владимирской», подготовленную к одному из занятий направления «История родной земли». Патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к природе и истории родного краяЧеловек как личность формируется в младшем возрасте. Это в полной мере относится и к таким качествам, как нравственность и патриотизм. В младшем возрасте закладывается личностная культура, маленький человечек приобщается к духовно-нравственным основам, обретает ценностные ориентиры. Нравственность как основа патриотизма не может развиваться путём естественного взросления человека. Её формирует и совершенствует тот поток информации, который сопровождает ребёнка с самых первых лет жизни. От того, в каких условиях находится и развивается ребёнок, какие средства и методы применяются для его воспитания, зависят в конечном итоге патриотизм и нравственность будущего гражданина. Нельзя вырастить полноценную личность без формирования гражданских качеств. Патриотическое воспитание начинается довольно рано – в детском саду, с привития любви к малой Родине – месту, где человек родился и живет. Патриотическое воспитание дошкольниковнаправлено на решение широкого круга задач: воспитание любви к семье и родной земле, уважения к труду и результатам труда, к истории и защитникам Родины; ознакомление с государственными символами, народными праздниками и традициями. В силу ряда объективных и субъективных обстоятельств воспитание патриотических чувств у дошкольников ушло на второй план. В настоящее время вопросы нравственно-патриотического воспитания в ДОУ рассматриваются как приоритетные, формирование патриотических чувств у дошкольников базируется на национальной культуре и преемственности поколений. Кроме того, значительное внимание уделяется правовому развитию и проблемам социализации подрастающего поколения. Цель: Формировать у детей дошкольного возраста патриотические отношения и чувства к своей семье, городу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края. Воспитание собственного достоинства как представителя своего народа, уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края, толерантного отношения к представителям других национальностей. Воспитывать любовь и трепетное отношение к ценностям семьи, детского сада, родного города. Способствовать формированию желания участвовать в общественных мероприятиях, направленных на благоустройство своего двора, территории группы, улиц родного города. Учить заботливому отношению к родным и близким людям, младшим сверстникам и старшему поколению. Воспитывать уважение к труду разных профессий. Развивать интерес к традициям родного края, соблюдать их и сохранять. Формировать трепетное отношение к природе, ее ресурсам, экономно их расходовать. Знакомить с символикой российского государства, ее значением для народа и страны в целом. Дать представления о правах ребенка, направленных на защиту интересов каждого дошкольника. Расширить представления детей о регионах страны, ее больших городах. Воспитывать гордость за россиян,достигших успехов в разных областях деятельности: сельском хозяйстве, науке, спорте, культуре, образовании. Способствовать развитию интернациональных чувств по отношению к другим народам, их культуре, традициям. Реализация целей и задач патриотического воспитания Для того чтобы стало возможным реализовать цели и задачи, педагоги и воспитателисоздают взаимообусловленные и взаимосвязанные условия эффективной педагогики: Знакомство с окружающей природой родного края, а так же ознакомление с ее характерными особенностями. Проведение наблюдений за состоянием определенных объектов в различные времена года. Организация земледельческого труда в определенный сезон года в природе. Это может быть посадка деревьев, кустов, посев овощей или цветов. Организация продуктивной, игровой и творческой деятельности ребенка, где он сможет проявить заботу о человеке, сочувствие, заботу о животных и растениях в различные времена года, приспосабливаясь к новым условиям жизни. Сотрудничество воспитателей и педагогов детского сада со всеми членами семьи ребенка. Методы патриотического воспитания дошкольников Для полноценного патриотического воспитания в ДОУ используются разнообразные методы и формы работы с учетом возрастного мировосприятия детей: • экскурсии и целевые прогулки. Это могут быть экскурсии в краеведческий музей, к монументу Воинской славы и т. д. ; • рассказ воспитателя; • наблюдение за изменениями в облике родного населенного пункта, за трудом людей в детском саду и в городе; • беседы о родном городе, стране, ее истории; • показ иллюстраций, фильмов, слайдов; • прослушивание аудиозаписей. Например, Гимна страны, птичьих голосов русского леса и пр. ; • использование фольклорных произведений (пословиц, поговорок, сказок, разучивание песен, игр); • ознакомление с продуктами народного творчества (роспись, вышивка и т. д.); • знакомство с творчеством известных поэтов, художников, композиторов и пр. ; • организация тематических выставок; • участие в общественных и календарных праздниках; • участие детей в посильном общественно-полезном труде. Патриотическое воспитаниехорошо сочетается со всеми остальными направлениями государственного стандарта: — речевое развитие (беседы, поговорки, пословицы, загадки, составление рассказов, пополнение словарного запаса); — развитие ребенка в музыкальной деятельности, песни, народные игры, праздники, танцы народов нашего края); — трудовое обучение (знакомство с трудом людей нашего края, экскурсии в школьный краеведческий музей, занятия в экологическом кабинете, знакомство с народными промыслами Астраханского края); — развитие конструктивной деятельности (знакомство со знаками Солнца, Земли, Воды, постройка из строительного материала села нынешнего и будущего времени); — развитие изо-деятельности (знакомство с народно- прикладным творчеством своего края –рисуют, лепят, создают аппликации); — развитие элементарных естественно- научных представлений (наш край: пески, раскаты, озера, бугры, животный и растительный мир); — развитие экологической культуры (бережно относиться к флоре и фауне, не губить, а приумножать природные богатства); — развитие представлений о человеке в истории и культуре (развитие социального и правового сознания у детей, развитие представлений об истории нашего народа); — физическое развитие и здоровье (на прогулках, экскурсиях, проведение спортивных развлечений и праздников, разучивание подвижных игр); — художественное развитие (знакомство картинами художников нашего края, стихами и песнями). Академик Д. С. Лихачев отмечал, что чувство любви к Родине нужно заботливо взращивать, прививая «духовную оседлость»; так как без корней в родной местности, в родной стороне человек похож на иссушенное растение перекати- поле. Вот поэтому патриотическое воспитание дошколят через приобщение к природе и истории родного края – является одной из основных задач дошкольного учреждения. Формирование любви к Родине через любовь к природе родного края Дошкольное детство – важный этап в становлении морального облика человека. В эти годы у детей закладываются нравственности, формируются. Консультация «Формирование любви к Родине через любовь к природе родного края» Природа оставляет глубокий след в душе ребенка, воздействуя на все его чувства своей яркостью, многообразием, динамичностью. Ребёнок думает,. Формирование основ национального самосознания у детей дошкольного возраста через приобщение к культуре родного края Аннотация. В последние годы идея воспитания патриотизма приобретает все большее общественное значение, становится задачей государственной. Консультация «Формирование любви к Родине через любовь к природе родного края» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение № 445 г. Нижнего Новгорода г. Нижний Новгород 2017г.. Должны. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к культурно-историческим ценностям родного края Тема нравственности и патриотизма, пожалуй, одна из самых важных и значимых для нашей страны, а именно, для людей, живущих в ней. Как пробудить. Перспективный план работы по приобщению младших дошкольников к истории родного края Описание опыта работы по приобщению младших дош-в к истории родного края через ознакомление с худ-й лит-ой с перп-м планом Дошкольный возраст. Отчет по самообразованию «Воспитание патриотизма современных дошкольников посредством любви к природе родного края» Отчет по самообразованию «Воспитание патриотизма современных дошкольников через любовь к природе родного края» «К тому, кто был глух к. Отчет по самообразованию «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края» Живая природа – это интересный, сложный и удивительный мир. Природа является источником первых знаний и радостных переживаний, которые часто. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников «Природа родного края» «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» «Природа родного края» В соответствии с п. 2.6 ФГОС ДО образовательная область «Познавательное. Патриотическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с историей родного края (из опыта работы)
Из опыта работы воспитателя Мартыновой О. Н. : Тема «Патриотическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с историей родного края» Актуальность выбора темы 3 Теоретическая база опыт 5 Направления работы 7 Прогнозируемые результаты 9 Принципы работы 9 Этапы работы 10 Список литературы 20 Тема: «Патриотическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с историей родного края» Под патриотическим воспитанием понималось постепенное и неуклонное формирование у дошкольников любви к своей Родине. А любовь к Родине формировалась у детей под влиянием окружающей жизни при целенаправленном воздействии родителей и воспитателей. Одной из основных задач воспитания дошкольников, стоящих на современном этапе перед воспитателем, является формирование у детей дошкольного возраста любви к Родине, родному краю, чувства гордости за свою Родину. Большое значения для формирования, расширения и углубления представлений о родном крае, патриотических чувств, воспитания любви к родному краю имеет применение местного краеведческого материала. Богатейшие материалы по истории нашего города собранные краеведами, археологами и писателями позволяют прославить социально-экономическое, политическое и культурное становление края. О важности приобщения ребёнка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечественному наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов. Если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свой город, нам нужно показать их с привлекательной стороны, тем более нам есть чем гордиться. Чтобы детям было интересно, нужно им преподнести материал доходчиво, понятно, эмоционально, начиная с того, что их окружает и постепенно расширять круг их знаний. Теоретическая база опыта В настоящее время проблема патриотического воспитания находит свое отражение в современных психолого-педагогических исследованиях. Большинство авторов указывают на важность и значимость патриотического воспитания детей дошкольного возраста, но не предлагают целостной системы работы в данном направлении. Характерной особенностью исследований, связанных с патриотическим воспитанием детей дошкольного возраста, является обращение к отдельным аспектам проблемы. Так, в исследовании С. Н. Николаевой патриотическое воспитание рассматривается в русле экологического воспитания; Т. С. Комарова, О. Л. Князева, М. Д. Маханева и другие делают акцент на приобщение детей к культурному наследию народа, С. А. Козлова и Г. А. Ковалева предлагают одним из решений проблемы патриотического воспитания детей-дошкольников через познание ими Родины-России. Проблемам патриотического воспитания детей дошкольного и школьного возраста посвящены научные исследования И. А. Агапова, И. В. Богачева, Л. А. Кондрынской. В исследованиях этих педагогов освещены средства, формы и методы патриотического воспитания детей дошкольного и школьного возраста и даны научно-практические рекомендации по организации работы по патриотическому воспитанию в образовательных учреждениях. Эти педагоги подчеркивают необходимость воспитания у детей с раннего возраста патриотических чувств (любви к Родине, уважительного отношения к культуре, языку, традициям и обычаям своего народа). В начале краеведческой работы я провела диагностику по выявлению знаний детей о родном городе. Результаты показали, что большинство детей не знают об историческом прошлом родного города, его культуре и достопримечательностях. низкий 11 человек 58% средний 4 человека 21% высокий 4 человека 21% Для обогащения представлений детей я поставила цель: приобщить дошкольников к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям, традициям. Для достижения данной цели поставила следующие задачи: — познакомить детей с историей и современностью города; — сформировать у детей представление о различных сторонах жизни родного города, его жителей; — развивать стремление знать свой город, его историю; — способствовать развитию патриотического отношения к малой родине; — развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей, способствовать развитию познавательных процессов. Работу по ознакомлению старших дошкольников с роднымкраем строила по следующим направлениям: 2. Знакомить детей с русским фольклором, так как фольклор является богатейшим источником нравственно-патриотического воспитания детей; 3. Приобщать детей к народной культуре и истории родного края, так как в ней фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения непосредственно связанные с различными сторонами общественной жизни человека; 4. Строить работу по патриотическому воспитанию так, чтобы каждый воспитанник проникся славой родного края, почувствовал свою причастность к местным общественным событиям, знал трагические и героические события минувших лет, знал выдающихся людей прошлого и настоящего; 5. Постоянная работа по поддержанию интереса родителей к совместному участию и организации различных мероприятий по патриотическому воспитанию; 6. Постоянное взаимодействие с разными социальными учреждениями (историческими, краеведческими и художественными музеями, библиотеками, школами, домами творчества и т. д.). При выстраивании педагогического процесса по ознакомлению дошкольников с роднымгородом придерживалась следующих принципов: — Принцип историзма: С этой целью в группе создан краеведческий мини- музей, подобран материал о родном городе, включающий как сведения об историческом прошлом, так и современном культурном облике родного края. Предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия – любовь к семье, родному краю, Отечеству. Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний о родном городе с учётом возраста, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др. Реализуется в сотрудничестве с семьёй, детской центральной детской библиотекой, музеями города и т. п. Содержание краеведческого материала определяется с учётом сочетания всех видов деятельности. • Обогащенные и систематизированные знания детей об истории города и его культурных ценностях. Сформирован устойчивый интерес к изучению данной проблемы. • Повышение родительской компетентности по представленной проблеме. Реализация проекта осуществляется в 3 этапа: I этап – подготовительный,включает в себя: 1) анкетирование родителей знаний и представлений о родном городе, его истории, достопримечательностей, 2) диагностирование детей с целью выявления уровня сформированности знаний и представлений об истории и культуре родного города, II этап – основной,включает в себя: 1) Занятия с детьми в соответствии с перспективным планом, 2) совместные мероприятия с семьями воспитанников, 3) совместные мероприятия с детьми разного возраста, 4) экскурсии по городу, 5) пополнение развивающей среды, 6) выставки детских работ, семейных коллекций, коллекций сотрудников III этап – итоговый,включает в себя: итоговое диагностирование детей. Наш город богат достопримечательностями и памятниками, к которым организовала экскурсии и пешеходные прогулки.Мы побывали с детьми: — у памятника Ф, М. Достоевскому, у памятника Вильманстрандцам, у памятного камня князю Русу – по красивой легенде основателю нашего города, у памятника лётчику Т. М Фрунзе,у памятника отважным авиаторам Северо – западного фронта, у Мемориала Славы в парке Победы. Вместе с детьми посещали Краеведческий музей, музей Северо – Западного фронта, Картинную галерею, Усадьбу богатого средневекового рушанина, Дом – музей Ф. М. Достоевского. В своей работе я активно использовала дидактические игры, которые помогают не только закрепить полученные знания о городе, но и узнать много нового- оформлен уголок «Моя малая Родина», где представлены карта Старой Руссы, Символика города, фотографии. — в книжном уголке – размещены коллекции открыток о Старой Руссе, книжки-самоделки – “Улицы нашего города”, “Памятники нашего города”, литература о городе и тематические альбомы, стихи старорусских поэтов. — в уголке художественного творчества – размещён материал о художнике Свароге, репродукции его картин, репродукции картин современных художников Старой Руссы. Работу по ознакомлению дошкольников с родным городом проводила в тесном сотрудничестве с родителями. Мною был разработан план работы с родителями, с использованием разнообразных формы (родительские собрания с использованием презентаций, беседы, консультации, анкетирование, совместные викторины, конкурсы поделок и рисунков и т. д.). Целенаправленная система работы по ознакомлению дошкольников с историей родного края создает предпосылки для более эффективного патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Перспективный план работы по ознакомлению с родным городом детей старшей группы Раздел Сроки Содержание работы Практические выходы Пополнение методической копилки по ознакомлению детей с родным городом. Разработка планов работы по ознакомлению с родным городом. Разработка конспектов бесед, экскурсий, развлечений,схем, памяток для работы с детьми и родителями. Разработка плана по ознакомлению с социальным окружением ДОУ. План работы по ознакомлению детей с родным городом. Создание методического пособия. Работа с детьми Сентябрь Оформление уголка в группе детского сада «Моя малая Родина». Экскурсии по родному городу: К памятному знаку «Здесь родился наш город». Знакомство с легендой «Основание города» Подборка дидактических игр по патриотическому воспитанию. Уголок «Моя малая Родина». Октябрь Беседа по теме «Улица, на которой я живу». Выставка рисунков «Улицы нашего города». Ноябрь Ознакомление с символикой родного города. Экскурсия в краеведческий музей города. «Я люблю свой детский сад» Выставка работ детского творчества. Январь Ознакомление с обычаями и традициями древних рушан. Посещение центра «Берегиня» Коллективное оформление книги «Русское народное творчество». Развлечение «Игры наших бабушек». Февраль Реализация проекта, посвященного дню освобождения Старой Руссы от фашиских захватчиков. Презентация проекта. Март Беседы «Моя мама – лучшая на свете», «Что умеет моя бабушка?» Выставка детских работ «Мамин портрет». Апрель Конкурс детских рисунков «Мой любимый город» Викторина «Что вы знаете о родном городе» Выставка работ детского творчества. Май Экскурсия к мемориалу воинской славы, приуроченная ко Дню Победы. Утренник, посвящённый Дню Победы. Работа с семьёй Сентябрь Консультация «Куда сходить в выходные дни с ребёнком?» Фотовыставка «Моё любимое место в городе» Октябрь Консультация «Воспитание маленького гражданина». Ноябрь Оформление альбома «История нашего города». Альбом «История нашего города». Февраль Знакомим с родным городом. Коллаж «Мой папа (дедушка) служил в армии». Март Участие родителей в выставке творчества Выставка работ, выполненных бабушками и мамами воспитанников. Апрель Работа по благоустройству территории детского сада. Акция «Посади дерево». Май Консультация «Воспитание патриотических чувств у дошкольника». Самореализация Январь Показ открытого мероприятия. Развлечение «Игры наших бабушек». Май Отчёт по теме самообразования. Презентация проекта. Выступление на педсовете. Картотека игр по ознакомлению с родным городом Название игры Задачи материал «Заколдованный город» Закрепить у детей знания о достопримечательностях родного города; способствовать возникновению чувства гордости за архитектурные памятники города. Карты с силуэтным изображением архитектурных зданий и памятников Старой Руссы, цветные изображения этих достопримечательностей «Достопримечательности Старой Руссы» Вызвать у детей интерес к истории исторических памятников города, прививать интерес к историко-культурному наследию, способствовать возникновению чувства гордости за архитектурные памятники города Старой Руссы. Цветные изображения исторических памятников Старой Руссы «Узнай и назови герб Старой Руссы» Закреплять знания детей о гербе г. Старой Руссы, его отличительных особенностях; закреплять умение находить общее и отличное в многообразии гербов гербы городов и районов Новгородской области «Символика Старой Руссы и Новгородской области» Познакомить детей с символикой Старой Руссы и Новгородской области области (флаг и герб); помочь детям запомнить символические изображения на гербе и флаге г. Старой Руссы, районов Новгородской области их расположение, значение. Карточки с изображением флагов и гербов Старой Руссы, Новгородской области и районов области «Транспорт родного города» Закрепить представления о транспорте. Пазлы (разрезные картинки) с изображением транспортных средств «Предприятия города Старой Руссы» Познакомить с предприятиями Старой Руссы, воспитывать у детей чувство уважения к людям труда, интерес к профессиям. Карточки с изображением продукции различных предприятий города «Чей логотип» Закрепить знания о предприятиях Старой Руссы, познакомить с логотипами этих предприятий; воспитывать у детей чувство уважения к людям труда Карты с изображением логотипа предприятия в центре, маленькие карточки с изображениями продукции предприятий. Задание 1. «Родной город» Цель: Определить уровень знаний о родном городе, крае (знать название своего города, района, домашнего адреса, называть достопримечательности города, площадей, скверов) Задание 2 «Символика родного города» Цель: Определить уровень сформированности характерных знаний о гербе родного города. Задание 3 «История народной культуры и традиций» Цель: Определить уровень сформированности знаний о культуре и традициях русского народа. Задание 4. «Историко-географический и природный компоненты родного края» Цель: Определить уровень сформированности знаний о природных богатствах нашего края; о историко-географическом расположении родного города. Задание 5 «Личностное отношение к родному городу» Цель: Определить отношения к родному краю. Умение детей связно, последовательно высказывать свою точку зрения в ответе на поставленный вопрос. Умение свободно мыслить. 1. Алёшина Н. В. Знакомим дошкольников с родным городом. – М. : ТЦ Сфера, 1999. – 112 с. 2. Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М. : ЦГЛ, 2004. – 156 с. 3. Князева О. А., Маханёва М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры.— С-Пб: Детство – Пресс,2008.-304 с. 4. Рыбалкова И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания. // Дошкольное воспитание 2003, № 6. С. 45 – 55. 5. Якушева Т. А. Воспитание гражданско-патриотических чувств у ребёнка старшего дошкольного возраста. // Дошкольная педагогика 2006, № 6. Консультация «Принципы ознакомления дошкольников с культурой родного края» 1. принцип системности представлен в поэтапном познании города ребенком за счет рассмотрения города с новых позиций на каждом этапе изучения;. Мастер-класс из опыта работы «Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников через организацию проектной деятельности» Слайд 1 «Гражданско – патриотическое воспитание дошкольников через организацию проектной деятельности» Патриотизм во все времена занимал. Опыт работы «Экологическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с природой родного края» Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Главная цель. Ознакомление дошкольников с историей родного края в годы Великой Отечественной войны Ознакомление дошкольников с историей родного края в годы Великой Отечественной войны Понкратова А. В. Каракулина О. А. воспитатели первой. Работа с родителями по теме «Экологическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с природой родного края» Сентябрь: Анкетирование «Что такое экология?». Подборка экологической литературы для родителей. Собрание «Формирование начал экологической. Семинар-практикум «Экологическое воспитание в процессе ознакомления дошкольников с природой родного края» Семинар – практикум «Экологическое воспитание в процессе ознакомления дошкольников с природой родного края» воспитатели: Карпова С. И. Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников через ознакомление с историей и культурой родного края 1слайд: Здравствуйте уважаемая комиссия, вашему вниманию предлагается презентация практических достижений профессиональной деятельности.
|