павел чесноков биография ресторатор
Павел Чесноков
владелец клуба Nebar
Информация актуальна на 17 Июня 2015
Статьи и интервью
Павел Чесноков, владелец клуба Nebar (Санкт-Петербург): «Главная сложность клубного бизнеса заключается обычно в выборе ключевого бренд-партнёра»
Известный петербургский предприниматель Павел Чесноков уверен, что бизнесом должны заниматься профессионалы: в любом новом деле полезен прежний опыт. Увлечённость делом, хорошее образование, жизнь в ритме времени — такие три важные составляющие успеха он выделяет. И, конечно, постоянное стремление к достижению цели.
Павел Чесноков, владелец клуба Nebar (Санкт-Петербург): «Клуб Nebar открывали в Алма-Ате, Челябинске и Москве без нашего ведома»
Создание франшизы — это объёмный вопрос, который при отсутствии опыта лучше доверять профессионалам. Прежде всего, надо определиться, чего вы ожидаете, подготавливая свой бизнес к продаже по франшизе: получения быстрых и лёгких денег (чего ожидают многие бизнесмены, начинающие работать в этом направлении) или всё же планомерного масштабирования собственного бренда для более долгосрочных целей?
Павел чесноков биография ресторатор
ПЧ: — Никакого личного пиарщика у меня тогда не было, и мне не оставалось ничего другого, как нанять smm-менеджера, который ходил за мной по пятам буквально каждый день. И день за днем выкладывал в моем личном Instagram посты о том, как идут дела.
На тот момент у меня был совсем скромный профиль — порядка 3−4 тысяч человек, а к концу проекта стало уже 10 тысяч. Для меня это был какой-то безудержный рост.
ПЧ: — Мы делали один пост в день, тогда еще не было stories. Плотность событий была такая, что можно были прийти на объект и за один час снять много интересного материала. И мы рассказывали о самом главном событии дня. Например, как выбираем дизайн интерьера, ломаем стены, подбираем команду, создаем меню. Такие простые шаги публиковали в игривой форме.
Мы привлекали питерских знаменитостей, блогеров, актеров и проводили экскурсию по заведению, когда в конце каждый персонаж говорил, что думает о моем вызове. Все как один заявляли, что это совершенно нереально. И это выглядело именно так.
Еще мы на фасаде повесили наклейку, где каждый день снимали по одной цифре. Сначала было 30 дней, потом 29, 28… В этом сохранялась интрига. Приходили люди, они рассказывали другим — мой личный Instagram рос. И в день 0, когда было техническое открытие, на входе выстроилась реальная толпа. Это были не абстрактные люди, а именно Instagram-подписчики, которые меня поддержали морально, сказали, что следили за мной все эти 30 дней. И стали впоследствии постоянными гостями.
В тот момент я понял, что это работает. Личный бренд — не какая-то абстракция, о которой модно рассказывать на тренингах, а реальная история, которая происходит, когда ты начинаешь открываться миру. А это самое сложное, ведь большинство людей бояться показать себя такими, какие они есть.
Павел чесноков биография ресторатор
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Откровения клубного предпринимателя
Кто такой Павел Чесноков? Успешный предприниматель и основатель нашумевших клубных проектов, держатель франшизы NeBar, активно шагнувшей в регионы? А может быть, просто везунчик и баловень судьбы, чьи амбициозные замыслы и авантюрные идеи продолжают блестяще воплощаться вопреки кризису и здравому смыслу?
Павел, ваше первое детище – NeBar на Литейном – существует с 2008 года. Восемь лет – впечатляющий результат для клубной индустрии. И это не считая массы достижений, в том числе «Лучший клубный проект». Как вы пришли к этому, чем занимались до создания NeBar?
Думаю, выбор поля деятельности связан с моим интересом к музыке, который у меня был всегда. В детстве я занимался в музыкальной школе, но не закончил ее. По настоянию мамы перевелся в языковую школу, где меня научили говорить на английском, немецком и французском, что тоже неплохо. Тем не менее я продолжал заниматься музыкой, на любительском уровне, организовывал школьные дискотеки. Потом увлекся диджеингом, и первые деньги заработал как диджей. Продолжая работать, поступил на звукорежиссуру в Институт кино и телевидения. Когда понадобилось заработать деньги, занялся торговлей, и институт пришлось бросить. Сперва открыл магазин сотовой связи, потом организовал оптовую компанию, поставляющую мобильные телефоны по всей стране.
Начинал я на волне сотового бума, и этот бизнес меня поглотил на долгих десять лет. Я был настолько занят, что думать ни о чем постороннем не было времени. Когда начался спад в этой области, бизнес я продал, и у меня сразу высвободилось время на любимое дело – музыку.
И вы решили открыть клуб?
Если по порядку, то сперва была пироговая «Тесто-место». Получилось это совершенно случайно. Какое-то время параллельно с основным бизнесом у меня был один клубный проект – в общем не особо примечательный, еще и располагался он не очень удачно, на окраине города, поэтому быстро закрылся. К тому времени я уже строил планы открыть собственное заведение другого формата и для другого посетителя. Точнее, искал партнеров для реализации этой идеи. А поскольку сам делал первые шаги в клубно-ресторанном направлении, хотел познакомиться с профессионалами в этом бизнесе. И вот я встретил таких людей, которые предложили вместе открыть кафе-пироговую.
Подходящее место нашлось на Литейном, 57. Там мы и открыли «Тесто-место», а потом еще одну точку, на Сенной. Помещение на Литейном оказалось чересчур большим только для пироговой, и я вспомнил о своей давней мечте – ночном клубе. Чтобы открыть клуб, снова нужен был партнер. Таким партнером для меня стал известный в Петербурге диджей Алексей Ромео. Так в 2008 году появился NeBar.
Расскажите, как развивался бизнес, как вы в конце концов появилась идея «выйти на регионы»?
Вложения в NeBar окупились через два года. Вдохновившись его популярностью, мы открыли еще одно заведение. Это был тоже ночной клуб в одном из спальных районов, Duty Free. Позже он был продан сети, которая сейчас занимается «Ретродискотекой».
Потом был Saint-Tropez beach club. Убежден, что мы создали лучший летний проект сезона 2012. Через год он уже носил новое имя – Juicy beach club, безалкогольный клуб, а в 2014-м снова был переименован, на этот раз в «Youжный».
Позднее мы с Алексеем разделили наши доли в бизнесе, ему отошли летние площадки, а мне – зимние: NeBar, «Руки Вверх Бар» и «Geometria Cafe». Вместе с Пашей Вайти, клубным промоутером из Петербурга, мы открыли Prosto bar, а в партнерстве с еще одной промоутерской командой LeCo – клуб Gatsby. В тот момент как раз прошел показ одноименного фильма. К сожалению, собственник помещения решил передать объект другим людям, поэтому просуществовал Gatsby недолго, всего лишь сезон.
Также мы с Алексеем и московскими партнерами открывали NeBar в самом центре столицы, на Тверской. Для того времени – это было пять лет назад – проект был очень амбициозным. Мы вложили вдвое больше, чем в первый NeBar. Однако через два года решили закончить эту историю, потому что для успешного существования клуба необходимо было наше присутствие в Москве. Нам, конечно, хотелось покорить столицу, но управлять проектом из другого города непросто, поэтому мы оставили эту затею. На все сто процентов выкладываться не было возможности, а полумеры, как вы уже поняли, не для нас. Кроме того, в Питере тогда кипела очень интересная работа, мы сфокусировались на ней.
На данный момент Москва не так привлекательна для клубного бизнеса. На мой взгляд, наиболее заманчивые условия сложились именно в регионах: есть активный спрос, а конкурентов, наоборот, почти нет.
Почему ваш выбор пал именно на Нижний Тагил, где совсем недавно открылся еще один NeBar? Какие города в планах?
Дело в том, что открыли его не мы, а местный региональный инвестор. Мы же занимаемся развитием сети NeBar по всей стране. Создали полный пакет документов для открытия бара по франшизе, у нас есть отдел продаж, то есть ведется целенаправленная работа по поиску и привлечению клиентов. Так мы и вышли на представителя инвестора из Нижнего Тагила, познакомились с ним и пригласили в Петербург. Люди приехали, изучили заведения городе, посмотрели наши проекты, пришли к выводу, что им концепция NeBar подходит, и приняли решение открываться в Нижнем Тагиле.
Не буду скрывать, есть еще несколько заявок из других городов, но пока все на стадии переговоров, и о какой-либо конкретике говорить рано.
Кстати, была одна забавная история.
Восемь лет назад, открывая первый «Небар» (как это обычно бывает – в стадии неготовности), на техническом открытии мы осознали, что кроме стандартных проблем, есть еще и нестандартные. Стандартные: не до конца собранная мебель, полупьяный персонал, грязный пол, незакреплённая барная стойка, потерявшийся в пути автомобиль с кассовым оборудованием. Но помимо этого, мы упустили важный момент – огромный коридор перед туалетом и сама стена, места общественного пользования представляли из себя жуткие листы гипсокартона, никем и ничем не окрашенные. Времени на декораторство уже не было, поэтому мы просто закрепили в разных местах стен маркеры на верёвках и подтолкнули людей к творчеству, оставив пару надписей на гипроке в стиле «дай волю чувствам, распиши меня». К концу вечеринки абсолютно все стены и даже часть сантехники с зеркалом были покрыты признаниями в любви, угрозами, пожеланиями, телефонами, призывами, оскорблениями, стихами и рисунками разной степени извращённости. По отзывам – многие запомнили из всей безумной ночи именно эту «фишку» и до сих пор, приходя в заведение спустя восемь лет, пытаются разглядеть за слоями краски те эмоции, что оставляли собственной рукой.
Какова доля вашего непосредственного участия в открытии регионального представительства NeBar и какая вообще специфика бизнеса в этом регионе?
После того как состоялось наше знакомство с инвестором в Петербурге, я отправился в Тагил. Необходимо было проанализировать ситуацию в городе, понять насыщенность рынка. Я прогулялся по местным заведениям, понял, что мы там будем интересны.
Затем два года длилась стройка. В Нижнем Тагиле мы с нуля построили самостоятельное трехэтажное здание. NeBar – часть развлекательного комплекса в самом центре города. Мы расположены на берегу пруда, где не так давно благоустроили набережную и открыли отель Park Inn. Это не только самая большая, но и единственная приличная гостиница в городе. Мы задумывали NeBar как заведение при отеле, но не в самом отеле, а в непосредственной близости, чтобы у постояльцев, в том числе и высокопоставленных гостей, была возможность пообедать и весело провести время.
После завершения строительства я был в Тагиле ещё раз, необходимо было определиться с адаптацией и проработать детали. Убедился, что рынок развлекательных заведений не развит. Во-первых, не было ни одного места, предлагающего караоке, то есть в городе отсутствовала концепция караоке как таковая. Сегмент ночных клубов был представлен несколькими заведениями из конца 90-х. Всего два очень дорогих и непопулярных ресторана составили премиум-сегмент, но в сегменте casual dining – то есть демократичное модное кафе, как «Две палочки» в Санкт-Петербурге, – конкуренция очень сильная. В этом сегменте работают две региональных сети, действующих на Урале. Проанализировав ситуацию на рынке, мы решили рассчитывать на сегмент между casual dining и премиум-рестораном.
Оглядываясь уже на свой большой опыт, что вы можете сказать о сложностях в ресторанно-клубном бизнесе?
Самое сложное – выбор ключевого бренд-партнера. Подпись на бумаге совсем не гарантирует вовлеченности всех участников, а это просто необходимо. Заинтересованность должна быть обязательно, а остальное – технологии. Еще один сложный момент, которого я уже частично коснулся ранее, – аренда помещения у собственника. Не стоит забывать, что планы у него могут меняться, как случилось с нашим клубом Gatsby. Да, и еще: когда запускаешь любое заведение, сжимается время. Это происходит потому, что большие объемы работы вплоть до строительства помещения с нуля нужно выполнить в крайне сжатые сроки. В такой период ты вынужден работать на пределе возможностей, и не все способны выдержать это испытание. Даже если человек понимает, что на это время надо забыть об отдыхе и личной жизни, он не всегда готов к такому напряжению. Правда, говорить об этом как о сложности тоже не хочется, это, скорее, просто раздражающий фактор.
Ну и есть, конечно, наши ноу-хау.
К открытию клуба «Центральная Станция» внезапно выяснилось, что процентов 50 заведения, мягко говоря, не очень готово. Но, делать нечего – 1000 гостей приглашено (из которых пришло только в первый день более полутора тысяч человек), либо открываться, либо провал. С арт-директором и инициативной группой за несколько часов до часа икс совершили набег на строительный магазин. В итоге: все танцоры в краске, касках и спецовках, бармены с малярными валиками на поясах, проблемные места демонстративно заклеены строительным скотчем, огромная, семиметровая ферма, стоящая прямо в центре главного танцпола замотана предупреждающими о ремонтных работах лентами, на афиши маркёром добавлена строчка о «Стройка Party». Клуб, площадью две тысячи квадратных метров был превращён в огромную стройплощадку – чем, собственно и являлся. Гости были в культурном шоке и восторге. В дальнейшем, этот банальный приём повторяли многие петербургские промоутеры, но никто не смог сделать это так масштабно, дико и успешно, как сделали в далёком 2006 году мы.
Как, на ваш взгляд, затронул кризис ресторанно-клубную сферу?
Честно говоря, я не заметил падения спроса в сегменте, в котором работаю. Возможно, это связано с тем, что наши соотечественники тратят деньги внутри страны, поскольку меньше из нее выезжают. Единственная негативная тенденция, которую я отметил, – стало больше агрессивных людей. Сложившаяся ситуация в мире и в стране, видимо, порождает нервозность и эмоциональное напряжение, которое необходимо как-то выпускать. Может быть, поэтому у меня сложилось впечатление, будто народ стремится к иррациональным поступкам, безудержному веселью и готов тратить на это деньги.
На чем отразился финансовый кризис – это себестоимость сырья. Цена на сырьевую составляющую сильно выросла, а это негативным образом отражается на финансовом результате. Как мы с этим боремся? Внимательнее относимся к закупочной цене, анализируем продажи и тщательнее выбираем поставщиков.
Спикеры
Чесноков Павел Евгеньевич
Менеджмент в ресторанном бизнесе и клубной индустрии Стратегия и тактика в партнерстве с медийными личностями на примере конкретных кейсов организации баров
Менеджмент в музыкальном бизнесе и индустрии развлечений Бизнес со звездой или как правильно «выйти замуж». Стратегия и тактика в партнерстве с медийными личностями на примере конкретных кейсов
Ресторатор, основатель сети баров Nebar, «Руки Вверх бар»
2017 — строительство пятиэтажного клуба–бара «с нуля» за 30 дней;
2016 — запуск франшизы, открытие бара в г. Нижний Тагил;
2013 — запуск первого городского паблика в инстаграм Piteronline и Digital- агентства;
2012 — открытие «Руки Вверх бар» в г. Санкт-Петербург;
2008 — открытие бара Nebar в г. Санкт-Петербург;
В среду, 14 апреля, на факультете «Менеджмент в ресторанном бизнесе и клубной индустрии» пройдет лекция, которую для студентов группы «Р–45» прочитает основатель сети баров Nebar и «Руки вверх бар» Павел Чесноков. Тема: «Стратегия и тактика партнерства с медийными личностями при открытии баров на примере конкретных кейсов». Начало в 19.00. Аудитория: Dee. При подготовке рекомендуем ознакомиться с интервью, которое Павел дал порталу Лемма.Плейс в октябре 2020 года.
8 апреля открытую онлайн-лекцию проведет ресторатор, основатель сети баров Nebar, «Руки Вверх бар» Павел Чесноков. Он расскажет о стратегии и тактике в партнерстве с медийными личностями на примере конкретных кейсов. Начало в 19.00. Для участия нужно зарегистрироваться, в день мероприятия на почту придет ссылка на трансляцию.
«Я зашёл в барную индустрию, будучи дилетантом»: правила бизнеса Павла Чеснокова
«Давно не вкладываю в бизнес свои деньги»
IT-инструменты, которые использует Павел Чесноков
Собственный бар – мечта многих людей, желающих заняться бизнесом. Но на старте они, как правило, не обладают всеми необходимыми знаниями о нюансах этой индустрии. Павел Чесноков – основатель и совладелец заведений Nebar и «Руки Вверх!Бар», типичный представитель таких «новичков». О том, какие ошибки он совершил и как в развитии проектов ему помогали известные персоны, Павел Чесноков рассказал в рамках проекта «Бизнес-гостиная».
В школе я стал проводить дискотеки, а потом начал зарабатывать на диджеинге. Так продолжалось лет до 18-20. А потом пришёл мой старший брат и сказал: «Хватит заниматься ерундой, пошли зарабатывать деньги». Мы начали продавать мобильные телефоны. Это происходило во времена Чичваркина, когда заниматься мобильными телефонами было очень выгодно. Мы заработали, а потом произошло насыщение рынка, и работать на нём стало не так прибыльно. Я начал искать новую тему, и вспомнил свою молодость. Я понимал, как создавать атмосферу, как зажигать танцпол. Так я переключился на бары. Мои заведения – не рюмочные, не рестораны, это место, где создаётся атмосфера, во многом – с помощью музыки.
Первый свой проект Nebar я запустил в 2008 году в Петербурге. Заведение стоило 20 миллионов рублей, это были мои личные деньги. Первый бар открывал с ди-джеем Romeo, в то время он был №1 в Петербурге.
Первый Nebar в Петербурге первые полгода был убыточный. Но не потому, что там не было людей. На старте мы много денег вкладывали в концерты. Они были для нас убыточны, но это формировало для нас поток посетителей. Когда через полгода мы завязали с концертами, для меня было удивлением, что наша выручка не упала. А свои расходы мы существенно сократили. Надо смотреть после открытия бара, кафе или ресторана не на прибыльность, а на посещаемость. Если место будет популярное, то вы со временем можете снизить свои издержки и вывести его в прибыль.
Я зашёл в барную индустрию, будучи совершенным дилетантом. Я разбирался в части того, как зажечь танцпол, но больше ни в чём не понимал. Я доверял тем «профессионалам», которых нанял. Часть из них были просто некомпетентны, часть воровали у меня прямо или косвенно. Мне понадобилось лет пять, чтобы начать что-то понимать. Если ты понимаешь, что не являешься на 100% экспертом в своём бизнесе, важно взять в проект крутого партнёра или профессионала. Хотя крутой профессионал в маленький бизнес на старте, скорее всего, не пойдёт. Начиная свой бизнес, понимайте, достаточно ли в вашей команде компетенций. Не ленитесь искать и находить те кадры, которые вам действительно нужны. Вопрос с кадрами гораздо серьёзнее вопроса, где взять инвестиции. Если бы отмотать время назад, я бы пошёл изучать кадровый вопрос. Сэкономил бы много на этом.
Для кого-то я пример успеха. Но я открыл много неуспешных проектов, которые пришлось закрыть. Один из примеров. Будучи в восторге от успеха нашего заведения в Петербурге, та самая медийная личность, с которой я открыл первый Nebar, предложила идти в Москву. Мой партнёр вовлёк меня в эту историю, заразив своим воодушевлением. Мы взяли помещение в центре Москвы, мой партнёр поехал открывать этот бар, потому что у меня на это не было времени. Он сказал, что Москва – большой город, здесь любят, чтобы всё было красиво и шикарно. Предложил потратить побольше денег на открытие, чтобы быстро их окупить. Я взял кредит – 45 миллионов. Это было самое дорогое из всех моих заведений. Мы не вернули ни копейки и через 1,5 года закрыли этот бар. Это было морально тяжело, ввергло мою компанию в долги, которые мы ещё долго отдавали.
В 2012 году я попросил своих знакомых с радиостанции, чтобы они сделали меня на один день тур-менеджером Сергея Жукова во время его концерта в Петербурге. Я должен был его сопровождать и катать по городу, потому что у меня была на тот момент хорошая машина. После концерта я сказал: «Сергей, у меня есть своё заведение. Может, поедем после концерта и устроим там afterparty?» Он согласился. Мы взяли всю его команду, пели в караоке до утра. После я сказал: «Сергей, а хочешь, мы вместе откроем такое заведение?» И он сразу сказал: «Да! Почему бы и нет?» Мы полгода искали помещение, очень серьёзно к этому подошли. Открыли «Руки Вверх!Бар», который 6 лет уже успешно работает и является одним из самых успешных моих заведений.
Сотрудничество с медийным лицом очень сильно помогает, особенно на старте. Когда о твоём заведении ещё никто не знает, а об известном человек уже знают все. Помогает, когда он рекомендует заведение, сам проводит в нём время, участвует в запуске проекта. Когда мы не успевали открываться, Сергей Жуков сам ездил по строительным рынкам, покупал цемент, лампочки, выключатели. Он отражал это в своих соцсетях. Это имело результат – куча людей пришла на открытие «Руки Вверх!Бара» и до сих пор в него ходит.
Коммерческие условия сотрудничества с Сергеем Жуковым не раскрываются.
Я считаю, что один в поле не воин. Очень важно иметь не только команду сотрудников, но и команду партнёров. Стратегический партнёр наполняет тебя и усиливает твои слабые стороны. В частности, я интроверт, совершенно не публичный человек. Я больше про бизнес, про работу на заднем дворе. Мне нужен был человек, который весь напоказ, которого все знают и на которого идут. И мы с Сергеем Жуковым в этом плане прекрасно дополняем друг друга. Мы много лет работаем вместе и, возможно, будем создавать новые бренды.
Мне было очень страшно выходить на медийных людей. Я боялся постучаться к «звезде» и сказать, например: «Сергей, а давай сделаем бизнес вместе?» Я боялся, что они ответят мне: «Ты что, дурак?» Этот барьер только у нас в голове. Его нужно преодолеть, чтобы получить доступ к нужным вам ресурсам.
Важно гореть тем, что ты делаешь. Именно своей верой можно заразить медийные лица.
Очень важно сначала слышать своего будущего партнёра, а потом предлагать то, что ему нужно. Сергей Жуков всегда мечтал, чтобы во время гастролей в условном Петербурге он после концерта ехал бы в свой ресторан и отдыхал там со своими друзьями или родственниками. Он хотел не тратить деньги в чужом баре, а быть у себя. Я понял, что ему важно чувствовать себя как дома во всех чужих городах. Я это услышал и дал ему такую возможность.
Когда ты только начинаешь своё дело, то, по сути, не выбираешь поставщиков. Ты работаешь с теми, кто на это согласится. Когда вырастешь, уже позволяешь себе выбирать. Например, сейчас у нас в меню напитков нет ни одной позиции, которая бы попала туда без маркетингового бюджета. Обычно поставщики оплачивают концерты в нашем заведении или декор бара. У нас есть отдельный менеджер, который рассматривает все предложения от поставщиков. Но он честно говорит, что без маркетингового бюджета к нам не попасть.
Концепция заведения – это творческий труд. Концепцию создаёт автор, исходя из своих соображений. То, что нравится, то ты и создаёшь. Я работал в молодости диджеем, мне музыка Сергея Жукова как-то близка. И, оказывается, есть огромная аудитория, которой его музыка тоже нравится. Эта концепция – вспомнить наше детство – в основе «Руки Вверх!Бара». Если что-то нравится тебе, то, наверное, есть еще аудитория, которой это тоже нравится. Если выходишь с новой концепцией, посмотри, есть ли что-то похожее на рынке, насколько это успешно, почитай отзывы. Концепция – это некий риск, но его можно минимизировать за счёт изучения рынка.
Так сложилось, что на рынке весёлых танцевальных баров в России у нас нет конкурентов. Есть локальные игроки – в Самаре, Ростове, Москве, но сетевого крупного игрока нет. Сейчас мы стали № 1 и имеем много преимуществ за счёт этого – лучшие входящие цены, сотрудники, которые хотят у нас работать и так далее.
Я начал с Петербурга: для кого-то это провинция, а для кого-то столица. Рынок Петербурга и Москвы сильно отличается – чек, спрос, затраты. С точки зрения инвестиций везде открываться примерно одинаково, в Москве даже дешевле. Потому что вся мебель, оборудование поедут из центра в тот город, где вы будете открывать свой бар или ресторан. Это влечёт за собой дополнительные затраты на логистику.
Сказать, что в каком-то городе открываться и работать проще, а в каком-то сложнее, нельзя. В декабре прошлого года мы вышли в Москву. Здесь совокупная выручка в два раза выше, чем в Петербурге. Но в Москве и зарплата больше. Если ты заходишь в города с условно столичным брендом, как мы, то сразу получаешь преимущество. Спрос будет заведомо выше. Для провинции Москва – это очень круто. И даже если мы делаем продукт обычного качества, мы воспринимаемся как некий столичный уровень. И за это люди готовы переплачивать.
На рынке много проектов, которые открываются для того, чтобы поиграть в бизнес. Например, богатый состоятельный муж открывает что-то для жены или любовницы. Почти половина действующих заведений убыточны или не зарабатывают. И владелец такого ресторана или бара просто мечтает избавиться от него.
Сейчас я прихожу к тому, что дорого – не всегда хорошо. Последний наш опыт показывает, что можно открыть заведение в центре Москвы практически без денег. История такая. Мы узнали, что в новом здании на Тверской улице есть заведение, которое чувствует себя не очень хорошо. Это был караоке-бар «Шансон». Он работал полгода, но себе в убыток. Я пришёл туда как тайный гость и понял, что в этом заведении есть полный набор ошибок, не совместимых с прибыльностью. В караоке-бар «Шансон» было влито 65 млн рублей, но ни одного миллиона его владельцы не вернули. Я встретился с собственником, сказал, что мы готовы взять это заведение и погасить его долги.
Я интроверт, мне всё общение даётся тяжело. Но я понимаю, что 90% успеха в бизнесе зависит от коммуникаций. Нужно просто общаться и не бояться этого. Разговоры открывают массу возможностей.
Я обозначил для себя промежуточную цель – открыть 100 прибыльных заведений на территории РФ до того момента, как мне исполнится 40 лет. Осталось 3 года. Тогда я, наверное, буду считать себя на этом этапе успешным.
Я первым открыл бар за 30 дней. В 2015 или 2016 году ко мне обратился партнёр, который хотел купить франшизу на проект Nebar. Я боялся, что сам себе создам конкуренцию в центре Петербурга. Но деньги сделали своё дело – я продал франшизу. И стал думать, что же такое сделать, чтобы отличаться от предыдущего Nebar. Я объявил в своём Instagram, что мы с нуля откроем в Петербурге бар с караоке и кухней за 30 дней. Нормальное заведение открывается за год-полтора. Когда ты ставишь перед собой цель, невозможное становится возможным. Мне достижение в 30 дней далось непросто – я буквально жил на работе, никакой личной жизни не было. Мы открылись на 30-й день, хотя утром подклеивали обои, что-то подкрашивали. Я выкладывал в своём Instagram посты про подготовку к открытию, у меня было около 5 тысяч подписчиков. И для меня было шоком, что 500 человек из них пришли на открытие. Они подходили ко мне, жали руку и говорили: «Мы всё это время следили за тобой, мы тебе сопереживали». И я тогда понял, какая большая сила в соцсетях.
Почему я торопился открыть заведение за 30 дней? Когда ты берёшь в аренду помещение, то вынужден платить за каждый день даже тогда, когда делаешь в нём ремонт. Если это помещение в центре Москвы или Санкт-Петербурга, то ты каждый день можешь платить порядка 100 тысяч рублей за аренду, потому что она там дорогая. Это существенные деньги.
Я не просто основатель и учредитель, я, по сути, действующий операционный директор. Я нахожусь в наших заведениях, но уже меньше – ночью, хотя надо бы. Это для здоровья не очень полезно – работать по ночам. И находиться трезвым в ночном баре не очень приятно.
Сейчас продвижение личного бренда – это уже штамп, который иногда даже воспринимается негативно. Но я всем советую: если вы делаете что-то полезное, делитесь этим со своими подписчиками. Мой личный опыт подсказывает, когда ты начинаешь что-то людям отдавать, и люди начинают тебе что-то отдавать. Кто-то хочет прийти к тебе на работу, кто-то предлагает новое партнёрство.
Я сам веду свой Instagram, сам отвечаю на комментарии и выкладываю посты. До меня можно достучаться через эту соцсеть. У меня нет тысячи сообщений в директ, поэтому каждое поступающее предложение находит ответ. Если вы мне не написали, то хотели ли вы мне продать свой продукт или услугу?
Так как мы считаемся №1 в нише развлекательных баров, это значит, что вопрос с развлечением у нас закрыт очень хорошо. У нас работают лучшие артисты и работают за очень дёшево. Я сейчас не шучу. К нам стоит определённая очередь из артистов разных уровней, заканчивая персонами первой величины. Когда ко мне обращается «звезда» и предлагает выступить в наших заведениях, я говорю, что мне интересно, чтобы этот человек создал событие вокруг своего выступления. Например, устроить у нас презентацию альбома с приглашением его друзей и знакомых. И мы так делаем: у нас отмечают дни рождения, мы устраиваем премьеры сериалов, на которых артисты и музыканты выступают в наших барах бесплатно.
Я давно не вкладываю в бизнес свои деньги, у меня стоит очередь из инвесторов.