павел корин художник биография
Почему иконописец создавал портреты советских героев и что сделать не успел: Превратности судьбы художника Павла Корина
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Биография Павла Корина кажется невероятной. В его творчестве были иконопись и портреты знаменитых людей СССР, метрострой и знакомство с представителями династии Романовых, исторические полотна и мозаика с портретом Ленина… Казалось, будто Павел Корин прожил несколько жизней в одной и удивительным образом оказался успешным советским художником открыто православного вероисповедания. Но – обо всем по порядку.
В 1916 году он выполнял росписи усыпальницы на территории обители по заказу Великой княгини Елизаветы Федоровны. Знакомство с ней оказало немалое влияние на жизнь художника. И дело даже не в том, что по ее совету он пристально изучал церковные фрески центральной части России. Именно Елизавета Федоровна познакомила Корина с его будущей женой. Прасковья Петрова приехала в обитель из Чувашии, чтобы обучиться ремеслу сестры милосердия, но как-то обмолвилась в присутствии княгини, что мечтает обучиться рисованию. А княгиня нашла ей подходящего учителя – молодого художника Павла Корина… Спустя три года после знакомства он сделал Прасковье предложение, а вот согласия ждал… целых семь лет. Лишь в 1926 году влюбленные смогли обвенчаться в православной церкви на Арбате.
Годом ранее, в 1925, уже после революции и гражданской войны, в стране, раздираемой противоречиями, Корин перенес собственное потрясение, наложившее глубокий отпечаток на все его творчество. Он присутствовал на похоронах патриарха Тихона. Толпы православных христиан со всей страны, люди, чья вера подвергалась теперь осмеянию, а святыни – уничтожению, были невероятно стойки и едины в своем горе… Теперь он уверовал по-настоящему. Именно в то время у художника возник замысел масштабного полотна, которое он планировал назвать «Реквием». На протяжении десятилетия Павел Корин писал портреты деятелей церкви, участвовавших в крестном ходе во время похорон патриарха. В тридцатые годы эти подготовительные работы увидел Максим Горький, друживший с художником. Он предложил назвать работу «Русь уходящая», что позволяло несколько завуалировать «антисоветские» взгляды Корина. Да и сама по себе дружба с «буревестником революции» защищала художника от нападок. Корин написал драматичный, даже театрализованный портрет Горького. После смерти писателя он все не решался завершить свой «Реквием», опасаясь реакции властей.
Зато в эти годы Корин получал немало заказов на портреты. Он пишет художников и ученых, актеров и музыкантов…
Во время Великой отечественной войны для Корина пришло время истинного шедевра. В 1941 году, на параде 7 ноября, он услышал слова Иосифа Сталина: «Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков». Так он нашел еще одну свою тему, позволявшую и – совершенно искренне – послужить родине, и остаться верным себе.
Кисти Павла Корина принадлежит портрет маршала Жукова, созданный уже в 1945 году.
Во всех живописных работах Корина ощущается влияние иконописи и палехской миниатюры. Его цвета локальны, линии отличаются жесткостью, формы всегда кристаллизованы, фигуры вытянуты, даже диспропорциональны, они словно нависают над зрителем, словно образы святых на стенах храма.
Тему героев земли русской Корин продолжал и после. Образы великих полководцев стали сюжетами и для восьми масштабных мозаичных панно, украсивших станцию «Комсомольская» Московского метрополитена. Для станции метро «Новослободская» художник выполнил эскизы подвесных витражей со сложным орнаментом, где советские символы объединяются с мотивами средневекового витражного искусства. Образ воинов и русских матерей он воплотил в мозаиках станций «Смоленская» и «Павелецкая».
После войны художник оставался востребованным. Он руководил восстановлением полотен Дрезднеской галереи, пострадавшей во время бомбардировок. Корин получил Ленинскую премию за портреты деятелей искусства СССР, ему было присвоено звание народного художника СССР, он был избран действительным членом Академии художеств.
Удивительно, но и в годы советской власти его жизнь оставалась тесно связанной с православным искусством. Ему довелось заниматься реставрацией церковных фресок, в том числе и работ его учителя – Нестерова. Корин собрал впечатляющую коллекцию икон. В 1966 году Корин начал еще один героический триптих – «Сполохи», оставшийся незавершенным – спустя год, после двух перенесенных инфарктов, художник скончался.
Всю жизнь он мечтал вернуться к своему «Реквиему», но – не довелось. Последними словами художника было «не успел»…
Текст: Софья Егорова.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Павел корин художник биография
Слава к художнику Павлу Дмитриевичу Корину пришла во многом благодаря работе над портретами современников: ученых, писателей, военачальников, артистов. Писатель Максим Горький, художник Михаил Нестеров, полководец Георгий Жуков, а также Алексей Толстой, Кукрыниксы, Василий Качалов — лишь малая часть портретного наследия Павла Корина. «Коринский» стиль в портретном жанре — это не документальное повествование, а передача характера человека.
«Корина всегда влекла микеланжеловская сила человека. Он был художником ритма, напряжения эпохи», — скажут потом его друзья.
Весной 1911 года Павел Корин с маленьким деревянным чемоданом покинул родное село Палех и отправился в Москву — учиться. Выпускник Палехской иконописной школы Павел хотел стать художником. В Москве он работал в иконописной палате Донского монастыря, познакомился с художником Михаилом Нестеровым и помогал ему в росписи Покровского храма Марфо-Мариинской обители. А потом по заказу настоятельницы обители, великой княгини Елизаветы Федоровны, самостоятельно расписал подземный храм-усыпальницу, где она завещала себя захоронить. Это единственные фрески художника. Исследователи не исключают, что это вообще последняя храмовая роспись в дореволюционной Москве.
Но со своим иконописным прошлым Павел Корин не расстался и иконы из его жизни не ушли — к концу жизни художник собрал одну из крупнейших в СССР коллекций древнерусского искусства. Свое собрание (228 предметов) Павел Корин завещал Третьяковской галерее.
В сентябре 1931 года в гости к Павлу Корину пришел Максим Горький. Познакомился, посмотрел работы и пригласил с собой в поездку по Италии — посмотреть великих мастеров.
После этой поездки Павел Корин неоднократно путешествовал по миру, посещал музеи и делал эскизы с классических произведений в Риме, Париже, Флоренции. Он восхищался ими и тщательно изучал. Творческая манера художника — это во многом заслуга «великих мастеров». Павел Корин считал, что искусство живет в традициях: «Надо учиться у жизни, на натуре, а великие художники нам помогают, поясняют, как надо к ней относиться. Великий Делакруа говорил, что законы красоты одни, а форма выражения разная для разных эпох».
Максим Горький же после той первой встречи с Павлом Кориным стал во всем ему помогать, но самое важное — организовал обустройство новой мастерской в здании бывшей прачечной и дал «охранную грамоту» (название «Русь уходящая» вместо «Реквием») главной картине художника.
Путь Павла Корина к монументальному искусству оказался логичным: художника всегда привлекали исторические эпопеи и могучие образы-символы. В 1950-е годы Павел Корин начал оформлять Московский метрополитен. Именно его мозаики — изображения великих русских полководцев Александра Невского, Дмитрия Донского, Минина и Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова, а также советских солдат и офицеров у стен рейхстага — мы видим на «Комсомольской кольцевой», «Орден Победы» на «Смоленской» и рабочего и колхозницу на «Павелецкой», а на «Новослободской» — витражи.
Технику витража Павел Корин считал исключительной по своим возможностям, красоте и своеобразию, но очень переживал, что она находится в состоянии глубокого упадка. «Витраж необходимо пропагандировать», — говорил художник. Среди его работ в этой технике — подъезды в одной из «сталинских» высоток на Кудринской площади и залы самого большого продовольственного магазина СССР.
Художник Виктор Иванов вспоминал: «Необыкновенно точно Нестеровым сказано: «Корин «драматический», на огромных полотнах будет показывать людям человеческие переживания, «катаклизмы человечества».
В мае 1935 года Павел Корин был в Дрездене и просидел несколько часов около «Сикстинской Мадонны» до самого закрытия Галереи. Спустя 10 лет как руководитель реставрационных мастерских ГМИИ им. А.С.Пушкина он встречал эту картину в Москве. «В тот памятный день мы, сотрудники музея, вышли в колоннаду встретить первую грузовую машину с «Сикстинской мадонной» в ящике. Сидели, ждали. Когда машина въехала в ограду, Павел Дмитриевич первый встал, снял шляпу. Все последовали его примеру, стоя, торжественно встретили ее», — вспоминала его жена и коллега Прасковья Тихоновна.
Павел Корин возглавлял реставрационные мастерские ГМИИ им. А.С. Пушкина почти 30 лет — с 1932 по 1959 гг. После войны музей хранил коллекцию картин Дрезденской галереи, которые во время бомбардировки города были спрятаны в шахтах и каменоломнях, в том числе и «Сикстинская Мадонна» Рафаэля. Картины нашли советские войска.
«Мне запомнилось сосредоточенное с насупленными бровями лицо П. Д. Корина, склонившегося над большим холстом — лицо художника, которому подвластны секреты мастерства, и который пришел на помощь своему далекому собрату по профессии, чтобы сохранить и дать новую жизнь его детищу, одинаково дорогому им обоим», — вспоминал искусствовед В.П. Толстой.
В конце 1950-х Павел Корин руководил работами по восстановлению стенной живописи В.М. Васнецова и М.В. Нестерова во Владимирском соборе в Киеве.
После работы в ГМИИ Павел Корин возглавил Центральную реставрационную мастерскую (ныне — Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени академика И.Э. Грабаря), которая тогда находилась в Покровском соборе Марфо-Мариинской обители — месте, где полвека назад и начался творческий путь художника. Эта мастерская стала последним местом работы Павла Дмитриевича, круг замкнулся.
В марте 1925 года Павел Корин участвовал во всенародном прощании с патриархом Тихоном в московском Донском монастыре. «Церковь выходит на последний парад», — подумал тогда молодой художник и решил писать большое полотно, главными героями которого стали бы реальные участники церемонии отпевания патриарха — митрополиты, архиепископы, игумены, схимницы, нищие, слепые, монахи и монахини.
Павел Корин назвал будущую картину траурным молебном — «Реквием», но искренне полюбивший и поддерживающий художника писатель Максим Горький проницательно посоветовал переименовать ее в «Уходящую Русь» — так уберег от преследования советской властью.
Павел Корин работал над эскизами к картине тридцать лет, так и не приступив к написанию большого полотна. 29 портретов-этюдов для масштабной композиции ненаписанной картины сегодня хранит Третьяковская галерея.
К концу жизни академик Академии художеств СССР, лауреат двух государственных премий: Ленинской — за серию портретов деятелей культуры и Сталинской — за оформление станции метро «Комсомольская-кольцевая», народный художник СССР Павел Корин получил всемирное признание, в 1965 году открылась его персональная выставка в Нью-Йорке.
Художник вспоминал: «Американцы — народ общительный. Буквально засыпали меня вопросами. Особенно удивило их, что я верующий. «Как же вам там разрешали все это писать?» «А я ни у кого не спрашивал, что мне писать». И это действительно было так. Разуется, я не рассказывал им о трудностях моей творческой судьбы…»
Павел Корин — парадоксальный художник. Он был представителем советского искусства, но всегда оставался «несистемным». В 1966 году Павел Корин подписал письмо 25 деятелей советской науки, литературы и искусства Л. И. Брежневу против реабилитации И.В.Сталина, хотя ранее получил Сталинскую премию (Государственную премию СССР).
И его недолюбливали — за неотказ от прошлого, за творческие приемы, продолжающие традиции классической живописи, за постоянный духовный поиск. «Павел Дмитриевич не любил жаловаться на свои невзгоды. Это был сильный человек, сдержанный в проявлении чувств — скрытая страстность натуры выражалась у него только в творчестве. И все же по отдельным репликам и интонациям можно было понять, как много крови ему попортили всякого рода завистники и недоброжелатели, которые не могли примириться с тем, что рядом и независимо от них живет и работает — а еще как работает! — художник совершенно иного типа, ни в чем не похожий на них», — вспоминал Виктор Толстой.
Павел Корин: биография, творчество, карьера, личная жизнь
Содержание статьи
Жесткая предопределенность
По меткому выражению одного из советских поэтов, человеку не дано возможности выбрать время для своей жизни. Это трагическое правило касается не всех, но только тех, кто предан определенной идее. Павел Дмитриевич Корин представляет собой крупную, сложную и трагическую фигуру в русском искусстве первой половины 20-го века. Художник появился на свет 7 июля 1892 года в семье потомственного иконописца. Родители проживали в знаменитом поселке Палех. Этот населенный пункт с давних времен известен как центр народного творчества – лаковой миниатюры и иконописи.
Когда мальчику исполнилось десять лет, его отдали в местную иконописную школу. По действующему на тот момент правилу, наиболее старательных и способных учеников направляли совершенствовать свое мастерство в Москву. Здесь, в стенах Донского монастыря, действовала знаменитая иконописная палата. Корин отличался кротким нравом и острым глазом. Он виртуозно работал кистью. Будучи учеником, он помогал зрелым мастерам расписывать новые храмы и обновлять интерьеры старых. В 1911 году Павел поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.
Художник уходящей эпохи
Получив академическое образование, Корин обустроил себе мастерскую на Арбате. К этому времени в стране произошли кардинальные изменения. Церковные иерархи вступают в негласную борьбу с красными комиссарами. Смута, происходящая за окнами мастерской, не укладывается в полотна, которые задумывает написать Павел Дмитриевич. В 1925 году умер Патриарх Всея Руси Тихон. Наблюдая за похоронной процессией, художник увидел композицию своей новой картины и через несколько дней приступил к работе. Для масштабной панорамы пришлось написать десятки этюдов и фрагментов.
В 1935 году в мастерской художника побывал пролетарский писатель Максим Горький. Он и посоветовал Павлу Дмитриевичу назвать картину «Русь уходящая». К тому времени эту тенденцию уже почувствовал и сам художник. На его полотнах появлялись новые сюжеты и новые люди. Товарищ Горький выхлопотал Корину разрешение на поездку в Италию. По сложившимся традициям, все русские художники стажировались в этой солнечной стране.
Признание и личная жизнь
Карьера Павла Корина сложилась благополучно. Творчество художника удивительным образом оказалось близко и народу, и государственной власти. Достаточно посмотреть на картину «Александр Невский».
В личной жизни, как истинный христианин, художник был счастлив. Павел Дмитриевич Корин и Прасковья Тихоновна Петрова обвенчались в 1926 году. Муж и жена прошли свой жизненный путь, поддерживая друг друга. Корин умер в октябре 1967 года.
Биография художника Корина П Д
Павел Дмитриевич Корин – талантливый российский и советский живописец лиц, ликов и человеческого духа, воспевать который ему хотелось в каждой своей работе.
Малая родина
Павел Корин родился в старинном центре русской иконописи селении Палех Владимирской губернии 7 июля 1892 года. Это были годы, когда здесь уже сформировался и достиг расцвета свой особенный, неповторимый стиль иконописания. Вся семья была занята этим ремеслом-искусством – и родители, и дети. Брат Павла Александр впоследствии тоже стал художником. В 5-летнем возрасте Павел потерял отца, жить стало труднее, но дела не бросили.
Учёба и первые профессиональные шаги
В 1903 году Павел поступил на учёбу в Палехскую школу иконописи. Эта школа за время своего существования с конца XVII века накопила богатую историю, впитавшую в себя тенденции и стилевые особенности как старой, так и светской европейской живописи. Здесь Павел и постигал премудрости построения композиции, многофигурности, учился выстраивать цветовую гамму и пейзажные элементы.
В 1907 году учёба была успешно завершена. Начинающего художника приняли учеником в иконописную палату при Донском мужском монастыре, действующем на территории Москвы с конца XVI века.
Судьбоносная встреча
Кроме традиционной церковной иконописи в монастыре Павел занимался копированием работ уже признанных и известных живописцев, в частности Михаила Васильевича Нестерова. Этот человек впоследствии сыграл важнейшую роль в становлении Корина как художника, который именно Нестерова называет виновником того, что он стал живописцем. «Вы бросили мне в душу Ваш пламень» – признался Корин своему учителю.
В 1911 году Нестеров привлёк молодого художника к росписи помещений только построенного соборного храма Марфо-Мариинской обители. Это был новый, основанный в Москве в 1909 году великой княгиней Елизаветой Фёдоровной, женский монастырь.
Дальнейшая учёба и первый опыт
Но таланта и желания было мало, надо было учиться, развиваться. Оценивая по достоинству молодое дарование, Нестеров это очень хорошо понимал и настоял, чтобы Павел продолжил профессиональное обучение в московском Училище живописи, ваяния и зодчества. В Российской империи это было одно из ведущих художественных учебных заведений.
Учителями Корина здесь стали К.А. Коровин и Л.О. Пастернак, опытные и талантливые живописцы и педагоги.
В 1916 году учёба в училище была окончена. Обратившая внимание на молодого мастера при строительстве Марфо-Мариинской обители великая княгиня Елизавета Фёдоровна отправляет Корина в поездку по старинным русским городам. Изучение древних церковных фресок и совершенствование собственной кисти стало следующим делом развития таланта.
В этом же году Корин выполнил заказ Елизаветы Фёдоровны – роспись подземной божедомки или усыпальницы, предназначенной для захоронения настоятельницы обители и сестёр.
До 30 лет Павел Корин считал, что он ученик. В нём ещё не было уверенности в собственных силах и решительности взяться за собственное творчество. Но исключительная трудоспособность, природный талант и неразрывная связь с народными традициями на фоне глубокой веры укрепляли и развивали мощный художественный дар.
В том же 1916 году Павел познакомился со своей будущей женой: Прасковья Тихоновна (1900-1992) была послушницей в Марфо-Мариинской обители, училась на курсах сестёр милосердия. Кроме того, Павел учил Прасковью рисовать и подметил у своей ученицы особую аккуратность и тонкое чувство тона. Впоследствии она стала первоклассным реставратором полотен масляной живописи.
Первая мастерская и поиски своей темы
Зимой 1917 года молодой художник арендовал чердачное помещение на Арбате. Здесь же была организована мастерская. Находясь в центре Москвы географически, Павел Корин оказался в центре русской катастрофы, революции, во времени. Жили втроём – он, его жена и брат Александр. Перебивались случайными заработками: писали транспаранты для митингов и демонстраций, изредка преподавали.
Корину выпало жить во время великой смуты, он стал свидетелем трагедии, разыгравшейся в стране. И мимо неё исторический живописец Павел Корин пройти не мог. Назревала главная тема его картин. Почитатель таланта русского художника А.А. Иванова, автора «Явления Христа народу», и традиций исторической живописи, Павел Дмитриевич Корин понял, что он должен тщательно выбирать темы своих произведений и выражать ими великие и вечные мысли.
Замысел главной картины
В 1925 году Корин стал свидетелем крестного хода и отпевания Патриарха Тихона. Это происходило в Донском монастыре. Нескончаемый поток тысяч людей, вся православная Россия пять суток шла прощаться к гробу. Художник был потрясён величием и высоким трагизмом увиденного и услышанного. Он ясно понял, какая должна появиться на свет картина. Это скорбное и величественное событие – прощание с патриархом – олицетворяет и прощание с дореволюционной Россией. Это должно быть запечатлено на холсте для потомков, для истории. Слушая «Реквием» Гектора Берлиоза, Корин так же назвал свою будущую картину.
С этого времени художник начал писать этюды к задуманному полотну. Он ходил по московским монастырям, посещал службы. Встречая впечатляющие его типы людей, приглашал их позировать. Сначала те с недоверием и непониманием относились к подобным просьбам, но после благословения митрополита Трифона, который позировал первым, шли в мастерскую охотно.
Пейзажи о родине
В конце 1927 года Третьяковская галерея впервые приобрела картину Корина. Это был пейзаж «Палех». Нестеров с особой гордостью писал своему ученику: «Рад за Вас очень! Вот Вы и признанный художник, и я дождался этого дня».
В 1928 году П.Д. Корин уехал в Палех писать очередной пейзаж. Родная земля вдохновляет художника, придаёт ему сил и уверенности в своих возможностях. Картина «Моя родина» также приобретена галереей.
Этюды к «Реквиему» и эскиз
Галерея этюдов, созданных Кориным к задуманному большому полотну, состоит из 29 законченных, полноценных портретных работ. Возвышенные и героические, стойкие и трагические – современники художника, реально существовавшие люди большой веры и духовного огня, но не фанатики – герои этих этюдов.
По 1937 год художник писал эти работы. Все этюды и эскиз к полотну хранятся в Третьяковской галерее.
Горький в жизни художника
В 1931 году, прослышав о таланте Корина, к нему в мастерскую заглянул Максим Горький. Это неожиданное событие перевернуло судьбу Корина. Осмотрев работы художника, в том числе этюды к «Реквиему», писатель посоветовал изменить название на «Русь уходящая» и предложил поездку за границу. 18 октября 1931 года Павел с братом выехали с семьёй Горького в Европу. Здесь они знакомятся с работами именитых мастеров, посещают музеи. Корин в Риме пишет портрет Горького.
По возвращении писатель устроил Павла Дмитриевича в Пушкинский музей, где тот получил постоянный заработок как реставратор. В 1932 году Горький содействовал получению художником большой мастерской на Малой Пироговской и заказал холст для будущего полотна. Участие Горького в судьбе Корина в смутные времена являлось надёжной защитой от нападок. Ведь с 1930 года советская власть начала гонения на церковь.
После смерти писателя в 1936 году Корин был вынужден переключиться на портреты военачальников, учёных, артистов, писателей.
Годы войны
Образы защитников Отечества как духовных идеалов выходят на первый план. В это время художник пишет триптих «Александр Невский», руководит реставраторами, которые восстанавливают Большой театр, частично повреждённый бомбардировками, работает много и плодотворно. В 1944 году в Третьяковской галерее прошла первая персональная выставка художника.
Послевоенные события
После войны у реставраторов стало много работы. Корин работал в Дрезденской галерее, в московском музее им. Пушкина, во Владимирском соборе (г. Киев). С 1950-х также работает как монументалист, создаёт витражи и мозаики станций московского метрополитена.
Написав большое количество выразительных, ярких и запоминающихся портретов своих современников – советских деятелей, Корин становится общепризнанным мастером. Он получает членство Академии художеств и звание народного художника СССР, в разные годы Сталинскую и Ленинскую премии, орден и медали.
Работы художника
Павел Корин оставил значительный след в искусстве, особенно важный и ценный для русского человека. Наиболее известны:
Значимые исторические события и великие люди всегда были в центре внимания художника. Главное полотно, к сожалению, осталось на стадии чистого холста, но этюды и эскиз к нему позволяют представить задуманную грандиозность работы и впечатление от неё (размер холста 551 х 941 см).
Наследие художника
В последние годы Павел Дмитриевич Корин восстанавливал полотна Васнецова и Нестерова. Многие годы собирал старинные иконы, считая иконопись образцом художества и творческого стремления. Всю уникальную коллекцию и дом художник завещал Третьяковской галерее.
Это был выдающийся художник и реставратор, превыше всего ценящий веру человека в Бога, в Родину, в народ. Эта светлая вера сопровождала его всю жизнь, она во всех его произведениях.
Русь Уходящая Корина – притягательная загадка
Биография Павла Филонова, несгибаемого аналитика от искусства
Биография художника Федотова П. А. его картины – окно в XIX век