павел волков фотограф биография
Фотопроект «Феникс» от фотографа Павла Волкова
Павел Волков фотограф из Москвы 1987 года рождения. Начал карьеру в фотожурналистике как независимый фотограф, работал для нескольких фотоагентствах в Москве и Санкт-Петербурге. Изучал фотожурналистику в Гальперинском фотофакультете и Голландской школе медиа. Участвовал в семинарах, организованных агентствами VU и NOOR. Участник обзора портфолио New York Times и обзора портфолио Хьюстонского фотофестиваля. Работы фотографа были показаны во время фотофестиваля Visa pour l’image в Перпиньяне, Франция. Павел Волков участник многочисленных выставок в России и за рубежом. Освещал события на Майдане, в Крыму и на Юго-Востоке Украины, сотрудничает с российскими и международными СМИ. Его основная деятельность в качестве фотографа охватывает широкий круг социальных вопросов, в основном в России. Фотограф интересуется долгосрочными проектами, посвященными проблемам и явлениям современного российского общества. Молодежь и религиозные движения, субкультуры, армейская тематика, паралимпийские виды спорта привлекают интерес фотографа.
Сегодня я хочу познакомить вас с социальным фотопроектом Павла Волкова под названием «Феникс». Это история о ребенке, которого искалечил огонь, он словно феникс возродился и пытается жить уже взрослый, но все еще с отпечатком своего прошлого.
Фото: Павел Волков
Фото: Павел Волков
Фото: Павел Волков
Фото: Павел Волков
Фото: Павел Волков
Фото: Павел Волков
Фото: Павел Волков
Еще больше новостей и вдохновения в наших социальных сетях: Вконтакте, Facebook, Instagram и Telegram.
«Я обязан показать миру то, что происходит». Фотограф Павел Волков рассказал о поездке в Нагорный Карабах, ужасах новой войны и спасении беженцев
Фотожурналисту Павлу Волкову 33 года, он уехал из родного Нижнего Тагила 9 лет назад и сделал себе имя. Фотографировал для ведущих СМИ Москвы и Санкт-Петербурга, преподавал фотодело, является амбассадором марки Canon, много раз становился призёром и лауреатом престижных международных фотоконкурсов. В октябре 2020 года мы увидели фотографии Павла из Нагорного Карабаха в «Новой газете» и решили спросить: зачем человек с успешной карьерой отправился в эпицентр вооружённого конфликта Армении и Азербайджана?
Мы не можем опубликовать фотографии Павла Волкова, сделанные специально для «Новой газеты», поэтому рекомендуем вам посмотреть их здесь, не пропустить вот эти жуткие снимки и прочитать репортаж Ильи Азара из Степанакерта и из Шуши и Лачина.
— Расскажи, что самое страшное ты увидел в этой командировке?
— Почему и как ты вообще оказался в Нагорном Карабахе? На кого работал? Сколько времени там провёл?
— Я недавно уволился из газеты и стал фрилансером. И всё получилось очень неожиданно. Мне позвонили вечером и спросили: «Едешь на войну?» Я сказал: «Еду». И буквально с утра вылетел. Я даже, если честно, не знаю, сколько мне заплатят. Просто в тот момент для меня это было не очень важно. Конечно, готовился я наспех и сделал несколько ошибок: не взял с собой бронежилет и каску. Так делать категорически нельзя! Не повторяйте за мной! Но, слава богу, я живой и уже в Москве. Снимал для «Новой газеты». Мы были там 9 дней. Все 9 дней в таком напряжении. Мы старались поездить по разным местам, не сидели только в Степанакерте. Мы ездили в город Шуши, пытались попасть в госпиталь в Горисе, разговаривали с беженцами там. Побывали в Ереване. Снимали добровольцев и пункты сбора гуманитарной помощи.
— Ты не в первый раз едешь в горячую точку, и мы с тобой делали два интервью в 2014 году о поездках в Украину. Да, это твоя работа, но ведь всегда можно отказаться от такой опасной командировки. Почему всё-таки соглашаешься?
— Я думал об этом, пока летел в самолёте. В 2014 году, когда я ездил на Майдан и в Донецк, у меня были ответы на эти вопросы, причём такие немного пафосные. А сейчас мир перестал делиться для меня на чёрное и белое, он начал приобретать разные оттенки и полутона. На самом деле, у меня нет ответа, почему я там оказался. Но раз оказался, значит, так и должно быть. Вообще я считаю, что если ты берёшь в руки камеру и называешь себя фотожурналистом, то ты берёшь и большую ответственность на себя. Это ответственность в первую очередь перед теми людьми, которые неделями сидят там в подвалах и не выходят из них. Перед этими бабушками и женщинами, которые ни в чём не виноваты. Потому что они постоянно находятся под обстрелом, у них нет электричества, они сидят в темноте и у них заканчивается еда. Я считаю, что обязан показать их миру, обязан показать, что происходит.
— У себя в Instagram ты написал: «Кажется, начал забывать, что такое настоящая журналистика». Расскажи, что это значит.
— Про настоящую журналистику я имел в виду, что сейчас я понял: то, что мы делаем, нужно. Оно нужно в первую очередь вот этим людям, которые сидят в подвале под обстрелами. Я понимаю, конечно, что конкретно мои фотографии мало на что могут повлиять, но я знаю, что, когда нас много, когда много видео, фотографий и текста оттуда, мы показываем эту картину миру. И что, возможно, что-то на Земле изменится к лучшему. И что люди поймут, что надо наконец перестать убивать беззащитных и невиновных людей. Я верю в это искренне. Я, наверное, такой идеалист. Вот это и есть настоящая журналистика, которая несёт в себе весь гуманистический смысл. Это и есть настоящая журналистика, которая требует от тебя максимальной отдачи. Ты готов идти на какие-то жертвы и понимаешь весь риск и всю опасность происходящего, но продолжаешь идти и делать это.
— На журфаке меня учили, что журналист всегда должен оставаться наблюдателем, в любой ситуации. Но вы с Азаром перевозили куда-то мирных жителей. Расскажи, что это за случай? И порассуждай со мной об этике: правильно ли, что вы вмешались в ход событий и стали заинтересованными участниками?
— Честно говоря, я себя наблюдателем не считаю. Я выполняю свою работу, и она имеет конкретную цель — гуманизм и какое-то изменение ситуации. Это и есть вмешательство, и я не считаю себя посторонним. Наоборот, я часть этой истории, часть этого конфликта, хоть я и журналист. Но журналист — это всегда важная фигура в таких местах. Да, нас попросили перевезти беженцев, когда мы возвращались в безопасное место в Армении. Мы согласились. И если бы наша машина позволяла взять больше людей — мы бы взяли. И если бы я мог помочь этим людям чем-то ещё, кроме своей работы, — я бы помог. Поэтому я теперь считаю, что моё присутствие там — это уже вмешательство. Раньше я говорил, что, когда ты вмешиваешься, из ранга наблюдателей ты переходишь в ранг участников. Здесь я с этим полностью согласен. Я считаю, что все журналисты, которые здесь работали, — участники этой истории. Журналист в горячей точке такой же полноценный участник, который может фотографировать и снимать, а может помогать и даже навредить. За себя я могу сказать: да, я заинтересованное лицо в этой истории, но заинтересован я в одном — чтобы на этой Земле наступил мир.
— Я помню, ты рассказывал, что в Киеве была ситуация, когда пуля просвистела совсем рядом и ты реально мог погибнуть. Здесь случалось подобное?
— Здесь было такое, когда просвистело несколько ракет «Смерч». Было такое, когда недалеко упала израильская баллистическая ракета LORA. Конечно, местами мне было очень страшно. Я не очень понимал, насколько близко идут обстрелы. И пару раз я прямо на полном серьёзе думал, что всё, хана. Я был вместе с ребятами из Эстонии, мы бегали втроём и называли себя в шутку «отряд самоубийц». С нами было всё хорошо. Мы перебежками бегали по убежищам, прятались по подвалам и гаражам, и местные иногда видели нас и кричали, куда нам бежать. Несколько раз было очень страшно, потому что боеприпасы взрывались где-то рядом. И да, несколько раз я на полном серьёзе думал, что хана.
— Работа в горячих точках как-то влияет на тебя в мирной жизни и работе? Ты по-другому подходишь к рутинным рабочим задачам?
— Конечно, это меняет мой характер. Я исследовал некоторые особенности своей психики и понял, что если я смог пережить вот это, то значит, я смогу достичь чего-то большего. Перевести это в слова мне очень сложно. Но я на многие вещи в повседневной жизни смотрю теперь легко. Где-то что-то случилось, а я говорю: «Слушайте, ну это такая ерунда по сравнению с тем, что такое настоящие проблемы». А большая часть того, что происходит, вообще не стоит того, чтобы тратить на это свои эмоции, потому что это решается очень просто. А такие вещи, как война, — это проблема человечества, целых народов. Я считаю, что это пережиток прошлого, потому что человек должен эволюционировать в лучшую сторону, а война — это устаревшая форма взаимоотношений, она должна безвозвратно уйти.
— Давай о политике. Что ты увидел изнутри? Что там происходит? И может ли этот конфликт закончиться мирно?
— О политике говорить очень сложно. Я мало увидел того, что связано с политикой. Я видел разрушения, обстрелы, мирных жителей, которые страдали, видел беженцев и ополченцев. Я не знаю, можно ли назвать это политикой. Очень сложно, даже побывав внутри, дать оценку этой ситуации, потому что линия фронта проходит дальше от города и туда не пускают. Но я разговаривал с местными жителями и ополченцами, и очень сложно прийти к какому-то общему выводу, потому что у каждого своя правда, свои теории о том, почему, зачем, как и что происходит. Когда мы приехали, нам говорили, что война закончится буквально завтра. Но обстрелы продолжаются. Другие говорили, что этот конфликт будет очень долго тлеть и азербайджанцы будут потихоньку вытеснять армян. Очень много теорий, ссылок на экспертов, и всё звучит убедительно. Лично я хочу, чтобы всё скорее закончилось и стороны сели за стол переговоров, чтобы было как можно меньше жертв среди местного населения.
Люди разные нам встречались. Ополченцы, конечно, настроены радикально, потому что это мужики, которые поехали из Еревана и других городов, чтобы воевать. Это объясняется тем, что у многих мужиков это уже третья война с Азербайджаном в их жизни. И поэтому они считают, что если сейчас конфликт заморозить, то будет и четвёртая война. И поэтому есть такое радикальное настроение. Мы ездили с таксистом — классный мужик, в конце поездки он привёз нам свои старые фотографии: война 90-го года, он там стоит со своим отрядом, он с автоматом, а перед ним «Град». И это была большая удача для нас, потому что он ничего не боялся и возил нас во всякие стрёмные места.
— Ты ещё поедешь в горячую точку или хватит?
— К сожалению, я понимаю, что войны будут происходить и в будущем. И человечество ещё не готово отказаться от них. И следующие войны будут ещё страшнее, потому что технологии развиваются. Сейчас нет ничего страшнее дронов, которые имеют колоссальные возможности, но после этой войны их будут совершенствовать и развивать, и дальше будет ещё хуже. Если у меня будет возможность снова оказаться в зоне боевых действий и помочь кому-то своей работой, я даже не буду сомневаться — однозначно поеду.
Мы записывали интервью с Павлом в тот же день, когда он вернулся в Москву, — 9 октября. Сегодня, 10 октября, в СМИ появилась информация о том, что конфликт между враждующими сторонами может закончиться. «Армения и Азербайджан, кажется, могут договориться. Во всяком случае, 10 октября с 12 часов утра в регионе действует режим прекращения огня. Также обе стороны согласились начать обмен пленными и убитыми», сообщает Baza.
Тагильчанин Павел Волков вошёл в число лучших фотожурналистов из 76 стран
Организаторы третьего Международного конкурса фотожурналистики имени Андрея Стенина назвали имена лучших молодых фотографов 2017 года. В этом году на конкурс было прислано около пяти тысяч работ из 76 стран в четырёх номинациях: «Главные новости», «Спорт», «Моя планета» и «Портрет. Герой нашего времени». В число призёров вошёл тагильский фотограф Павел Волков. Он занял первое место в номинации «Моя планета» за фотографическую серию «Другая реальность» о юристе по имени Юрий, который покинул привычную для него Москву и ушёл жить в лес.
«Он уже пять лет живёт в лесу (до этого жил в Москве), рядом с Ярославским шоссе, примерно в 106 км от Москвы в сторону Ярославля, – рассказывает Павел Волков. – Точный возраст его не знаю, но он не старый, полагаю, ему около 40 лет. Юрий довольно контактный человек, любит, когда к нему приезжают в гости. Когда я снимал про него историю, приезжал к нему и ночевал у него в землянке. Мы как-то по работе делали про него сюжет, позже я решил вернуться и развить тему».
Среди деревьев Юрий построил хижину из глины и сухой травы, баню. Рядом с жилищем отшельника припаркована и машина, которая напоминает ему о прошлой жизни в Москве. От всех благ цивилизации мужчина не отказался: у него есть средства связи, в том числе iPhone, хижина подключена к интернету. Солнечные панели на крыше вырабатывают электричество, которое освещает «дом» Юрия ночью.
В номинации «Спорт» тагильский фотограф занял второе место. Он представил серию снимков «Играющий в темноте». Проект посвящён члену российской паралимпийской сборной Сергею Мангосу, который ослеп в детстве. Фотосерия Павла Волкова в номинации «Портрет. Герой нашего времени» под названием «Космический мальчик» о больном ребёнке получила особую отметку жюри конкурса. Мальчик редко покидает свою комнату, и «лишь мечты о космосе помогают ему погрузиться в мир грёз и неизведанного».
Фотограф Павел Волков уехал из родного Нижнего Тагила несколько лет назад. После окончания горно-металлургического колледжа он два года проработал на НТМК и уехал жить сначала в Екатеринбург, затем в Санкт-Петербург, где обучался на факультете фотокорреспондентов имени Ю. А. Гальперина. Сейчас живёт в Москве и работает штатным фотокорреспондентом в газете «Вечерняя Москва», к родителям и друзьям в Тагил приезжает регулярно.
Международный конкурс имени фотожурналиста Андрея Стенина, погибшего в 2014 году во время командировки на Украину, ставит своей целью поддержать молодых фотографов и привлечь общественное внимание к задачам современной фотожурналистики. Организатором конкурса является МИА «Россия сегодня» под эгидой Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО.
Полный список победителей этого года и их работы можно посмотреть на сайте конкурса. Награждение призёров и открытие выставки состоится 7 сентября 2017 года в Центре фотографии имени братьев Люмьер. Там же будет объявлено, кто станет обладателем самой главной награды конкурса – «Гран-при».
Победитель конкурса имени Стенина: от инженера к фотографу
КРАСНОДАР, 23 окт — РИА Новости, Светлана Берило. Тридцатилетний Павел Волков второй год подряд стал призером Международного конкурса фотожурналистики имения Андрея Стенина. Инженер по образованию, в фотожурналистику он пришел в зрелом возрасте, чтобы, по его словам, погрузиться в историю, которая происходит у него на глазах. Фотограф рассказал РИА Новости о том, почему поменял профессию, какое влияние на жизнь оказывает его работа и почему композиция и свет – далеко не самое главное в хороших снимках.
Неужели все это правда?
«Стал заниматься самокопанием: спрашивал себя, устраивает ли меня то, чем я занимаюсь. И понял, что хочу чего-то другого. Начал искать, пробовать», — рассказал Волков. В какой-то момент он понял, что хотел бы связать дальнейшую жизнь с фотоделом. Осознав это, Волков уволился и отправился в Санкт-Петербург — получать образование фотожурналиста.
В 23 года он накопил на свою первую «зеркалку» и стал снимать «для себя». «Когда читаешь книгу — погружаешься целиком в историю, для меня так же с фотографией — это погружение в социум, в историю, где все происходит у тебя на глазах. Бывают такие моменты, когда снимаешь и поражаешься: неужели все это действительно происходит. Ты становишься частью этого процесса, вот это меня больше всего и захватывает», — поделился Волков.
Наблюдая за событиями вокруг Украины и Крыма, молодой фотограф осознавал, что происходят важные события мировой истории, и захотел соприкоснуться с ними лично. «Тогда я поехал в Киев – просто чтобы увидеть все своими глазами. Но затем произошла настоящая «ловушка» – погрузившись в историю, из нее невозможно выбраться. Когда закончился Майдан, я уехал в Крым, затем отправился на восток Украины, это был самый напряженный период, события шли друг за другом и тоже становились частью одной большой истории», — рассказал он.
Когда Волков уехал в Москву, он продолжил следить за этой темой. «Я начал снимать беженцев с Украины, русских военных, чтобы показать, что они ощущают в это время, потому что, как мне кажется, действия, происходившие там, погружали мир военных в какую-то волнительную среду – они не знали, что будет дальше, и это многих волновало», — вспоминает фотограф. Это волнение Волков запечатлевал на своих снимках.
Вскоре он пришел к теме людей с необычными судьбами. За год у фотографа получается снять от одной до трех историй. «Фотоистории не снимаешь очень часто. В год получается 2-3 работы, которые, на мой взгляд, получаются действительно хорошими. И это я считаю, что ударно поработал. Порой за год получается сделать лишь одну историю», – рассказал собеседник агентства. Герои его фотографий становятся частью жизни, многие из них — друзьями.
Российский фотограф сделал фотопроект про белорусского паралимпийца и стал победителем международного конкурса
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Павел Волков – фотограф, который создаёт документальные проекты. Главные его тематики – субкультура, армия и паралимпийцы. По словам Павла Волкова тема паралимпийского спорта увлекает его особо. Он активно ищет героев, знакомится с ними и каждый раз их истории поражают его до глубины души. Одним из таких героев, на которого обратил внимание Павел Волков, и стал Алексей Талай.
Когда парню из белорусского городка Орша было 16 лет, накануне дня Победы он подорвался на мире, которая пролежала в земле с войны. Алексей Талай выжил, то остался без ног и без рук. Выжить и не потерять себя ему помогли помощь близких, друзей и конечно сила духа.
Сегодня ему 35. Он – успешный бизнесмен, семьянин, отец уже четверых детей, мастер спорта по плаванию, благотворитель, путешественник и убеждённый оптимист, который стоим примером вдохновляет тысячи людей.
Когда Павел Волков получил разрешение на съёмку, он отправился в Оршу, где его встретили с большой радостью – Алексей в инвалидной коляске в сопровождении сыновей. Он долго фотографировал Алексея с женой и детьми на фоне природы, лесов, старых белорусских деревень. И конечно, в спортзале и в бассейне.