павелецкий вокзал история создания
Павелецкий вокзал история создания
Вокзал был построен в 1900 году по проекту архитектора А. Красовского (по другим данным, по проекту архитектора Н. А. Квашнина) для обслуживания Рязано-Уральской железной дороги. Первоначально вокзал назывался Саратовским, в связи с тем, что управление Рязано-Уральской дороги находилось в Саратове. Лишь в послевоенное время вокзал получил нынешнее название по посёлку Павелец Рязанской области.
Общество Рязанско-Уральской железной дороги в царской России управляло крупнейшей частной дорогой, которая связала 12 густонаселённых губерний. Но выхода в Москву эта дорога не имела. В связи с этим Правление дороги выступило перед правительством с ходатайством дать разрешение на постройку ветви Павелец — Москва. В мае 1897 года, было получено разрешение Николая II на постройку линии. Постройка новой ветки была завершена в сжатые сроки — на 8,5 месяцев ранее назначенного. Однако построенная дорога не имела вокзала в Москве.
Открытие вокзала прошло 1 сентября 1900 года. На вокзале было отслужено молебствие с водоосвящением. На торжествах присутствовали главный инженер строительства В. В. Тимофеев, начальники служб, станционный персонал и представители делового мира — будущие грузоотправители.
Вокзал был построен по строительным канонам того времени: здание симметричное с повышенным центром, высокие окна, широкий и удобный подъезд. По главному фасаду со стороны площади были расположены входы, вестибюль, багажное отделение, залы для публики и помещения, назначение которых требует близости к залам — билетные кассы, телеграф, аптека и буфет. В центре — высокий обширный операционный зал, отделявший помещения для пассажиров первого и второго классов от третьего класса.
Построено здание из кирпича на бутовом фундаменте в два этажа с третьим над средней купольной частью здания и с мансардами над боковыми выступающими частями. Длина вокзала составляла 83,7 м. Наружные стены имели толщину в 2,5 кирпича — запас прочности для невысокого здания изрядный. Наружная поверхность стен облицована специальным кирпичом, цоколь — тесаным камнем, вестибюль и карнизы в залах имели лепные украшения. Во всем чувствовалась основательность и солидность.
По фасаду вокзала со стороны железнодорожных путей были сосредоточены служебные помещения, место для жандармов, парадные царские комнаты и выходы на платформы. Для своего времени вокзал был достаточно удобен, рационально спланирован, имел оригинальную систему отопления и необыкновенно изящную башенку-амфору, игравшую роль флагштока.
На Павелецкий вокзал 23 января 1924 года прибыл траурный поезд с телом В. И. Ленина. В 1979—1980 гг. слева от вокзала был построен Павильон-музей «Траурный поезд В. И. Ленина». С 1941 по 1992 год площадь перед вокзалом называлась Ленинской в память о данном событии.
Старый Павелецкий вокзал органично вписался в облик городской площади. Поэтому когда в начале 1980-х годов пришла пора генеральной реконструкции, требования к её проекту были весьма высоки: необходимо было обеспечить современные удобства пассажирам, и параллельно решить непростую градостроительную задачу — сохранить облик московской площади, оставить узнаваемым её силуэт, отложившийся в памяти москвичей.
Капитально обновлённый Павелецкий открылся 3 ноября 1987 года.
На карте Москвы Павелецкий вокзал впервые появился в 1895 году:
История строительства Павелецкого вокзала
Павелецкий вокзал – один из девяти железнодорожных вокзалов Москвы, расположен на Павелецкой площади. Изначально вокзал был известен москвичам под названием Саратовский из-за того, что управление Рязано-Уральской дороги находилось в городе Саратов, но в послевоенное время вокзал получил новое название по посёлку Павелец в Скопинском районе Рязанской области. Название села предположительно связывают с именем первого владельца угодий (Павелец — уменьшительное от имени Павел).
Фото © Полина Наседкина / Москва меняется
Из истории известно, что Общество Рязанско-Уральской железной дороги управляло крупнейшей частной дорогой в царской России. Отмечается, что дорога связывала 12 русских губерний, но не имела выхода в Москву. По этой причине Правление дороги выступило перед правительством с ходатайством на разрешение постройки железнодорожной ветви Павелец – Москва. К вопросу разрешения строительства были привлечены высшие чиновники государства: Московский Генерал-Губернатор Сергей Александрович (дядя царя Николая Второго), Глава Кабинета Министров С.Ю. Витте.
Фото © Сергей Авдуевский / Москва меняется
В мае 1897 года, было получено государево разрешение Николая II на постройку новой линии в 237 верст. Работы велись очень активно, что позволило завершить строительство ветки на 8,5 месяцев ранее назначенных сроков. Важность этого направления трудно было переоценить, ведь благодаря его запуску открывались новые возможности для доставки в Москву «хлебных избытков» и продукции с южных окраин Российской Империи. Однако вокзала в Москве к моменту окончания работ не было.
Здание вокзала было построено в 1900 году по проекту архитектора Александра Федоровича Красовского – автора ряда знаменитых доходных домов в Санкт-Петербурге, под руководством главного инженера В.В. Тимофеева. Хотя эта версия имеет множество споров. Некоторые историки приписывают авторство проекта Павелецкого вокзала архитектору Юлиусу Федоровичу Дидерихсу – одному из авторов Рижского (Виндавского) вокзала Москвы.
Фото © Сергей Авдуевский / Москва меняется
Торжественное открытие вокзала состоялось 1 сентября 1900 года. В архитектуре здания вокзала прослеживалась стилистика присущая тому времени: высокие окна, симметричность строения по отношению к центральной части, удобные широкие подъезды. Внутреннее обустройство вокзала было невероятно продумано: пассажирские залы делились на зоны, отделяя пассажиров первого и второго классов от третьего. Внутри также располагались и функциональные помещения: хранение багажа, аптека, телеграф, буфет и залы ожидания для публики.
Фото © Полина Наседкина / Москва меняется
Общая длина вокзального здания составляла около 84 метров. Фундамент здания был выстроен из бута, а толщина наружных стен в два с половиной кирпича. Внешне вокзал был оформлен специальным кирпичом, а цокольная часть фасада тесаным камнем.
На торжествах по случаю открытия московского вокзала присутствовали главный инженер, станционный персонал, начальники железнодорожных служб и представители делового мира — будущие грузоотправители.
Интересный факт, что именно на Павелецкий вокзал Москвы 23 января 1924 года прибыл из Горок траурный поезд с телом В.И. Ленина. В память о событии с левой стороны вокзала устроили Павильон-музей, а привокзальная площадь носила имя первого руководителя Советского государства с 1941 по 1992 год.
Фото © Полина Наседкина / Москва меняется
В начале 1980-х годов возникла необходимость реконструкции Павелецкого вокзала. Требования к проекту выдвигались жёсткие. Требовалось создать необходимые удобства для современных пассажиров и одновременно – сохранить силуэт здания и облик Павелецкой площади, привычный для жителей Москвы. Реконструкцию поручили тресту «Мострансстрой». Авторами нового проекта стали архитекторы А. Воронцов, А. Гурков и С. Кузнецов.
Обновлённый Павелецкий вокзал торжественно открыли 3 ноября 1987 года. Новое здание значительно превосходило по размерам первоначальный проект А.Ф. Красовского: объем сооружения вырос в шесть раз, что позволило увеличить пропускную способность вокзала в 4 раза, до 10 тысяч железнодорожных пассажиров в час.
Фото © Полина Наседкина / Москва меняется
Почему Павелецкий вокзал так называется?
Павелецкий вокзал несёт своё название от посёлка Павелец Рязанской области.
Почему этот населённый пункт даёт своё название вокзалу? Дело в том, что именно из Павельца в Москву построили ответвление от Рязанско-Уральской железной дороги. Это первое железнодорожное направление, которое соединяло Среднюю и Нижнюю Поволжскую магистраль, проходящую через 12 губерний, с Москвой.
В 1900 году по проекту архитектора А. Красноярского было торжественное открытие здания Павелецкого вокзала и сразу были запущены поезда с назначением Москва-Павелец. Подтверждение изначального названия «Павелецкий вокзал» можно найти в дореволюционных газетах начала XX века, а так же в хронике наводнения 1908 г.
Однако бытует мнение, что Павелецкий вокзал долгое время назывался «Саратовским» и только в послевоенные годы вернул своё первое имя. Дело в том, что решение, принятое Николаем II, соединить Поволжье с Москвой, было ответом на ходатайство общества Рязанско-Уральской железной дороги, а главное управление находилось в городе Саратов. Отсюда и названия: Саратовский вокзал и Саратовская площадь.
Ещё одно название вокзала отмечено на старых картах Москвы середины 1920-х, там его называли «Ленинский».
Ведь 1924 году на него прибыл траурный поезд с телом В.И. Ленина. Слева от вокзала в 1980 г. даже был построен павильон-музей в память об этом событии. Но название не прижилось, а вот площадь с 1941 по 1992 г. называлась Ленинской.
За 80 лет существования менялись только названия станции, поэтому в 1980 году пришло время генеральной реконструкции здания. Безусловно, требования были заявлены высокие, ведь оно построено из кирпича, облицовка выполнена тёсанным камнем, а вестибюль в лепных украшениях. Архитектурное сооружение выглядело солидным и внушительным. Было очень важно сохранить первозданный вид таким, каким его помнили и знали Москвичи. Капитально обновлённый вокзал открылся в 1987 г. Творческая задача была выполнена великолепно, сохранив все нюансы и красоту, к тому же в новое здание был встроен вестибюль метро «Павелецкая» Замоскворецкой линии. За реконструкцию несли ответственность А.Б. Гурков, А.Р. Воронцов, С.Д. Кузнецова.
Павелецкий вокзал неоднократно был запечатлён в художественных фильмах: «Четыре таксиста и собака», «Паспорт» режиссёра Георгия Данелии, «Артистка из Грибова» с Ириной Муравьёвой в главной роли. Так же упоминание о нём есть в книге Дмитрия Глуховского «Метро 2033»
Павелецкий вокзал связывает столицу со Средним и Нижним Поволжьем, является начальным пунктом Павелецкого направления, имеет скоростную транспортную систему (Аэроэкспресс) в аэропорт Домодедово, является великолепным архитектурным сооружением и многофункциональным и удобным зданием вокзала.
Павелецкий вокзал Москвы – история возникновения
Изначально Павелецкий вокзал в Москве и примыкавшая к нему ветка предназначались для нужд Общества Рязано-Уральской железной дороги.
Эта компания была самой крупной частной транспортной компанией в России, а протяженность принадлежащих ей железных дорог к 1900 году составляла 3484 версты.
Фото 1. Павелецкий вокзал на старой фотографии
Небольшой участок дороги от Москвы до станции Павелец Рязанской области (237 верст) должен был связать столицу с основной железнодорожной трассой Общества. Важность этого направления трудно переоценить, т.к. оно открывало новые возможности для доставки в Москву «хлебных избытков» и другой продукции с южных окраин Российской империи.
К вопросу разрешения строительства были привлечены высшие чиновники государства: Московский Генерал-Губернатор Сергей Александрович (дядя царя Николая Второго), Глава Кабинета Министров С.Ю. Витте. Именно благодаря им, в мае 1897 года было озвучено благословение к началу работ от Николая Второго.
История строительства здания вокзала
Павелецкий вокзал Москвы возводили по проекту известного архитектора А. Красовского под руководством главного инженера В.В. Тимофеева. Годом завершения строительства стал 1900 год, 1 сентября.
Здание вокзала построено в присущем тому времени стиле: симметричность строения по отношению к повышенной центральной части, устройство высоких окон, создание удобных подъездов.
Фото 2. Обновленное здание Павелецкого вокзала в городе Москве
Вокзал был обустроен всеми функциональными помещениями для таких сооружений: множественные входы, багажное отделение, билетные кассы, вестибюли, аптека, залы для публики, телеграф, буфет. Пассажирские залы делили на зоны, разделяя первый и второй класс обслуживания от третьего.
Фундамент Павелецкого вокзала выстроен из бута, а сами стены возводились из кирпича. Общая этажность устроена в два уровня. Третий уровень присутствовал в центральной купольной части сооружения и в мансардах боковых частей вокзала.
Общая длина вокзального здания составляла почти 84 метра с толщиною наружных стен в 2 с половиной кирпича. Внешнее оформление стен было выполнено специальным кирпичом, а цоколь отделали тесаным камнем.
С тыльной стороны вокзала располагались выходы на перроны, помещения для персонала и жандармов. С той же стороны был устроен вход в царские парадные залы.
Реконструкция Павелецкого вокзала
В начале 80-х годов двадцатого столетия возникла необходимость реконструкции вокзала. Требования к проекту выдвигались достаточно жёсткие. Требовалось, с одной стороны, создать необходимые удобства для пассажиров, а с другой стороны – сохранить силуэт здания и облик площади, привычный жителям Москвы и гостям города.
Реконструкцию поручили тресту «Мострансстрой». Авторами проекта стали архитекторы А. Воронцов, А. Гурков и С. Кузнецов.
Обновлённый Павелецкий вокзал торжественно открыли 3 ноября 1987 года.
Новое здание значительно превосходило по размерам первоначальный проект архитектора Красовского: объем сооружения вырос в шесть раз, что позволило увеличить пропускную способность вокзала в 4 раза, до 10 тысяч железнодорожных пассажиров в час.
Интересные факты из истории Павелецкого вокзала
Изначально, вокзал назывался Саратовским. Такое же имя носила и привокзальная площадь. Название было дано по имени города расположения центрального управления Рязано-Уральской железной дороги.
Именно на Павелецкий вокзал столицы 23 января 1924 года прибыл из Горок траурный поезд с телом вождя – В.И. Ленина. В память о событии с левой стороны вокзала устроили Павильон-музей, а привокзальная площадь носила имя первого руководителя Советского государства с 1941года и вплоть до 1992.
Павелецкий вокзал Москвы можно увидеть в таких отечественных кинокартинах, как «Четыре таксиста и собака», а также «Роковая ошибка» и «Парниковый эффект».
Расположен железнодорожный вокзал по адресу: Москва, Павелецкая площадь, 1 (метро «Павелецкая»).
Павелецкий вокзал
Прощальный поезд
Мало кто знает, где находится Павелец. Но этот вокзал часто становился центром событий: отсюда отправлялись те, кто хотел проститься со Львом Толстым, и сюда же привезли гроб с телом Ленина.
Павелецкий вокзал построили в 1900 году по проекту А. Красовского для Рязано-Уральской железной дороги.
Эта крупнейшая частная дорога связывала 12 густонаселенных губерний, но выхода в Москву не имела. Поэтому правление дороги попросила у московских властей разрешение построить ветку Павелец — Москва. В мае 1897 года Николай II дал добро на строительство линии.
Получив землю под станцию, правление дороги обязалось построить над Серпуховским шоссе путепровод, принять участие в реконструкции Малого Краснохолмского моста через Водоотводный канал, и устроить перед пассажирским зданием площадь длиною не менее 70 сажен и шириною не менее 20 сажен.
Строительство линии завершилось на 8,5 месяцев ранее планируемого. Правда, здание Павелецкого вокзала появилось позже. А до 1900 года Рязано-Уральская дорога переводила поезда со станции Загорье (сейчас Бирюлево) на станцию Царицыно и дальше на Курский вокзал.
Сначала вокзал назывался Саратовским, потому что управление линии находилось в Саратове. Лишь в послевоенное время вокзал получил название по поселку Павелец Рязанской области.
Павелецкий вокзал был достаточно удобен, рационально спланирован, имел оригинальную систему отопления и изящную башенку-амфору, игравшую роль флагштока.
Так как новая дорога соединяла Москву с южными губерниями, через Павелецкий вокзал в столицу потекла мука и зерно. Для хлебных грузов также построили грандиозные элеваторы. А на привокзальной площади появились гостиницы, трактиры, магазины, и открылся самый дешевый в Москве рынок — на Зацепе.
По этой дороге дачники отправлялись в Коломенское. Сюда же прибывали поезда Тульского направления. Поэтому именно с Павелецкого вокзала ушел в Ясную Поляну спецпоезд с желающими проститься со Львом Толстым. А 23 января 1924 года сюда прибыл паровоз У-127 с телом Ленина.
Но время не пощадило вокзал: он обветшал и требовал ремонта. После реконструкции Павелецкий вокзал открылся 3 ноября 1987 года. Со стороны площади здание выглядит одноэтажным, но на самом деле там 3 уровня пассажирских помещений, технический этаж и новейшие системы обслуживания.
Еще одна реконструкция в 2011-2012 годах соединила здание Павелецкого вокзала со станцией метро. Реконструкция позволила увеличить пропускную способность вокзала, при этом исторический облик здания с часовой башенкой сохранился.