павильон эрмитаж в царском селе история
Эрмитаж
Подобные павильоны, название которых по-французски означает «хижина отшельника», получили широкое распространение в регулярных садах XVIII века. Они предназначались для отдыха и обедов владельца усадьбы в узком кругу избранных и помещались в дикой части парка. Для того чтобы общению хозяев и гостей не мешало присутствие прислуги, в таких павильонах обычно устанавливались механизмы, приводившие в движение подъемные столы. Уже упоминавшийся летописец Царского Села И. Яковкин обращался к читателям так: «Ну, господа! Теперь, осмотрев все любопытное по этой стороне, в прежних верхнем и нижнем садах, пойдем осматривать в называвшейся первоначально дикой роще истинно царски украшенный эрмитаж».
Павильон «Эрмитаж» в Царском Селе первоначально спроектировал М. Г. Земцов. Весной 1744 года приступили к кладке фундаментов, которые к осени того же года были завершены. Однако в 1749 году фасады готового к тому времени павильона были переделаны в соответствии с новым проектом Ф. Растрелли. Неповторимый почерк обер-архитектора императрицы Елизаветы Петровны передают исключительно сложные ракурсы, в которых здание предстает зрителю при ближайшем рассмотрении.
Еще через два года лепных дел мастера Д.-Б. Джани и Г.-Ф. Партир установили по замыслу Растрелли 68 больших и малых капителей на колоннах Эрмитажа и 28 — на пилястрах. Растрелли включил в наружное убранство павильона круглую скульптуру: 8 статуй стояли на постаментах балюстрады у основания восьмигранного купола, 4 — завершали кровли четырех кабинетов. Центральный купол павильона венчала группа «Похищение Прозерпины». Кроме того, здание украшали 16 статуй, расставленных между группами колонн на фасадах кабинетов. Они стояли на постаментах, декорированных рокайлями и, судя по изображению на чертежах и гравюрах, ни одна из них не повторяла другую. Статуи Славы на больших фронтонах поддерживали великолепный картуш с вензелем императрицы.
Динамика композиции сооружения, усиленная ритмом декорирующих фасады коринфских колонн, преобладание вертикальных членений над горизонтальными, отчетливо передал в своем изображении павильона М. И. Махаев. Исполненная по его рисунку гравюра — бесценный исторический документ, сохранивший для нас облик Эрмитажа в его праздничном барочном наряде.
К сожалению, ни одна из статуй, входивших в первоначальное убранство здания, не дошла до нашего времени, но сохранились и были скопированы редчайшие образцы русской декоративной пластики середины XVIII века, примененные в скульптурном оформлении фасадов, — гипсовые барельефы на постаментах колонн. Тематика 32 барельефов, изображающих «Игры амуров», как нельзя лучше отвечала царившей в Эрмитаже праздничной атмосфере. Помимо барельефов фасад павильона украшают фигуры атлантов, поддерживающих балконы, картуши, маскароны и другие декоративные детали.
В 1753 году лепные украшения были покрыты позолотой, а фасады окрашены: белые колонны и наличники, золоченные лепные детали и скульптура особенно эффектно выделялись на сине-зеленом «селадонном» фоне стен. Кровля, первоначально зеленая, в 1755 году получила белый цвет, а украшавшие ее статуи и гирлянды засверкали золотом. Декоративное оформление фасадов Эрмитажа завершилось одновременно с его внутренней отделкой, начатой в 1748 году.
Установленный на площадке, вымощенной черными и белыми мраморными плитами, павильон был окружен каналом фигурных очертаний с двумя мостиками; канал окаймляла балюстрада, также украшенная статуями и вазами. Канал и Дикая роща призваны были вселять чувство меланхолического уединения, настраивать на созерцательный лад и навевать воспоминания. По словам теоретика паркового искусства К. Гиршфельда, «таинственная мрачность и темнота места, глубокое уединение и торжественная тишина, величественные предметы естества не преминут привести душу в некоторое чувствие и понудить ее к важным помышлениям». Канал, впрочем, так и не был заполнен водой, которой в Царском Селе всегда не хватало (об этом свидетельствуют архивные источники и данные археологических исследований 2006 года), и в 1777 году по воле новой хозяйки Царского Села Екатерины II его засыпали.
В ходе реставрационных работ 2005–2006 годов канал вокруг Эрмитажа был восстановлен на основе планов, составленных В. И. Нееловым, материалов археологических исследований и рисунка М. И. Махаева. Уникальное для парковой архитектуры «фортификационное» сооружение вновь обрело исторический облик и необычную отделку из валунов и известняковых блоков.
Павильон «Эрмитаж» не перестраивался с середины XVIII века, поэтому его внутренняя отделка дошла до нашего времени почти без изменений. Центральный прямоугольный зал павильона связан расходящимися от него по диагоналям галереями с четырьмя квадратными в плане кабинетами. Интересна отделка главного зала Эрмитажа, созданная Ф. Растрелли. Благодаря широким окнам, служившим одновременно дверями для выхода на балконы, зал был пронизан светом. В простенках между окнами размещались зеркала в резных золоченых рамах, переходящих в обрамления живописных десюдепортов. Прежде в зале находились обеденные столы с подъемными механизмами. Назначение интерьера подсказало сюжет плафона, написанного Д. Валериани: «Юнона и Юпитер приглашают небожителей к накрытому и уставленному роскошной посудой столу». Сюжеты для живописных панно над зеркалами среднего зала Д. Валериани заимствовал из «Метаморфоз» Овидия: «Вакх и Ариадна», «Аполлон, преследующий Дафну», «Вакх, венчающий Дафну звездной короной» и «Похищение Европы».
Плафоны галерей, соединяющих средний зал с кабинетами, написал А. Перезинотти. По содержанию они перекликались с барельефами на фасадах Эрмитажа и изображали амуров с аллегорическими атрибутами времен года.
Эрмитаж в Царском Селе (Пушкин, Санкт-Петербург)
Так называемые павильоны «Эрмитажи», название которых от французского «ermitage» означает «хижина отшельника», получили широкое распространение в регулярных садах 18 века.
Такие павильоны предназначались для отдыха и обедов владельца в узком кругу избранных.
В России первый Эрмитаж был построен в парке при Большом Петергофском дворце, по указу Петра I. Эрмитаж в Петергофе и сегодня можно видеть и посетить в Нижнем парке Большого дворца.
Павильон Эрмитаж в Екатерининском парке выполнен в стиле барокко и является одни из самых изысканных и красивых строений парка.
За время истории фасад павильона менялся незначительно. Так были убраны статуи и некоторые другие декоративные детали отделки. С 1753 года лепные украшения были покрыты позолотой, а фасады окрашены.
Сегодня павильон «Эрмитаж» находится на искусственном острове, выложенном чёрно-белыми мраморными плитами, который окружён со всех сторон каналом и ограждён балюстрадой. Попасть на остров к павильону можно по мостам через ров.
Павильон «Эрмитаж» не перестраивался с середины 18 века, поэтому его внутренняя отделка дошла до нашего времени почти без изменений и с учетом послевоенных восстановлений.
Центральный прямоугольный зал павильона связан расходящимися от него по диагоналям галереями с четырьмя квадратными в плане кабинетами.
Интерьеры украшены резьбой, зеркалами и живописью на мифологически темы.
Отделка главного зала Эрмитажа такая, какой её создал Ф. Растрелли. Благодаря широким окнам, служившим одновременно дверями для выхода на балконы, зал пронизан светом. В простенках между окнами размещены зеркала в резных золоченых рамах, благодаря которым визуально расширяется пространство зала.
В прежние времена в данном зале находились обеденные столы с подъемными механизмами, которые были созданы для того, чтобы общению хозяев и гостей не мешало присутствие прислуги.
Сегодня в центре зала размещаются подъемные столы с сервизами. Императорский Фарфоровый завод изготовил чашку с блюдцем, сахарницу и чайник по образцу предметов «Собственного чайного сервиза» императрицы Елизаветы Петровны. Предметы для копирования были предоставлены Государственным Русским музеем.
Стулья были изготовлены по образцу стульев середины 18 века из исторической коллекции музея корпоративным членом Клуба друзей музея-заповедника компанией «Водолей плюс» при финансовой поддержке ООО «Краски города».
Сюжет плафона (живопись потолка) зала был написан Д. Валериани: «Юнона и Юпитер приглашают небожителей к накрытому и уставленному роскошной посудой столу».
Сюжеты для живописных панно над зеркалами среднего зала Д. Валериани заимствовал из «Метаморфоз» Овидия: «Вакх и Ариадна», «Аполлон, преследующий Дафну», «Вакх, венчающий Дафну звездной короной» и «Похищение Европы».
Плафоны галерей, соединяющих средний зал с кабинетами, написал А. Перезинотти. По содержанию они перекликались с барельефами на фасадах Эрмитажа и изображали амуров с аллегорическими атрибутами времен года.
Практическая информация
Павильон «Эрмитаж» расположен в Екатерининском парке, Пушкин, Санкт-Петербург.
Координаты павильона: 59°42’48.0″N 30°24’12.0″E (59.713333, 30.403333).
В павильоне «Эрмитаж» проводят экскурсии и временные выставки. Вход платный. Открыт в летний сезон.
Екатерининский парк с павильонами, совместно с Екатерининским дворцом, относятся к Государственному музею-заповеднику «Царское Село».
В Екатерининском дворце можно посетить восстановленные залы.
Режим работы парка, павильонов и дворца, а также время проведение выставок, условия посещения и стоимость билетов, рекомендуем уточнять на сайте Государственного музея-заповедника «Царское Село»: tzar.
Посетить Царское Село можно с одной из экскурсий
В Пушкине, возле Екатерининского парка и дворца, можно остановиться
5-звездочный отель Певческая башня с ресторанами, баром, смотровой площадкой на крыше, бесплатными Wi-Fi и парковкой.
В стоимость номеров включен завтрак. Ссылка на отель
В отеле: спа-центр с бассейном, хаммамом, сауной с солью, снежным фонтаном, паровыми банями и тренажерным залом; бесплатный Wi-Fi, круглосуточная стойка регистрации, 2 ресторана, лобби-бар, частная парковка и залы для проведения совещаний и конференций.
Номера оснащены системой климат-контроля, мини-баром, сейфом и собственной ванной комнатой.
В стоимость номеров включен завтрак «шведский стол». Ссылка на отель
3-звездочная гостиница Екатерина, находящаяся на территории Екатерининского дворцово-паркового ансамбля.
В отеле: круглосуточная стойка регистрации, кафе, бесплатные Wi-Fi и парковка.
В числе удобств номеров: кондиционер, телевизор, рабочий стол и бесплатные туалетно-косметические принадлежности.
В стоимость номеров включен завтрак. Ссылка на гостиницу
Все средства размещения в Санкт-Петербурге, в том числе в центре города и в Пушкине, можно посмотреть и забронировать здесь
Отели и апартаменты ищем на Booking.com. Для сравнения цен и выбора оптимального варианта используем RoomGuru, который ищет скидки по множеству систем бронирования Отели со скидками →
Дешевые авиабилеты ищем на Aviasales. Поисковик сравнивает цены у десятков авиакомпаний и выдает билеты по самым выгодным ценам Дешевые авиабилеты →
Такси заказываем на Kiwitaxi. Заказ можно сделать заранее, через интернет, что удобно в «чужих» странах и городах. Приезжают вовремя, встречают в назначенном месте Такси/Трансфер →
Павильон Эрмитаж в Царском Селе
Слово «Эрмитаж» в переводе с французского означает «место уединения», «хижина отшельника». Подобные сооружения были широко распространены в XVIII веке. Павильон Эрмитаж в Екатерининском парке Царского Села – один из самых необычных и пышных. И сегодня мы с вами совершим небольшую виртуальную экскурсию по нему.
Павильон Эрмитаж в Царском Селе
История строительства павильона Эрмитаж
Царскосельский Эрмитаж композиционно связан с Екатерининским дворцом, от которого к нему ведет широкая аллея.
Екатерининский дворец в Царском Селе, вид со стороны павильона Эрмитаж
Строительство было начато в царствование императрицы Елизаветы Петровны, в начале 1740-х годов. Первоначальный проект был составлен главным архитектором императорского двора Михаилом Земцовым (1688-1743).
После его смерти в 1743 году руководство работами перешло к Франческо Бартоломео Растрелли (1700-1771), главному представителю елизаветинского барокко. Также в работах принимали участие архитекторы Андрей Квасов (до 1720-после 1777) и Савва Чевакинский (1709 или 1713 – между 1774 и 1780 или после 1783). Продолжалось строительство до середины 1750-х годов.
Павильон Эрмитаж в саду Царского Села, гравюра А.А.Грекова, 1760-е годы
Здание окружают 64 белоснежные колонны. Бирюзовые стены, золоченые украшения – все создавало здесь атмосферу праздника и веселья. Между колонн на фасаде были установлены 16 статуй. Также были установлены 8 статуй у основания купола и 4 на кровлях боковых кабинетов. К сожалению, до нашего времени они не дошли. На постаментах колонн сохранились барельефы «игры амуров». Эрмитаж находился на площадке, окруженной рвом. Однако в 1777 году по указу Екатерины Великой ров был засыпан, поскольку его так и не удалось заполнить водой.
Павильон Эрмитаж в Царском Селе
Павильон Эрмитаж в Царском Селе
Павильон Эрмитаж в Царском Селе
Интерьеры павильона Эрмитаж
На втором этаже Эрмитажа расположен центральный зал, от которого диагонально расходятся четыре галереи, заканчивающиеся кабинетами.
Центральный зал в павильоне Эрмитаж
Галерея и кабинет в павильоне Эрмитаж
Кабинет в павильоне Эрмитаж
В зале расположено пять столов – один большой и четыре маленьких, оснащенные подъемными механизмами. С помощью специальных тросиков и колокольчиков на конце сообщали слугам о необходимости смены блюд; название нужного блюда при необходимости писали мелом. После окончания трапезы столы опускались вниз, отверстия в полу закрывались специальными щитами и зал превращался в танцевальный. На серии фотографий ниже можно увидеть, как поднимаются и опускаются отдельные блюда, а также как весь стол опускается вниз.
Блюдо, поднимающееся с I этажа с помощью подъемного механизма
Блюдо, которое опускается вниз с помощью подъемного механизма
Весь стол опускается вниз
Отверстие в полу с помощью механического приспособления закрывается паркетной плитой
Все здание наполнено светом, который многократно отражается в многочисленных зеркалах и играет в позолоте. Потолки украшены плафонами с росписями на мифологические сюжеты. К сожалению, никакая фотография не передаст этого внутреннего сияния.
Плафон на потолке центрального зала Эрмитажа
Павильон Эрмитаж, фрагмент отделки
Вензель императрицы
Роспись потолка одной из галерей в павильоне Эрмитаж
Центральный зал павильона Эрмитаж
Сервировка стола в Эрмитаже
Императрицы Елизавета Петровна и Екатерина II любили устраивать здесь вечеринки для узкого круга приближенных. Здесь же проходили неформальные встречи с послами, на которых решались важные политические вопросы.
Центральный зал павильона Эрмитаж, из окна видна аллея и Екатерининский дворец
Хитроумные подъемные механизмы внутри здания позволяли обходиться без видимого присутствия слуг. Кроме того, в первоначальном проекте не было и лестниц: гости поднимались на второй этаж при помощи специальных кресел — канапе, прообраза лифта.
Подъемные механизмы в павильоне Эрмитаж, I этаж
Подъемные механизмы в павильоне Эрмитаж, I этаж
С середины XVIII века павильон Эрмитаж не перестраивался и потому дошел до нас практически в своем первозданном виде. Внутри сохранилась подлинная резьба, позолота и подъемные механизмы эпохи императрицы Елизаветы Петровны. Уже в наше время Эрмитаж находился на длительной реконструкции и был открыт только в 2010 году к 300-летию Царского Села. Реставраторы воссоздали ров и балюстраду вокруг него.
Площадка у павильона Эрмитаж
Павильон Эрмитаж в Царском Селе
Павильон Эрмитаж в Царском Селе
Эрмитажная кухня
На некотором отдалении от Эрмитажа находится Эрмитажная Кухня, которую с павильоном связывал подземный ход. Было сделано это для того, чтобы запах готовящейся пищи не проникал в парадные помещения. Эрмитажная кухня была построена в 1774 году в готическом стиле по проекту архитектора В.Неелова.
Эрмитажная кухня в Царском Селе
Посещение павильона Эрмитаж
Билеты в Эрмитаж покупаются отдельно. Посещение возможно только в составе экскурсии, которая набирается на месте. Возможно, вам придется какое-то время подождать ее начала.
Павильон Эрмитаж в Царском Селе
© Сайт «Дорогами Срединного Пути», 2009-2021. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.
Онлайн-сервисы, которые помогают мне путешествовать:
Дешевые авиабилеты: Aviasales
Гостиницы и базы отдыха: Booking
Туристическая страховка: Cherehapa
Экскурсии на русском языке: Tripster и Sputnik8
Хотите узнать больше о Китае?
Об этом я пишу в своем телеграм-канале «Срединный Путь»
Царское Село. Павильон «Эрмитаж»
Аудиогид
Фотографии
Царскосельский павильон «Эрмитаж», в отличие от подобных модных сооружений того времени, был необычайно великолепен. И если французы определили слово «эрмитаж» как место уединения отшельника, то императрице Елизавете скромная «хижина» была не нужна: здание, полностью построенное в 1749 году на территории Старого сада, вышло пышным и помпезным.
Архитектурным воплощением задумки Ее Величества занимались автор проекта Михаил Земцов и Савва Чевакинский, ответственный за строительство. На завершающей стадии работы облик фасаду придали, согласно проекту Франческо Растрелли. Идеей последнего было воплотить в «Эрмитаже» некое подобие Екатерининского дворца. Даже место прописки павильона указывало на единообразие: он расположился на алее, идущей от центра дворца.
Двухэтажное здание «Эрмитажа» утопало в необыкновенной, величественной красоте: 64 белоснежные колонны окружали здание, а золоченый декор на фоне бирюзовых стен не давал повода сомневаться в том, что сие здание предназначено для веселий. Между колоннами удачно расположились 16 статуй, которые, к сожалению, до нашего времени не сбереглись. Сохранились лишь барельефы «игры амуров» на постаментах колонн.
Дабы подчеркнуть изысканность и идеальность архитектуры павильона, особый уход был организован и за парком: деревья регулярно и аккуратно подстригались. Такая своеобразная «императорская игрушка» стала любимым местом времяпровождения царских особ.
Внутренняя отделка павильона не уступала по красоте внешней пышности: солнечный свет заливал немалых размеров зал, погружая присутствующих в атмосферу праздника и наслаждений. Такой эффект достигался благодаря большим окнам, одновременно служащим выходами на балкон, и еще одному интересному решению: отражающий эффект зеркал, установленных между окнами, во сто крат увеличивал количество света в помещении.
Не одна эта диковинка «Эрмитажа» была призвана удивлять иностранных гостей: здесь демонстрировали и изыски русской кухни, и занимательные механизмы. Некое подобие лифтов поднимало на диванчиках гостей наверх, а после завершения трапезы столы опускались в нижние служебные помещения, освобождая площадь зала. Даже присутствие слуг во время обеда не было столь необходимым: по звону колокольчика угощения поднимали к столу по специальным трубам. Все эти приспособления последний раз использовали в 1817 году во время большого семейного праздника. А так как павильон с середины XVIII столетия ни разу не перестраивался, то и сохранился до наших дней почти в изначальном виде. Во время Великой Отечественной войны «Эрмитаж» немало пострадал, но прежнее его великолепие было восстановлено талантливыми мастерами.