павловская слобода история названия

Павловская Слобода — История поселка

Располагается на правом берегу реки Истры в 17 км к юго-востоку от районного центра и 18 км к северо-западу от МКАД.

История

Село Павловское впервые упомянуто в грамоте Ивана III в 1504 году. Расцвет села связан с именем Бориса Ивановича Морозова — воспитателя и ближайшего советника царя Алексея Михайловича. Морозов сделал Павловское столицей своих обширных владений. В Павловское на охоту не раз приезжал сам государь. В селе и окрестностях были сосредоточены многочисленные хозяйственные постройки, сады, пруды, мастерские. В 1660-х годах был возведён величественный каменный храм Благовещения, до наших дней практически не сохранившийся, нынешний храм — новодел, хоть и полностью повторяет архитектуру старого. В 1664 году Павловская вотчина перешла в ведение дворцового приказа. К этому времени относится сооружение здесь железноделательного завода.

В 1730 году Павловское было передано Павлу Ивановичу Ягужинскому. Стараниями нового владельца в селе была устроена суконная фабрика, значительно перестроенная и расширенная при его сыне Сергее Павловиче. Постепенно фабрика превратилась в небольшой промышленный городок (слободу). К середине XIX века здесь трудилось около 1700 человек, годовой оборот превышал полмиллиона рублей серебром. К фабрике была приписана волость из пяти деревень с населением 3,5 тыс. человек. Фабрика просуществовала до 1859 года. После закрытия фабрики её корпуса были использованы для размещения 3-й артиллерийской гренадёрской бригады.

Со временем село Павловское и Павловская Cлобода слились в один населённый пункт. В годы коллективизации на окраине села был создан колхоз-гигант «Путь к коммунизму», колокольня храма Благовещения была взорвана, а в помещениях самого храма была размещена кожевенная фабрика. После развала СССР храм был восстановлен на народные средства, кроме того, к нему возвели несколько приделов.

В декабре 1941 года в окрестностях Павловской Слободы и близлежащих деревень кровопролитные бои вела 108-я стрелковая дивизия, сумевшая остановить продвижение немцев к Москве и провести контрнаступление.
Объекты

В Павловской Слободе расположены:

Со всех сторон Павловская Cлобода окружена строящимися и уже готовыми коттеджными посёлками.

В 1920-х годах была построена железнодорожная ветка, соединившая Павловскую Слободу с Нахабино. В 1990-е годы движение электропоездов по ней было прекращено. В настоящее время рельсы полностью демонтированы. Сейчас о железной дороге напоминает лишь железнодорожный мост через р. Истру, ведущий на территорию войсковой части.

Достопримечательности

Храм Благовещения Пресвятой Богородицы
Монумент морякам, павшим в Великой Отечественной войне

Транспорт

Инфраструктура

Известные люди

Павловское — родина одного из первых русских композиторов М. А. Матинского. В 1880-х годах здесь снимал дачу другой композитор — А. П. Бородин. На балу у офицеров-артиллеристов гостил А. П. Чехов. В Павловской Слободе жили советские поэты Е. Е. Нечаев и Ф. Т. Гаврилов.
В Павловской слободе родился Сергей Анатольевич Рудницкий, советский и российский композитор и аранжировщик.
Интересные факты
В 1920-х годах в окрестностях села велись археологические раскопки. Были обнаружены два славянских селища и множество курганов, относящиеся к XI-XII векам.

Источник

Павловская слобода история названия

Берега Истры в районе Павловской Слободы насыщены памятниками археологии. Все относятся к XI—XIII векам нашей эры, т.е. ко времени славянской колонизации края.

Подмосковье было границей расселения двух больших групп славянских племен, вятичей и кривичей, о которых говорит первое известное нам сочинение по русской истории — Повесть временных лет. Район Павловской Слободы как нельзя лучше показывает многообразие следов разных племенных групп. На высоких берегах Истры в окрестностях села известны несколько групп курганов и два селища. Работавший в районе Павловской Слободы археолог К. Виноградов попал под обаяние этой местности. «Для курганных кладбищ славяне XI—XII веков выбирали обычно высокие точки правого и левого берега, откуда открывался красивый, широкий и далекий горизонт. В этом хочется подметить один штрих психологии славянина по отношению к умершим: заботливое отношение к ним; он хочет как бы окружить красотой природы своих умерших родственников.

Поэтическое описание курганов археологом — большая редкость. К нему нужно добавить более прозаическое, но совершенно необходимое замечание. Курганы располагались в небольшом расстоянии от жилья. А древние славяне селиться предпочитали именно на высоких берегах рек.

Если посмотреть на карту выявленных археологических памятников Подмосковья, то обнаружится, что Павловская слобода окружена курганами и селищами древних славян. Нет сомнения, что само село также стоит на древнем поселении. Археологическая ситуация в Павловской слободе очень сложна. Именно здесь проходила граница рас селения двух племен. Многие памятники археологии еще ждут исследователей, но то, что было раскопано, дает очень сложную картину. Летом 1924 года самый большой курганный могильник у Павловской Слободы раскапывал археолог Новоиерусалимского музея К.Я. Виноградов. Эти курганы, а их больше сорока, находятся недалеко от конечной станции железной дороги, ведущей в Павловскую Слободу. В раскопках ему с энтузиазмом помогали местные жители: учителя М.О. Косминский, М.П. Архангельский, В.С. Попов, А.Ф. Орехов. Н.И. Косминский, А.С. Косминская, ученики школы, служащие Артсклада и местного кооператива и многие другие. Поэтому экспедиции музея удалось много сделать. Были раскопаны семь курганов с тремя женскими и шестью мужскими захоронениями. Курганы с мужскими захоронениями обычно бедны вещами. Кроме горшков с пищей, которые ставились в ногах умерших, практически ничего найдено не было. Курганы с женскими захоронениями были богаты украшениями, именно они дают материал для датировки и определения этнической принадлежности памятника.

Курганы имеют практически одинаковую форму — полушара. Окружены они ровиками, откуда бралась земля для насыпи. Почти всегда при раскопках встречается слой углей, видимо, славяне очищали место для могилы и устраивали костры для поминальной трапезы. Обычай употребления огня восходит к временам, когда славянские племена своих покойников сжигали (вплоть до X века). Умерших клали головой на запад, иногда просто на землю или выкапывали неглубокую могилу.

В одном из курганов была захоронена относительно богатая женщина. Но и в нем не было серебряных украшений — только из бронзы или свинца. Но обилие их не могло не порадовать археологов. Славянка была похоронена в полном наборе украшений. Были найдены несколько височных колец из тонкой бронзовой проволоки с завязанными концами. Обычно женщины носили по три таких кольца на каждом виске. Кольца закреплялись на шнурках или ремнях, иногда вплетались в волосы. Форма этих колец всегда говорит о принадлежности тому или иному славянскому племени. Простые проволочные височные кольца определенно указывают на кривичей. Эта группа славянских племен жила на Верхней Волге.

Эта же славянка носила серьги с тремя металлическими шариками на каждом, сзади на шее свинцовую крестообразную привеску, что указывает довольно определенное время (XI—XII вв.). На шее погребенной женщины двойные бусы: одни из металлических шариков, вторые из шариков желтого прозрачного стекла. Древняя Русь была царством стеклянных бус. Почти все они происходили из Киева и его окрестностей. Обычно желтые бусы определенной формы археологи именуют «лимонками».

Кроме того, славянка носила на шее гривну из трех жгутов двойной скрученной проволоки с пластинчатыми концами, загнутыми колечками. Витые гривны очень широко были распространены в Европе. Подобные сложные гривны, как правило, указывают на XII век. В это время усиливалось Владимиро-Суздальское княжество, и закладывались небольшие города на его границах, в том числе и Москва. Чуть позднее, в начале XIII века, гривны практически вышли из моды. На левой руке женщины был металлический перстень, с орнаментом в виде двух треугольников, посредине узор в виде столбика с 4-мя расходящимися полукругами. На той же руке пластинчатый браслет, с орнаментом в виде ромба. Пластинчатые браслеты встречались на очень широкой территории — от Смоленска до Владимира, от Новгорода до Москвы. Браслеты именовались «обруч» или «запястье», часто они надевались поверх широких рукавов.

В соседнем кургане было двойное женское погребение. Эти женщины были украшены гораздо скромнее. На одной были шарообразные металлические бусы и два кольца, одно свинцовое, второе бронзовое с заходящими концами. На второй женщине были височные кольца, два бронзовых кольца и свинцовая шейная гривна. Эти признаки четко указывают на принадлежность данной курганной группы племени кривичей. Названия деревни Веледниково тоже может быть связано с кривичами. Слово «велия» в древнерусском языке означает «большая, великая». Названий с таким корнем много в Белоруссии и на Северо-западе. Славянское по происхождению и название деревни Борзые, происходящее от слова «борзый» — быстрый, стремительный. Невдалеке от Борзых еще в XVII веке стояла деревня Черная Быстрь. Корень этого названия — «стр» — звучит и в названии реки Истры, и в словах «стремнина, струя». Как видно из этого перечисления, все названия происходят от быстро текущей реки, а ниже по течению употреблено, вероятно, в названии деревни Веледниково, уже понятие — «пеликан, большая вода».

В районе деревни Зеленково проводил раскопки известный археолог В.А. Городцов. В курганах были найдены семилопастные мисочные кольца, сердоликовые бусы в форме двух пирамид, бронзовая витая финна, витые браслеты и перстни, прорезные пластинчатые перстни с геометрическим орнаментом. Эта коллекция сохранилась в Историческом музее.

Селища не раскапывались, но по всем признакам они относятся к XI—XII векам. Семилопастные височные кольца — верный признак вятичских племен, которые селились по Оке в районе Рязани. Весь южный берег Москвы-реки был заселен вятичами. Только в некоторых местах они переходили через эту границу, одним из таких уникальных мест стали берега Истры у Павловской Слободы. Земли будущего Московского края весьма условно подчинялись киевскому князю. Дань платили, но в остальном край развивался самостоятельно. На многих поселениях славян XI—XII веков находят земледельческие орудия: сошники, мотыги, серпы, косы, плужные ножи.

Земледелие в основном было подсечным. Расчистить значительный участок под пашню было делом крайне трудоемким. Поэтому делались глубокие зарубки на деревьях (деревья «подсекались»), затем погибший и высохший лес выжигался. Почва довольно быстро истощалась, и готовился таким же способом следующий участок леса. Очень часто вычищенный таким образом участок назывался Новины, Новинки.

Источник

Древнейшая история Павловской Слободы

Берега Истры в районе Павловской Слободы насыщены памятниками археологии. Все они относятся к XI-XIII векам нашей эры, т. е. ко времени славянской колонизации края.

Работавший в районе Слободы археолог К. Виноградов писал: «для курганных кладбищ славяне XI-XII веков выбирали обычно высокие точки правого и левого берега, откуда открывался красивый, широкий и далекий горизонт. В этом хочется подметить один штрих психологии славянина по отношению к умершим: заботливое отношение к ним; он хочет как бы окружить красотой природы своих умерших родственников.

К поэтическому описанию нужно добавить более прозаическое, но необходимое замечание. Курганы располагались в небольшом расстоянии от жилья. А древние славяне селиться предпочитали именно на высоких берегах рек.

Если посмотреть на карту археологических памятников Подмосковья, то обнаружится, что Павловская Слобода окружена курганами и селищами древних славян. Именно через наше село проходила граница расселения двух племен.

Летом 1924 года самый большой курганный могильник у Павловской Слободы раскапывал археолог Ново-Иерусалимского музея К. Виноградов. В раскопках ему с энтузиазмом помогали местные жители. Экспедиции удалось много сделать. Были раскопаны семь курганов с тремя женскими и шестью мужскими захоронениями.

Курганы с мужскими захоронениями обычно бедны вещами. Кроме горшков с пищей, которые ставились в ногах умерших, практически ничего найдено не было.

Курганы же с женскими захоронениями богаты украшениями, и именно они дают материал для датировки и определения этнической принадлежности памятника.

Умерших клали головой на запад, иногда просто на землю или выкапывали неглубокую могилу.

В одном из курганов была захоронена относительно богатая женщина. Славянка была похоронена в полном наборе украшений. Все находки определенно указывают на кривичей.

Эта группа славянских племен жила на Верхней Волге. Более подробные исследования этого захоронения указывают на XII век. В это время усиливалось Владимиро-Суздальское княжество, и закладывались небольшие города на его границах, в том числе и Москва.

Название деревни Веледниково тоже связано с кривичами. Слово «велия» в древнерусском языке означает «большая, великая». Славянское по происхождению и название деревни Борзые, происходящее от слова «борзый» — быстрый, стремительный. Невдалеке от Борзых еще в XVII веке стояла деревня Черная Быстрь.

К северу от села на обоих берегах Истры обнаружены два селища XI-XII веков и большая группа курганов. Весь южный берег Москвы-реки был заселен вятичами. Только в некоторых местах они переходили через эту границу.

Одним из таких уникальных мест стали берега Истры у Павловской Слободы.

Земли будущего Московского края весьма условно подчинялись киевскому князю. Дань платили, но в остальном край развивался самостоятельно.

Земледелие в основном было подсечным. Расчистить участок под пашню было делом крайне трудоемким.

Поэтому делались глубокие “подсечки” на деревьях, затем погибший и высохший лес выжигался. Нередко вычищенный таким образом участок назывался Новины, Новинки.

По книге М. Крючковой, Л. Невзоровой и М. Соколовой “Павловская Слобода. 500 лет в истории России ”. М., “Лана”, 2004

Благовещенский листок № 1 (14). Январь 2009 год

Источник

Павловская Слобода Московская обл история

павловская слобода история названия. Смотреть фото павловская слобода история названия. Смотреть картинку павловская слобода история названия. Картинка про павловская слобода история названия. Фото павловская слобода история названия

К 1613 году, когда на русский престол взошла новая династия Романовых, Павловская Слобода принадлежала уже Борису Ивановичу Морозову, молодому стольнику, подписавшегося вместе с братом Глебом под грамотой о возведении на трон царя Михаила Федоровича.

Борис Морозов выстроил в Павловской Слободе Благовещенский храм, изумительный образец архитектуры, великолепно сохранившийся до наших дней.

павловская слобода история названия. Смотреть фото павловская слобода история названия. Смотреть картинку павловская слобода история названия. Картинка про павловская слобода история названия. Фото павловская слобода история названияВ 1730 году село, в котором тогда числилось 115 душ, высочайшим указом было пожаловано генерал-аншефу и генерал-прокурору Правительствующего Сената Павлу Ивановичу Ягужинскому (1683-1736), самой яркой фигуре среди владельцев села Павловского в XVIII веке. Сподвижник и любимец Петра I, П. И. Ягужинский был одним из тех, кого воля великого реформатора вознесла на вершину карьеры и поставила в один ряд с представителями знатнейших и прославленных фамилий Российской империи.

Его взлет от сына скромного лютеранского священника до генерал-аншефа и генерал-прокурора начался с того, что его заметил фельдмаршал граф Федор Иванович Головин и порекомендовал ко двору, куда Ягужинский поступил в чине камер-пажа. В 1701 году Павлу Ивановичу представился случай говорить с царем и произвести хорошее впечатление умением ясно и четко излагать свои мысли. Петр зачисляет его в Преображенский полк, и вскоре молодой гвардеец Ягужинский становится царским денщиком, заводит дружбу с самим Меншиковым и начинает делать карьеру. В 1710 году он уже камер-юнкер и капитан.

Выгодный брак с Анной Федоровной Хитрово укрепляет его статус в обществе и делает очень богатым человеком. 18 января 1722 года он становится первым в истории России генерал-прокурором Правительствующего Сената. Неожиданная кончина его покровителя государя Петра I в 1725 году обрывает блистательную карьеру.

После смерти Павла Ивановича в 1736 году Павловская Слобода отходит к его второй жене, статс-даме Анне Гавриловне, в девичестве Головкиной. В 1743 году, после нескольких лет вдовства, она выходит замуж за известного дипломата Михаила Петровича Бестужева-Рюмина. И в том же году ее обвинили в заговоре против императрицы Елизаветы Петровны и приговорили к урезанию языка и смертной казни через колесование.

31 августа 1743 года Анна Гавриловна взошла на эшафот, но была помилована Елизаветой Петровной. Вместо колесования ее били кнутом, затем сослали в Якутск, где она и скончалась в 1751 году. Все имения Ягужинских, в том числе и Павловская Слобода, были конфискованы.

В 1754 году новым владельцем села становится Сергей Павлович Ягужинский (1731-1806), сын некогда влиятельного петровского вельможи. Лишившись в пятилетнем возрасте отца, а спустя семь лет и матери, он под вымышленным именем был отправлен за границу для обучения.

О самом владении сказано следующее:

Источник

Павловская Слобода

павловская слобода история названия. Смотреть фото павловская слобода история названия. Смотреть картинку павловская слобода история названия. Картинка про павловская слобода история названия. Фото павловская слобода история названия

павловская слобода история названия. Смотреть фото павловская слобода история названия. Смотреть картинку павловская слобода история названия. Картинка про павловская слобода история названия. Фото павловская слобода история названия

павловская слобода история названия. Смотреть фото павловская слобода история названия. Смотреть картинку павловская слобода история названия. Картинка про павловская слобода история названия. Фото павловская слобода история названия

павловская слобода история названия. Смотреть фото павловская слобода история названия. Смотреть картинку павловская слобода история названия. Картинка про павловская слобода история названия. Фото павловская слобода история названия

Па́вловская Слобода́ — село, являющееся административным центром сельского поселения Павло-Слободское Истринского района Московской области. Население — 8,5 тыс. человек (2010).

Располагается на правом берегу реки Истры в 17 км к юго-востоку от районного центра и 18 км к северо-западу от МКАД.

Содержание

История

Село Павловское впервые упомянуто в грамоте Ивана III в 1504 году. Расцвет села связан с именем Бориса Ивановича Морозова — воспитателя и ближайшего советника царя Алексея Михайловича. Морозов сделал Павловское столицей своих обширных владений. В Павловское на охоту не раз приезжал сам государь. В селе и окрестностях были сосредоточены многочисленные хозяйственные постройки, сады, пруды, мастерские. В 1660-х годах был возведён величественный каменный храм Благовещения, до наших дней практически не сохранившийся, нынешний храм — новодел, хоть и полностью повторяет архитектуру старого. В 1664 году Павловская вотчина перешла в ведение дворцового приказа. К этому времени относится сооружение здесь железноделательного завода.

В 1730 году Павловское было передано Павлу Ивановичу Ягужинскому. Стараниями нового владельца в селе была устроена суконная фабрика, значительно перестроенная и расширенная при его сыне Сергее Павловиче. Постепенно фабрика превратилась в небольшой промышленный городок (слободу). К середине XIX века здесь трудилось около 1700 человек, годовой оборот превышал полмиллиона рублей серебром. К фабрике была приписана волость из пяти деревень с населением 3,5 тыс. человек. Фабрика просуществовала до 1859 года. После закрытия фабрики её корпуса были использованы для размещения 3-й артиллерийской гренадёрской бригады.

Со временем село Павловское и Павловская Cлобода слились в один населённый пункт. В годы коллективизации на окраине села был создан колхоз-гигант «Путь к коммунизму», колокольня храма Благовещения была взорвана, а в помещениях самого храма была размещена кожевенная фабрика. После развала СССР храм был восстановлен на народные средства, кроме того, к нему возвели несколько приделов.

В декабре 1941 года в окрестностях Павловской Слободы и близлежащих деревень кровопролитные бои вела 108-я стрелковая дивизия, сумевшая остановить продвижение немцев к Москве и провести контрнаступление.

Объекты

В Павловской Слободе расположены:

Со всех сторон Павловская Cлобода окружена строящимися и уже готовыми коттеджными посёлками.

Железная дорога

В 1920-х годах была построена железнодорожная ветка, соединившая Павловскую Слободу с Нахабино. В 1990-е годы движение электропоездов по ней было прекращено. В настоящее время рельсы полностью демонтированы. Сейчас о железной дороге напоминает лишь железнодорожный мост через р. Истру, ведущий на территорию войсковой части.

Достопримечательности

павловская слобода история названия. Смотреть фото павловская слобода история названия. Смотреть картинку павловская слобода история названия. Картинка про павловская слобода история названия. Фото павловская слобода история названия

павловская слобода история названия. Смотреть фото павловская слобода история названия. Смотреть картинку павловская слобода история названия. Картинка про павловская слобода история названия. Фото павловская слобода история названия

Стоит заметить, что никаких дополнительных приделов к храму не пристраивалось, восстановили колокольню, но не ту, что взорвали в 1941 году, а ту что была при постройке храма. Железнодорожная ветка до Нахабино, была построена для нужд складов Кремлёвского арсенала (ныне в\ч 67714), для чего, по личному указанию В. И. Ленина, был демонтирован и перевезён мост через р. Нару и 10 км пути. Занимался передислокацией складов Михаил Дмитриевич Белокуров.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *