пайцза это в древней руси
Значение слова «пайцза»
па́йцза
1. истор. металлическая пластинка, выдававшаяся монголо-татарскими ханами в XIII–XV веках как верительная грамота
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: пищеводный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Синонимы к слову «пайцза»
Предложения со словом «пайцза»
Понятия, связанные со словом «пайцза»
Отправить комментарий
Предложения со словом «пайцза»
Дружинники спокойны, ханская пайцза есть как охранная грамота.
Да и как не верить, когда на самом заметном месте его драной дохи болталась деревянная пайцза с таинственными знаками – символ права всё знать и за всё спрашивать.
Моголы чувствовали себя хозяевами положения и могли бы его пропустить, если бы имелась пайцза.
Синонимы к слову «пайцза»
Карта слов и выражений русского языка
Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.
Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.
Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.
Пайцза
Па́йцза, пайза, пайдза (от кит. 牌子; páizi — «дощечка», «табличка»; тюрк. байса, монг. гереге) — верительная бирка, металлическая или деревянная пластина с надписью, выдававшаяся китайскими, чжурчжэньскими, монгольскими правителями разным лицам как символ делегирования власти, наделения особыми полномочиями.
Содержание
История
Время первоначального введения пайцз в употребление в точности неизвестно, но уже в летописях династии Тан (620—901) упоминается о существовании серебряных дощечек, длиной в 5 и шириной в 1,5 дюйма, с надписью: «Серебряная дощечка для проезда на казенных лошадях по Государеву повелению». При династии Сун (960—1279) употребление пайцз в Китае значительно распространилось. Пайцзы бывали деревянные, медные, серебряные и золотые; иногда украшались драгоценными камнями.
Китайские источники 1220-х годов сообщают о пайцзах, использовавшихся в Монгольском государстве в ранний период, при жизни Чингис-хана. Южносунский посол Чжао Хун, автор записок Мэн-да бэй-лу (ок. 1221), пишет что у монголов знатные чиновники первого ранга носили на поясе золотую дощечку с изображением тигровой головы (ху-тоу цзинь-пай). На ней китайскими иероглифами было написано: «Указ пожалованного Небом императора Чингиса. Должен вести дела по усмотрению!» Следующая по значимости — простая золотая дощечка, на которой сказано: «Указ пожалованного Небом императора Чингиса. Спешно!» (Тянь-цы Чэн-цзи-сы хуан-ди шэн-чжи. Цзи). Серебряная пластина с той же надписью являлась знаком третьего ранга. В Чанчунь си-ю цзи рассказывается, как Чингис-хан отправил чиновника Лю Чжун-лу, у которого висела на поясе золотая дощечка с головой тигра и надписью: «[Пусть] ведет дела по усмотрению, как [если] бы мы лично ехали».
Приблизительно в начале 1930-х гг. в провинции Жэхэ была найдена простая, без изображения головы тигра, золотая дощечка с теми же иероглифами, что записал Чжао Хун. В 1934 году в коллекции музея в Мукдене была обнаружена верхняя половина серебряной дощечки, на которой содержалось начало надписи (Тянь-цы…).
Рубрук сообщает, что хан Мункэ давал своим посланникам «золотую дощечку, шириною в ладонь и длиною в пол-локтя, на которой пишется его приказ. Кто её имеет в руках, тот может приказывать что хочет, и это делается без замедления». [1] О пайцзах различных рангов («дщицах»), употреблявшихся в правление Хубилая, подробно рассказывает Марко Поло. Сотник имел серебряную пайцзу, тысячник — золотую или позолоченную серебряную, темник — золотую с львиной головой; «у того, кто поставлен над ста тысячами или начальствует главным, большим войском» пайцза золотая с изображением льва в нижней части, солнца и луны — сверху. На всех одинаковая надпись: «По воле великого Бога и по великой его милости к нашему государю, да будет благословенно имя хана и да помрут и исчезнут все ослушники». Когда требовалось наделить официальное лицо высшей властью, символом на пластинке был кречет.
Хубилай, отправляя братьев Поло послами к папе римскому, вручил им «золотую дщицу», которая давала право на получение лошадей и эскорта. Аналогично, Николо, Маффео и Марко при отъезде из Китая получили две пайцзы, а от ильхана Гайхату — четыре (две с кречетом, одна со львом, одна простая). «Написано было там их письмом, чтобы всюду трех послов почитали и служили им как самому владетелю, давали бы лошадей, продовольствие и провожатых».
| |
---|---|
Пайцза ильханского визиря. Иранский национальный музей. |
В государстве Хулагуидов при Газан-хане (1295—1304) выдача пайцз была упорядочена и централизована. Если ранее производилась чеканка пайцз в областях, то теперь был назначен специальный золотых дел мастер, который чеканил пластинки при ставке хана. Чтобы избежать подделки, на пайцзы ставилось клеймо со сложным узором. Было приказано в течение шести месяцев сдать пайцзы старого образца. Правителям и военачальникам высшего ранга выдавали большие круглые пайцзы с изображением тигровой головы и именем держателя, которое заносилось в реестр. Начальники рангом ниже получали пайцзы меньшего размера с особым узором и именем. Для гонцов изготовляли пайцзы двух видов: использующие улаг (повинность лошадьми и вьючными животными) получали круглые пластинки с гравировкой «казённая пайцза», те, кто ехал на ямских лошадях — продолговатые с изображением луны. Все гонцы по возвращении сдавали пайцзы. Старшим начальникам пограничных областей выделяли по пять пайцз, отчеканенных из меди, средним — по три, чтобы они выдавали их срочным гонцам.
Известные пайцзы
Чжурчжэньская. Единственная известная в настоящее время полностью сохранная чжурчжэньская пайцза, выпущенная в последний период существования государства Восточное Ся (1215—1233). Датируется 1220-ми гг. 3x65x222 мм. Серебряная пластина продолговато-овальной формы. В верхней части круглое отверстие, через которое продевался шнур для подвешивания к поясу. На лицевой стороне надпись, состоящая из шести вертикально расположенных знаков чжурчжэньского письма, перевод надписи: «Государственная доверенность». Между надписью и отверстием выгравирован какой-то знак, возможно, тамга. Все знаки покрыты позолотой. Пайцза найдена в 1976 году на Шайгинском городище (близ с. Сергеевка Партизанского района Приморского края) в процессе раскопок под руководством Э. В. Шавкунова. Музей археологии и этнологии Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН, Владивосток. [6]
| |
---|---|
Пайцза Узбек-хана. Фото из БСЭ. |
Пайцза Тохта-хана (1290—1312). Монгольская надпись уйгурским письмом. Найдена в Астраханской губернии; позднее, в 1896 году, приобретена в Саратове любителем истории Тянковым у мастера-серебряника Жукова. Ко времени приобретения было утрачено около трети объёма пластины (позолота, ободок и др.).
Пайцза Узбек-хана (1312—1341). 294×98 мм, 469,236 г. Серебряная пластина продолговато-овальной формы с отверстием для шнура. Позолоченная надпись по-монгольски уйгурским письмом: «Повелением Вечного неба. Указ хана Узбека. Человек, который не покорится, виновен и должен умереть». Была приобретена П. И. Щукиным в начале XX века на Нижегородской ярмарке. [6] Государственный исторический музей.
Пайцза Абдуллах-хана (1361—1370). Длина 26,5 см. Серебряная пластина продолговато-овальной формы с отверстием для шнура. Монгольская надпись уйгурским письмом: «Силою вечного неба. Покровительством великого могущества. Если кто не будет относиться с благоговением к указу Абдулла-хана, тот подвергнется [материальному] ущербу и умрет». Найдена в селе Грушевка близ г. Никополя Екатеринославской губернии 1845 (1848?) году. Государственный Эрмитаж.
Пайцза Кельдибека (1361—1362). Серебряная пластина с отверстием в верхней части. С одной стороны — изображение солнца, с другой — изображение луны. Из «Симферопольского клада», обнаруженного близ Симферополя в 1967 году. Государственный исторический музей.
Минусинская. Найдена в Минусинском округе Енисейской губернии в 1845 (1846?) году купцом Ананьиным.
Боготольская (табличка Винокурова). Найдена в среднем течении Чулыма (в Богомиловской волости Мариинского округа Томской губернии) в 1881 году. 155×120 мм. Чугун, инкрустация серебром. Округлая с подвижной петлей. Надпись квадратным письмом: «Силою вечного тенгри. Указ императора. Тот, кто не будет с благоговением относится, да будет виновен». [2] Государственный Эрмитаж. Пайцзы такого типа есть также в коллекциях Метрополитен-музея (Нью-Йорк) [7] и Музея провинции Ганьсу (Ланьчжоу).
Примечания
Библиография
ПАЙЦЗА
Пайцза — выдававшиеся китайским правительством разным лицам верительные дощечки с надписью, представлявшей правительственное распоряжение, объявление, повестку и т. п. П. бывали разные: деревянные, медные, серебряные и золотые, иногда украшенные драгоценными камнями. Время первоначального введения их в употребление в точности неизвестно, но уже в летописях династии Тан (620—901 г.) упоминается о существовании серебряных дощечек, длиной в 5 и шириной в 1,5 дюйма, с надписью: «Чи-цзоу ма инь пай», т. е. «серебряная дощечка для проезда на казенных лошадях по Государеву повелению». Образцы этих дощечек еще не известны европейской археологической науке. При династии Сун (960—1279) употребление П. в Китае значительно распространилось; но никогда не доходило оно до такого обилия, как при китайско-монгольской династии Юань (1261—1367). Образцы юаньских П. мы имеем в пяти экземплярах: а) Минусинская П., найденная в 1846 г., б) нюкская—1856 г., в) Абдула-хана Золотоордынского—1848 г., г) Токтогэн-хана—1896 г. и д) П. Винокурова—1881 года. Первые четыре П. имеют форму продолговатых дощечек, а последняя — круглая. Исследования показали, что П. первого вида выдавались юанями для обозначения рангов отдельных чиновников и привешивались к поясу. Темник носил при себе золотую П., у которой внизу находилось изображение лежащего тигра, а наверху вставлялись яшмы, от одной до трех, по рангу; тысячник носил золотую П., сотник — серебряную; впоследствии — тигровые дощечки стали даваться чинам до 3-го класса включительно, золотые — чинам 4 и 5 классов, а прочим серебряные. Круглые П. принадлежали исключительно почтовому ведомству и выдавались как свидетельство на право взимания подвод с казенных станций курьерами, обнародовавшими высочайшие повеления; на верхней части этих П. было изображение кречета. Надпись на всех видах П., по-видимому, была одна: «Силой вечного неба имя хана да будет свято; кто не поверит — должен быть убит». Ср. Григорьев, «Монгольская надпись времен Монко-хана» (1846); Schmidt, «Ueber eine mongolische Quadratinschrift» (в «Bulletin Scientifiqne», т. IV, № 9); Банзаров, «Пайцзы или металлические дошечки» («Зап. Археол. Нумизм. Общ.», т. II, 1848); Boethling, «Erkl ärung einer mongolischen Inschrift auf einer Silberplatte»; A. Bü rck, «Die Reisen des Venezianers Marco-Polo» (Лпц., 1845); Panthier, «Marco-Polo»; Позднеев, «Лекции по истории монг. литературы» (СПб., 1897). А. П.
Известные пайцзы
Пайцза — выдававшиеся китайским правительством разным лицам верительные дощечки с надписью, представлявшей правительственное распоряжение, объявление, повестку и т. п. П. бывали разные: деревянные, медные, серебряные и золотые, иногда украшенные драгоценными камнями. Время первоначального введения их в употребление в точности неизвестно, но уже в летописях династии Тан (620—901 г.) упоминается о существовании серебряных дощечек, длиной в 5 и шириной в 1,5 дюйма, с надписью: «Чи-цзоу ма инь пай», т. е. «серебряная дощечка для проезда на казенных лошадях по Государеву повелению». Образцы этих дощечек еще не известны европейской археологической науке. При династии Сун (960—1279) употребление П. в Китае значительно распространилось; но никогда не доходило оно до такого обилия, как при китайско-монгольской династии Юань (1261—1367). Образцы юаньских П. мы имеем в пяти экземплярах: а) Минусинская П., найденная в 1846 г., б) нюкская—1856 г., в) Абдула-хана Золотоордынского—1848 г., г) Токтогэн-хана—1896 г. и д) П. Винокурова—1881 года. Первые четыре П. имеют форму продолговатых дощечек, а последняя — круглая. Исследования показали, что П. первого вида выдавались юанями для обозначения рангов отдельных чиновников и привешивались к поясу.
Минусинская. Найдена в Минусинском округе Енисейской губернии в 1845 (1846?) году купцом Ананьиным.
Пайцза Чжурчжэньская. Единственная известная в настоящее время полностью сохранная чжурчжэньская пайцза, выпущенная в последний период существования государства Восточное Ся (1215—1233). Датируется 1220-ми гг. 3x65x222 мм. Серебряная пластина продолговато-овальной формы. В верхней части круглое отверстие, через которое продевался шнур для подвешивания к поясу. На лицевой стороне надпись, состоящая из шести вертикально расположенных знаков чжурчжэньского письма, перевод надписи: «Государственная доверенность». Между надписью и отверстием выгравирован какой-то знак, возможно, тамга. Все знаки покрыты позолотой. Пайцза найдена в 1976 году на Шайгинском городище (близ с. Сергеевка Партизанского района Приморского края) в процессе раскопок под руководством Э. В. Шавкунова. Музей археологии и этнологии Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН, Владивосток.
Пайцза Абдуллах-хана (1361—1370). Длина 26,5 см. Серебряная пластина продолговато-овальной формы с отверстием для шнура. Монгольская надпись уйгурским письмом: «Силою вечного неба. Покровительством великого могущества. Если кто не будет относиться с благоговением к указу Абдулла-хана, тот подвергнется [материальному] ущербу и умрет». Найдена в селе Грушевка близ г. Никополя Екатеринославской губернии 1845 (1848?) году. Государственный Эрмитаж.
Пайцза Узбек-хана (1312—1341). 294×98 мм, 469,236 г. Серебряная пластина продолговато-овальной формы с отверстием для шнура. Позолоченная надпись по-монгольски уйгурским письмом: «Повелением Вечного неба. Указ хана Узбека. Человек, который не покорится, виновен и должен умереть». Была приобретена П. И. Щукиным в начале XX века на Нижегородской ярмарке. Государственный исторический музей.
Пайцза Абдуллах-хана (1361—1370). Длина 26,5 см. Серебряная пластина продолговато-овальной формы с отверстием для шнура. Монгольская надпись уйгурским письмом: «Силою вечного неба. Покровительством великого могущества. Если кто не будет относиться с благоговением к указу Абдулла-хана, тот подвергнется [материальному] ущербу и умрет». Найдена в селе Грушевка близ г. Никополя Екатеринославской губернии 1845 (1848?) году. Государственный Эрмитаж.
Боготольская (табличка Винокурова). Найдена в среднем течении Чулыма (в Богомиловской волости Мариинского округа Томской губернии) в 1881 году. 155×120 мм. Чугун, инкрустация серебром. Округлая с подвижной петлей. Надпись квадратным письмом: «Силою вечного тенгри. Указ императора. Тот, кто не будет с благоговением относится, да будет виновен». [2] Государственный Эрмитаж. Пайцзы такого типа есть также в коллекциях Метрополитен-музея (Нью-Йорк) [7] и Музея провинции Ганьсу (Ланьчжоу).
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Пайцза хана Узбека
Пайцза, или пайдза, в переводе с китайского означает «табличка», «дощечка». Полное монгольское название – «золотая дощечка с головой тигра», представляет собой кальку с китайского ху-фу – «тигровая бирка».
Монголы заимствовали их у китайцев. Особенно широко они использовались при монгольско-китайской династии Юань (1280–1367).
Пайцзы были золотыми, серебряными с позолотой, бронзовыми, чугунными и даже деревянными. Могли быть наградные, выдававшиеся за заслуги, и подорожные – для лиц, выполнявших особые поручения ханского дома, служила охранным пропуском при проезде по обширной территории империи.
Известный венецианский путешественник Марко Поло, находившийся на службе у монгольского хана Хубилая (1260–1294) и в течение многих лет наблюдавший порядки и обычаи придворной жизни, в своих записках упоминал не только наградные пайцзы, но и подорожные. Он же подробно рассказывал об иерархии пайцз, подчеркивавших строгую вертикаль власти в Монгольской империи. Сотник имел серебряную пайцзу, тысячник – золотую или позолоченную серебряную, темник – золотую с львиной головой, а «У ТОГО, КТО ПОСТАВЛЕН НАД СТА ТЫСЯЧАМИ ИЛИ НАЧАЛЬСТВУЕТ ГЛАВНЫМ, БОЛЬШИМ ВОЙСКОМ» – пайцза золотая с изображением льва в нижней части, солнца и луны – сверху.
Пайцза хана Узбека – уникальна. Это одна из пяти самых известных золотоордынских пайцз, содержащих в надписях имена ханов династии Джучидов. Имеет форму продолговатой пластины с небольшим утолщением по краю и отверстием, выделенным валиком. Отверстие предназначалось для крепления ремешка, с помощью которого она подвешивалась к поясу или вешалась на шею. Позолоченная надпись на пайцзе выполнена на монгольском языке уйгурским письмом, получившем распространение в монгольской среде после 1204 года: «ВЕЧНОГО НЕБА СИЛОЮ, ВЕЛИКИМ СОИЗВОЛЕНИЕМ И МОГУЩЕСТВОМ [ЕГО], УЗБЕКА ПОВЕЛЕНИЮ КОТОРЫЙ ЧЕЛОВЕК НЕ ПОВИНУЕТСЯ, [ТОТ] ПРОСТУПИТСЯ, УМРЕТ».
На лицевой стороне выгравировано изображение солнца в виде восьмилепестковой розетки, а на обороте – луна в виде маленького кружка. Подобные изображения солнца и луны известны из описаний современников. Знаменитый персидский ученый-историк Рашид-ад-дин упоминает о луне, говоря о выдаче пайцз: «ЧТО ЖЕ КАСАЕТСЯ ГОНЦОВ, ЕДУЩИХ НА ЯМСКИХ КУРЬЕРСКИХ ЛОШАДЯХ, ТО ДЛЯ НИХ (ГОСУДАРЬ) ОПРЕДЕЛИЛ ПРОДОЛГОВАТУЮ ПАЙЦЗУ И НА ЕЕ КОНЦЕ СДЕЛАЛИ ИЗОБРАЖЕНИЕ ЛУНЫ».
Узбек – хан Золотой Орды в 1312–1341 годах. При нем Золотая Орда вступила в период наивысшего могущества. Период его правления отмечен принятием ислама, культурным подъемом, активным городским строительством. При Узбеке в 1330-е годы была построена новая столица Золотой Орды – Сарай аль-Джедид (Сарай Берке или Новый Сарай).
Джучиды – ветвь династии Чингизидов, представители которой правили в XIII–XVIII веках в различных государствах и политических образованиях в Восточной Европе, Западной Сибири и Центральной Азии. Родоначальник Джучидов – старший сын Чингисхана Джучи (ок. 1184 – ок. 1227). Наследственные земли его потомков – Улус Джучи (с 1224) – в отечественной историографии известны как Золотая Орда.