печать царь просто царь
Магический пентакль (печать, звезда) царя Соломона: Значение, сила и особенности ношения
О царе Соломоне существует множество легенд. В основном, в них он характеризуется как наимудрейший правитель (он был третьим еврейским царем) и самый справедливый судья. Также этому персонажу приписываются различные мифические умения типа понимания звериного языка и власти над джиннами.
Некоторые современные исследователи считают, что существование этого человека в действительности довольно спорно, поскольку подавляющее большинство сведений о нем содержится только в Библии. Однако все же традиционно Соломон воспринимается как реальная историческая фигура.
Кроме прочего, библейские источники называют период правления Соломона (начало Х в. до н. э., около 40 лет) «золотым веком». По этой причине самому царю приписывают не только всевозможные способности, но и разнообразные материальные блага.
В связи с этим Соломон ассоциируется с мудростью, богатством и успехом вообще. По легенде источником царских сверхспособностей являлся пентакль Соломона или соломонова печать.
История появления символа пентакль Соломона
Как уже было обозначено выше, третий еврейский царь обладал особыми возможностями, которые он получил, благодаря специальному знаку на кольце – магическому пентаклю Соломона.
При помощи упомянутого волшебного символа Соломон смог связать и заключить в медный сосуд 72 главных демона вместе с их армиями.
От них по легенде царь узнал некие тайны, которые впоследствии успешно применял в процессе своего правления: выигрывал битвы, оставаясь невредимым, располагал к себе любого собеседника и т. д.
Как в действительности выглядело изображение магического знака, доподлинно, конечно, не известно. По одним источникам, великий пентакль Соломона представлял собой 4 камня и настоящее имя бога (в еврейской традиции это тайное четырехбуквенное непроизносимое слово, так называемый тетраграмматон).
По другим это был символ, известный как звезда Давида (гексаграмма, составленная из двух равносторонних противоположно направленных треугольников).
Вариантом последнего изображения являются розетки из 6 лепестков с центрально расположенным 7-м элементом, которые в средневековье приобрели наименование «семикружковой печати». Такая печать также приравнивалась к печати царя Соломона.
Варианты наименований
Существует 2 разновидности печати Соломона, которые имеют собственные названия в зависимости от особенностей начертания:
ВНИМАНИЕ! Первые детальные описания пентаклей содержатся в «Ключе Соломона» (произведение времен Итальянского Возрождения, но составление его опять же приписывается еврейскому царю) и Гептамероне (собрание новелл французской королевы Маргариты Наваррской). И если в Гептамероне пентакль представлен только гексаграммой, то в «Ключе» описываются десятки разновидностей, причем только 2 из них – пентаграммы. Из этого можно сделать вывод, что пентакль – не всегда пентаграмма.
Утверждение о том, что пентакль и пентаграмма – суть одно и то же, появилось только в начале 20 в. В дальнейшем этот тезис получил развитие в работах Дж. Гарднера (создателя неоязыческой религии, названной «Викка»).
Именно он определил вышеупомянутые термины как равнозначные. Вслед за ним в современных магических практиках пентакль рассматривается как «пентаграмма, заключенная в круг».
Часто можно встретить наименование «звезда Соломона», которое приравнивается к звезде Давида. Но это не совсем верно: звезда Давида – гексаграмма, а Соломона – пентаграмма.
КСТАТИ! Также наименование «соломонова печать» присвоена одному из растений – купене. По легенде, его отметил сам царь, вследствие чего на корневище наблюдаются специфические «насечки».
Значение пентакля Соломона
Рассматриваемый символ трактуется, исходя из составляющих его элементов. Так, треугольник Соломона в пентакле имеет несколько значений:
ВАЖНО! В приведенных трактовках знак Соломона рассматривается как гармоническое сосуществование и взаимодействие двух противоположностей. В связи с качествами, которыми легенды наделяют царя, пентакль Соломона стал символом богатства, мудрости, успешности и власти.
Какие качества пентакль Соломона придает носителю
Основным качеством пентакля Соломона как защитного амулета является охрана носителя от направленных на него негативных энергетических влияний (например, сглаза).
Но, кроме этого, магический пентакль Соломона наделяется способностью:
ВАЖНО! В связи с легендарным богатством еврейского царя талисман наделяется способностью привлекать в жизнь носителя новые возможности в плане заработка, а также придавать благоразумия в распоряжении денежными средствами.
Особенности ношения пентакля Соломона
Обычно амулет в виде пентакля Соломона используется как оберег от негативных влияний, а также для привлечения богатства. Чаще всего его носят в качестве украшения (подвески или кулона) на шее.
Наиболее распространенный вариант исполнения – в золоте или серебре. В случае нательного украшения символ играет роль персонального оберега и придает своему носителю необходимые качества, к тому же защищая его.
В том же качестве применяются татуировки с пентаклем Соломона. Также возможно использование соломоновой печати в качестве оберега для жилища и прочей собственности. В этом случае необходимо нанесение символа на предметы обихода или применение как элемента декора жилища.
Ряду категорий людей ношение рассматриваемого знака рекомендуется:
ВНИМАНИЕ! Применять указанный оберег можно не всем. Дело в том, что носитель должен обладать достаточной силой духа, чтобы выдержать мощную энергетику талисмана. Не обладающий такой силой человек может значительно пострадать от данного знака, вплоть до выраженных психических нарушений и энергетического истощения.
Самостоятельное изготовление пентакля Соломона
При наличии и возможности применения на дому оборудования для литья можно самостоятельно изготовить амулет из металла. Наиболее популярные варианты – серебро и золото. Причем золото будет акцентировать действие талисмана на привлечении богатства, а серебро – на защите носителя от негативного влияния.
Для изготовления металлических оберегов существуют определенные правила, ассоциированные с днями недели и определенными целями:
ВАЖНО! В связи с происхождением символа, суббота не подходит для изготовления, поскольку, по еврейской традиции, в этот день вообще не должна осуществляться никакая деятельность. Кстати, наилучшим периодом для самостоятельного изготовления амулета считается конец августа – начало сентября (этот период соответствует зодиакальному знаку Девы – наиболее педантичному, целеустремленному и деятельному).
Также существует простейший способ самостоятельного изготовления «печати Соломона» — нанесение рисунка на картон или бумагу с последующим погружением в расплавленный воск для фиксации.
Далее полученный талисман можно носить при себе (как персональный оберег), либо закрепить при входе в жилище (как амулет, оберегающий собственность).
Как очистить и зарядить пентакль Соломона
Любой талисман, самостоятельно изготовленный или приобретенный, должен пройти процедуру очистки и активации.
Сделанный своими руками амулет нужно очищать ввиду того, что материал для оберега мог подвергаться чужим воздействиям, а приобретенный – абсолютно точно держало в руках множество людей, чем передало ему свою энергетику, что для носителя нежелательно.
Очищение проводится путем погружения амулета либо в воду, либо в соль (на ночь). После этого с утра талисман промывается проточной водой. Еще один современный способ – помещение на ночь в морозильную камеру холодильника.
Дальнейший шаг – активация. Активируется амулет силой мысли носителя. Для этого нужно поместить его в ладони и визуализировать желаемую цель.
ВНИМАНИЕ! После исполнения задуманного амулет следует сжечь или закопать.
Татуировка пентакль Соломона
Тату с печатью Соломона помогает активизировать собственные ресурсы и привлечь дополнительную энергетику. Предпринимателям такой рисунок позволяет эффективно решать задачи бизнеса, учащимся – быстро усваивать новые знания, руководителям и политикам – зарабатывать авторитет и влиять на окружающих.
КСТАТИ! Для татуировок в плане целей нанесения действуют те же «правила дней недели», что и для выплавки талисманов. Особо рекомендуются такие нательные рисунки представителям опасных профессий.
Пентакль Соломона является сильным оберегом, который важно применять осознанно и направленно. Он придает носителю недостающие качества, а также защищает его от негативных воздействий.
Важно помнить, что на индивидуальное значение амулета влияет день недели и положение Луны (желательно осуществлять изготовление на растущую Луну в Деве).
Еще один значительный момент: носитель должен обладать достаточной психологической устойчивостью, иначе с мощной энергетикой оберега ему не совладать.
Если статья оказалась интересной и полезной для Вас, поделитесь ею в социальных сетях.
Царь, просто царь
Сказка для взрослых,
с элементами современности.
Жил-был царь,просто царь,
В неком царстве государь,
Не старик,не молодой,
Но довольно озорной.
«Царь я»,-всем он говорил,
Полюбить его просил,
Обожал народец свой,
Отличался красотой.
Только был он не женат,
Обожал свой стольный град,
Девок-мамок всех любил,
С ними иногда шалил.
Прославлял царя народ.
Тот гонял всегда господ.
В справедливости он жил,
Был для всех пригож и мил.
Вел суды,ходил в поход,
Но не мог продолжить род.
От бесплодия страдал,
Лекаря всегда искал.
Много было докторов,
Прохиндеев,разных псов.
Ничего не помогало
Ни спирты,ни мумиё
Приходил вчера ведун,
Разложил он много рун,
Из них взял всего одну,
Ведал с нежностью царю.
Есть болотный там-то край,
Только ты не оплошай,
Там живёт одна карга,
Бабка старая,Яга.
Посети её дружок,
Скушай горький творожок.
С ней недельку поживёшь,
Деток в раз иметь смогёшь.
Только ей не прикословь.
Прополи в саду морковь.
Бабку словом весели,
Хату бабушке топи.
Лишь в избушке ты не спи,
Спать на сеновал ходи,
Ублажи Ягу разок
В благодарность за урок.
Летом в гости приезжай,
Курс леченья продолжай.
И спроси её про дочь,
Проведя с бабусей ночь.
Вот даю лечебный сбор
Уговор есть,уговор,
Перед «тем как» принимай,
Испыташь в постели рай.
И ещё вот порошок,
Чтоб стоять ваш орган смог.
С вечера его вотрёшь,
До зари,друг, не уснёшь.
Есть сочувствие к ней чуть.
Ты улавливаешь суть?
Если бабку ублажить,
Будешь жить и не тужить.
Свой тебе открыл секрет,
Привыканий здеся нет.
Про секрет сам знашь молчок,
То для женщин есть сачёк.
Речь ведун царю вещал,
Чай из кружки попивал,
Сально иногда шутил,
Царь такое разрешил.
Наградил он ведуна,
Посмеялись с ним сполна.
Крон-министра пригласил,
Свою прихоть изложил.
Мамки брызнули слезой,
Нас возьми к Яге с собой,
На кого бросаешь нас,
Твой указ нам,не указ.
Грозный вид вдруг принял царь,
Мамки,я вам не хиппарь,
Чтоб болезнь свою сгубить,
Нужно одному прибыть.
Я один поеду к ней,
Возьму пару лошадей,
Провиант какой-нибудь
И отправлюсь завтра в путь.
Что уехал,всем молчок,
Простудился,занемог,
Вести в царствии дела,
Боль надела удила.
Сколько ехал он туда?
Знает лишь одна вода.
Край болот большущий был
Проверял в заезжих пыл.
Все проверки царь прошёл,
Бабкин дом в глуши нашёл,
Молодецки свистнул вдруг,
Поборов в себе испуг.
Закружилось вороньё,
Кто свистит тут ё-моё?
Кто покоя не даёт,
Бабку из дому зовёт?
С виду он не богатырь,
Мужичок простой-ковыль,
Видно дажь не молодец,
В плане нынешнем вдовец.
Как дорогу он узнал?
Будет здесь ему финал.
Бабка любит молодцов,
Да накаченных борцов.
Этот прыщь дажь ростом мал,
Будет ли он с ней удал?
Фью,охрана допросить,
Чтоб бабусю не будить.
Ей сейчас четыре дня
Никого иметь нельзя.
Проходимца охмурить
И метаном обкурить.
И поднялся газов пар,
Наведённых было чар.
Царя начало мутить,
Но хотелось сильно жить.
Он надел противогаз,
Вспомнил ведуна наказ.
Водой святой всё полил,
Соли взяв,дом посолил.
Вдруг пропали чары все,
Гул остался в голове,
То пенёк в рожок гудел,
Выслужиться захотел.
Взял из сумки царь колун,
Скинул на земь свой зипун,
Тот колун в пенёк всадил.
Где набрался только сил?
Упал замертво пенёк,
Пропал жизни огонёк.
Наш герой героем стал,
Лес об этом не мечтал.
Вышла на крыльцо Яга,
Злобой к мужикам полна:
«В этот неурочный час
Кто не выполнил приказ?»
На царя взглянув едва,
Потеряла все слова.
Был красив в досаде он,
Издала бабуся стон:
«Ты есть кто,мужик простой,
Шустрый,малый,озорной?
Ты пришёл ко мне зачем?
Помогу тебе я чем?»
Царь Ягусе всё сказал,
О чём грезил и мечтал,
Рассказал,что,как мужик,
Разный делает он вжик.
Карга впала было в транс,
Ничего себе романс.
В баньку молодец сходи,
Тело паром оживи.
Творожок попробуй мой
В душе станешь молодой.
Поживи недельку тут,
Ты молодчик-изумруд.
Проведу с тобой урок,
Чтоб детей иметь ты смог.
Ум,конечно,не теряй,
В год разок меня ласкай.
Всё как надо сделал царь,
Вручил бабке той медаль.
А когда настала ночь,
Задал ей вопрос про дочь.
Заюлила тут карга,
Что мол это всё пурга.
У Яги детей мол нет.
Кто посмел раскрыть секрет?
Ведуна царь не предал,
В рунах сказанул узнал.
Но Ягу не проведёшь,
Чувствует она где ложь.
Правду говори мужик,
А то станешь,как старик,
Немощен и весь больной,
Не доедешь ты домой.
Царь смекнул,попал в просак,
Как же выкрутиться,как?
Имя ведуна назвал,
С ним признался шутковал.
Старче умолял помочь,
Чтоб недуг умчался прочь.
Ему он анализ сдал,
Про себя всё рассказал.
Бабка стала в раз добра.
Хоть карга,но как мудра.
Это был мой бывший муж,
Он с Кавказа,он ингуш.
Я ж красавицей была,
Ему сердце отдала.
Ах,кака была любовь,
Стынет в жилах даже кровь.
Дочь ему родила я,
Только это было зря,
Сына он хотел иметь,
Мой красавец,мой медведь.
Начали ругаться с ним
И разрушили интим.
Он зазнобу повстречал,
Ко мне страстью остывал.
Взбеленилась я тогда
Черной зависти полна,
Научилась колдовать,
Зло с добром всегда мешать.
Превратилась вот в каргу,
Скрюченную кочергу.
Мужика иметь хочу,
Но об этом промолчу.
Дочь моя-царица вин.
К ней ходил хмырёк один.
Я его прогнала вон,
Дочке сделала разгон.
Я смотрю ты ничего
И в постели о-го-го.
Дочку в жёны забирай,
А меня не обижай.
Всё сказала,знать,прощай.
Раз в полгода приезжай.
Фотку дочери возьми,
К сердцу там её ключи.
Года через два небось,
К вам приедет странный гость,
К сватовству тебя склонит,
Любовь в сердце загудит.
Поезжай тогда ты с ним,
То любви есть Серафим.
К дочке вас дракон домчит,
Когда ночь день поглотит.
Ты прошёл проверку всю,
В зяти я тебя беру.
Ты хороший мужичок,
Царства своего царёк.
Жди известий не скучай,
Блюдь себя,не развращай.
В вас либидо бьёт ключом,
Будь как прежде мудрецом.
А Пушкин? Что ещё в этом смысле он говорит о себе? Кем? Каким себя считает?
» В холодных песенках любовью не пылай;
Чтоб не слететь с горы, скорее вниз ступай!
Довольно без тебя поэтов есть и будет.
Их напечатают и целый свет забудет.
Страшися участи бессмысленных певцов,
Нас убивающих громадою стихов!
Арист, не тот поэт, кто рифмы плесть умеет
И, перьями скрыпя, бумаги не жалеет.
Сколь много гибнет книг. на свет едва родясь!
. Никто не вспомнит их, не станет вздор читать,
И Фебова на них проклятия печать.»
«Когда печальный стихотвор,
венчанный маком и крапивой,
На лире скучной и ретивой
Хвалебный напевая вздор. «
Не могу удержаться и от этой тирады из стихотворения «Жуковскому»:
«.
В ужасной темноте пещерной глубины
Вражды и Зависти угрюмые сыны,
Возвышенных творцов зоилы записные
Сидят — Бессмыслицы дружины боевые.
Далеко диких лир несется резкой вой,
Варяжские стихи визжит варягов строй.
Смех общий им ответ.
Один на груды сел и прозы и стихов —
Тяжелые плоды полунощных трудов,
Усопших од, поэм забвенные могилы!
С улыбкой внемлет вой стопосложитель хилый.
.
Железное перо скрыпит в его перстах
И тянет за собой гекзаметры сухие.
. надутый образец!
Но кто другой, в дыму безумного куренья,
Стоит среди толпы друзей непросвещенья?
Торжественной хвалы к нему несется шум:
А он — он рифмою попрал и вкус и ум;
Ты ль это, слабое дитя чужих уроков,
Завистливый гордец.
Без силы, без огня, с посредственным умом,
Предрассуждениям обязанный венцом.
.
Ему ли, карлику, тягаться с исполином?
Ему ль оспоривать тот лавровый венец.
.
Нет! в тихой Лете он потонет молчаливо,
Уж на челе его забвения печать,
Предбудущим векам что мог он передать?
Страшилась грация цинической свирели,
И персты грубые на лире костенели.
.
И что ж? всегда смешным останется смешное;
Невежду пестует невежество слепое.
Оно сокрыло их во мрачный свой приют;
Там прозу и стихи отважно все куют,
Там все враги наук, все глухи — лишь не немы.
.
Им прозы, ни стихов не послан дар от неба.
Их слава — им же стыд; творенья — смех уму;
И в тьме возникшие низвергнутся во тьму.»
«Внимает он привычным ухом
Свист;
Марает он единым духом
Лист;
Потом всему терзает свету
Слух;
Потом печатает : и в Лету
Бух!»
(ИЗ ПИНДЕМОНТИ)
Не дорого ценю я громкие права,
От коих не одна кружится голова.
Я не ропщу о том, что отказали боги
Мне в сладкой участи оспоривать налоги
Или мешать царям друг с другом воевать;
И мало горя мне, свободно ли печать
Морочит олухов, иль чуткая цензура
В журнальных замыслах стесняет балагура.
Все это, видите ль, слова, слова, слова 1
Иные, лучшие, мне дороги права;
Иная, лучшая, потребна мне свобода:
Зависеть от царя, зависеть от народа —
Не все ли нам равно? Бог с ними.
Никому
Отчета не давать, себе лишь самому
Служить и угождать; для власти, для ливреи
Не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи;
По прихоти своей скитаться здесь и там,
Дивясь божественным природы красотам,
И пред созданьями искусств и вдохновенья
Трепеща радостно в восторгах умиленья.
Вот счастье! вот права.
1 Hamlet. (Прим. Пушкина.)
«. Две вещи наполняют мой дух вечно новым и постоянно возрастающим изумлением и благоговением. Звёздное небо надо мной и нравственный закон во мне.»
Эпиграммы на Русских Царей
В о п р о с: всегда ли этот противоречивый российский дух был разумным и человеколюбивым?! Составитель статьи не берётся отвечать на этот вопрос, но приветствует читательские отклики. Ведь это не интересно – писать статью или делать любой обзор без откликов читателей! Если же Уважаемый Читатель знает ещё какие-либо эпиграммы на данную тему, то составитель будет благодарен за их приведение ниже этого обзора и, по мере возможности включит указанные тексты (цензурные!) в статью. Интересного Всем Вам чтения!
__________________________________________________________
Э п и г р а м м а (др.- греч. «надпись») — небольшое сатирическое стихотворение, высмеивающее какое-либо лицо или общественное явление. В античную эпоху эпиграммой называлась посвятительная надпись на изваяниях, алтарях и других предметах, посвящаемых богам, и на надгробиях.
НЕИЗВЕСТНЫЙ РУССКИЙ АВТОР ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII ВЕКА НА НЕИЗВЕСТНОГО ЦАРЯ:
Хотевши государь министру насмеяться,
Который от него не раз бывал послом,
Нарек его ослом.
Министр не захотел в сем звании остаться
И так сказал ему в ответ:
«Осел ли я иль нет,
Я этого не знаю,
О сем я никогда еще не размышлял,
Но это, государь, я часто вспоминаю,
Что вашу я не раз особу представлял».
* * *
ИЗ ПЕРЕВОДОВ ИНОЯЗЫЧНЫХ ТЕКСТОВ ДО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII ВЕКА». НИЩЕТА ЦАРЕЙ. Перевод Леонида Мартынова (1905 —1980)
Хоть в этом мире богато-пребогато
цари живут и князья и хоть всегда-то
злата у них пуды, рабов у них тыщи,
но все они в одном бесконечно нищи:
в правде.
Ибо им, сидящим на престоле,
все расточают лесть токмо по господской воле
НИКОЛАЙ ФЕДОРОВИЧ ЩЕРБИНА (1821—1869) — РУССКИЙ ПОЭТ XIX ВЕКА.
Р*Е*Ф*О*Р*М*А ПЕТРА I (Посвящается журнальным статейкам последних годов)
Реформою своей стяжал он много славы:
Ведь он европеизм настолько к нам привил,
Что сущий искони батог* наш величавый
Спицрутеном*** немецким заменил.
Э*П*И*Г*Р*А**М*М*А НЕИЗВЕСТНОГО АВТОРА НА ЕКАТЕРИНУ II:
Царица се – с богами внешне схожа,
Но что внутри нея сокрыто. Боже!
В одном лице – киатр и неприличья дом.
Ах! Лучше умолчим о том.
На слух о всём ли льзя** нам рассказати?
Кому охота в крепости бывати?!***
ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ КАПНИСТ (1758—1823) — русский поэт и драматург, общественный деятель. В сатирических «Встречных мыслях» Капнист намекает на Екатерину I
…Там царство женское, победами их громки,
Установили амазонки;
А сколько было в свете жен,
На мужниных сидевших тронах!
Так чудно ль, что женою Клим в юбку наряжен,
А Климиха в его гуляет панталонах?
Э*П*И*Г*Р*А**М*М*Ы НА ПАВЛА I – НЕИЗВЕСТНЫХ АВТОРОВ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII ВЕКА:
РАЗГОВОР
П е р в ы й
Не все хвали царей дела.
Д р у г о й
Что ж глупого произвела
Великая Екатерина?
П е р в ы й
Сына! (Павла I)
* * *
Не венценосец ты в Петровом славном граде,
Но варвар и капрал на вахтпараде.
* * *
НАДПИСЬ К ПОРТРЕТУ ЕКАТЕРИНЫ II
Дивились нации предшественнице Павла :
Она в делах гигант, а он пред нею карла.
* * *
Похож на Фридриха*, скажу пред целым миром,
Но только не умом, а шляпой и мундиром.
ВАРИАНТЫ ЭПИГРАММ НА ЦАРСТВОВАНИЕ ЕКАТЕРИНЫ II И ЕЁ СЫНА – ПАВЛА I. Суть этих эпиграмм в том, что в царствование Екатерины II в 1768 году было начато строительство Исакиевской церкви. После смерти царственной родительницы в 1796-м взошедший на престол Павел I распорядился передать гранит и мрамор на строительство Михайловского замка, а постройку церкви заканчивать из кирпича. Кирпич на мраморе смотрелся нелепо, и родились эпиграммы, авторство которой фольклор приписывает флотскому офицеру Акимову, поплатившемуся за это плетьми и каторжными работами в Сибири. Скорее всего, Акимову принадлежит первое двухстрочие, а далее – народные варианты:
Двух царствований памятник приличный:
Низ мраморный, а верх кирпичный.
* * *
Сей храм трех царств изображенье:
Гранит, кирпич и разрушенье.
Э*П*И*Г*Р*А*М*М*Ы НА ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА I ПАВЛОВИЧА
В. А. ЖУКОВСКИЙ (1783—1852). Надо думать, что это – ниже–эпиграмма тоже на Александра I Павловича, которого на престол в 1801-м практически возвели убийцы его отца Павла I:
АЛЕКСАНДР ПУШКИН. ЭПИГРАММЫ НА АЛЕКСАНДРА I: первой — гекзаметра, второй — пентаметра. «СКАЗКИ. NOЁL»
Ура! в Россию скачет
Кочующий деспот.
Спаситель горько плачет,
За ним и весь народ.
Мария в хлопотах Спасителя стращает:
«Не плачь, дитя, не плачь, сударь:
Вот бука, бука — русский царь!»
Царь входит и вещает:
«Узнай, народ российский,
Что знает целый мир:
И прусский и австрийский
Я сшил себе мундир.
О радуйся, народ: я сыт, здоров и тучен;
Меня газетчик прославлял;
Я пил, и ел, и обещал —
И делом не замучен…
И людям я права людей,
По царской милости моей,
Отдам из доброй воли».
От радости в постеле
Запрыгало дитя:
«Неужто в самом деле?
Неужто не шутя?»
А мать ему: «Бай-бай! закрой свои ты глазки;
Пора уснуть уж наконец,
Послушавши, как царь-отец
Рассказывает сказки».*
*Начало правления Александра I (император и самодержец Всероссийский с 1801 по 1801 гг.) обещало либеральные реформы, что не было исполнено.
* * *
АЛЕКСАНДР ПУШКИН ОБ АЛЕКСАНДРЕ I:
Воспитанный под барабаном,
Наш царь лихим был капитаном:
Под Австерлицем он бежал,*
В двенадцатом году дрожал,
Зато был фрунтовой профессор!
Но фрунт герою надоел —
Теперь коллежский он асессор
По части иностранных дел! — 1820-1826 гг.
_________________
*Битва под Аустерлицем 20 ноября (2 декабря) 1805 г.) — решающее сражение наполеоновской армии против армий третьей антифранцузской коалиции. Вошло в историю как «битва трёх императоров»: против армии императора Наполеона I сражались армии императоров австрийского Франца II и русского Александра I. Сражение закончилось разгромом российской и австрийской армий.
А.С. ПУШКИН. «К БЮСТУ ЗАВОЕВАТЕЛЯ» (НА БЮСТ АЛЕКСАНДРА I)
Напрасно видишь тут ошибку:
Рука искусства навела
На мрамор этих уст улыбку,
А гнев на хладный лоск чела.
Недаром лик сей двуязычен.
Таков и был сей властелин:
К противочувствиям привычен,
В лице и в жизни арлекин. — 1829 г.
* * *
НА АЛЕКСАНДРА I – ИЗ Х-ГЛАВЫ «ЕВГЕНИЯ ОНЕГИНА»:
Властитель слабый и лукавый,
Плешивый щеголь, враг труда,
Нечаянно пригретый славой,
Над нами царствовал тогда.
_______________________________
ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ МИХАИЛ ПАВЛОВИЧ (1798—1849) — его коротко убийственнная эпиграмма на своего царственного брата Александра I Павловича
Он царствовал в дороге
И умер в Таганроге.
* * *
Ф*О*Н*А*Р*Ь
Друзья, не лучше ли наместо фонаря,
Который темен, тускл, чуть светит в непогоды,
Повесить нам царя?
Тогда бы стал светить луч пламенной свободы.
* * *
IMPROMPTU (экспромт, импровизация)
Что, ежели судьбина злая
Царем нам даст скотину Николая?
Что сделаем тогда? Что сделали с Берри… *
Ну, черт его дери.
* Берри — Шарль-Фердинанд, герцог Беррийский (1778-1820) — наследник французского престола, 13 февраля 1820 года в Париже был смертельно ранен рабочим Луи Лувелем (ножевая рана) и умер на следующий день.
Э*П*И*Г*Р*А*М*М*Ы НА НИКОЛАЯ I ПАВЛОВИЧА
ПРИПИСЫВАЕМАЯ А.С. ПУШКИНУ АНОНИМНАЯ ЭПИГРАММА НА НИКОЛАЯ I (2 варианта):
В России нет закона:
В России столб стоит,
К столбу закон прибит,
А на столбе корона.
* * *
В России нет закона,
А столб и на столбе – корона.
__________________________
Не Богу ты служил и не России,
Служил лишь суете своей,
И все дела твои, и добрые и злые, —
Все было ложь в тебе, все призраки пустые:
Ты был не царь, а лицедей. — Первая публикация — ж. «Былое». 1922. № 19.
* * *
В Р*И*М*Е (Якобы перевод с французского)
Средь Рима древнего сооружалось зданье —
То Нерон* воздвигал дворец свой золотой.
Под самою дворца гранитною пятой
Былинка с кесарем вступила в состязанье:
— Не уступлю тебе, знай это, бог земной,
И ненавистное твое я сброшу бремя.
— Как мне не уступить? Мир гнется подо мной!
— Весь мир тебе слуга, а мне слугою — В р е м я.
АРКАДИЙ ГАВРИЛОВИЧ РОДЗЯНКО (1793–1846). ЭКСПРОМТ НА БРАКОСОЧЕТАНИЕ Её Высочества Марии Николаевны — Дочери Николая I — с Его Высочеством Герцогом Лейхтенбергским 14 июля 1839 года:
О дивная судьбы игра!
В дни наши брак чудесный совершился:
Сын венчанного столяра
На внучке плотника великого женился. (т.е. на внучке Петра I)
НИКОЛАЙ ФЕДОРОВИЧ ЩЕРБИНА (1821—1869). ЭПИГРАММА «ВСЕОБЩИЙ БЛАГОПРИЯТЕЛЬ»
Он меж холопьями считался мудрецом
За то, что мысль давить была его отрада;
Он был фельдфебелем под царственным венцом
И балетмейстером военного парада.
_________________________
ЭПИГРАММЫ НЕИЗВЕСТНЫХ АВТОРОВ НА НИКОЛАЯ I.
Оригинал похож на бюст:
Он так же холоден и пуст.
* * *
НАДГРОБНАЯ НАДПИСЬ НИКОЛАЮ I
Да помнит вечно русская земля,
Как волей божьей к ней была добра природа —
18 февраля [2 марта]1855 года…(дата смерти Николая I)
___________________
МАЙКОВ АПОЛЛОН НИКОЛАЕВИЧ (1821—1897: ЕГО «СТИХОТВОРЕНИЕ ДРУГУ ИЛЬЕ ИЛЬИЧУ» было сочтено сатирой либо на Николая I, либо на Александра II, хотя сам Майков это отрицал:
Э*П*И*Г*Р*А*М*М*Ы НА АЛЕКСАНДРА II.
НЕИЗВЕСТНЫЙ АВТОР ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА. АЛЕКСАНДР II И ЕГО ВРЕМЯ
Грустно матушке России,
Грустно юному царю.
Царь покойный гнуть лишь выи
Дворню выучил свою.
Грустно! — думаю я часто
Про отечество отцов:
Незабвенный лет ведь на сто
Заготовил дураков.
* * *
1. ИЗ ПЕТЕРБУРГА В МОСКВУ
У царя у нашего
Верных слуг довольно —
Вот хоть у Тимашева*
Высекут пребольно.
лепят в наказание
Так ударов со сто, —
Будешь помнить здание
У Цепного моста.**
*Алексндр Егорович Тимашев (1818 —1893) — генерал-адъютант (1859), генерал от кавалерии (1872); в 1856—1861 годах — начальник штаба Корпуса жандармов и управляющий Третьим отделением Собственной Его Императорского Величества канцелярии; в 1868—1878 годах — министр внутренних дел Российской империи.
Не мудря, он всех живущих
От людей до насекомых
Разделяет на секомых и секущих.
____________________
МИХАИЛ ЛАРИОНОВИЧ МИХАЙЛОВ (1829— 1865) — РУССКИЙ ПОЭТ, ПЕРЕВОДЧИК, ПОЛИТИЧЕСКИЙ ДЕЯТЕЛЬ. ЕГО ЭПИГРАММА «Д*Е*С*П*О*Т*У»
Резец истории тебе, ханжа лукавый,
Глубоко начертит на гробовой плите:
«Он знаменье креста творил рукою правой,
А левой распинал народы на кресте».
___________________________________________________________
______________________________________________
Э*П*И*Г*Р*А*М*М*Ы НА АЛЕКСАНДРА III
Царь наш, юный музыкант,
На тромбоне трубит,
Его царственный талант
Ноту «ре» не любит.*
Чуть министр преподнесет
Новую реформу,
«Ре» он мигом зачеркнет
И оставит «форму».
*Из старинной энциклопедии: Ре бемоль мажор – зловещая тональность, переходящее в печаль и в восторг. Она не может выражать радость, а только рыдает. Ре мажор означает – триумф, победу, славу: в этой тональности создаются торжественные симфонии, марши.
* * *
НЕИЗВЕСТНЫЙ АВТОР. ЭПИТАФИЯ АЛЕКСАНДРУ III
Десять лет он Русью правил
Без законов и без правил,
Точно Грозный или Павел ;
Миллиард долгов прибавил,
В Петербурге «Крест»* поставил,
Трепетать всю Русь заставил,
Руси «нещечко» оставил**
И себя лишь тем прославил,
Что Европу обезглавил,
бывши их главой.
АЛЕКСАНДР СТЕПАНОВИЧ РОСЛАВЛЕВ (1883 – 1920). «НА ПАМЯТНИК АЛЕКСАНДРУ III В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ»:
Э*П*И*Г*Р*А*М*М*Ы НА НИКОЛАЯ II АЛЕКСАНДРОВИЧА И ЦАРСКУЮ ФАМИЛИЮ. НЕИЗВЕСТНЫЙ АВТОР:
На Распутине рубашка,
Вышивала ее Сашка.
На Распутине порточки,
Вышивали царски дочки.
___________________________________________
САША ЧЁРНЫЙ (АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ ГЛИКЕНБЕРГ;1880—1932) ИЗ САТИРЫ «ЧЕПУХА»
Разорвался апельсин
У Дворцова моста.
Где высокий гражданин
Маленького роста?
КОНСТАНТИН ДМИТРИЕВИЧ БАЛЬМОНТ. (1867 —1942). НАШ ЦАРЬ (НИКОЛАЙ II) – не эпиграмма, но стихи, по резкости близкие к эпиграмме.
Наш царь — Мукден, наш царь — Цусима,*
Наш царь — кровавое пятно,
Зловонье пороха и дыма,
В котором разуму — темно.
Наш царь — убожество слепое,
Тюрьма и кнут, подсуд, расстрел,
Царь — висельник, тем низкий вдвое,
Что обещал, но дать не смел.
Он трус, он чувствует с запинкой,
Но будет, час расплаты ждет.
Кто начал царствовать — Ходынкой**
Тот кончит — встав на эшафот. (1907)
*Цусима и Мукден — с большими для России потерями проигранные Японии сражения при Мукдене и Цусиме.
**Ходынская катастрофа — массовая давка, произошедшая ранним утром 18 (30) мая 1896 года на Ходынском поле (северо-западная часть Москвы, начало современного Ленинградского проспекта) на окраине Москвы в дни торжеств по случаю коронации 14 (26) мая императора Николая II. Это сочли дурным предзнаменованием и для царя, и для страны.
_________________________________________
ОСИП ЭМИЛЬЕВИЧ МАНДЕЛЬШТАМ (1891-1938) – поэт Серебряного века
Заснула чернь. Зияет площадь аркой.*
Луной облита бронзовая дверь.
Здесь Арлекин вздыхал о славе яркой,
И Александра здесь замучил зверь.
Курантов бой и тени государей:
Россия, ты — на камне и крови —
Участвовать в твоей железной каре
Хоть тяжестью меня благослови! (1913)
*«Заснула чернь. Зияет площадь аркой…» – речь об арке здания Главного штаба – с юга вход на Дворцовую площадь. Но тогда какая «заснула чернь»: где-то за пределами Зимнего в городе или в самом дворце. Зимний дворец окружают дома отнюдь не для черни в смысле прямой социальной принадлежности!
В Арлекине современники и исследователи признают Павла I, но о каком Александре идёт речь: об Александре I, о котором Пушкин сказал: «В лице и в жизни арлекин»? Или речь идёт об умершем от ран в Зимнем дворце несчастном Александре II? Его убивших народовольцев в поэтической публицистике нередко клеймили как коллективное воплощение – явление апокалиптического Зверя.
ЭМИЛЬ КРОТКИЙ (ЭММАНУИЛ ЯКОВЛЕВИЧ ГЕРМАН: 1892 — 1963) – «МАРТ 1917»
На опрокинувшемся троне
Мятеж улегся, смел и груб.
И чернь веселая хоронит
Колосса рухнувшего труп.
Орлов растоптаны останки…
А царь в вагонное окно
Прочел на скучном полустанке
Слегка насмешливое: «Дно».*
ДМИТРИЙ НИКОЛАЕВИЧ ТИГЕР. (Псевдоним: Дмитрий Николаевич Долев) «ПОРТРЕТНАЯ ГАЛЕРЕЯ. МАРТ 1917»
1. НА НИКОЛАЯ II РОМАНОВА
Городовой в короне,
Он рек, являя власть:
«Всю Русь держать в загоне,
Всю Русь отправить в часть!»
О, горестная сага:
Посаженных не счесть.
Теперь он «счел за благо»
И сам… в «кутузку» сесть.
Продукт германского импорта! —
Ведь к нам ввозил почтенный Фриц
Свиней, сукно второго сорта,
Колбасы, пиво и… цариц…
Дворец её давно стал мутен;
Сочилась грязь в ночи и днем…
Ах, был при ней царем Распутин,
Она — распутницей при нем!
________________________
НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ФОЛЬБАУМ. «В МИРЕ НЕЯСНОГО И НЕРЕШЕННОГО. Июль 1917 года»:
Николай (II) Романов выразил намерение подписаться на «Заем свободы».
Не ожидал! Благодарю!
Свобода нравится царю.
Начнем искать, в догадках рьяны,
Зачем сей вклад на сей алтарь:
Свободолюбцем ли стал царь,
Иль у свободы есть изъяны?
* * *
ВЛАДИМИР МАЯКОВСКИЙ. (1893—1930) — «ЗАБЫВЧИВЫЙ НИКОЛАЙ (II)»
«Уж сгною, скручу их уж я!» —
думал царь, раздавши ружья.
Да забыл он, между прочим,
что солдат рожден рабочим.
____________________________
В 1917-М СЛУЧАЙ В АРТ-КАФЕ «ПРИВАЛ КОМЕНДИАНТА»: «Было это в марте или апреле 1917 года. Программа вечера в «Привале» оканчивалась выступлением Евреинова(Никола;й Никола;евич Евре;инов: 1879—1953; — режиссёр, драматург) Аккомпанируя сам себе на рояле, он пел свои сатирические песенки. Финальным номером его выступления были политические частушки, которые он исполнял с хором, причем в хоре этом, как правило, участвовали те творческие работники, которые в данное время находились в «Привале». Он залихватски выпевал свои частушки, а мы мрачно и уныло повторяли две последние строчки. Для этого номера Евреинов надевал поддевку, красную шелковую рубашку и лакированные сапоги. Сидевшие за столиками в мрачном зале «Привала». принадлежали к самым различным общественным прослойкам.
Не печалься, гнев повыкинь,
Веселей будь, Горемыкин*, —
Для тебя да для царя,
Жаль поганить фонаря, —
— заканчивал частушку Евреинов, и мы повторяли эти последние строчки.
Как-то, когда Евреинов, как обычно, лихо пропел свои две последние строчки. из-за ближайшего столика, за которым сидели два мрачных «прапора», поднялся один, тот, у которого левая рука была на черной перевязи, и, направившись к эстраде, правой рукой начал медленно расстегивать кобуру. Уже держа в правой руке револьвер, он крикнул: «Я эту сволочь пристрелю!»
*Иван Логгинович Горемыкин (1839—1917) — русский государственный деятель, председатель Совета министров Российской империи (1906 и 1914—1916), последний действительный тайный советник 1-го класса (1916), поддерживал Распутина. Занимал враждебную позицию по отношению к Государственной думе и «прогрессивному блоку».
________________________________________
ДЕМЬЯН БЕДНЫЙ (ЕФИМ ПРИДВОРОВ; 1883—1945). «МЕСТ БОЛЬШЕ НЕТ»
Что Николай «лишился места»,
Мы знаем все без манифеста,
Но все ж, чтоб не было неясности,
Предать необходимо гласности
Для «кандидатов» всех ответ,
Что «места» тоже больше нет.
* * *
П*У*Г*А*Л*О. НАДПИСЬ НА ПАМЯТНИКЕ АЛЕКСАНДРУ III* В ПЕТРОГРАДЕ ПОСЛЕ РЕВОЛЮЦИИ 1917-го.
Мой сын и мой отец при жизни казнены,
А я пожал удел посмертного бесславья:
Торчу здесь пугалом чугунным для страны,
Навеки сбросившей ярмо самодержавья.
*Предпоследний самодержец всероссийский Александр III Александрович Романов (1845-1894)
_____________________________________________
ВЯЧЕСЛАВ ИВАНОВИЧ ИВАНОВ (1866—1949). — ДИСТИХИ*
В с е г о с у д а р и — н у л и. Но власть за ними — поставить
Цифры рядом с собой. Значить — зависит от них.