печорин история создания романа
История написания романа Герой нашего времени
Тщательные авторские искания, поиски, сравнения и сопоставления привели М.Ю. Лермонтова к тому, что на свет родился первый в России психологический роман «Герой нашего времени». Но далеко не все читающие и любящие это произведение знают историю его создания.
По возвращении в Петербург из кавказской ссылки в 1837 году Лермонтов всерьез берется за перо. Учеными часто высказывалось мнение о том, что «Тамань» и «Фаталист» были написаны раньше, чем все остальные главы романа и предполагались как отдельные произведения для цикла «Кавказских повестей». Эту теорию подкрепляет тот факт, что они обособленно печатались в журнале «Отечественные записки».
В 1839 году Лермонтов начинает первую редакцию. Появляются три произведения – «Бэла», «Максим Максимыч» и «Княжна Мери», причем «Бэла» выходит из под пера автора раньше всех. В августе писатель начинает подготовку к печати романа, переписывает его из черновиков в одну тетрадь. В роман включается новелла «Фаталист», а название произведения звучит так – «Один из героев нашего века».
Вторая редакция приходится на осень 1839 года. В первую часть романа теперь входят «Бэла» и «Максим Максимыч», а во вторую – «Фаталист» и «Княжна Мери». Чуть позже поэт вводит в начало романа «Тамань», а «Фаталиста» оставляет в заключительной части как новеллу, раскрывающую особый философский смысл произведения.
«Журнал Печорина» — такое название записок героя появляется уже в третьей редакции автора. Добавляется и предисловие, где Лермонтов признается, что портрет героя он составил «из пороков всего нашего поколения». Определяется конечное название романа — «Герой нашего времени». В 1840 году автор получает цензурное разрешение, после чего книга поступает в продажу и расходится в короткие сроки. Спустя год выходит второе издание романа.
Психологический роман М.Ю. Лермонтова и по сей день не теряет своей значимости и актуальности. Тема лишнего человека, потерянной и одинокой души и сейчас находит отклик в сердцах читателей. Можно по праву сказать, что это одно из величайших произведений XIX века, которое, постепенно рождаясь, каждый раз обрастало новыми элементами и вплетало красочные нити в канву повествования.
Статьи в тему:
Пожалуйста, поддержите этот проект, расказав о нем друзьям:
История создания романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»
Но в 1837 году за стихотворение «Смерть поэта» Лермонтов был арестован и выслан на Кавказ, а после ссылки он уже не захотел возвращаться к прежнему замыслу.
Лермонтов побывал в Пятигорске и в Кисловодске, в казачьих станицах на Тереке, проехал вдоль линии боевых действий; в городке Тамани, на побережье Черного моря, его хотели утопить контрабандисты, которые заподозрили в нем сыскного. С побережья Черного моря Лермонтов отправился в Грузию, и на обратном пути, в Ставрополе, он встретился с сосланными декабристами. Встречи с новыми людьми, новые впечатления вдохновили его на создание живых образов своих современников.
К моменту издания «Тамани» («Отечественные записки», 1840, № 2) работа над романом была завершена. По свидетельству мемуаристов, сюжет повести основан на действительных событиях, участником которых оказался сам Лермонтов во время своего пребывания в Тамани осенью 1837 году. Товарищ Лермонтова по Школе юнкеров и позднее по лейб-гвардии Гродненскому полку М. И. Цейдлер, который посетил Тамань через год после него, в своих записках о Кавказе 1830-х гг. подробно описал дни, проведенные в этом «небольшом, невзрачном городишке», и не мог не отметить сходства своего описания с «поэтическим рассказом о Тамани в «Герое нашего времени»: «Мне отвели с трудом квартиру, или, лучше сказать, мазанку, на высоком утесистом берегу, выходящем к морю мысом. Мазанка эта состояла из двух половин, в одной из коих я и поместился. по всей вероятности, мне суждено было жить в том же домике, где жил и он; тот же слепой мальчик и загадочный татарин послужили сюжетом к его повести. Мне даже помнится, что когда я, возвратясь, рассказывал в кругу товарищей о моем увлечении соседкою, то Лермонтов пером начертил на клочке бумаги скалистый берег и домик, о котором я вел речь». Рисунок сохранился.
В апреле 1840г. было опубликовано «Сочинение М. Ю. Лермонтова (так стояло на обложке книги) Герой нашего времени», состоящее из ряда отдельных новелл, открывавшегося «Бэлой» и завершающегося «Фаталистом». В следующем, 1841 г. состоялось второе издание романа, в которое было включено предисловие, помещенное по техническим причинам не в начале, а перед второй частью. Предисловие содержит ответ на критику романа С. П. Шевыревым, увидевшим в Печорине порочное явление, не свойственное русской жизни, а привнесенное с Запада, и С. А. Бурачком, который в журнале «Маяк» (1840, ч. IV, гл. IV) определил Печорина как «эстетическую и психологическую нелепость», клевету «на целое поколение людей».
История создания романа «Герой нашего времени» Лермонтова
Данное произведение являет собой социально-психологический портрет целой эпохи, представленной в лице главного героя, личности трагичной и незаурядной. События, происходящие в романе, затрагивают 30-ые годы XIX века. История создания романа «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова делится на несколько основных периодов, которые четко прослеживаются в очерках известных литературоведов.
I этап. Начало работы над романом
В 1836 году Лермонтов, вдохновившись романом Пушкина «Евгений Онегин», задумал написать будущее произведение, где в полной красе была бы показана жизнь его современника в свете столичных событий. Главный герой по замыслу должен отражать в душе дух противоречия того времени. Даже фамилию ему он старался подобрать созвучную с Онегиным, взяв за основу названия двух рек, Онега и Печора. Так и получился Печорин.
1837 год стал эпохальным в жизни Михаила Юрьевича. На дуэли погибает его друг Пушкин А.С. Потрясенный смертью, Лермонтов пишет стихотворение «Смерть поэта» за что был впоследствии сослан в ссылку на Кавказ. За рукопись он возьмется несколько позже.
II этап. Основа сюжета. Определение круга остальных героев романа
Путешествуя по Кавказу, Лермонтов попадает в водоворот событий, носящих приключенческий характер. Новые люди, эмоции, впечатления вдохновили его вновь взяться за написание романа. Так помимо Печорина появилась княжна Мэри, Бэла, контрабандисты, горцы с их дикими обычаями и традициями, светское общество той поры.
Лермонтов стремился, чтобы персонажи романа были максимально похожи на обычных людей со свойственными им пороками, желаниями, чувствами. Чтобы каждый читатель мог увидеть в них себя. Примерить понравившийся образ и представить себя на его месте. Ему это удалось.
III этап. Завершающий
О последовательности написания частей романа до сих пор ходят споры. Известно, что писатель работал над ним с 1838-1841гг. Предположительно первой частью стала «Тамань». После возник «Фаталист», «Бэла», «Максим Максимыч». Сначала планировалась серия записок, вроде путевых заметок. Потом замысел автора поменялся. Он решил слить отдельные истории в одну.
Первой была издана «Бэла» (1839г). В этом же году был опубликован «Фаталист». «Тамань» была опубликована в 1840г. В этой части романа Лермонтов описал события, происходившие лично с ним. Последней частью романа стал «Максим Максимыч». Его завершающий штрих. Теперь роман стал целостным произведением, понятным и доступным для читателя.
На протяжении всего романа образ Печорина раскрывается постепенно, обнажая его истинную сущность.
Замысел романа, его идейное содержание и структура
Литераторы разделяют историю создания «Героя нашего времени» на три отдельных этапа, в том числе замысел, определение сюжета и непосредственно написание текста. Сам Лермонтов в последующем не раз рассказывал знакомым поэтам обо всех сложностях, которые ему пришлось решить при создании этой по-настоящему гениальной работы. Датой первого этапа, к которому относится замысел романа, определение идейного содержания и структуры книги, является 1836 год.
Именно в это время молодой поэт, который хотел утвердиться в жанре прозы, решает создать по-настоящему монументальное произведение, показывающее жизнь его современника, юного офицера дворянского сословия. По замыслу автора, главный герой должен иметь в душе все противоречия, свойственные людям того времени. Лермонтов в последующем в своих письмах и сообщениях друзьям рассказывал, что на момент замысла романа еще был жив Александр Пушкин, творчество которого и вдохновило его на написание этого произведения.
Сложности при написании романа:
В отдельных главах сюжет «Героя нашего времени» перекликается с нетленным произведением Пушкина «Евгений Онегин». Обе этих книги повествовали о молодых дворянах, которые боролись с внутренними демонами и были полны противоречий. Лермонтов даже решил дать фамилию своему главному герою Печорин, что было созвучно названию рек Печора и Онега. В этом также просматривается отсылка к пушкинскому «Евгению Онегину».
1837 году Пушкин погибает на дуэли, а Лермонтов посвящает своему кумиру полное грусти стихотворение «Смерть поэта». Эти стихи разошлись тысячными экземплярами, не только принеся известность Михаилу Юрьевичу, но и внимание цензуры и царской охранки. В итоге Лермонтов был сослан на Кавказ, где оказался в круговороте трагических событий и принял участие во многих кровопролитных сражениях с местными горцами.
Создание сюжета и определение действующих лиц
Во время своего пребывания на Кавказе Лермонтов посещает Тамань, часто поэт бывал в дальних селениях горцев, что позволило ему поближе познакомиться с образом жизни местных жителей. Михаил Юрьевич окончательно определяется с сюжетом своего произведения. По замыслу автора, главный герой предстаёт перед читателями в образе молодого офицера дворянского происхождения. Печорин служит родине, однако его раздирают внутренние разочарования и пороки. Такие мысли были характерны для многих молодых людей того времени, в том числе и Михаила Юрьевича Лермонтова.
Писатель кратко определился с действующими лицами и местом действия, добавив в своё произведение образ гордой красавицы-черкески, а также русскую княжну, которая питала нежные чувства к главному герою этого романа. Особое место автор отвёл горцам, которые стали полноправными персонажами. Лермонтов показал необычную, немного дикую, но самобытную культуру жителей Кавказа, которые имеют свои нравственные принципы и до смерти готовы бороться за свою свободу и независимость.
Писатель хотел сделать главных героев романа «Герой нашего времени» близкими каждому читателю, с их противоречия, слабостями и обычными радостями. Именно поэтому в произведении появились персонажи Грушницкого, Вулича и Вернера, которые не могли похвастаться дворянским происхождением, но при этом были крайне благородными, честными и заслуживающими уважения людьми.
Даже спустя почти два века после написания этого произведения герои Лермонтова, их нравственные принципы и внутренние переживания также актуальны и в сегодняшние дни.
Написание текста и издание произведения
Важнейшим третьим этапом создания этого произведения является написание текста. По мнению большинства литературоведов, Лермонтов работал над «Героем нашего времени» в период с 1838 по 1841 года. Особенностью написания этой романа является тот факт, что отдельные его части появлялись и печатались не в хронологическом порядке, как они идут в книге.
С учетом очередности Лермонтов написал следующие повести:
Уже в 1839 году Лермонтов опубликовал первую часть своего произведения «Бэлу», которая сразу же стала пользоваться популярностью у читателей и критиков. Известно, что ведущий литератор того времени В. С. Белинский, после прочтения им этой публикации, отметил, что автор создал уникальную прозу о Кавказе, которая стала, по сути, новым жанром.
Буквально через несколько месяцев после успешного выхода первой части этого произведения в литературном журнале появилась повесть «Фаталист», которая является составной частью «Героя нашего времени». Многие из описанных в этой части событий происходили именно на глазах Лермонтова во время его пребывания на Кавказе. Сразу после публикации «Фаталиста» у автора вновь появились проблемы с царской охранкой, а цензорам не понравилось, как в этом произведении были показаны офицеры русской армии.
В 1840 Лермонтов написал и опубликовал «Тамань», которая является практически полностью автобиографическим произведением. Известно, что в 1938 году Михаил Юрьевич действительно был в Крыму и описал все свои необычные приключения в этой повести. К моменту появления в печати «Тамани» Лермонтов уже решил объединить такие отдельные повести в одном большом произведении, поэтому частично подредактировал сюжет и написал последнюю часть большой книги.
После появления в 1840 году последней части под названием «Максим Максимович» это произведение стало понятным и цельным для читателя. Был полностью раскрыт образ Печорина, вся сюжетная линия приобрела стройность. Дополнительно Лермонтов включил в эту поэму два эпизода из его литературной биографии, что стало фирменным творческим знаком этого автора. В последующем во многих своих произведениях Михаил Юрьевич описывал различные забавные ситуации и случаи из своей жизни.
Более подробную информацию можно найти в википедии по «Герою нашего времени». Полученные сведения позволят узнать, кто написал «Герой нашего времени» и сделать краткий вывод о том, какой смысл этого произведения и каков его основной посыл. В вики рассказывается о хронологии событий в поэме и описывается кратко ее сюжет.
«Герой нашего времени» анализ произведения Лермонтова – жанр, тема, смысл, история создания романа
Великий литературный гений М. Ю. Лермонтов известен не только как выдающийся поэт, но и гениальный писатель, создавший множество прозаических произведений. Одним из величайших произведений автора является его роман, в котором отображены исторические события того времени, психологизм героя, ставшего поистине ярким представителем той эпохи. Предлагаем краткий анализ произведения по плану, материал которого может пригодиться для работы на уроках литературы в 9 классе, и при подготовке к ЕГЭ.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Герой нашего времени.
Год написания – 1838 – 1840 гг.
История создания – Интересна сама история создания этого произведения. Когда автор, прочитав «Евгения Онегина» А.С. Пушкина, вдохновившись его идеями, решил написать что-либо подобное, поражающее умы своих современников, Лермонтов создал «Героя нашего времени».
Тема – Темой своего романа автор решил взять противоречия души отдельного героя, ищущего смысл жизни.
Композиция – Особенности композиции романа состоят в том, что он создан из нескольких повестей, события которых не соблюдены в хронологической последовательности.
Жанр – Жанр «Героя нашего времени» можно отнести к психологически – социальному роману, в котором соединены несколько жанров – это и очерк, повесть, рассказ, новелла, объединенные в одно целое.
Направление – Романтизм.
История создания
Сама история создания «Героя нашего времени» не хранит точной документальной даты, когда этот роман был начат.
Автор долго думал над созданием романа, и работал над ним продолжительное время. Ему хотелось утвердиться на литературном поприще, создав произведение, которое смогло бы удивить его современников. Впечатления, произведенные на писателя от прочтения «Евгения Онегина» Пушкина, придали уверенности в собственных силах, и настроили на творческий лад.
Находясь в ссылке на Кавказе, побывав во многих казачьих станицах, селениях горцев, писатель определил сюжетную линию своего замысла, и начал работу. Созданные части романа публиковались как отдельные произведения, полностью роман вышел в печать в 1840 году, что и стало годом написания.
Название книги автор сделал говорящим – “Герой нашего времени” В образе Григория Печорина Лермонтов хотел показать мысли и чувства того поколения, собрав в нем характеристики молодых людей той эпохи – в этом смысл названия книги!
Каждый его современник может быть Печориным!
Основная тема «Героя нашего времени» – лишний человек. Печорин намного умнее и дальновиднее остальных, но в этом его беда. Окружающие его люди, может быть, не так умны и дальновидны, но они живут настоящими чувствами: они любят, страдают, сочувствуют. Печорин считает себя выше всего этого: он холодный, расчетливый и циничный молодой человек, не подвластный эмоциям.
Произведение Лермонтова «Герой нашего времени» было создано в эпоху «безвременья». Социально – политическая подоплека этого романа ясно дает понять, что государство, уничтожившее деятельных и прогрессивных молодых людей, стремящихся к изменению устаревшего уклада жизни, в последующем поколении убило все стремления.
На смену деятельным декабристам, взывающим к светлым идеалам, пришло новое, потерянное поколение, разочаровавшееся в высоких стремлениях в служении родине, и пресыщенное светской жизнью.
Смысл «Героя нашего времени» – это показательное отображение эпохи, предостережение будущему поколению. Это яркий пример того, как можно быть умным, образованным человеком, но потерять себя, суть своего существования.
Проблематика отношений Печорина с обществом раскрывает разные грани его характера, герой вызывает как антипатии, так и симпатии к своей личности, в этом и проявился психологизм всего произведения в целом.
Композиция
Проводя в «Герое нашего времени» анализ произведения, необходимо разобрать композицию романа. Главная его особенность – хронологическая несогласованность эпизодов. Части романа следуют не по порядку, действия, которые в них происходят, совершенно непоследовательны. Таким выразительным способом автор выражает основную мысль романа. Такая неординарная идея автора приводит читателя к выводу, что судьба человека не зависит от окружающих событий и их последовательности, а находится в зависимости лишь от его разума.
Непоследовательное расположение каждой главы приводит к тому, что читатель раскрывает потаенные уголки души Печорина, проникается его сознанием, и глубиной его проблем.
Композиция романа очень сложная по своему построению, сочетание разных жанров повествования под одной «шапкой» стали новым шагом в литературном творчестве. Именно такое построение романа, глубокое и постепенное вникание в сущность Печорина, вызвало неподдельный восторг читающей публики.
Критики отметили сходство героев Печорина и Онегина. То, чему учит произведение поэта, остается всегда актуальным – найти смысл жизни и целеустремленно следовать к цели.
Главные герои
О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Героя нашего времени».
Романтическое направление присутствует во всех повестях, его жанровое своеобразие, включающее в себя несоответствие хронологии, характеристика героя, данная с разных позиций – все это определяет произведение писателя как социально-психологический роман. В состав романа вошли повести разных жанров литературы, такие как: путевой очерк, где присутствуют элементы новеллы, и повести в виде дневника, и светская повесть. Ранее в русской литературе использовался такой метод – создание нескольких повестей, входящих в сборник под авторством одного рассказчика, Лермонтов преобразил и дополнил этот способ, преобразив цикл нескольких повестей в одно общее произведение. Так возник психологический роман.