педагог мастерски владеющий навыками soft skills

Мастер-класс «Развитие Soft skills компетенций у педагогов ДОУ»

педагог мастерски владеющий навыками soft skills. Смотреть фото педагог мастерски владеющий навыками soft skills. Смотреть картинку педагог мастерски владеющий навыками soft skills. Картинка про педагог мастерски владеющий навыками soft skills. Фото педагог мастерски владеющий навыками soft skills Якуш Ольга
Мастер-класс «Развитие Soft skills компетенций у педагогов ДОУ»

Авторы: Стегнина Н. С., Якуш О. Е

Целевая группа: педагоги ДОУ

Продолжительность занятия: 2 часа

Оборудование,оснащение: медиа проектор, презентация, рулон бумаги (2 м, бумага формата А4, аудиозаписи с музыкой, цветная самоклеющаяся бумага разных цветов (5цветов, набор для каждой группы педагогов: ножницы, бумага, клей, фломастеры, карандаши, вырезанные ладошки из бумаги на каждого члена мастер-класса, набор вырезанных шляп из картона для каждой группы (синяя, зеленая, желтая, белая, черная, красная, стенд на каждую группу.

Используемые методы: метод словесного изложения, метод демонстрации, репродуктивный метод, беседа, метод мозгового штурма, метод упражнений, метод эмоционального стимулирования, метод работы под руководством, метод рефлексии.

Используемые приемы: интонационное выделение важных моментов изложения, подробное резюмирование каждого отдельного этапа деятельности, наводящие вопросы, побуждающие к актуализации знаний, жизненного опыта, прием обращения к мыслям, чувствам и действиям, прием использования метафор, прием саморефлексии, прием обратной связи.

Цель – развитие личностного и профессионального потенциала педагогов через soft skills компетенции

-способствовать личностному росту педагогов;

развивать коммуникативные навыки;

развивать навыки эффективного мышления;

-способствовать преодолению психологических барьеров, мешающих полноценному самовыражению;

— способствовать развитию профессионально значимых качеств личности педагогов, навыков самопознания и рефлексии;

— формировать внутреннюю позицию успешного педагога.

1. Организационный момент.

Рада всех приветствовать на мастер-классе. Сегодня мы работаем группами (участники делятся на группы).

Приветствие бумажными ладошками.

Сейчас предлагаю вам, используя ладошку, которая есть на столе для каждого из вас, неординарно поздороваться с членами группы. Вы можете раскрасить ее, что-то на ней нарисовать, написать (выполняется приветствие всех участников групп). Время выполнения – 5 минут.

А начать мне бы хотелось словами нашего президента, внимание на экран (Слайд 2): «Конкурентные преимущества получат те люди, которые не просто обладают набором интересных и важных знаний, а обладают тем, что сегодня называют soft skills, обладают и креативным, и плановым, и другими мышлениями».

И если для сферы дошкольного образования сегодня стали уже вполне понятными такие инструменты как робототехника, Lego-конструирование и даже 3D-моделирование, то следующий уровень базовых навыков, требуемый обществом, — soft skills — пока еще знаком далеко не всем.

Поэтому, наша задача сегодня разобраться, что такое soft skills, зачем педагогу их развивать, а главное – КАК их можно развить.

Перед вами на экране определение Soft skills (“мягкие”, “гибкие” навыки, слайд 3)комплекс неспециализированных, надпрофессиональных навыков, которые отвечают за успешное участие в рабочем процессе, высокую производительность труда и являются сквозными, то есть не связанными с конкретной предметной областью. Другими словами, именно эти навыки являются основой и гарантом профессиональной успешности педагога. Это означает, что личная эффективность уже не бонус или опция, а абсолютный must have для специалиста, претендующего на успешную реализацию в профессии. Об этом же говорится и в Профессиональном стандарте.

И еще один нюанс. Личностный ресурс педагога — один из главных факторов, влияющих на развитие детей. Чем младше дети, тем влияние личности педагога, как правило, выше. Считаю, что педагог — это модель мира для ребенка. И только педагог, обладающий необходимыми навыками, может развить их и в своих воспитанниках. То есть, важно понимать какой образ взрослого вы транслируете своим воспитанникам, и в какой среде они будут в итоге расти.

Теперь определим, что включает в себя soft skills?

На слайде следующие характеристики:

-работа с документами

-работа с оборудованием, средства обучения

-ИКТ-компетенции

-способность к системному мышлению, креативному мышлению

-слушание и понимание собеседника

разрешение конфликтных ситуаций

Группы представляют свои модели.

Предлагаю коллегам оставить наши модели на время. К ним мы вернемся позже.

А сейчас постараемся ответить на вопрос «Как развивать soft skills

Перед вами следующий слайд (5, в котором выделено пять навыков, на которые стоит обратить внимание педагогам.

Навык эффективного общения (особенно личного). Умение слушать, убеждение и аргументация, построение и поддержание отношений с родителями, ведение “переговоров”, проведение презентаций, базовые навыки самопрезентации, публичные выступления.

Умение работать в команде. Эмпатия, нацеленность на результат, умение слышать коллег. Опять же, это прежде всего влияет на общие показатели образовательного учреждения, а значит, на рейтинг, финансирование и пр.

Понимание влияния технологий на работу. Способность гибко реагировать на новые требования, например, цифровизацию образовательного процесса. Это уже норма, которая в том числе сказывается на финансовых показателях педагога.

Способность мыслить критически и не бояться высказывать свое мнение. Способность к системному мышлению, креативному мышлению, структурному мышлению, способность искать и анализировать информацию, принимать решения.

Умение управлять собой (self-managment). Управление эмоциями, управление стрессом, управление собственным развитием, тайм-менеджмент, рефлексия, использование обратной связи. Всё то, что сейчас принято называть эмоциональным интеллектом.

Как показывает практика, способность к системному мышлению, креативному мышлению, способность мыслить критически –проблемная зона педагогов. Из всех обязательных составляющих гибких навыков, сегодня остановимся на осознание креативности в себе и её развитии.

Развитое креативное мышление – это точилка для ума, или мышца, которую можно и нужно прокачать. Что мы и сделаем.

Итак, задание первое.

Упражнение «Неожиданные связи»

Цель: развивать оригинальность и гибкость мышления, стимулировать творческое воображение и фантазию; развитие коммуникативных навыков.

Пример — «автомат» и «морковь». Придумайте 3 отличия и 3 сходства между предметами, а также составьте с ними несколько предложений.

О чем заставило задуматься это упражнение? (обсуждение по 2 минуты на каждую группу)

Упражнение «Сумка. Нестандартные способы применения»

Цель: развитие креативных и коммуникативных способностей участников; содействие развитию творческого воображения, любознательности, смелости и гибкости мышления.

Для групп задание одно: Вспомните 3 предмета, которые находятся у вас в сумке, и расскажите, как можно применить их в работе с детьми, родителями (использовать гаджеты запрещено).

Время выполнения задания – 5 минут.

Педагоги, всем известный факт, что рисование развивает оба полушария мозга и дает толчок всем интеллектуальным компетенциям. Поэтому, следующее задание мы будем рисовать.

Упражнение «Сумасшедший архитектор»

Цель: умение работать в команде, принимать решения, развитие творческого мышления.

Каждая группа записывает 10 предметов на лист формата А4: колесо, слон, деньги, планшет, ноутбук, ряженка, леопард, автомобиль, кровать, коляска. (Города, фамилии, названия и нематериальные объекты использовать нельзя).

Необходимо нарисовать рисунок на 2-х метровом рулоне бумаги, в котором будут присутствовать все перечисленные предметы, связанные в одном сюжете. Можно использовать все, что есть на столах. Во время рисования, каждый педагог рисует то правой, то левой рукой. Это – обязательное условие упражнения.

Суть заключается в том, что предлагается дорисовать картинку со множеством значений. Для развития креативности нужно найти такое значение картинки, что не сразу приходит на ум.

Цель: развитие креативного, системного, структурного мышления.

Перед вами самый простой друдл (на слайде, посмотрите и попробуйте назвать все варианты того, что здесь может быть нарисовано.

Время выполнения 10-15 минут.

Упражнение «Фантастические гипотезы «Если бы…»

Цель: развитие воображения, развитие гибкости мышления.

— Если бы у вас было дерево, на котором растут деньги, то…

— Если бы вы поймали золотую рыбку, то …

— Если бы все люди стали бессмертными, то…

— Если бы у вас был клон который бы выполнял все ваши команды, то…

— Если бы я могла летать…

— Если бы я понимала язык животных и растений…

— Если бы люди сразу (в ту же минуту) получали за свои дела…

— Если бы пропало слово “если”…

Время выполнения 15 минут.

Цель: развитие творческих способностей, поиска нестандартного решения поставленной задачи, умение работать коллективно.

Участники команд, используют ножницы и бумагу формата А4,и дается задание: изготовить такую арку, чтобы через нее смог пройти любой из участников или все по очереди. Продемонстрировать как можно больше способов.

Вопросы для обсуждения:

1. Кому сначала казалось, что выполнить упражнение невозможно?

2. Часто ли возникают такие ситуации?

3. Кто подсказал решение или это коллективное?

Упражнение «Шесть шляп мышления» Слайд

Цель: повысить эффективность любой мыслительной работы. В его основе лежит идея о параллельном мышлении.

Упражнение выполняется за счет разделения мыслительного процесса на шесть отдельных режимов – шляп, отличающихся цветом. Аналогично тому, как полноцветная печать делает возможным создать цветную картинку, метод шести шляп предлагает произвести такой же процесс с мышлением. Думание обо всём одновременно должно быть заменено применением различных мыслительных аспектов по очереди. В итоге все аспекты собираются воедино и получается «полноцветное мышление».

В каждой команде назначается модератор, который управляет процессом и следит за дисциплиной. Модератор всегда находится под синей шляпой, ведёт записи и резюмирует полученные результаты.

Ведущий обозначает вопрос, на который необходимо всей команде найти ответ. Каждый вопрос соответствует определенному цвету шляпы. Таким образом, вся команда «образно» надевает тот цвет шляпы, вопрос которой представлен на слайде. Ответ фиксируется письменно на каждой шляпе. Вопросы для обеих команд – одинаковые и находятся на слайде.

Вся команда работает над ответами на вопросы. Далее, каждая команда представляет свои ответы.

Время работы 10-15 минут.

Упражнение «Закончи модель»

Педагоги дорабатывают модели и делятся результатом.

Коллеги. Пришло время подведения итогов нашей работы и прошу вас ответить на последний вопрос- с какими мыслями, желаниями и настроением вы покидаете мастер-класс? (ответы педагогов)

Выводы. Сегодня мы убедились, что понятие современного педагога –многогранно и имеет преимущественное значение. Те личностные качества, которые позволяют нам быть дисциплинированным, ответственным, лидером, иметь стратегическое и многозадачное мышление, инициативность, организационные навыки, помогут нам добиться наиболее эффективных результатов в нашей работе, однако их необходимо развивать, создавая для этого подходящие условия, где навыки смогут не только продолжать свое формирование, но и отражаться в реальном поведении. По отношению к ребенку воспитатель не может соотноситься с понятием «вчерашний педагог», педагог- ключевая фигура, влияющая на развитие soft skills у детей дошкольного возраста. С какими качествами и компетенциями он войдет в мир ближайшего будущего- зависит от нас с вами.

Источник

Soft skills учителя будущего

Цифровизация — тренд, который захватил почти все сферы нашей жизни, и образование не исключение. Все больше учителей осознают необходимость технологий в учебном процессе.

Если раньше педагог играл роль передатчика знаний, то в 2021 году у нас есть безграничный доступ к информации. Пара кликов и ты без учебника знаешь, когда закончилась Столетняя война и сколько длилось татаро-монгольское иго.

Сейчас учитель — это организатор познавательной деятельности. И главная его задача не дать ученикам информацию, а преподнести ее так, чтобы знания усвоились.

Помимо того, что новые инструменты, которые подарила цифровизация, мотивируют и вовлекают учеников, они позволяют оставаться с ними на одной волне. Но для того чтобы грамотно применить их, учителям нужные новые soft skills. Об этом и поговорим в сегодняшней статье.

В простой модели профессиональных компетенций навыки разделяют на soft skills (гибкие) и hard skills (жесткие).

Hard skills — узкие профессиональные навыки, которые нужны для решения конкретных задач в повседневной работе. Они неизменны для конкретной профессии и не зависят от того, в какой компании или коллективе работает человек. Их легко измерить с помощью тестов или экзаменов.

Пример: владение английским языком, умение водить машину, создание логотипа в фотошопе, программирование и т.д.

Soft skills (с англ. «мягкие навыки») — универсальные социально-психологические качества, которые не всегда связаны с должностью напрямую, но влияют на успешность сотрудника.

Пример: креативность, умение работать в команде, тайм-менеджмент, критическое мышление.

В профессии учителя можно выделить те же группы навыков. Hard skills — это, например, умение учителя грамотно передавать информацию, четко планировать урок, следить за атмосферой в классе и т.д.

А мягкими навыками могут быть: терпение, чувство юмора и готовность выйти за рамки формальностей. Например, если мы говорим о школьниках, простить ученику мелкую погрешность, когда он вместо трех клеток в тетради отступил две.

Теперь перейдем к качествам, которые помогут современным учителям завоевать сердца поколения Z.

Итак, чтобы ученики сами спешили на урок и охотно выполняли домашние задания, педагогу нужно:

Сейчас этим не удивишь даже пятилетку, поэтому информацию нужно подавать разными способами: создавать обучающие викторины, квесты, делать интерактивные презентации с интересными схемами и персонажами. Вашими помощниками могут стать:

Конечно, не забываем, что дополнительный плюсик в карму получает учитель, который знает, что такое скидывать в «облако» материалы урока, беседы в мессенджерах и т.д.

2. Видеть возможности

Сейчас нет ни одного предмета, где нельзя было бы применить технологии — причем как в очном формате, так и во время онлайн-занятий. Даже в уроки трудов для девочек можно внести что-то новое. Например, предложить ученицам скачать мобильное приложение с конструктором блюд и предложить конкурс на самый необычный рецепт.

Во время физкультуры можно устроить соревнование на самую большую пройденную дистанцию, а затем раз в неделю измерять результаты, используя мобильный шагометр.

У большинства российских школ нет дорогого оборудования в виде шлема виртуальной реальности или планшетов, но здесь речь идет об умении использовать доступные сервисы и устройства, ведь телефон и выход в интернет есть у каждого обучающегося. Проявляйте креативность.

Например, «Учитель года России» 2020 по версии Mail.ru, Дианы Минец есть собственный стикерпак — серия эмодзи, похожих на нее, которые она активно использует в своих презентациях. Такие мелочи привлекают внимание учеников и повышают их интерес к учителю и предмету.

3. Помнить о главном — своей личности

Технологии только помощники учителя. 80% эффективности уроков зависит от того, какой личностью вы являетесь.
У каждого ведь в вузе был преподаватель, с лекций которого хотелось убежать, но был и тот, у которого не хотелось упускать и минуты. Харизма, энергетика, характер — называйте это, как хотите, но обаяние все же играет роль.
В целом, старайтесь изучить аудиторию, для которой преподаете. Посмотрите, что им интересно, какие фильмы они смотрят, во что играют и что слушают. Так вы вызовете лояльность. Мир не стоит на месте и, если учитель до сих пор считает, что информацию для доклада нужно искать в местной библиотеке и до сих пор умеет пользоваться только телефоном-ракушкой, современные ученики будут воспринимать его как динозавра, которому каким-то образом удалось дожить до наших дней.

Быть на одной волне с учениками = вызывать их доверие и уважение, а авторитет учителя — еще один важный показатель, от которого зависит эффективность занятий с ним. Помните, что конечная цель учителя не научить, воспитать и развить, а сделать так, чтобы ученики захотели этого сами!

Спасибо, что остаетесь с нами. Не забывайте подписываться на наш Telegram-канал, где вы всегда найдете подборки с полезными ресурсами, анкеты для оценки обучающих продуктов и актуальные новости мира онлайн-образования.

Источник

Soft skills – что это такое и где этому научиться

Какие навыки называют гибкими, и кому они нужны

педагог мастерски владеющий навыками soft skills. Смотреть фото педагог мастерски владеющий навыками soft skills. Смотреть картинку педагог мастерски владеющий навыками soft skills. Картинка про педагог мастерски владеющий навыками soft skills. Фото педагог мастерски владеющий навыками soft skills

педагог мастерски владеющий навыками soft skills. Смотреть фото педагог мастерски владеющий навыками soft skills. Смотреть картинку педагог мастерски владеющий навыками soft skills. Картинка про педагог мастерски владеющий навыками soft skills. Фото педагог мастерски владеющий навыками soft skills

Какие бывают навыки

Hard skills, или жёсткие навыки — профессиональные или технические навыки. Мы получаем их в процессе обучения и оттачиваем, применяя в работе. Жёсткие навыки поддаются довольно точному измерению: можно определить и указать свой уровень английского, степень владения той или иной программой, опыт вождения.

Soft skills, или гибкие навыки — универсальные навыки, не связанные с определённой профессией или специальностью. Они отражают личные качества человека: его умение общаться с людьми, эффективно организовывать своё время, творчески мыслить, принимать решения и брать на себя ответственность.

Кому и зачем нужны гибкие навыки

В современном мире гибкие навыки необходимые для достижения профессионального и личного успеха. Они считаются критически важными при трудоустройстве, обеспечивают быстрое построение карьеры и высокий заработок.

Топ-10 гибких навыков 2020 года

В 2016 году на Всемирном экономическом форуме в Давосе были сформулированы десять гибких навыков будущего, которые к 2020 году понадобятся специалисту в любой профессии:

педагог мастерски владеющий навыками soft skills. Смотреть фото педагог мастерски владеющий навыками soft skills. Смотреть картинку педагог мастерски владеющий навыками soft skills. Картинка про педагог мастерски владеющий навыками soft skills. Фото педагог мастерски владеющий навыками soft skills

Модель «4К»

В нашей стране десять гибких навыков будущего превратились в более простую и понятную модель «4К». Это четыре ключевых компетенции, названия которых начинаются на букву К. Их необходимо развивать каждому школьнику, чтобы в будущем быть востребованным на рынке труда.

Вот эти компетенции:

Что дают гибкие навыки

Гибкие навыки необходимы не только для построения карьеры. Они помогают успешно учиться и взаимодействовать с близкими людьми — родителями, родственниками, друзьями. Умение общаться и ясно излагать свои мысли помогает, например, быстро захватить внимание аудитории во время доклада или защиты курсовой, произвести хорошее впечатление на устном экзамене. Способность управлять своими эмоциями спасает от приступов плохого настроения, мешающих продуктивно заниматься. Умение управлять временем и выстраивать приоритеты позволяет сэкономить силы при подготовке к экзаменам, а навык планирования помогает быстрее достигать поставленных целей.

Необходимость гибких навыков подтверждают и в академической среде. Например, в 2018 году в Беларуси провели исследование востребованности гибких навыков для специалистов в IT. Изучали стереотип, что «технарям» необязательно уметь общаться, быстро принимать решения или управлять другими людьми.

Учёные опросили 262 сотрудника и руководителя IT-компаний. 97,4% из них назвали гибкие навыки необходимыми для их работы. Для сотрудников сервисных IT-компаний самыми актуальными оказались:

Как развивать гибкие навыки

Спортивные, настольные, интеллектуальные игры

Квесты. Учат нестандартно мыслить, быстро определять проблему и находить решение, распределять роли в команде, прислушиваться к мнению других, аргументировать свою точку зрения.

Спортивное ориентирование. Тренирует умение быстро думать, принимать решения, руководить и подчиняться, помогать другим членам команды, чувствовать и правильно определять время.

Настольные игры. Для развития гибких навыков подойдут не все настольные игры, а лишь те, которые требуют постоянного взаимодействия с другими игроками, умения распознавать эмоции, быстро принимать решения, договариваться, предугадывать действия игроков: «Манчкин», «Мафия», «Монополия».

Спортивные игры. Эстафеты, командные игры (футбол, волейбол, баскетбол) тренируют лидерские качества, дисциплинированность, умение воспринимать критику и достойно принимать поражения.

Проектная работа в школе

Во время выполнения школьных проектов развиваются умения распределять роли, руководить и подчиняться, обсуждать тему, приводить аргументы, анализировать информацию и делать выводы, тренируются навыки планирования и выступления на публике.

Внеурочная деятельность в школе

Для развития гибких навыков полезно принимать участие в подготовке праздников, выступлений, конкурсов, викторин. Драматический кружок или школьный КВН научат находить общий язык с разными людьми и уверенно держаться на сцене. Выпуск школьной стенгазеты научит понимать людей и их потребности, работать с информацией, предлагать разные варианты решения проблем. Чем разнообразнее внеурочная деятельность, тем больше гибких навыков можно приобрести.

Образовательные лагеря

Образовательный лагерь — одна из новых современных форм обучения, позволяющая одновременно тренировать и жёсткие, и гибкие навыки. В любом образовательном лагере обязательно есть два направления:

Курсы и тренинги

Многим гибким навыкам можно научиться на специальных тренингах или курсах, проходящих очно и онлайн. Курсы в интернете подойдут для обучения тайм-менеджменту и креативности, а вот коммуникативным и командным навыкам лучше обучаться очно. Существуют специальные курсы для подростков, развивающие навыки общения и совместной деятельности. Полезны для развития гибких навыков и тренинги по профориентации и самоопределению — они помогут определить сильные и слабые качества и понять, какие гибкие навыки уже освоены на достаточном уровне, а какие необходимо развивать.

Что нужно запомнить

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Источник

Надпрофессиональные навыки учителей

Гизатуллина Анна Вячеславна
канд. пед. наук, доцент, Казанский федеральный университет, Елабужский институт
Шатунова Ольга Васильевна
канд. пед. наук, доцент, Казанский федеральный университет, Елабужский институт

Аннотация: В последнее время усиливается роль soft skills в процессе профессионального развития сотрудников всех организаций. Однако важность и необходимость владения soft skills педагогами, а значит и формирования их у студентов, обучающихся на педагогических направлениях, пока не осознается в должной мере многими участниками образовательного процесса. В статье рассмотрено понятие надпрофессиональных навыков (soft skills) и определена значимость данных навыков для развития специалиста в педагогической сфере. Приводятся данные анкетирования школьных учителей, преподавателей СПО и вузов, касающийся их оценки важности soft skills в педагогической деятельности. Наиболее сформированными у педагогов оказались умение вести диалог и управление обучающимися, наименее эмоциональный интеллект и умение вести переговоры.
Ключевые слова: надпрофессиональные навыки, soft skills, универсальные компетенции, общепрофессиональные компетенции, педагогическое образование

Soft skills of teachers

Gizatullina Anna Vyacheslavna
candidate of pedagogical Sciences, associate Professor, Kazan Federal University, Elabuga Institute
Shatunova Olga Vasilyevna
candidate of pedagogical Sciences, associate Professor, Kazan Federal University, Elabuga Institute

Abstract: In recent years, the role of soft skills in the professional development of employees of all organizations. However, the importance and necessity of soft skills possession by teachers, and hence their formation among students studying in pedagogical directions, is not yet realized in due measure by many participants of the educational process. The article considers the concept of professional skills (soft skills) and determines the importance of these skills for the development of a specialist in the pedagogical sphere. The data of the survey of school teachers and teachers concerning their assessment of the importance of soft skills in teaching are given. The most formed teachers were the ability to dialogue and management of students, the least emotional intelligence and the ability to negotiate.
Keywords: soft skills, generic competencies, General professional competencies, teacher education

Сегодня в науке не существует однозначного толкования понятий, обозначающих непредметные, надпрофессиональные компетентности специалиста, в частности: «мягкие навыки», «ключевые компетентности (навыки)», «универсальные компетентности (навыки)», «навыки XXI века», «метапредметные навыки (умения)», soft skills. Например, в Оксфордском словаре «мягкие навыки» или soft skills определяются как личные качества человека, которые делают возможным более эффективное и гармоничное взаимодействие с другими людьми [2].

Отечественные исследователи А.И. Ивонина, О.Л. Чуланова и Ю.М. Давлетшина дают интегрированное определение мягких компетенций (soft skills). По их мнению, soft skills – «это социально-трудовая характеристика совокупности знаний, умений, навыков и мотивационных характеристик работника в сфере взаимодействия между людьми, умения грамотно управлять своим временем, умения убеждать, ведения переговоров, лидерства, эмоционального интеллекта, обладающих эмерджентностью, необходимых для успешного выполнения работы и соответствующих требованиям должности и стратегическим целям организации, это характеристика потенциального качества, позволяющего описать практически все элементы готовности персонала к эффективному труду в заданной ситуации на рабочем месте в трудовом коллективе» [4, с. 4].

А.В. Веткина дает следующее определение двух групп навыков: hard skills ‑ умения и навыки в области формализованной профессиональной базы (профессии); soft skills ‑ менее формализованные навыки и умения, необходимые в любой профессии [1].

Разработчики международного проекта «Ключевые компетентности и новая грамотность» предлагают использовать термин «универсальные компетентности», понимая компетентность, как «способность эффективно мобилизовать (выбирать и использовать наиболее подходящие) знания и умения для решения задач, в том числе в новых нестандартных ситуациях». При этом подчеркивается, что универсальность данных компетенций отражает как их массовый (необходимый для всех) характер, так и неограниченность их какой-либо конкретной сферой деятельности [5].

В данном исследовании мы используем формулировку «надпрофессиональные навыки» или soft skills, в отличие от hard skills, понимаемых нами как профессионально обусловленные навыки (компетенции).

Изучением проблем «мягких» и «твердых» (профессиональных) навыков (soft skills и hard skills) в разное время занимались О.В. Баринова, Н.В. Жадько, М.А. Чуркина, А.Н. Мирошниченко, А.М. Новиков, М.А. Чошанов, О.Л. Чуланова и др. В настоящее время в отечественной науке общими вопросами формирования soft skills занимаются многие исследователи и преподаватели вузов, в частности А.И. Ивонина, О.Л Чуланова, Л.В. Чернецова, А.В. Веткина, Е. Кулик и др. Интересными, на наш взгляд, являются публикации, освещающие проблему формирования и развития soft skills в педагогической сфере (Т.А. Яркова, И.И. Черкасова, А.С. Патлина, Е.Д. Попова и др.).

В 2016 году на Мировом экономическом форуме в Давосе (Швейцария) были сформулированы основные soft skills (или мягкие навыки), необходимые человеку в XXI веке для успешной профессиональной деятельности и повседневной жизни. Они представляют собой комплекс навыков или компетенций, которые можно было бы назвать метапредметными или общими для различных видов деятельности, и включают в себя некоторые характерные черты когнитивной и в целом интеллектуальной деятельности, эмоционального интеллекта, управления собственной деятельностью и конструктивного взаимодействия с другими людьми [6].

Мы считаем, что вопросы развития soft skills у людей, занимающихся педагогической деятельностью, заслуживают особого внимания, так как именно они призваны формировать «гибкие навыки» у подрастающего поколения. Т.А. Яркова и И.И. Черкасова справедливо отмечают, что поскольку профессия учителя является публичной, то особо значимыми выступают навыки самопрезентации; умения выстраивать отношения со всеми участниками образовательного процесса; способность и готовность решать творческие задачи; проявлять лидерские качества [7, с. 223]. Эти навыки и умения становятся особенно актуальными в эпоху цифровизации, характеризующейся процессами трансформации как общества в целом, так и образования в частности, что влечет за собой трансформацию понятия педагогической профессии [3].

Определим содержание основных soft skills применительно к педагогической деятельности.

1. Комплексное многоуровневое решение педагогических проблем. Данная компетенция предусматривает самостоятельное определение проблемы и всего комплекса обуславливающих ее причин и источников; выявление и устранение причины возникновения ситуации, а не ее следствий; системный междисциплинарный подход к решению задач. Педагог должен быть способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений.

2. Критическое мышление как профессионально-ориентированный вид мышления, способствующий продуктивности педагогической деятельности. Компетенция предполагает сомнение в достоверности всей поступающей информации, уже существующих правил и даже своих представлений о мире; выбор в качестве основы для решений и действий фактов, а не информации. Согласно ФГОС ВО педагог должен быть способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач.

3. Креативность как способность к творческому поиску, нестандартному решению педагогических задач, характеризующаяся критериями: скорость (продуктивность) и гибкость мысли, оригинальность, любознательность, точность и смелость. Означает навык в создании ситуации сомнения в достоверности всей поступающей информации, уже существующих правил и даже своих представлений о мире; выбора в качестве основы для решений и действий фактов, а не просто полученной информации.

4. Управление людьми (обучающимися). Эта компетенция предполагает навык создания условий раскрытия творческого потенциала и максимальных достижений у окружающих людей; сочетание наличия «видения» решения ситуации и организации людей на воплощение этого «видения».

5. Сотрудничество с другими (коллегами, руководством, родителями, обучающимися, внешними партнерами). Данная компетенция предполагает умение выстраивать взаимодействие с участниками образовательного процесса на различных уровнях от обмена информацией до обмена смыслами; создание общего поля деятельности по решению образовательных задач.

6. Эмоциональный интеллект. Это подразумевает наличие навыков: распознавания эмоций и понимания намерений других людей; управления собственными эмоциями и состояниями; влияния на эмоции и эмоционального состояния окружающих.

7. Суждение и принятие решений. Компетенция предполагает навыки формирования собственного мнения и смелость в принятии самостоятельных решений и их последствий.

8. Клиентоориентированность. Данная компетенция означает навык взаимодействия с окружающими и решения проблем людей на основе понимания их ценностей и потребностей.

9. Умение вести переговоры. Это навык коммуникации с позиции переговорного процесса, направленного на долгосрочное сотрудничество; убедительное донесение своей позиции через вербальные и невербальные техники с учетом специфики и интересов второй стороны переговоров.

10. Когнитивная гибкость. Предполагает оперативное переключение с одной мысли на другую, а также обдумывание нескольких идей и задач одновременно.

11. Селф-менеджмент. Компетенция предполагает многоуровневый процесс самоорганизации и самореализации личности педагога.

В рамках исследования авторами статьи в 2019 году был проведен анкетный опрос школьных учителей, преподавателей СПО и вузов, касающийся их оценки важности soft skills в педагогической деятельности. Общая выборка составила 110 опрошенных. Были получены следующие данные.

Наиболее сформированными с точки зрения всех респондентов являются следующие компетенции: умение вести диалог и управление обучающимися. Преподаватели СПО и школьные учителя также выделили компетенции «сотрудничество с другими» и «умение управлять собой, своим профессиональным и личностным развитием». При этом школьные учителя выделили как наиболее сформированную у себя компетенцию «управление собственным эмоциональным состоянием, оказание влияния на эмоции учащихся». Тогда как преподаватели вузов более высоко сформированными у себя и коллег сочли компетенции «ориентированность на развитие обучающихся» и «суждение и принятие решений в педагогической деятельности».

При этом все три группы опрошенных выделили как наименее сформированную у себя и коллег компетенцию «комплексное многоуровневое решение педагогических проблем».

В результате исследования мы пришли к следующим заключениям:

1. Несмотря на терминологическое разнообразие содержания понятия надпрофессиональных навыков (soft skills), выделить компетенции, имеющие наиболее важное значение для успешной профессиональной деятельности педагогов.

2. Проведенное анкетирование школьных учителей, преподавателей СПО и вузов показало, что наиболее сформированными у практикующих педагогов являются такие компетенции, как умение вести диалог и управление обучающимися.

3. К сожалению, такие наиболее значимые для учителя надпрофессиональные навыки как эмоциональный интеллект и умение вести переговоры, не закреплены в Федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования, что позволяет предположить отсутствие целенаправленной работы по формированию данных навыков в процессе обучения будущих учителей.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *